Психология аномального развития ребенка и подростка

Психология аномального развития ребенка и подростка thumbnail

    Развитие
    психики аномальных детей подчиняется
    тем же основным закономерностям, которые
    обнаруживаются в развитии нормального
    ребенка:

    • цикличность
      психического развития;

    • неравномерность
      психического развития;

    • развитие
      отдельных психических функций на базе
      сформированных ранее;

    • пластичность
      нервной системы;

    • соотношении
      биологических и социальных факторов
      в процессе психического развития.

    Зная
    их, можно продуктивно искать пути,
    факторы и направления развития различных
    категорий детей с отклонениями. Надо
    различать и общие закономерности
    отклоняющегося развития:

    • снижение
      способности к приему, переработке,
      хранению и использованию информации;

    • трудность словесного
      опосредования;

    • замедление
      процесса формирования представлений
      и понятий об окружающей действительности;

    • риск
      возникновения состояний
      социально-психологической
      дезадаптированности (по В.И. Лубовскому).

    В.В.
    Лебединский на основе представлений
    отечественных и зарубежных ученых (Л.С.
    Выготский, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев,
    Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию
    видов психического дизонтогенеза
    (разных форм нарушения нормального
    онтогенеза). Критерием деления стало
    учение об основных нарушениях психического
    развития человека:

    • ретардация
      (задержанное развитие) — запаздывание
      или приостановка всех сторон психического
      развития или преимущественно отдельных
      компонентов;

    • дисфункция
      созревания;

    • поврежденное
      развитие — изолированное повреждение
      какой-либо анализаторной системы или
      структур головного мозга;

    • асинхрония
      — диспропорциональное психическое
      развитие при выраженном опережении
      темпа и сроков развития одних функций
      и запаздывании или выраженном отставании
      других.

    Итак,
    к основным видам дизонтогенеза
    относят:

    • отклонения
      по типу ретардации и дисфункцию
      созревания (умственная отсталость,
      задержка психического развития);

    • отклонения
      по типу повреждения (органическая
      деменция, тяжелые нарушения анализаторных
      систем);

    • отклонения
      по типу асинхронии с преобладанием
      эмоционально-волевых нарушений (ранний
      детский аутизм, психопатии).

    На
    тип возникшей у ребенка дизонтогении
    влияют так называемые параметры
    дизонтогенеза. В соответствии с
    представлениями М.С. Певзнер, В.В.
    Лебединского, Э.Г. Симерницкой называют
    такие параметры, как:

    • время
      и длительность воздействия повреждений
      (возрастная обусловленность дизонтогении).
      Чем раньше произошло поражение, тем
      вероятнее является недоразвитие
      психических функций;

    • этиология
      (причины и условия возникновения
      нарушений);

    • локализация,
      интенсивность и распространенность
      патологического процесса. Локальные
      формы: дефекты отдельных анализаторных
      систем. Системные нарушения:
      интеллектуальные дефекты (УО, ЗПР);

    • степень
      нарушения межфункциональных связей и
      иерархических координации. При общем
      повреждении нервной системы в первую
      очередь страдают те функции, которые
      находятся в сенситивном периоде
      развития.

    Нарушения
    психического развития могут иметь
    частный и общий характер. Частные
    нарушения — это нарушения в деятельности
    анализаторов: зрения, слуха, речи,
    движений.

    Общие
    нарушения функций головного мозга
    связаны с деятельностью регуляторных
    систем.

    Поражения
    мозга на подкорковом уровне приводят
    к снижению уровня бодрствования,
    постоянному снижению работоспособности.
    На этом же уровне поражений встречаются
    нарушения элементарных эмоций —
    беспричинные вспышки ярости, чувство
    общей тоски, тревоги и т. д.

    При
    поражениях головного мозга на уровне
    коры происходит специфическое нарушение
    интеллектуальной деятельности:
    недостаточность функций целеполагания,
    программирования и контроля. Поражение
    лобных отделов головного мозга приводит
    к нарушению произвольности целенаправленной
    деятельности. Ребенок испытывает
    трудности с планированием выполнения
    ряда заданий, отмечается неустойчивость
    произвольного внимания, теряется функция
    контроля и критического отношения к
    результатам деятельности.

    Чем
    раньше произошло поражение, тем вероятнее
    будут проявления недоразвития психики.
    При более поздних поражениях характерны
    повреждения и распад ранее сформированных
    функций. Каждая функция в ходе своего
    развития проходит сенситивный период
    с наибольшей интенсивностью развития,
    но в этот же период данная функция
    является наиболее уязвимой.

    Так,
    периодом формирования фразовой речи
    является возраст от 2 до 3 лет: проходит
    бурное накопление словарного запаса,
    усвоение лексико-грамматических
    конструкций. В это же время психические
    травмы, соматические заболевания,
    перенесенные в этот период, могут
    привести к возникновению заикания. В
    возрасте от 5 до 7 лет происходит
    формирование основных морально-этических
    чувств. Ребенок в этот период развивает
    навык произвольной регуляции эмоций,
    и повреждающие воздействия в этот период
    могут способствовать возникновению
    органической психопатии. Поэтому в этом
    же возрасте часто возникают и проявляются
    психопатические особенности характера:
    злобность, раздражительность, склонность
    к внезапным колебаниям настроения. В
    младшем школьном возрасте происходит
    становление логического мышления. У
    ребенка формируются понятия о сохранении
    числа, массы, объема, автоматизируются
    навыки чтения и письма.

    Недоразвитие
    какой-либо частной функции, не позволяющее
    освоить данный объем информации,
    социальная и педагогическая запущенность
    и т. д. могут привести к недостаточности
    либо задержке в формировании логического
    мышления. В подростковом возрасте
    происходит сложная гормональная
    перестройка организма и развивается
    ряд весьма существенных функций.

    В
    сфере мышления — развитие абстрактно-логического
    мышления, способность к установлению
    отдаленных связей.

    В
    сфере эмоций — прохождение стадии
    платонической любви, расширение сферы
    чувств и эмоций.

    В
    сфере мотиваций — изменение ведущих
    мотивов деятельности, формирование
    самостоятельной самооценки, шкалы
    ценностей, решение проблем общения со
    сверстниками и установление взрослого
    стереотипа отношений с родителями.

    В
    физиологическом плане подростковый
    возраст характеризуется большой
    интенсивностью влечений, сильным
    влиянием гормонального фона на
    деятельность головного мозга. За счет
    значительного разнообразия функций,
    бурно развивающихся в подростковом
    возрасте, неблагоприятные социальные
    и биологические воздействия в этот
    период приводят к разнообразным
    отклонениям. Это могут быть значительные
    изменения и искажения со стороны
    мышления, выступающие как начало
    шизофренического процесса. Нарушения
    со стороны эмоций и влечений закладывают
    фундамент будущих сексуальных девиаций.
    Недостаточная помощь со стороны взрослых
    при формировании мировоззренческих
    установок может привести к тяжелым
    личностным кризисам утраты смысла
    жизни. Трудности общения со сверстниками
    либо избыточные реакции группирования
    также могут наложить свой отпечаток на
    последующую жизнь человека в обществе.
    Возможно появление характерных для
    подросткового возраста невротических
    реакций в виде нервной анорексии,
    дисморфомании.

    В
    детском возрасте психические функции
    еще не стабилизировались. Недостаточная
    устойчивость психических функций может
    обусловить явления регресса — возврата
    функции на более ранний возрастной
    уровень. Различные события, вызывающие
    стресс и мобилизацию усилий организма
    на борьбу за выживание, приводят к
    явлениям временного регресса, т. е.
    временной утрате сформированных ранее
    навыков.

    Например,
    при тяжелых соматических заболеваниях
    дети первых лет жизни могут утрачивать
    навыки ходьбы, опрятности, перестают
    произносить слова. У детей старшего
    возраста, школьников явления временного
    регресса затрагивают прежде всего
    интеллектуальную и мотивационную сферу
    личности. Так, у детей, переживших шоковые
    психические травмы (после землетрясений,
    железнодорожных катастроф), отмечался
    возврат к более примитивным формам
    рисунка, утрата потребностей и интересов,
    свойственных возрасту, и появление
    эмоциональных форм реагирования и
    потребностей, характерных для более
    младшего возраста: страх темноты,
    одиночества, потребность в физическом
    контакте и т. д. Стойкий регресс — это
    устойчивый возврат на более ранний
    возрастной уровень, связанный с
    существенным повреждением функции.
    Такое состояние чаще всего связано с
    тяжелым психическим заболеванием —
    ранней детской шизофренией. Чаще регрессу
    подвергаются менее зрелые, недавно
    возникшие функции. Так, более вероятна
    утрата навыков чтения и письма, чем
    навыка ходьбы и приема пищи.

    Основными
    факторами, влияющими на продвижение в
    развитии ребенка с отклонениями,
    являются:

    1)
    биологические:
    характер и выраженность нарушения в
    зависимости от времени его приобретения,
    состояния здоровья ребенка;

    2)
    социальные:
    спонтанное обучение (воздействие
    социальной среды: семейное влияние,
    воздействие коллектива сверстников,
    отношения с взрослыми); организованное
    обучение неспециалистами — пребывание
    ребенка в детском саду или школе,
    систематические занятия с родителями,
    которые оказывают недостаточное влияние;
    специально организованное воспитание
    и обучение в домашних условиях, в закрытом
    учреждении, а также интеграция в среду
    нормально развивающихся сверстников,
    в результате которого происходит
    коррекция и компенсация нарушений
    развития ребенка; собственная психическая
    активность (интересы, склонности, эмоции,
    способность к волевому усилию,
    сформированность произвольных процессов).

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    1.Предмет
    и задачи психологии аномального
    развития. 

    Предмет:
    закономерности психического развития
    и особенности психической деятельности
    детей и взрослых с психическими и
    физическими недостатками.
    Что
    важно
    :
    психология аномального развития имеет
    дело с устойчивыми аномальными
    состояниями, вызванными нетекущим
    болезненным процессом, а отдаленными
    последствиями каких-то органических
    повреждений или нарушений формирования
    психических функций в результате крайне
    неблагоприятных социальных условий.

    Задачи:

    • изучение
      закономерностей и особенностей
      психического развития детей и взрослых
      с различными психическими и физическими
      недостатками в разных условиях, и прежде
      всего, в условиях коррекционного
      обучения;

    • создание
      методов и средств психологической
      диагностики нарушений развития;

    • разработка
      средств психологической коррекции
      недостатков развития;

    • психологическое
      обоснование содержания и методов
      обучения и воспитания в системе
      специальных образовательных учреждений;

    • психологическая
      оценка эффективности содержания и
      методов обучения детей с недостатками
      развития в разных условиях;

    • психологическое
      изучение социальной адаптации лиц с
      недостатками;

    • психологическая
      коррекция дезадаптации.

    2.
    Изучение закономерностей аномалий
    развития психики сосредоточено в сфере
    детской патопсихологии, дефектологии
    (специальной психологии и специальной
    педагогики) и детской психиатрии

    3.

    Аномальные
    дети

    дети,
    имеющие значительные отклонения от
    нормального физического или психического
    развития. Лежащие в основе этих отклонений
    аномалии, или дефекты (от лат. с1е}ес!из
    — недостаток, поэтому иногда применяется
    термин «дефективные дети»), могут быть
    врожденными и приобретенными. Причины
    возникновения врожденных аномалий
    очень разнообразны. В ряде случаев
    важную роль играют генетические
    (наследственные) факторы; однако выявление
    или невыявление наследственных влияний
    нередко определяетсяфакторами внешней
    среды. Врожденные аномалии могут
    возникнуть от непосредственных
    воздействий на развивающийся плод
    химических, механических, температурных
    влияний (интоксикация, травма, охлаждение),
    нарушения питания плода и т. д.

    Внутриутробная
    инфекция плода, напр., врожденный
    токсоплазмоз приводит иногда к тяжелым
    нарушениям эмбрионального развития—
    микроцефалии и гидроцефалии, врожденной
    слепоте и т. п.

    Приобретенные
    аномалии в основном являются последствиями
    перенесенных в раннем детском возрасте
    инфекционных болезней (эпидемического
    цереброспинального менингита,
    полиомиелита, кори, скарлатины, гриппа
    и др.). Сравнительно меньшую роль в
    возникновении приобретенных аномалий
    играют травмы, интоксикации и др. причины.

    «Психический
    дизонтогенез» —
     нарушение
    психического развития в детском и
    подростковом возрасте, в результате
    расстройства и созревания функций и
    структур головного мозга. Причины:
    экзогенные (экология, вода, питание);
    патогенные (соц.родовые факторы
    негативного воздействия); сочетание
    биолог.и патогенных.

    2
    типа псих.дизонтогенеза:
     ретардация
     запаздыване
    или приостановка психического развития
    (ЗПР). Асинхрония – опережение в развитии
    одних функций и отставание других
    (дисгармония, искажение).

    4.
    Дизонтогенез — это нарушение развития
    организма на каком-либо этапе онтогенеза. 

    )
    недоразвитие,
    2)
    задержанное развитие,
    3)
    поврежденное развитие,
    4)
    дефицитарное развитие,
    5)
    искаженное развитие,
    6)
    дисгармоническое развитие.

    66. Представления об «аномальном ребенке»

    К
    аномальным относятся дети, у которых
    физические или психические отклонения
    приводят к нарушению нормального хода
    общего развития. Различные аномалии
    по-разному отражаются на формировании
    социальных связей детей, на их
    познавательных возможностях. В зависимости
    от характера нарушения одни дефекты
    могут полностью преодолеваться в
    процессе развития ребенка, другие
    подлежат лишь коррекции или компенсации.
    Развитие аномального ребенка, подчиняясь
    в целом общим закономерностям психического
    развития детей, имеет целый ряд собственных
    закономерностей.

    Источником
    приспособления аномальных детей являются
    сохранные функции. Функции нарушенного
    анализатора, например, заменяются
    интенсивным использованием сохранных.

    К
    основным категориям аномальных детей
    в дефектологии относятся следующие:

    1)
    дети с выраженными и стойкими нарушениями
    слуховой функции (глухие, слабослышащие,
    позднооглохшие);

    2)
    дети с глубокими нарушениями зрения
    (слепые, слабовидящие);

    3)
    дети с нарушениями интеллектуального
    развития на основе органического
    поражения центральной нервной системы
    (умственно отсталые);

    4)
    дети с тяжелыми речевыми нарушениями
    (логопаты);

    5)
    дети с комплексными нарушениями
    психофизического развития (слепоглухонемые,
    слепые умственно отсталые, глухие
    умственно отсталые);

    6)
    дети с нарушениями опорно-двигательного
    аппарата;

    7)
    дети с выраженными психопатическими
    формами поведения.

    67. Науки, занимающиеся аномальным развитием

    Изучение
    закономерностей аномалий развития
    психики сосредоточено в сфере детской
    патопсихологии, дефектологии (специальной
    психологии и специальной педагогики)
    и детской психиатрии. Дефектология как
    область знания сложилась в результате
    развития и интеграции отдельных ее
    отраслей: сурдопедагогики (воспитание
    и обучение детей с недостатками слуха);
    тифлопедагогики (воспитание и обучение
    детей с дефектами зрения); олигофренопедагогики
    (воспитание и обучение умственно отсталых
    детей); логопедии (изучение и коррекция
    недостатков речи), а также выявления
    общих закономерностей развития, обучения
    и воспитания аномальных детей. Адекватным
    в этих условиях является комплексный
    подход к изучению аномальных детей
    различными специалистами (педагогами,
    врачами, дефектологами, психологами,
    физиологами).

    Развитие
    дефектологии тесно связано с детской
    неврологией, сформировавшейся, в свою
    очередь, на стыке невропатологии и
    педиатрии, благодаря которой оказалось
    возможным изучение онтогенеза нервной
    системы ребенка, соответствия развития
    нервно-психических функций возрасту,
    выявление причин задержек и искажений
    развития, а также исследование изменений
    нервной системы при различных
    патологических состояниях, ее роли в
    этиопатогенезе заболеваний детского
    возраста.

    Большое
    значение для развития дефектологии
    имеют достижения психологии, в частности,
    таких ее отраслей, как нейропсихология
    и детская патопсихология. Нейропсихологический
    анализ позволяет на основе клинических
    и экспериментально-психологических
    данных очертить круг поражений психических
    процессов, возникающих при локальных
    поражениях мозга. Патопсихологические
    исследования раскрывают закономерности
    распада психической деятельности и
    свойств целостной личности в ситуации
    болезни, основанные на сравнительном
    анализе формирования и протекания
    психических процессов, состояний и
    свойств личности в норме.

    По
    мере возникновения детской психиатрии
    в патогенезе и клинической картине
    болезни все большее значение стало
    придаваться роли возраста, а также
    симптоматологии, формирующейся под
    влиянием аномального развития в условиях
    болезни, — явлений дизонтогенеза. Если
    объектом дефектологических исследований
    является дизонтогенез, обусловленный,
    как правило, уже завершенным болезненным
    процессом, то детская психиатрия накопила
    ряд данных о формировании аномалий
    развития в процессе текущего заболевания,
    динамике дизонтогенетических форм
    психической конституции и аномальном
    развитии личности в результате
    деформирующего влияния отрицательных
    условий воспитания (различные варианты
    патохарактерологического формирования
    личности). Смягчение остроты
    психопатологических симптомов в связи
    с развитием фармакологии увеличило
    процентное соотношение детей, способных
    к обучению. Параллельно расширению
    психофармакологической помощи больным
    детям все более актуальной и перспективной
    становится проблема психолого-педагогической
    реабилитации и коррекции.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

      Психология
      аномального детского развития

      – наука о закономерностях психического
      дизонтогенеза. Дизонтогенез — любое
      отклонение от нормального психического
      онтогенетического развития.

      Объектом
      психологии аномального развития является
      психическое развитие ребенка.

      Предметом
      психологии аномального развития являются
      законы психического дизонтогенеза.

      Методологические
      основы психологии аномального развития
      были заложены Л. С. Выготским,
      сформулировавшим принципы,
      отражающие
      законы психического онтогенеза:

      1. Прижизненное
        опосредованное и произвольное
        формирование высших психических
        функций.

      2. Зависимость
        строения психических процессов от
        способов их формирования: разные пути
        формирования ВПФ, в зависимости от
        характера повреждения функции,
        возможность формирования обходным
        путем.

      3. Механизмы
        направления психической деятельности
        при дизонтогенезе подобны механизмам
        формирования психики в норме.

      4. Психический
        дефект, формирующийся в процессе
        дизонтогенеза имеет сложное многоуровневое
        строение и охватывает все стороны
        психической жизни.

      Задачи,
      стоящие перед психологией аномального
      развития:

      Теоретические

      1. Проблема нормы и
        патологии. Выработка критериев для
        разграничения нормы и патологии.
        Описание психологической структуры
        нормы. Критерии дифференциации
        нормального и аномального онтогенеза
        и построение психологической структуры
        нормального развития.

      2. Выделение
        специфических законов, механизмов
        формирования нарушений психики.
        Существуют единые законы развития для
        аномального и нормального развития,
        но есть специфичные закономерности
        для аномалий развития. Существуют общие
        закономерности и механизмы, действующие
        при всех типах дизонтогенеза: нарушение
        функций общения, нарушение процесса
        социализации, нарушение усвоения
        универсальных социальных знаний. Есть
        специфические закономерности, характерные
        для определенного вида дизонтогенеза.

      3. Выявление структуры
        дефекта и механизмов его формирования
        при различных вариантах дизонтогенеза.
        В структуре дефекта необходимо выяснение
        соотношения первичных и вторичных
        составляющих.

      Практические –

      1. Клинико-диагностическая
        — описание структуры дефекта зависит
        от использования диагностических
        методик.

      2. Коррекция отклонений
        в развитии.

      3. Экспертная оценка
        уровня развития ребенка с помощью
        методик.

      Связь с другими дисциплинами

      Дисциплина наиболее
      связана с другими отраслями клинической
      психологии: нейропсихологией,
      психосоматикой, патопсихологией детского
      возраста.

      Тесная связь с возрастной
      психологией, педагогикой

      – то есть с другими областями, изучающими
      онтогенез. Областью междисциплинарного
      исследования является психиатрия,
      невро — и психопатология детского
      возраста
      , а
      также социология,
      этнология, дефектология (сурдо и тифло
      педагогика).

      1. 1. Основные стадии психического развития. Понятие дизонтогенеза

      Онтогенез
      — постепенное, протекающее этапами в
      виде количественных и качественных
      изменений организма от менее к более
      совершенному его строению и функционированию.
      Онтогенез
      по существу этого понятия должен быть
      отнесен ко всему периоду жизни человека
      от рождения до смерти, т. е. включать не
      только прогрессивные, но и регрессивные,
      инволюционные изменения. Но более часто
      об онтогенезе говорят по отношению к
      детскому возрасту. Каждый этап онтогенеза
      составляет переход от одного качественного
      состояния организма к другому, более
      высокому путем преобразования его
      функционирования без вытеснения
      качественного уровня предыдущего этапа.
      Иными словами, в организме происходит
      постепенная дифференциация тех или
      иных (в том числе психических) процессов
      с одновременной интеграцией их в новое
      целое. Периодизация развития организма
      человека, введенная Э. Бером еще в 1826
      году, в дальнейшем получила широкое
      распространение. Она легла в основу
      современных представлений об этапах
      (стадиях, фазах) развития организма. В
      отечественной и мировой практике
      выделены 4 основных
      этапа психофизического развития
      в
      детском возрасте — от рождения до
      15 лет:

      • первый
        этап — ранний (от 0 до 3 лет),

      • второй
        — дошкольный (от 4 до 6 лет),

      • третий
        — школьный (от 7 до 10 лет),

      • четвертый
        — пубертатный, точнее (от 12 до 15 лет).

      Помимо
      изложенных этапов в медицинской
      литературе часто используется понятие
      «дети» и «подростки». К подростковому
      периоду относят период жизни от
      пубертатного периода до возмужания
      (юности) — наиболее часто имеется в виду
      возраст 12—16 лет, но иногда его
      расширяют — 11—17 лет. Процесс онтогенеза
      в детском возрасте включает, кроме того,
      так называемые критические периоды,
      или затрудненный переход от одного
      этапа развития к другому. Принято
      выделять следующие
       критических периоды:

      • I —
        период новорожденности;

      • II —
        период одного года;

      • III —
        период 3-х лет;

      • IY
        – начало
        школьного периода;

      • Y
        – пубертатный
        период.

      Критические
      периоды могут представлять собой
      короткие отрезки времени, а могут
      растягиваться на долгие месяцы.
      Характеризуются кризисы бурными
      изменениями функционирования организма,
      общей и психической реактивностью. Для
      клинической медицины они представляют
      большой интерес, так как эти изменения
      обусловливают повышенный риск
      возникновения любых заболеваний, в том
      числе психических, и способствуют
      утяжелению их течения. Первым,
      кто четко сформулировал концепцию о
      единстве биологического
      и социального в генезе пубертатного
      криза, был
      Л.С. Выготский (1924): критические периоды
      в психиче­ском
      созревании необходимы, они обусловлены
      логикой самого
      процесса развития, включающего не только
      негативные явления,
      но и обязательно созидательные; «всякая
      функция в культурном
      созревании появляется на сцене дважды,
      в двух пла­нах — сначала в социальном,
      потом в психологическом, сперва как
      внешняя (интерперсональная), затем —
      как внутренняя (интраперсональная)
      категории». Пубертат протекает крити­чески
      только при определенных условиях
      развития. При этом влияет
      не «внешняя обстановка развития», а
      тесное неповтори­мое
      взаимодействие постоянно меняющихся
      среды и ребенка, проходящего
      определенные стадии развития. Главным
      новооб­разованием
      переходного возраста является «вступление
      в драму развития»
      нового действующего лица — самого
      подростка. «Со­циальное
      развитие, которое приводит к образованию
      личности, приобретает в самосознании
      опору для дальнейшего развития»
      (Выготский
      Л.С, 1984).

      Нормальное
      психическое развитие ребенка представляет
      собой сложный процесс, в основе которого
      лежит видовая и генетическая программа,
      реализующаяся в условиях постоянной
      смены средовых факторов. Психическое
      развитие тесно связано с биологическими
      свойствами организма, его наследственными
      и конституциональными особенностями,
      врожденными и приобретенными качествами,
      опосредованными постепенным формированием
      структуры и функции различных отделов
      ЦНС. Темпы формирования отдельных систем
      головного мозга различны и это определяет
      физиологическую гетерохронию его роста
      и развития, отражающуюся в различной
      скорости созревания отдельных
      психофизиологических функций. В число
      этих различий входят и индивидуальные
      колебания. К основным факторам, влияющим
      на психическое развитие, относятся
      наследственность,
      семейная среда

      и воспитание,
      а также внешняя среда с многообразием
      ее социальных и биологических воздействий.
      Все эти влияния выступают в едином
      комплексе, что может обусловливать как
      усиление, так и нивелирование влияния
      каждого из факторов. В последние
      десятилетия в отечественной и зарубежной
      медицине повысился интерес к психологии,
      неврологии и психиатрии раннего детского
      возраста [Бадалян Л. О., Журба Л. Т.,
      1980; Лисина М. Н., 1980; Мастюкова Е. М.,
      1980; Шевченко Б. С., 1993; Козловская В. Г.,
      1996; Горюнова А. В., 1997; Anthony E.,
      1982; Greenspan S., 1992; Stern D., 1994]. В психогенезе
      раннего возраста были дополнительно
      выделены следующие этапы:

      • период
        новорожденности (возраст
        1—1,5 мес.);

      • младенчество
        (infancy)
        — период до 1 года;

      • ползунковый
        период (toddlery)
        — 2-й и 3-й годы жизни.

      Были
      определены и критические
      периоды

      пренатальные
      и раннего детства:

      • 15—25-я
        и 28-я недели беременности,

      • III
        триместр беременности (30—40 нед),

      • предродовой
        период (3—5 дней перед родами) и роды,

      • этап
        новорожденность (1—1,5 мес.),

      • возраст
        6—8 мес.,

      • возраст
        15—17 мес. и

      • возраст
        2,5-3,5 лет.

      Приведенная
      периодизация вначале была выделена
      психологами и врачами эмпирически, но
      затем она нашла подтверждение в
      специальных нейропсихологических,
      нейроморфологических и нейрофизиологических
      исследованиях [Боровова А. И.,
      Галкина Н. С., 1992; Строганова Т. А.,
      1995; Hersckowitz N., 1990]. С точки зрения
      нейроморфологии, критические
      периоды раннего детства

      представляют собой как бы пик происходящих
      на соответствующем этапе структурных
      преобразований. Так,

      • критический
        период 15—28 нед внутриутробного
        развития плода соответствует закладке
        подкорковых структур мозга,

      • 28 нед
        — закладке структур коры головного
        мозга.

      • психологически
        — III триместр беременности характеризуют
        как появление элементов слуховой памяти
        и корреляций поведения плода с психическим
        состоянием матери.

      • предродовой
        период и роды соединяют в себе гибернацию,
        или подготовку к акту родов в виде
        предродового анабиоза плода, а сами
        роды приравниваются в отношении плода
        к стрессу, который вызывает у него
        состояние глубокого нервного и
        психофизического напряжения, сопряженное
        с возможностью трансформации в реакцию
        дистресса с риском развития той или
        иной патологии. Первый месяц жизни, или
        период новорожденности, соотносится
        с началом недифференцированного
        восприятия своего Я. В нем особое
        значение имеют первые дни жизни ребенка,
        которые характеризуются феноменом
        импринтинга Конрада Лоренца, или
        феноменом «запечатления». Речь идет о
        первом контакте новорожденного,
        зрительном контакте (eye-contact) с человеческим
        лицом, в первую очередь с матерью.
        Считается, что этот контакт является
        фактором, во многом определяющим все
        дальнейшее психическое развитие
        ребенка. Следующий сенситивный этап
        периода новорожденность —

      • возраст
        3 — 4 нед. Он называется также периодом
        первичного социального поведения в
        виде зрительного контакта с окружающим
        миром (early-eye-contact baby). Этот период
        характеризуется выработкой первичных
        положительных и отрицательных ощущений
        и представлений об окружающем мире.

      • критический
        период, относимый к возрасту 6—8 мес.,
        определяется началом дифференциации
        чувства Я, индивидуализации Я, а также
        началом формирования первичной
        привязанности, избирательной «улыбки»
        и элементарных социальных предпочтений.

      • критический
        период в возрасте 15—17 мес. определяется
        появлением первичной мотивации
        поведения, обусловленным преимущественно
        витальными потребностями организма,
        а затем и вторичной мотивации,
        характеризующейся ориентировкой на
        оценку поведения окружающими и
        постепенной идентификацией положительного
        поведенческого опыта с одобрением его
        близкими ребенку людьми. В рассматриваемый
        критический период появляются описанные
        особенности, но их формирование в его
        пределах, естественно, не заканчивается
        и их развитие продолжается и в более
        старшем возрасте. Необходимо также
        отметить, что в 15—17 мес. происходит
        интенсивное созревание клеток коры
        головного мозга, начинается с 28 нед
        беременности и продолжается до юношеского
        возраста — 18—20 лет. Этому соответствуют
        и существенные перестройки биологических
        мозговых ритмов, что отражается на
        электроэнцефалографических
        характеристиках.

      • последний
        критический период раннего онтогенеза,
        как уже указывалось, относится к возрасту
        2,5—3,5 лет. Он определяется как период
        формирования самосознания, полного
        обособления Я и индивидуальности. На
        этом этапе ребенок уже имеет не только
        положительный, но и отрицательный опыт
        взаимоотношений с окружающим миром, с
        переживанием чувства угрозы, тревоги,
        вины и пониженного настроения. Но
        наиболее знаменательным для этого
        периода являются изменения, связанные
        с переходом от полной и частичной
        симбиотической связи с матерью до
        ощущения самостоятельности. Не случайно
        этот период иногда называют «революционным»
        и «первым пубертатным кризом»
        [Бадалян Л. О., 1975; Манова-Томова В.,
        Пирвов Г., 1981; Wolff S., 1989].

      Соседние файлы в папке Разное

      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #

      Источник