Психологическое значение мужчины для развития личности ребенка

Психология отцовско-детских отношений в историко-культурной перспективе
На сегодняшний день исследований, посвящённых семье и влиянию семейного воспитания на развитие личности ребенка, достаточно много. В большинстве работ основное место уделяют психологии родительско-детских отношений вообще, а также психологии материнства. Во многих работах лишь ставится вопрос об изучении психологии отцовства, роли отца в семье, его влиянии на формирование личности ребёнка, значение отцовства для самого мужчины. Однако исследований, посвящённых данной тематике очень мало.
Работы по данной тематике, появившиеся в последние годы, доказывают мощное влияние отца на социальное, эмоциональное и познавательное развитие детей, что роль отца в развитии потомства столь же велика, а в некоторых аспектах и более значима, чем роль матери. Некоторые исследования заключают, что отцовско-детские отношения — единственный существенный фактор определенных результатов развития ребёнка. В целом, роль отца в воспитании, кажется, столь же значима как и роль матери для психологического благополучия и здоровья ребенка.
Первым научным направлением, поставившим отношения родителей и детей в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Согласно Зигмунду Фрейду, детско-родительские отношения изначально амбивалентны, окрашены противоречивыми чувствами, причем мать и отец выступают для ребенка в совершенно разных ролях, и сам ребенок матерью и отцом воспринимается совершенно по-разному. Эрих Фромм приходит к выводу о существовании двух типов родительской любви к детям — любви материнской и отцовской. С этим подходом отчасти перекликается концепция стилей семейного воспитания Альфреда Адлера. В разных работах под разными названиями фактически выделяются три основных стиля семейного воспитания, которые можно определить как авторитарный, либерально — попустительский и демократичный. С известными оговорками, отцовский тип родительской любви можно соотнести с авторитарным типом воспитания — ребенок хорош, если он «хорошо себя ведет». Материнский тип любви условно можно связать с либерально-попустительским стилем — как бы ребенок себя ни вел, он все равно хорош. И здесь понятно, что идеалом выступает «золотая середина» — демократичный стиль, чуждый полярных крайностей.
Понятие отцовства — культурно-исторический феномен, который имеет значение для последующего поведения тех, кто разделяет взгляды и предположения, определяющие это понятие. Сформулировать понятие отцовства, невозможно без понятия материнства. Необходимо также учитывать, что обе конструкции находятся под влиянием культурных концепций мужественности и женственности. Концепция отцовства изменялась в течение последних 300 лет истории. Согласно американским исследованиям, идеальным образом колониального европейского и американского отца в 1600-ых и 1700-ых являлся образ строгого патриарха. С 1830 до 1900 идеальным образом отца был образ кормильца. С 1900 до 1970 идеальный отец — это приветливый папа, приятель и образец для полового подражания. Начиная с 1970-ых и по сегодняшний день, идеальным образом отца считается сородитель, одинаково разделяющий с его партнером заботу о детях.
Принятая за основу идеология мужчины как кормильца, использовалась многими исследователями в течение 20-го столетия, чтобы объяснить очевидную ограниченную вовлечённость мужчин в детское воспитание. Многие ученые до 1960-ых и 1970-ых предполагали, что отцы были относительно незначительны для здорового развития их детей. Таким образом, широко принятая культурная схема отцовства до 1970-ых (и все еще актуальная и сегодня) имеет две составляющих. С одной стороны утверждается, что отцы часто некомпетентны и, возможно, даже биологически не приспособлены к воспитанию детей, во втором случае, утверждается, что влияние отцов на детское развитие относительно незначительно или, по крайней мере, периферийно или косвенно. Наиболее известный результат влияния этих представлений на протяжении большей части 20-ого столетия привел к минимизации присутствия отцов в научных исследованиях.
Признание того, что отцы не должны исключаться из исследований по детскому развитию, началось в 1960-ых и 1970-ые и продолжается до сих пор благодаря трём факторам. Первый фактор — увеличение числа исследований, подтверждающих важность отцовства. Второй фактор — возникновение феминизма, что привело к переоценке культурных представлений о женской идентичности, и повлекло за собой и переоценку значения мужественности.
Это в свою очередь перенесло фокус исследований на роль отца, отцовской заботы и влияние отцовской любви. Третьим фактором можно считать появление в 1990-ых прикладного программного обеспечения, доступного широкому кругу исследователей, благодаря которому были проведены и опубликованы научные работы, доказывающие, что отцовско-детские отношения являются существенным фактором определенных результатов детского развития.
Культура общества и его традиции неразрывно связаны с религиозной культурой. Религия придаёт огромное значение семье и отцовству, распространяя эти понятия далеко за пределы «ячейки общества». Например, с точки зрения христианства все мы «братья и сестры» и дети одного «святого отца». Патриархальное понятие отцовства гораздо шире биологического и имеет свои чёткие каноны, которые являются частью традиционных представлений о семье и роли отца и матери в ней.
Слабость и неадекватность «современных отцов» — один из самых распространённых стереотипов общественного сознания второй половины ХХ века во многих странах. Наше общество в этом отношении мало отличается от западного, хотя причины вытеснения отца из семьи у нас иные, чем, скажем, у Европы и Запада. Представления же о положении и функциях отца в нашей литературе сегодня мало чем отличаются от существующих в Европе и Западе, где социологи и психологи констатируют рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье, бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими, педагогическую некомпетентность и неумение отцов осуществлять уход за маленькими детьми.
Происходит быстрое, неуклонное и чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала. Общество в целом всё более становится «безотцовым». Это означает, что с падением авторитета отца для современных молодых людей рушатся и все другие социальные авторитеты. В обществе утверждается «материнский» принцип гуманизма, в соответствии с которым все люди по-своему хороши. Отсюда характерные для современной Европы и Запада тяга к анархии, к утрате устоев общества, к распаду рациональной культуры и высокого искусства.
Если оглянуться на историю нашего Отечества, то мы увидим, что доминирующее положение отца в патриархальной семье создавало надёжный механизм передачи религиозности, глубокого патриотизма и верности нравственным устоям. Разрушение этого механизма привело, в частности, к тому, что роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, отец утратил прежний авторитет и уважение, с другой, лишившись патриархальной высоты и недоступности, он не стал ближе к детям.
Исследования ряда ученых, типов отцовско-детского взаимодействия показало, что почти половина отцов не видят своей особенной роли в воспитании ребёнка в семье, а в своём отцовском отношении занимают позицию солидаризации с матерью.
Концепт отца в наши дни, по мнению многих учёных, находится на полпути своего развития, между типом отношений, которые когда-то существовали между ними и их собственными отцами (слабое общение) и современными представлениями об отце, чье присутствие в семье более ощутимо. Новый отец сопровождает и направляет своего ребенка в его развитии, тогда как традиционный отец скорее воплощал конституционные основы и правопорядок.
Если традиционные модели по-прежнему существуют и пользуются уважением, то сегодня социальное устройство общества далеко от патриархального крестьянского и религиозного образа жизни, синонима отцовской власти и мужского владычества, которые уделяли наибольшее внимание продолжению рода, способствовавшему воспроизведению иерархизированного общества.
Социум также выходит из системы промышленного патриархата, построенного, с одной стороны, на авторитете главы семьи, символизирующего разум и порядок, а с другой, на вторичной роли женщины, лишенной социальных и гражданских прав. В настоящее время происходит сочетание традиционной модели с новым видением отцовства, которое основано на уважении другой личности и обращено к отцовскому сознанию мужчины.
Хотя исследования отцовства проводятся сегодня во всё возрастающем спектре, как теоретических, так и прикладных проблем, единой точки зрения на данный феномен не существует. Отцовство исследуется как социальная роль, статус, в рамках исследования представлений и стереотипов, в рамках гендерной психологии, в рамках психологии личности, как фактор, влияющий на изменения личности, личностных характеристик, а также в рамках детской психологии исследуется влияние отца на развитие личности ребенка. Феномен отцовства рассматривается как этап социализации мужчины в социально — культурологическом аспекте. Совершенно очевидно, что одной из важнейших характеристик отцовства является его социальная детерминированность. Социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом через систему социальных ролей, из которых роль отца одна из самых мало регламентированных. Социальные предписания по ее выполнению зачастую противоречивы. Но, тем не менее, большинство авторов считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако, отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери. В обществе существует тенденция изменений в этом направлении, и определять отцовство по аналогии с материнством, не представляется возможным.
Отец и мать вносят свой уникальный вклад в семейное воспитание и, по нашему мнению, качественное исследование феномена отцовства позволит обозначить ранее не учитываемые аспекты формирования личности ребёнка в семье, определить значимость отцовства для личности мужчины, открыть новые перспективы исследования семьи и семейных отношений.
Источник
Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.
Что такое формирование личности
Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.
По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.
Фазы развития личности
Имеется три фазы формирования личности ребенка
Адаптация
Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.
Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.
Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.
Индивидуализация
У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.
Интеграция
У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.
Какие факторы влияют на развитие личности ребенка
На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.
Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.
Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.
Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.
Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей
Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.
Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.
Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.
Какие ошибки допускают родители при воспитании личности
При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.
Категорический запрет
Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.
Гиперопека
При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.
Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.
Чрезмерная требовательность
Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.
Нотации
Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.
Безмерное баловство ребенка
Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.
Какие условия обеспечат успешное формирование личности
Важные условия для формирования личности ребенка.
Пример родителей
Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.
Коммуникация с окружающими
Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.
Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.
Забота и внимание
Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.
Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.
Смотреть видео
Источник