Психологическое сопровождение в центре развития ребенка

Лемешко Э. М., психолог, заместитель директора
муниципального автономного учреждения
дополнительного образования г. Хабаровска
«Дворец детского творчества «Маленький принц»
Психологическое сопровождение ребёнка в процессе его обучения.
В повседневную жизнь уже внедряются варианты модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования.
Цель психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе есть обеспечение его гармоничного развития. В реальной работе это: предупреждение возникновения проблем развития; помощь и содействие в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ. В таком контексте миссия психолога в системе образования очень непроста, а профессиональная практическая деятельность полифункциональна.
С введением нового Федерального государственного образовательногостандарта существенно меняется роль участников образовательного процесса. Методологической основой нового стандарта образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания. А это ценностно-смысловая сфера личности, способной к ценностному самоопределению, нравственной рефлексии, саморазвитию и пониманию своей самобытности. Данная личность вырастет только при условии, если педагог буде знающим человеком, истинным профессионалом своего дела, что повышает требования к профессиональной компетентности педагога. Следовательно, смещается приоритет в профессиональной деятельности психолога с непосредственной работы с обучающимися на психологическое просвещение, профессиональную и личностную поддержку педагогов с целью формирования мотивационной сферы педагога, развитие его креативности, готовности к инновационной деятельности.
Стандарт вводит категорию «педагогической ответственности». Психолог в образовании будет всегда выступать адвокатом ребенка, защищая его в конфликтных ситуациях, содействуя созданию условий для его оптимального развития. Новые стандарты влияют на критерии качества деятельности и направления работы психолога, определяя при этом ряд новых.
Специалисты дополнительного образования не могут не учитывать этих изменений современности в общеобразовательной школе. Поэтому общеразвивающие программы педагогов УДОД должны быть наполнены занятиями и упражнениями, формирующими метапредметные знания и умения. Психолог же будет обязан скорректировать свою деятельность по профессиональному сопровождению образовательного процесса в формате развивающего пространства дополнительного образования.
Психолог образовательного учреждения УДОД призван содействовать созданию условий для гармоничного развития каждого ребенка, повышению качества воспитательно-образовательного процесса, психологической компетентности педагогов и родителей, развитию образовательного учреждения в целом. Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение. С таким объемом работы, с такими задачами более эффективно справлялась бы система или служба психолого-педагогического сопровождения. Но ситуация складывается в образовании по-разному.
Отследим на примере МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» каким образом происходит реализация и наполнение направлений работы с различными категориями участников образовательного процесса, какие технологии, формы, приемы, методы и техники традиционно используются (как вариант деятельности педагога-психолога в учреждении дополнительного образования). И что важно учесть при планировании деятельности в связи с введением образовательных стандартов.
1. Психодиагностика — проведение мероприятий для получения информации об уровне психического развития детей, выявления индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса (скрининг, опросы, анкетирование и тестирование, мониторинг, наблюдение, социометрические мероприятия, профориентация, анализ результатов освоения программных материалов, исследовательская деятельность). Проведение скрининга с целью выявления уровня эмоционального выгорания педагогов (как результат – запланированы тренинги, лекционный цикл по саморегуляции, самосохранению и психологическому просвещению). Опросы родителей (выявление особенностей интеллектуального развития, уровня навыков и состояния здоровья детей, перспектив взаимодействия в формате программ семьи и учреждения); педагогических работников коллектива Дворца, социальных педагогов и педагогов-организаторов, Анкетирование и тестирование — подростки и школьники (участники различных районных программ): профориентационные мероприятия, тематические исследования, выявление детской активности и мотивации, уровня соответствия возрастным нормам развития, обучения, здоровья. Наблюдение воспитанников учреждения по запросам педагогов и родителей (развитие и обучение ребенка, процессы социализации, поведенческие особенности, состояние физического и психического здоровья). Социометрия в рамках тренинговых или учебных групп с целью выяснения качества отношений, лидерских и пассивных ролей в детском коллективе. Мониторинг и анализ результатов освоения общеразвивающих программ с целью изменения существующей или создания новой программы (совместно с педагогами). Материалы диагностических мероприятий используются при планировании содержания и направлений работы педагогов, специалистов и психолога учреждения, в исследовательской деятельности.
2. Психопрофилактика — предотвращение возможных проблем в процессе развития и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса (помощь детям в период адаптации, выявление готовности к школе, консультативная помощь и поддержка в ситуации конфликта, разработка новых и экспертиза образовательных программ, тематические беседы и занятия, тренинги, раннее выявление способностей или отклонений в развитии, содействие интеграции детей с ОВЗ в формат образования, создание и распространение методических и просветительских материалов). Наблюдение в начале учебного года детей дошкольного возраста с целью оказания помощи в адаптационный период, в течение учебного года — работа с педагогами и родителями по определению готовности ребенка к школе, наработке важных личностных и социальных качеств, навыков и умений. Наблюдение воспитанников с целью выявления способностей или отклонений в развитии, рекомендации педагогам и родителям по итогам наблюдения. Участие в разрешении конфликтных и спорных ситуаций в детских коллективах, между родителями и педагогами. Предоставление педагогам материалов по возрастным особенностям детей, эффективным приемам взаимодействия с детьми разного возраста для корректирования или создания рабочих программ (предоставление информации, консультирование). Беседы, лекции, занятия, тренинги – с родителями (лекторий по отдельному плану, тематика: «Игра в жизни ребенка», «Домашний праздник», «Возраст», «Дети: старший и младший», «Режим, расписание», «Гиперактивный ребенок» и другое), с педагогами (цикл тренингов по самосохранению и профессиональному развитию «Синдром эмоционального выгорания», «Конфликт», «Руководитель-подчиненный», «Педагог глазами ребенка»), с воспитанниками Центра, подростками (школьниками района) (тренинги по командному взаимодействию, работа с лидерами, лекции и тренинги для «Школы вожатых», занятия по профилактике зависимости от ПАВ, преодолению различных негативных состояний, наработке навыков саморегуляции). Психологическая помощь и поддержка детей с ОВЗ, наблюдение их деятельности в формате детского объединения, консультирование педагогов и родителей по взаимодействию с ребенком, принятию его особенностей и возможностей (цикл занятий для мини-групп: родители и дети, семейные группы). Разнообразные тематические просветительские материалы (памятки, листовки, буклеты, советы, рекомендации или мини-лекции) – создание и предоставление педагогам, родителям и подросткам в рамках проводимых в Центре «Романтик» массовых районных мероприятий, программ или акций, через информационный стенд, сайт по текущей необходимости или специальному запросу.
3. Коррекционная и развивающая работа — создание условий для раскрытия потенциальных возможностей и коррекция отклонений психического развития детей. Работа проводится с учетом приоритетных направлений и особенностей учреждения, специфики детского коллектива и отдельного ребенка (групповая и индивидуальная работа в рамках психокоррекционных программ, психотерапевтическая деятельность). Программа коррекции детско-родительских отношений (в группе детей 4-10 лет совместно с родителями), по программе «Особый ребенок» (для 2-3 семей с детьми с особыми возможностями здоровья); индивидуальная психокоррекция по желанию родителей (особые детские проблемы, коммуникативная напряженность, неэффективные семейные отношения); тренинги для детей и подростков по работе со страхами, повышению готовности к неизвестной ситуации, саморегуляции психоэмоционального состояния на экзамене, коррекции подросткового асоциального поведения, наработке коммуникативной уверенности. Терапевтическая работа осуществляется строго по запросу в рамках консультирования и терапевтических сессий при соблюдении юридических и этических профессиональных норм (право на проведение такой деятельности подтверждено сертификатами НЛП, телесноориентированной психотерапии, арттерапии, дипломом дефектолога).
4. Психологическое консультирование — оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса, оказание помощи при реализации индивидуальной программы воспитания и развития (индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса по проблемам: обучения, воспитания, развития, социализации и коммуникации, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений, самовоспитания, личностных проблем, ситуативным запросам, составления плана учебно-воспитательных мероприятий, создания образовательных программ и дидактических материалов). Все более востребованная участниками образовательного процесса услуга из спектра предоставляемых психологом в формате образовательного учреждения. За 2017-2018 учебный год проведено 112 консультаций, преимущественно – обращения родителей по проблемам и особенностям развития, социализации, воспитания и обучения детей. К сожалению, растет количество обращений родителей детей с невротическими проявлениями, аутическими чертами, логоневрозом, гиперактивностью.
5. Психологическое просвещение и обучение — создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации и родителей (актуализация и систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности). Информационный стенд, материалы сайта психолога, выступления и лекции для специалистов, рекомендации, родительский лекторий, сообщения в рамках мероприятий учреждения, создание и распространение рекламно-просветительских материалов, предоставление информация о проведении психологических мероприятий, направление в другие специализированные учреждения муниципальной территории и области. Темами выступлений, просветительских сообщений, советов и рекомендаций, материалов стенда и сайта представлен весь спектр актуальных психолого-педагогических вопросов развития, обучения, воспитания, здоровья, возрастных особенностей детей, взаимодействия детей и взрослых. Все вышесказанное относится к реалиям настоящей психологической практики. Это стандартная деятельность психолога. Обозначим несколько важных моментов при планировании работы с учетом новы стандартов.
Для решения поставленных воспитательных задач стандарт предполагает реализацию общественного договора (трехстороннего соглашения) между родителями, специалистами и государством в интересах развития ученика. Партнерский договор с родителями – это, скорее, зона конфликтов, нежели традиционное взаимодействие. В этом процессе направляющая функция психолога исключительно может быть востребована: для конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В процессе реализации нового стандарта психолог должен взять на себя и более значимую роль по организации знакомства педагогов с понятийным обоснованием содержания нового образования, построенным полностью на психологических концептах, помощи в методологии и диагностике, оценке комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей, профилактике синдрома эмоционального выгорания, наработке необходимых профессиональных психолого-педагогических компетенций, повышению общей психологической культуры педагога.
Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы контроля и диагностики результатов образовательного процесса. Мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, технологии формирования и измерения метапредметных и личностных компетенций, контроль соответствия процесса развития ребенка его индивидуальным возможностям будут главными предметам деятельности психолога.
Психолог — специалист в налаживании ценностного общения, и может стать помощником педагога в активной наработке его профессиональной и личностной коммуникативной компетентности..
Профессионально-личностное самоопределение психолога в настоящий непростой момент является ведущим фактором. Активная профессиональная позиция создает доверие детей, педагогов и родителей, поддержку администрации.
Источник
Ольга Федорян
Cодержание психологического сопровождения детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра
Психологическое сопровождение детей с ДЦП – это сложная система реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции, формирование системы ценностей, ценностных ориентаций, развитие интеллекта [3].
Сопровождение — это комплексный метод,в основе которого лежит единство четырех функций:
• Диагностика существа возникшей проблемы ребенка с ДЦП и его семьи или лиц их заменяющих;
• Информация о возможных путях решения проблемы;
• Консультирование на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
• Помощь специалистов при реализации плана решения.
В сопровождениекак динамический процесс включены пять взаимосвязанных компонентов:
— систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка с ДЦП в динамике его психического развития;
— создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей, имеющих ДЦП, в социуме;
— систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;
— систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей и подростков с проблемами в развитии;
— организация жизнедеятельности ребенка с ДЦП в социуме с учетом их психических и физических возможностей [1].
В теории сопровождения развития ребенка с ДЦП важным положением выступает утверждение о том, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение ребенка.
Основными принципами сопровождения ребенка, имеющего ДЦП, в условиях реабилитационного центра являются:
Рекомендательный характер советов сопровождаемого. Ответственность за решение в поле проблем остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Если одна из сторон сопровождения не может принимать участие в принятии решения, то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. На разных этапах развития проблемы специалисты сопровождения могут стремиться дополнить своими советами «неработающие элементы» системы.
Приоритет интересов ребенка, «на стороне ребенка». Очень часто на стороне ребенка только он сам и еще специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной для ребенка пользой.
Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение. Специалист сопровождения прекращает поддержу ребенка только после решения его проблемы, а в случае детей, имеющих ДЦП, обеспечивается непрерывное сопровождение в течение всего периода его становления, обучения.
Мультидисциплинарность сопровождения. В этом случае речь идет о согласованной работе «команды» специалистов, владеющих единой системой методов [2].
Отслеживание психологического статуса ребенка с ДЦП является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Следует выделить основные этапы процесса психологического сопровождения:
1.Подготовительный этап включает в себя следующие задачи:
— установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
— определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;
— подготовка необходимой документации;
— составление графика работы.
2.Ориентировочный этап:
— установление контакта с родителями и родственниками ребенка;
— установление контакта с группой, которую посещает ребенок;
— ознакомление специалистов с результатами психологического обследование;
— совместное обсуждение с другими специалистами особенностей психического развития ребенка с ДЦП.
3. На этапе планирования происходит создание индивидуальной программы сопровождения ребенка с ДЦП и утверждение этой программы со специалистами.
4.Этап реализации индивидуальной программы включает в себя:
— оказание необходимой помощи родителям ребенка, педагогам в создании условий, необходимых ребенку с нарушением в развитии для полноценного здорового образа жизни и успешного овладения образовательными программами с учетом его психических и физических возможностей.
— оказание необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам, друзьям с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса.
— просвещение и консультирование всех специалистов, работающих с ребенком с ДЦП.
5. На заключительном этапе проверяется эффективность проведенной работы, даются рекомендации по дальнейшему психологическому сопровождению ребенка, имеющего ДЦП [4].
Следует отметить, что деятельность реабилитационного центра, в котором организованы службы психологического сопровождения,направлена на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение детей и системное сопровождение детей, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом,
— индивидуальное сопровождение детей в реабилитационном центре предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Система индивидуального сопровождения дает возможность на реализацию права каждого ребенка с ДЦП на образование в соответствии с его способностями и возможностями и право на индивидуальную программу реабилитации.
— системное сопровождение детейосуществляется в нескольких направлениях:
• Разработка и реализация программ развития образовательных систем с учетом создания более благоприятных условий для развития детей;
• Создание профилактико-коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для детей с ДЦП.
Анализ сложившийся практики психологического сопровожденияпозволяет выделить пять основных направлений деятельности служб:
• Решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья детей;
• Решение социально-эмоциональных проблем;
• Преодоление затруднений в учебе (как основного компонента жизнедеятельности ребенка);
• Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или выборе пути дальнейшего профессионального образования и трудоустройства [5].
Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что психологическое сопровождение детей с ДЦП направлено на:
— обучение детей адекватному отношению к своим и чужим ошибкам;
— избавление от чувства стыда и неприятия собственного дефекта;
— научение жить в мире с самим собой, обретая к себе уважение;
— обучение адекватному оцениванию своих возможностей;
— развитие индивидуальности и уверенности в своих силах;
— обучение навыкам общения со сверстниками и взрослыми [4].
Литература:
1. Гончарова М. Н., Гринина А. В., Мирзоева И. И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л. «Медицина», 1974.
2. Кокосова И. В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. — №3.
3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.
4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. /Под ред. Л. М. Шипициной. – М., 2003.
5. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М. ;1972.
Источник