Психологическое сопровождение ребенка с нарушенным развитием

Психологическое сопровождение ребенка с нарушенным развитием thumbnail

Мед. психолог ООПНД
Тиманькова Е.С.
Орловский областной психоневрологический диспансер

В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещено далеко недостаточно. Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психологическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

В наши дни психологическая помощь детям и подросткам с нарушением в развитии рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.

Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии состоит из следующих составляющих:

Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.

Остановимся подробнее на одном из блоков психологической помощи как психологическое сопровождение.

Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии — это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школа, семья, медицинское учреждение и т. п.)

В областной психоневрологическом диспансере был апробирован опыт введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады. С этой целью были подобраны дети в возрасте 7-12 лет, с легкой и умеренно выраженной умственной отсталостью, обучающихся психологическим недоразвитием, обучающихся во вспомогательной школе №14 г. Орла.

На подготовительном этапе устанавливался контакт и обмен информацией между участниками полипрофессиональной бригады, с целью отслеживания психологического статуса ребенка:

  • Медицинский психолог ООПНД, ведущей группы
  • Участковый врач-психиатр (о получаемом лечении, история развития ребенка);
  • Родители (стиль семейного воспитания, отношения к болезни, этапы развития ребенка);
  • Педагог-дефектолог (успешность овладения образовательной программой, социальный статус ребенка в группе);
  • Логопед (речевое развитие ребенка);
  • Школьный психолог (психологический портрет ребенка);
  • Социальный педагог (адаптация ребенка в социуме).

На первом и заключительном занятии в группах психологического сопровождения детей с проблемами в развитии проводилась психологическое обследование с целью отслеживания групповой динамики.

1) Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер, который используется для оценки:

 — уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте 3-12 лет;

 — степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у больных с различными органическими поражениями головного мозга и психическими заболеваниями.

Степень сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур значимо коррелирует с интеллектуальными способностями (особенно невербальным интеллектом); с возникновением трудностей в обучении и проявлениями дизлексии и дизграфии.

2) Тест «Рисунок семьи» выявляет особенности внутрисемейных отношений.

Базируясь на данных психологического обследования была создана психокоррекционная программа, целью которой является развитие сенсорных координаций орального праксиса, тактильной чувствительности, пространственных представлений, развития эмоциональной сферы и познавательных процессов. Было проведено 10 занятий, продолжительность одного занятия 60-90 минут, периодичность 1 раз в неделю, наполняемость группы 7 человек. Формы работы в группе были следующие: сенсомоторная гимнастика, арттерапия, элементы музыкотерапии, метод «от простого к сложному», тренинг общения, закрепление полученных навыков многократным повторением усвоенного материала (по развитию познавательных процессов).

Но эффективность психокоррекционной работы невозможна без психологической поддержки родителей детей с нарушениями в развитии. Основной целью которой является повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижения эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирования у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала.

Для этого проводились индивидуальные консультации, беседы с родителями о проблемах семьи, ребенка. Происходило ознакомление с результатами психологического обследования. А также родительские семинары в форме групповой дискуссии ( информированность родителей о психологических особенностях их ребенка, изменение отношения родителей к проблемам ребенка).

В качестве новой эффективной формы групповой работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, осуществлялось совместное занятие с членами клуба «Новые возможности» ООПНД. В ходе которого пациенты психодиспансера, являющимися членами клуба, показали сказку «Репка» детям, задавали вопросы. После спектакля дети и взрослые вместе фотографировались и пили чай.

В ходе опыта введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады было выявлено: положительная динамика в 53% случаев, частичная — в 37%, отсутствия динамики в 10%.

На заключительном этапе были предложены рекомендации всем участникам психологического сопровождения для дальнейшей работы с ребенком. Разработана карта социально-психологической реабилитации на каждого члена группы. Она включает в себя данные психологического обследования, план психокоррекционной работы, а также отражение каждым специалистом динамики психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка.

Таким образом, проведение психокоррекционных групп с участием полипрофессиональной бригады (врача-психиатра, логопеда, педагога-дефектолога, социального педагога, логопеда, психолога) в условиях психоневрологического диспансера является процессом эффективным и достаточно перспективным.

Источник

Ирина Губанова
Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи

Психологическое сопровождение детей

с ограниченными возможностями здоровья

(тяжелое нарушение речи).

Выполнила:

педагог-психолог МБДОУ № 318

Умнова И. А.

Нижний Новгород

2014 г.

Актуальность.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.

Доказано, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи страдают все психические процессы,тесно связанные с речью: память, внимание, восприятие, мышление, воображение, зачастую имеются нарушения общей и мелкой моторики. Кроме того, у многих детей отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы, которая выражается в страхах, конфликтности, двигательной расторможенности; зачастую они испытывают трудности в общении – все вышеперечисленные факторы являются препятствием для гармоничного естественного психологического развития, при отсутствии помощи таким детям данные проблемы значительно осложняются.

О необходимости психологического сопровождения детей с ТНР можно увидеть и из результатов проводимой мной диагностики.

В начале года мною была проведена диагностика развития познавательных процессов. На диаграмме четко видно, что уровень развития познавательных процессов у детей довольно низкий. Соответственно и низкий уровень развития такого интегративного качества как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Исходя их вышесказанного мною была определена ЦЕЛЬ:

психологическое сопровождение детей, направленное на становление его коммуникативной, познавательной, эмоциональной компетентности.

И поставлены следующие ЗАДАЧИ:

— Развивать речевую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную сферы.

— Развивать произвольность поведения.

— Развивать навыки общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии со взрослыми.

Программно-методическое обеспечение.

В своей работе я использую следующие технологии:

— «Развивающая психолого-педагогическая программа Тим и Ростик» Шоакбарова С. И. ;

«Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева

Формы работы с детьми.

Индивидуальная и групповая формы работы.

Принципы работы.

Работа с детьми строится по принципу личностно – ориентированного подхода.

По принципу коммуникативной направленности речи, соблюдение которого предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у детей мотивированной потребности в речи путем стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний.

Основные методы работы.

В своей работе я использую следующие методы работы:

1. Сказкотерапия. Сказка является не только благодатным материалом для развития речи, но и может служить «пусковым моментом» для последующей коррекционной деятельности, формируя у ребенка положительное отношение к занятиям. Путешествие по сказкам вызывает у детей неподдельный интерес, эмоциональный подъём, заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительную активность. Умелое разыгрывание сказок позволяет создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение, устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, совершенствовать познавательные процессы, развивать речь (причём, все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам)

Я использую различные формы работы со сказкой: чтение, обсуждение, проигрывание, рисование, сочинение, пересказ сказки, театральная постановка, этюды.

1. Этюды способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей ребенка.

2. В работе с дошкольниками я использую различные игровые технологии

I.Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры – драматизации.

II.Игры с правилами:Подвижные игры:Дидактические игры:

Игра является самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребёнка–дошкольника.Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием речи.

4. Немало важен Игровой сенсомоторный тренинг – который способствует развитию и стимулированию активности таких психических процессов, как восприятие и воображение.

5. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки, так же я использую классическую музыку Баха, Моцарта, Бетховена). Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, способствует растормаживанию речевой функции.

Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми с ТНР, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

6. Калейдотерапия как отдельный прием, так и с элементами изотерапии. Как ни парадоксально, но калейдоскоп используется в лечебных целях (калейдотерапия, в том числе и как инструмент цветотерапии. Калейдоскоп рекомендован в качестве развивающей игрушки для работы с детьми — ведь такого изобилия цветных узоров, вызывающих восторг, удивление и постоянный интерес даже у самых неэмоциональных детей, сложно ещё где-либо найти. К тому же он является стимулом для развития креативного мышления у ребенка. Рисование цветовых пятен увиденных в калейдоскопе с последующим оречевлением своего рисунка — эффективный приём работы над связной речью детей.

7. Наши занятия зачастую сопровождаются дискуссией. Групповая дискуссия активизирует творческие возможности ребенка, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений, способствует развитию речи.

В работе с детьми я применяю здоровьесберегающие технологии,такие как:

8. Телесно-ориентированные упражнения. Они позволяют снять психомоторное напряжение, расслабиться, управлять своим телом, эмоциями через телесное осознание, помогая, таким образом, организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие, формируют произвольные процессы.

9. А также Кинезиологические упражнения, которые активизируют мыслительную деятельность, улучшают внимание, память, речь, ориентировку в пространстве.

Гибкое включение различных технологий обеспечивает комплексное воздействие на детей, ведь занятия построены таким образом, что дети являются активными участниками, все вовлечены в процесс познания, всё происходит в атмосфере доброжелательности и поддержки.

В конце занятия я провожу рефлексию – оценивание каждым ребенком содержания занятия. Когнитивная и эмоциональная рефлексия проводится как в вербальной (ответы на вопросы «Что мы сегодня видели на занятии?», «Что делали? Узнали?», «Что запомнилось?», «Что понравилось/не понравилось?») так и в невербальной формах (например, рисование).

Предметно-пространственная развивающая среда.

Для успешной коррекционной работы с детьми необходимо создание предметно-пространственной развивающей среды.

1.Для развития слухового внимания у нас в группах есть:

• Различные звучащие пособия

2. Для развития мышления, зрительного внимания, памяти, восприятия пространственной ориентировки,развития ориентировки во времени: различные дидактические, настольные игры, разрезные картинки, сюжетные картинки и др.

5. Для развития эмоциональной сферы

• Пиктограммы;

•Демонстрационный материал: картинки с изображением детей, которые испытывают различные эмоции

7.Для развития мелкой моторики мы используем:

• Счеты, бусы, шнуровки, пуговицы, мозаики и т. п.

Взаимодействие со специалистами МБДОУ.

Психологическое сопровождение ребенка – дошкольника с ТНР мы осуществляем через тесное сотрудничество с логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, социальным педагогом и мед. сестрой.

— Воспитатель: определят уровень развития разных видов деятельности рёбенка, особенностей коммуникативной активности и культуры

— Учитель-логопед проводит диагностику речевого развития, коррекцию и развитие речи

— Социальный педагог изучает условия жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата в семье, что немало важно для осуществления коррекционной работы с ребенком.

— Музыкальный руководитель включает в занятия ритмо – музыкальные упражнения в сопровождении речи, где музыка применяется как действенное организующее средство воздействия.

— Инструктор по физической культуре на своих занятиях использует разнообразные подвижные игры с речевым сопровождением.

Взаимодействие специалистов начинается с всестороннего диагностического обследования ребенка, составления планов взаимодействия отслеживаем динамику его развития, проводим анализ актуального состояния на заседаниях Медико-педагогических консилиумов, разрабатываем рекомендации для родителей и педагогов.

Работа с родителями.

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы всех специалистов, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.

С родителями я провожу:

• просветительскую работу (на родительских собраниях, через информационные стенды)

• индивидуальные консультации по запросам родителей

Итоговая диагностика.

В конце года была проведена итоговая диагностика. По результатам диагностики наблюдается позитивная динамика развития познавательных процессов. Это наглядно видно из представленных диаграмм. Также наблюдается положительная динамика развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Перспективы на будущее.

1. Продолжать развивать познавательные процессы у детей, развивать эмоциональную сферу детей, навыки общения.

2. Продолжать пополнение предметно-развивающей среды.

3. Проводить психологическое просвещение воспитателей, специалистов, родителей.

Источник

Психологическое сопровождение семьи ребенка с отклоняющимся развитием

Актуальность

Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов.

Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (В. Р. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.

Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей.

Учитывается, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей.

В концепции подтверждается, что психическое развитие ребенка осуществляется в процессе его социализации (Л. С. Выготский). В качестве важнейшего института социализации ребенка с отклонениями в развитии рассматривается семья, где социализация происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность.

Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптации и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка (сильный стрессовый фактор). Это, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации.

Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи.

В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку.

К сожалению, отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, и единой политики государства в данной области не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц.

В качестве целей психологической помощи семьям,воспитывающим детей с отклонениями в развитии, рассматриваются:

• обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье;

• оптимизацию самосознания родителей;

• формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии.

Основные концептуальные положения

Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Психологическая помощь семье организуется с момента выявления у ребенка нарушений в развитии. Сроки ее реализации не могут ограничиваться совершеннолетием (18 лет/ 21 год) молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. Психологическое сопровождение семьи должно осуществляться постоянно в течение всей жизни лица с психофизическими нарушениями в развитии.

Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.

Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у самих родителей.

Направления психологической помощи семьям

• психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;

• психологическом консультировании семей;

• психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.

Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих

детей с отклонениями в развитии

Первый блокПсихологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии

Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:

— изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;

— изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;

— изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;

— изучение эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития;

— изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии;

— изучение особенностей формирования «системы Я» у детей с отклонениями

в развитии;

— изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных

факторов, их определяющих;

— изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.);

— изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;

— изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе.

В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.

Второй блокПсихологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии

— изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;

— изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;

— изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и

материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;

— изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;

— изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей,

выступающих в качестве педагогов своих детей;

— изучение социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах

развития ребенка с отклонениями; |

— изучение ценностных ориентации родителей различных социально-культурных

групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;

— определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;

— изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;

— изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;

— изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;

— изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;

— изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;

— изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;

— изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;

— изучение динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;

— сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;

— изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи.

В каждом конкретном случае могут определиться и другие направления диагностики.

Третий блок. Психологическое изучение социального окружения семьи ребенка сотклонениями в развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию

— изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам с психофизическими нарушениями;

— изучение влияния здоровых сверстников на характер и динамику развития ребенка с психофизическими недостатками;

— изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими

недостатками;

— изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими недостатками.

Психокоррекционная работа с детьми и их родителями.

Цели, задачи, принципы

Коррекционная работа с детьми и их родителями осуществляется в виде психологического сопровождения семей, воспитывающих детей (подростков, молодых лиц) с отклонениями в развитии.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Me каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.

Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с отклонениями в развитии, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи. Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями

■ Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.

■ Принцип гуманистической направленности психологической помощиЭтот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.

■ Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.

■ Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферыЭтот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.

■ Принцип оказания личностно-ориентированной помощиС использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.

■ Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.

■ Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей — фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.

■ Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы. Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.

Психолого-педагогическая коррекция

В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления:

— психолого-педагогическое

— психокоррекционное.

Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с больным ребенком и его родителем (чаще матерью). Здесь перед специалистом ставятся следующиецели:

• создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с отклонениями в развитии в семье;

• переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с отклонениями в развитии, оптимизация их самосознания;

• гармонизация психологического климата в семье;

• коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских. супружеских, родительско-детских, сиблинговых);

• формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:

  • обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;

  • обучение родителя (матери) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;

  • коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;

  • коррекция внутреннего психологического состояния родителя: состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость его «маленьких» успехов;

  • коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, подавления негативных желаний, эскапизма, примитивизации поведения и др.), их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме;

  • осуществление личностного роста родителя в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

  • повышение личностной самооценки родителя в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;

  • трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого родителем по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к себе самому; созидательная деятельность родителя, направленная на его ребенка, помогает ему самому, излечивая от негативного воздействия психотравмирующей ситуации.

Формы рабрты:

1) демонстрация родителю (матери) больного ребенка приемов работы с ним;

2) конспектирование родителем (матерью) занятий, проводимых психологом;

3) выполнение домашних заданий со своим ребенком;

4) чтение родителем (матерью) специальной литературы, рекомендованной психологом;

5) реализация родителем (матерью) творческих замыслов в работе с ребенком.

Психокоррекция

Психокоррекционное направление реализуется в виде индивидуальной и групповой психокоррекции.

Задачами этого направления являются: