Психологическое сопровождение развития ребенка в раннем возрасте
Полюх Ольга
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста
Доклад
по теме:
«Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста».
Подготовила: воспитатель 2-ой младшей группы
Константинова Ольга Анатольевна.
2019г
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.
Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать — дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.
Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка
Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования. На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.
Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:
рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;
«быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;
непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например, хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;
мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;
автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения. Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.
Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Она состоит из двух блоков:
I БЛОК
Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение
I этап маркетинговые исследования;
II этап социологический;
III этап адаптационный.
I этап
Маркетинговые исследования:
Изучение контингента детей ближайшего социума; (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания)
Работа с детской поликлиникой;
II этап
Социологический:
Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);
Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей); Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.
III этап
Адаптационный:
Режим посещения ДОУ (индивидуальный);
Использование здоровьесберегающих технологий;
Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;
Отслеживание течения периода адаптации.
II БЛОК
Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.
Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.
В работе с детьми раннего возраста активно взаимодействуют специалисты:
— воспитатель (см. построение педагогического процесса
— медицинские работники;
— администрация ДОУ;
— музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);
Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику.
1. Диагностический этап. Медицинский работник изучает историю развития ребёнка, собирает анамнез. Педагоги (каждый в своей области) проводят наблюдение за ребёнком в разнообразных повседневных ситуациях, которые дополняют специальными заданиями с предметами и игрушками. Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста.
Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 — 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.
2. Поисковый этап. Обсуждение результатов диагностики, полученных каждым специалистом. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.
3. Деятельностный этап. Проведение коррекционно-развивающих занятий, ориентированные на развитие детей раннего дошкольного возраста.
4. Рефлексивный этап. Изучение успешности развития и продвижения ребёнка с проблемами в развитии в процессе обучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития детей.
II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;
б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.
Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т. д., анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т. д.).
Источник
В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных направлений по психологическому сопровождению: профилактике, диагностике, консультированию, развивающей и коррекционной работе
Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.
Разработка и внедрение различных программных комплексов по психологическому сопровождению детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной образовательной организации является важной задачей, реализация которой может существенным образом повлиять на дальнейшее психическое развитие ребенка. Изучением данной проблемы в отечественной литературе занимались такие учение-психологи как Н. М. Аксарина, Л. Г. Голубева, Н. П. Жукова, К. Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская и др. [2, 3, 5].
Исследование характера и длительности протекания периода приспособления позволило выделить некоторые факторы, оказывающие влияние на особенности психологического сопровождения детей изучаемой возрастной группы, а именно возраст, состояние здоровья, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества, а также параметры его психического развития [7, С. 56].
Так, причиной трудного привыкания ребенка к дошкольной образовательной организации может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослым. Другим фактором может являться становление потребности в общении со сверстниками и др.
При первичном поступлении в дошкольную образовательную организацию дети раннего возраста зачастую переживают стресс, т. к. отсутствие привычного контакта со взрослыми (особенно с матерью), незнакомая обстановка, общение с новыми людьми, лишают ребенка чувства защищенности, что является жизненно важным, особенно в данном возрасте. Все вышеизложенные факторы могут приводить к дезадаптации ребенка. Особенно болезненно это может отразиться на детях, имеющих какие-либо психофизические нарушения.
Отметим, что у всех детей адаптационные возможности протекают по-разному. В этой связи, ученые выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт, предполагающий эмоциональную удовлетворенность, внешнюю адекватность поведения, а именно способность личности с высокой долей точности выполнять требования среды.
В этой связи, одной из важнейших задач психологической службы в дошкольной образовательной организации является индивидуальная работа с каждым ребенком раннего возраста, а также поиск адекватного подхода к разным группам детей. Проблема реализации данной задачи заключается в том, что практически невозможно использовать один для всех детей раннего возраста метод адаптации. Это связано с тем, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе. Важным для всех детей является возможность завоевать доверие и расположение со стороны взрослого, без которого нормальное эмоциональное самочувствие в данных условиях невозможно. Поэтому реализация индивидуального подхода имеет большое значение: ребенок раннего возраста может воспринять только то воздействие взрослого, которое направленно лично на него. Более того, он обращает внимание на такие детали во взаимоотношениях как взгляд в глаза в глаза, обращение к нему по имени, ласковое прикосновение, т. е., всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только тогда велика вероятность того, что дети могут принять предложения взрослого.
Стоит отметить еще одну особенность в психологическом сопровождении детей раннего возраста это неэффективность вербальных методов воздействия, так как дети еще плохо понимают их. Поэтому любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. До 3–4 дети в силу возрастных особенностей не в состоянии регулировать свое поведение посредством слова, так как они живут только настоящим. Воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем слова взрослого. В этой связи в работе с маленькими детьми психолог должен обладать повышенной чувствительностью к психологическому состоянию ребенка, а также выразительности его двигательной активности. Слова психолога, обращенные к ребенку раннего возраста, должны иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями, а также включены в контекст реальных действий [6].
Практически все дети (от 1,5 года) растущие в семье, нуждаются в регулярных контактах со сверстниками и овладении навыками общения. Раннее детство является сензитивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому в работе психолога важно объединять в одной группе детей с различными психологическим проблемами. Вместе с тем, правильная организация общения малышей в интегративной группе, представляет серьезные трудности и требует участия профессиональных психологов.
Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации:
— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
— помощь ребенку раннего возраста в решении актуальных задач развития и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями;
— психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации;
— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, а также педагогов [4].
Рассмотрим основные направления работы по психологическому сопровождению детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной образовательной организации.
Профилактика — позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем в будущем. Особенность профилактики детей раннего возраста заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей или лиц их заменяющих, воспитателей, а также других работников дошкольной образовательной организации [3].
Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит, диагностировать их.
Итак, первичная диагностика проходит по трем направлениям:
— характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных;
— оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком;
— оценка психо-эмоционального состояния детей раннего возраста через анализ индивидуального листа адаптации.
По результатам проведенного анкетирования родителей воспитатели обозначают для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями [1].
— Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями. Основная задача заключается не просто в информировании родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка раннего возраста, но и разработать рекомендации по взаимоотношениям родителей с детьми в этот период.
— Развивающая работа (индивидуальная, групповая) заключается в том, что воспитатель ориентируется на средневозрастные нормы развития детей данного возраста для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, причем ребенок может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Развивающая работа, прежде всего, ориентирована на работу с факторами, определяющими продвижение в учебной работе [7].
— Коррекционная работа (индивидуальная, групповая) заключается в возможности устранения проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Задачами коррекционной работы с детьми раннего возраста в период адаптации являются:
— создание благоприятного психологического климата;
— принятие и понимание ребенка таким, какой он есть;
— предоставление ребенку раннего возраста относительной свободы и самостоятельности в поведении [4].
При проведении занятий воспитатели должен, прежде всего, учитывают возрастные особенности детей раннего возраста, а именно знать о том, что ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах. В этой связи они зачастую могут косвенно проявляться, а именно через отставание в развитии, капризность, агрессивность и пр. Вышеперечисленные обстоятельства обусловливает необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению психологических проблем у детей, в том числе и в период адаптации [2, С. 13].
Показателями успешного окончания адаптационного процесса у ребёнка раннего возраста являются:
— уравновешенность, позитивное настроение ребёнка во время общения с родителями;
— спокойное настроение в период всего пребывания в группе, выполнение поручений взрослых, проявление инициативы в общении с воспитателями и другими работниками дошкольной образовательной организации;
— доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;
— хороший аппетит и проявление самостоятельности в употреблении пищи;
— крепкий дневной сон в группе [1, С. 256].
Таким образом, процесс адаптации детей раннего возраста будет проходить наиболее успешно, если:
— определить уровень адаптированности ребёнка к дошкольной образовательной организации;
— организовать коррекционно-развивающую среду для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период;
— определить динамику адаптационных возможностей через систему комплексных занятий;
— обеспечить методической и практической поддержкой родителей и педагогов;
— преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации.
Литература:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
2. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ — Москва.: Просвещение, 2007.-№ 3.-104с.
3. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. — Москва.: Просвещение., 2007.-156с.
4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Москва.: Просвещение., 2005. -286с.
5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях — Москва.: Владос, 2007, — 176с.
6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению — Москва.: Книголюб, 2007. — 72с.
7. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 2007. № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольная образовательная организация, ребенок, период адаптации, психологическое сопровождение детей, коррекционная работа, группа детей, психологическое сопровождение, индивидуальный подход, состояние детей.
Источник