Психологическое сопровождение развития ребенка в раннем возрасте

Психологическое сопровождение развития ребенка в раннем возрасте thumbnail

Полюх Ольга
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста

Доклад

по теме:

«Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста».

Подготовила: воспитатель 2-ой младшей группы

Константинова Ольга Анатольевна.

2019г

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать — дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка

Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования. На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.

Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:

рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;

«быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;

непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например, хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;

мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;

автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения. Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.

Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Она состоит из двух блоков:

I БЛОК

Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

I этап маркетинговые исследования;

II этап социологический;

III этап адаптационный.

I этап

Маркетинговые исследования:

Изучение контингента детей ближайшего социума; (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания)

Работа с детской поликлиникой;

II этап

Социологический:

Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);

Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей); Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

III этап

Адаптационный:

Режим посещения ДОУ (индивидуальный);

Использование здоровьесберегающих технологий;

Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

Отслеживание течения периода адаптации.

II БЛОК

Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.

В работе с детьми раннего возраста активно взаимодействуют специалисты:

— воспитатель (см. построение педагогического процесса

— медицинские работники;

— администрация ДОУ;

— музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);

Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику.

1. Диагностический этап. Медицинский работник изучает историю развития ребёнка, собирает анамнез. Педагоги (каждый в своей области) проводят наблюдение за ребёнком в разнообразных повседневных ситуациях, которые дополняют специальными заданиями с предметами и игрушками. Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста.

Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 — 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.

2. Поисковый этап. Обсуждение результатов диагностики, полученных каждым специалистом. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.

3. Деятельностный этап. Проведение коррекционно-развивающих занятий, ориентированные на развитие детей раннего дошкольного возраста.

4. Рефлексивный этап. Изучение успешности развития и продвижения ребёнка с проблемами в развитии в процессе обучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития детей.

II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;

б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т. д., анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т. д.).

Источник

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных направлений по психологическому сопровождению: профилактике, диагностике, консультированию, развивающей и коррекционной работе

Ключевые слова:психологическое сопровождение, дети раннего возраста, дошкольная образовательная организация, адаптация, детско-родительские отношения, семья.

Разработка и внедрение различных программных комплексов по психологическому сопровождению детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной образовательной организации является важной задачей, реализация которой может существенным образом повлиять на дальнейшее психическое развитие ребенка. Изучением данной проблемы в отечественной литературе занимались такие учение-психологи как Н. М. Аксарина, Л. Г. Голубева, Н. П. Жукова, К. Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская и др. [2, 3, 5].

Исследование характера и длительности протекания периода приспособления позволило выделить некоторые факторы, оказывающие влияние на особенности психологического сопровождения детей изучаемой возрастной группы, а именно возраст, состояние здоровья, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества, а также параметры его психического развития [7, С. 56].

Так, причиной трудного привыкания ребенка к дошкольной образовательной организации может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослым. Другим фактором может являться становление потребности в общении со сверстниками и др.

При первичном поступлении в дошкольную образовательную организацию дети раннего возраста зачастую переживают стресс, т. к. отсутствие привычного контакта со взрослыми (особенно с матерью), незнакомая обстановка, общение с новыми людьми, лишают ребенка чувства защищенности, что является жизненно важным, особенно в данном возрасте. Все вышеизложенные факторы могут приводить к дезадаптации ребенка. Особенно болезненно это может отразиться на детях, имеющих какие-либо психофизические нарушения.

Отметим, что у всех детей адаптационные возможности протекают по-разному. В этой связи, ученые выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт, предполагающий эмоциональную удовлетворенность, внешнюю адекватность поведения, а именно способность личности с высокой долей точности выполнять требования среды.

В этой связи, одной из важнейших задач психологической службы в дошкольной образовательной организации является индивидуальная работа с каждым ребенком раннего возраста, а также поиск адекватного подхода к разным группам детей. Проблема реализации данной задачи заключается в том, что практически невозможно использовать один для всех детей раннего возраста метод адаптации. Это связано с тем, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе. Важным для всех детей является возможность завоевать доверие и расположение со стороны взрослого, без которого нормальное эмоциональное самочувствие в данных условиях невозможно. Поэтому реализация индивидуального подхода имеет большое значение: ребенок раннего возраста может воспринять только то воздействие взрослого, которое направленно лично на него. Более того, он обращает внимание на такие детали во взаимоотношениях как взгляд в глаза в глаза, обращение к нему по имени, ласковое прикосновение, т. е., всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только тогда велика вероятность того, что дети могут принять предложения взрослого.

Стоит отметить еще одну особенность в психологическом сопровождении детей раннего возраста это неэффективность вербальных методов воздействия, так как дети еще плохо понимают их. Поэтому любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. До 3–4 дети в силу возрастных особенностей не в состоянии регулировать свое поведение посредством слова, так как они живут только настоящим. Воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем слова взрослого. В этой связи в работе с маленькими детьми психолог должен обладать повышенной чувствительностью к психологическому состоянию ребенка, а также выразительности его двигательной активности. Слова психолога, обращенные к ребенку раннего возраста, должны иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями, а также включены в контекст реальных действий [6].

Практически все дети (от 1,5 года) растущие в семье, нуждаются в регулярных контактах со сверстниками и овладении навыками общения. Раннее детство является сензитивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому в работе психолога важно объединять в одной группе детей с различными психологическим проблемами. Вместе с тем, правильная организация общения малышей в интегративной группе, представляет серьезные трудности и требует участия профессиональных психологов.

Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации:

—        предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

—        помощь ребенку раннего возраста в решении актуальных задач развития и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями;

—        психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации;

—        развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, а также педагогов [4].

Рассмотрим основные направления работы по психологическому сопровождению детей раннего возраста в период их адаптации к дошкольной образовательной организации.

Профилактика — позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем в будущем. Особенность профилактики детей раннего возраста заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей или лиц их заменяющих, воспитателей, а также других работников дошкольной образовательной организации [3].

Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит, диагностировать их.

Итак, первичная диагностика проходит по трем направлениям:

—        характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных;

—        оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком;

—        оценка психо-эмоционального состояния детей раннего возраста через анализ индивидуального листа адаптации.

По результатам проведенного анкетирования родителей воспитатели обозначают для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями [1].

—        Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями. Основная задача заключается не просто в информировании родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка раннего возраста, но и разработать рекомендации по взаимоотношениям родителей с детьми в этот период.

—        Развивающая работа (индивидуальная, групповая) заключается в том, что воспитатель ориентируется на средневозрастные нормы развития детей данного возраста для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, причем ребенок может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Развивающая работа, прежде всего, ориентирована на работу с факторами, определяющими продвижение в учебной работе [7].

—        Коррекционная работа (индивидуальная, групповая) заключается в возможности устранения проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.

Задачами коррекционной работы с детьми раннего возраста в период адаптации являются:

—        создание благоприятного психологического климата;

—        принятие и понимание ребенка таким, какой он есть;

—        предоставление ребенку раннего возраста относительной свободы и самостоятельности в поведении [4].

При проведении занятий воспитатели должен, прежде всего, учитывают возрастные особенности детей раннего возраста, а именно знать о том, что ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах. В этой связи они зачастую могут косвенно проявляться, а именно через отставание в развитии, капризность, агрессивность и пр. Вышеперечисленные обстоятельства обусловливает необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению психологических проблем у детей, в том числе и в период адаптации [2, С. 13].

Показателями успешного окончания адаптационного процесса у ребёнка раннего возраста являются:

—        уравновешенность, позитивное настроение ребёнка во время общения с родителями;

—        спокойное настроение в период всего пребывания в группе, выполнение поручений взрослых, проявление инициативы в общении с воспитателями и другими работниками дошкольной образовательной организации;

—        доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;

—        хороший аппетит и проявление самостоятельности в употреблении пищи;

—        крепкий дневной сон в группе [1, С. 256].

Таким образом, процесс адаптации детей раннего возраста будет проходить наиболее успешно, если:

—        определить уровень адаптированности ребёнка к дошкольной образовательной организации;

—        организовать коррекционно-развивающую среду для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период;

—        определить динамику адаптационных возможностей через систему комплексных занятий;

—        обеспечить методической и практической поддержкой родителей и педагогов;

—        преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации.

Литература:

1.                  Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

2.                  Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ — Москва.: Просвещение, 2007.-№ 3.-104с.

3.                  Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. — Москва.: Просвещение., 2007.-156с.

4.                  Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Москва.: Просвещение., 2005. -286с.

5.                  Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях — Москва.: Владос, 2007, — 176с.

6.                  Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению — Москва.: Книголюб, 2007. — 72с.

7.                  Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 2007. № 6.

Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольная образовательная организация, ребенок, период адаптации, психологическое сопровождение детей, коррекционная работа, группа детей, психологическое сопровождение, индивидуальный подход, состояние детей.

Источник