Психологическое развитие ребенка в ранней юности

Тема 9. Психология юношеского возраста
1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте.
2. Развитие личности юноши.
1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте
Хронологические рамки (возрастные границы). 15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность.
Физическое развитие. Как правило, завершается (увеличивается вес, очень быстро растет мускульная сила, большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости, идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по устранению диспропорций в их развитии). В этом возрасте у детей появляется Органическая лень (так как идет интенсивный физический рост, организм стремится экономить силы на всем остальном). Также отмечается явление акселерации – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.
Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).
Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.
Психическое развитие. Преобладает произвольное внимание. Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.
В юношеском возрасте память становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.
Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.
Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.
Речь юноши более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.
2. Развитие личности юноши
Личностное развитие. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.
В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Происходит расширение временной перспективы, что означает также сближение личного и исторического времени. Устремленность в будущее (стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы).
По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.
Стремление познать себя приводит к саморефлексии, к углубленному самоанализу. Вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С. Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла жизни. Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности. Формируется активная жизненная позиция. Появляется система знаний, опыта и система убеждений. Решаются смысложизненные проблемы.
Отношение к миру имеет личностную окраску. Юноши постоянно оценивают себя и других в морально-этической плоскости.
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор социального положения и способов достижения его.
Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.
Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.
Новообразования. Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.
Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.
Задания для самостоятельной работы
Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Что вы понимаете под «личностным» и «профессиональным» старшеклассников?
2. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.
3. В чем проявляется специфика теоретического сознания в юношеском возрасте?
4. Составьте список современных исследований по пробьлемам развития в юношеском возрасте.
Список рекомендуемой литературы
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. ‑ М., 1996.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 1998.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. — М., 2004.
Источник
ПЛАН
1. Общая характеристика раннего юношеского возраста
2. Система общения и взаимоотношений у старшеклассников
3. Развитие познавательных процессов старшеклассника
4. Эмоционально-волевая сфера в ранней юности
5. Развитие самосознания старшеклассника
Литература
1. Возрастная психология / Под ред. Г. С. Костюка. — М., 1976. — Раздел VII.
2. Возрастная психология: Учеб. пособие / В. Скрипченко, Л. В. К-Линский, С. В. Огороднийчук и др. — М .: Просвещение, 2001. — С. 233-259.
3. Забродский М. М. Основы возрастной психологии: Учеб. пособие. —
Тернополь, 2005. — С.91-106.
4. Захаров Н. Н. Профориентация школьников. — М., 1989. —
С. 110-165.
5. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М .: Просвещение, 1991. — 143 с.
6. Кон И. С. Психология ранней юности. — М .: Просвещение, 1989.
— 254 с.
7. Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. — М .: Сов. И когда, 1989. — 608 с.
8. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М: ТЦ «Сфера», 2001. —
С.315-331.
9. Миславский Ю. АСаморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М .: Педагогика, 1991. — 152 с.
10. Радчук Г. К. Формирование самооценки профессионально значимых качеств личности старшеклассника при выборе педагогической профессии: дис. … Кандидата психол. наук: 19.00.07. — М., 1992. — 216 с.
11. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. — М .: Мир, 1994. — 319 с.
12. Рувинский Л. И. самовоспитания личности. — М .: Просвещение, 1984. — 138 с.
Общая характеристика раннего юношеского возраста
Юность — это достаточно длительный период жизни человека от 14-15 до 25 лет, разделяют на раннюю и позднюю юность. Ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет.
Изучение психологических проблем юности отмечается двумя основными подходами.
Ряд теорий (биологического, психологического, психоаналитического направления) объясняют юность, исходя преимущественно из изменений в организме и их внутренних факторов. При этом противопоставляется развитие человека или как индивида, или как личности. На одном из полюсов этого подхода — биологические теории, для которых юность — это важный этап роста организма детерминирует все линии (морфологических, физиологических, социально-психологическую) онтогенеза индивида.
Психологические теории подчеркивают, что юность является своеобразным этапом развития внутреннего мира, прежде всего — самосознания ребенка.
В психоаналитических теориях акцентируется внимание на юности как этапе бурного психосексуального развития ребенка.
Другой подход — социологический — отмечается попытками раскрыть преимущественно внешнюю детерминацию периода юности с точки зрения общества, интересов его развития. В этом смысле юность — этап социализации ребенка, перехода от зависимого детства к самостоятельной взрослости, формирование социальных ролей, ценностных ориентаций.
Для отечественной психологии характерно учета диалектического единства биологических, психологических и социальных составляющих в развитии личности. Трудности юности объясняются различием в моментах достижения индивидом, с одной стороны, биологической зрелости, а с другой — социальной зрелости. В нашем технологически высокоразвитом обществе, где период школьного обучения достаточно длительный и имеет тенденцию к росту, биологическое созревание опережает социальное.
Большинство юношей и девушек этого возраста уже достигают половой зрелости. Почти завершается созревание и всего организма ребенка. Физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется и более заметен у девушек, а юноши постепенно «догоняют» их. Увеличение роста у девочек продолжается преимущественно в 16-17 лет, а у юношей — до 17-18 лет.
Особенно быстро растет мышечная масса и сила у ребят, что делает этот период важным для их достижений в некоторых видах спорта. Более сбалансированными становятся показатели в росте внутренних органов, размер сердца в пропорциях относительно показателей сосудистой и мышечной систем достигает показателей взрослого человека. Значительно совершенствуется нервная система, которая становится более стабильной и выносливой. Тормозные процессы уравновешены с процессами возбуждения.
Еще одной особенностью современности является ускорение биологического созревания (акселерация) и замедление социального. Социальная зрелость измеряется многими параметрами, которые появляются не одновременно и индивидуально. Так, общество признает взрослость человека с 17 лет, когда она получает паспорт, начинает отвечать за все свои поступки перед законом, пользуется избирательным правом и всеми другими правами взрослого человека. В то же время фактическая социальная зрелость может наступить как до этого момента ее юридического признания (например, во время войны, когда используется труд подростков и юношей), так и позже. Еще долгое время после вступления совершеннолетия молодой человек сохраняет материальную зависимость от родителей и семьи (особенно, если продолжает обучение).
Социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к вступлению в самостоятельную жизнь, который заключается в выборе профессии, в определении дальнейшего жизненного пути (продолжить обучение, создать семью, начать трудовую деятельность и т.п.). Отсюда — наиболее актуальной личностной проблемой старшеклассника является осуществление жизненного самоопределения, которое бы дало ему в будущем возможность в полной мере реализовать себя в труде, общественной жизни, в семье.
Психическое развитие в ранней юности — это та необходимая основа, которая позволяет человеку сознательно и обоснованно осуществить выбор дальнейшего жизненного пути в соответствии со своими возможностями и индивидуальных особенностей. Проверка правильности сделанного жизненного выбора, а в некоторых случаях и его смена длится во второй половине юношеского возраста.
Социальная ситуация развития старшеклассника порождает противоречие между идентификацией и индивидуализацией его личности среди окружающих людей (Д. И. Фельдштейн). С одной стороны, юноши стремятся к независимости, самостоятельности, защищают свое право на индивидуальность. С другой стороны, активизируется ценностно-ориентационная деятельность, усиливается стремление сознательно строить свое поведение в соответствии с существующими общественных норм и требований. Результатом взаимодействия процессов индивидуализации и идентификации является дифференциация умственных способностей и интересов, развитие интегральных механизмов самосознания, выработки мировоззрения, жизненной позиции.
Ведущей деятельностью для старшеклассников выступает учебно-профессиональная деятельность.
Центральным новообразованием личности в ранней юности готовность старшеклассника к жизненному самоопределению (И. В. Дубровина), центром которого является профессиональный выбор. В 80-е годы в выборе профессии старшеклассники, прежде всего, ориентировались на престижность профессии (ее социальную значимость), требования профессии к личности, принципы и нормы взаимоотношений, характерные для данного профессионального круга. Сегодня заметно растет прагматичность молодых людей при решении этого вопроса.
Жизненное самоопределение происходит с опорой на главный новообразования психики старшеклассника — его мировоззрение, составляет систему обобщенных взглядов на действительность, где научные знания переплетаются с убеждениями и отношениями.
ВЫВОДЫ об общей характеристике раннего юношеского возраста:
— Ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет;
— Для современных юношей характерно ускорение биологического созревания (акселерация) и замедление социального с опережением биологического;
— Физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется, рост размера внутренних органов происходит пропорционально относительно показателей сосудистой и мышечной систем, в нервной системе тормозные процессы уравновешены с процессами возбуждения;
— Социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к вступлению в самостоятельную жизнь;
— Центральным новообразованием личности в ранней юности готовность ребенка к жизненному самоопределению;
— Главное новообразования психики старшеклассника — его мировоззрение.
Источник
. ПЛАН
1. Общая характеристика раннего юношеского возраста
2. Система общения и взаимоотношений у старшеклассников
3. Развитие познавательных процессов старшеклассника
4. Эмоционально-волевая сфера в ранней юности
5. Развитие самосознания старшеклассника
. Литература
1 возрастная психология /. Под ред. Г. С. Костюка -. К, 1976 -. Раздел VII
2 возрастных психология:. Учеб пособие /. В. В. Скрипченко,. Л. В. К-Линский,. С. В. Огороднийчук и др. -. М.:. Просвещение, 2001 -. С 233-259
3. Забродский. М. М. Основы возрастной психологии:. Учеб пособие —
Тернополь, 2005 -. С91-106
4. Захаров. Н. Профориентация школьников -. М, 1989 —
С 110-165
5. Ковалев. С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни -. М:. Просвещение, 1991 — 143 с
6. Кон. И. С. Психология ранней юности -. М:. Просвещение, 1989
— 254 с
7. Костюк. Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности -. М.:. Сов клыков, 1989 — 608 с
8. Кулагина. И. Ю,. Колюцкий. В. Н. Возрастная психология:. Полный жизненный цикл развития человека:. Учебное пособие для студентов высш учебных заведений -. М:. ТЦ»Сфера», 2001 —
С315-331
9. Миславский. Ю. АСаморегуляция и активность личности в юношеском возрасте -. М:. Педагогика, 1991 — 152 с
10. Радчук. Г. К. Формирование самооценки профессионально значимых качеств личности старшеклассника при выборе педагогической профессии: дис кандидата психологических наук: 190007 -. К, 1992 — 216 с
11. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеском возраст: проблемы становления личности -. М:. Мир, 1994 — 319 с
12. Рувинский. Л. И самовоспитания личности -. М:. Просвещение, 1984 — 138 с
1 Общая характеристика раннего юношеского возраста
Юность — это довольно длительный период жизни человека от 14-15 до 25 лет, разделяют на раннюю и позднюю юность. Ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет
Изучение психологических проблем юности отмечается двумя основными подходами
Ряд теорий (биологического, психологического, психоаналитического направления) объясняют юность, исходя преимущественно из изменений в организме и их внутренних факторов. При этом противопоставляется развитие человека или в качестве индивида, или как личности. На одном из полюсов этого подхода — биологические теории, для которых юность — это важный этап роста организма детерминирует все линии (морфологическую, физиологическую, социал ьно-психологическую) онтогенеза индивидда.
Психологические теории подчеркивают, что юность является своеобразным этапом развития внутреннего мира, прежде всего — самосознания ребенка
В психоаналитических теориях акцентируется внимание на юности как этапе бурного психосексуального развития ребенка
Другой подход — социологический — отмечается попытками раскрыть основном внешнюю детерминацию периода юности с точки зрения общества, интересов его развития. В этом смысле юность — этап социализаци ее ребенка, перехода от зависимого детства к самостоятельной взрослости, формирование социальных ролей, ценностных ориентацийй.
Для отечественной психологии характерно учета диалектического единства биологических, психологических и социальных составляющих в развитии личности. Трудности юности объясняются различием в моментах д достижения индивидом, с одной стороны, биологической зрелости, а с другой — социальной зрелости. В нашем технологически высокоразвитом обществе, где период школьного обучения достаточно длительный и имеет тенд. Энке к росту, биологическое созревание опережает хозяйствовоне.
Большинство юношей и девушек этого возраста уже достигают половой зрелости. Почти завершается созревание и всего организма ребенка. Физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется и более заметен у девушек, а юноши постепенно»догоняют»их. Увеличение роста у девочек продолжается в основном до 16-17 лет, а у юношей — до 17-18 рокио 17-18 років.
Особенно быстро растет мышечная масса и сила у ребят, что делает этот период важным для их достижений в некоторых видах спорта. Более сбалансированными становятся показатели в росте внутренних органов, размер р сердца в пропорциях относительно показателей сосудистой и мышечной систем достигает показателей взрослого человека. Значительно совершенствуется нервная система, которая становится стабильной и выносливой. Тормозные процессы врив новажени с процессами возбужденияння.
Еще одной особенностью современности является ускорение биологического созревания (акселерация) и замедления социального. Социальная зрелость измеряется многими параметрами, которые появляются неодновременно и инди ивидуально. Так, общество признает взрослость человека с 17 лет, когда она получает паспорт, начинает отвечать за все свои поступки перед законом, пользуется избирательным правом и всеми другими правами д орослои человека время фактическая социальная зрелость может наступить как раньше момента ее юридического признания (например, во время войны, когда используется труд подростков и юношей), так и позже. Еще долгое время после вступления совершеннолетия молодой человек сохраняет материальную зависимость от родителей и семьи (особенно, если продолжает учебуння).
. Социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к поступлению в самостоятельную жизнь, который заключается в выборе профессии, в определении дальнейшего жизненного пути (продолжить обучение, создать семью, начать трудовую ди ияльнисть т.п.). Отсюда — наиболее актуальной личностной проблемой старшеклассника является осуществление жизненного самоопределения, которое бы дало ему в будущем в полной мере реализовать себя в труде, обществе венных жизни, в семьиї.
Психическое развитие в ранней юности — это та необходимая основа, которая позволяет человеку сознательно и обоснованно осуществить выбор дальнейшего жизненного пути согласно своим возможностям и индивидуальных осо обливостей. Проверка правильности сделанного жизненного выбора, а в некоторых случаях и его смена длится во второй половине юношеского возрасту.
Социальная ситуация развития старшеклассника порождает противоречие между идентификацией и индивидуализацией его личности среди окружающих людей (Д. И. Фельдштейн). С одной стороны, юноши стремятся к независимый ежности, самостоятельности, защищают свое право на индивидуальность. Кроме того, активизируется ценностно-ориентационная деятельность, усиливается стремление сознательно строить свое поведение в соответствии с су действующих общественных норм и требований. Результатом взаимодействия процессов индивидуализации и идентификации является дифференциация умственных способностей и интересов, развитие интегральных механизмов самосознания, произведут ения мировоззрения, жизненной позициизиції.
. Ведущей деятельностью для старшеклассников выступает учебно-профессиональная деятельность
. Центральным новообразованием личности в ранней юности является готовность старшеклассника к жизненному самоопределению (И. В. Дубровина), центром которого является профессиональный выбор. В 80-е годы в выборе профессии старшеклассники, прежде всего, ческие нтувались на престижность профессии (ее социальную значимость), требования профессии к личности, принципы и нормы взаимоотношений, характерные для данного профессионального круга. Сегодня заметно возрастает прагматичность молодых людей при решении этого вопросаання.
Жизненное самоопределение происходит с опорой на главное новообразования психики старшеклассника — его мировоззрение, что составляет систему обобщенных взглядов на действительность, где научные знания переплетаются я с убеждениями и отношением.
Заключение об общей характеристике раннего юношеского возраста:
— ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет;
— для современных юношей характерно ускорение биологического созревания (акселерация) и замедления социального с опережением биологического;
— физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется рост размера внутренних органов происходит пропорционально относительно показателей сосудистой и мышечной систем, в нервной системе тормозные о оцесы уравновешены с процессами возбуждения
— социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к поступлению в самостоятельную жизнь;
— центральным новообразованием личности в ранней юности является готовность ребенка к жизненному самоопределению;
— главное новообразования психики старшеклассника — его мировоззрение
Источник