Психологическое развитие ребенка в подростковом возрасте
Подростковый возраст у детей — трудный период не только для родителей, но и для них самих. Психология подростка построена на необходимости признания его взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать. Подростковый возраст зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных особенностей. Его начало приходится на 11- 12 лет, а завершается в 17 или 18 лет. Дело в том, что строго очерченные границы возраста для всех индивидов установить нельзя. Для каждого из них они уникальны.
Особенности психологии подросткового возраста
Подростковый возраст иногда характеризуется как «переходный». Развитие ребенка в это время происходит невероятно быстро. Череда внутренних конфликтов, эмоциональные срывы, но в то же время и становление активной жизненной позиции приводят к его осознанию себя как личности.
Начиная с 11 или 12 лет, у ребенка происходит формирование поведенческих основ, определяются нравственные представления и моральные нормы на основе усвоенных социальных установок.
В усвоении школьных дисциплин, у подростков, из-за особенностей развития, могут возникать сложности. Кроме неуспеваемости, нередко встречается и неадекватное поведение. Для того, чтобы обучение проходило успешно, необходима мотивация, с помощью которой можно придать ему важность. Часто подростки пренебрегают основным условием любого обучения — стремлением к получению знаний и даже противодействуют процессу обучения.
Психология подростка: независимость и самоуверенность
В связи с взрослением, личностные качества ребенка начинают меняться. Отличающийся ранее сдержанностью и серьезным отношением к учебе, подросток может стать совершенно другим, раздражительным, не терпящим возражений. Или, наоборот, активизировать свои познавательные способности и много времени отводить учебному процессу и дополнительным занятиям.
В психологии подростка и его внутреннем мире начинаются изменения:
- Становится невероятно сильной тяга к общению со сверстниками, выяснение позиций других и своего места в коллективе. Это может быть лидерская позиция, нейтральная или несколько отстраненная. Мнение друзей часто начинает быть более весомым, чем оценка взрослых или педагогов. Для подростка слишком много значит группа, ее влияние иногда безгранично. Если его популярность подвергается сомнению, у него возникает сильное беспокойство.
- У школьников младшего возраста тревожность повышается при контакте с незнакомыми им взрослыми. А у подростков чувство тревоги резко возрастает при общении с родителями и сверстниками.
- Быстрые физиологические изменения, вызванные гормональной перестройкой в организме, приводят к изменению поведения подростков. Из-за снижения активности доминирующего центра коры головного мозга, внимание ухудшается. Теперь оно более неустойчивое и непродолжительное.
- Половое созревание способствует быстрому росту и появлению вторичных половых признаков, что вызывает у подростков интерес к своему телу. Соответственно своим представлениям, они стремятся выглядеть более женственно или мужественно. Начинают иначе относиться к сверстникам-девочкам, так как понимают, что перед ними представители другого пола.
У подростков все физиологические перемены временные. Вместе с завершением процесса полового созревания и стабилизацией гормонального фона, они вновь начинают улучшаться.
Подростковая психология и основные психологические изменения
Перемена психологии у подростков не менее значительна, чем биологические преобразования. В это время резко возрастает творческая активность, улучшается качество познавательных процессов, так как ускоряет свое развитие логическая память, которую подросток начинает использовать наряду с произвольной и опосредованной. А вот механическое запоминание ухудшается.
Родителям и педагогам нужно обращать внимание на то, что в этот период у подростков происходят такие психические процессы как:
- Перемены в памяти и мышлении. У младших школьников мыслительные процессы близки к вспоминанию. У подростков термин «вспоминать» начинает означать «мыслить». То есть для эффективного запоминания нового материала, им потребуется установить логическую связь между отдельными частями.
- Обогащение речи — подростки уже хорошо декламируют и самостоятельно подготавливают выступления.
- Развивается самосознание. Обостряется чувствительность к мнению других о собственной внешности, уровне знаний или компетентности в какой-то области.
- Поведение подростков также меняется — они проявляют бунтарство, стремление к независимости и желание освободиться от излишней (по их мнению) опеки родителей.
Кризис подросткового возраста в психологии обычно связывают с большим, чем раньше, влиянием сверстников, общей склонности к риску, низкой устойчивостью к рискам, инфантильности при выборе профессии, недостаточной ответственностью.
Несмотря на то, что они могут выглядеть как взрослые, родителям и педагогам все же следует помнить, что они нуждаются в серьезной поддержке.
Видео-лекция «Психология подростка»
Источник
4
Вопрос
№ 20
Особенности
психического развития подростка.
Подростковый возраст охватывает период
от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из
самых сложных и ответственных в жизни
ребенка и его родителей. Как и любой
другой, подростковый возраст «начинается»
с изменения социальной ситуации развития.
Специфика социальной ситуации
развития заключается в том, что подросток
находится в положении (состоянии) между
взрослым и ребенком — при сильном
желании стать взрослым, что определяет
многие особенности его поведения.
Подросток занимает промежуточное
положение между детством и взрослостью.
Подросток стремится отстоять свою
независимость, приобрести право голоса.
В подростковом возрасте ведущей
деятельностью является общение со
сверствниками. Именно в процессе общения
со сверстниками происходит становление
нового уровня самосознания ребенка,
формируются навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться и
в тоже время отстаивать свои права.
Кроме того, общение является для
подростков очень важным информационным
каналом.
В результате такой резкой смены интересов
в подростковом возрасте часто страдает
учебная деятельность, снижается школьная
мотивация.
Многие особенности поведения подростка
связаны не только с психологическими
изменениями, но и с изменениями,
происходящими в организме ребенка.
Половое созревание и неравномерное
физиологическое развитие подростка
обуславливают многие его поведенческие
реакции в этот период. Подростковый
возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями
настроения. Поведение подростков
зачастую бывает непредсказуемым, за
короткий период они могут продемонстрировать
абсолютно противоположные реакции:
целеустремленность и настойчивость
сочетаются с импульсивностью;неуемная жажда деятельности может
смениться апатией, отсутствием стремлений
и желаний что-либо делать;повышенная самоуверенность,
безаппеляционность в суждениях быстро
сменяются ранимостью и неуверенностью
в себе;развязность в поведении порой сочетается
с застенчивостью;романтические настроения нередко
граничат с цинизмом, расчетливостью;нежность, ласковость бывают на фоне
недетской жестокости;потребность в общении сменяется желанием
уединиться.
Наиболее бурные аффективные реакции
возникают при попытке кого-либо из
окружающих ущемить самолюбие подростка.
Пик эмоциональной неустойчивости
приходится у мальчиков на возраст 11-13
лет, у девочек — на 13-15 лет.
Существенные изменения происходят в
развитии познавательных процессов.
Внимание. Подросток может хорошо
концентрировать внимание в значимой
для него деятельности. Внимание становится
хорошо управляемым, контролируемым
процессом.
Память. Подросток способен
управлять своим произвольным запоминанием,
использовать различные мнемические
средства. Память в этом возрасте
перестраивается, переходя от доминирования
механического запоминания к смысловому.
При этом перестраивается сама смысловая
память — она приобретает опосредованный,
логический характер, обязательно
включается мышление.
Подростковый возраст считается кризисным,
поскольку происходят резкие качественные
изменения, затрагивающие все стороны
развития и жизни. Кризис 13 лет относится
к числу острых.
Симптомы кризиса
Наблюдается снижение продуктивности
и способности к учебной деятельности
даже в той области, в которой ребенок
одарен.
Происходит переход на новую, высшую
ступень интеллектуального развития.
На смену конкретному приходит логическое
мышление. Это проявляется в критицизме
и требовании доказательств, его начинают
интересовать философские вопросы
(проблемы происхождения мира, человека).
С развитием мышления наступает интенсивное
самовосприятие, самонаблюдение, познание
мира собственных переживаний. В этом
возрасте многие подростки ведут дневники.
Второй симптом кризиса – негативизм.
У мальчиков негативизм проявляется
ярче и чаще, чем у девочек, и начинается
позже – в 14-16 лет.
Поведение подростка во время кризиса
не обязательно имеет негативный характер.
Л.С.Выготский пишет о трех вариантах
поведения.
Негативизм ярко выражен во всех областях
жизни подростка. Подросток недоступен
уговорам старших, возбудим или, наоборот.
Это трудное и острое протекание
наблюдается у 20% подростков.Ребенок – потенциальный негативист.
Это проявляется лишь в некоторых
жизненных ситуациях, главным образом
как реакция на отрицательное влияние
среды (семейные конфликты, угнетающее
действие школьной обстановки). Таких
детей большинство, примерно 60 %.Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
На этом основании можно предположить,
что негативизм — следствие недостатков
педагогического подхода.
Основные линии развития подростков
связаны с прохождением личностных
кризисов: кризиса идентичности и кризиса,
связанного с отделением от семьи и
приобретением самостоятельности.
Кризис идентичности.
В этот период происходит поиск и выбор
новой взрослой идентичности, нового
отношения к себе и к миру. Внешне это
проявляется в активном интересе к себе:
подростки постоянно что-то доказывают
друг другу и самому себе; они общаются
на темы, затрагивающие моральные и
нравственные вопросы, межличностные
отношения; появляется интерес к
исследованию себя, уровня развития
своих способностей через прохождение
тестов, участие в олимпиадах.
Бурное развитие сознания и самосознания
обуславливает интерес к себе, поэтому
ребенок в подростковом возрасте склонен
к уходу в себя, чрезмерно самокритичен
и чувствителен к посторонней критики.
Поэтому любая оценка со стороны значимых
взрослых может вызвать бурную и
непредсказуемую реакцию.
Становление нового уровня самосознания
выражается также в стремлении понять
себя, свои возможности и особенности,
свое сходство с другими людьми и
свое отличие — уникальность и
неповторимость. Познание себя через
отличие зачастую происходит через
противопоставление себя миру взрослых.
Отсюда может идти негативизм в отношении
норм и ценностей взрослых, их обесценивание.
«Я не такой как вы! Я никогда не стану
таким!», — вот достаточно характерные
для подросткового возраста фразы. Как
следствие, в этом возрасте наблюдается
резкое понижение ценности общения в
семейном кругу: самыми большими
авторитетами становятся друзья, а не
родители.
Познание себя через сходство с
другими происходит у подростков при
общении со сверстниками. Подростки
имеют свои собственные нормы, установки,
специфические формы поведения, которые
образуют особую подростковую субкультуру.
Для них очень важно чувство принадлежности,
возможность занять свое место в
референтной группе.
Таким образом, можно сказать, что в
подростковом возрасте резко падает
авторитет взрослого и возрастает
значимость мнения сверстников.
Кризис, связанный с отделением от
семьи и приобретением самостоятельности.
Отечественные психологи выделяют еще
одну важную особенность подросткового
возраста – чувство взрослости.
Внешне это выглядит как стремление к
самостоятельности и независимости. Он
стремиться расширить свои права, делать
так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое
поведение часто провоцирует запреты.
Но это необходимо, т.к. именно подобном
противостоянии со взрослыми подросток
исследует свои границы, пределы своих
физических и социальных возможностей,
рамки дозволенного. Через такую борьбу
за независимость он удовлетворяет
потребности в самопознании и
самоутверждении, узнает свои возможности
и учиться действовать самостоятельно.
Итак, для подросткового
возраста характерны следующие особенности:
— половое созревание и неравномерное
физиологическое развитие, обуславливающие
эмоциональную неустойчивость и резкие
колебания настроения;
— изменение социальной ситуации развития:
переход от зависимого детства к
самостоятельной и ответственной
взрослости;
— смена ведущей деятельности: учебную
деятельность вытесняет интимно-личностное
общение со сверстниками;
— открытие и утверждение своего «Я»,
поиск собственного места в системе
человеческих взаимоотношений;
— познание себя через противопоставление
миру взрослых и через чувство принадлежности
к миру сверстников. Это помогает подростку
найти собственные ценности и нормы,
сформировать свое представление об
окружающем его мире;
— появление «чувства взрослости», желание
подростка признания своей «взрослости».
В этом возрасте подростки стремятся
освободиться от эмоциональной зависимости
от родителей.
Источник
Подростковый возраст (с 10-11 до 14-15 лет) можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.
Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки. Поэтому физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, но и для самого подростка.
В подростковом возрасте могут заметно обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты считают, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.
С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности. Так, сформированная в учебной деятельности в младшем школьном возрасте способность к рефлексии «направляется» школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, сравнивая себя с взрослыми и с младшими детьми, приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.
Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе.
Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым.
Но, к сожалению, в нашем обществе все–таки доминирует первый вид взрослости. И все реже наблюдается интеллектуальная взрослость, связанная у подростка с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.
Но, тем не менее, подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, хотя, нужно заметить, в психологическом отношении отступает на задний план. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение. Главная потребность подросткового периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит из школы и психологически, и даже буквально».
Хочу привести пример из собственной жизни. У моей двоюродной сестры, когда она находилась в подростковом возрасте, родители получили новую квартиру, и она стала ходить в другую школу. Но так получилось, что класс ее не принял, и она просто перестала ходить в школу. От родителей она это тщательно скрывала, то есть утром собиралась, как обычно, в школу, и целый день гуляла (хотя в старой школе училась на «отлично» и была примерной, послушной девочкой). Все это, конечно же, вскоре обнаружилось. Но она родителям твердо поставила условие: или она возвращается в старую школу, или перестает вообще ходить в школу. Родители, чтобы полностью не потерять свою дочь, вынуждены были согласиться со вторым вариантом.
Именно в подростковом возрасте поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в самостоятельную область внутренней жизни. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с приятельством возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности.
Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все; с другой, – желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками.
Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Нужно заметить, что в этом возрасте в учителе личностные качества (такие, как доброта, справедливость, порядочность, умение понимать, сочувствовать, сопереживать) ценятся больше, чем интеллектуальные.
Приведу пример из собственной жизни. У нас в школе преподавала учитель математики. В нее был влюблен весь наш 7 класс. Но однажды мы с классом отправились в кино. Стояли на остановке и долго ждали автобус. Подошла «математичка». И тут подъехал автобус, у входа которого собралась толпа. Мы стали свидетелями такой картины. Учительница растолкала всех пассажиров, даже женщин с детьми, и сама благополучно залезла в автобус. После этого случая она «упала» с воздвигнутого нами пьедестала.
Кроме всех ранее перечисленных особенностей подросткового возраста, можно отметить следующие характерные для подростков поведенческие реакции:
- Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.
- Реакция протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.
- Реакция имитации обычно проявляется в подражании. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, который теми или иными качествами импонирует его идеалам. Неслучайно стены в комнате подростков часто бывают увешаны фотографиями певцов, спортсменов, киногероев.
- Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Чаще всего хулиганят неуспевающие подростки, которые пытаются добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
- Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением подростка добиться успеха именно в той области, в которой он обнаруживает наибольшую несостоятельность. Так, физически слабый подросток настойчиво стремится к спортивным достижениям, а стеснительный и ранимый — к общественной деятельности.
- Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей.
- Реакция группирования чаще всего проявляется тогда, когда подросток не встречает понимания среди своего близкого окружения. Самореализоваться и самоутверждаться подросток начинает в подростковых компаниях, неформальных группах с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений со своим лидером. К сожалению, в процессе стихийно–группового общения устойчивый характер у подростков приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.
- Реакция увлечения. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой), более типичны для девочек. Интеллектуально–эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому–либо определенному предмету, могут наблюдаться у подростков обоих полов.
- Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь).
При этом нужно отметить, что, хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное. Взрослый важен и значим для подростка, он по–прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских форм» контроля, требования послушания, выраженной опеки.
Однако сила, частота, резкость проявлений конфликтов во многом зависит от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего — по инициативе взрослого.
Особенно это важно в кризисный период, когда происходит резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. 13 лет – переломная точка кризиса. Этому возрасту свойственны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.
Подростковый период — период наиболее интенсивного личностного развития ребенка, который проявляется, прежде всего, в интересе к собственной личности. Поскольку подросток более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. Феномен «воображаемая аудитория» состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, то есть непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. «Личный миф» — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.
К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности. Завершается же социально–психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.
Литература:
Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). Электронный учебник// https://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc
Об авторе: Тукубаева Ильсияр Амировна, заместитель директора по УВР Межшкольного учебного комбината № 1, учитель 1 квалификационной категории.
Источник