Психологическое развитие ребенка при дцп

Формирование и развитие психики у детей с ДЦП протекает не так, как у детей без этого заболевания. Однако и такие дети могут учиться, получить профессию и вести социальную жизнь. Все зависит от их уровня психического развития.
К сожалению, не всем детям с этим заболеванием психологические особенности позволяют успешно учиться. Многое зависит от тяжести болезни, скорости ее развития. Необходимо обратить особое внимание на эмоциональное состояние малыша, его реакции и способность общаться. Психологическая готовность его к школе определяется рядом факторов: личностными, волевыми, интеллектуальными. Часто детей с ДЦП определяют в особые учебные учреждения. Родители обязательно должны поддерживать малыша в желании учиться, ведь даже этот диагноз не означает полную недееспособность.
Диагноз ДЦП
Диагноз «детский церебральный паралич» — целый комплекс заболеваний нервной системы. В основном они не прогрессируют, но носят хроническую форму. Пока что адекватного лечения ДЦП не найдено. У людей, страдающих от этого заболевания, в 30 или даже 50 случаях из 100 наблюдается снижение интеллекта. Из-за структурных повреждений мозга малыш не всегда может овладеть речью или же она будет нечеткой.
Это заболевание не носит наследственный характер. Хотя, в свою очередь, некоторые наследственные заболевания могут стать причиной появления ДЦП.
Существует большое количество заболеваний, которые можно отнести к этой группе. У всех разная степень тяжести, их проявления отличаются. У детей с легкой степенью структурных изменений психика и интеллект сохраняются на высоком уровне. Они могут учиться, работать, даже иметь семью и своих детей. К сожалению, таких людей меньше, чем страдающих параличом и имеющим целый ряд психических отклонений. Дело в том, что болезнь захватывает кору головного мозга, ствол. Структурные изменения мозга довольно серьезные, так что именно это становится причиной психических отклонений, инфантилизма.
Особенности психики
Психологические особенности малышей с ДЦП проявляются очень рано. Из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то малыш будет хорошо идти на контакт.
Задержка в развитии происходит в виде так называемого психического инфантилизма. Страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Эти особенности психики, к сожалению, сильно ограничивают возможности. Чем сильнее у ребенка изменения, тем меньше может он влиться в нормальную жизнь.
На развитие личности влияет несколько факторов, в том числе социальная сфера. Родители не всегда знают, как правильно общаться, развивать больных детей. В некоторых случаях это отрицательно сказывается на развитии их интеллекта.
Биологические факторы
К ним относятся:
- степень тяжести заболевания;
- степень структурных изменений мозга;
- ограниченность дееспособности.
У детей с ДЦП сейчас довольно много потенциала для развития. К сожалению, не всегда много возможностей у родителей. Посещая специальные учебные заведения, малыши общаются с такими же больными детьми. Тут тяжело получить социальный прогресс, но даже такое общение лучше, чем никакого.
Необходимо следовать советам врача по поводу рациона и режима. Правильное питание, наличие витаминов позволяет ребенку продолжить развитие. Люди с таким диагнозом могут прожить довольно долгую жизнь. Если же не следить за питанием, то состояние может усугубиться.
Дети с ДЦП малоподвижны – движения могут даже доставлять им боль. Из-за этого страдают почти все функции организма. Нормальная еда, движение, массажи, занятия со специалистами поддерживают нормальное состояние таких детей. Конечно, «нормальное» с поправкой на их диагноз. Это помогает сохранить психическую деятельность и поддерживать ее развитие.
Социальные факторы
В свою очередь дети, у которых степень тяжести болезни не так высока, вполне могут социализироваться. Они ходят в обычные школы, гуляют на улице, заводят друзей. У них больше возможности из-за подвижности и сохраненного интеллекта. Главное, что у них присутствует предметная деятельность и они могут играть.
С ними возможно обучение именно посредством игры. Особенности развития этих детей мало чем будут отличаться. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, так что через 5-10 лет оно не усугубится. При должном уходе, поддерживающей терапии, массаже эти дети вполне могут вести обычную жизнь.
Процесс социализации детей усложняется тем, что общество не всегда готово принять их. Многие родители из необоснованного страха запрещают своим детям играть с ними. Из-за этого малыш чувствует себя настоящим изгоем. Понимают его и принимают только там, где все такие же «особенные». Круг их общения — родители, врачи, медсестры, социальные работники, другие дети-инвалиды.
Отклонения психического развития
С ранних лет ребенок с ДЦП часто лишен возможности общаться, у него нет точных понятий о правилах общества, о морали. Его поведение может быть невротическим:
- постоянная тревожность;
- агрессия;
- необоснованные страхи, кошмары.
Нахождение в замкнутом пространстве только усугубляет подобные проблемы. У ребенка отсутствует возможность познания, так как он видит только стены своей комнаты. Это ведет к опасному состоянию — психологической деривации. Особенности психики при ДЦП таковы, что это состояние наступит быстрее, чем у здорового малыша. Этот процесс ведет к серьезному отставанию психического развития, деградации.
Особенно опасны такие состояния для тех детей, которые не могут передвигаться, общаться в силу тяжести повреждений нервной системы, притом что интеллект у них сохранен на достаточном уровне. Родителям обязательно нужно заниматься с ними. Необходимо обратиться в социальную службу. Если малыш не сможет посещать школу или другое учебное заведение, преподаватели будут приходить к нему домой. Так он сможет закончить образование в режиме надомного обучения.
Определение психической готовности к обучению
Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача. По физическому состоянию и психическому развитию ребенка врач определяет, может ли он обучаться в школе. Далее идет выбор типа школы. Если интеллект хорошо сохранен, степень поражения нервной системы минимальна, то такие дети могут учиться в обычной школе. Возможно, самыми лучшими учениками им не быть, но закончить школу вполне можно. Далее им предлагается возможность пройти профильное обучение, найти работу.
Если состояние психики или тяжесть физического состояния не позволяет посещать обычную школу, то врачи советуют специальные учебные заведения. В крайнем случае малыш признается необучаемым. Такие ситуации встречаются редко, при тяжелой форме поражения нервной системы.
Основные параметры для определения возможности обучения – личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей. Важна каждая составляющая.
Личностные особенности (психический инфантилизм)
Личностные качества зависят от степени поражения мозга. Они могут быть на вполне высоком уровне. Сохраняется интеллект, мозговая активность позволяет малышу испытывать весь спектр эмоций. Такие дети обычно доброжелательные, сострадающие. Они не теряют связи с реальностью. Но часто проявляется так называемый психический инфантилизм разной степени тяжести.
Это неравномерное развитие разных участков мозга, которое ведет к личностным изменениям. У детей остается стремление к получению удовольствия, эмоциональная незрелость. В своих поступках, желаниях они руководствуются исключительно стремлением получить удовольствие. У них нет возможности различать свои и чужие потребности. Такие дети напрочь лишены эмпатии, сопереживания.
У детей с ДЦП из-за недостатков социальных контактов и ограниченности действий наблюдается отсутствие предметной деятельности. У них отсутствует понятие о мире вокруг, своей роли, положении в нем. Социальная функция сильно снижена.
Недоразвитость игровой деятельности влияет на формирование личности, психическое развитие. Ребенок сам не может сориентироваться даже с простыми игрушками. Все необходимо разъяснять. Эти психологические особенности детей часто останавливают родителей от занятий с ними. Не покупаются игрушки, нет общения, родители не вовлекают их в игру. Однако при правильном коррекционном воспитании и поддержке дети овладевают множеством навыков.
Интеллектуальные особенности
Как уже говорилось, в 30-50% случаев интеллект у детей, страдающих данным заболеванием, снижен. Тут многое зависит от родителей, ведь если снижение минимальное или легкое, то детей можно учить, развивать. Конечно, это непросто. Врачи и дефектологи определяют малыша в особый детский садик, где с ним работают квалифицированные педагоги. Они помогают ему начать развиваться.
Если к таким малышам с сохраненным интеллектом не проявлять внимание, оставить их без развивающих занятий, происходит обычное снижение интеллекта. Вот почему родители должны хорошо знать возможности своих детей, подбирать развивающие игры и техники для их возраста. Таким образом можно помочь им развиваться.
Дети с тяжелой формой ДЦП напрочь лишены возможности нормального детского общения. Это становится ключевым фактором для возникновения проблем социализации. Ребенок не понимает назначения игрового процесса, неспособен поддерживать общение. Все это — последствия сильных нарушений коры головного мозга. При таком состоянии комиссия врачей чаще всего дает негативное заключение по вопросу обучения. Таких детей учат элементарным правилам ухода за собой, насколько это возможно.
Волевые особенности
Волевая готовность детей с ДЦП к обучению подразумевает, что малыш 6-8 лет уже способен контролировать свои действия. Он понимает необходимость и назначение учебного процесса. Если волевая готовность полностью или частично отсутствует, то обучение в обычной школе невозможно. Обычный школьный преподаватель не всегда знаком с дефектологией. Да и не должен быть знаком, ведь он работает в обычной школе, рассчитанной на детей без отклонений.
Наиболее важная часть волевой готовности — наличие мотивации. Тут мотивом становится желание учиться, получать новые знания, освоить профессию. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения. Отсюда и отсутствие мотива.
Если малыш готов контролировать свое поведение, имеет социальный опыт, то он может обучаться в школе. Психологи и психоневрологи, работающие с этими детьми, посредством вопросов, разговора выясняют уровень мотивации малыша. Бывает так, к сожалению, что дети вполне нормально развиваются в психическом плане, но родители уже «списали их со счетов». В этом случае дети могли бы учиться, но не учатся по вине самих родителей.
Источник
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.
ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный период, в момент родов или на первом году жизни.
ДЦП — это не неспособность двигаться вообще, а неспособность произвольно управлять процессом мышечного движения.
Двигательные нарушения очень часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, а также нарушениями функций анализаторов (около 25% детей имеют аномалии зрения, у 20-25% детей наблюдается снижение слуха).
Примерно 20-25 % детей с ДЦП имеют потенциально сохранный интеллект, задержка психического развития встречается приблизительно у 50% детей с церебральным параличом, и интеллектуальные нарушения имеют место у 25% детей с ДЦП.
Психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
Особенности развития познавательных процессов у детей с ДЦП
У большинства детей с ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.
Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, распределения внимания. Наблюдаются трудности в переключении внимания, застревание на отдельных элементах.
Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии целенаправленно выполнять даже элементарные действия.
У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия (гнозиса) затрудняет узнавание перечеркнутых, наложенных друг на друга, «зашумленных» изображений, нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое — собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). У некоторых детей долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, что мешает дальнейшему восприятию.
У большинства детей с ДЦП ограничена предметно-практическая деятельность, ощупывающие движения рук слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Недостаточность осязательного восприятия приводит к дефициту знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.
У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом, плохо определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями там и тут, затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферыпроявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, агрессивности у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости.
У детей с церебральным параличом отмечаютсянарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
Важную роль в психическом развитии играют оказание ранней коррекционно-педагогической помощи, условия адекватного воспитания и обучения.
Рекомендации педагогам по психолого-педагогическому сопровождению детей с ДЦП:
У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому: следует избегать резких внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия; нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.
Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания).
На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку.
В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).
Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны педагога с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки — контроля за слюнотечением.
Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Так как темп деятельности у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата замедленный, следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить задания на время.
Ребёнку с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата необходима сопровождающая помощь дефектолога, специального психолога и логопеда.
Не демонстрировать жалости!
Коррекционно-педагогическая работа не достигнет желаемого эффекта, если в процесс не будет вовлечена семья ребенка с ДЦП.
Психологические особенности детей с ДЦП
Источник
В
исследованиях отечественных и зарубежных
клиницистов отмечается замедленное
развитие психомоторных функций у детей
с церебральным параличом, особенно на
ранних этапах постнатального онтогенеза
(5, 49, 66, 90).
Специальные
психологические исследования особенностей
развития сенсорных, когнитивных и
интеллектуальных процессов при ДЦП в
зарубежной и отечественной литературе
представлены крайне недостаточно. Ряд
авторов связывают нарушения познавательных
процессов при ДЦП с недоразвитием
моторики (1, 15, 20, 21, 49, 69, 90). В исследованиях
этих авторов подчеркивается, что
нарушения восприятия предметов,
зрительно-пространственной ориентировки
при ДЦП обусловлено двигательной
недостаточностью и с увеличением
степени тяжести дефекта эти нарушения
более выражены.
Выделяют
3 фактора, влияющих на когнитивное
развитие детей с ДЦП:
—
Взаимосвязь сенсорного и когнитивного
развития имеет у них другую основу.
—
Они более ограничены в своих
исследовательских возможностях, а
также в приеме, хранении и воспроизведении
информации, адекватной уровню их
развития.
—
Болезненные переживания из-за длительного
пребывания в больнице, сложные отношения
с родителями, предубежденное отношение
с окружающими неблагоприятно влияют
на эмоционально-мотивационную сферу.
Поскольку
при ДЦП ведущим дефектом являются
двигательные нарушения, определяющие
специфику психического развития
детей, рассмотрим особенности формирования
двигательной сферы при этой патологии.
3.1. Нарушение двигательных функций
Особенностью
двигательных нарушений при ДЦП является
то, что они существуют с рождения, тесно
связаны с сенсорными расстройствами,
особенно с недостаточностью ощущений
собственных движений. Двигательные
нарушения у детей с церебральным
параличом представляют собой своеобразное
отклонение мотор-
32
ного
развития, которое без соответствующей
коррекции оказывав неблагоприятное
влияние на весь ход формирования
нервно-психических функций ребенка.
У
детей с ДЦП задержано или нарушено
формирование всех двигательных функций:
удержание головы, навыки сидения,
стояния, ходьбы, манипулятивной
деятельности. Большие вариации в сроках
развития двигательных функций связаны
с формой и тяжестью заболевания,
состоянием интеллекта, с временем начал;
систематической лечебно-коррекционной
работы.
Для
развития произвольных
движений, навыков
и умений нужна согласованная работа
мышц. Мышцы всегда работают в определенных
схемах, регуляцию которых осуществляем
ЦНС. Примеро нормального движения может
быть присаживание из положения лежа на
спине: сгибание головы на грудь происходит
одновременно со сгибанием и округлением
спины, что позволяет сесть из положения
лежа. Если в положении на спине прижать
голову к подушке, спина выпрямляется,
напрягается и присаживание становится
невозможным. Подобное нарушение
схемы:движения имеет место у детей с
церебральным параличом.
Таким
образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает
работу мышечных схем произвольных
движений, что и определяет одну из
основных трудностей формирования
двигательных навыков.
Неправильные
схемы движений у детей с ДЦП могут
закрепляться и приводить к формированию
патологических поз положений тела
и конечностей. Наиболее часто встречаются
следующие неправильные позы:
а)
Голова поднята вверх и откинута назад,
руки и ноги напряженны и разогнуты,
спина разогнута. Эта поза затрудняет
возможность сесть из положения лежа на
спине, тормозит развитие прямостояния,
ходьбы, манипулятивной деятельности,
что препятствует овладению
самообслуживанием, учебными и трудовыми
навыками.
б)
Голова повернута вправо, правые рука и
нога разогнуты, а левые — согнуты;
или наоборот: голова повернута влево.
Левые рука и нога разогнуты, а
правые-согнуты.
Эти
неправильные позы приводят к тому, что
ребенок не может согнуть руку, к которой
обращено лицо, т.е. он не в состоянии
рассмотреть взятый в руку предмет.
У него не формируется важнейшая для
психического развития совместная
деятельность руки и глаза —
зрительно-моторная координация. Это
препятствует развитию как произвольных
движений, навыков самообслуживания,
письма, так и познавательной деятельности.
в)
Голова опущена на грудь, руки и ноги
согнуты. Эта поза затрудняет развитие
прямостояния, ходьбы, манипулятивной
дея-
33
тельности,
препятствует развитию произвольных
движений ребенка. В школе ребенку
крайне трудно овладеть навыками учебной
и трудовой деятельности.
Все
указанные неправильные позы препятствуют
развитию движений и навыков самообслуживания
у детей с ДЦП. Они также могут мешать
ребенку в овладении предметно-практической
деятельностью.
Иногда
неправильные позы и схемы движений
выражены нерезко, и их влияние на
произвольные движения начинает
проявляться только в процессе развития
более сложных двигательных функций.
Однако во всех случаях характерной
особенностью двигательных расстройств
при ДЦП является зависимость нарушений
движений в конечностях от положения
головы ребенка.
У
некоторых детей при нерезко нарушенном
мышечном тонусе отмечаются явления
апраксии
(неумение
выполнять целенаправленные практические
действия). Такие дети с особым трудом
осваивают навыки самообслуживания:
одевания, раздевания, застегивания
пуговиц, зашнуривания ботинок и т.п.
Многие-затрудняются в рисовании,
конструировании и т.д. Необходимо
отметить, что целенаправленные
практические действия формируются в
процессе двигательного опыта.
Основными
проявлениями ДЦП являются замедленность
и не-сформированность двигательных
навыков и умений, необходимых в учебной
и трудовой деятельности. У некоторых
учащихся, особенно на первых этапах
обучения, отмечаются неустойчивая
ходьба, плохая координация движений,
несформированноеть реакций равновесия,
необычные позы тела, конечностей и
головы. У отдельных детей нарушения
моторики осложняются насильственными
движениями (гиперкинезами) головы, рук,
плечей, гримасами лица и т.д., которые
особенно усиливаются при волнении и
испуге, неожиданном обращении к ребенку,
а также при попытках выполнять те
или иные целенаправленные действия.
Остановимся
более подробно на тех трудностях, которые
дети могут испытывать при овладении
навыком письма, самообслуживания и
трудовыми навыками. В качестве примера
приведем особенности овладения
навыком письма детей с церебральным
параличом.
Трудности
при овладении навыком письма у учащихся
с церебральным параличом связаны,
прежде всего, с несформированностью
или нарушением хватательной функции
кисти, затрудняющими захват и удержание
предмета.
Сам
акт письма, требующий плавного движения
кисти, нарушен за счет слабости мышц,
расстройств мышечного тонуса в кис-
34
ти,
насильственных движений, отсутствия
возможности последовательного сокращения
и расслабления мышц кисти. Такие учащиеся
при письме обычно держат ручку неправильно,
часто в кулаке, письмо выполняется за
счет движений кисти, а иногда используются
дополнительно движения всей рукой.
Пальцы при этом резко
напряжены,
неподвижны и плотно сжимают ручку Это
приводит
к
тому, что дети пишут очень медленно,
неразборчивым почерком, буквы как бы
прыгают по строке, неравномерны по
величине, не
соблюдаются
строчки. Особенно затруднено соединение
отдельных элементов букв в целое, резко
нарушена плавность письма. Можно выделить
два основных типа неправильного письма.
В одном случае, ученик начинает писать
как бы с достаточной силой
и
нормальными по величине буквами, затем
их размер изменяется, строки спускаются
вниз, разборчивость письма заметно
нарушается. В другом, наоборот; ученик
начинает писать мелкими буквами почти
без нажима, затем размеры букв и сила
нажима увеличиваются.
Неравномерность
письма особенно выражена у учащихся с
гиперкинезом, так как насильственные
движения мешают работе
пальцев
в момент письма. Вот почему у этих детей
при хорошем
начале
строчки внезапно письмо обрывается и
идет волнистая, прерывистая линия вверх
или вниз, часто с прорывом страницы
тетради.
Акт
письма у детей с церебральным параличом
формируется
крайне
медленно. Вместе с тем и при уже
сформированном акте
письма,
но при больших объемах письменных работ
в старших
классах,
при увеличении скорости письма все эти
дефекты моторики руки могут проявиться
вновь в большей или меньшей степени.
При
формировании трудовых и бытовых навыков
значительно
проявляются
также дефекты моторики рук. На уроках
труда такие
дети
без специальной коррекции затрудняются
работать с пластилином: не могут его
раскатать, разделить на части, слепить
различные фигурки. Особые трудности
они испытывают при работе
с
природным материалом и бумагой.
Несформированность функции дифференциации
захвата и удержания предмета, насильственные
движения и невозможность соразмерять
мышечные усилия
с
двигательной задачей обуславливают
невозможность и большую
трудность
выполнения трудовых операций с природным
материалом и бумагой.
Особенности
двигательных нарушений у учащихся с
церебральным параличом выражаются в
их затруднениях на
уроках физическойкультуры.
Выполнение
упражнений затруднено за счет того, что
учащиеся
не могут воспроизвести правильно;исходные
положения,
35
сохранить
устойчивость в статической позе,
выполнить упражнения в нужной
амплитуде движений, осуществить движения
слитно и в нужном темпе, согласовать
движение рук, туловища и ног.
У
этих учащихся могут отмечаться трудности
при упражнении с различными предметами:
затруднен захват и удержание предметов
различной формы и величины, нарушена
точность передачи и броска предметов
и т.п. Нарушение двигательной сферы
затрудняет, а порой делает невозможным
выполнение упражнений, требующих
бега, прыжков, лазанья и т.д. Нередко у
детей с церебральным параличом при
выполнении упражнений отмечается
нарушение дыхания; оно становится
поверхностным, аритмичным, что еще более
затрудняет выполнение упражнений. На
начальных этапах обучения выделяется
значительная группа учащихся, которые
из-за двигательных нарушений не могут
в заданном темпе пройти по залу в общей
шеренге, выполнить элементарные
упражнения с предметами, на скорость и
координацию движений.
Таким
образом, двигательные расстройства у
детей с ДЦП отрицательно влияют на
весь ход их психического развития,
формирование навыков самообслуживания,
учебной и трудовой деятельности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник