Психологическое развитие ребенка при аномалиях психического развития
Причины
возникновения аномалий психического
развития многообразны. В зависимости
от причин возникновения аномалий и
нарушений развития их подразделяют на
врожденные и приобретенные. К группе
врожденных нарушений относят
патогенные факторы, вызывающие заболевания
матери в период беременности (токсикозы,
внутриутробные инфекции, интоксикации
и др.), резус-несовместимость крови
матери и ребенка, наследственные
генетические поражения ( напр., хромосомные
аберрации). К группеприобретенных
нарушенийотносятся такие, как
асфиксия, внутричерепная родовая травма,
последствия перенесенных в раннем
возрасте заболеваний (менингиты,
энцефалиты, черепно-мозговые травмы,
опухоли мозга и др.).
Из
социально-психологических неблагоприятных
факторов следует отметить
микросоциально-педагогическую
запущенность, под которой понимается
задержка интеллектуального и в
определенном смысле эмоционального
развития, обусловленная культуральной
депривацией (неблагоприятными условиями
воспитания, создающими значительный
дефицит информации и эмоционального
опыта на ранних этапах развития). Другим
фактором социального порядка,
способствующим возникновению нарушений
психического развития являетсяпатопхарактерологическое формирование
личности– аномалия развития
эмоционально-волевой сферы с наличием
стойких аффективных изменений, вызванных
длительными неблагоприятными условиями
воспитания и возникшая в результате
патологически закрепившихся реакций
протеста, имитации, отказа, оппозиции
и т.д.
Классификация нарушения психического развития в детском возрасте
В
основу современной классификации
отклонений в развитии, принятой в
отечественной клинической психологии,
положен подход В.В.Лебединского, в
котором он выделяет три основные группы
аномалии:
1)
связанные с нарушением умственного
развития
а.
общее психическое недоразвитие(олигофрения), для него типично раннее
время поражения, когда имеет место
выраженная незрелость мозговых систем,
в первую очередь наиболее сложных,
обладающих длительным периодом развития.
б.
задержанное психическое развитие– развитие, характеризующееся замедлением
темпа формирования познавательной и
эмоциональной сфер с их временной
фиксацией на более ранних возрастных
этапах. Задержка развития эмоциональной
сферы проявляется в различных клинических
вариантах инфантилизма (конституционального,
соматогенного, психогенного,
церебрально-органического). Замедление
темпа развития познавательных процессов
может быть обусловлено, с одной стороны,
соматическими заболеваниями, вызывающими
стойкую астению, а также различными
психогенными факторами, различными
явлениями микросоциальной и педагогической
запущенности
2)
диспропорциональностью развития
а.
искаженное психическое развитие(РДА) – здесь наблюдаются сложные
сочетания общего недоразвития отдельных
психических функций, приводящие к
качественно новымпатологическим
образованиям.
б.
дисгармоническое психическое развитие– по своей структуре в определенной
степени напоминает искаженное развитие.
Отличие дисгармонического развития от
искаженного состоит в том, что основой
этого типа дизонтогенеза является не
текущий болезненный процесс, а врожденная,
либо рано приобретенная, стойкая
диспропорциональность психики
преимущественно эмоционально-личностной
сферы (психопатии, неврозы,
патохарактерологическое формирование
личности вследствие неправильного
воспитания)
3)
связанные с поломкой в развитии
а.
поврежденное психическое развитие(органическая деменция) – имеет ту же
этиологию (наследственные заболевания,
родовые, послеродовые инфекции и т.д),
что и недоразвитие психики либо
задержанное развитие вследствие
органической дисфункции ЦНС. Основное
отличие патогенеза связано с более
поздним (после 2-3 летнего возраста)
патологическим воздействием на мозг,
когда большая часть мозговых систем
уже сформировалась
б.дефицитарное
психическое развитие– связано с
тяжелыми нарушениями анализаторных
систем: (зрительного, слухового,
двигательного анализаторов).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
1.Предмет
и задачи психологии аномального
развития.
Предмет:
закономерности психического развития
и особенности психической деятельности
детей и взрослых с психическими и
физическими недостатками.
Что
важно:
психология аномального развития имеет
дело с устойчивыми аномальными
состояниями, вызванными нетекущим
болезненным процессом, а отдаленными
последствиями каких-то органических
повреждений или нарушений формирования
психических функций в результате крайне
неблагоприятных социальных условий.
Задачи:
изучение
закономерностей и особенностей
психического развития детей и взрослых
с различными психическими и физическими
недостатками в разных условиях, и прежде
всего, в условиях коррекционного
обучения;создание
методов и средств психологической
диагностики нарушений развития;разработка
средств психологической коррекции
недостатков развития;психологическое
обоснование содержания и методов
обучения и воспитания в системе
специальных образовательных учреждений;психологическая
оценка эффективности содержания и
методов обучения детей с недостатками
развития в разных условиях;психологическое
изучение социальной адаптации лиц с
недостатками;психологическая
коррекция дезадаптации.
2.
Изучение закономерностей аномалий
развития психики сосредоточено в сфере
детской патопсихологии, дефектологии
(специальной психологии и специальной
педагогики) и детской психиатрии
3.
Аномальные
дети
дети,
имеющие значительные отклонения от
нормального физического или психического
развития. Лежащие в основе этих отклонений
аномалии, или дефекты (от лат. с1е}ес!из
— недостаток, поэтому иногда применяется
термин «дефективные дети»), могут быть
врожденными и приобретенными. Причины
возникновения врожденных аномалий
очень разнообразны. В ряде случаев
важную роль играют генетические
(наследственные) факторы; однако выявление
или невыявление наследственных влияний
нередко определяетсяфакторами внешней
среды. Врожденные аномалии могут
возникнуть от непосредственных
воздействий на развивающийся плод
химических, механических, температурных
влияний (интоксикация, травма, охлаждение),
нарушения питания плода и т. д.
Внутриутробная
инфекция плода, напр., врожденный
токсоплазмоз приводит иногда к тяжелым
нарушениям эмбрионального развития—
микроцефалии и гидроцефалии, врожденной
слепоте и т. п.
Приобретенные
аномалии в основном являются последствиями
перенесенных в раннем детском возрасте
инфекционных болезней (эпидемического
цереброспинального менингита,
полиомиелита, кори, скарлатины, гриппа
и др.). Сравнительно меньшую роль в
возникновении приобретенных аномалий
играют травмы, интоксикации и др. причины.
«Психический
дизонтогенез» — нарушение
психического развития в детском и
подростковом возрасте, в результате
расстройства и созревания функций и
структур головного мозга. Причины:
экзогенные (экология, вода, питание);
патогенные (соц.родовые факторы
негативного воздействия); сочетание
биолог.и патогенных.
2
типа псих.дизонтогенеза: ретардация
– запаздыване
или приостановка психического развития
(ЗПР). Асинхрония – опережение в развитии
одних функций и отставание других
(дисгармония, искажение).
4.
Дизонтогенез — это нарушение развития
организма на каком-либо этапе онтогенеза.
)
недоразвитие,
2)
задержанное развитие,
3)
поврежденное развитие,
4)
дефицитарное развитие,
5)
искаженное развитие,
6)
дисгармоническое развитие.
66. Представления об «аномальном ребенке»
К
аномальным относятся дети, у которых
физические или психические отклонения
приводят к нарушению нормального хода
общего развития. Различные аномалии
по-разному отражаются на формировании
социальных связей детей, на их
познавательных возможностях. В зависимости
от характера нарушения одни дефекты
могут полностью преодолеваться в
процессе развития ребенка, другие
подлежат лишь коррекции или компенсации.
Развитие аномального ребенка, подчиняясь
в целом общим закономерностям психического
развития детей, имеет целый ряд собственных
закономерностей.
Источником
приспособления аномальных детей являются
сохранные функции. Функции нарушенного
анализатора, например, заменяются
интенсивным использованием сохранных.
К
основным категориям аномальных детей
в дефектологии относятся следующие:
1)
дети с выраженными и стойкими нарушениями
слуховой функции (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2)
дети с глубокими нарушениями зрения
(слепые, слабовидящие);
3)
дети с нарушениями интеллектуального
развития на основе органического
поражения центральной нервной системы
(умственно отсталые);
4)
дети с тяжелыми речевыми нарушениями
(логопаты);
5)
дети с комплексными нарушениями
психофизического развития (слепоглухонемые,
слепые умственно отсталые, глухие
умственно отсталые);
6)
дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;
7)
дети с выраженными психопатическими
формами поведения.
67. Науки, занимающиеся аномальным развитием
Изучение
закономерностей аномалий развития
психики сосредоточено в сфере детской
патопсихологии, дефектологии (специальной
психологии и специальной педагогики)
и детской психиатрии. Дефектология как
область знания сложилась в результате
развития и интеграции отдельных ее
отраслей: сурдопедагогики (воспитание
и обучение детей с недостатками слуха);
тифлопедагогики (воспитание и обучение
детей с дефектами зрения); олигофренопедагогики
(воспитание и обучение умственно отсталых
детей); логопедии (изучение и коррекция
недостатков речи), а также выявления
общих закономерностей развития, обучения
и воспитания аномальных детей. Адекватным
в этих условиях является комплексный
подход к изучению аномальных детей
различными специалистами (педагогами,
врачами, дефектологами, психологами,
физиологами).
Развитие
дефектологии тесно связано с детской
неврологией, сформировавшейся, в свою
очередь, на стыке невропатологии и
педиатрии, благодаря которой оказалось
возможным изучение онтогенеза нервной
системы ребенка, соответствия развития
нервно-психических функций возрасту,
выявление причин задержек и искажений
развития, а также исследование изменений
нервной системы при различных
патологических состояниях, ее роли в
этиопатогенезе заболеваний детского
возраста.
Большое
значение для развития дефектологии
имеют достижения психологии, в частности,
таких ее отраслей, как нейропсихология
и детская патопсихология. Нейропсихологический
анализ позволяет на основе клинических
и экспериментально-психологических
данных очертить круг поражений психических
процессов, возникающих при локальных
поражениях мозга. Патопсихологические
исследования раскрывают закономерности
распада психической деятельности и
свойств целостной личности в ситуации
болезни, основанные на сравнительном
анализе формирования и протекания
психических процессов, состояний и
свойств личности в норме.
По
мере возникновения детской психиатрии
в патогенезе и клинической картине
болезни все большее значение стало
придаваться роли возраста, а также
симптоматологии, формирующейся под
влиянием аномального развития в условиях
болезни, — явлений дизонтогенеза. Если
объектом дефектологических исследований
является дизонтогенез, обусловленный,
как правило, уже завершенным болезненным
процессом, то детская психиатрия накопила
ряд данных о формировании аномалий
развития в процессе текущего заболевания,
динамике дизонтогенетических форм
психической конституции и аномальном
развитии личности в результате
деформирующего влияния отрицательных
условий воспитания (различные варианты
патохарактерологического формирования
личности). Смягчение остроты
психопатологических симптомов в связи
с развитием фармакологии увеличило
процентное соотношение детей, способных
к обучению. Параллельно расширению
психофармакологической помощи больным
детям все более актуальной и перспективной
становится проблема психолого-педагогической
реабилитации и коррекции.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Рассмотренные выше закономерности аномалий психического развития у детей способствуют расширению теоретических представлений о механизмах формирования психического дизонтогенеза: о соотношении болезненного процесса и аномалии развития, первичного и вторичных дефектов, вариантах нарушений межфункциональных связей, приводящих к различным типам асинхроний развития, и т. д.
Изложенные выше данные, естественно, не претендуют на полноту освещения этой сложной и многогранной проблемы. Ее отдельные стороны и положения представлены при описании разных типов дизонтогенеза неравномерно, что связано с недостаточностью патопсихологического изучения аномалий развития. В этом плане очевидна необходимость дальнейших исследований.
Но и на этом этапе полученные данные уже могут внести определенный вклад в решение основных практических задач детской патопсихологии: вопросов диагностики, прогноза и коррекции.
Как указывалось выше, Л. С. Выготский проблему патопсихологического анализа аномалии развития по аналогии с методом клинического анализа видел в переходе «от изучения отдельных симптомокомплексов к изучению процессов развития, обнаруживающих себя в этих симптомах». Успешность этого пути Л. С. Выготский тесно связывал с решением «типологической проблемы».
Изложенная выше типология аномалий психического развития, выделение ряда параметров, характеризующих как общие закономерности психического дизонтогенеза, так и особенности отдельных вариантов, могут быть использованы для психологического анализа аномалии развития.
Этот анализ строится па основании данных, полученных патопсихологом из обследования ребенка (беседа, экспериментально-психологическое обследование, включающее обучающий эксперимент, учет нормативных данных), беседы с его родителями или другими близкими родственниками, знакомства с историей болезни, данными клинического исследования, сведениями, полученными от педагога или воспитателя дошкольного учреждения.
Психологический анализ аномального развития ребенка должен включать несколько этапов.
Первый из них — это систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент исследования. По существу это анализ психологического статуса ребенка.
Сюда, прежде всего, входит квалификация первичного дефекта: его характера, а также ряда его особенностей, типичных для данного больного (распространенность, степень тяжести, стойкость и т. д.).
Далее следует характеристика вторичных дефектов. К ней относится квалификация вторичных нарушений, как непосредственно обусловленных первичным дефектом, так и связанных с ним опосредованно и поэтому менее специфичных. Особое место принадлежит анализу вторичных проявлений, вызванных реакцией личности на свою неполноценность.
Необходима квалификация компенсаторных образований.
И, наконец, большое значение для характеристики психологического статуса имеет анализ сохранных психических функций.
Для понимания механизмов формирования выявленных нарушений психического развития чрезвычайно важен следующий этап анализа — квалификация динамики психического дизонтогенеза.
Прежде всего, он включает констатацию возраста выявления аномалии развития.
Большое значение имеют особенности проявления первичного дефекта на разных возрастных этапах.
Важна квалификация асинхронии развития под влиянием первичного дефекта (явления изоляции, патологической фиксации, регресса, распада, акселерации).
Необходим учет последовательности формирования вторичных нарушений.
И, наконец, анализ динамики аномалий психического развития включает характеристику сохранных линий развития, не пострадавших от болезненного процесса.
Следующим этапом анализа является квалификация психического онтогенеза ребенка (развитие его сенсорной, моторной, эмоциональной сферы и личности в целом) до начала отклонений в развитии.
Анализ этого этапа развития имеет особенно большое значение в диагностике таких видов дизонтогенеза, как поврежденное и искаженное развитие, которое часто возникает на фоне ранее нормального психического онтогенеза. Не менее важно выявление так называемой «доманифестной» симптоматики: отдельных микросимптомов отклонений развития, которые, как правило, в свое время замечены не были.
И, наконец, важны анализ особенностей воспитания и окружения ребенка, психологическая характеристика членов его семьи. Эти данные нередко выявляют как наследственные предпосылки аномального развития ребенка, так и роль неблагоприятных средовых условий.
Неблагоприятные условия воспитания и окружения ребенка, естественно, могут иметь место на всем протяжении его развития, в том числе в период, когда он попадает в поле зрения патопсихолога. Это нередко приводит к ошибочному мнению о ведущей роли психогении в аномалии его развития. Однако роль этого психогенного фактора в этиологии аномалии развития может быть решена только после анализа целостной структуры дефекта, динамики его формирования, особенностей психического онтогенеза до выявления отклонений в развитии.
Проведенный анализ истории развития ребенка позволяет сформулировать диагноз типа психического дизонтогенеза: недоразвитие пли задержанное, поврежденное, искаженное, дефицитарное, дисгармоническое развитие.
Анализ истории развития ребенка, квалификация типа психического дизонтогенеза имеют значение для решения последующих вопросов:
— выбора методов психолого-педагогической коррекции;
— профилактики ряда вторичных расстройств, опирающейся на использование сохранных, а иногда и акселерированных в своем развитии функций;
— определения прогноза дальнейшего психического развития ребенка.
Решение этих вопросов возможно лишь совместно с врачом.
Выбор методов психолого-педагогической коррекции, профилактика вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической картины основного заболевания или его последствий, характера медикаментозного лечения, получаемого ребенком.
Прогноз психического развития аномального ребенка также часто зависит от ряда клинических факторов: динамики болезненного процесса, остаточных энцефалопатических расстройств, соматических заболеваний и т. д.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет, задачи, методы специальной психологии.
2. Характеристика аномалий психического развития.
3. Причины дизонтогенеза. Статистика психо-физических отклонений в развитии детей.
4. Общие закономерности психического дизонтогенеза.
5. Норма и отклонение в психо-физическом развитии ребенка.
6. Возрастные уровни нервно-психического реагирования на различные вредности по В.В. Ковалеву.
7. Понятие о первичном и вторичном дефектах и их взаимосвязи в дизонтогенезе. Вклад Л.С. Выготского.
8. Классификация дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.
9. Характеристика общего стойкого недоразвития.
10. Два основных клинико-психологических «закона» олигофрении Г.Е. Сухаревой.
11. Особенности нейродинамики, сенсорики, моторики, познавательных функций, эмоциональной сферы у/о ребенка.
12. Систематика олигофрении.
13. Характеристика задержанного психического развития.
14. Основные отличия ЗПР от олигофрении.
15. Основные варианты ЗПР, их специфика.
16. Характеристика ЗПР конституционального происхождения.
17. Характеристика ЗПР соматогенного происхождения.
18. Характеристика ЗПР психогенного происхождения.
19. Характеристика ЗПР церебрально-органического генеза.
20. Влияние среды на возникновение ЗПР (роль средовых факторов).
21. Проблема дифференциальной диагностики ЗПР и психического недоразвития. Различные подходы.
22. Обучающий эксперимент как метод дифференциальной диагностики ЗПР и психического недоразвития. Теоретическое обоснование метода.
23. Характеристика поврежденного психического развития.
24. Характеристика деменции. Основные отличия от олигофрении и ЗПР.
25. Систематика деменции. Особенности органической и эпилептической деменции.
26. Характеристика дефицитарного психического развития.
27. Характеристика аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.
28. Характеристика аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.
29. Характеристика детского церебрального паралича.
30. Характеристика детей с нарушениями речи.
31. Характеристика искаженного психического развития.
32. Характеристика синдрома раннего детского аутизма (РДА).
33. Особенности эмоций, познавательных функций, речи детей с РДА.
34. Характеристика дисгармонического развития.
35. Критерии психопатии по Ганнушкину-Кебрикову.
36. Характеристика акцентуаций характера подростков и психопатии по А.Е. Личко.
37. Этиология психопатий. Типы психопатий.
38. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика гипертимного типа. Особенности подростковых реакций.
39. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика лабильного типа. Особенности подростковых реакций.
40. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика астено-невротического типа. Особенности подростковых реакций.
41. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика психастенического типа. Особенности подростковых реакций.
42. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика шизоидного типа. Особенности подростковых реакций.
43. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика эпилептоидного типа. Особенности подростковых реакций.
44. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика истероидного типа. Особенности подростковых реакций.
45. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика циклоидного типа. Особенности подростковых реакций.
46. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика неустойчивого типа. Особенности подростковых реакций.
47. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика конформного типа. Особенности подростковых реакций.
48. Характеристика патологического формирования личности, систематика по В.В. Ковалеву.
49. Этиология и виды невротического развития, и неврозы у детей.
50. Характеристика типов семейного воспитания, предрасполагающих к возникновению невроза.
51. Характеристика внутриличностного конфликта при детских неврозах.
52. Профилактика и коррекция невротического развития и неврозов у детей.
53. Понятие о коррекционной педагогике, ее предмете, задачах, принципах
54. Выявление, воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.
55. Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ее задачах и принципах.
56. Принципы обучения детей с отклонениями в развитии.
57. Основы коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР.
58. Педагогическая запущенность как проблема коррекционной педагогики.
59. Основы коррекционной работы с детьми, имеющими РДА.
60. Основы коррекционной работы с детьми, имеющими ДЦП.
61. Система коррекционных учреждений.
62. Проблема профилактики отклонений в развитии детей.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: МПА, 1994.
2. Бадаляна Л.О. Невропатология. — М., 1982
3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1996.
4. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
5. Дефектология: словарь-справочник. – М., 1996.
6. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. – М., 1993.
7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1988.
8. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.
9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – МГУ., 1985.
10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.
11. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития. /Под ред. Власовой Т.А., Мачихиной В.Ф. – М., 1980.
12. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.
13. Психологическиен проблемы неуспевающих школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
14. Сурдопедагогика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов /Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989.
Список дополнительной литературы
1. Братусь Б. С. Аномалии личности.
2. Бурлачук Л. Ф. Исследования личности в клинической психологии.
3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. соч., т.5, М.: «Педагогика», 1984.
4. Выготский Л.С. Основы общей дефектологии. Дефект и компенсация. Собр. соч., т.5, Москва: «Педагогика», 1984.
5. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости (любое издание).
6. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. Клиника психопатий, М., 1964.
7. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология, Л., 1982.
8. Поляков Ю.Ф. Здравоохранение и задачи медицинской психологии // Психологический журнал, 1984, № 2.
9. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Место психологической коррекции в психопрофилактике //Проблемы психопрофилактики, Л., 1984.
10. Карвасарский Б. Д. Неврозы, М., 1980.
11. Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков, Л., 1983.
12. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. ЛГУ, 1960.
13. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970.
14. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов
Источник