Психологическое развитие ребенка это определение
Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.
Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.
Свойства психологической деятельности:
- Толчок к формированию иных видов деятельности;
- Преобразование личных психических процессов;
- Психологические видоизменения личности ребенка.
Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.
Периоды развития и свойственные им виды деятельности:
- С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).
Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).
Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.
Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.
- С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей,
которые показывают принцип работы с этим предметом.
Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.
Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.
В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).
Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.
- С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.
Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.
Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.
Речь — становится более сложной в структуре предложений.
- С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.
Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).
Задача родителей в подготовке:
- Памяти;
- Речи;
- Чтения и математике;
- Логического мышления;
- Коммуникабельности;
- Дисциплины и режима дня.
- С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.
Произошедшие изменения:
- Расширение круга авторитетов — учитель;
- Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
- Ученик — объект оценивания;
- Партнерские взаимоотношения.
С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.
Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия.
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.
- С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.
Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.
Психологическое развитие и обучение ребенка
Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.
Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.
Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.
В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.
Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.
Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.
При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.
Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:
- Задать подсказывающие вопросы;
- Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
- Подсказать общую его суть.
Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.
Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.
Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.
Источник
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
Психология развития включает в себя целый ряд областей, таких как педагогическая психология, детская психопатология[en], судебная психология, психология развития ребёнка, когнитивная психология, экологическая психология и культурная психология[en]. Среди влиятельных психологов развития 20-го века — Ури Бронфенбреннер, Эрик Эриксон, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Барбара Рогофф и Лев Выготский.
История[править | править код]
В качестве основателей современной психологии развития обычно называются Жан-Жак Руссо и Джон Б. Уотсон[1]. В середине 18-го века Жан-Жак Руссо описал три стадии развития: младенцы (младенчество), пуэр (детство) и юность в книге Эмиль или о Воспитании[en]. В то время идеи Руссо были активно восприняты педагогами.
В 1882 году вышла в свет книга немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.
В 1920-х годах психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.
Истоки психологии развития как науки:
- Развитие философских теорий
- Открытия эволюционной биологии в 19 в.
- Социально-исторические изменения
- Развитие естественных и гуманитарных наук
60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).
Предмет, задачи и методы[править | править код]
Предмет психологии развития и возрастной психологии[править | править код]
- Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
- Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
- Развитие различных видов деятельности (активности)
- Формирование качеств личности
- Возрастные и индивидуальные психологические особенности
Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.
Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 2977 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 2977 дней].
Функции психологии развития[править | править код]
- Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
- Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
- Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
- Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием
Методы исследования[править | править код]
- Организационный метод.
- сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
- лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
- комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
- Эмпирический метод.
- метод наблюдения
- экспериментальный метод
- психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
- биографический метод
- обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
- Интерпретационный метод
- генетический метод
- структурный метод
Теории развития[2][править | править код]
- Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
- Теория созревания Гезелла
- Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
- Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
- Философия образования Монтессори
- Теория организма и сравнительная теория Вернера
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Стадии нравственного развития по Колбергу
- Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
- Теория социального научения Бандуры
- Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
- Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
- Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
- Восемь стадий жизни Эриксона
- Теория аутизма Беттельгейма
- Теория детских переживаний Шахтеля
- Теория зрелости Юнга
- Теория развития на основе привязанности Ньюфелда
Примечания[править | править код]
См. также[править | править код]
- Развитие
- Когнитивное развитие
Литература[править | править код]
на русском языке
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — М.: «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0
- Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с. ISBN 5-09-001053-6.
- Тылец Н. Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент. — СПб.: Наука, 2010. — 200 с.
на других языках
- Bjorklund, D.F.; Pellegrini, A.D. Child Development and Evolutionary Psychology (неопр.) // Child Development (англ.)русск.. — 2000. — Т. 71, № 6. — С. 1687—1708. — doi:10.1111/1467-8624.00258. — PMID 11194266.
- Bornstein, M.H. & Lamb, M.E. (2005). Developmental science: An advanced textbook. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005.
- Johnson-Pynn, J.; Fragaszy, D.M.; Cummins-Sebree, S. Common territories in comparative and developmental psychology: The quest for shared means and meaning in behavioral investigations (англ.) // International Journal of Comparative Psychology : journal. — 2003. — Vol. 16. — P. 1—27. Архивировано 24 мая 2013 года.
- Lerner, R.M. Concepts and theories of human development. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002.
- Reid, V.; Striano, T. & Koops, W. Social Cognition During infancy. Psychology Press. 2007
Ссылки[править | править код]
- Макогон И. К. Этапы развития и возрастные кризисы.
- Статьи о детской психологии
- Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине 19 — начале 20 в.
- Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
- Growth and Development
- Шапарь В. Б. Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха
- Возрастная психология — Предмет, задачи, и методы возрастной психологии
Источник