Психологическое развитие ребенка до поступления в школу

Психологическое развитие ребенка до поступления в школу thumbnail

План

1. Значение первых шести лет жизни ребенка для дальнейшего развития личности.

2. Общая характеристика первых шести лет жизни ребенка.

3. Развитие познавательной сферы ребенка к поступлению в школу.

4. Развитие речи. Особенности общения ребенка первых шести лет жизни с ровесниками и старшими.

5. развития моторики и деятельности ребенка к поступлению в школу.

6. Становление личности ребенка первых лет жизни.

Основные понятия

Пищевое, слуховое и зрительное сосредоточение, конвергенция глаз, комплекс оживления, акт хватания, предметные действия, лепет, манипулирование предметами, наглядно-действенное мышление, мотивирующие представления, речевое общение, эмоциональное общение, акт ориентации в предметах, кризис трех лет, ролевая игра, сенсорные эталоны, наглядно-образное мышление, подчиненные мотивы поведения и деятельности, внутренние этические инстанции.

Рекомендуемая литература

1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989. — С. 56-89.

2. Богданова Т. Диагностика познавательной сферы ребёнка. -К., 1996. — 68 с.

3. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч .: В 6 т. — М., 1984. -Т.4. — С. 244-269, 318-340.

4. Выготский Л.С. Кризис трёх лет / / Там же. — С. 367-376.

5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. — М., 1991. — С. 29-84.

6. Заброцький М.М. Возрастная психология — М., 1998. — С. 27-41.

7. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы. — М., 1991. — 221 с.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. -С. 75-103.

9. Манова-Тома В. Психологическая диагностика раннего возраста. -К., 1978. — 165 с.

10. Мухина В.С. Детская психология. — М., 1986. — С. 73-261.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). — М., 1960. — С. 93-293.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 151-168,

138-293.

1

Период от рождения до поступления в школу является важным потому, что от него зависит будущее развитие человека. Этот период характеризуется исключительно интенсивным развитием детского организма и особенно быстрым развитием мозга. Мозг новорожденного ребенка весит примерно 350 г, что в четыре раза меньше, чем мозг взрослого человека. Но до 7 месяцев вес мозга удваивается, а к 2-3 годам — утраивается. Во время усиленного роста формируется очень сложная и тонкая внутренняя конструкция мозга, его нервных центров, а также клеточных полей коры полушарий головного мозга и нервных путей. Это период усиленного созревания высших отделений нервной системы. Известно, что самое благоприятное время для влияния на формирование психики и для воспитания наступает именно тогда, когда соответствующие функции находятся в процессе созревания. Некоторые периоды развития особенно чувствительными к определенным воздействиям среды (сензитивными). Период от рождения до поступления в школу — это оптимальное время для развития процесса хождения, начального овладения процессом речи, начального эмоционального предпочтения. Именно в этот период закладываются основы всех психических свойств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

В это время доминирующая роль принадлежит восприятию. Через восприятие ребенок получает богатый и разнообразный материал для начальной умственной деятельности. Богатая информация, которую ребенок накапливает в этом возрасте, является прочной основой для дальнейшего развития. Различные детские ощущения, переживания очень важны и влияют на другие периоды жизни человека.

2

Возрастной период

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Основные новообразования

Противоречия возраста

Созревание нервной системы

1

2

3

4

5

6

0 — 2,5 месяца (фаза новорожденного)

Ребенок психологически слита с матерью. Единство: «Взрослый Ребенок»

Эмоциональное общение

Развивается акт восприятия, появляется подражания и акт узнавания, зрительные и слуховые сосредоточения, активный интерес к окружающему, комплекс

оживление (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери)

Ребенок психологически слита с матерью, но нет средств для общения со взрослыми

Нервные волокна покрываются миелиновою оболочкой

1

2

3

4

5

6

2,5мис. — 1 год (новорожденные)

Жизнь зависит от взрослого, но ребенок становится активным, связанной с предметным миром. «Взрослый -Ребенок» Отношение к предмету и человека еще не разведены, зависимость отношения к предмету от общего переживания ситуации с другим человеком.

Эмоциональное общение

Эмоционально окрашенное самоощущение, автономное речи, поведение по представлению, первичное осознание психологической общности, осознание «мы», развивается представление о собственном теле, физическая эмансипация

Потребность в

познании

предметного

мира и

отсутствие

средств

познания.

Эмоционального

общение

для этого

недостаточно

Легко формируется динамический стереотип, вес мозга увеличивается в два раза

1г. — 3р.

(раннее детство)

Ребенок психологически начинает осознавать себя. «Ребенок познает с помощью взрослого предмет», «Ребенок Ребенок»

Предметная игра

Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс «Я сам» (негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство)

Противоречия между интересом ребенка к предметам, которые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным количеством средств общения, между стремлением к самостоятельности и витсутнистю физических и психических возможностей быть самостоятельным

Вес мозга -1100 г

1

2

+1 1 марта

1 Апреля

5

6

3р. — 6р.

(дошкольник)

«Ребенок взрослому, как образец для подражания», «Ребенок -Ребенок»

Сюжетно-ролевая игра

Подчинения ность мотивов, децентрация мышления, появление самооценки, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические инстанции, возникает осознание и обобщение своих переживаний

Стремление к познанию и невозможность его удовлетворить с помощью игры

Вес мозга -1250-1300г

3

Младенцы. Относительно познавательного развития младенцев, то прежде всего следует рассмотреть особенности развития восприятия. Зрительные сосредоточения, которые появляются в фазе новорожденного, совершенствуются, и до 3 месяцев их продолжительность достигает 7-8 мин. На втором месяце жизни у ребенка появляется способность различать простые цвета, отделять людей от окружающих предметов, что приводит к появлению комплекса оживления. После 3-4 месяцев ребенок способен узнавать лица и голос матери в любое время. Ребенок реагирует на цвет, развивается восприятие формы и величины предметов, а также после 8 месяцев дети начинают бояться и избегать высоты, свидетельствует о развитии пространственного восприятия. Считают, что младенец в этот период имеет целостную картину мира. Сенсорные процессы, которые включены в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

У однолетних младенцев выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развивается познавательная активность. Они выделяют предметы, начинается их активный поиск, формируется ассоциативная память. Первое полугодие ребенок способен узнавать предметы, а во втором полугодии она может воспроизводить образ предмета по памяти. В конце первого года жизни появляются признаки наличия мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Возникает тесная связь между восприятием и действием.

Раннее детство. В период раннего детства среди всех психических процессов доминирует восприятие. Ребенок не может действовать без опоры на восприятие. С этим связано отсутствие у детей творческого воображения. Важной характеристикой восприятия является эмоциональная аффективность. Аффективное характер приводит к сен-сомоторнои единства. Ребенок видит предмет. Он ее привлекает и соответственно ребенок начинает действовать. От года до двух ребенок пользуется различными вариантами исполнения одной и той же действия.

Мышление в этот период называют наглядно-действенным. От полутора до двух лет у ребенка появляется способность решать задачи не только методом проб и ошибок, но и путем догадки. К концу раннего детства состоит способность к обобщению, переноса опыта в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами путем экспериментирования. Основную роль при этом играет восприятия. В течение раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления, действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Начало формирования наглядно-образного мышления совпадает со становлением элементарной самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

Дошкольный период. В дошкольный период восприятия теряет свой аффективное характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, выделяются произвольные действия (наблюдение, поиск). Непроизвольное внимание и память преобладает на протяжении всего дошкольного детства. Но уже в этот период дошкольники впервые начинают управлять своим вниманием, а память начинает включаться в процесс становления личности. Именно 3-4 года жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механическое воспроизведение полученных данных. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение превращается в творческую. Воображение ребенка формируется в игре. Преобразование действительности возникает не только путем комбинирования, но и посредством предоставления предметам новых свойств.

Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие мышления. Основными линиями развития мышления в дошкольный период являются:

— Улучшение и совершенствование наглядно-образного мышления на основе воображения, произвольной и опосредованной памяти.

— Начало формирования словесно-логического мышления путем использования языка. Сначала ребенок усваивает значение слова, учится его использовать. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия, появляется тенденция к установлению связей. Затем ребенок познает систему понятий, которые отражают отношения между людьми.

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяются воображение, мышление и речь. Внутренняя речь функционирует как средство мышления.

4

В течение первого года жизни у ребенка развивается фонематический сторону речи. Осуществляется переход от громких реакций в словосочетаний, а от них к словоутворень. В частности, наблюдается такая последовательность: 2-й месяц — ребенок слушает звуки, возникает спонтанная вокализация; 3-й месяц — ребенок узнает голос, использует звуки в «разговоре» с взрослым, появляется гуление; 7-8-й месяц — возникает реакция на слово, лепет, вокализация при манипуляциях, формируется интонационное и фонематическое поле мозга, понимание языковой ситуации, отдельных слов; 1012-й месяц — устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, появляются первые слоги.

В этот период развитие речи осуществляется через включение ребенка в общение со взрослым. Сначала возникает внимание к его речи, а потом ребенок подражает взрослому.

Второй год. Устанавливается связь фонетической (звуковой) и смысловой стороны речи. Наблюдается самостоятельность речи. Ребенок может говорить, произносить слова, не придавая им определенного содержания, или же повторять слова, которые сама не понимает.

Слова часто опережают мышления. Речь имеет сильный эмоциональный заряд. Здесь больше развивается пассивный словарь ребенка. Большинство детей говорит простыми предложениями.

Третий год. Формируется элементарная грамматика. Развитие речи обусловливается не только общением со взрослым, но и включением ребенка в практическую деятельность. Формируется регулирующая функция речи (ребенок подчиняется инструкции взрослого), умение слушать и понимать литературные произведения.

В дошкольный период речь становится средством общения, мышления ребенка и сознательного изучения. Развивается звуковой и грамматический сторону речи. В игре в процессе общения со сверстниками развивается диалогическая речь. Формируется интеллектуальная функция речи. Оно регулирует практические действия ребенка.

Растет активный словарь, позволяющий дошкольнику перейти от ситуативного к контекстному речи. Речь превращается в универсальное средство общения. Ребенок может рассказать сказку, передать свои впечатления. В этот период ребенок не только активно овладевает языком, а и самостоятельно создает новые слова.

Развитие общения ребенка первых семи лет жизни с взрослым

(М. Лисина)

Возраст

Период

Форма общения

Потребность ребенка, удовлетворяется в общении

1

2

3

4

До 6

месяцев

Младенцы

Ситуативно-личностное общение (общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств; функцию общения выполняет комплекс оживления)

Потребность в положительном отношении и внимании

6 мес. —

3 года

Раннее детство

Ситуативно-деловое общение (разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий; экспрессивно-мимические средства дополняются предметными)

Потребность в сотрудничестве

3-5

лет

Младший и средний дошкольный возраст

Внеситуативно-познавательное общение (совместная с взрослым познавательная деятельность, основной мотив общения — познавательный, сотрудничество носит теоретический характер, об-

Потребность в уважении взрослого

1

2

3

4

ковки со взрослым — путь к пониманию важных проблем)

4 — 6 лет

Средний и старший дошкольный возраст

Внеситуативно-личностное общение (взрослый -конкретные член общества, ребенок сосредоточена на свете людей, а не предметов, она усваивает моральные нормы, правила социального взаимодействия)

Потребность во взаимопонимании и сопереживании

Источник

Вопрос 29. Психическое развитие ребенка до поступления в школу.

1. Особенности психического развития 6-7 летних детей.  У детей этого возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений, например:

  1. у ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах;
  2. умеет учитывать интересы других детей, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы;
  3. умеет следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил;
  4. новый этап развития познавательных способностей;
  5. преобладание общественно значимых мотивов над личностными;
  6. формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие; самооценка старшего дошкольника адекватна, завышена.

В 6 – 7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

2. Ролевая игра как ведущая деятельность, ее психологическая сущность. Ролевая (творческая) игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы, или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

5 – 6 лет:  Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.  

6 – 7 лет: Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

3. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте. Активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы и т. д. Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий. К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления. Внимание ребенка на протяжении всего дошк.возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность. К концу дошк.периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п. Память дошк.имеет особенности: 1) наиб.развита образная память; 2) непроизвольное или механическое запоминание; 3) хорошо развита эмоциональная память. Особенности воображения дошк.: 1) образы воображения легко возникают; 2) образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью; 3) часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен. Продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

Способность, которая не развивается, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, математика, спорт и т.п., мы развиваем соответствующие способности. От рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.  Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах.

4. Эмоциональное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста. Ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. Ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Чувства и эмоции становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными. Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с развитием его нравственных представлений и чувств. Развитие нравственности имеет две стороны: 1) развитие нравственного сознания; 2) развитие нравственного поведения. Нравственное сознание включает в себя несколько компонентов: 1) понимание того, какие формы поведения оцениваются как положительные, какие как отрицательные; 2) начинает формироваться представление детей о содержании нравственных понятий таких как «добро», «зло», «совесть», «честность» и т.д.; 3) сознание понимания смысла нравственного поступка. Нравственное поведение. Это соблюдение в реальных жизненных ситуациях норм и правил поведения. Развитие нравственного сознания опережает развитие нравственного поведения в дошкольном возрасте (особенность развития нравственной сферы личности).

5. Развитие личности в дошкольном возрасте. Личностное развитие дошкольника включает: 1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире; 2) развитие эмоциональной и волевой сферы.

Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности. Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники — правила взаимоотношения с другими детьми. В дошк.возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке. На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя. На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка. Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.

6. Основные новообразования дошкольного возраста. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в плане образов. Воображение, помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. Возникновение произвольного поведения — в дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредствованным нормами и правилами поведения. Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных новообразований дошк.возраста. У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина.

7. Развитие самооценки и «образа-Я» в дошкольном возрасте. Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формирование самосознания. Начинает меняться представление о самом себе, своем «Я». Личное самосознание характеризуется осознание своего «Я», выделением самого себя, своего «Я» из мира объектов и окружающих людей. Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка, которая базируется на самооценке раннего детства « Я хороший» и оценке чужого мнения. Теперь ребенок оценивает сначала действия других детей, потом собственные действия, моральные качества и умения. Еще новым в становлении самооценки является осознание своих переживаний, что приводит к ориентированию в своих эмоциях. «Я рад. Я огорчен. Я спокоен». Происходит осознание себя во времени, он помнит себя в прошлом, в настоящем и представляет себя в будущем. «Когда я был маленький. Когда я вырасту большой». Вывод: К концу дошкольного возраста формируется позитивный образ «Я» и завышенная самооценка. Это означает, что появляется положительная направленность на себя, что является благоприятным условием для формирования личности.

8. Кризис 7 лет, его особенности. Кризис 6–7 лет, Л. С. Выготский связывал с утратой детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях (т. е. обобщением переживаний). Е. Д. Божович связывает кризис 6–7 лет с появлением системного новообразования – внутренней позиции, выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребенка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я». Особенности кризиса 7 лет: 1) Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний; 2) К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств.

Данный кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, к новым отношениям с взрослым, стремление выполнять общественно – полезную деятельность.  Разрешение кризиса: ребенок переходит в школу, тем самым удовлетворяет потребность в выполнении общественно – полезной деятельности.

Источник