Психологическое развитие ребенка до года по месяцам

Психологическое развитие ребенка до года по месяцам thumbnail

Новорожденный малыш с первых дней начинает познавать окружающий мир. Начальные этапы жизни проходят на уровне рефлексов: питание, защита и ориентация. Без помощи взрослых он не может удовлетворить все свои потребности. Контактирование с другими людьми и является некой платформой для его развития.

Первый год жизни поражает мозговой активностью. Если первые месяцы — это беспомощный малыш, то к концу года он уже умеет стоять, ходить, говорить, самостоятельно познавать мир. Умственное развитие малыша происходит с помощью моторики, эмоций, разговорной речи, восприимчивости.

Уже на двенадцатом месяце жизни ребенок становится намного выше и весит значительно больше. Но самое главное то, что у него открываются новые возможности для познания окружающей среды. Давайте рассмотрим, как происходит психологическое развитие малыша ежемесячно.

1 месяц

Это самый важный период в жизни новорожденного. Он пытается адаптироваться к новым условиям жизни. Психологическое развитие наблюдается в рефлекторных движениях, которые требуют обязательной врачебной проверки.

Это время проявления первых детских эмоций. В конце месяца вы сможете убедиться в том, что ваше чадо узнает вас. На ваше присутствие малыш отвечает улыбкой.

2 месяца

На втором месяце жизни психологически малыш стремительно продолжает развиваться. Можно наблюдать более внимательные и осознанные действия. Новорожденные рефлексы отходят в сторону, им на смену приходит сознательное восприятие. Хотя плач и остается единственным способом коммуникации, но интерес к миру становится более заметным.

3 месяца

Этот этап жизни характеризуется развитием обоняния. Ребенок в 3 месяца может узнавать своих близких не только по внешним признакам и голосу, но и по индивидуальному запаху. Малыш проявляет свои эмоции более ярко и осмысленно. Улыбка и смех — признак удовольствия, плач сигнализирует о дискомфорте либо чувстве голода.

Карапуз делает попытки общаться с людьми с помощью детского лепета, при этом детское личико имеет осмысленное выражение.

4 месяца

Отличительная черта четвертого месяца жизни малютки — потребность в общении и внимании. Кроме физиологических нужд (прием пищи, сон) малыш сознательно требует родительского внимания. Он пытается с ними разговаривать с помощью ауканья и различных звуков, при этом очень ярко выражает свои эмоции.

5 месяцев

Пятимесячный ребенок очень ярко проявляет свою привязанность к близким людям. Он с недоверием относится к тем, кто ему незнаком. На данном этапе жизни малыш четко определяет своих близких, к которым он уже успел привыкнуть, и чувствует себя рядом с ними защищенным. К малознакомым он относится с опаской, и не к каждому пойдет на руки.

К концу месяца карапуз эмоционально начинает реагировать на голосовую интонацию. Ласковое общение вызывает у него улыбку и смех, разозленный голос может спровоцировать детский плач.

6 месяцев

Шестой месяц  характеризуется стремительным продвижением в психологическом развитии. Ребенок реагирует, когда его называют по имени. Он уже осознанно различает две категории людей: близкие и чужие. Недоверие ко второй категории является некой защитной реакцией карапуза. Родителям не следует беспокоиться по данному поводу, так как это — этап вполне нормального развития.

Потребность во внимании возрастает, иногда ребенок даже начинает подражать родителям: повторяет своеобразные звуки и даже слоги. Это очень важный период для формирования разговорной речи, поэтому чем больше общения, тем богаче детский словарный запас.

7 месяцев

Маленький человечек в этом возрасте уже стает активным собеседником и юным исследователем. Родителям следует как можно больше с ним разговаривать и предлагать развивающие игры. Можно заметить, насколько увлекательным ему покажутся детские книги с яркими рисунками либо конструкторы.

Ребенок активно реагирует, когда к нему обращаются по имени. Он может прервать интересное занятие и обратить внимание на того, кто к нему обратился.

8 месяцев

Восьмимесячный ребенок очень ярко начинает проявлять свое «Я». Это период проверки родительского терпения. Малыш уже хорошо знает, как добиться своего, и очень ловко манипулирует родительской заботой. В этом возрасте необходимо сохранить потребность в познании мира и не перегнуть с запретами.

В данном возрасте ребенок больше проявляет недоверие к тем, кто находится за пределами его детского мира. Также малыш очень боится одиночества. Когда родителям необходимо отлучиться на определенное время, карапуз начинает капризничать и плакать. Это объясняется своеобразными «страхами восьмимесячного возраста» — вполне нормальное явление для данного периода.

9 месяцев

Ребенок становится намного активнее, его физические возможности позволяют самостоятельно передвигаться. Он отлично ориентируется в привычном пространстве и хочет все предметы пощупать и потрогать. В этот период родителям следует обратить внимание на развитие моторики. Это уже понимающий и знающий ребенок, поэтому он активно принимает участие в развивающих играх.

Читайте также:  Образовательная деятельность в соответствии направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях

На девятом месяце жизни разговорная речь более развита, и ребенок может уже называть элементарные слова: мама, папа, баба… Малыш начинает осознавать свою самостоятельность и свободу в движениях.

10 месяцев

У малыша с каждым днем происходят изменения в психологическом развитии. Десятый месяц — это наиболее качественный уровень формирования маленькой личности. У ребенка уже заметна взаимосвязь между мышлением и моторикой, движения начинают обретать координацию. Работа ручками и пальчиками становится активнее. Он будет брать в руки различные предметы, даже попытается их попробовать на вкус, а потом вновь выкинет. Это вполне нормально для психологического развития.

Если родителя заметили, что их малыш в таком возрасте так и не научился кидаться игрушками, то, возможно, следует проконсультироваться с невропатологом.

11 месяцев

Кроха пробует наладить контакт с окружающими людьми, и в первую очередь это касается детей. Это может проявляться детским «разговором», обменом игрушек либо общими играми. Родителям нужно помочь своему ребенку наладить такого рода отношения.

Этот возраст отличается и взрослым отношением малыша к родительским просьбам, различным диалогам, игровым моментам. Психологически ребенок готов перейти на новый уровень развития.

12 месяцев

Поздравляем! Период младенчества окончен, и вместо маленького беспомощного младенца теперь рядом с вами самостоятельный ребенок, который уже имеет свой характер и определенные желания. Он хочет быть независимым и управлять взрослыми. Иногда родители даже не успевают в его стремлении как можно быстрее познать окружающий мир. Для большинства мам и пап — это очередное испытание, так как первый год жизни является кризисным периодом и требует огромного терпения. Очень часто он сопровождается капризами, плачем, детскими истериками. Это связано с тем, что психологически кроха более развит, чем физически. И каждые преграды он воспринимает сбоями в поведении. В этот период очень важна родительская поддержка, внимание и теплота.

Каждый жизненный этап ребенка нуждается в понимании, поддержке, общении. Родителям следует приложить максимум усилий для полноценного развития малыша, но при этом не потерять свой авторитет. Первый год жизни особенно важен для развития ребенка. Это этап формирования будущего восприятия и доверительных отношений. И родители должны стать опорой в становлении ребенка как личности. 

Специально для nashidetki.net- Марина Амиран

Источник

На чтение 10 мин.

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него. происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.

Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.

Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке). Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.

Читайте также:  Пример заполнения индивидуальной карты развития ребенка в доу

Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.

Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.

Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.

Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.

Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Читайте также:  Плохое развитие ребенка речь и письмо

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.

В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.

Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.

Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им. Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.

Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?

Тесный контакт с мамой – главное условие полноценного развития

  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Источник