Психологический портрет ребенка с отклонением в развитии

Психологический портрет ребенка с отклонением в развитии thumbnail

Психологические портреты родителей детей с отклонениями в развитии, их особенности ценностные ориентации и модели воспитания.( экспериментальное изучение личностных особенностей, внутрисемейных отношений, ценностных ориентаций и воспитательских позиций родителей.)

Семья – микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества. А семья для ребенка с отклонениями в развитии еще и реабилитационная структура. Обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Мы все знаем что каждая семья создается ради рождения ребенка. То каким он будет, имеет для любого родителя особый смысл. Главное о чем мечтают родители, — это здоровье и счастье ребенка. Родители мечтают о том, чтобы в их ребенке воплотились те качества и черты которые они считают в себе лучшими. Эти родительские установки и ожидания дают родителям право получать от других признания их ролевой позиции, как родителей. В семье , в которой родился ребенок с отклонениями в развитии, ценностные ориентации и установки родителей смещаются и деформируются. Репродуктивные установки супругов и их ожидания в отношении ребенка вступают в конфликт с установками социальной среды. Это внутренний конфликт окрашивается негативными эмоциональными переживаниями. Ценность ребенка с отклонениями в развитии может откровенно или подсознательно отвергаться , пропадает мотивация на принятие дефекта ребенка.В семье, где растет ребенок с нарушениями в развитии, обесценивается значимость супругов друг для друга. В сознании отца ребенка, в силу ранее сложившихся репродуктивных, установок резко снижается оценка жены , которая родила больно ребенка, как женщины. Отец отдаляется от ребенка и от семьи. Мать также протестует против дефекта ребенка, однако свой протест она связывает именно с нарушениями ребенка, а нес ним самим. Для матери важно то, что это ее ребенок, а не то, какой он. В результате возникновения внутреннего конфликта из-за нахождения в длительной психотравмирующей ситуации возникли три психологических типа родителей: авторитарный, невротический, психосоматический.

Портрет авторитарного типа это группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, руководствуются своими собственными убеждениями. Авторитарные родители имеют 2 категории: первые узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться , оставив в роддоме. Вторая категория проявляет стойкое желание найти выход из сложившейся ситуации. Стараются вытеснить негативные переживания о ребенке, им так легче прилагать усилия по поиску лучшего врача, лучшего метода лечения, лучшего педагога, усилия направлены на поиск чуда. Это те люди которые создают родительские ассоциации, поддерживают контакты за рубежом. Отрицательные свойства данной категории родителей в том что они не умеют сдерживать свой гнев и раздражение, импульсивны, противопоставляют себя социальной среде обществу, педагогам, родственникам. Их девиз « Пусть общество приспосабливается к нашим детям.» В отношении с ребенком они также жестки, холодны и отстранены от конкретных детских проблем. Они наказывают ребенка , подавляя его личность, при этом не испытывают никаких угрызений совести. У таких родителей ребенок часто имеет тики, энурез или энкопрез. Авторитарные родители не оценивают возможности ребенка реально, выдвигают к нему неадекватные требования. Поэтому у них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка, а всему причиной настойчивое стремление ориентироваться на свои личностные жизненные установки.

Портрет родителя невротического типа этому типу свойственна пассивная личностная позиция : « Уж что есть, то есть. Ничего не переделаешь.» У таких родителей не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению . Происходит фиксация на безвыходности, их психологическое состояние ухудшается. Родители оправдывают свою бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов. Им непонятно что некоторые недостатки вторичны возникают в результате их родительской, педагогической несостоятельности. Часть родителей ограждают ребенка от всех проблем, и ничего от него не ждут. Дети у таких детей часто непослушны, потому что нет определенной воспитательной цели. Невротичные родители непоследовательны в использовании способов поощрений и наказаний, нет требовательности, часто « сверхнежны». Межличностные связи приобретают симбиотический характер. В личности невротических родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные черты и депрессивные черты. Это проявляется в избегании трудных жизненных ситуаций, могут скрывать дефекты ребенка. Также другая часть родителей гиперболизирует проблемы своего ребенка. Считают жизнь не сложившейся, несчастливой ,загубленной . Будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

Читайте также:  Роль наследственности и среды в психологическом развитии ребенка

Портрет родителя психосоматического типа это самая многочисленная категория родителей . Черты могут быть похожи как на родителей авторитарного так и на родителей невротического типа, но аффективное реагирование на стресс не выносится во внешний план. В поведении проявляется нормативность, замкнутость. Проблема ребенка скрытая от посторонних взглядов переживается ими изнутри. Это часто оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере.Для этих родителей характерно стремление « положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Такие родители работают со своими детьми , максимально напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают и не жалуются на усталость. Им свойственно пожалеть ребенка, найти лучших специалистов. Чаще всего они сами становятся таковыми для своего ребенка, они участвуют в жизни детских учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию, приобретают дефектологическое образование , а после помогают не только своим детям , но чужим.

Модели воспитания: Представленная типология личностных деформаций родителей позволяет сделать выводы, что в силу описанных причин родителями используются неправильные типы воспитания.

Это гиперопека: когда родители пытаются сделать за ребенка все, даже то что он может сделать сам, у него не формируются навыки самообслуживания. Однако родителям ребенка трудно определить что он может сделать сам , а где ему необходима помощь.( чаще этот тип воспитания встречается у родителей с тяжелым дефектом ( при (дцп , умственной отсталости, раннем детском аутизме).

Тип Противоречивое воспитание ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия по поводу использования воспитательных средств. Например родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания, а бабушка и дедушка живущие вместе занимают слишком мягкую позицию, разрешают делать ребенку все что ему захочется. У ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми (точнее манипулировать ими) часто сталкивая их друг с другом.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет ребенка к повышенному перенапряжению, повышенной утомляемости, отсутствию адекватной оценки своих возможностей. Это происходит из-за постоянно возложенных на ребенка таких обязанностей которые он не в силах выполнить.

Тип воспитания авторитарная гиперсоциализация. Родители сами имеющие высокие социальные установки, стремятся с помощью своих авторитарных усилий развить у ребенка социальные и другие навыки.

Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют отношение к ребенку как к «больному». Формируя у ребенка мнительность, страх перед любым недугом, в результате ребенок относится к себе, как к слабому, неспособному к большим достижениям человеку. Его внутренняя позиция это отказ от принятия решений.

Симбиотический тип воспитания развивает у родителей «растворение» в проблемах ребенка. Чаще такой подход встречается у одиноких матерей больных детей. Мамы стараются создать для своих детей атмосферу — абсолютной любви к ребенку. Мамы забывают о себе. О своей личности , карьере, но и о личностном развитии ребенка тоже. В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность , не способная к проявлению любви.

Тип воспитания « маленький неудачник». Родители в это случае, уверены в социальной несостоятельности ребенка, испытывают чувство стыда, досады, из-за неумелости ребенка, жизнь для них становится непосильной ношей.

«Гиппопека» чаще встречается в семьях с низким социальным статусом ( наркоманы, алкоголики). Родители не осуществляют за ним уход, обычно в таком же положении находятся его братья и сестры.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 168

Отвержение ребенка или отсутствие любви может быть у родителей с любым социальным статусом. Родители идентифицируют себя с дефектом ребенка чаще это происходит с отцом, а мать может иметь незрелую личностную сферу или несформированный материнский инстинкт.

Родители детей с отклонениями в развитии находятся в состоянии травматизации, «тупиковости», нервничают и часто ошибаются в выборе правильного воспитательного подхода, им можно помочь выбрав адекватные средства для коррекционной помощи.Но предварительно нужно определить характер реакций родителей на сложившуюся психогенную семейную ситуацию ( рождение в семье ребенка с недостатками в развитии) используются методики, направленные на изучение их психических свойств, например провести комплексную диагностику – выявление причин препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих внутрисемейную жизнедеятельность. Можно воспользоваться этими методиками.

Анкета «Психологический тип родителя» ( В.В. Ткачева)- определяется психологический тип родителя( невротический, авторитарный , психосоматический

Социограмма « Моя семья» ( В.В. Ткачева)-определяется динамика развития семьи, изменения в ее структуре, связанные с рождением ребенка с отклонениями в развитии.

Тест –опросник родительского отношения-ОРО (А.Я.Варга, В.В.Столин) -определяется характер родительского отношения к ребенку ( принятие – отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник)

Адаптированный Тематический апперциптивный тест ( В.В. Ткачева) – определение ценностных ориентаций родителей в отношении ребенка с отклонениями в развитии.

Методика «История жизни с проблемным ребенком»( В.В. Ткачева)- определение субъективных переживаний родителей.

Источник

Психологический портрет ребёнка с отклонениями в поведении.

Карапетян Л.А.

Студентка 2 курса

АГУ Майкоп

Научный руководитель Блягоз А.Н.

кандидат филологических наук, доцент  кафедры педагогики и педагогических технологий.

В любом обществе существуют социальные нормы, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией.

В практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений особую значимость приобретают проблемы отклоняющегося, или девиантного поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение детей проявляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка, и не всегда укладывается в общепринятые нормы общественного поведения.

По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.

Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребенка.

В своём выступлении хочу выделить проблему детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению.

Ребёнок не становится агрессивным неожиданно. До определённого момента он выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто является попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Ребёнок не в состоянии выразить свои истинные чувства никаким другим способом, кроме того, который он избирает.

Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.

Профилактическая деятельность является составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных детей, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности ребенка.

Читайте также:  Наследственные и средовые факторы на развитие ребенка

Все мы знаем, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, поэтому основное внимание в работе по профилактике девиантного поведения было уделено такой форме как «Сказкотерапия» и разработке занятий по снятию напряжения.

Как и в случае с любой другой болезнью, чем раньше начать лечить девиантное поведение, тем лучше для пациента. Если вы озабочены судьбой вашего чада, если вы не хотите, чтобы со временем он стал отъявленным негодяем, при первых же тревожных симптомах обратитесь к доктору. Для выявления поведения, отклоняющегося от нормы, врачи используют психологический и клинический методы.

Психологический метод диагностики девиантного поведения – это проведение тестов. Он выявит не только нарушение поведения, но и склонность к психологическим расстройствам, уровень самооценки, восприятия своего собственного «Я». По итогам тестов будет определено, нуждается ли ребенок в помощи психиатра.

Клинический метод – это разговор с ребенком, опрашивание его родителей и учителей. На сегодняшний день последний метод является наиболее распространенным, хотя первый, безусловно, гораздо более действенный.

Очень важно, чтобы ребенок сам понял, что его поведение не соответствует нормам, что он причиняет боль себе, своим близким, что он разрушает свою еще даже толком не начавшуюся жизнь. Если этого не произойдет, если родители и доктора не смогут объяснить подростку, что так жить просто нельзя, лечение может и не принести никаких результатов.

Хотелось бы выделить, на мой взгляд, очень полезные для снятия агрессии — игры с песком. Песочная терапия для детей — это игровой способ рассказать о проблемах, показать свои страхи и постараться избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.

Игры с песком особо подходят детям, которые не могут выразить свои переживания словами, с заниженной самооценкой, с повышенной тревожностью и застенчивостью.

Эта методика помогает здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, понизить уровень агрессии. Она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, находящиеся в подушечках пальцев, фантазию, мышление, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает позитивными эмоциями. Уже после нескольких сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными, начинают свободнее проявлятьсвоиэмоции.

Развивающие занятия с песком эффективнее стандартных приёмов обучения. Ребёнок, выполняя самостоятельные рисунки на песке, быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «справа» и «слева», временные понятия дня и ночи, времена года; ему становится интересно, а интересное – лучше запоминается, вызывает положительные эмоции. Малыш старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что важно, быстро.

При создании разных композиций на песке не нужны художественные навыки, такие, как в рисовании. Следовательно, ребенок не будет расстраиваться из-за ошибок и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованны, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. В некоторых песочных столах используется цветовая подсветка, что уже считается цветотреапией. Не секрет, что цвет влияет на наше настроение, эмоциональное, психологическое и физическое здоровье. Цветотерапия способствует стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников, приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Таким образом, с помощью песочной терапии и других методов можно снизить тревожность и уровень агрессивного поведения ребенка, научить его выражать свои эмоции, общаться и творчески развиваться. Её так же можно использовать в коррекционно-развивающей работе с агрессивными детьми и детьми с ОВЗ. Это поможет в работе не только психологу, но и логопеду, воспитателю, родителям.

Источник