Психологический периоды развития личности ребенка

Психологический периоды развития личности ребенка thumbnail

Возрастные особенности развития личности в психологии описываются поэтапно, от рождения до смерти человека. Перемены, связанные с формированием психики, особенно очевидны в детском и подростковом возрасте, хотя на самом деле они продолжаются в течение всей жизни. Стремительное развитие в детстве и юности послужило причиной возникновения различных теорий деления жизненного пути на периоды.

Позднее стали возникать концепции, которые охватывали этапы взрослости и поздней зрелости. Смысл задач, которые ставит каждый этап развития перед человеком, хорошо иллюстрирует цитата немецкого писателя Германа Гессе:

У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе. ©

В этой статье будут описаны главные стадии развития личности, их особенности, основные возрастные кризисы. Мы расскажем, какие признаки имеет зрелая личность, а какие свойственны детям в оболочке взрослого. Также будут рассмотрены основные пути преодоления возрастных кризисов.

<<Оглавление>>

детство фото

Детство и подростковый возраст

В возрасте от рождения до года ребенок проделывает огромный путь развития. Он осваивает новые движения, учится сидеть, стоять. Первый год жизни – это время, когда ребенок овладевает умением обращаться с вещами, начинает понимать речь взрослых.

  • В раннем возрасте (1-3 года) малыш наиболее интенсивно развивается физически и психологически. Меняется восприятие, поведение. Быстрыми темпами растет мозг. Трехлетние дети очень общительны. Когда взрослые читают или рассказывают сказки, они с удовольствием слушают их речь, эмоции, интонацию. Главная деятельность ребенка состоит в получении информации, познании окружающего мира. На развитие личности в раннем возрасте больше всего влияет общение с матерью или тем лицом, которое ее заменяет.
  • Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) – также характеризуется физическим ростом, ребенок становится более крепким. Ведущая деятельность на этом этапе – ролевая игра. Известный отечественный педагог-психолог А.Макаренко был убежден, что для ребенка в этом возрасте сюжетно-ролевая игра так же важна, как и для взрослого – производительный труд. В детской игре отображается взрослая жизнь, ребенок учится отыгрывать разные ситуации.
  • Главной деятельностью для младшего школьного возраста (от 6-7 до 11-12 лет) является обучение. Возрастные особенности развития личности на данном этапе связаны с изменением социальной ситуации развития – ребенок идет в школу. Ребенок теперь вступает во взаимодействие с обществом. Он наделяется обязанностями, за которые получает общественную оценку.
  • Подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для девочек) – один из самых важных и сложных этапов для формирования психики. Возрастное развитие личности характеризуется поиском «своей» социальной роли – общаясь со сверстниками, подросток примеряет на себя разные модели поведения и отсекает неподходящие. Ему особенно необходимы друзья. С ними можно поделиться переживаниями, о которых невозможно рассказать взрослым.

Юность и ранняя взрослость

Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э.Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.

Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.

возрастные особенности развития личности фото

Зрелость

Период зрелости, или взрослости (от 30 до 60-70 лет) – это время, когда человек имеет возможность полностью реализовать свой потенциал. В западной психологии этот процесс называется самоактуализацией. Развитие личности в зрелом возрасте предполагает большую социальную активность, максимальную отдачу в профессии. Зрелость является периодом расцвета личности. Э.Эриксон считал этот этап возрастом «совершения деяний».

Главной чертой взрослости является генеративность, неуспокоенность. Человек хочет быть лучшим родителем, достичь высот в профессии, быть опорой для членов своей семьи. Американский ученый Г.Олпорт выделяет следующие черты, свойственные самоактуализирующейся личности:

  • Реалистическое отношение в себе, активность и деятельность;
  • Ощущение эмоциональной теплоты;
  • Интерес к окружающему миру;
  • Жизненная философия, которая обобщает полученный опыт, и определяет человеческие поступки;
  • Сострадание по отношению к другим людям, способность понимать и сопереживать.

Возрастные особенности развития личности в период старости

Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:

  • Контакты с коллегами по работе могут сохраняться некоторое время после выхода на пенсию, но затем утрачиваются;
  • Пенсионеры обзаводятся новыми друзьями – чаще также преклонного возраста, но могут быть и более молодые люди;
  • Другие члены семьи, уверенные, что «у него и так много времени», любят оставлять с бабушками и дедушками детей, поэтому общение с внуками также является важным элементом этого возраста;
  • Большая часть социальных контактов происходит внутри семьи, поэтому близким людям нужно быть особенно тактичными с теми пенсионерами, которые «еще не набрались опыта».

В древности и даже в средние века очень небольшое количество людей достигало старости. До 17 века только 1% доживал до 65 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни варьируется в зависимости от общества. Наглядно это демонстрирует так называемый «эффект Розето». Он заключался в следующем. Жители небольшого американского городка Розето, выходцы из Италии, в два раза реже, чем в других городах, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.

Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков.

Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.

зрелая личность картинка

Возрастные кризисы

Без переломных моментов – кризисов – невозможно стать взрослым. Возрастные особенности развития личности для каждого из кризисов свои: юности свойственен кризис одиночества, в 30 лет – ощущение бессмысленности жизни. В 40 лет человек осознает свою свободу, подводит промежуточные итоги жизни, возвращается к подлинному «Я». 60-70 лет – это «время собирать камни».

В подростковом возрасте человек решает задачу сепарации от родителей. Он либо делает шаг в самостоятельную жизнь и находит себе пару, либо остается в одиночестве и зависимости. Но общество обычно делает акцент не на психологическом отделении от родительской семьи, а на выборе профессии. Хорошее решение для выхода из кризиса – начать самостоятельно зарабатывать деньги, уехать за рубеж на учебу. Метафорой подросткового возраста может послужить образ созревшего яблока, падающего с яблони.

Кризис 30 лет характеризуется тем, что человеку перестает приносить радость все, что раньше было ее источником – работа, семья, хобби. Человек может страдать от тяжелых депрессий. Он имеет последний шанс отделиться от родителей, если это не было сделано прежде. Главная задача – понять, подходит ли выбранный ранее путь. Метафорой может послужить Сизиф, катящий камень в гору. Человек задумывается: есть ли разница в том, как прожить жизнь, если все равны перед вратами вечности. Но через какое-то время он осознает, что смысл жизни – в получении собственного уникального опыта, проживании подлинной жизни.

возрастные кризисы картинка

Кризисы второй половины жизни

«Божественная комедия» была написана Данте, когда тому было 33 года – священный возраст во многих религиях и мифах. Автобиографический герой поэмы оказывается в темном лесу, метафорически обозначающем середину жизни. Так как продолжительность жизни увеличилась, то теперь этот кризис называют «кризисом 40 лет». Это самый продолжительный и мощный психологический кризис. Его энергии хватит, чтобы разрушить жизнь испытывающего перед кризисом страх. Хватит ее и для созидания – но только для того, кто не боится перемен и готов встретить их лицом к лицу.

Возрастное развитие личности этого периода лучше всего отображает образ шута, или дурака. В руке он держит розу – она обозначает чистоту мыслей. За спиной у него узелок с пожитками – все, что можно было взять из прошлой жизни. На картах таро шут часто изображается занесшим ногу над пропастью, а позади у него предзакатное солнце. Внизу находится море. Образ шута символизирует возможность начать все сначала.

Самый тяжелый для осознания – кризис постпенсионного возраста, или 60-70 лет. Если раньше можно было прятаться от мыслей о конечности жизни, то теперь смерть, образно выражаясь, «смотрит в глаза». Если раньше можно было попросить о помощи других людей, теперь с кризисом придется столкнуться самостоятельно – никто из живых «на том свете» не бывал.

Легче приходится верующим, так как для них существует Царствие небесное, вечная жизнь. Материалистам сложнее. Главная идея кризиса – «все люди смертны». В современном мире люди стараются не придавать значения этому страху. Они держатся подальше от того, что каким-либо образом связано со смертью – это ритуалы, предметы, связанные похоронами, тела усопших. Все, что несет неизвестность, страшит. Страх смерти прорывается в повседневную жизнь лишь в виде фобий, страхов, ночных кошмаров. Смерть стремятся либо отрицать, либо стремятся к ней. Однако один лишь Танатос Фрейда не может полностью ее объяснить.

Многие в этот период жизни становятся более религиозными. Некоторые выбирают для себя веру в новое рождение после смерти, реинкарнацию. Об этом говорит «Тибетская книга мертвых».

возрастной кризис картинки

Зрелая личность

Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?

  • Взрослый человек имеет ясное понимание того, что его жизнь напрямую зависит от совершенных ошибок. При этом он не прячется от них, не перестает действовать. Сделав ошибку, он делает соответствующие выводы;
  • Он понимает, что его жизнь – это уникальный путь. Он делает карьеру, достигает намеченных целей. Совершает те поступки, что сам считает верными, а не те, что навязаны другими. Иногда желания взрослого могут совпадать с желаниями окружающих, иногда – нет. Но он поступает в соответствии с собственной системой ценностей;
  • Зрелый человек обладает терпением. Он понимает, что его желания не могут исполняться сиюминутно. Он также не требует от других, чтобы они удовлетворяли его потребности вместо него;
  • Взрослый понимает, что взаимопонимание всегда зависит от двоих людей. Он способен четко выражать свои мысли для того, чтобы добиться диалога с собеседником. Нередко это представляет трудность для супружеских пар. Многие из них наивно полагают, что супруг может магическим образом «прочитать» их мысли. Когда этого почему-то не происходит, они испытывают разочарование и отправляются на поиски нового партнера. Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную незрелость, они уверены, что просто ошиблись с выбором партнера.

зрелая личность фото

Психологический инфантилизм

Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.

Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все возрастные этапы развития, которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам». Но если он находит поддержку со стороны взрослых в своих действиях, у него появляется ощущение «Я могу». Инфантильные взрослые нередко вырастают из семей с гиперопекой.

Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.

Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?

  1. Он не умеет контролировать эмоции. Часто выражает гнев, капризы, обвиняет окружающих;
  2. Не обладает хорошо развитой системой ценностей. Ориентируется на то, «как нужно, как принято». Всегда пытается скопировать окружающих в том, что думать, говорить, как одеваться;
  3. Относится к миру потребительски. Много берет и мало отдает. Образ жизни паразита, который инфантильная личность ведет в семье, продолжается в браке. Он просто переходит от одного опекуна к другому;
  4. Испытывает страх перед ответственностью и принятием собственных решений;
  5. Живет в «ожидании чуда», что к нему придет кто-то более сильный и решит его проблемы.

Делаем вывод

Многие интересуются, можно ли предотвратить возрастные кризисы, каким-то образом их обогнуть? Каждый период имеет свои возрастные особенности развития личности, и, к счастью, этих этапов не избежать никому. Наличие кризиса говорит о переходе на новую ступень – развитие личности на разных возрастных этапах толкает человека на новый уровень. Этапы развития проходят у каждого по-своему и в свое время – наука не привязывает их к определенному возрасту, все даты условны.

Источник

Возраст
— период развития человека, который
характеризуется совокупностью
закономерностей формирования организма
и личности.

Паспортный
возраст

хронологический возраст человека с
момента рождения и до конца жизни.

Биологический
возраст

отражает биологическую эволюцию
человека.

Психологическая
характеристика возраста

— ступень психического развития человека
как индивида и как личности.

Возраст культурного
развития

показатель овладения культурными
правилами и нормами поведения относительно
хронологического возраста.

Социальная
характеристика возраста

— степень его социальной зрелости.

Возрастная
периодизация

— периодизация этапов в жизни человека
и определения возрастных
границ этих этапов, принятая в обществе
система возрастной стратификации.
Между этими периодами нет четко очерченных
границ, и они в значительной мере условны,
все же установление примерных границ
этих периодов на основе объективных
критериев — очень важная задача.

Каждый
возрастной период характеризуется
специфической для него социальной
ситуацией развития

– это сочетание внутренних процессов
и внешних условий писхического развития
индивида, типичного для определённого
возрастного периода. Она выражается
через:

  • Социальный
    статус – положение в обществе;

  • Систему
    взаимоотношений с другими людьми
    (взрослыми, ровесниками и т.д.);

  • Адаптацию
    к новым социальным условиям (д/с, школа,
    ВУЗ и т.д.)

В кадом
возрастном периоде из множества
деятельностей
есть ведущая

деятельность,
которая обеспечивает решение психических
противоречий и формирования психических
новообразований. Выделяют следующие
виды ведущей деятельности:

Младенчество
–непосредственное эмоциональное
общение.

Раннее детство
– предметная
д-ть.

Дошкольный
возраст – игра.

Младший школьный
возраст –
учебная деятельность.

Подростковый
возраст –
интимно-личностная,
общественно-полезная.

Юношество
–учебно-профессиональное, поиск смысла
жизни, личностное самоопределение.

В
результате каждого вида ведущей
деятельности формируются психические
новообразования

это
результат психического развития индивида
в определённом возрастном периоде.

Именно новообразования составляют суть
каждого возрастного периода, с их
появлением заканчивается один период
и появляется другой.

Существует много
периодизаций возрастного развития.
Детальность проработки периодизаций
неодинакова для разных возрастов;
периодизации детства и юности, как
правило, привлекали больше внимания
психологов, чем периодизация зрелости.

Л.
С. Выготский
выделял следующие периоды:

  • кризис новорожденности
    (до 2 мес.)

  • младенческий
    возраст (до 1 года)

  • кризис 1 года

  • раннее детство
    (1-3 года)

  • кризис 3 лет

  • дошкольный возраст
    (3-7 лет)

  • кризис 7 лет

  • школьный возраст
    (7-13 лет)

  • кризис 13 лет

  • пубертатный
    возраст (13-17 лет)

  • кризис 17 лет

Периодизация Д.
Б. Эльконина,
являющаяся интеграцией концепций Л.
С. Выготского
и А.
Н. Леонтьева,
выделяет следующие периоды:

  • Раннее детство

    • Младенчество
      (0—1 год)

    • Ранний возраст
      (1—3 года)

  • Детство

    • Дошкольный возраст
      (3—7 лет)

    • Младший школьный
      возраст (7—11/12 лет)

  • Отрочество

    • Подростковый
      возраст (11/12—15 лет)

    • Ранняя юность
      (от 15 лет)

Понятие критических
периодов
в
психологию введено Л.С.Выготским, который
различал периоды спокойного развития
лизисы»)
и периоды переломного, критического
развития («кризисы«).

Он писал, что
«развитие здесь, в отличие от устойчивых
периодов, совершает скорее разрушительную,
чем созидательную работу», и понимал
критические периоды как «поворотные
пункты в детском развитии», как
периоды, когда «развитие приобретает
бурный, стремительный, иногда
катастрофический характер».

Но вместе с тем
Выготский подчеркивал и позитивные
тенденции развития в период возрастных
перестроек. В зависимости от преобладания
позитивной или негативной симптоматики
различным будет и характер переходного
периода: он
может быть бурным или постепенным. В
конце каждого переходного периода
формировались новые свойства и качества,
которых не было в предыдущем возрасте
(психологические новообразования).

Л.С. Выготский
выделял в качестве критических периодов
детства период
новорожденности
,
возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет и
подростковый период.

Некоторые исследователи выделяют также
критические периоды взрослости .

В физиологии
критические периоды получили название
возрастных кризисов. Возрастные кризисы
характеризуются как «реакции организма
человека на перестройку физиологических
процессов в различные возрастные
периоды».

Кризис
новорожденности
.
знакомство
с другим, страшным и неизвестным миром,
происходит через преодоление жутких
препятствий -процесса рождения.

Кризис 1 года

прямохождение, развитие р
ечи
– это главные новообразования возраста,
длится около месяца.

Кризис 3 лет.
1)реб-к
становится более настойчивым и свободным
в движениях и поэтому устанавливает
более широкий радиус целей; 2)его чувство
языка становится настолько совершенным,
что он начинает задавать бесконечные
вопросы обо всем, часто не получая
вразумительного ответа, что способствует
неправильному толкованию понятий;3)речь
и развивающаяся моторика позволяют
распространить свое воображение на
огромное колич. ролей, что пугает его
самого.

Симптомы:негативизм(отказ
подчиняться требованиям взрослых),
упрямство(требование,
чтобы с ней считались; настаивание на
своих решениях), строптивость
(протест
против порядков, существующих в доме),
своеволие
(сам хочет
что-то делать, эмансипация от взрослого).
Гл новообразование «Я
сам
» —
появляется фундамент личности.

Кризис
7 лет
.
Становление произвольности, конкретных
ситуаций. Готовность к школе. У
ребёнка возникает эмоционально-смысловая
основа поступка. Особенности
повед
:«манерничанье»
(играет придуманные самим роли, становится
скрытным), симптом
«горькой конфеты»(обусловлен
желанием скрыть внутреннее (порой и
физич) ощущение боли и страха; замыкается
в себе, становится неуправляемым). Кризис
требует нового содержания отношений,
в том числе с близкими. Ребенок стремится
осуществлять обязательную и общественно
полезную деят-ть.Выражается в стремлении
пойти в школу.

Кризис
подросткового возраста
.Особенность-личностная
нестабильность.
Период отчаянных попыток «пройти ч/з
все».Легкомысленное отношен к порокам,
в результате —
приобщение
к алкого­лю, нарк, перевод их из
источника любопытства в потребности.

Отроческий
кр-с
связан
с ду­ховным ростом и изменением психич.
статуса. Хоть и происходит объективное
изменение соц.положения (новые отношения
с близкими, сверстниками, учителями),
но он
начинает
размышлять о внутр. мире и часто
возникает
глубокая неудовлетворенность собой.
Неудовл-ть может быть столь сильной,
что появляются навязчивые состояния:
угнетающие мысли о себе, сомнения,
страхи. Задача близких и психологов —
включить­ся в его проблемы и постараться
облегчить жизнь в этот период.

Кр-с
17лет.
Стрессовый
период, определяется професс-я деят-ть.
Для тяжело переживающих кризис характерны
высокая
тревожность, страхи,
которые
могут привести к невротич реакциям,
головным болям, обострению хронич-х
заболев. Помогают: уверенность в себе,
чувство компетентности, поддержка
семьи.

Кризис
среднего возр
.По
числу суицидов близок к подростковому.Переоценка
ценностей, критич. пересмотр своего
«Я». Обнаруживает, что многое не изменить
в жизни, в себе: семью, образ жизни,
профессию. Для мужчин характерны разводы,
смена работы или изменение образа жизни,
покупка дорогих вещей (автомобили).У
женщин меняются приоритеты, установленные
в начале ранней взрослости (ориентированные
на замужество и детей, меняют их на
профессиональные и наоборот).

Кризис
старости
.3
подкризиса
.
1) переоценка своего «Я» помимо
профессиональной роли, которая у многих
до ухода на пенсию остается главной. 2)
осознание факта ухудшения здоровья и
старения тела, выработка необходимого
равнодушия к этому. 3) исчезновение
самоозабоченности, спокойное принятие
мысли о смерти.

Сензитивные
периоды в развитии —
периоды особой
восприимчивости

детей к тем или иным способам, видам
деят-ти (легкой обучаемости им),
т.е. это период максимальных возможностей
для формирования свойств психики. Длятся
определенное время и проходят безвозвратно
— независимо от того, удалось ли полностью
воспользоваться их условиями для
развития каких-либо своих способностей.

Понятие сензитивных
периодов развития ребёнка ввёл Выготский.
Он считал, что на каждом возрастном
этапе необходимо уделять внимание
конкретной области. Н-р, на первом году
жизни малыш познаёт мир, используя
слуховые и тактильные ощущения. Имеено
в этот период важным становится
формирование сенсорной области. Ранне
детство от 1года до 3 является сензитивным
периодом равития речевых способностей.
Возраст от 1,5 до 2,5 лет считается
благоприятным для развития мелкой
моторики пальчиков и руки т.д.

Сенз.
период развит. движений и действий
от
1 до 4лет
,
очень важен для общ.развития. Благодаря
движению и сопровождающей усиленной
вентиляции легкихпроисходит насыщен.крови
кислородом, достаточное для снабжения
им клеток мозга, которые участвуют в
развитии всех психич. функций. Все
воспит-е приемы и методы (включая
классно-урочную), ограничивающие свободу
движений в этом возрасте —преступление
против его естественного развития
.

Сенз. период
развития соц. навыков
:
2,5-6лет.
Начинает
активно интересоваться формами вежливого
поведения. Овладение невежливыми
способами происходит само (надписи на
заборах, курильщики и т.п.)Подражает
тому, что видел дома, на улице, и
воспроизводит это бессознательно в
поведении.

Т.о.,каждый возраст
представляет собой качественно особый
этап психического развития и характеризуется
множеством изменений, составляющее в
совокупности своеобразие личности
ребенка на данном этапе его разв-я.

Вопр. 24. Готовность
дошкольника к обучению в школе
(интеллектуальная, эмоциональная,
социальная). Социально-педагогические,
психологические и физиологические
критерии готовности личности ребенка
к школьному обучению. Понятие «зона
ближайшего развития» и ее роль в освоении
учебной программы.

Проблема готовности к обучению становится
особенно острой в связи с тем, что имеется
выбор сроков, когда отправлять ребенка
в школу, и выбор типа школы, класса и
характера образовательных услуг, какие
будут ему по силам. Преждевременное
включение в школьную жизнь затрудняет
адаптацию ребенка к новым условиям и
может вызвать нарушения в личностном
развитии: неуверенность, тревожность,
потерю интереса к учебе, стремление к
избеганию неудач вместо усилий к
достижению успеха и т. д. Однако запоздалое
начало школьной жизни также опасно
потерей интереса к учебе (Ш. А. Амонашвили).

Готовность к обучению
включает как физиологические компоненты
— школьную зрелость, так и психологические
составляющие. В школе ребенку приходится
длительно выдерживать статическую позу
при сидении, выполнять напряженную
умственную работу; многие учебные
действия, особенно письмо, требуют
координированных движений пальцев и
кисти, в то время как у ребенка развита
в основном крупная моторика. Легче
приспосабливаются к школьным условиям
дети физически крепкие, с достаточно
развитыми физиологическими системами.

Кора головного мозга достигает уровня
физиологической зрелости у большинства
детей не к 6, а к 6,5 годам, детей моложе
6,5 лет отсылать в школу не рекомендуется.
Дети воспринимают строгого учителя с
повышенной тревожностью, что вызывает
у них болезненные явления (боли в животе,
ночной энурез). Причем болезненные
симптомы могут наблюдаться даже у хорошо
подготовленных шестилеток, которыми
учителя довольны.

Психологическую готовность
к обучению разделяют
на общую и специфическую.

Специфическая готовность
включает учебные навыки, необходимые
для первоначальных школьных успехов:
умение читать, писать, считать. Однако
для устойчивых школьных успехов важнее
общая готовность
ребенка к обучению.

В ее составе выделяют три
компонента: социальную готовность,
интеллектуальную и личностную
.

Социальная готовность к школевыражается в том, что ребенок усваивает
внутреннюю позицию школьника. Ему
перестают нравиться детские виды
деятельности, возникает потребность в
таких делах, которые были бы ценными,
значимыми в глазах взрослых. Таким
важным делом является школа. Нормально
развитый ребенок хочет ходить в школу,
выполнять задания, получать отметки.

При этом меняется отношение
к взрослым, ребенок ждет оценку
правильности своих действий. Если
действие не было успешным, результативным,
его уже не радует и похвала. (Феномен
«горькой конфеты» — А. Н. Леонтьев).
При этом круг людей, чья оценка важна и
значима, существенно расширяется.
Ребенок твердо намерен в школе все
делать правильно и получать пятерки.

Социальная зрелость
выражается и в определенной эрудиции
ребенка: он должен знать полное имя и
место работы родителей, их профессию,
свой домашний адрес и т. д.

Интеллектуальная готовностьк
обучению представлена как достаточный
уровень развития познавательных
процессов и усвоения элементов учебной
деятельности.
• Детализированное
восприятие, фонематический слух. Умеют
сравнивать и находить отличия в деталях
объектов.
• зрительное (прохождение
лабиринтов) и слуховое внимание — умение
слушать рассказы, задания, инструкции.

Память, основанная на логике,
последовательности событий, а не набор
ярких образов.
• Воображение
детализированное и гибкое.

Наглядно-схематическое мышление, с
помощью которого дети ведут анализ
объектов по заданным признакам и могут
результаты обозначить на схеме (например,
звуковой состав слова).
• Достаточное
развитие речи, при котором дети свободно
понимают несложный текст и могут сами
построить сообщение (монолог).

Элементы умения учиться, то есть принимать
и понимать учебное задание, уметь
сравнивать свою работу с образцом,
замечать свои ошибки.

Перечисленные показатели высокого
уровня познавательных процессов
усваиваются детьми к 6-7 годам при условии
правильно организованных детских видов
деятельности.

Важным показателем готовности
к школе становятся изменения
в общении ребенка со взрослыми
.
Многие дети даже в школьном возрасте
обижаются на замечания, считают, что
учитель их не любит.

Отношения с товарищами
также перестраиваются, приобретают
соревновательный характер. Появляется
мотив быть не хуже других, отвечать
раньше и удачнее других, и
т. д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник