Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка

Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка thumbnail

Статья

«Психологические особенности конфликта и конфликтных ситуаций детей дошкольного возраста».

Жизненный опыт каждого человека показывает, что в процессе личностного и эмоционального значимого общения довольно часто возникают конфликты. Конфликтные отношения-один из важных предметов изучения современной социальной психологии. Ссоры, конфликты, драки-неизбежное явление жизни детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие же постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций.

На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками). При этом трудным для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но и достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации требующие от него согласования действий с другими, принятия и понимания другого человека.

Конфликт может охватывать разные сферы детских отношений. Можно выделить внешний и внутренний конфликт дошкольников.

Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей и, как правило, не захватывают межличностных отношений. Поэтому они имеют ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми.

Внутриличностный конфликт возникает лишь тогда, когда вследствие имеющихся противоречий ущемляются ведущие потребности ребенка, и он сам осознает это. Необходимо заметить, что изначальный внешний конфликт легко трансформируется во внутриличностный, основными признаками которого становятся снижение самооценки, появления чувства неполноценности, ущербности.

Конфликтность-качество личности, выражающее ее предрасположенность к конфликтам. Некоторыми общими характеристиками конфликтности дошкольников являются: активность в установлении контактов со сверстниками; стремление к обострению ситуации и доминированию над другими; неумение идти на компромисс; эгоистичность и эгоцентричность; невнимательность к другим; желание посредством повышенной агрессивности избавиться от собственной тревожности и т.д.

Группа конфликтных детей неоднородна в своем составе. Склонность к конфликтам, интенсивность их протекания, повод возникновения, а также способ выхода из него различны у разных детей.

Т.А. Павленко и А.Г. Рузская проанализировали огромный фактический материал и выделили несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками.

Первая группа – « Я всегда прав». Такие дети чаще других инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка. Они ревностно следят за успехами сверстников и, видя в них конкурентов, стремятся обязательно превзойти их, стать предметом всеобщего внимания.

Вторая группа — « Я лучше других» . Такие дети также конфликтуют часто, остро, эмоционально и активно. Навязывают партнеру свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление. Для этих детей характерна демонстрация своего превосходства. Такие дети, как правило, стремятся привлечь внимание к себе, своей деятельности, знаниям.

Третья группа – « Я-взрослый, я-главный». Конфликтность детей выражена меньше, чем в первых двух группах. Такие дети-командиры, вожаки, лидеры. Они претендуют на главные роли во всем, но дипломатично; навязывая образцы действий, показывают, как много он потеряет, если не примет их. Во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам и принимают их предложения только в том случае, если они им выгодны.

Четвертая группа – « Я за себя постою». Сверстник для этих детей значим, они чувствительны к его отношению к себе, стремятся к контактам, но очень осторожны: боятся ущемления своих интересов. В то же время хотят показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность. Обычно чувствуют себя недооцененными. Сотрудничество с ровесниками для этих детей-путь к самовыражению, позволяющий показать и доказать свою состоятельность.

Пятая группа – « Я хороший». Это наименее конфликтные дети из самых конфликтных дошкольников. Они стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками, заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок. При любой удаче привлекают к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их. При общем сходстве развития конфликта, динамики переживания детей негативные реакции на неуспех могут быть выражены неоднозначно – от внутренней замкнутости, отчужденности, малообщительности вплоть до агрессии в поведении.

Внимание взрослых (прежде всего негативное), в первую очередь, привлекают разнообразные факты агрессивного поведения дошкольников.

В дошкольном возрасте агрессивность может принимать разный характер. К наиболее распространенным вариантам агрессивного поведения относятся:

*физическая агрессия-конфликтные ситуации со сверстниками ребенок разрешает при помощи кулаков;

*устная агрессия-крик, брань, жалобы. Демонстративные угрозы, оскорбления и унижения другого;

*разрушительность-когда ребенок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, разрушает продукты деятельности другого, уничтожает или портит чужие вещи.

*непослушание-своеобразный протест на требования, просьбы взрослых и др.

Конкретные причины детских конфликтов в значительной степени определяются возрастом. Так, с возрастом резко уменьшается количество конфликтов из-за игрушек. Также существенно снижается количество конфликтов из-за разрушения игры. Средний дошкольный возраст считается пиковым для конфликтов по распределению ролей. Конфликты по поводу правильности игровых действий, появляясь позже других, неуклонно возрастают в общем их числе.

Конфликты часто происходят у тех детей, которым не хватает родительского внимания, их заботы. Ссора в этом случае может быть деструктивным способом привлечения внимания взрослых. Существенное влияние на развитие конфликтности оказывают такие характеристики родительского отношения, как авторитарность, властность, аффективность в общении с детьми. Ребенок, которого постоянно ругают и критикуют, вымещает в конфликте накопившиеся в душе чувства обиды, злости.

Дети раннего и младшего дошкольного возраста в спорах со сверстниками применяют в качестве основного аргумента те или иные средства физического воздействия, в силу чего конфликты, в основном, завершаются неблагополучно. Дети 4-5 лет чаще других используют способы « словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта.

К старшему дошкольному возрасту наблюдается все большее использование детьми различных обоснованных своих действий, само-и взаимооценок себя и партнеров по игре, что позволяет договориться, т.е. разрешить спорный вопрос, возникший по ходу игры. Это позволяет продолжить иргу в первоначальном составе участников. При разрешении конфликта с позиции сотрудничества дошкольник приобретает умение отстаивать свое мнение, аргументировать его, анализировать мнение других участников конфликта и учитывать их в своем поведении.

Итак, конкретные способы разрешения конфликтов дошкольниками могут быть классифицированы в зависимости от позиции взаимодействия (доминирование, равенство, подчинение). В каждом конкретном случае можно говорить о сглаживании, обострении или разрешении конфликтной ситуации как результате взаимодействия в конфликте.

Источник

ВВЕДЕНИЕ

Согласно определению из общей психологии, конфликт: «это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.)» [3].

Конфликт — это не всегда осознанные противоречия, разногласия, возникающие в одной личности, между двумя и более субъектами или группами. Возможна борьба, взаимное противодействие, противоборство, активное столкновение личностей, т.е. осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий, не всегда приводящая к подчинению или устранению противника. Конфликт — явление сложное, многообразное и далеко неоднозначное.

Индивидуально-психологические особенности личности представляют собой совокупность черт, которые позволяют характеризовать личность, выделяют ее и придают ей индивидуальность. Свои особенности есть у конфликтных людей, у творческих лиц, у прирожденных руководителей. Мы рассмотрим характерологические особенности личности в этих трех случаях.

Зачастую, раньше конфликт рассматривался преимущество извне, т. е. с точки зрения социальной группы или конфликтной ситуации. Однако сегодня все более важным становится не это, ведь не каждый хочет и может следовать методикам разрешения конфликта. С каждым днем в обществе все больше появляются так называемые конфликтные личности, которые ярко выделяются в группе. И перед психологией и конфликтологией стоит задача разобраться: что из себя представляют конфликтные личности и какие  применить способы избегания или разрешения конфликта.

1. Психологические особенности конфликтной личности

Опираясь на исследования отечественных психологов Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, В.П. Захарова, Ю.А. Симоненко, мы опишем 6 основных типов конфликтных личностей:

1. Демонстративный тип: стремится быть в центре внимания, ведет себя эмоционально. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

2. Ригидный тип: человек подозрителен, прямолинеен. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость. Этот тип личности подозрителен. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и негибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

3. Неуправляемый тип: импульсивен, непредсказуем. Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение — агрессивное, вызывающее. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало пользы на будущее.

4. Сверхточный тип: скрупулезный, тревожный. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Чрезмерно чувствителен к деталям, к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

5. Бесконфликтный тип: часто меняет мнение, внушаем. Неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

6. Рационалист: расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не «закачается кресло» под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

Конфликтная личность неблагоприятно влияет на психологический климат в группе. Конфликтная личность склонна к обострению ситуаций вокруг себя. Обычный человек тяжело переносит состояние конфронтации, стремясь найти выход из создавшегося положения. Человек конфликтный переносит тяготы противостояния существенно легче. Во-первых, у него понижена чувствительность к неопределенности, он не способен реалистически прогнозировать развитие ситуации и потому не тревожится. Во-вторых, для него характерны завышенная самооценка, избыточная жесткость системы используемых критериев оценки других и излишняя категоричность в оценках. Ему не приходит в голову идея сблизить позиции и подстроиться к мнению группы («Не могу поступаться принципами!»). На фоне завышенной самооценки возникает агрессивная неудовлетворенность не только собой, но и всем окружающим, а застывшая система ценностей не позволяет сохранить объективность и гибкость при объяснении поступков окружающих, порождая конфликты.

Принимая во внимание особенности личности, можно не только понять, к какой группе относится человек, но и найти к нему подход.

2. Способы разрешения конфликта

В целом конфликт не является трагедией — это естественный процесс, возникающий внутри человеческого сообщества. Порой конфликтные ситуации являются стимулом к личностному росту, к укреплению взаимоотношений. Но есть люди, которые из-за мелкого конфликта впадают в депрессию, у них угнетенное настроение, они подавлены, раздражены, чувствуют дискомфорт. Ученые доказали, что у конфликтующего человека умственная деятельность снижается на 70%, следовательно, конфликты нужно решать по мере их появления.

Рассмотрев типы конфликтных личностей и их психологические особенности, необходимо рассмотреть способы предотвращения конфликта:

1. Сократите с людьми такого типа общение. Так как у них для каждого человека в созданном ими мире отведена особая роль. Больше всего они любят давать рекомендации и поучать назидательным тоном других. Если вы видите, что назревает конфликт — постарайтесь уйти от конфликтного человека подальше. Лучше всего придумать правдоподобную причину.

2. Уходите от обсуждения тем, которые могут спровоцировать обсуждение конфликта. Не оправдывайтесь и не объясняйте причины того или иного своего поступка. Все равно в их глазах вы будете не правы, некомпетентны.

3. При возникновении конфликтной ситуации вспомните что-либо приятное из вашей жизни и верните свое настроение в спокойное русло. С таким типом людей ведите себя спокойно, хладнокровно. Такой самотренинг поможет вам сконцентрироваться и не даст конфликту разгореться до большого пламени.

Если конфликт все же назрел, то необходимо применить меры по разрешению конфликта:

1. Старайтесь избегать слов с грубой окраской или чрезмерной гиперболизацией. Они на уровне подсознания настраивают собеседника на агрессию, поэтому их стоит избежать. Любые фразы с яркой негативной окраской лучше сгладить, заменить на более уступчивые и тактичные.

2. Если вы достаточно хорошо знакомы со своим собеседником, и ваш диалог в этот раз уже стал конфликтным, не нужно задевать темы, которые ему дороги, или вспоминать старые обиды. То, что было несколько месяцев, лет или даже дней назад, уже давно прошло. Поэтому не стоит использовать ту или иную провинность собеседника как аргумент в вашем споре.

3. Будьте осторожны, если хотите пошутить. Вообще, лучше избегать любых шуток, высмеивающих человеческую сущность или, тем более, какого-то конкретного человека.

4. Не стоит считать, что вы всегда правы. Всем людям свойственно ошибаться, и вы не исключение. Если вы в ходе беседы поняли, что совершили ошибку, лучше извиниться и самому поправить себя, признав неточность в своих высказываниях, чем упорно настаивать на заведомо неверных фактах.

5. Ни в чем не обвиняйте собеседника. Не стоит говорить ему о том, что он обидел вас, или всем своим видом показывать, что ваше настроение испорчено. Подумайте, ведь на самом деле вы расстроились не из-за этого человека в целом, а из-за высказанных им слов. Свою претензию, если она имеет место, необходимо формулировать грамотно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ ситуации межличностных конфликтов, в которых находится личность, помогает вскрыть причины трудностей, переживаемых и испытываемых ею, а соответственно, и выявить оптимальные способы разрешения конфликта, выхода из сложного положения. Реальное знание сложившихся обстоятельств, поведения личности, возможностей и перспектив развития событий в положительном направлении позволяет оказывать эффективную психологическую поддержку.

Выделенные типы так называемых конфликтных личностей и особенностей их поведения могут быть полезны для прогнозирования и предотвращения конфликтов, выработки адекватных форм поведения как в целом, так и в конкретных конфликтных ситуациях. Необходимо отметить, что в реальности человек, столкнувшись с конфликтом, не всегда может отнести его к тому или иному типу поведения, принятому в различных научных подходах. Он просто ощущает сопротивление, исходящее от конфликтующих людей, и испытывает напряжение и трудность контакта, а также нежелание вступать во взаимодействие либо продолжать его.

Отношения — процесс сложный, поэтому если собеседник вам небезразличен, старайтесь сдерживать себя. В конфликтных ситуациях всегда старайтесь поставить себя на место собеседника. Избегайте конфликтов, не общайтесь с людьми, не отличающимися адекватностью, и ваша жизнь станет намного светлее и позитивнее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деловая психология. Курс лекций : учебник для высших и средних специальных учебных заведений. — СПб. : Издательство Союз, 2000. — 576 с.

2. Индивидуально-психологические особенности личности. Искусство общения. // Саморазвитие. Cамосовершенствование. Личностный рост. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kak-bog.ru/individualno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti

3. Понятие конфликта. Психология. Конфликтология. // Психология от А до Я. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyznaiyka.net/view-conflictology.html?id=1

Источник