Психологический индивидуальный маршрут развития ребенка в доу
коррекционно-развивающие занятия, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа
усвоение ребенком ООП ДОУ на уровне «норма» и выше, устранение коммуникативных трудностей
Цель психогиагностики – обобщение и анализ информации о состоянии психического развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Анализ результатов психодиагностики:
План работы:
Месяц
Неделя
Коррекционно-развивающая работа
Индивидуальная работа
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с педагогами
Октябрь
1 неделя
Работа с компьютерной презентацией «Найди контур»
Научи товарища играть в игру «Найди контур»
Игра напрокат
«Танграмм»
Поручение ребенку:
Проверить сервировку стола (количество ложек, тарелок, чашек)
3 неделя
Научи товарища играть в игру
«Найди два слова с одного звука»
Перечень игр на развитие внимания.
Ноябрь
1 неделя
Работа с презентацией «Найди два слова с одного звука»
Дежурство ребенка по занятию
«Расставь по образцу»
3 неделя
Проверь товарища в игре «4 лишний»
Игра «4 лишний»
Игра напрокат
«Собери картинки сам»
Декабрь
1 неделя
Презентация «Сколько?»
Игра в гости к нам.
Задание на прогулке
«Что изменилось на участке»
3 неделя
Научи товарища играть в игру «Сколько?»
Разучивание стихотворения «Дело было в январе» с использованием построчного моделирования
Повтор стихотворения к новогоднему празднику.
Январь
2 неделя
Разучи стихотворение с подружкой
Выступление ребенка на новогоднем празднике
3 неделя
Работа с презентацией
«Чего не хватает?»
Игра напрокат
«Чего не хватает?»
Февраль
1 неделя
Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур»
Игра «Танграмм»
3 неделя
Расскажи друзьям о своём рисунке
Задание на прогулке
«Нарисуй на снегу геометрический замок»
Март
1 неделя
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Памятка «Игры на развитие логического мышления»
3 неделя
Мультимедийная игра «Ассоциации»
Дежурство в уголке природы
Полив растений ориентируясь на описание цветка.
Апрель
1 неделя
Работа с перфокартами
«Состав числа»
Научи товарища
Работать с карточкой.
Игра в гости к нам.
3 неделя
Мультимедийная презентация «Весёлый счёт»
Проверь работу товарища.
Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах
Проведение коррекционно-развивающих занятий фиксируется в журнале учета.
Результаты действия маршрута анализируются в завершении реализации ИОМ.
Итоговая диагностика
Результаты действия маршрута: Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.
При применении компьютера в реализации индивидуального маршрута ребёнок сталкивается с «феноменом удивления», движением, звуком, мультипликацией, которые надолго привлекают внимание ребёнка. Это позволяет эффективно развивать этот психический процесс. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения — доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится.
Момент соревновательности с компьютером повышает заинтересованность ребёнка в выполнении задания, активизирует деятельность мыслительных процессов: мышление, внимание, память.
Педагог вместе с ребёнком подробно анализировал результат деятельности, выяснял, что не получилось, на каком этапе работы было сложно, что необходимо было исправить.
Задания для ребёнка подбирались с постепенным усложнением, что способствовало усвоению определённых знаний.
Ребёнок неоднократно выполнял упражнения различного уровня сложности, закрепляя и совершенствуя способы действия.
Объяснял другим детям, имеющим подобные затруднения как выполнять задание.
Источник
Татьяна Игошина
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ
1. Сведения о ребёнке
Ф. И. ребёнка ___
Шифр ___ Возрастная группа ___
Дата рождения ___
2. Социальная характеристика семьи.
Мать ___
Отец ___
Категория семьи – благополучная/неблагоп., полная/неполная, СПК, многодетная, одинокая мама, опекаемый ребенок.
Степень участия в воспитании: большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы. Мама проявляет чрезмерную опеку.
3. Запрос родителей / воспитателя/ педагога (нужное подчеркнуть)
4. Самотическое здоровье: группа здоровья I/II/III, частоболеющий/редко болеет, страдает энурезом и т. д.
5. Особенности моторной сферы: общая моторика в норме, ручная моторика в номе, ведущая рука — правая.
6. Характеристика познавательной сферы ребенка:
— внимание – преобладает непроизвольное внимание, переключение нормальное, маленький объем внимания.
— восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 2 лет) и формы (2 года, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Выраженный интерес к форме и цвету.
— память – хорошо развитая, преобладает зрительная память. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительное. Воспроизводит неполно, непоследовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.
— мышление – соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью взрослого. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, метафор отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное мышление. Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.
7 Личностные особенности ребенка
Особенности поведения: игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушения коммуникативного поведения. Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние другого человека.
Имеющиеся знания: уровень восприятия информации – низкий. В тоже время отмечается, что ребенок имеет определенный объем знаний по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Уровень адаптивного поведения: Отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично.
8. Долгосрочная цель сопровождения
Формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения.
9. Задачи:
— Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей
Егора К. и его развития в соответствии с требованиями образовательной Программы ДОУ.
10. Группа сопровождения
Родители: ___
Воспитатель___
Другие ___
11. Координатор (Ф. И. О)
Педагог-психолог Игошина Татьяна Сергеевна
12. План психолого – педагогического сопровождения:
Содержание работы Форма работы Сроки Ожидаемые результаты
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика: Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) Наблюдения
Тесты
Методики
Сентябрь — декабрь Выявили проблемы в развитии личности ребенка и их причины
Исследование эмоциональных процессов
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)
Диагностика познавательного и речевого развития, социально — коммуникативного
Взаимодействие с педагогами
Консультирование педагогов на темы:
-«Игры и упражнения на развитие интеллектуальных способностей»
-«Создание условий для социально – коммуникативного развития младших дошкольников»
— «Системность речевых игр и упражнений в режимных моментах для детей младшего дошкольного возраста»
Беседы
Консультации
Круглый стол
1 раз в квартал
Информирование о результатах диагностических исследований
Повышаем уровень педагогической компетентности по решению данной проблемы
Создаем условия для психолого-педагогического сопровождения ребенка
Взаимодействие с семьёй
«Как развивать успешность ребенка»
«Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка» Беседы
Консультации (по мере необходимости)
Круглый стол
Совместные занятия с ребенком 1 раз в месяц Психолого-педагогическое просвещение родителей
Создание дома индивидуальных условий для интеллектуального развития
Поддержание интереса ребёнка, поощрение
Индивидуальная работа с воспитанником
— «Социально – коммуникативное развитие»;
— «Познавательное развитие»;
— «Речевое развитие».
Игры и упражнения
Беседы
Задания Октябрь —
Апрель
Способствовали социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию через цикл мероприятий, игр и упражнений
Развитие позитивной самоидентификации
Закрепление знаний, умений и навыков
Оценка промежуточных результатов Методики
Тесты
Опросы Декабрь Постановка
дальнейших
целей и задач
Объективное отслеживание уровня интеллектуального развития ребенка
Исходящая диагностика Методики
Тесты
Опросы Апрель Трудности преодолены, развитие ребенка соответствует возрастным и психологическим нормам
13. Рекомендации воспитателю___
14. Рекомендации инструктору по физ. культуре ___
15. Рекомендации родителям ___
16. Критерии оценки:
В начале цикла занятий ___
В середине цикла занятий ___
Критерии оценки эффективности проведенной работы ___
Источник
Индивидуальный маршрут
сопровождения ребенка старшей группы «Радуга»
старшего дошкольного возраста
Фамилия __________________________
Имя _____________________________
Отчество__________________________
Дата рождения_____________________
Дата заполнения __________________________
ОУ________________________________________________
Рекомендации по ведению ИОМ
ИОМ заполняется на основе интегрированной психолого-педагогической оценки, полученной по итогам анализа данных психолога, логопеда, педагогов, а также изучения учебной документации. ИОМ заполняется в течение учебного года, итоги работы с ребёнком анализируются 3 раза в год.
На первой странице четко и разборчиво заполняются педагогом данные о ребёнке, прописывается дата заполнения дневника, учреждение.
Затем специалисты, необходимые ребёнку, на основе рекомендаций ПМПК и ПМПк заполняют маршруты сопровождения.
Далее педагогом заполняется карта трудностей, имеющихся у ребёнка (педагогическая диагностика). При необходимости педагог обращается к другим специалистам. Карта заполняется на основе наблюдения за деятельностью ребёнка и изучения его работ. Учителем-логопедом отслеживается динамика речевого развития ребёнка на основе данных работы с ребёнком. Педагогом-психологом заполняется карта данных психологической диагностики, определяются причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы.
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ: даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении образовательной программы; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции.
Специалисты, осуществляющие сопровождение ребёнка, реализуют следующие профессиональные функции: диагностическую (заполняют диагностические карты трудностей, возникающих у ребёнка; определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной диагностики); проектную (разрабатывают на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения); сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения); аналитическую (анализируют результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов).
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение ребёнком образовательной программы. Динамика развития ребёнка отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении общеобразовательной программы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 4 «ТЕРЕМОК»
Дата составления: _________
Дата окончания: __________
Ответственный (ФИО)
_________________________
_________________________
(подпись)
Индивидуальный маршрут
психолого-педагогического сопровождения
воспитанника
Ф.И. (воспитанника)_____________________________Дата рождения ____________Группа_______________________________
Воспитатели_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Актуальные проблемы воспитанника ______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Цель сопровождения ____________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Задачи по решению проблемы ребенка:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Предполагаемый результат:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Результат реализации индивидуального маршрута сопровождения _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика на воспитанника
МКДОУ д/с № 4 «Теремок» г. Семилуки Воронежской области
ФИ ребенка_______________________________________________________________
Группа (возрастная) ________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
Дата рождения___________________
С какого времени посещает ДОУ________________ данную группу________________
Характеристика семьи:
Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы:
Мать:______________________________________________________________________
Отец:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи: полная, неполная, многодетная.
Наличие братьев и сестер:____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
_______________________________________________________________________
Успехами ребенка родители — интересуются/ не интересуются, родительские собрания посещают/ не посещают, участие в жизни группы принимают/ не принимают (подчеркнуть).
Контакт воспитателей с родителями (родственниками) установлен/ не установлен (избегают общения, конфликт), другое (указать)__________________________________ ___________________________________________________________________________
Взаимоотношения со сверстниками – общительный/ замкнутый/ агрессивный/ плаксивый/ предпочитает одиночество/ другое (указать)___________________________ ___________________________________________________________________________
Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________
Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика деятельности:
навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),
лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова».
Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую.
Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость. Преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное.
Нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.
Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей_______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____.____.201___ г.
Воспитатели
_________________ (________________)
_________________(_______________)
Зам. заведующего по МВР
_________________(__________________.)
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________
Дата рождения____.____.20_____ года рождения,
Группа _______ МКДОУ д/с № 4 «Теремок»
Посещает детский сад № 4 с ____.____.20__ года.
Перенесенные заболевания:
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
Сопутствующие заболевания:
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
Профилактические прививки (не) сделаны по возрасту.
Физическое развитие ____________________________
Группа здоровья ________________________.
Медсестра ___________________________
Содержание
Участники сопровождения | Направления деятельности | Задачи | Содержание деятельности | Форма занятий, периодичность | Ожидаемый результат |
Воспитатели (ФИО) ______________ ______________ ______________ _____________ | |||||
Педагог-психолог (ФИО) ______________ _______________ _______________ | |||||
Логопед (ФИО) _______________ _______________ _______________ |
Педагогическая диагностика (заполняет педагог)
№ п/п | Виды трудностей | Год сопровождения | |||||||||||
2017___- 2018__ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | 20___- 20___ | ||||||||||
н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ | |||||||||||||
1 | Неадекватное отношение к себе: самооценка, самопринятие. | ||||||||||||
2 | Нарушение нравственных норм и правил поведения. | ||||||||||||
3 | Неосознанность важности и необходимости учения. | ||||||||||||
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | |||||||||||||
1 | Трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу. | ||||||||||||
2 | Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью. | ||||||||||||
3 | Неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью. | ||||||||||||
4 | Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого. | ||||||||||||
5 | Неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. | ||||||||||||
КОММУНИКАТИВНЫЕ | |||||||||||||
1 | Трудности во взаимодействии со взрослыми | ||||||||||||
2 | Трудности во взаимодействии со сверстниками. | ||||||||||||
3 | Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. | ||||||||||||
4 | Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками | ||||||||||||
5 | Неумение находить способы разрешения конфликтов | ||||||||||||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | |||||||||||||
1 | Кругозор ограничен, знания об окружающем мире бессистемны, отрывочны. | ||||||||||||
2 | Деятельность хаотична, непродуманна, неконтролируема | ||||||||||||
1 | Знаково-символические Неумение использовать знаково-символические средства для решения задач. | ||||||||||||
2 | Трудности в запоминании конфигурации знаков и символов. | ||||||||||||
1 | Информационные Неумение находить и выделять необходимую информацию. | ||||||||||||
2 | Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию. | ||||||||||||
3 | Неумение передавать информацию. | ||||||||||||
ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ | |||||||||||||
1 | Подготовка к обучению грамоте Трудности формирования способа вычленения звука из слова и умения называть выделенный звук. | ||||||||||||
2 | Трудности в различении звуков по сенсорным признакам: гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие. И их условных обозначений. | ||||||||||||
3 | Трудности в работе с условно – графической схемой слова и предложения. | ||||||||||||
4 | Трудность в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. |