Психологические знания в структуре развития личности ребенка

Любовь Мухаметзянова
Применение знаний психологии в образовательном процессе

Эссе «Применение знаний психологии

в образовательном процессе»

Психология, как наука о человеке, занимает центральную позицию в любой науке и сфере человеческой деятельности. Говоря об интеграции психологии как науки с различными отраслями знаний и деятельности, следует обратить особое внимание на ее роль в педагогике и в образовательном процессе в целом. Психология является фундаментом для воспитательной деятельности и обучения. Развитие педагогики и психологии, а так же ряд научных открытий в данных областях знаний явилось основой формирование педагогической психологии как самостоятельной области знания. Следует отметить, что, согласно проведенному мною анализа истории психологии, большую роль в становлении педагогической психологии сыграла работа К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии; в которой предложена целостная концепция развития человека. Согласно данной концепции, ребенок стоит в центре воспитания и обучения, причем решающее значение отводится воспитанию. Психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, мышления, речи в процессе обучения выступают в качестве предметов специального анализа и задачи развития. По К. Д. Ушинскому, развитие речи, слова ребенка, связанное с развитием его мышления, есть условие формирования его представлений, понятий, личности в целом. Именно опора на психологические особенности той или иной возрастной группы и формирование образовательного процесса на основе учета этих особенностей позволяет добиться положительных результатов и достичь поставленных образовательных и воспитательных целей. Таким образом, в основе эффективность образовательного процесса лежит психология, так как именно она является базой педагогической психологии. Следовательно, я считаю, что главная задача педагогов и работников сферы образования заключается в эффективном использовании данных научных знаний, а также практических знаний в осуществлении образовательной деятельности для достижения поставленных целей и повышения мотивации у учащихся к учебной деятельности. Нужно ли говорить о значении психологии для педагога? Должно быть, нужно, если у нас столь немногие из педагогов обращаются к изучению психологии.

Конечно, никто не сомневается в том, что главная деятельность воспитания совершается в области психических и психофизических явлений; но обыкновенно рассчитывают в этом случае на тот психологический такт, которым в большей или меньшей степени обладает каждый, и думают, что уже этого одного такта достаточно, чтобы оценить истину тех или других педагогических мер, правил и наставлений. Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идет развитие. Такая научно обоснованная норма устанавливается психологами, они же разрабатывают и проверяют, предлагая школе, методы психологического тестирования уровня развития детей. Систематическое применение тестов позволяет судить о том, как развивается ребенок, и своевременно предпринимать необходимые педагогические меры, направленные на исправление имеющихся недостатков.

Одна из частных задач педагогической практики, которая ставится и решается в ходе такой работы, — выявление нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы, детей с задержками развития (отстающих) и ускоренно развивающихся (одаренных).Две последние категории детей требуют особого внимания к себе: отстающие — потому, что плохо усваивают школьный материал, а одаренные — по причине не полного использования своих возможностей для развития. Психолого-педагогическая проблема особой сложности, которая не может быть правильно решена без участия психолога, — это определение причин отставания ребенка от своих сверстников в учебе и развитии. Другая проблема, — пожалуй, не менее важная и не менее ответственная, особенно в наши дни, — создание благоприятных условий для развития одаренных детей. И здесь педагогу требуется квалифицированная психологическая помощь.

В педагогике давно и много говорится о необходимости индивидуализации обучения, т. е. построении его с учетом уровня психологического развития, достигнутого ребенком, и его индивидуальных возможностей. Точно определить уровень развития и возможности ребенка без участия психолога также практически невозможно. Только с помощью научно проверенных приемов психодиагностики устанавливается индивидуальность ребенка в тех ее проявлениях, которые скрыты от внешнего наблюдения, от учителей, родителей и самого ребенка. Такие индивидуальные различия могут касаться любых психических процессов, свойств и состояний.

Практика обучения и воспитания чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группами детей. Между членами таких групп обычно складываются довольно сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счете адресованные отдельным детям, преломляются (опосредствуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе. Здесь нужны социально-психологические теоретические и методические познания.

В настоящее время в нашей стране создана и развивается психологическая служба в системе образования. Работающие в ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в тесном сотрудничестве с педагогами. Но для того чтобы такое сотрудничество было продуктивным, сам педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний. Их представление и усвоение — задача данного курса.

Значение психологических знаний для воспитания и обучения детей.

Знание особенностей и законов психического развития детей имеет огромное практическое смысл. Это крайне важно, в первую очередь, для того, чтобы разрабатывать методы обучения и воспитания детей. Выявлена зависимость психического развития ребёнка от его деятельности и общения с окружающими людьми, от особенностей обучения и воспитания. Современные методы обучения началам математики, грамоте, ознакомления детей с окружающими построены с учётом базовых закономерностей развития восприятия, мышления, памяти ребёнка, методы нравственного и художественного воспитания – с учётом закономерностей развития чувств и волевых процессов, формирования детской личности. Знание психологии поможет воспитателю более глубоко понять значение различных форм и методов при организации различных видов детской деятельности, применять их сознательно, определять пути развивающего обучения, максимально способствующего психическому развитию детей.

Приступая к работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребёнку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии невозможно. В структуру способностей и задатков входят многие процессы, свойства и состояния человека. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования крайне важно для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять данный уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идёт развитие.

Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования.

Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать. Перед психологической наукой стоят сегодня задачи, от выполнения которых зависит успешность решения важнейших педагогических проблем. Эти задачи заключаются, прежде всего, в том, чтобы не столько обосновывать готовые и утвердившиеся педагогические формы, сколько опережать устоявшуюся педагогическую практику, прокладывать для неё новые пути, обеспечивать широкий поиск в деле обучения и воспитания. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом. Главный принцип работы «не навреди!», ведь у каждого ребенка все только начинается. Дошкольное детство — это особый период в развитии ребенка, становление личности. За все время работы я столкнулась с частыми проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у дошкольников. Возник главный вопрос — «Почему?». Наш бешеный ритм жизни, появление все более новых усовершенствованных технологий оставляет нам меньше времени на семью, на детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, причём не всегда полезной и нужной. Стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, не дает им нужным образом усваивать нормы и правила этого мира Родители большую часть времени посвящают не детям, а работе. Современная жизнь требует больших затрат. И как итог, современные дети не дополучают внимания со стороны родителей. Отсюда вытекают проблемы в развитии, агрессивности, тревожности, замкнутости. Дети стараются привлечь внимание родителей всеми доступными средствами. Родители и дети нуждаются в психологической помощи. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. К сожалению, решить психологические проблемы только в условиях детского сада является недостаточным. Без взаимодействия с родителями такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, являются важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благоприятный результат.

Задачи психологическогосопровождения родителей:

Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, их психологическую компетентность.

Оказывать поддержку родителям в трудных, кризисных ситуациях.

Осуществлять психологическую помощь в выстраивании эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

Способствовать приобретению родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей.

Содействовать обмену опытом между родителями для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания и трансляция положительного актива.

Использования психологии в обучении и воспитании дошкольников.

В настоящее время особенности всестороннего развития личности в условиях грандиозного ускорения научно-технического прогресса и современные научные данные, полученные в конкретных психологических исследованиях, позволяют по-новому понять возможности использования психологии в обучении и воспитании дошкольников. Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.

А если ребёнок «особенный», то от педагога требуется больше в два раза всех перечисленных качеств.

Престиж воспитателя складывается из его культуры и профессиональной компетентности, который постоянно надо подпитывать и совершенствовать.

Воспитание «особенного» ребенка в раннем возрасте осуществляется в процессе ухода за ним. Родители таких детей приучают их к самостоятельности, развивают речь и движения.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется через развитие физических возможностях, умственных, нравственных, эстетических. Очень важна подготовка к школе, ребенок должен, иметь известные навыки самообслуживания, уметь вести себя в коллективе.

Если ребенок посещает специальный детский сад, то и дома в семье должны придерживаться требованиям, что и в детском саду.

«Особенный» ребенок имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую должен оказывать только специально подготовленный педагог.

Профессиональная деятельность воспитателя взаимодействует и с разными видами социально-педагогической, реабилитационной, психотерапевтической, коррекционной и др. видами деятельности, и направленно только к одной цели – помощи ребенку в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Воспитатель должен правильно организовывать коррекционно-развивающую среду, методически ее обеспечивать. Проводить коррекционные работы в сфере образования, социальной защиты и здравоохранения целью успешной социализации детей с ОВЗ.

Так же должен знать об основных критериях детей с различными нарушениями; об отраслях специальной педагогики и психологии, изучающих вопросы их обучения и воспитания; о причинах возникновения врожденных и приобретенных аномалий. Кроме призвания для успеха воспитателя, ему необходимо постоянно совершенствоваться, меняться, творить понимать, какие условия влияют на формирование ребенка с проблемами в развитии.

Воспитатель должен знать что у «особенного» ребенка дефект (психический или физический недостаток) бывают двух видов врождённый (обусловлены неблагоприятными генетическими факторами) и приобретенные дефекты (следствие перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм и главным образом инфекционных заболеваний).

Современные психологи физиологи и офтальмологи свидетельствуют о том что, в условиях специального обучения компенсируются почти все нарушенные функции. Компенсация — это универсальная способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. Поэтому педагог обязан уметь выявлять пути, средства и способы компенсаций нарушений в развитии детей.

Педагог должен понимать психологические особенности и проблемы «особенных» детей, стремление его, тревоги и психические закономерности, уметь направлять, поддерживать, помогать ребенку, помогать преодолеть его проблемы.

Должен уметь разбираться в негативных проявлениях «особенного» ребенка, замечать признаки нервозности, агрессивности или наоборот утомляемости ребенка вялости. Если воспитатель правильно организует психолого-педагогическое воздействие — это предупредит, появление нежелательных отклонений в поведении ребенка. Использование воспитателем специальных приемов и методов является особенностью проведения коррекционных занятий, которые обеспечивают удовлетворению специальных образовательных потребностей «особенных» детей, предоставление дозированной помощи, это позволяет индивидуализировать коррекционный процесс.

Воспитателю в своей работе нужно использовать индивидуальный и дифференцированный подход. Индивидуальный подход — направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывая, как индивидуальные особенности, так и специфические особенности детей с нарушением развития. Дифференцированный подход в условиях коллективного учебного процесса обусловлено наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений.

Педагог должен понимать, что дети с ЗПР требуют особого внимания, подхода, многие нуждаются в коррекционном обучении, которое нужно сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Задача воспитателя: формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.Поэтому воспитатель в своей работе должен выделить два основных направления: — общеобразовательные, коррекционно-воспитательные.

Нужно учитывать, что направление коррекционно- воспитательное является главным в работе воспитателя.

В то же время знание возрастных психологических особенностей крайне важно воспитателю, чтобы найти общий язык с детьми, добиться взаимопонимания. Без знания психологии невозможно организовать сотрудничество ни в одном из видов совместной деятельности, определить комфортную дистанцию. Знание психологии позволяет правильно выбрать способы общения, которые должны быть основаны на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, стать на его позицию, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития.

Знание детской психологии даёт возможность педагогу расшифровать многие факты детского поведения. Педагог может с достаточной уверенностью проектировать развитие личности своих воспитанников и вовремя предупреждать возможные ошибки и неудачи в их деятельности.

бра, знание психологии позволит воспитателю разобраться в отдельных детях, понять, какие индивидуально-психологические качества их отличают, нужно ли развивать эти качества или, напротив — стремится к их перестройке, находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Для того чтобы заниматься этими проблемами профессионально педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний

Использование в педагогической практике достижений детской психологии может помочь воспитателю понять причины успеха и неудач его собственной педагогической деятельности и целенаправленно, сознательно искать более рациональные пути воспитания и обучения детей.

Старший дошкольный возраст является периодом, когда наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место для дальнейшего, и, подчеркнем «успешного» обучения в школе.

Источник