Психологические закономерности развития ребенка дошкольного возраста

Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

·        Поддержки разнообразия детства

·        Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека

·        Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства

·        Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными  особенностями

·        Содействие и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей

В данных принципах отражается новый подход к понимаю детства – признание, что все дети разные и каждый развивается индивидуально; что дошкольное детство – самоценный период в развитии человека, и каждый ребенок имеет право на полноценное проживание всех его этапов,  что полноценное развитие ребенка возможно только в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Основные задачи  ФГОС ДО определены как:

·        Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

·        Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка

·        Формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

·        Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования

·        Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей

·        Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства

Таким образом, новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие:

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям. На решение задачи сохранения и укрепления здоровья детей направлено положение ФГОС  ДО о том, что в  ДОО могут создаваться группы различной направленности – оздоровительные, компенсирующие, которые могут реализовывать различные образовательные программы с учетом особенностей развития детей.  В стандарте учитываются и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его состояние здоровья, индивидуальные потребности детей с ОВЗ. Для них ДОО разрабатывает программу с учетом состояния здоровья детей и их образовательных потребностей.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Переориентация с учебно — дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей. Содержание образовательной программы  не должно быть расписано по конкретным образовательным областям, поскольку  определяется конкретной ситуацией развития – индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями. Содержание программы становиться средством развития детей.

3. Признаниеуникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. ФГОС ДО  предполагает реализацию программы прежде всего в форме игры, творческой активности. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка.Воображение Л.С. Выгодский считает основным достижением детства. Игра является ведущей деятельностью для ребенка. В процессе игровой деятельности возникают такие новообразования, как:

— развиваются все психологические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение)

— развивается крупная и мелкая моторика

— самостоятельность и самосознание

— целеполагание, иерархия мотивов

— внутренний план действий

— произвольность поведения

— этические позиции

— стремление к общественно – значимой деятельности.

4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Задача дошкольного образования — развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования — не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка. Это отражается в целевых ориентирах.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально — оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей. ФГОС ДО  направлен на решение задачи объединения обучения и воспитания на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Также необходимым признано  формирование у дошкольников общей культуры личности, приобщения к традициям семьи, общества и государства.

Одним из принципов ФГОС ДО является принцип создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Социальной ситуацией развития является совокупность особенностей  общения ребенка со взрослыми и детьми и  развивающей предметно – пространственной среды, в которой развивается ребенок. К предметной среде ФГОС ДО также предъявляет требования: насыщенность, трансформируемость, безопасность, полифункциональность, вариативность, доступность. Все эти принципы также соответствуют психологическим закономерностям развития ребенка.

Читайте также:  Как составить индивидуальный план развития ребенка с овз

 В соответствии с ФГОС ДО, итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В его основе –  совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте.Целевые ориентирыне подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

К целевым ориентирам ДО относятся:

—         Развитая сюжетно-ролевая игра;

—         Инициативность и самостоятельность;

—         Открытость и доверие к миру;

—         Способность строить добрые отношения с окружающими людьми;

—         Творческие способности;

—         Способность к волевым усилиям;

—         Любознательность. Познавательная активность;

—         Готовность к школьному обучению.

Целевые ориентиры представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Таким образом, ФГОС ДО учитывает специфику дошкольного детства, гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, что делает неправомерным  требовать от дошкольника конкретных образовательных достижений.

Источник

Инна Черкасова
Закономерности психического развития дошкольников

Закономерности психического развития дошкольников.

В общем понимании психика представляет собой свойство высокоорганизованной живой материи, активное отражение субъектом объективного мира, построение неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Основными характеристиками сознания являются: постоянная активность и интернациональность (направленно на определенный объект, предмет или образ). Наличие данных свойств психики, в частности, определяют возможность формирования в процессе развития человечка индивидуальной «Я-концепции», т. е. совокупность представлений человека о самом себе и об окружающей действительности.

Наивысшая стадия развития поведения – интеллектуальное поведение (интеллект, под которым понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в том числе, при овладении новым кругом жизненных задач. Данную способность часто принято характеризовать в отношении задач, встающих перед человеком в течение его жизни.

Отличительные особенности интеллектуальной системы конкретного человека формируют: сознание, объем рабочей памяти, способность к бескорыстной помощи, прогнозированию, орудийной деятельности, логике, память, многоуровневая иерархия системного отбора ценной информации.

Важными качествами интеллекта человека являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, а также логичность и доказательность. Каждый человек в своей повседневной деятельности сталкивается с самыми различными обстоятельствами и условиями, которые требуют от него развития определенных интеллектуальных способностей. Значительным показателем развития интеллекта конкретного человека является отсутствие у него боязни нового и непривычного (ксенофобии, а одной из важнейших особенностей развитого интеллекта выступает способность к интуитивному решению сложных проблем.

Следует отметить, что развитие разных составляющих интеллекта определяется не только генотипом конкретного человека, но и широтой его жизненного опыта. Важнейший элемент интеллекта человека – его социальный интеллект, т. е. способность правильно понимать поведение людей, развитие которого крайне необходимо для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации человека. Развитый социальный интеллект обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, легкое социальное приспособление, а значит, именно социальный интеллект – его формирование и развитие могут быть определены как основные направлений воспитания ребенка, его социализации. Можно сказать, что от того – насколько развит социальный интеллект ребенка зависит успешность его социализации, а также социальных и межличностных отношений, успешность в его дальнейшей жизни.

Закономерности развития человека тесно связано с его возрастом, поскольку наблюдается тесная взаимосвязь между биологическим и духовным развитием человека. Происходит биологическое, социальное, созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности.

В тесной взаимосвязи с физическим развитием ребенка находится его духовное развитие, подверженное значительным колебаниям из-за неравномерности созревания нервной системы и развития психических функций. Следует заметить, что различия между людьми, прежде всего, проявляются в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении и уровне социального развития.

Необходимо подчеркнуть, что у каждого конкретного человека существуют генетически детерминированные свойства нервной системы (генотип, которые в той или иной степени трансформируются под влиянием факторов окружающей действительности, т. е. формируется конкретный фенотип. Кроме того, в отличие от темперамента, в котором представлена, главным образом, генетическая составляющая, существует также понятие «характер» — целостный и устойчивый индивидуальный склад психической жизни личности, возникающей в результате взаимодействия наследственных задатков с окружающей средой и проявляющейся в деятельности, общении и типичных способах поведения.

Главная специфическая черта дошкольного возраста с точки зрения развития психики – это наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремиться делать не то, что может, а то, что видит или слышит, но многие действия ему пока не доступны. Данное противоречие разрешается посредством сюжетной игры. Источником игр являются впечатления ребенка, все, что он видит или слышит.

Читайте также:  Фильмы для развития ребенка от года

Выработка условного торможения у дошкольников представляет некоторые трудности, но в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста. Постепенно ребенок научается воздерживаться от поступков, запрещаемыми взрослыми или не соответствующих требованиям детского коллектива.

У дошкольников существенно возрастает роль второй сигнальной системы, слова в процессе познании окружающей действительности и в поведении ребенка. Для эффективного усвоения ребенком объяснений, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием предметов и явлений, или опираться на отчетливые наглядные представления, полученные ребенком в результате накопления опыта.

Несмотря на большую силу и образность памяти, дошкольники по большей части запоминают, лишь то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление их пока еще конкретно и образно, воображение развито еще слабо, а действия зачастую носят непроизвольный характер, чувства мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.

Следует отметить, что указанные особенности психического развития постепенно изменяются под влиянием воспитания, обучения и накопления опыта. На основе расширения опыта дошкольника, усложнения его деятельности, происходит дальнейшее развитие психики дошкольника, когда он научается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Существенные изменения в дошкольном возрасте происходят в области развития воли. Постепенно ребенок приучается выполнять свои обязанности, подчинять собственные интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой цели и действовать в соответствии с ними.

Кроме того, в дошкольном возрасте возрастает влияние прежнего опыта на дальнейшее поведение ребенка, образование новых временных связей. Деятельность и действия ребенка 3-7 лет становится более осмысленной, они производятся на основе ранее приобретенных знаний об окружающем мире. У дошкольников достаточно быстро и относительно легко формируются положительные условные рефлексы образуются, часто после 2-3 подкреплений.

С точки зрения характеристики личностного развития и психики ребенка, важно то, что в возрасте 3 — 7 лет родители пока остаются для ребенка главным источником информации. При этом также наблюдается противоречие между стремлением ребенка к активному освоению миром предметов и значительной ограниченностью его возможностей. В этом возрасте происходит и формирование личности ребенка, когда закладываются основные направления его развития, характера. В связи с этим, стиль, в котором общаются и строят свои отношения с ребенком родители –это важнейший компонент, влияющий на его развитие в целом и на его психику, социальный интеллект и социальную адаптацию.

Любые искажения в воздействии социального окружения, постоянного социально-психологического и психолого-педагогического воздействия (неправильное воспитание) автоматически отражаются на становлении самой личности ребенка, его характера.

В различных семьях осуществляются разные стили детско-родительских отношений. Применение того или иного стиля детско-родительских отношений во многом влияет на формирование семейной среды, которая представляет собой сочетание личностных особенностей родителей, а также условий, в которых живет семья, стиль воспитания и др. При этом в семьях, где преобладает «демократический» стиль руководства, когда вместе с определенными требованиями предоставляются также возможности для развития самостоятельности ребенка, он чаще проявляет инициативу, взаимопомощь, дружеские чувства, он более эмоционален в социальных взаимоотношениях.

Поддержание достоинства ребенка, укрепление его хорошего мнения о самом себе является одной из наиболее значимых задач семьи. Это достигается в семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают добиваться в них успехов, осознавать достижения и ощущать, что ребенок не безразличен родителям. Весьма важно в этом смысле, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослыми.

Дошкольник ждет и жаждет одобрения близких взрослых, боится наказания, стремится соблюдать нормы и требования. Тем самым, одним из ведущих нравственных мотивов дошкольника является стремление сохранить и упрочить позитивное отношение родителей к себе. При этом оценка со стороны взрослого помогает ребенку осознать положительные и отрицательные стороны его поступков, а также причины конкретной оценки. Оценка дает возможность дошкольнику в следующий раз быть более внимательным, послушным или вежливым.

Воспитание самоуважения у ребенка обусловливается целым рядом факторов. Уважающий себя ребенок вырастает более приспособленным к жизни, счастливым, уверенным в себе и своем успехе. Родителям старшего дошкольника следует воспринимать его серьезно, тогда он будет откровенен. Дошкольнику также необходимо иметь достойный пример в лице своих родителей. Чрезмерная критика в адрес ребенка со стороны родителей могут лишить его самоуважения, вызвать недоверие и негативизм. Такие качества, укоренившись в характере ребенка могут создать у ребенка представления о том, что нет ничего хорошего для него в том, чтобы стараться быть хорошим.

Читайте также:  Развитие интеллекта ребенка в условиях семейного воспитания

Таким образом, на развитие личности и психики ребенка влияет целая система самых разнообразных факторов, которые содержат в себе как биологические, так и социальные направления. При этом следует подчеркнуть многогранность взаимосвязи психического и биологического, где биологическое может выступать по отношению к психическому в качестве некоего механизма, предпосылки развития психического, содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, причина отдельных поступков и т. д.

Источник

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенкабыстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитиидетей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст —период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенкаформируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развитиядошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник