Психологические условия развития речи ребенка

Психологические условия развития речи ребенка thumbnail

Отрывок дипломной работы выпускницы программы дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» Щипиной Елены Сергеевны. Название диплома: «Использование сказки в процессе развития речевой деятельности ребенка дошкольного возраста (теоретическое обоснование проекта «Семейная мастерская сказки «Чемодан Чудес»)», научный консультант программы — Осорина Мария Владимировна:

Психолого-педагогические условия успешного развития речевой деятельности ребёнка в целом (формирования речевого умения)

К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).

О.С. Ушакова указывает, что успешное овладение речью зависит от многих условий:

  • речевой среды,
  • социального окружения,
  • семейного благополучия,
  • индивидуальных особенностей,
  • познавательной активности ребенка.

Ушакова утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания [1].

Речевая среда и образец речевой деятельности взрослого

Детская практическая психология

41 800 руб.

Участвовать

Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка со взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования.

Речь взрослого для ребенка является образцом для подражания, поэтому она должна быть:

  • грамматически правильной,
  • интонационно выразительной. Установлено, что раньше всего дошкольник начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.
  • негромкой,
  • не быстрой,
  • четкой и немногословной.

Многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь [2].

Мотивированная речевая активность ребёнка

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова подчеркивает, что исследования последних лет (Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности: чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать).

При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей [2]. Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика» [3]. В частности, в работе В.В. Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании [3].

Психолого-педагогические условия успешного развития отдельных фаз речевой деятельности

Опираясь на представления о фазовой организации речевой деятельности, сделаю обзор психолого-педагогических условий для формирования успешного развития различных фаз речевой деятельности.

Побудительно-мотивационная фаза речевой деятельности

Первой фазой речи, согласно классификации Зимней, является побудительно-мотивационная (речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами).

Поэтому, наличие мотивации речи означает, что у ребенка:

  • есть мысли и чувства, которые могут быть выражены;
  • хочется ими поделиться (имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства).

Целью общения является коммуникация. Именно формирование коммуникативных функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе [2].

Ориентировочно-исследовательская фаза речевой деятельности

Первым компонентом этой фазы является ориентация ребенка в ситуации: “где, с кем, о чем я говорю”. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Поэтому, качество отношений ребенка со значимыми взрослыми и социальным окружением будет влиять на успешность развития его речевой деятельности.

Вторым компонентом данной фазы является планирование речи. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе:

  • объект рассказа,
  • уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества,
  • устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Но связная речь – это именно речь, а не процесс мышления, не размышления, не просто «думанье вслух». Поэтому для достижения связной речи необходимо также:

  • уметь использовать интонацию,
  • логическое (фразовое) ударение,
  • выделение наиболее важных, ключевых слов,
  • подбирать точно подходящие для выражения данной мысли слова,
  • уметь строить сложные предложения и перехода от одного предложения к другому.

Связная речь постепенно вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Это не значит, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка, так как формирование связной речи начинается, раньше. Педагогические наблюдения показывают, что дети не сразу овладевают правильным воспроизведением знаков языка: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже.

Чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается ребенком.

Особенно важную роль для развития данной фазы играет совокупность следующих факторов:

а) имитация (воспроизведение) речи окружающих;
б) сформированность сложной системы функциональных (психофизиологических) механизмов, обеспечивающих осуществление речи;
в) условия, в которых воспитывается ребенок (психологическая обстановка в семье, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение со взрослыми).

Исполнительская (регулирующая) фаза речевой деятельности:

Данная фаза определяет реализацию речевого высказывания или его восприятие и понимание. Также она включает операции контроля за осуществлением деятельности и ее результатами.  Самоконтроль – это не только возможность выполнять какие-то действия, с помощью усилия воли, но и возможность найти ошибки в своей речи, опираясь на помощь взрослого или, сравнив работу с образцом. Первый шаг к произвольному владению речью и самоконтролю над ней — это подражание. Сначала, это речь взрослого, обращенная к ребенку, затем самостоятельная речь ребенка.

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости.  Если и отмечаются при этом отдельные ошибки, то встречаются они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах.

При этом достаточно всего 1-2 раза поправить ребёнка, дать образец правильного произношения, чтобы ребёнок ввел это новое слово в свою самостоятельную речь.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. Как завершающий этап развития речи в дошкольном возрасте, у детей формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления знака), что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов [4].

Сноски:

1. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

2. Психолого-педагогические условия развития речи детей раннего возраста.По материалам обзора https://lencko.minsk.edu.by/main.aspx?guid=2583

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр.. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с. — (Библиотека практикующего логопеда)

4. Глухов В.П. “Психолнгвистика”, учебник и практикум для академического бакалавриата /. В. П. Глухов. — М. : Издательство Юрайт, 2016

Источник

Психолого-педагогические условия развития речи детей раннего возраста

Развитие речи ребенка зависит от многих причин, но, прежде всего, от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевой общение. В социальную среду дошкольника входят в первую очередь взрослые и сверстники. Мы придерживаемся точки зрения Л.П. Федоренко согласно которой, для нормального развития связной речи детей, а, следовательно, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточно развивающими возможностями, развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения языку, его способности к обучению.
Специалист в области детской психологии О.С. Ушакова считает, что овладение речью – одна из главных задач развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей, познавательной активности ребенка. Автор утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Исследователями установлено, что характер связной речи детей зависит от ряда условий и прежде всего от общения ребенка со взрослым или сверстниками. Доказано (А.Г. Рузская, А.Э. Рейнстейн), что в общении со сверстниками дети в 1,5 раза чаще употребляют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в 3 раза чаще прибегают к прилагательным, передающим их этическое и эмоциональное отношение к людям, предметам и явлениям, в 2,3 раза чаще используют наречия места и образа действия. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит потому, что сверстник является партнером, в общении с которым дошкольники как бы апробируют все присвоенное ими в общении со взрослыми.
Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка с взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной, многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь. Важное значение имеет интонационная выразительность речи педагога. Установлено, что раньше всего дошкольник начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Учить ребенка говорить – это значит формировать его речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Специалисты Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Ф.И. Фрадкин выделяют факторы, влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста: слуховое внимание; моторное развитие; интеллектуальный рост; эмоциональное развитие; общение.
Г.В. Патюхина указывает на то, что «маленький ребенок, еще не умеющий скрывать свои эмоции и не видящий в этом необходимости, наполняет свою примитивную речь эмоциональным контекстом, позволяющим взрослым интуитивно понять о чем идет речь. Экспрессивность речи делает ее выразительной, интуитивно более понятной и интересной». В этот период дошкольного возраста постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе.
А.М. Пешковский отмечает, что жизненная обстановка играет большую роль в полноценном развитии ребенка. Для этого она должна быть создана в соответствии с его возрастом. Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легче установить общение, у него чаще и в большем объеме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по развитию речи. Режимные моменты, самостоятельная игра и специально организуемые занятия с педагогической точки зрения, как формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и ребенка. Обучающая роль взрослого наиболее четко выражается в режимных моментах и на занятиях.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь – это речь, а не процесс мышления, не размышления, не просто «думанье вслух». Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, выделение наиболее важных, ключевых слов, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения и перехода от одного предложения к другому. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что, развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка, так как формирование связной речи начинается, раньше (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец).
Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова подчеркивает, что исследования последних лет (Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.
Специально организованное воздействие – это рассказы воспитателя детям. Например, Т.Н. Доронова отмечают, что дети любят слушать любые рассказы взрослых. По мнению авторов, дошкольникам целесообразно рассказывать: о некоторых событиях прошедшей недели; о взрослых, когда они были еще детьми; о самих детях; о книгах, которые предстоит прочитать; об очень интересных фактах и наблюдениях.
Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать). При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей. Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика».
В частности, в работе В.В. Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании. В раннем детстве проявляются существенные различия в уровне речи детей. Поэтому главной задачей развития речи ребенка является совершенствование диалогической речи и формирование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова в своих исследованиях отмечают, что детям раннего возраста, доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Дети данного возраста только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, допуская много ошибок в построении предложений и согласовании слов. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако они рассматриваются авторами именно как связное изложение. Разговорная речь в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. К концу четвертого года жизни в речи детей начинают появляться сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, используются различные союзы. Осваивая навыки разговорной речи, выражая свои мысли простыми и сложными предложениями, дети подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера. Начинают пользоваться различными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом структуру. Однако дошкольники еще нуждаются в предшествующем образце или помощи взрослого.
Развитие речи дошкольников тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания. Вместе с тем владение этими средствами углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер. В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых средств для воплощения задуманного ребенком образа.
Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Воспитательное воздействие оказывает также содержание литературных произведений (начиная с произведений народного творчества), а произведения живописи, народные игрушки, различные пособия развивают у детей любознательность. Кроме того, рассказывание совместно, группами предполагает умение договариваться между собой. Ознакомление с литературой, пересказ произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.
Таким образом, развитие речи рассматриваются как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который предоставляет возможности для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания. Речь детей раннего возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приемов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям. К числу таких средств можно отнести игры, специальные занятия и упражнения с детьми раннего возраста. Эти условия будут способствовать развитию диалогической и грамматической речи, повышению общей речевой деятельности в целом.

Источник