Психологические особенности развития ребенка в школьном возрасте
Младший
школьный возраст — начало школьной
жизни. Границы младшего школьного
возраста, совпадающие с периодом обучения
в начальной школе, устанавливаются в
настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.Физическое
развитие, запас представлений и понятий,
уровень развития мышления и речи, желание
идти в школу — все это создает предпосылки
того, чтобы систематически учиться.
В
этом возрасте происходит смена образа
и стиля жизни по сравнению с дошкольным
возрастом: новые требования, новая
социальная роль ученика, принципиально
новый вид деятельности — учебная
деятельность. В школе он приобретает
не только новые знания и умения, но и
определенный социальный статус. Меняется
восприятие своего места в системе
отношений. Меняются интересы, ценности
ребенка, весь его уклад жизни.[15]
С
физиологической точки зрения — это
время физического роста, когда дети
быстро тянутся вверх, наблюдается
дисгармония в физическом развитии, оно
опережает нервно-психическое развитие
ребенка, что сказывается на временном
ослаблении нервной системы. Проявляются
повышенная утомляемость, беспокойство,
повышенная потребность в движениях.
Социальная
ситуация развития в
младшем школьном возрасте:
1.
Учебная деятельность становится ведущей
деятельностью.
2.
Завершается переход от наглядно-образного
к словесно-логическому мышлению.
3.
Отчетливо виден социальный смысл учения
(в отношении маленьких школьников к
отметкам).
4.
Мотивация достижения становится
доминирующей.
5.
Происходит смена референтной группы,
по сравнению с дошкольным возрастом.
6.
Происходит смена распорядка дня.
7.
Укрепляется новая внутренняя позиция.
8.
Изменяется система взаимоотношений
ребенка с окружающими людьми. [23]
Ведущая
деятельность
в младшем школьном возрасте — учебная
деятельность. Её характеристики:
результативность, обязательность,
произвольность. В результате учебной
деятельности возникают психические
новообразования: произвольность
психических процессов, рефлексия
(личностная, интеллектуальная), внутренний
план действий (планирование в уме, умение
анализировать).
В.В.
Давыдов сформулировал положение о том,
что содержание и формы организации
учебной деятельности проектируют
определенный тип сознания и мышления
учащегося. Если содержание обучения —
эмпирические понятия, то результатом
становится формирование эмпирического
мышления. Если обучение направлено на
усвоение системы научных понятий, то у
ребенка формируется теоретическое
отношение к действительности и на его
основе теоретическое мышление и основы
теоретического сознания. [26]
Центральной
линией развития выступает интеллектуализация
и,
соответственно, формирование
опосредствованности и произвольности
всех психических процессов. Восприятие
преобразуется в наблюдение, память
реализуется как произвольное запоминание
и воспроизведение с опорой на
мнемотехнические средства (например,
план) и становится смысловой, речь
становится произвольной, построение
речевых высказываний осуществляется
с учетом цели и условий речевой
коммуникации, внимание становится
произвольным. Центральными новообразованиями
являются словесно-логическое мышление,
вербальное дискурсивное мышление,
произвольная смысловая память,
произвольное внимание, письменная речь.
В
младшем школьном возрасте дети способны
концентрировать внимание, но у них еще
преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность
познавательных процессов возникает на
пике волевого усилия (специально
организует себя под воздействием
требований). Внимание активизируется,
но еще не стабильно. Удержание внимания
возможно благодаря волевым усилиям и
высокой мотивации.
7-8
лет — сензитивный период для усвоения
моральных норм (ребенок психологически
готов к пониманию смысла норм и правил
к их повседневному выполнению).
Интенсивно
развивается самосознание. Становление
самооценки младшего школьника зависит
от успеваемости и особенностей общения
учителя с классом. Большое значение
имеет стиль семейного воспитания,
принятые в семье ценности. У отличников
и некоторых хорошо успевающих детей
складывается завышенная самооценка. У
неуспевающих и крайне слабых учеников
систематические неудачи и низкие отметки
снижают уверенность в себе, в своих
возможностях. У них возникает компенсаторная
мотивация. Дети начинают утверждаться
в другой области — в занятиях спортом,
музыкой.
Характерная
черта взаимоотношений младших школьников
состоит в том, что их дружба основана,
как правило, на общности внешних жизненных
обстоятельств и случайных интересов
(дети сидят за одной партой, живут в
одном доме, и т.п.). Сознание младших
школьников еще не достигает того уровня,
чтобы мнение сверстников служило
критерием подлинной оценки самого себя.
Именно
в этом возрасте ребенок переживает свою
уникальность, он осознает себя личностью,
стремится к совершенству. Это находит
свое отражение во всех сферах жизни
ребенка, в том числе и во взаимоотношениях
со сверстниками. Дети находят новые
групповые формы активности, занятий.
Они стараются по началу вести себя так,
как принято в этой группе, подчиняясь
законам и правилам. Затем начинается
стремление к лидерству, к превосходству
среди сверстников. В этом возрасте
дружеские отношения более интенсивные,
но менее прочные. Дети учатся умению
приобретать друзей и находить общий
язык с разными людьми. [29]
В
младшем школьном возрасте интенсивно
формируется личность ребенка. Если в
первом классе личностные качества еще
мало выражены, то к концу третьего и
началу четвертого года обучения личность
ребенка уже отчетливо проявляется в
системе ценностей и отношений со
сверстниками и взрослыми. Стимулом для
оформления системы ценностей ребенка
является расширение социальных связей
и значимых отношений. Центральной и
системообразующей позицией обладает
отношение к школе и учебе. В зависимости
от знака этих отношений начинает
складываться либо социально нормативный,
либо девиантный и акцентуированный
варианты личности. Самый большой вклад
в развитие по девиантному пути вносит
школьная дезадаптация и академическая
неуспеваемость. Как уже неоднократно
отмечалось, в конце первого класса
становиться заметной группа учеников
с ярко выраженными невротическими и
психосоматическими проявлениями. Эта
группа риска по социально девиантному
варианту развития, так как у абсолютного
большинства школьников данной группы
уже сформировалось негативное отношение
к школе и учебе. [18]
Часто
переживаемые отрицательные эмоции,
связанные с плохой успеваемостью и
наказанием со стороны родителей за
школьные успехи, а так же угроза снижения
самооценки стимулируют ускорение
формирования системы психологической
защиты. [8]
Работы
американской школы психоанализа, в
частности Ф. Крамер, свидетельствуют о
возможности активации более зрелых и
типологически слабо детерминированных
эго-защитных механизмов, например, таких
как проекция. Функции проекции связаны
с разделением оценочных компонентов
любого произошедшего с ребенком события
на негативный и позитивный. При этом
совершенно автоматически и без участия
контроля со стороны сознания и самосознания
негативный компонент переносится на
какого-либо участника событий, которому
приписывается отрицательная роль в их
развитии. Положительная сторона этого
же события остается в памяти ребенка и
входит в когнитивный компонент его
«Я-концепции». Такие свойства проекции
приводят к тому, что у младшего школьника
не развиваются необходимые качества
личности.
Ответственность
и способность признавать свои ошибки.
Ответственность переносится, как
правило, либо на родителей, либо на
учителей, которые и виноваты в неуспехах
ребенка. Другими словами, проекция
позволяет «двоечнику» сохранить свою
самооценку и не вызывает у него осознание
того, что фактически замедляет его
личностное развитие.
Второй
распространенной формой психологической
защиты, предохраняющей младшего школьника
от снижения самооценки из-за низкой
академической успеваемости, является
отрицание. Активизация отрицания
искажает поступающую информацию за
счет избирательного блокирования
ненужных или опасных сведений, угрожающих
психологическому благополучию ребенка.
Внешне такой ребенок производит
впечатление крайне рассеянного и
невнимательного в ситуациях общения с
родителями и учителями, когда у него
пытаются получить объяснения по поводу
его провинностей. Отрицание не позволяет
ребенку получать объективную информацию
о себе и о происходящих событиях, искажает
самооценку, делая ее неадекватно
завышенной. [7]
В
младшем школьном возрасте все большее
значение для развития ребенка приобретает
его общение со сверстниками. В общении
ребенка со сверстниками не только более
охотно осуществляется познавательная
предметная деятельность, но и формируются
важнейшие навыки межличностного общения
и нравственного поведения. Стремление
к сверстникам, жажда общения с ними
делают группу сверстников для школьника
чрезвычайно ценной и привлекательной.
Участием в группе они очень дорожат,
поэтому такими действенными становятся
санкции со стороны группы, применяемые
к тем, кто нарушил ее законы. Меры
воздействия при этом применяются очень
сильные, иногда даже жестокие — насмешки,
издевательства, побои, изгнание из
«коллектива». [24]
Именно
в этом возрасте проявляется
социально-психологический феномен
дружбы как индивидуально-избирательных
глубоких межличностных детских отношений,
характеризующихся взаимной привязанностью,
основанной на чувстве симпатии и
безусловного принятия другого. Наиболее
распространенной является групповая
дружба. Дружба выполняет множество
функций, главными из которых является
развитие самосознания и формирование
чувства причастности, связи с обществом
себе подобных. Я.Л. Коломинский предлагает
рассматривать так называемые первый и
второй круги общения школьников. В
первый круг общения входят «те
одноклассники, которые являются для
него объектом устойчивого выбора, — к
кому он испытывает постоянную симпатию,
эмоциональное тяготение». Среди
оставшихся имеются такие, выбирать
которых для общения ребенок постоянно
избегает, и есть такие, «в отношении
которых ученик колеблется, испытывая
к ним большую или меньшую симпатию».
Эти последние и составляют «второй круг
общения» школьника. [25]
В
каждой детской группе есть пользующиеся
популярностью и не популярные дети. На
это различие в положении среди сверстников
влияет ряд факторов. У детей зафиксированы
обоснования выбора, связанные с указанием
на привлекательные нравственно-психологические
черты сверстника. В качестве причины
нежелания выбрать сверстника характерны
указание на плохую учебу, особенности
поведения, прямо проявляющиеся в сфере
общения («дразнится», «драчун», «обижает»);
указание на плохое поведение на уроках;
низкий уровень развития санитарно-гигиенических
навыков и особенности внешности.
Для
«непринятых» наиболее характерными
оказались следующие особенности:
непричастность к классному активу;
неопрятность, плохая учеба и поведение;
непостоянтсво в дружбе, дружба с
нарушителями дисциплины, плаксивость.
[8]
В
работе Р. Ф. Савиных как общие для наиболее
популярных одноклассников указываются
такие качества как: хорошо учатся,
общительны, приветливы, спокойны. У
непопулярных детей обнаружились такие
общие непривлекательные черты, как
слабая успеваемость, недисциплинированность,
аффективные формы поведения, неаккуратность.
Популярности
в группе сверстников вредит как излишняя
агрессивность, так и излишняя застенчивость.
Никому не нравятся задиры и забияки,
поэтому чрезмерно агрессивного ребенка
стараются избегать. Это ведет к проявлению
еще одной циклической модели, так как
этот ребенок может стать агрессивнее
вследствие фрустрации или попытки силой
добиться того, чего он не может достичь
убеждениями. И наоборот, застенчивый,
тревожный ребенок рискует стать
хронической жертвой, подвергающейся
нападкам не только признанных забияк,
но и обычных детей. Именно робкие и
застенчивые дети испытывают наибольшие
трудности в общении и больше всего
страдают от непризнания со стороны
сверстников. Такие дети, как правило,
чувствуют себя более одинокими и больше
обеспокоены своими отношениями с другими
детьми, чем отвергаемые сверстниками
агрессивные дети.
Непопулярные
дети часто имеют какие-либо особенности,
отличающие их от одноклассников; это
может быть излишняя полнота, необычное
имя и т.д. Эти особенности могут снижать
уровень соответствия ребенка стандартам
группы, а такое условие является
чрезвычайно важным в период среднего
детства. Стремление соответствовать
стандартам группы сверстников может
быть нормальной, естественной и даже
желательной формой поведения. [4]
Принятие
ребенка сверстниками находится в прямой
зависимости от развитости у него
самоуважения. Самоуважение означает
видение себя человеком, обладающим
положительными качествами, то есть
человеком, способным достигать успеха
в том, что является для него важным. В
младшем школьном возрасте самоуважение
в значительной степени связано с
уверенностью в своих академических
способностях (которая, в свою очередь,
соотносится со школьной успеваемостью).
Дети, которые хорошо учатся в школе,
имеют более высокую самооценку, чем
неуспевающие ученики. Однако не всегда
самоуважение может зависеть от уверенности
в своих академических способностях:
многим детям, которые не могут похвастать
успехами в учебе, тем не менее, удается
развить высокую самооценку. Развитие
самоуважения — процесс циклический.
Дети обычно достигают успеха в каком-либо
деле, если они уверены в своих силах и
способностях, — а их успех ведет к
дальнейшему росту самоуважения. На
другом полюсе находятся дети, которые
терпят неудачи из-за недостатка
самоуважения, и, как следствие, оно
продолжает падать. Личные удачи или
неудачи в различных ситуациях могут
заставить детей смотреть на себя как
на лидеров или аутсайдеров. Сами по себе
эти ощущения еще не создают замкнутый
круг, поэтому многие дети, начавшие с
неудач в социальной или учебной сфере,
в конечном счете, находят что-то, в чем
они способны преуспеть.
Положение
детей в группе сверстников зависит от
их общей приспособляемости. Особой
популярностью среди сверстников
пользуются общительные, жизнерадостные,
отзывчивые и склонные к участию в общих
делах дети. Высокий интеллект, хорошая
успеваемость в школе и успехи в спорте
также могут способствовать популярности
ребенка в группе, в зависимости от
характера приоритетов и ценностей
группы. Если ребенок обладает какими-то
особенностями, отличающими его от
сверстников, он очень часто не пользуется
популярностью в группе, что, в свою
очередь, может отрицательно сказаться
на его самоуважении. Наиболее восприимчивые
к давлению группы сверстников оказываются
дети с низкой самооценкой, тревожные,
постоянно контролирующие свое поведение.[8]
Способствуют
популярности ребенка среди сверстников
наличие таких качеств личности, как
общительность, жизнерадостность,
отзывчивость и склонность к участию в
общих делах, а также адекватная самооценка.
На популярность младшего школьника (в
частности) влияет его успеваемость в
школе, спортивные достижения и т. д.
Не
пользуются популярностью среди
сверстников дети, обладающие какими-то
особенностями, отличающими его от
остальных. Вредят популярности в группе
и чрезмерная агрессивность, и чрезмерная
застенчивость. Именно робкие и застенчивые
дети испытывают особые трудности в
общении и больше страдают от непризнания
со стороны сверстников. Слабая
коммуникабельность особенно часто
констатируется у единственных детей в
семье, если такой ребенок часто остается
один (из-за занятости родителей). Такие
дети интровертированы — обращены в свой
внутренний мир — и лишены чувства
защищенности, необходимого для развития
коммуникабельности [8].
Завершая
краткий анализ формирования личности
в начальной школе, следует сказать, что
динамика этого процесса в целом имеет
позитивный характер. Для детей характерен
невысокий уровень произвольности в
поведении, они весьма импульсивны и не
сдержаны, поэтому еще не могут
самостоятельно преодолевать даже
незначительные трудности, с которыми
встречаются в обучении. [7]
Таким
образом, младший школьный возраст
является наиболее ответственным этапом
школьного детства.Основные
достижения этого возраста обусловлены
ведущим характером учебной деятельности
и являются во многом определяющими для
последующих лет обучения: к концу
младшего школьного возраста ребенок
должен хотеть учиться, уметь учиться и
верить в свои силы.Полноценное
проживание этого возраста, его позитивные
приобретения являются необходимым
основанием, на котором выстраивается
дальнейшее развитие ребенка как активного
субъекта познаний и деятельности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В психологии – детской и педагогической, одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов.
Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).
В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.
Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития.
З.Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 — 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.
Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:
1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет;
2) дооперативный (2 — 7 лет);
3) период конкретного мышления (7 — 11 лет);
4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 — 18 лет и далее)
На возраст 7 — 11 лет приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.
Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина).
В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.
Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.
Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.
Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.
Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.
Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.
Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.
Список литературы:
1. В.С. Мухина, Возрастная психология. — 4-е изд., — М.: Academia, 1999. — 456 с.
2. Н. Семаго, М. Семаго, Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 385 с.
3. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
4. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
5. П.П. Блонский, Психология младшего школьника. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 575с.
Источник