Психологические особенности развития первого ребенка в семье

Психологические особенности развития первого ребенка в семье thumbnail

    3.
    Фрейд одним из первых заметил, что
    позиция ребенка среди сес­тер и братьев
    имеет важнейшее значение во всей его
    последующей жизни. Уолтер Тоумен на
    основе изучения тысяч нормальных семей
    обнаружил, что люди, занимающие одинаковые
    позиции в структуре семьи, имеют
    тождественные характеристики. Большинство
    исследо­вателей подтверждают эту
    точку зрения. При прочих равных условиях
    некоторые пары уживаются лучше других
    только потому, что их роле­вые позиции
    удачно дополняют друг друга. Хорошее
    взаимодополне­ние обычно означает
    воспроизведение одних и тех же условий
    в отношении возраста и ролей, к которым
    каждый привык в своей родной семье.
    Например, младшая сестра братьев обычно
    лучше сходится со старшим братом сестер.
    Такое соотношение возрастно-ролевых
    пози­ций наиболее комфортно для обоих.

    Превалирование
    в обществе однодетных семей, помимо
    прямых негативных последствий (сокращение
    численности населения на про­тяжении
    жизни одного поколения), приводит еще
    и ко все большему увеличению вероятности
    браков между единственными детьми, а в
    этом таятся значительные сложности для
    стабильности браков.

    Во
    многих отношениях единственные дети
    имеют существенные преимущества перед
    детьми, имеющими братьев и сестер.
    Единствен­ный ребенок имеет более
    высокий уровень самооценки, он меньше
    страдает от потери авторитета, ожидает
    и легко принимает помощь, когда испытывает
    в ней необходимость, в большинстве
    тестов на про­верку знаний и «логических»
    способностей он имеет самые высокие
    показатели. Однако, поскольку единственный
    ребенок не привык к близкому общению с
    другими детьми (для него естественны
    только отношения «родитель – ребенок»),
    он часто не знает, как вести себя в
    интимных отношениях позже, когда женится,
    выходит замуж или жи­вет с кем-либо.
    Он не воспринимает «пики» и «спады» в
    повседневной жизни с другими и поэтому
    с трудом принимает и понимает нормаль­ные
    изменения настроения. Он не привык к
    сложностям других инди­видов.

    Наиболее
    трудная пара – другой единственный
    ребенок. Оба они не умеют справляться
    с близкими и равными отношениями, никто
    из них не привык к противоположно­му
    полу, и оба хотят, чтобы другой играл
    роль родителя. Наиболее труд­ный
    вариант брачного союза возникает при
    соединении двух един­ственных детей
    из неполных семей.

    При
    наличии в обществе семей с двумя и более
    детьми существует возможность различных
    сочетаний (комбинаций) подросших детей
    как супругов.

    Поскольку
    довольно значительная часть наших
    представлений о жизни зависит от
    занимаемого места среди братьев и
    сестер, то и в последующей жизни мы
    испытываем наименьшие трудности, когда
    это место сохраняется и во взрослых
    отношениях в той или иной форме. Так, в
    семье, в которой есть только сестры и
    нет братьев, у детей не формируются
    привычки к повседневному общению на
    равных с пред­ставителями противоположного
    пола, вследствие чего в дальнейшей жизни
    с трудом понимаются различия между
    собой и супругом в бра­ке.

    Роль
    сиблингов.

    По
    мнению Адлера, порядок рождения –
    основная детерминанта установок,
    сопутствующих стилю жизни. Он утверждал,
    что, если у детей одни и те же родители
    и они растут примерно в одних и тех же
    условиях, у них все же нет идентичного
    социального окружения. Опыт старшего
    или младшего ребенка в семье по отношению
    к другим детям, особенности влияния
    родительских установок и ценностей –
    все это меняется в результате появления
    в семье следующих детей и сильно влияет
    на формирование стиля жизни.

    Позиция
    ребенка в семье имеет решающее значение.
    Особенно важно восприятие ситуации,
    что, скорее всего, сопутствует определенной
    позиции. То есть от того, какое значение
    придает ребенок сло­жившейся ситуации,
    зависит, как повлияет порядок его
    рождения на стили жизни. Однако в целом
    определенные психологические осо­бенности
    оказались характерными именно для
    конкретной позиции ребенка в семье.

    Согласно
    А. Адлеру, положение первенца можно
    считать завидным, пока он – единственный
    ребенок в семье. Родители обычно сильно
    волнуются по поводу появления первого
    ребенка и поэтому всецело отдают себя
    ему, стремясь, чтобы все было «как
    полагается». Первенец получает
    безграничную любовь и заботу от родителей.
    Рождение вто­рого ребенка, по Адлеру,
    драматично меняет положение первенца
    и его взгляды на мир. Автор описывает
    положение первенца при рожде­нии
    второго ребенка как положение «монарха,
    лишенного трона». И ут­верждает, что
    этот опыт может быть очень травматичным.

    Если
    рождается второй ребенок друго­го
    пола, для первенца это событие не является
    столь драматичным, так как между ними
    отсутствует прямое соревнование. В этом
    случае характеристики старшего ребенка
    выражены слабее. Если второй ребенок –
    того же пола, его воздействие на первенца
    очень сильно. По Тоумену, оно стимулирует
    один из общих стереотипов поведения
    стар­шего ребенка: он очень старается
    быть хорошим, чтобы родители про­должали
    его любить больше, чем новорожденного.
    Родители неосо­знанно усиливают эту
    тенденцию, говоря старшему, что он больше
    и умнее, и ожидая от него помощи. Вследствие
    этого старшие дети час­то обладают
    многими родительскими качествами: они
    умеют быть вос­питателями, способны
    брать на себя ответственность и играть
    роль лидера. Чувство ответственности
    в семье может быть часто тяжелым бременем
    и приводить к тревожности, так как
    первенец не смеет ошибиться, расстроить
    родителей.

    Средний
    ребенок – второй из трех или один из
    средних в большой многодетной семье –
    трудно поддается описанию. Он одновременно
    яв­ляется и старшим и младшим. Адлер
    полагал, что второму ребенку (сред­нему)
    задает темп его старший сиблинг. Темп
    развития среднего оказыва­ется часто
    более высоким, чем у первенца (может
    начать раньше разгова­ривать, ходить).
    В результате вто­рой ребенок вырастает
    соперничающим и честолюбивым, так как
    его стиль жизни – стремление доказать,
    что он лучше старшего брата или старшей
    сестры.

    Одно
    из исследований, проведенное на
    многодетных семьях, показало, что старший
    и младший всегда являются любимцами
    семьи. Поэтому сред­нему ребенку в
    семье приходится во многом сложнее
    других, так как он вынужден соревноваться
    как со старшим – более умелым, сильным,
    так и с младшим – более беспомощным и
    зависимым. Ричардсон отме­чает, что
    средний ребенок в своем поведении может
    колебаться между попытками походить
    на старшего и попытками снова вернуться
    к роли опекаемого младенца, в результате
    он не имеет твердых ориентиров для
    выделения своей индивидуальности.
    Средние дети в зрелом возрасте, в
    соответствии с этими взглядами, менее
    способны проявлять инициа­тиву и
    мыслить независимо (из них часто
    получаются «бунтари» против любых
    авторитетов). В отличие от Адлера,
    Ричардсон считает, что у сред­них
    детей самая низкая мотивация к достижениям
    среди детей с разным порядком рождения,
    особенно к учебе.

    Второй
    ребенок стремится опередить первенца,
    но это у него редко получается, и
    вследствие своего неопределенного
    положения в ро­дительской семье, он
    приобретает несколь­ко скептическое
    представление о своих возможностях,
    вследствие этого мотивация к учебе
    может снижаться. Ричардсон отмечает,
    что в своих попытках почувствовать
    собственную значимость такие дети
    пытаются соревноваться с остальными
    деструктивными способами: они могут
    стать разрушителями, саморазрушителями
    (пить и есть слишком много) или формировать
    надоедливые, привлекающие вни­мание
    привычки. Средние дети лишены авторитета
    старших и спон­танности младших,
    однако «срединное» положение в семье
    прино­сит и свои плоды: они часто
    научаются хорошо вести дела с разными
    людьми, дружелюбны со всеми, способны
    вести переговоры. Обыч­но у них есть
    способности к дипломатической
    деятельности, работе секретаря и любой
    деятельности в сфере обслуживания
    (парикмахе­ра, официанта и т. д.), где
    очень важно умение ладить с разнообраз­ными
    людьми.

    Младший
    ребенок, так же как и единственный, не
    был травмиро­ван появлением следующего
    (еще одного ребенка). Особенности
    млад­шего ребенка заключаются в том,
    что для всей семьи он – малыш, и некоторые
    даже в зрелом возрасте продолжают
    казаться маленькими. Без всякого
    сомнения, по отношению к младшим детям
    предъявляется меньше требований,
    особенно если есть сиблинг того же пола.
    Ему прощается гораздо больше, чем
    старшему, который в сходном возрас­те
    обычно считается уже «большим».

    Существуют,
    однако, противоречивые взгляды на
    результаты вос­питания младших детей.
    Одно из воззрений, идущее от Адлера,
    состо­ит в том, что у самых младших
    вырабатывается сильная мотивация
    превзойти старших сиблингов. В результате
    младший ребенок может стать самым
    быстрым пловцом, лучшим музыкантом,
    честолюбивым студентом.

    Ричардсон
    пишет, что, поскольку младший ребенок
    для родителей не новость, у них есть уже
    опыт воспитания детей, они менее
    озабоче­ны тем, как они справятся со
    своими обязанностями, и меньше требу­ют
    от него. Исходя из этой точки зрения,
    поскольку по отношению к младшему
    ребенку родительские ожидания меньше,
    он меньшего до­стигает. Обычно младший
    лишен самодисциплины, у него существу­ют
    проблемы с принятием решений, поэтому
    он или ждет решения проблем от других
    (от супруга), или отвергает любую помощь.
    У младших детей вырабатывается
    манипулятивный путь в отношениях с
    людьми, так как они с детства привыкают
    к тому, что агрессия бесполезна.

    Согласно
    Тоумену, младший ребенок всю жизнь
    старается догнать старших, но это ему
    удается, если только он изберет другое
    поле дея­тельности (отличающееся от
    старшего сиблинга) и жизненный стиль.
    Младший ребенок, с которым хорошо
    обращались в детстве, легок в общении
    и популярен среди друзей. Если дразнили
    и притесняли – робок и раздражителен
    с другими.

    Дети,
    у которых нет братьев и сестер, имеют
    одновременно лучший и худший из миров.
    Поскольку единственный ребенок является
    одно­временно самым старшим и самым
    младшим, он соответственно обладает и
    чертами старшего ребенка, и сохраняет
    до зрелости детские черты. По мнению
    Адлера, позиция единственного ребенка
    уникаль­на – у него нет брата или
    сестры, с которыми ему приходилось бы
    конкурировать. Это обстоятельство
    наряду с особой чувствительнос­тью
    к материнской заботе часто приводит
    единственного ребенка к сильному
    соперничеству с отцом. Он долго находится
    под контролем матери и ожидает такой
    же заботы и зашиты от других. Главной
    осо­бенностью этого стиля жизни
    становится зависимость и эгоцентризм.
    Такой ребенок на протяжении всего
    детства продолжает быть средо­точием
    семьи, а и дальнейшем как бы пробуждается
    и открывает для себя, что больше не
    находится в центре внимания. Единственный
    ре­бенок никогда ни с кем не делил
    своего центрального положения, не
    боролся за эту позицию с братом и сестрой.
    В результате, по мнению Адлера, у него
    бывают трудности во взаимоотношениях
    со сверстни­ками.

    С
    другой стороны, благодаря своему особому
    положению в семье, единственный ребенок
    ожидает и легко принимает помощь от
    других (в отличие от старшего, который
    не нуждается ни в чьих советах неза­висимо
    от своей компетентности), хорошо переносит
    одиночество и обладает высоким уровнем
    самооценки (вполне заслуженно).

    Соседние файлы в предмете Психология семьи

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Вам приходилось когда-нибудь замечать, что зачастую в одной семье растут очень разные дети? Причем разные не только и не столько внешне, сколько по характеру, образу мышления, манере общаться…

    На первый взгляд, довольно странное явление. Казалось бы, у них те же самые родители, одно и то же воспитание, и растут сиблинги (Сиблинги, или сибсы (англ. sibs, siblings — брат или сестра) — генетический термин, обозначающий потомков одних родителей. Родные братья и сестры, но не близнецы. У животных — потомки одних и тех же родителей от разных пометов) в одних и тех же условиях. Но почему-то один ребенок вырастает, к примеру, гиперответственным достиженцем, другой беззаботным манипулятором, а третий – творческим интравертом. Возникает резонный вопрос – почему так происходит? С чем связаны подобные различия?

    Вместе с тем замечено, что в зависимости от порядка рождения в семье у людей из разных семей формируются аналогичные черты характера. Так, у выросших старшими, средними, младшими или единственными детьми разных родителей можно наблюдать сходные особенности личности.

    Первым задумался над этой проблемой и исследовал ее Альфред Адлер, австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Считается, что важнейшим вкладом в психологию, сделанным им, является постулирование связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из которых разрешается в разных семьях по существу похожим способом. Таким образом, связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье.

    Ученый утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той семейной атмосферы, в которой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста является положение ребенка в структуре семьи. В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности, удовлетворение которых распределяется между детьми в зависимости от порядка рождения. У двух сиблингов стиль совладания с проблемой, возникающей при изменении ситуации в семье, никогда не совпадает. Адлер указывал, что потребности, влияющие на стиль жизни, соответствуют порядку рождения конкретного ребенка.

    Может быть, это не более чем предположение? Ведь история каждого человека уникальна и сугубо индивидуальна. И с этим трудно спорить. Насколько правомочны утверждения ученых о влиянии порядка рождения детей в семье на его формирование как личности?

    Конечно, нельзя «грести всех под одну гребенку» и слепо следовать стереотипам. А в индивидуальной психотерапии – тем более! В то же время было бы неправильным не учитывать порядок рождения человека в семье как один из значимых моментов диагностики его личностных особенностей и способов реагирования на окружающий мир.

    Кстати, доказательством описанных выше постулатов может служить следующий статистический факт: 80% руководителей в мире – это старшие и единственные дети.

    Вот основные тенденции в развитии будущих руководителей, согласно порядка их рождения в семье (по материалам лекций доктора психологических наук, профессора Ю.В.Синягина, специалиста в области психологии управления).

    1. Старший ребенок рождается на стадии самоутверждения родителей. И является, таким образом, средством их самоутверждения – им надо гордиться. Его записывают в школы, секции и т.д. Хвалятся им. Постоянно контролируют. Такой ребенок вырастает с высоким чувством долга, мотивацией достижений (на успех), а также педагогическими способностями (при наличии младших детей в семье).

    Черты характера: доверчивость, не дипломат, наивность в организации управления.

    Если разница в возрасте с младшими детьми очень большая, может вырасти обиженным единственным. Если ждали мальчика, а родилась девочка – у нее может сформироваться психология среднего ребенка.

    2. Младший ребенок рождается в другой период жизни родителей – это ребенок для души. Его самоутверждению мешает пример старшего. Ему мало знакомо чувство долга. При этом он эмоционален.

    Как и в семье, на работе для младшего важен комфортный психологический климат. Для старшего же важнее дело, и при его руководстве могут быть плохие отношения в коллективе. Поэтому лучший вариант, когда младший ребенок является руководителем, а старший – замом. Поскольку руководителю желательно быть более демократичным, дипломатичным.

    Черты характера: отличный манипулятор (работает на отношениях), дипломат, ходы, интриги в семье отрабатывает на старшем. В конфликтах умеет снимать напряженность. Не хватает усидчивости, не терпит рутины.

    3. Единственный ребенок, образно говоря, – «гремучая смесь» старшего и младшего. Обладает высокой мотивацией достижений (избегание неудач). Его нужно отдавать в командные виды спорта для компенсации психологии единственности.

    Черты характера: манипуляция родителями, высокая демонстративность, требуется публичная оценка достижений.

    4. Средний ребенок – как бы ребенок без статуса. 70% средних детей после школы начинают самостоятельную жизнь. После потери родителей он перехватывает их функции. Организуют бизнес, трудоустраивая всех родственников.

    Черты характера: успешный профессионал, самостоятельный.

    Мы продолжим разговор на эту тему в дальнейших публикациях, где более подробно будет описано влияние порядка рождения человека на особенности развития его личности, черт характера, а также на его дальнейшую судьбу и брак.

    Хамитова Инна Юрьевна – клинический психолог, семейный психотерапевт, Член общества семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКИП), Международной Ассоциации Семейных Психотерапевтов (IFTA), Европейской Психотерапевтической Ассоциации (EAP). Доцент на кафедре системной семейной психотерапии ИППиП. Автор множества статей по семейной психотерапии и соавтор книг «Современный ребёнок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания» // Москва, изд.ОГИ, 2006 и «Системная семейная психотерапия: классика и современность»// Москва, НФ Класс, 2005.: Инна Хамитова Про сиблинговую позицию писали ещё Адлер и Дрейкурс. Альфред Адлер утверждал, что большая часть будущего отношения ребенка к жизни носит отпечаток положения его в родительской семье.

    Именно, исходя из семейной структуры, ребенок делает первые выводы о жизни, о своей собственной ценности в сравнении с другими, и испытывает первое чувство принадлежности или отторжения. В зависимости от интерпретации своей позиции он формирует уникальные отношения и поведение, которое служит способом найти место в группе.

    Рудольф Дрейкурс отмечал, что особенности личности и характера развиваются благодаря соревнованию между братьями и сёстрами, что соревнующиеся дети наблюдают друг за другом, чтобы понять пути и средства, с помощью которых другой добивается успеха или терпит неудачу.

    Там, где один из братьев добивается успеха, другой, в особенности следующий по возрасту за этим ребенком, может уступить; там, где один проявляет слабость и недостатки, другой может добиться успеха. Нет двух одинаковых детей, рожденных в одной и той же семье, которые выросли бы в одной и той же обстановке. И не существует двух детей, к которым родители относились бы или любили бы одинаково. Это миф, что родители любят всех своих детей одинаково.

    Возможно, они любят всех детей, но каждый ребенок занимает в их сердце разное место. Родители по-разному реагируют на первого второго или третьего ребенка, на мальчиков и девочек на красивых и невзрачных детей, на детей, которые активны и здоровы, и на детей, которые больны и пассивны. Кто-то по-разному относится к умным и к глупым детям, к детям с особыми талантами и к обычным детям.

    С рождением каждого ребенка атмосфера меняется, поскольку меняются родители. Они приобрели опыт при воспитании первого ребенка, и теперь у них, вероятно, совершенно другое отношение к тому способу воспитания, которым они будут воспитывать следующего ребенка. Вероятно, в экономическом плане они стали более благополучны. Возможно, они переехали на новое местожительство, у них новые соседи, что оказало влияние на их мировоззрение и на то, каким образом они хотят воспитывать своих детей. Это обязательно окажет влияние на детей. Каждый новый ребенок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Если же этого не случается, то новый член семейной группы ощущает себя посторонним в этой семье.

    Тоумман выделил 11 позиций, утверждая, что в зависимости от порядка рождения, пола и разницы в возрасте, человек обладает теми или иными характеристиками. Конечно, надо помнить, что здесь речь идет об американской и европейской культуре. Вполне возможно, что в иных культурах имеющих иные традиции, характеристики будут отличаться. Поэтому, не стоит сразу вешать ярлыки.

    Тем не менее, в нашей культуре, считается, что единственные дети, больше, чем другие дети, чувствительны к правилам и ожиданиям родителей и стараются им соответствовать. Такие дети склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку нет других детей, с которыми они могли бы себя сравнивать. Единственный ребенок часто более традиционен, честолюбив, добивается успеха, и нередко обладает лидерскими качествами. Единственный ребенок обладает как рядом преимуществ, так и рядом недостатков. С одной стороны — более эгоцентричны, а с другой стороны – обладают большими возможностями. Эти люди могут стать сверх избалованными и им довольно сложно научиться уживаться с другими. Поэтому при вступлении в брак им часто тяжело, ведь в браке необходимо все время помнить, что существует и другая точка зрения. Единственный ребенок может проявить и консерватизм, и строптивость. Он либо полностью принимает все ценности родителей, или восстаёт против них. Он редко придерживается середины.

    Старшие дети более функциональны, более ответственны, более традиционны и честолюбивы, чем родившиеся вторыми или третьими. Однако, появление в семье следующего ребёнка наносит старшему своеобразную травму – травму свержения с трона. Отныне он перестаёт быть единственным, и далее вынужден делить со своим сиблингом родительскую любовь. Тем не менее, у старших детей сохраняется потребность быть единственными, первыми и главными, поэтому они очень конкурентны. Например, в браке двух старших детей типичной проблемой может стать борьба за власть. Во взаимоотношениях с другими людьми старшие дети очень ответственны, они могут быть заботливыми, милыми, но с трудом будут принимать чужую помощь.

    У младших – наоборот. Они привыкли, что о них все заботятся, за них всё решают, и типичной проблемой в браке младших детей может быть кризис принятия решения. Если в браке состоят два младших ребенка, то каждый может ждать, что другой о них позаботится и в результате никто не сдвинется с места.

    Средний ребенок часто вырастает самым независимым от семьи. Ведь он всегда занимает «серединную» позицию. Он – и не первенец, и не самый младший. У него не только нет власти и привилегий самого старшего ребенка, но его не балуют и не любят как нового малыша. Средний ребенок будет скорее связан с людьми вне семьи. Эти люди могут легко оказывать на него влияние, и он с легкостью будет принимать их ценности.

    Следует рассмотреть ряд других факторов, которые могут оказать влияние на развитие личности ребенка. При отсутствии других детей с мальчиком и девочкой могут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них можно будет найти множество характеристик, присущих единственному ребенку. Аналогичным образом, когда дети рождаются с интервалом, превышающим шесть лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми.

    Конечно, ни в коем случае не надо думать, что если ты родился младшим или старшим – твоя судьба предрешена. Но свои слабые и сильные стороны всегда бывает полезно знать.

    ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ЕСЛИ ВАМ БЛИЗКА ОБСУЖДАЕМАЯ ТЕМА, ВЫ МОЖЕТЕ ВСЕГДА ОБРАТИТЬСЯ К НАШИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ

    Хамитова Инна Юрьевнапсихолог, семейный психотерапевт, тел. консультации +7 (495) 682-11-14

    Психологическая студия Рост

    Урбанович Елена Владимировна, доктор психологических наук, психолог,

    психоаналитически-ориентированный психотерапевт

    Комарова Вера Леонидовна, сертифицированный специалист по системным семейным расстановкам (метод Б.Хеллингера) — «Порядок в семье важен для каждого члена семьи»

    Источник