Психологические особенности развития памяти ребенка

Психологические особенности развития памяти ребенка thumbnail

особенности развития памяти у детейКаждый родитель заинтересован в том, чтобы у его ребёнка была хорошая память. Ведь от этого зависит его успех во многих жизненных сферах. Как развивать память ребёнка? Это, в первую очередь, зависит от возраста малыша и его темперамента. Но, в любом случае, важно иметь представление об особенностях развития памяти у детей.

Какая бывает память?

Ещё несколько десятилетий назад известный психолог и педагог П.П. Блонский, исследующий мышление, память, речь, эмоции ребёнка и взаимосвязь этих психических процессов, выделил 4 вида памяти:

  • Моторная
  • Эмоциональная
  • Образная
  • Словесная

По убеждению профессора, память появляется у ребёнка именно в этой последовательности, и эти этапы развития памяти генетически обусловлены.

Возрастные особенности развития памяти у детей

С рождения до года

У новорожденного первой появляется моторная память, основанная на условных двигательных рефлексах. В первую очередь, это пищевые реакции ребёнка. То есть двухнедельный малыш уже «помнит» (на уровне рефлекса), что требовать еду можно раскрыванием рта или искательными движениями головы.

В первые месяцы жизни ребёнок отлично запоминает различные простые движения. Поэтому родители и акцентируют внимание на простейших подвижных играх и действиях («Ладушки», «Пока-пока», пальчиковые игры).

Примерно в 5 месяцев у малыша начинает функционировать эмоциональная память. Он узнаёт маму и других близких людей, реагирует на их появление улыбкой и радостными движениями рук.

К концу первого года жизни ребёнок знает много предметов. По просьбе найти что-либо, поворачивает голову в нужном направлении.

Второй год жизни

Главное достижение этого возраста — ходьба. Ребёнок научился ходить, а значит, у него теперь в разы больше возможностей для обогащения опыта и знаний об окружающем мире. Именно в этом возрасте у малыша складываются первые представления о людях, окружающих предметах, их величине и размерах, о действиях, которые можно с ними совершать.

В этот период закладываются основы образной памяти, что связано с появлением первых осознанных воспоминаний.

2-4 года

Этот возрастной период характеризуется активным развитием речи, в связи с чем воспоминания становятся более чёткими и полными. Начинает формироваться долговременная память, при этом лучше всего ребёнок запоминает то, что тронуло его эмоционально. Память носит непроизвольный характер, то есть у ребёнка нет цели что-то сознательно запомнить. Он запоминает то, что его впечатлило в рамках какой-либо (преимущественно игровой) деятельности.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

У ребёнка этого возраста прекрасно развита моторика, а значит, всё лучше становятся навыки, вырабатываемые на основе двигательной памяти. Это прыжки, бег, действия рук при умывании и одевании и т.п.

На этом возрастном этапе формируются основы логического мышления. Словесная память (которая начала складываться уже до года) сливается со смысловой. Ребёнок уже может составить осмысленный рассказ.

Старший дошкольный возраст

Всё также память ребёнка носит, в первую очередь, наглядно-образный характер. То есть дети лучше запоминают вещи и предметы через образные и эмоциональные переживания или описания. Отвлечённые понятия и абстрактные рассуждения плохо воспринимаются ребёнком.

К концу дошкольного возраста у ребёнка начинает проявляться произвольная память, то есть ребёнок задаётся целью выучить что-то.

Воспоминания становятся длительными и прочными. Если годовалый малыш способен удержать в памяти лишь то, что случилось несколько дней назад, в 3-4 года — несколько месяцев, то многие впечатления, полученные в старшем дошкольном возрасте, остаются в памяти на всю жизнь.

Как развивать память ребёнка

Так как память ребёнка раннего возраста носит преимущественно непроизвольный характер, то развивать её лучше всего в игре.

Показывайте и называйте грудничку все окружающие предметы, пойте песенки и рассказывайте потешки. С годовалым ребёнком учите простые движения. Подкрепляйте эти движения весёлыми стишками. С 2-3 лет можно начинать играть в логические игры для развития памяти и учить стихи и песни.

О том, как развивать память ребёнка старшего дошкольного возраста, посмотрите в этом видеоролике

Идеи интересных игр для развития памяти ребёнка читайте на нашем сайте в этой статье.

Автор: Евгения Громова

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Психологические особенности развития памяти ребенка

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей «Клуба Увлеченных Мам».

Предыдущие записи рубрики

  • Обзор настольной игры «Все на борт!»
  • Игры на холодильнике с магнитами
  • Настольные карточные игры для детей 5-7 лет
  • Как пять пуговиц помогут развивать вашего ребенка
  • Настольные игры своими руками на тему «Земля»

Вам будет интересно:

Источник

Определение памяти и её сущность

Память – это познавательная способность накопления, сохранения и воспроизведения навыков, действий, знаний, слов и прочей информации.

Комплексное развитие памяти у детей – процесс, волнующий и педагогов, и психологов. К определению степени условно-рефлекторных связей малыша родители с должной серьезностью начинают подходить на 2-3 году его жизни – когда ребенок пытается заучивать несложные фразы и стишки. Между тем, естественное развитие памяти у детей начинается с появлением ранних условных рефлексов – с 14-16 дней, когда в процессе кормления, при взятии на руки малыш демонстрирует определенные пищевые реакции:

  • тактильные действия;
  • шатания головой;
  • раскрывание ротика и т.д.

Если в латентном возрасте для формирования узнаваемости ребенку достаточно пары дней, в 2-3 года опыт узнавания (а, следовательно, и запоминания) требует нескольких недель, и уже к 6-7 годам этот период составляет не менее трех лет. Поэтому развитие памяти у детей происходит в строгой последовательности — с обязательным использованием имеющейся опытной базы.

развитие памяти у детей дошкольного возраста, как развивать память у ребенка, развивать память у ребенка 6 лет, развить память у ребенка 10 лет, развивать память у ребенка 9 лет

Виды памяти

  1. По характеру психической активности:
  • двигательная;
  • эмоциональная;
  • образная;
  • словесно-логическая.
  • По характеру целей деятельности:
    • произвольная;
    • непроизвольная.
  • По продолжительности сохранения материала:
    • долговременная;
    • кратковременная;
    • оперативная.

    Развитие памяти от 6 до 12 лет

    Развитие памяти у детей дошкольного возраста очень важно. Свои первые четкие воспоминания мы обращаем к возрасту 4,5-5 лет, но это не значит, что развитие памяти у детей ранней возрастной группы происходит произвольно. Развивать память у ребенка 6 лет не очень сложно. Формировать внимание, навыки логического мышления, осознанное запоминание необходимо с полутора лет – в процессе игры, на основе приобретенных рефлексов, ассоциируя картинку создаваемого образа с тем, что малышу интересно и доступно, — а, следовательно, провоцируя его на воспроизведение.

    Яркие положительные эмоции – основа для формирования качества памяти. Но если в дошкольном возрасте в сфере запоминания принимает участие вторая сигнальная система, определяющая поведение малыша, в 7-12 лет произвольная память связана с развитием личности, ее интеллектуальным уровнем. Выполняя творческие задания или математические упражнения, ребенок приобретает базу знаний, необходимых к воспроизведению конкретных действий, — поэтому весьма важно, чтобы форма и метод постижения науки ему были интересны и внятны.

    Как развивать память у ребенка, не нарушив его гармоничной эмоциональной и физиологической целостности, знают опытные педагоги. Нужно учитывать особенности развития памяти у детей. Развить память у ребенка 10 лет можно, учитывая его психологические особенности. Современные дидактические методики, основанные на многолетних исследованиях в области психологии, — бесценный ключ в формировании всесторонне развитой личности ребенка, живущего в эру глобальной компьютеризации.

    Специалисты «Академии развития интеллекта AMAKids» внедряют уникальную программу дошкольного обучения детей, основанную на принципах ментальной математики, поэтому комплексное развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста охватывает все ее виды:

    • наглядно-образный;
    • словесно-логический;
    • механический и т.д.

    Развитие памяти у детей входит в обязательную программу дошкольного обучения. С низким порогом восприятия и запоминания ребенок не сможет успешно постигать школьные дисциплины, поэтому наша задача – создать для него необходимые условия формирования данных навыков, сопутствующих:

    • логическому мышлению;
    • интуиции и анализу;
    • аргументируемому умозаключению.

    Учитывая тот фактор, что временных связей у малышей 4-6 лет еще недостаточно, для формирования навыков запоминания и осмысленности специалисты используют наколенный детский опыт в рамках развития речи, проявление интереса к игровым и техническим действиям. Развитие памяти у ребенка 9 лет, посещающего AMAKids, происходит в процессе дидактической игры, четко формирующей основные жизненные умения, – с обязательным применением рациональных педагогических методик для конкретной возрастной группы.

    развитие памяти у детей дошкольного возраста, как развивать память у ребенка, развивать память у ребенка 6 лет, развить память у ребенка 10 лет, развивать память у ребенка 9 лет

    Развитие памяти от 12 до 16 лет

    Развитие памяти у детей школьного возраста – один из «слонов», на которых держится хорошая успеваемость. Говоря о развитии мышления, необходимо обратить внимание на воспитание памяти – иными словами, ребенок должен хотеть запоминать, воспроизводить, осознавать. А это достигаемо лишь в ходе выполнения интересных, захватывающих и иллюстрированных заданий.

    Родители, прибегающие к услугам психологов, сталкиваются с проблемой качества памяти школьников как результатом угасания интереса к учебным предметам. Как улучшить память ребенка, если у него занижена самооценка? Какими методами мотивации возродить желание к интеллектуальной, творческой реализации подростка в школе?

    Занятия в «Академии развития интеллекта AMAKids» ориентированы на различные возрастные группы слушателей. Ментальная арифметика, основанная на уникальном методе счета, — это возможность развить и улучшить память ребенка младшего, а также среднего школьного возраста, о чем свидетельствуют отзывы многочисленных клиентов.

    Формула успеха подготовки малыша к взрослой, самостоятельной жизни состоит из концептуальных методических содействий родителей и наставников, закладывающих сверх генетической базы пласт необходимых знаний. Хотите, чтобы ваш ребенок был всесторонне развитым? Мечтаете дать малышу профессиональное стартовое обучение гуманитарным и точным наукам? Стремитесь организовать внеурочный досуг дочери или сына творчески и ярко, привив любовь к музыке, изобразительному искусству?

    Позвоните или напишите в AMAKids, и мы поможем вам убедиться в том, что ваш ребенок – прирожденный гений.

    развитие памяти у детей дошкольного возраста, как развивать память у ребенка, развивать память у ребенка 6 лет, развить память у ребенка 10 лет, развивать память у ребенка 9 лет

    Методики развития памяти у детей

    Методов развития памяти у детей очень много. Один из самых популярных – метод Цицерона. Его суть состоит в том, что запоминаемые объекты находятся в знакомом помещении. И ребенку достаточно вспомнить это помещение, чтобы образ нужного предмета сразу возник у него в голове.

    Развитие с помощью упражнений

    В системе формирования памяти принимают участие звуковые, вкусовые, обонятельные и зрительные раздражители, дополняющие друг друга и нередко в определенной степени доминирующие. Комплекс анализаторов, определяющих основной тип памяти, используется в физическом, а также дидактическом развитии ребенка. С этой целью занятия в дошкольном учреждении предусматривают использование:

    • ярких иллюстраций;
    • объемных предметов;
    • симулирующих игрушек;
    • звуковых и музыкальных инструментов.

    развитие памяти у детей дошкольного возраста, как развивать память у ребенка, развивать память у ребенка 6 лет, развить память у ребенка 10 лет, развивать память у ребенка 9 лет

    Развитие в игровой форме

    1. Собирание паззлов и мозаик.
    2. Поиск лишнего в перепутанных картинках (крокодил Гена с ушами Чебурашки).
    3. Снежный ком.
    4. Разукрашивание предметов в раскраске по памяти.
    5. Порядок в доме (складываем игрушки и книги там, где они находились раньше).
    6. Поиск отличия между картинками.
    7. Запоминание веселых стихов и частушек.

    Источник

    Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.

    Дети играют в планшет

    Определение памяти и ее сущность

    Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

    Нейрофизиологическая суть памяти — образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.

    Различают такие виды памяти, как:

    •  непроизвольная — впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой;
    •  произвольная — подключается волевой компонент, ассоциации.

    Виды памяти

    Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных поблизости в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности.

    Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.

    Девочка мечтает

    Виды памяти

    По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

    •  Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
    •  Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

    По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

    •  зрительная — запоминание видимых образов;
    •  слуховая — запоминание услышанного;
    •  тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
    •  эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
    •  вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

    Классификация памяти

    В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

    Особенности памяти детей дошкольного возраста

    Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания.

    У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

    Мама играет с сыном

    Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними.

    С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

    Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.

    У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача — все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

    Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

    Особенности усвоения материала дошкольниками

    Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов:

    •  содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
    •  процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
    •  мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
    •  контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

    Развитие детской памяти

    Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.

    Методики для развития зрительной памяти

    «Фотоаппараты»

    Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

    Урок фотоаппарат

    «Найди различия»

    Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.

    «Чего не хватает?»

    Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

    Упражнение чего не хватает

    «Что изменилось?»

    Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных — посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

    «Опиши соседа»

    Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

    Таблица Шульте

    «Таблицы Шульте»

    Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

    Развитие ассоциативной памяти

    «Игра в ассоциации»

    Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

    Игра в ассоциации

    «Я знаю пять…»

    Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

    «Сравнение предметов»

    Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

    Развитие моторной и тактильной памяти

    «Кукловод»

    Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

    «Графический диктант»

    Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)

    «Воспроизведение рисунка по памяти»

    Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.

    Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее.

    Воспроизведение рисунка по памяти

    «Делай, как я».

    Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

    «Геометрические фигуры»

    Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.

    Развитие слуховой и вербальной памяти

    «Метод десяти слов»

    Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

    Методика 10 слов

    Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

    Нарушения памяти и их причины

    К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания. Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

    Нарушения памяти проявляются как гипомнезия — ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия — выпадение отдельных моментов из памяти.

    Нарушение памяти

    Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу. Составляется коррекционная программа, цель которой — улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование — проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

    При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

    •  слуховая — больше читать вслух;
    •  зрительная — использовать наглядные средства;
    •  моторная — записывать или зарисовывать.   Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.

    Общие рекомендации по развитию памяти

    Очень полезно использовать так называемые мнемонические приемы:

     

    Группировка материала

     

    Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

     

    Ассоциации

     

    Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

     

    Схематический образ

     

    Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

     

    Опорные пункты

     

    Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

     

    Структурирование материала

     

    Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

    Развитый ребенок

    Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти

    Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

    •  Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
    •  Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
    •  Физическая активность — стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
    •  Сон — его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
    •  Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.

    Важно помнить, что дошкольные годы — самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.

    Алёна Кириленко

    Автор статьи

    Алёна Кириленко

    Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

    [mrp postnumb=4]

    Источник