Психологические особенности периода развития ребенка

Психологические особенности периода развития ребенка thumbnail

Понятие возраста в психологии

Замечание 1

Возрастные группы ‒ это большие группы людей, объединяемых по признаку возраста.

Определение 1

Возраст ‒ категория, которую используют для обозначения временных характеристик индивидуального становления человека.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

  1. Хронологический возраст, устанавливается продолжительностью человеческой жизни (по паспорту);
  2. Биологический возраст ‒ комплекс биологических характеристик, функционирование организма в целом (дыхательная, кровеносная, пищеварительная системы и т.п.);
  3. Психологический возраст ‒ определенный уровень формирования психики, который содержит: а) возраст умственного развития; б) социальную зрелость; в) эмоциональную зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, зрелость личностного характера.

В реальной жизни отдельные элементы возраста могут не всегда совпадать.

Психологические особенности младенческого возраста

Замечание 2

Младенчество – первый год жизни ребенка, период интенсивной психофизиологической адаптации организма к новым обстоятельствам жизни, этап развития всех систем и органов, активного взаимодействия с окружающей средой.

Младенчество включает две фазы ‒ раннее младенчество (2-6 месяцев) и позднее (7-12 месяцев).

Начало младенческого возраста совмещается с завершением кризиса новорожденности. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и определяется выделением взрослого человека как основного компонента окружающей реальности.

Ведущий тип деятельности в данном возрасте – непосредственно-эмоциональное общение с взрослым. От взрослого зависимость в данный период носит объемлющий характер. Все процессы познавательного характера осуществляется в отношениях с матерью и с помощью нее.

Новообразования возраста:

  1. Ребенок говорит первые слова (определяется структура речевого действия);
  2. Ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Психологическое развитие в раннем детстве

Замечание 3

Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3 лет. Уже в кризисе первого года жизни формируются ключевые противоречия, которые переводят ребенка на новый этап становления.

В раннем детстве раскрывается связанность ребенка с определенной ситуацией: поведение ребенка полностью обусловливается ситуацией, он не привносит в нее знаний о прочих вероятных явлениях и вещах. Это сопряжено с особым единством между моторными и сенсорными функциями, тесной связанностью эмоционального отношения и восприятия.

Восприятие представляется ведущей функцией психики данного периода, что объясняет специфику других функций психики: память обнаруживает себя в узнавании, мышление ‒ как его действенно-наглядная форма и т.д. Общение с взрослым в раннем детстве принимает сначала форму ситуативно-делового, а к окончанию данного возраста ‒ внеситуативно-познавательного общения.

Конструктивное содержание кризиса сопряжено с усиливающейся эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет ‒ это перестройка отношений ребенка на социальном уровне, перемена его позиции по отношению к окружающим взрослым и к авторитету родителей ‒ он старается найти новые формы отношения с окружающими людьми.

Психологические особенности дошкольного возраста

Дошкольный период подразделяется на три этапа:

  • младший дошкольный возраст (3–4 года);
  • средний (4–5 лет);
  • старший (5–7 лет).

Психологические особенности ребенка во многом находятся в зависимости от того, к какой возрастной категории он принадлежит. В психологии младшего дошкольного возраста на первый план выходит потребность во внимании и любви взрослых, половая самоидентификация. Уже в три года ребенок начинает понимать, мальчик он или девочка, восхищается родителем своего пола и старается ему подражать.

Для старших дошкольников немалое значение получает развитие самооценки, самосознания, общение со сверстниками, формирование творческих задатков. В соответствии с этим, подход к воспитанию на данном этапе должен претерпевать изменения.

Психологические особенности подростков

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии именовать подростковым.

Развитие новообразований, которые отличают подростка от взрослого, растянуто во времени и может совершаться неравномерно, из-за чего в подростке одновременно присутствует и «детское», и «взрослое».

Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение с ровесниками.

Возраст определяется перестройкой мотивационной области (в том числе заполняются новым смыслом и уже имеющиеся мотивы), интеллектуальной области (в частности, возникают компоненты теоретического мышления и профессиональная ориентированность жизненных планов и круга интересов), области взаимоотношений с взрослыми и ровесниками, но более всего ‒ сферы самой личности, области самосознания.

Психологические особенности юношеского возраста

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в буквальном смысле означает «третий мир», который находится между периодом детства и этапом взрослости. К концу данного этапа важнейшие процессы биологического созревания главным образом уже закончены, так что последующее физическое формирование можно рассматривать как относящееся к этапу взрослости.

Основная социальная задача данного возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неминуемо дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, со всеми следующими социально-психологическими результатами. Становится шире диапазон общественно-политических ролей и объединенных с ними чувством ответственности и круга интересов.

Юность – заключительный этап созревания и становления личности. В процессе формирования личности содержит происходит также развитие образа «Я», т.е. целостного представления о самом себе.

Психологические особенности периода взрослости

Обычно выделяют три стадии взрослости:

  • ранняя взрослость (молодость);
  • средняя взрослость;
  • поздняя взрослость (старение и старость).

Нижняя граница взрослости связывается физиологами и антропологами с возрастом 17‒25 лет. Еще большей неопределенностью выделяются характеристики и временные пределы среднею возраста, или средней взрослости. 36‒60 лет (в соответствии с международной классификации возрастов).

Верхняя граница зрелости и начало старости еще более варьируют в разных периодизациях в большом спектре: это 55 лет-75 лет.

К основным особенностям периода взрослости относится:

  • изменение мотивов, усиление воздействия общечеловеческих ценностей, увеличение общей мотивации;
  • рост умения планировать и совершать поступки в соответствии с данными ценностями;
  • рост способности к мобилизации своих ресурсов при жизненных сложностях;
  • объективное оценивание своих слабых и сильных сторон, готовности к новым и наиболее трудным поступкам, преодолению сложностей, достижению новых вершин.

Рассмотренные особенности являются новообразованиями взрослости. Они не обязательно появляются в одно время, часто одни служат спусковым механизмом для прочих перемен или порождают наиболее высокий уровень становления в других элементах. Если в предыдущих этапах формирование идет равномерно сразу по всем сферам и установкам личности, то расцвет возраста зрелости имеет иерархический или хаотичный характер.

Источник

Алена Агапова
Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет)

Работа в консультационном пункте

(консультация для родителей детей 1,5 -2 лет)

«Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте (от 1 года до 3х лет)»

Подготовили:

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 131»

Байгушева Ирина Вениаминовна

педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 131»

Агапова Алена Игоревна

Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка, проявляющийся в психологическом отделении от матери и наступлении раннего детства. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций:

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки,как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Однако функционируя, например, с матрешкой, ребенокуже осуществляет такие мыслительные процессы как анализ и синтез: разбор матрешки – это анализ, а сбор – это синтез. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода.

Особенности развития ребенка от 1 до 1,5 лет.

Ребенок умеет ходить, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.

Ребенок очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.

• Интеллектуальное развитие ребенка также идет высоким темпом. Ребенок стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.

• Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.

Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Ключевые изменения в психическом и личностном развитии детей с 2 до 3х лет

1.Формирование самостоятельных активных двигательных действий: уверенная ходьба, целенаправленные действия с предметами и игрушками.

2.Зарождение новых видов деятельности:

— динамичное развитие игры; переход от манипуляции с предметами к использованию игрушек и предметов-заместителей; появление предпосылок ролевой игры ребенка рядом со сверстником с эпизодическими и кратковременными вербальными и действенными контактами с ним.

— появление продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

3. Сензитивный период развития речи: совершенствование понимания речи взрослых и формирование собственной активной речи, усвоение и употребление грамматических форм во фразовой речи.

4. Появление элементарных обобщений и знаковой системы.

5. Зарождение зачатков наглядно-образного мышления.

6. Сензитивный период для сенсорного развития ребенка через активное восприятие окружающего мира и действий с предметами.

7. Кратковременное проявление воли.

8. Развитие чувств: сочувствия, чувства достоинства, стыда, самоуважения.

9. Возникновение стремления к самостоятельности (начало кризиса 3х лет, возможные проявления упрямства и негативизма)

10. Развитие любопытства в процессе активного познания окружающего мира.

Новообразования: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Таким образом к 3 годамсреди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребеноквсе более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4)о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им словесными определениями.

Источник