Психологические основы развития личности ребенка дошкольного возраста

Психологические основы развития личности ребенка дошкольного возраста thumbnail

Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания.

Движущие силы становления психики малыша

Получение новых эмоций, впечатлений стимулирует развитие умственной деятельности. Знакомство с окружающим миром не просто способствует получению положительных эмоций, а пробуждает заинтересованность.

У детей 5–6 лет тяга к развитию велика, что приводит к повышенному интересу получения новых навыков. Через 1–2 года нехватка знаний будет восполнена в школе.

Особенности психологического развития ребенка

фото 1325

Как правило к дошкольникам относят детей в возрасте 4–7 лет. До этого момента ребенку предстоит столкнуться с кризисом трехлетнего возраста. Это непростое время для малыша и его родителей, поскольку кроха себя плохо ведет, капризничает, проявляет упрямство. Период характеризуется выделением ребенка, как самостоятельной личности, у которой формируется характер, мнение, взгляды. Чтобы кризис прошел как можно удачливее, спокойнее, взрослые должны проявлять уважение, сдержанность, не принижая любимого малыша. Он должен почувствовать, что его слушают, понимают.

По окончанию кризиса, дошкольник становится на ступеньку выше в отношениях со взрослыми. Он чувствует себя отдельной ячейкой общества. Его нужно ввести в курс дела своих обязанностей, правил, установленных в семье. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками,воспитателями.

Малыш хочет казаться взрослее, чем он есть. Поэтому пытается повторять за взрослыми (слова, движения, интонацию). Некоторым родителям доводится таким образом наблюдать за собой стороны и понимать, чему ребенок учиться у них. Поведение взрослых должно быть показательным. Это касается не только поведения членов семьи. Дети часто воплощают в жизнь, то что видят по телевизору. Стоит быть внимательным к тому, какие мультики, фильмы смотрит малыш.

Ролевые игры и новообразования

Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Если родители смогли познать особенности психического развития крохи, то у них получиться наладить гармонию в семье, воспитать малыша правильно.

Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими. Он желает отстраниться от взрослых, создает в своей голове ситуацию, в которой он выступает хозяином происходящего. Однако в реальной жизни он не в силах в полной мере принимать участие во взрослой жизни, что объясняется недостаточным психическим, умственным, физическим развитием. Чтобы почувствовать свою значимость, ребенок прибегает к ролевой игре, в которой выстраивает определенный сюжет,условия:

  • повторяет за взрослыми;
  • воображает ситуацию, в которой игрушки выступают в качестве реальных вещей;
  • реальности присуща символичность;
  • игра предполагает соблюдение установленных правил, запретов.

Такое положение вещей способствует психологическому здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:

  • способность образного решения задач;
  • намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
  • формирование самооценки;
  • активное становление речевого аппарата;
  • сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
  • подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.

К 7 годам в большей или меньшей степени можно заметить присутствие тех или иных новообразований.

Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника

Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:

  • слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
  • личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
  • проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
  • коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
  • неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).

Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними.

Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.

Дошкольники младшего возраста

Крохи в возрасте 3–4 лет начинают самоутверждаться. Часто можно услышать от них «Я сделаю сам», «Я знаю», «Я умею». Часто это приводит к тому, что дети начинают хвастаться, восхваляться собой и тем, что делают.

В этом возрасте у ребенка развито правое полушарие мозга, что утяжеляет слуховое и наглядное восприятие, которое, в свою очередь, помогает формировать картину происходящего в единое целое.

Активно развивается мелкая и крупная моторика. Пойдет на пользу бег, разминка рук и пальчиков, прыжки, упражнения на координацию.

Память еще непроизвольна: его внимание привлекают яркие, насыщенные моменты. В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает.

Дошкольники старшего возраста

В 5–6 лет поведение и мышление детей значительно отличается от младших дошкольников. Между родителями и ребенком устанавливается понимание, гармония, становится проще общаться, понимать друг друга. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, заботе, начинают чувствовать привязанность, любовь к другим людям.

Проще получается налаживать общение со сверстниками, чувствовать лидерские качества у других детей, принимать установленные порядки, правила в играх. Взрослый в глазах ребенка выглядит помощником, учителем, который в трудный момент готов прийти на помощь, решить возникшие проблемы.

Начинают проявляться творческие навыки. Он понимает какая музыка ему нравится и не нравится, начинает танцевать, петь, играть на каком-либо инструменте, заниматься спортом. Память больше не является непроизвольной, в поступках проявляется собственное желание.

Мышлению старшего дошкольника присущи следующие особенности:

  1. Эгоцентризм. Малыш может анализировать происходящее субъективно, не изучая ситуацию со стороны.
  2. Анимизм. Ребенок переносит свое «Я» на окружающие предметы, в результате чего, подвижное воспринимается одушевленным.
  3. Синкретизм. Кроха способен целое видеть в отдельных элементах, но не может отдельные детали воспринимать, как единое целое.

фото 1326

В 5–6 лет дошкольник может принимать участие в диалоге окружающих, вникать в смысл обсуждаемого, высказывать обоснованное мнение. В этом возрасте словарный запас расширяется до 3–4 тыс. слов.

Дети старшего дошкольного возраста начинают чувствовать вину перед окружающими и ответственность за свои действия, проявляют интерес, инициативность. Иногда шестилетние дети осознанно высказывают желание пойти в школу, чтобы учиться.

В эмоциональном плане кроха проявляет больше твердости и устойчивости. Если говорить об умственной деятельности, то отмечается способность концентрироваться на определенных вещах, воспринимать сказанное на слух, ориентироваться на местности.

Импульсивность отходит на второй план, дошкольник старается думать, прежде чем что-то сделать, сказать, понимает какие последствия могут быть. Чем взрослее ребенок, тем больше он видит комизма в происходящем. Веселье и смех могут быть вызваны нестандартной расцветкой или формой вещей. Взрослых дошкольников больше привлекают игры в шуточной форме.

К 6 годам активно формируется индивидуальный характер, проявляются манеры. Малыш может скрывать плохое настроение или состояние, расстраивается, если его хвалят просто так или что еще хуже, за то, что он сделал плохо или недостаточно хорошо. Таким образом, он начинает трезво оценивать происходящее.

Становление личности дошкольника

В возрасте 4–6 лет начинается фактическое развитие личности. Формируется самооценка, проявляются переживания, беспокойство за происходящее, за то, как он выглядит в глазах окружающих. Ребенок начинает ставит перед собой небольшие цели, мотивировать себя на их достижение.

Эмоциональная сторона личности

Дети с 5 лет становятся более уравновешенными, спокойными, не проявляют эмоций и вспыльчивость без повода. Это остается в младенческом возрасте. Ребенок адекватно реагирует на проблемы, трудности, прекращает драматизировать, впадать в панический страх перед неизведанным.

Дошкольник начинает глубже чувствовать и воспринимать ситуации, поскольку его спектр эмоций расширяется. Несмотря на совсем юный возраст, кроха способен проявлять сочувствие, может грустить с остальными, понимать, что человеку плохо.

Мотивационная сторона личности

В дошкольном возрасте формируется один из главных рычагов личности — соподчиненность мотивов. Происходят изменения в мотивационной сфере, которые в дальнейшем постепенно развиваются.

Мотивам детей присуща разная сила и значимость. Формируются мотивы, связанные с достижением успешных результатов, и мотивы, направленные на познание морали, этических норм. В это время происходит становление собственной системы мотивации.

Самосознание дошкольника

К 6 годам формируется самосознание, которое достигается за счет умственной деятельности, характера. Самосознание считается основным новообразованием крохи. Поначалу дошкольник анализирует действия окружающих, сравнивает, оценивает поступки, моральное поведение, навыки.

Ребенок полностью понимает половую принадлежность. Вместе с этим происходят изменения в привычном поведении.

Дошкольник начинает осознавать себя в различных временах. Вспоминать моменты из прошлого и мечтать о чем-то в будущем.

фото 1327

Не менее важна самооценка. Самопознание строится на основе отношения родителей к малышу. Главное, чтобы мама и папа проявляли поддержку в любых начинаниях, были детям настоящими друзьями. Стоит почаще разговаривать с детьми на дружеской ноте, интересоваться их мнением, спрашивать совета. Малыш научится открыто высказывать мнение и не будет этого бояться.

Источник

Тихолиз  Вероника  Михайловна

студент  6  курса  специальность  «Практическая  психология»  Гуманитарно-педагогическая  академия  филиал  ФГАОУВО,  РФ,  г.  Ялта

Е-mail:  veronika.tiholiz@gmail.com

Султанова  Ирина  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  психол.  Наук,  Гуманитарно-педагогическая  академия  филиал  ФГАОУВО,  РФ,  г.  Ялта

Дошкольный  возраст  —  важный  этапов  в  жизни  ребенка,  это  небольшой,  но  самый  насыщенный  период  жизни  человека.  Развитие  ребенка  происходит  очень  стремительно.  Наблюдается  высокий  рост  психического,  личностного,  физиологического  и  эмоционального  развития.  Возрастает  интерес  к  окружающему  миру,  социуму,  появляются  первые  и  довольно  уверенные  признаки  самостоятельности.  В  этот  период  ребенок  начинает  осознавать  свою  индивидуальность,  связь  своих  поступков  с  результатами.  У  него  формируются  представления  о  морали  и  поведении  в  обществе,  возникает  чувство  стыда  и  гордости,  сопереживания  и  сочувствия,  возникает  потребность  в  контактах  со  сверстниками  и  взрослыми. 

Каждый  ребенок  уникален  в  своем  развитии.  Его  способности  и  умения  зависят  от  многих  факторов.  В  период  дошкольного  возраста  ребенок  проходит  несколько  стадий  развития  и  становления  своей  личности.  В  таком  возрасте  ведущей  деятельностью  является  игра.  В  игре,  ребенок-дошкольник,  впервые  осознает  правила  и  нормы  поведения  в  коллективе.  В  связи,  с  чем  формируются  такие  личностные  качества,  как  общительность,  организованность,  инициативность,  активность,  ответственность  и  др. 

В  своих  исследованиях  А.Н.  Леонтьев  о  детстве  пишет:  «Это  период  первоначального  фактического  склада  личности,  период  развития  личностных  «механизмов»  поведения.  В  дошкольные  годы  развития  ребенка  завязываются  первые  узлы,  устанавливаются  первые  связи  и  отношения,  которые  образуют  новое,  высшее  единство  деятельности  и  вместе  с  тем  новое,  высшее  единство  субъекта  —  единство  личности.  Именно  поэтому,  что  период  дошкольного  детства  есть  период  такого  фактического  складывания  психологических  механизмов  личности,  он  так  важен»  [5,  с.  4]. 

Дошкольный  возраст  также  является  периодом  интенсивного  развития  познавательной  сферы,  развития  творческой  активности.  Дети  дошкольного  возраст  еще  не  умеют  различать  свой  субъективный  мир  и  сопоставлять  его  внешнему  миру.  Познавая  окружающий  мир  дошкольник  учится  совершенствовать  свое  восприятие.  Жан  Пиаже  называл  это  явление  «реализм». 

Важнейшим  аспектом  дошкольного  возраста  является  готовность  к  обучению.

По  словам,  Л.С.  Выготского,  можно  сказать,  что  движущая  сила  психического  развития  —  обучение  [3].  Так  же  Л.С.  Выготский  утверждал,  что  развитие  и  обучение  являются  разными  процессами.  Л.С.  Выготский  писал,  «что  есть  процесс  формирования  человека  или  личности,  совершающийся  путем  возникновения  на  каждой  ступени  новых  качеств,  специфических  для  человека,  подготовленных  всем  предшествующим  ходом  развития,  но  не  содержащихся  в  готовом  виде  на  более  ранних  ступенях».  Обучение,  «есть  внутренне  необходимый  и  всеобщий  момент  в  процессе  развития  у  ребенка  не  природных,  но  исторических  особенностей  человека»  [3].

По  мнению  Л.И.  Божович  обучение  и  развитие  это  две  разные  вещи.  Обучение  создает  почву  для  развития  и  призывает  ребенка  к  жизни,  пробуждает  и  приводит  внутренние  процессы  к  движению  [2].

Выдающимся  отечественным  ученым,  Л.С.  Выготским,  были  проведены  экспериментальные  исследования  отношения  между  обучением  и  развитием.  Это  изучение  житейских  и  научных  понятий,  исследование  усвоения  родного  и  иностранного  языков,  устной  и  письменной  речи,  зоны  ближайшего  развития.  Последнее  —  подлинное  открытие  Л.С.  Выготского,  которое  известно  теперь  психологам  всего  мира.

А.Н.  Леонтьев  предпринял  серьезную  попутку  для  создания  теории  развития  личности  дошкольника.  При  этом  он  опирался  на  отечественных  и  зарубежных  авторов.  Сама  теория  представляет  собой  изменения  места  которое  занимает  ребенок  в  общественных  отношениях  о  движущих  силах  которые  помогают  развивать  его  психику.  Однако  само  по  себе  это  место  не  определяет,  конечно,  развития;  оно  только  характеризует  наличную,  уже  достигнутую  ступень.  То,  что  непосредственно  определяет  развитие  психики  ребенка,  —  это  сама  его  жизнь,  развитие  реальных  процессов  этой  жизни,  иначе  говоря,  развитие  деятельности  ребенка,  как  внешней,  так  и  внутренней  [6].  По  мнению  А.Н.  Леонтьева,  каждая  стадия  психического  развития  ребенка  должна  характеризоваться  отношением  ребенка  к  действительности.  Признак  перехода  от  одной  стадии  к  другой  это  изменение  типа  деятельности  ребенка,  его  отношения  к  действительности. 

В  дошкольном  возрасте,  взрослый  является  центральным  звеном  в  деятельности  ребенка.  В  таком  возрасте  дети  подражают  во  всем  своим  родителям,  совершенно  не  выделяя  себя  и  свое  поведение.  И  только  к  концу  раннего  детства  такая  связь  со  взрослыми  начинает  видоизменяться.

Для  раннего  возраста  характерны  яркие  эмоциональные  реакции  связанные  с  желаниями  ребенка.  К  концу  этого  периода  ребенок  сталкивается  с  кризисом  3-х  лет.  В  этот  период  он  пытается  сделать  что-то  самостоятельно,  но  у  него  ничего  не  получается  или  не  оказывается  рядом  взрослых  чтоб  вовремя  помочь.  Такой  случай  может  повлечь  за  собой  эмоциональную  вспышку. 

Алексеева  Е.Е.,  говорит  о  том,  что  аффективные  вспышки  у  детей  гасятся  лучше  всего  тогда,  когда  взрослые  не  обращают  на  них  внимания  или  реагируют  спокойно.  В  случае  внимания  взрослого  на  бурное  поведение,  ребенок  замечает,  что  родители  потакают  его  слезам  и  капризам.  Такое  поведение  взрослых  будет  являться  положительным  подкреплением  для  ребенка  и  капризы  будут  первым  способом  добиться  своей  цели.  Ребенка  дошкольного  возраста  легко  отвлечь.  Если  такой  ребенок  действительно  чем-то  расстроен,  ему  следует  предложить  заняться  чем-то  интересным  или  показать  игрушку  и  внимание  малыша  мгновенно  переключится  на  новое  дело  [1].

Одним  из  главных  периодов  развития  личности  является  дошкольный  возраст.  Именно  в  этом  возрасте  ребенок  получает  всю  основную  информацию  об  окружающем  мире.  Также  в  этот  период  он  получает  навыки  которые  влияют  на  становление  его  личности. 

Как  По  мнению  Л.С.  Выготского,  младшие  дошкольники  имитируют  предметную  деятельность  —  режут  хлеб,  трут  морковку,  моют  посуду.  Они  поглощены  самим  процессом  выполнения  действий  и  подчас  забывают  о  результате  —  для  чего  и  для  кого  они  это  сделали.

Для  средних  дошкольников  главное  —  отношения  между  людьми,  игровые  действия  производятся  ими  не  ради  самих  действий,  а  ради  стоящих  за  ними  отношений.  Поэтому  5-летний  ребенок  никогда  не  забудет  «нарезанный»  хлеб  поставить  перед  куклами  и  никогда  не  перепутает  последовательность  действий  —  сначала  обед,  потом  мытье  посуды,  а  не  наоборот.

Для  старших  дошкольников  важно  подчинение  правилам,  вытекающим  из  роли,  причем  правильность  выполнения  этих  правил  ими  жестко  контролируется.  Игровые  действия  постепенно  теряют  свое  первоначальное  значение.  Собственно  предметные  действия  сокращаются  и  обобщаются,  а  иногда  вообще  замещаются  речью  («Ну,  я  помыла  им  руки.  Садимся  за  стол!»)  [4]. 

Следует  отметить,  что  каждый  возрастной  период  охарактеризован  своими  возрастными  особенностями.  В  дошкольном  возрасте  развитие  происходит  интенсивно  и  формируются  важнейшие  системы  и  функций  организма.  Воспитание  ребенка  закладывает  основы  восприятия  ребенком  окружающего  мира  и  его  отношение  между  чужими  и  близкими  людьми.

Развитию  эмоциональной  сферы  уделяли  особое  внимание  такие  ученые:  С.Л.  Рубинштейн,  А.Н.  Леонтьев  еще  и  другие.  Эмоциональная  сфера  является  важной  составляющей  в  развитии  ребенка.  Огромное  значение  в  личности  растущего  человека  имеет  понимание  своих  эмоций  и  чувств.  В  дошкольном  возрасте  формируется  глубина  и  устойчивость  эмоций.  Одна  из  главных  причин  развития  эмоций  в  дошкольном  возрасте  связано  с  умственным  развитием  человека.  Ребенок  продолжает  познавать  окружающий  мир,  расширяет  границы  своего  сознания.  Также  он  знакомится  с  тем,  что  его  поступки  имеют  как  положительный  так  и  отрицательный  окрас.  Дети  начинают  осознавать,  как  можно  поступать,  а  как  нет  по  отношению  к  людям.  Все  эти  знания  отражаются  в  чувствах  и  эмоциях  детей.

Когнитивной  сферой  дошкольника  занимались  такие  ученые  как  Выготский  Л.С.,  Пиаже  Ж.  еще  и  другие.  Когнитивная  сфера  это  познавательные  психические  процессы.  С  помощью  познавательных  процессов  человек  получает  необходимую  информацию,  отображает  объективный  мир.  Познавательные  процессы  выступают  как  важнейшие  компоненты  любой  человеческой  деятельности.  Для  удовлетворения  своих  потребностей  ребенок  должен  постоянно  развиваться,  обдумывать,  размышлять,  запоминать,  высказывать.  Из  этого  следует,  что  без  познавательных  процессов  человеческая  деятельность  невозможна.

  Одной  из  важнейших  познавательных  сфер  остается  интеллектуальная.  Особое  внимание  интеллектуальной  сфере  уделяли  такие  психологи  как  М.А.  Холодная,  В.В.  Зеньковский,  Д.Б.  Эльконин  и  другие.  Психические  процессы  у  младших  школьников  развиваются  интенсивно,  но  неравномерно.  В  таком  возрасте  дети  не  умеют  еще  целенаправленно  анализировать,  выделять  главное.  Данную  сферу  дошкольникам  могут  помогать  целенаправленно  развивать  взрослые,  воспитатели  в  детских  садах.  Это  может  быть  объяснение  окружающего  мира,  что  и  как  построено,  явления  природы  и  другое.  К  главной  задачи  в  развитии  интеллекта  следует  отнести:  формирование  правильных  представлений  о  строении  мира;  развитие  познавательных  процессов:  восприятие,  ощущение,  речь,  мышление  и  так  далее.

Таким  образом  можно  сказать,  что  каждый  возрастной  период  ребенка  это  важная  часть  в  развитии  его  личности.  Для  ее  плодотворного  прохождения  необходимо  уделять  внимание  всем  сферам  в  развитии  дошкольника.  Помогать  преодолевать  ему  трудности.  Необходимо  развивать  и  максимально  обогащать  игровую,  практическую  и  изобразительную  деятельность,  а  также  общение  друг  с  другом  и  взрослыми.

Список  литературы:

  1. Алексеева  Е.Е.  Психологические  проблемы  детей  дошкольного  возраста.  Учебно-методическое  пособие.  Речь  СПб  2008,  —  с.  283.
  2. Божович  Л.И  Личность  и  её  формирование  в  детском  возрасте  М  Просвещение,  1968  С.  436—446.  Алексеева  Е.Е.  Психологические  проблемы  детей  дошкольного  возраста.  Учебно-методическое  пособие.  Речь  СПб  2008,  —  с.  283.
  3. Выготский  Л.С.  Психология  развития  человека.  М.:  Изд-во  Смысл;  Изд-во  Эксмо,  2005,  —  с.  1136. 
  4. Кураев  Г.А.,  Пожарская  Е.Н.  Возрастная  психология:  Курс  лекций.  Ростов-на-Дону:  УНИИ  валеологии  РГУ,  2002.  —  146  с.
  5. Леонтьев  А.Н.  Психическое  развитие  ребенка  в  дошкольном  возрасте  //  Вопросы  психологии  ребенка  дошкольного  возраста.  М.,  1948.
  6. Леонтьев  А.Н.  К  теории  развития  психики  ребенка  //  Проблемы  развития  психики.  М.,  1959.

Источник