Психологические механизмы речевого развития ребенка

«Пралеска» (раздел учимся общаться» постр-на Лисиной).

Лисина счит главк условием развития речи реб-ка — сотрудничество с ним в ВВД, сопровожд-е речевым общ-ем. Это даёт возм-ть вызреванию потреб-ти реб-ка в общении; заражается инициативой взрос оречевлять совместимости действия.

Рассм проблемы возник-я и разв-я речи у детей в процессе их общ-я с окруж в контексте концепции о генезисе общ-я как комуникативн деят-ти.

Этапы становления речи:

— довербальн (голос общ-е)

— возник-я речи (поним-е обращ речи, 1-е вербализации)

— разв-я речи (появ-е 1-х слов, овлад-е произв регуляцией реч ср-вами)

Этапы разв-я потреб-ти в общ-и реб-ка со взрос:

— необх-ть во внимании и доброжелат-ти взрос как условие благополучия реб-ка в 1м полугодии жизни

— нужда в сотруд-тве или в соучастии взрос, появ-яся после овлад-я им произв хватанием.

— нужда в уважит-ном отнош-и взрос, возник-я на фоне познават-ной деят-ти детей, направ на установление чувственно невоспринимаемых взаимосвязей в окруж мире. Для этого дети стрем-ся к теоретич сотруд-тву со взрос, выр-ся в совмести обсужд-и яв-й и событий предметн мира.

— потреб-ть во взаимопон-и и сопережив-и взрос, возник-я в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотнош-й и обуслов овлад-ем детьми нормами этих отнош-й. Реб-к доб-ся общности взглядов со взрос и использует их как руководство в своих поступках.

Формы общ-я со взрос (рассм-е разв-я общ-я как смены кач-но своеобразных ф-м, хар-ся особ содерж-ем потреб-ти реб-ка в общ-и со взрос, хар-ром ведущ мотива и преобладающ ср-вами общ-я, датой возник-я и местом в сис-ме жизнедеят-ти реб-ка)

+ 2 мес — ситуативн-личностное:

— общ-е нах-ся в полож-и ВД, опоср-я все их ост отнош-я с миром

— содерж-е потреб-ти свод-ся к нужде в доброжелат вн-и взрос

2)- ведущ мотивом яв-ся личностный

— оси ср-во — кат-я выразит-ных движ-й и поз. + конец 1го 1/2гг — ситуативн-деловое:

— общ-е разворач-ся на фоне предмета манипуляций, состав-х ВВД

— содерж-е потреб-ти — + стрем-е реб-ка к сотруд-тву со взрос.

— деловой мотив

— движ-я и позы предметн действий. + внеситуативн-позноват-е:

— контакты детей со взрос связ с поЗ и акт-ным анализир-ем ими яв-й окруж мира

— потреб-ть в уважит-ном отнош-и взрос

— познават мотивы

— ср-во общ-я — речь

+ внеситуативн-личностн:

— протек на фоне игры

— потреб-ть во взаимопон-и и сопережив-и взрос, т к совп-е мнений и оценок реб-ка со взглядом взрос служ для него критерием прав-ти

— личностные мотивы

— осн ср-ва — речь операции.

Гипотеза о голос общ-и реб-ка на 1 г жизни, в ходе кот созд-ся усл-я овлад-я речью:

— разв-е реч слуха

— отраб-ка реч артик-й.

Осн усл-е возник-я коммуникативн зачи, облад-ей побудит-ной силой, яв-ся ситуация инд-ного взаимод-я взрос и реб-ка. Осн ф-ры стан-я детск речи, обеспеч-е мех-мы её разв-я:

-положительные эмоции

— потреб-ть эмоцного контакта с близк челом

— психофизиологич (гра: двиг-ный, оптико-пространств, динамич и т Д)

— потреб-ть содержательного общ-я

— когнитивн разв-е (начо форм-я пон-й)

— реч среда

— опыт ВВД внутри кажд возра

— изуч-е язой теории для осознания речи знаковой системы и обогащ-я содержат-ной базы речи.

Источник

Алла Мальгина
Развитие базовых механизмов речи

Ведущая деятельность – это та, которая обеспечивает максимальное развитие мышления и речи (Д. Б. Эльконин).

Основная деятельность в младенческом возрасте – это эмоциональное общение ребёнка со взрослым. На базе ведущей деятельности у ребёнка формируется три механизма речи:

1. Формируется психологическая база речи: внимание, восприятие, память, первоначальная форма наглядно-действенного мышлении.

Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе,внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления».

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Если у ребёнка не появились «комплекс оживления», зрительное общение, родителям необходимо обратиться к специалистам.

2. Формируется фонематический слух (Н. И. Жинкин) – способность различать звуки речи.

Фонематический слух – это способность опознавать звук в речевом потоке; различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разной последовательности (сосна-насос); различать слова, близкие по звуковому составу (старик-парик); слова с аппозиционными фонемами (близкие по акустическим и артикуляционным признакам).

Н. Х. Швачкин разделяет всё развитие на дофонемную стадию развития и фонемную.Дофонемная стадия: на 3 неделе у ребёнка появляется реакция на голос, к 4 месяцам он реагирует на голос и интонацию, с 5 месяцев он улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова, в 9-10 месяцев реагирует на интонацию и значение некоторых слов, в 11 месяцев ребёнок различает контрастные по звучанию слова (мама-баба). Следовательно, фонематический слух начинает формироваться в 11-12 месяцев,начинает различать губные звуки: п, б, м (формируется связь зрительных и слуховых анализаторов. На основе фонематического слуха начинает формирваться механизм самоподражания,формируется связь: слово+предмет, ребёнок начинает понимать речь окружающих.

3. Формируется механизм слогообразования. Если фонематический слух является центром восприятия, то слог – это центр говорения. Показателем формирования слога является стадия лепета, тогда и происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность. Эта линейность и есть основной механизм слогообразования. Он формируется постепенно. Слог в своём развитиипроходит несколько стадий:

— аутоэхолалия — непроизвольные вокализы, появляются у всех детей;

— эхолалия – повторение, отражённые вокализы (6 мес.); ребёнок непросто реагирует на тембр голоса мамы, он начинает подражать маминым вокализам.

Эти вокализы Н. И. Жинкин называет «интонационным языком». Самые яркие появляются в 7-9 месяцев. Это происходит, когда большой палец ребёнка раздвигается на 90 градусов, появляются слова «папа», «мама»…Маме необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики (рассказыванию стишков и потешек с загибанием пальчиков, «молоточков» и т. д.). Развитие интонационного языка – это продвижение вперёд, появляется зависимость между развитием интонационного языка и развитием слоговой структуры слова. Появление интонационного языка – это время налаживания механизма произношения. Если у ребёнка он не появился, необходимо обратиться к отоларингологу. При нормальном слухе – к нейрохирургу (для проверки наличия или отсутствия очага поражения головного мозга).

Развитие 3-х базовых механизмов речи подготавливают индикативную (указательную) функцию речи. Начинают появляться первые коммуникативные жесты. Это тоже стимул появления нормального языка.

Таким образом, младенческий возраст является самым сензитивным периодом для развития ребёнка. Именно в этот период формируются предпосылки для развития речи. Формируется фонематическиё слух – основа для развития импрессивной речи, подражания, самообучения; формируется механизм слогообразования – основа для развития экспрессивной речи; формируется психологическая база речи – внимание, восприятие, память, мышление. Именно в этот период родителям необходимо уделять особое внимание не только уходу, но и воспитанию, развитию.

Источник

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

Рассмотрим, как раскрывается понятие «речь» в психолого-педагогической литературе, и какое значение она имеет для развития.

А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики.

Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий» [13, с.18].

Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А.А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков — это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то можно говорить о развитом у него чувстве языка.

Существуют различные аспекты развития речи.

Физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизм формирования речи. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т.д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит прежде всего бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы: ощущения, восприятия и представления, а язык в целом – как вторая сигнальная система.

Лингвистическую основу развития речи составляет учение о языке, как знаковой системе. При этом решается вопрос о различии и взаимосвязи понятий «язык» и «речь».

Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность.

Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека.

Речь без усвоения языка не возможна, в то время как я зык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического.

Психологический аспект развития речи опирается на положение Л.С. Выготского, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Выготский говорил, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления» [1, с. 124]

Большое значение взаимодействию речи и мышления придавал А.В. Запорожец. Приводя примеры исследований речи детей раннего возраста, он подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. Запорожец отмечал, что «речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь». [2, с. 98]

С.Л. Рубинштейн так говорил о взаимодействии мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается». [5, с.117]

Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, основой которой является семантический компонент.

Рассматривая педагогические основы можно отметить, что еще Ян Амос Коменский, великий славянский педагог, устанавливая последовательность изучения разных дисциплин, считал, что сначала надо освоить язык (грамматику), затем реальные науки и, наконец, риторику.

Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат.

Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.

Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека.

Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи. [4, с.232]

В развитии монологической речи многие исследователи отводили вопросам восприятия художественной литературы: А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, Л.М. Гурович.

Хочется отметить, что вопросы развития речи издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития речи.

Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

О.С. Ушакова говорит о том, что выделяют три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. [6, с.203]

Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов. Правильная, грамотная речь залог успешной адаптации человека в обществе. Поэтому многие педагоги и психологи направляли свои силы на решение именной этой проблемы.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. — Собр. соч. в 6 т. — М.: «Педагогика», 1983. — Т.2. — 340 с.
  2. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.
  3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. -214с.
  4. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М.Алексеева, В. И.Яшина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -560с.
  5. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
  6. Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995. — №1. – С.59-66

Источник

Теоретические основы речевого развития ребенка (физиологический, психологический и нейропсихологический аспекты). Предпосылки речевого развития.  Взаимосвязь мышления и речи. Взаимосвязь речи  с другими психическими процессами.

    Речевое развитие ребенка – это сложный  процесс, который включает в себя различные стороны овладения ребенком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребенок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития.

   Проблемой развития речи в психологии занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Л.С. Выготским были разработаны вопросы возникновения и развития речи. Становление устной речи происходит как становление деятельности. Важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира.

   Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

   Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают.

физиология изучает развитие речи в зависимости от возраста

Предпосылки речевого развития:

1) Биологические предпосылки- нормальное развитие центральной нервной системы.

2) Социальные предпосылки развития речи- Потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком. Речевая среда — пример для подражания.

3) Психолого-физиологические предпосылки- развитие органов речи: речевых центров мозга, памяти органов говорения.

Взаимосвязь мышлении и речи.

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.

Связь речи с другими психическими процессами.

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л.С. Выготский, А.Р.Лурия, А.В. Запорожец и др.)

Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать.

Источник