Психологические аспекты развития личности ребенка в образовании
Развитие важных личностных качеств формирует опыт коммуникативного взаимодействия школьника с социальным окружением, развивает организаторские способности, контактность, терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию, навыки лидерства и подчинения.
Я считаю, что каждый учитель, работая и развивая детей, является и психологом.
Здравствуйте уважаемые коллеги, тема моего выступления – «Психологические аспекты развития личности ребенка в образовательном процессе».
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль руководителя ОУ, педагогов как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий педагоги все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя, психолога. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания.
Его должны мы подготовить к пониманью
Всей жизни смысла наперёд,
Что все едино в этом мирозданье,
И по одним Законам все живет.
Наполнить жизнь его добром и красотой,
Раскрыть и углубить его сознанье,
Он в жизнь приходит не пустой-
С потенциалом скрытых знаний.
Из прошлых жизней он несёт с собой
Способности, возможности, таланты.
И мы должны с любовью, добротой
Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты.
Я работаю в школе вот уже 17 лет. И всегда в своей профессиональной деятельности огромное внимание я уделяла изучению личности ребенка, т.е. пыталась «отшлифовать бриллианты». Сейчас современная школа ориентирована на личностное развитие школьников.
Личность — целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. К психическим свойствам личности относят характер, темперамент, способности человека, совокупность преобладающих чувств и мотивов его деятельности, а также особенности протекания психических процессов. Это неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого конкретного человека образует устойчивое единство, которое можно рассматривать как относительное постоянство психического облика или склада личности.
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Личность формируется в условиях конкретно-исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.) Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. У нас такие группы детей существуют, это наши подготовительные курсы, где я как психолог развиваю личностные качества детей. Например, провожу занятия, где говорим о радости, доброте, любви; кто я?; что такое счастье? и т.д., специальными упражнениями развиваю память, внимание, мышление.
Потом в младших классах продолжаю изучать и развивать личности детей, использую различные тесты, например, провожу диагностику темперамента, характера, личностные опросники, выявляю у детей тревожность, агрессивность, акцентуации характера.
При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным?
- Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника и тем, что субъективно значимо для него.
- Активность и самостоятельность самих учащихся.
- Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка — необходимое условие формирования личности. При этом надо помнить, что для формирования нужных мотивов, деятельность ребенка должна быть организована соответствующим образом. В деятельности формируются и привычные способы поведения.
- Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.
Задача формирования личности учащегося выступает как задача обеспечения его культурно-личностного роста. Решение этой задачи возможно через организацию обучения, передачу определенного культурно-исторического опыта как личностно значимой ситуации, затрагивающей базовые личностные образования, в частности субъектный опыт самого ученика. В работе делаю упор на организацию поисковой и исследовательской деятельности на уроках в группах. В учениках воспитываю стремление к самосовершенствованию, развиваю инициативу и творчество. Использование интерактивных форм обучения: игровых, коммуникативных, исследовательских технологий — дает широкие возможности для развития личности ребенка, креативности младших школьников. Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувства психологической защищённости, радости познания, развития его индивидуальности. Стараюсь создать максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика.
Используя психологическое сопровождение урока в развивающем обучении, я лучше и яснее понимаю внутренние психологические условия для достижения успехов в развитии своих учеников. Выбор форм, методов и приёмов обучения исходит из содержания самого предмета, определяется воспитательными и дидактическими целями, возрастными и психологическими особенностями обучающихся.
При подготовке к урокам, к занятиям выделяю следующие основные компоненты:
- социально-детерминированные цели урока (оптимальное общее развитие школьников; знания умения и навыки для достижения этой цели);
- содержание учебного материала (система заданий, направленная на формирование умений отличать известное от неизвестного, оценивать свои мысли и действия, пропустив их через призму своего «Я», оценивать мысли, действия, поступки других людей);
- дидактические условия проведения урока (многогранность, процессуальный характер, коллизии, вариантность);
- формы общения учителя и детей: сотрудничество, сотворчество, сопереживание;
- методы деятельности учителя и детей на уроке — решение нравственных и познавательных коллизий, решение проблемных ситуаций;
- оценка успешности продвижения коллектива в решении проблемы;
- личные достижения ученика;
- анализ со стороны детей результатов урока (подведение итогов личного участия в решении проблемы). Любая форма организации учебной деятельности в условиях классно-урочной системы, конечно, включает коммуникативное взаимодействие учащихся. Личностный подход к обучению через введение психологических упражнений меняет схему и иерархию связей взаимоотношений «учитель — ученик» и «ученик — ученик». Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы, обсуждать услышанное. Возникают отношения партнерства. Снижается приоритетная роль учителя как главного источника информативной составляющей учебного процесса. Усиливается позиция учебника как организатора познавательной деятельности. Активизируется коммуникативное взаимодействие между школьниками при выполнении разработанных в учебниках коллективных заданий, групповых форм организации учебной деятельности. Моделируются приемы диалога как оптимальной формы организации коммуникативного взаимодействия участников учебного процесса.Таким образом, развитие самопознания личности школьника через усиление психологического аспекта я осуществляю с опорой на ценностные принципы деятельности:2.Приоритетность целей, ценностей и потребностей развития внутреннего мира самого ребенка. Развитие важных личностных качеств формирует опыт коммуникативного взаимодействия школьника с социальным окружением, развивает организаторские способности, контактность, терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию, навыки лидерства и подчинения.
- Вывод: я считаю, что каждый учитель, работая и развивая детей, является и психологом. И в своей работе развивает личность ребенка обязательно.
- 3.Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку строить самостоятельно систему отношений с миром и самим собой, совершать личностно значимые жизненные выборы, неся за них полную ответственность.
- 1.Опираться на те психологические, личностные достижения, которые реально есть у ребенка, составляющие уникальный багаж его личности.
- С помощью работы в группах школьники активно включаются в ролевую деятельностную игру, виртуально выполняют роль различных персонажей. В связи с этим можно сделать вывод: если в учебном процессе использовать усиление психологического аспекта, опираться на способности учеников, их склонности, интересы, ценностные ориентации, личный опыт детей, то постепенно можно снизить уровень тревожности, связанный со школой.
- С целью развития умения анализировать черты характера, формирование адекватной самооценки и потребности в самовоспитани и самосовершенствовании провожу классные часы на темы: «Воспитай себя сам», «Как завоевать друзей», «Моя самооценка» и другие.
- Необходимым условием успешности таких уроков должна стать опора на принцип активной личной вовлечённости каждого в учебный процесс, принцип ситуативности, образовательной рефлексии. Психологические моменты я использую и во внеурочное время. Веду кружок «Психологическая азбука» и использую различные игры, сказки, тренинги для развития личности ребенка.
Притча про карандаш.
Однажды мастер, который делает карандаши, отложил один карандаш в сторону и сказал ему: «Перед тем, как я тебя отправлю в твое путешествие, есть 5 вещей, которые ты должен знать. Всегда помни их и никогда не забывай, и ты станешь самым лучшим карандашом на свете.
Во-первых, у тебя будет возможность сделать много добрых дел, но только если ты позволишь взять себя другому человеку в руки – доверяйте друг другу.
Во-вторых, ты время от времени будешь испытывать жуткие муки, когда тебя будут точить, но они необходимы, чтобы ты мог стать лучшим карандашом.
В-третьих, ты сможешь исправить любую ошибку, которую совершишь – то, что написано карандашом, можно стереть.
Четвертое: самое важное в тебе — это то, что находится внутри тебя.
И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты везде должен оставить свой след. Абсолютно в любых условиях ты должен продолжать писать».
Задач много и мы обязательно их решим, только никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.
А вы знаете, чем закончилась притча? Карандаш все понял и пообещал помнить эти мудрые слова всю свою жизнь. Чего я Вам и желаю! Спасибо!
Источник
Елена Шубина
Теоретическое сообщение из опыта работы «Психологический аспект социально-личностного развития детей»
«Характер и нравственное поведение ребёнка –
это слепок с характера родителей, он развивается
в ответ на их характер и их поведение»
Эрих Фромм
Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально — личностному развитию детей. Социализация детей сегодня — это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
Социально-личностное развитие процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой социально-личностного развития.
В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание социально-личностному развитию. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
На базе нашего детского сада был создан «Консультационный центр» для родителей и детей, которые не посещают детский сад. Главная задача центра, это оказание психолого-педагогической помощи по вопросам индивидуального развития ребенка, а также социально-личностного развития. Был составлен план работы «Консультационного центра», на основании которого были составлены перспективные планы всеми специалистами. Проводятся подгрупповые и групповые собрания, консультации, мастер-классы, беседы, развивающие занятия с родителями и детьми.
Сотруднические взаимоотношения осуществляются в создании особой формы общения между родителями и педагогами:
1. трансляция родителям положительного образа ребенка;
2. ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка;
3. просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии;
4. совместное исследование и формирование личности ребенка.
Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков социально-личностного развития детей. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга?
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально- психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Наиболее оптимальным вариантом формирования личности ребенка является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам проблемы. Педагог в своей работе опирается на помощь семьи, а родителям необходимо согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата — правильного и полноценного развития ребенка, базирующегося на эмоциональном благополучии.
Организацию сотрудничества родителей и детского сада в деле воспитания и развития детей следует строить на основе единой педагогической позиции, то есть:
1. установление доверительно-делового контакта;
2. обеспечение педагогической поддержки;
3. оказание помощи родителям в семейном воспитании;
4. организация здорового образа жизни ребенка в семье и ДОУ.
Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.
Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Игра имеет очень важное значение в жизни развивающегося человека. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Организация объединенных наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра – практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребёнком ранее, в ходе игры эти знания преобразуются, совершенствуются благодаря речи. В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения. В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игры вызывают яркие эмоциональные переживания, а это играет стимулирующую роль, что положительно сказывается на нравственном воспитании ребенка. В игре дети вступают в общение со сверстниками, тем самым активно происходит процесс социализации. Неиграющий ребенок – это в той или иной мере ребенок с проблемами в развитии, часто этой проблемой бывает социальная дезадаптация.
Именно поэтому игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод социализации ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством.
Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня игра уходит из жизни дошкольников. Большинство детей к концу дошкольного возраста остаются на первом уровне развития игры, содержанием которого являются игровые действия. В свою очередь низкий уровень развития игры тормозит полноценное развитие произвольного поведения. А отсутствие развитой формы игры ведёт к социально-личностному недоразвитию ребёнка. Главной причиной недостаточного развития игры современных детей является отсутствие практического участия взрослых в игровой деятельности детей. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным.
Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе, что в последствии влечет за собой недоразвитие коммуникативных качеств, дезадаптацию к школьному обучению, проблемы в общении с окружающими.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, Все психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.
Именно поэтому важным является социально-личностное развитие дошкольников через развитие игровых действий и умений.
Действенным средством формирования у дошкольников навыков общения являются игры (творческие, дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-соревнования, игры-экспериментирования, игры-имитации, этюды и упражнения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, рисование и аппликация, сочинение и рассказывание из личного опыта, обыгрывание ситуаций, развлечения.
Также организация работы по социально-личностному развитию детей осуществляется не только в рамках «Консультационного центра», в соответствии с перспективными и календарными планами работы, систематически планируются занятия по социальному миру, организована работа по развитию коммуникативных способностей детей, проводится коррекционная работа с детьми (коррекция агрессивности, тревожности и страхов, гиперактивности, преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности). Проводится диагностика социального воспитания детей, диагностика социальной ситуации развития ребёнка в семье (рисуночная методика «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные», «Моя семья»).
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени, основная цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей, самопознание. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
Источник