Психологическая работа с родителями ребенка с проблемами в развитии

https://www.pedlib.ru/Books/3/0332/3_0332-64.shtml
 Мамайчук И.И.
 Психологическая помощь детям с проблемами
 в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
 Трудности
 психологической реабилитации и адаптации
 детей с нарушениями в психическом
 развитии в значительной степени
 обусловлены сложной структурой и
 степенью тяжести их дефекта, что
 проявляется в своеобразных особенностях
 их умственного и эмоционально-волевого
 развития. Поэтому своевременная
 Психолого-педагогическая помощь им
 является одним из важнейших звеньев
 системы их реабилитации.
 В
 настоящее время вопросы психологической
 помощи детям и подросткам с нарушением
 в развитии освещены далеко недостаточно.
 На практике различные психотехнические
 приемы нередко используются психологами
 и педагогами без учета формы заболевания,
 уровня развития интеллектуальных
 процессов и особенностей эмоционально
 волевой сферы ребенка.
 Отсутствие
 четко разработанных дифференцированных
 методов психокоррекции детей, неадекватный
 подбор психотехнических приемов
 отрицательно сказывается на психическом
 развитии ребенка, а также создает
 существенные трудности в работе педагогов
 и родителей.
 Многолетний
 опыт нашей работы показывает, что
 правильно подобранные методы
 психологической помощи с учетом
 индивидуально психологических
 особенностей детей и подростков с
 проблемами в развитии оказывают
 положительное влияние на динамику их
 умственного и личностного развития.
 Мы
 рассматриваем психологическую помощь
 детям и подросткам с нарушениями в
 развитии как сложную систему
 психологореабилитационных воздействий,
 направленных на повышение социальной
 активности, развитие самостоятельности,
 укрепление социальной позиции личности
 ребенка с нарушением в развитии,
 формирование системы ценностных
 установок и ориентации, развитие
 интеллектуальных процессов, которые
 соответствуют психическим и физическим
 возможностям ребенка.
 Важное
 значение имеет решение частных задач:
 устранение вторичных личностных реакций
 на имеющийся психический или физический
 дефект, неадекватный стиль семейного
 воспитания, госпитализм и др.
 Существующие
 сегодня в мировой практике виды
 психологической помощи детям и подросткам
 чрезвычайно разнообразны. Они различаются
 по характеру решаемых задач специалистами,
 работающими с детьми и подростками:
 педагогов, дефектологов, социальных
 работников, врачей и др. Эти различия
 формируют ту или иную модель психологической
 помощи. Каждая из таких моделей опирается
 на собственную теоретическую базу и
 предопределяет используемые методы
 работы.
 По
 своему характеру психологическая помощь
 может состоять:
 1)     
 в рекомендациях, связанных с дальнейшим
 обучением и воспитанием ребенка.
 Например, таких как направление в
 специальные или вспомогательные школы,
 специальные детские сады, направление
 на дополнительные консультации у
 психоневролога, логопеда, психолога
 консультанта другого профиля и т. д.;
 2)     
 в рекомендации методов воспитания,
 обучения; в) рекомендации по профессиональной
 ориентации подростков; г) в определении
 готовности ребенка к школьному обучению
 и выявлении причин трудностей в учении;
 д) в осуществлении психотерапевтических
 и психокоррекционных воздействий.
 Все
 указанные виды помощи являются
 психологическими в том смысле, что они
 нацелены на проблемы, вызванные
 психологическими причинами, и основаны
 на психологическом воздействии. Так,
 например, помощь в устройстве умственно
 отсталого ребенка во вспомогательную
 школу, казалось бы. не содержит в себе
 ничего психологического, а относится,
 скорее, к сфере медицины и специальной
 педагогики. Однако это не так:
 §  
 во-первых, как правило, объектом помощи
 оказывается прежде всего родитель,
 который может остро переживать отставание
 в умственном развитии своего ребенка
 или не замечать его и сопротивляться
 переводу ребенка во вспомогательную
 школу;
 §  
 во-вторых, определение степени и причин
 умственной отсталости основано на
 психологических знаниях развития
 ребенка и требует психологических
 методов диагностики аномалий развития.
 Психологическую
 по своему характеру помощь далеко не
 всегда оказывают сами психологи. Среди
 специалистов, деятельность которых
 связана с определением такой помощи,
 могут быть врачи-психиатры, психотерапевты,
 психоневрологи, педагоги, социальные
 работники.
 В
 связи с этим авторы выделяют несколько
 моделей психологической помощи детям
 и подросткам с нарушениями в развитии
 (Сб. Семья в психологической консультации.
 М., 1989).
 Педагогическая
 модель включает в себя оказание помощи
 родителям в воспитании детей.
 Педагог-консультант анализирует вместе
 с родителями сложившуюся ситуацию и
 вырабатывает программу мер, направленных
 на ее изменение.
 Диагностическая
 модель. Как правило, объектом диагностики
 оказываются дети или подростки с
 отставанием в развитии, с трудностями
 в учебе, с отклонениями в поведении.
 Причем сам процесс диагностики является
 комплексным и предполагает участие
 группы специалистов для осуществления
 медицинской, педагогической или
 психологической диагностики.
 Диагностическая модель широко используется
 в медико-психолого-едагогических
 комиссиях, где рассматривается вопрос
 о дальнейшем обучении ребенка.
 Социальная
 модель помощи чаще используется в
 семейной консультации. Такого рода
 помощью может быть, например, знакомство
 родителей детей с проблемами в развитии
 друг с другом с целью общения, знакомство
 родителей с имеющимися в городе
 социальными службами, например
 родительские ассоциации, семейный клубы
 и др.
 Медицинская
 модель помощи предполагает усилия
 специалистов, направленные на лечение,
 реабилитацию детей с проблемами в
 развитии, а также на психическую адаптацию
 здоровых членов семьи к особенностям
 больного ребенка.
 И,
 наконец, психологическая модель помощи,
 опираясь на закономерности психического
 развития ребенка и подростка, предполагает
 анализ особенностей формирования
 познавательных процессов и личности
 ребенка или подростка с проблемами в
 развитии и разработку адекватных методов
 психологического воздействия, т. е.
 оказание всесторонней психологической
 помощи.
 Система
 психологической помощи детям и подросткам
 с проблемами в развитии состоит из
 следующих составляющих:
| Психологическая | Психодиагностика | Психопрогностика | 
| Психологическое | ||
| Психокоррекция | ||
| Психологическая | 
 Блоки
 этой системы взаимосвязаны, но каждый
 из них имеет свою специфику и содержательную
 направленность.
 Психологическая
 помощь детям и подросткам с проблемами
 в развитии существенно отличается от
 помощи здоровым детям и взрослым как
 по целевой направленности, так и по
 организации и динамике процесса.
 В
 процессе психологической помощи детям
 с проблемами в развитии необходимо
 учитывать сложную структуру, специфичность
 их развития, характер сочетания в картине
 их состояния биологических и социальных
 факторов развития, особенности социальной
 ситуации развития, степень выраженности
 изменений личности в связи с заболеванием,
 особенности межличностного общения в
 семье и в социуме.
 Психологическую
 помощь можно рассматривать двупланово:
 в широком и узком смысле этого понятия.
 В
 широком смысле психологическая помощь
 является системой психологических
 воздействий, нацеленных на исправление
 имеющихся у детей недостатков в развитии
 психических функций и личностных
 свойств.
 В
 узком смысле психологическая помощь —
 это один из способов психологического
 воздействия, направленный на гармонизацию
 развития личности ребенка, его социальной
 активности, адаптации, формирование
 адекватных межличностных отношений.
 Сложность
 и своеобразие психики ребенка с проблемами
 в развитии требует тщательного
 методологического подхода к процессу
 психологической помощи.
 Разработка
 принципов как основополагающих отправных
 идей незаменима в теории и практике
 психологической помощи.
 Чрезвычайно
 важен принцип личностного подхода к
 ребенку с проблемами в развитии. В
 процессе психологической помощи не
 учитывается какая-то отдельная функция
 или изолированное психическое явление,
 например низкий уровень интеллекта, а
 личность в целом со всеми ее индивидуальными
 особенностями. Основоположник
 клиентцентрированной терапии известный
 американский психотерапевт К. Роджерс
 выделил три основных направления этого
 принципа:
   каждая
 личность обладает безусловной ценностью
 и заслуживает уважения как таковая;
 2)     
 каждая личность в состоянии быть
 ответственной за себя;
 3)     
 каждая личность имеет право выбирать
 ценности и цели, принимать самостоятельные
 решения.
 Психолог
 должен принимать любого ребенка и его
 родителей как уникальных, автономных
 индивидов, за которыми признается и
 уважается право свободного выбора,
 самоопределения, право жить собственной
 жизнью.
 Второй
 принцип — это каузальный принцип.
 Психологическая помощь детям с нарушениями
 в развитии должна быть больше
 сконцентрирована не на внешних проявлениях
 отклонений в развитии, а на действительных
 источниках, порождающих эти отклонения.
 Реализация этого принципа способствует
 устранению причин и источников отклонений
 в психическом развитии больного ребенка.
 Сложная иерархия отношений между
 симптомами и их причинами, структура
 дефекта определит задачи и цели
 психологической помощи.
 Третий
 принцип — это принцип комплексности.
 Психологическую помощь можно рассматривать
 только в комплексе клинико-психолого-педагогических
 воздействий. Ее эффективность в
 значительной степени зависит от учета
 клинических и педагогических факторов
 в развитии ребенка. Например, психолог
 должен владеть полной информацией о
 причинах и специфике его заболевания,
 предстоящей тактике лечения, сроках
 госпитализации, перспективах медицинской
 реабилитации. Кроме того, психолог
 должен контактировать с медицинским и
 педагогическим персоналом стационара,
 использовать педагогические характеристики.
 Четвертый
 принцип — принцип деятельностного
 подхода. Психологическая помощь должна
 осуществляться с учетом ведущего вида
 деятельности ребенка. Если это дошкольник,
 то в контексте игровой деятельности,
 если школьник,— то в учебной. Кроме
 того, необходимо ориентироваться также
 на тот вид деятельности, который является
 личностно значимым для ребенка и
 подростка. Это особенно важно при работе
 с детьми и подростками с выраженными
 эмоциональными нарушениями. Эффективность
 психологической помощи в должной мере
 зависит от использования продуктивных
 видов деятельности ребенка. Например,
 рисования, конструирования и других.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Система работы педагога-психолога с родителями.
В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.
Родители располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих детей, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают их и не могут его понять.
В семьях, многие психологические проблемы связаны с господствующим стилем семейного воспитания, а также со спецификой контакта между ребенком и взрослыми (неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать). Ребенок как лакмус впитывает и отражает слабые родительские стороны.
Поэтому наша общая цель по отношению к родителям состоит в создании социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего — родителей) к сопровождению ребёнка в процессе школьного обучения. В первую очередь, это необходимо при решении возникающих проблем. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка.
Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.
Сегодня я расскажу о своей системе работы с родителями, которая в себя включает: психологическое просвещении родителей, психопрофилактическую работу и индивидуальное консультирование родителей.
Психологическое просвещение— это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Хочется привести систему работу с родителями на некоторых классах.
Например, в 1А и 1Б классе в начале учебного года на родительском собрании была проведена лекция для родителей по теме «Психологическая готовность ребенка к школе и его адаптация ». Было проведено анкетирование родителей по адаптации детей к школе.. В конце собрания каждый из родителей получил памятку «Как помочь ребенку адаптироваться к школе». Так же родители были ознакомлены с результатами диагностических обследований, то есть со степенью готовности к обучению. В результате проведения этих обследований была выявлена группа детей, которым трудно будет адаптироваться к условиям школьной среды из-за повышенного уровня тревожности и трудно будет усвоить школьную программу из-за недостаточной степени готовности к обучению. Родители этих детей были приглашены на индивидуальную консультацию, в ходе которой я предложила индивидуальные занятия с целью развития познавательных процессов, снятия тревожности для улучшения адаптации к школе. Так же на индивидуальной консультации родителям были предложены игры, задания и упражнения, которые они могут проводить дома с ребенком, некоторые родители брали книги, для того чтобы лучше познакомиться с проблемой и найти правильные пути выхода из сложившейся ситуации. В конце года будет проведено повторное обследование детей, будет подведена сравнительная характеристика динамики развития детей 1 класса, с которой родители будут ознакомлены на родительском собрании. На индивидуальной консультации родители будут ознакомлены с результатами проведения коррекционной работы.
В 10 классе на родительском собрании была проведена лекция для родителей о «Психологических особенностях развития в ранней юности» и были даны рекомендации, на что обратить внимание в этом возрасте. Так же родители были ознакомлены с результатами психологического обследования, а именно с развитием интеллекта, с уровнем мотивации и уровнем тревожности их детей.
В 11А и 11Б на родительском собрании родители были ознакомлены с рекомендациями при подготовке детей к ЕГЭ, где каждый из родителей получил памятку, чтобы он мог дома прочитать и выполнять полученные рекомендации.
В 7А классе была проведено психологическое обследование на выявление уровня агрессивности у подростков. Родители были ознакомлены с результатами проведенного обследования, и была проведена беседа с родителями по теме «Агрессивное поведение подростка», в конце которой были даны в устной форме рекомендации родителям по снижению уровня агрессивности у детей. Беседу проводила О.В.Маляева, а я помогала ей при подготовке к собранию.
Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. В связи с этим совместно с социальным педагогом для родителей 7 и 8 классов была проведена презентация по теме «Неформальные молодежные объединения». Из которой родители узнали о разнообразии неформальных молодежных объединениях, и о причинах вступления детей в них.
С учащимися 8Б класса была проведена профилактическая беседа по проблеме наркомании, и было проведено анкетирование с целью выявления уровня информированности подростков по этой проблеме и ее последствиях. На родительском собрании родители были ознакомлены с результатами анкетирования и были даны рекомендации.
Так же в работе с родителями используются активные формы работы. Совместно с социальным педагогом для учащихся 8 классов и родителей 7 классов была проведена деловая игра по теме «Отцы и дети». Игра проводилась с целью предупреждения конфликтных ситуаций в общении детей с родителями. В ходе этой игры родители 7 классов увидели причины возникновения конфликтов, которые их могут ожидать с их детьми в 8 классе. В конце игры каждый из участников получил памятку по правильному общению, и в завершении этой игры было проведено чаепитие со всеми участниками игры: детьми, родителями и классными руководителями.
При работе с младшими и старшими школьниками так важно систематическое консультирование родителей, поддержание тесного контакта и взаимодействия с ними.
Индивидуальное консультирование родителейявляется традиционной и наиболее эффективной формой психологической работы школьного психолога с родителями. Традиционно считается, что содержание консультирования определяется запросом клиента, однако в практике школы далеко не всегда так. Особенностью психологического консультирования родителей в рамках школы является то, что они не всегда приходят на консультацию по собственному запросу.
В случае, когда родитель приходит сам, встречаются такие запросы:
— нежелание ребенка учиться, отсутствие интересов;
— плохая память;
— повышенная рассеянность, невнимательность;
— неорганизованность, несамостоятельность;
— лень;
— агрессивность;
— повышенная возбудимость или боязливость, робость;
— отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим, старшим сестрам или братьям.
Любой запрос для меня является сигналом того, что у ребенка, подростка, возможно, существует какая-то проблема.
Следует отметить, что во многих случаях жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределенный характер. Поэтому для вычленения точности запроса, для наполнения конкретным содержанием проблемы или сомнения необходимо проведение специальной беседы с человеком, сделавшим запрос. Беседа имеет и дополнительное значение — она служит для сбора первичной информации об учащемся, помогает прояснить его трудности перед взаимодействием с ним психолога.
Иногда, условно говоря, я могу сделать запрос сама себе по поводу какого-либо конкретного ребенка или группы детей, если особенности поведения, общения, учения привлекут мое внимание, обеспокоят меня, и я почувствую необходимость выяснить их причины с целью коррекции или развития. Свой запрос я перевожу в психологическую проблему. Проблема формулируется на основании изучения всей информации о ребенке. Сбор информации обычно происходит при наблюдении за ребенком во время уроков, игры, перемен, внеклассных мероприятий, бесед с классным руководителем, другими учителями, родителями, товарищами. Сотрудничество по поводу проблемы ребенка позволяет соединить их знания и открывает богатые творческие возможности для решения проблем. В этом, наверное, основное значение консультативной работы.
Так же я обязательно обращаюсь кданным «личного дела» ребенка, в котором фиксируются все результаты психологических обследований, случаи обращений, ход и результаты диагностической, развивающей или коррекционной работы, а так же обращаюсь к данным истории развития ребенка.
Когда психологическая проблема становится ясной, я выдвигаю гипотезы опричинах нарушений в обучении, воспитании, развитии ребенка, о его потенциальных возможностях, онаправленности его интересов.
Когда родитель приходит на консультацию по моему приглашению, классного руководителя или администрации, традиционный начальный этап консультирования несколько видоизменяется:беседа начинается с сообщения родителям о проблеме ребенка, что, безусловно, увеличивает вероятность появления у них сопротивления и различных защитных механизмов. Поэтому информирую родителей о проблемах ребенка максимально корректно и кратко, делая больше акцент на том, как эти трудности могут повлиять на развитие ребенка в будущем, в более взрослом возрасте. Акцент делаю на значимых для родителя сферах жизни ребенка (учебе или здоровье, например). Таким образом, я стараюсь справиться с основной задачей на этом этапе — побуждение родителей к формулированию собственных жалоб и запроса.
Когда родитель принял проблему, встает вопрос о ее причинах. И здесь я могу предложить разнообразные «классические» версии этой проблемы и предлагаю родителю самому определить причину. Это важно для снятия чувства вины, для того чтобы родитель осознал некие объективные причины происходящего. Итогом всей консультации должно стать появление у родителя готовности прежде всего к изменениям самого себя, а потом уже ребенка.
В процессе консультирования родителя стараюсь расширять его внутренние ресурсы. Для этого использую «поддерживающую», а не обвиняющую позицию в беседе. То есть, интересуюсь, чего родители уже достигли в воспитании ребенка, и каких усилий ему это стоило, или помечтать о том, как ребенок удивит в будущем, какие способности у него появятся.
Конечно, в процессе беседы с родителем все рекомендации подробно обсуждаются, приводятся примеры их применения и формы осуществления. Так же использую письменные рекомендации, для повышения ответственности родителя по отношению к ребенку.
И в завершении своего сообщения хочется сказать, что если вы видите психологические проблемы у детей, обращайтесь с запросом. Так же вы можете сделать запрос по работе с родителями.
Источник
 
 