Психологическая работа с родителями ребенка с проблемами в развитии

Психологическая работа с родителями ребенка с проблемами в развитии thumbnail

https://www.pedlib.ru/Books/3/0332/3_0332-64.shtml

Мамайчук И.И.
Психологическая помощь детям с проблемами
в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

Трудности
психологической реабилитации и адаптации
детей с нарушениями в психическом
развитии в значительной степени
обусловлены сложной структурой и
степенью тяжести их дефекта, что
проявляется в своеобразных особенностях
их умственного и эмоционально-волевого
развития. Поэтому своевременная
Психолого-педагогическая помощь им
является одним из важнейших звеньев
системы их реабилитации.

В
настоящее время вопросы психологической
помощи детям и подросткам с нарушением
в развитии освещены далеко недостаточно.
На практике различные психотехнические
приемы нередко используются психологами
и педагогами без учета формы заболевания,
уровня развития интеллектуальных
процессов и особенностей эмоционально
волевой сферы ребенка.

Отсутствие
четко разработанных дифференцированных
методов психокоррекции детей, неадекватный
подбор психотехнических приемов
отрицательно сказывается на психическом
развитии ребенка, а также создает
существенные трудности в работе педагогов
и родителей.

Многолетний
опыт нашей работы показывает, что
правильно подобранные методы
психологической помощи с учетом
индивидуально психологических
особенностей детей и подростков с
проблемами в развитии оказывают
положительное влияние на динамику их
умственного и личностного развития.

Мы
рассматриваем психологическую помощь
детям и подросткам с нарушениями в
развитии как сложную систему
психологореабилитационных воздействий,
направленных на повышение социальной
активности, развитие самостоятельности,
укрепление социальной позиции личности
ребенка с нарушением в развитии,
формирование системы ценностных
установок и ориентации, развитие
интеллектуальных процессов, которые
соответствуют психическим и физическим
возможностям ребенка.

Важное
значение имеет решение частных задач:
устранение вторичных личностных реакций
на имеющийся психический или физический
дефект, неадекватный стиль семейного
воспитания, госпитализм и др.

Существующие
сегодня в мировой практике виды
психологической помощи детям и подросткам
чрезвычайно разнообразны. Они различаются
по характеру решаемых задач специалистами,
работающими с детьми и подростками:
педагогов, дефектологов, социальных
работников, врачей и др. Эти различия
формируют ту или иную модель психологической
помощи. Каждая из таких моделей опирается
на собственную теоретическую базу и
предопределяет используемые методы
работы.

По
своему характеру психологическая помощь
может состоять:

1)     
в рекомендациях, связанных с дальнейшим
обучением и воспитанием ребенка.
Например, таких как направление в
специальные или вспомогательные школы,
специальные детские сады, направление
на дополнительные консультации у
психоневролога, логопеда, психолога
консультанта другого профиля и т. д.;

2)     
в рекомендации методов воспитания,
обучения; в) рекомендации по профессиональной
ориентации подростков; г) в определении
готовности ребенка к школьному обучению
и выявлении причин трудностей в учении;
д) в осуществлении психотерапевтических
и психокоррекционных воздействий.

Все
указанные виды помощи являются
психологическими в том смысле, что они
нацелены на проблемы, вызванные
психологическими причинами, и основаны
на психологическом воздействии. Так,
например, помощь в устройстве умственно
отсталого ребенка во вспомогательную
школу, казалось бы. не содержит в себе
ничего психологического, а относится,
скорее, к сфере медицины и специальной
педагогики. Однако это не так:

§  
во-первых, как правило, объектом помощи
оказывается прежде всего родитель,
который может остро переживать отставание
в умственном развитии своего ребенка
или не замечать его и сопротивляться
переводу ребенка во вспомогательную
школу;

§  
во-вторых, определение степени и причин
умственной отсталости основано на
психологических знаниях развития
ребенка и требует психологических
методов диагностики аномалий развития.

Психологическую
по своему характеру помощь далеко не
всегда оказывают сами психологи. Среди
специалистов, деятельность которых
связана с определением такой помощи,
могут быть врачи-психиатры, психотерапевты,
психоневрологи, педагоги, социальные
работники.

В
связи с этим авторы выделяют несколько
моделей психологической помощи детям
и подросткам с нарушениями в развитии
(Сб. Семья в психологической консультации.
М., 1989).

Педагогическая
модель включает в себя оказание помощи
родителям в воспитании детей.
Педагог-консультант анализирует вместе
с родителями сложившуюся ситуацию и
вырабатывает программу мер, направленных
на ее изменение.

Диагностическая
модель. Как правило, объектом диагностики
оказываются дети или подростки с
отставанием в развитии, с трудностями
в учебе, с отклонениями в поведении.
Причем сам процесс диагностики является
комплексным и предполагает участие
группы специалистов для осуществления
медицинской, педагогической или
психологической диагностики.
Диагностическая модель широко используется
в медико-психолого-едагогических
комиссиях, где рассматривается вопрос
о дальнейшем обучении ребенка.

Социальная
модель помощи чаще используется в
семейной консультации. Такого рода
помощью может быть, например, знакомство
родителей детей с проблемами в развитии
друг с другом с целью общения, знакомство
родителей с имеющимися в городе
социальными службами, например
родительские ассоциации, семейный клубы
и др.

Медицинская
модель помощи предполагает усилия
специалистов, направленные на лечение,
реабилитацию детей с проблемами в
развитии, а также на психическую адаптацию
здоровых членов семьи к особенностям
больного ребенка.

Читайте также:  Роль восприятия в развитии ребенка

И,
наконец, психологическая модель помощи,
опираясь на закономерности психического
развития ребенка и подростка, предполагает
анализ особенностей формирования
познавательных процессов и личности
ребенка или подростка с проблемами в
развитии и разработку адекватных методов
психологического воздействия, т. е.
оказание всесторонней психологической
помощи.

Система
психологической помощи детям и подросткам
с проблемами в развитии состоит из
следующих составляющих:

Психологическая
помощь детям с проблемами

Психодиагностика

Психопрогностика

Психологическое
консультирование

Психокоррекция

Психологическая
поддержка

Блоки
этой системы взаимосвязаны, но каждый
из них имеет свою специфику и содержательную
направленность.

Психологическая
помощь детям и подросткам с проблемами
в развитии существенно отличается от
помощи здоровым детям и взрослым как
по целевой направленности, так и по
организации и динамике процесса.

В
процессе психологической помощи детям
с проблемами в развитии необходимо
учитывать сложную структуру, специфичность
их развития, характер сочетания в картине
их состояния биологических и социальных
факторов развития, особенности социальной
ситуации развития, степень выраженности
изменений личности в связи с заболеванием,
особенности межличностного общения в
семье и в социуме.

Психологическую
помощь можно рассматривать двупланово:
в широком и узком смысле этого понятия.

В
широком смысле психологическая помощь
является системой психологических
воздействий, нацеленных на исправление
имеющихся у детей недостатков в развитии
психических функций и личностных
свойств.

В
узком смысле психологическая помощь —
это один из способов психологического
воздействия, направленный на гармонизацию
развития личности ребенка, его социальной
активности, адаптации, формирование
адекватных межличностных отношений.

Сложность
и своеобразие психики ребенка с проблемами
в развитии требует тщательного
методологического подхода к процессу
психологической помощи.

Разработка
принципов как основополагающих отправных
идей незаменима в теории и практике
психологической помощи.

Чрезвычайно
важен принцип личностного подхода к
ребенку с проблемами в развитии. В
процессе психологической помощи не
учитывается какая-то отдельная функция
или изолированное психическое явление,
например низкий уровень интеллекта, а
личность в целом со всеми ее индивидуальными
особенностями. Основоположник
клиентцентрированной терапии известный
американский психотерапевт К. Роджерс
выделил три основных направления этого
принципа:

  каждая
личность обладает безусловной ценностью
и заслуживает уважения как таковая;

2)     
каждая личность в состоянии быть
ответственной за себя;

3)     
каждая личность имеет право выбирать
ценности и цели, принимать самостоятельные
решения.

Психолог
должен принимать любого ребенка и его
родителей как уникальных, автономных
индивидов, за которыми признается и
уважается право свободного выбора,
самоопределения, право жить собственной
жизнью.

Второй
принцип — это каузальный принцип.
Психологическая помощь детям с нарушениями
в развитии должна быть больше
сконцентрирована не на внешних проявлениях
отклонений в развитии, а на действительных
источниках, порождающих эти отклонения.
Реализация этого принципа способствует
устранению причин и источников отклонений
в психическом развитии больного ребенка.
Сложная иерархия отношений между
симптомами и их причинами, структура
дефекта определит задачи и цели
психологической помощи.

Третий
принцип — это принцип комплексности.
Психологическую помощь можно рассматривать
только в комплексе клинико-психолого-педагогических
воздействий. Ее эффективность в
значительной степени зависит от учета
клинических и педагогических факторов
в развитии ребенка. Например, психолог
должен владеть полной информацией о
причинах и специфике его заболевания,
предстоящей тактике лечения, сроках
госпитализации, перспективах медицинской
реабилитации. Кроме того, психолог
должен контактировать с медицинским и
педагогическим персоналом стационара,
использовать педагогические характеристики.

Четвертый
принцип — принцип деятельностного
подхода. Психологическая помощь должна
осуществляться с учетом ведущего вида
деятельности ребенка. Если это дошкольник,
то в контексте игровой деятельности,
если школьник,— то в учебной. Кроме
того, необходимо ориентироваться также
на тот вид деятельности, который является
личностно значимым для ребенка и
подростка. Это особенно важно при работе
с детьми и подростками с выраженными
эмоциональными нарушениями. Эффективность
психологической помощи в должной мере
зависит от использования продуктивных
видов деятельности ребенка. Например,
рисования, конструирования и других.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Система работы педагога-психолога с родителями.

В нашем обществе существует дефицит психологичес­ких знаний, отсутствует психологическая культура, предпо­лагающая интерес к другому человеку, уважение особеннос­тей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

Родители располагают чрезвычайно бедными и однооб­разными сведениями о психологических особенностях сво­их детей, которые при всей своей любви к ребен­ку нередко не знают их и не могут его понять.

В семьях, многие психологические проблемы связаны с господствующим стилем семейного воспитания, а также со спецификой контакта между ребенком и взрослыми (неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать). Ребенок как лакмус впитывает и отражает слабые родительские стороны.

Читайте также:  Проблема культурного развития дефективного ребенка

Поэтому наша общая цель по отношению к родителям состоит в создании социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего — родителей) к сопровождению ребёнка в процессе школьного обучения. В первую очередь, это необходимо при решении возникающих проблем. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребёнка.

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психо­логическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы мо­жет быть основным в зависимости от той проблемы, кото­рую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Сегодня я расскажу о своей системе работы с родителями, которая в себя включает: психологическое просвещении родителей, психопрофилактическую работу и индивидуальное консультирование родителей.

Психологическое просвещениеэто приобщение взрос­лых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психоло­гическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заклю­чается в том, чтобы знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.

Формы психологического просвещения могут быть са­мыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, под­борка литературы и пр. Хочется привести систему работу с родителями на некоторых классах.

Например, в 1А и 1Б классе в начале учебного года на родительском собрании была проведена лекция для родителей по теме «Психологическая готовность ребенка к школе и его адаптация ». Было проведено анкетирование родителей по адаптации детей к школе.. В конце собрания каждый из родителей получил памятку «Как помочь ребенку адаптироваться к школе». Так же родители были ознакомлены с результатами диагностических обследований, то есть со степенью готовности к обучению. В результате проведения этих обследований была выявлена группа детей, которым трудно будет адаптироваться к условиям школьной среды из-за повышенного уровня тревожности и трудно будет усвоить школьную программу из-за недостаточной степени готовности к обучению. Родители этих детей были приглашены на индивидуальную консультацию, в ходе которой я предложила индивидуальные занятия с целью развития познавательных процессов, снятия тревожности для улучшения адаптации к школе. Так же на индивидуальной консультации родителям были предложены игры, задания и упражнения, которые они могут проводить дома с ребенком, некоторые родители брали книги, для того чтобы лучше познакомиться с проблемой и найти правильные пути выхода из сложившейся ситуации. В конце года будет проведено повторное обследование детей, будет подведена сравнительная характеристика динамики развития детей 1 класса, с которой родители будут ознакомлены на родительском собрании. На индивидуальной консультации родители будут ознакомлены с результатами проведения коррекционной работы.

В 10 классе на родительском собрании была проведена лекция для родителей о «Психологических особенностях развития в ранней юности» и были даны рекомендации, на что обратить внимание в этом возрасте. Так же родители были ознакомлены с результатами психологического обследования, а именно с развитием интеллекта, с уровнем мотивации и уровнем тревожности их детей.

В 11А и 11Б на родительском собрании родители были ознакомлены с рекомендациями при подготовке детей к ЕГЭ, где каждый из родителей получил памятку, чтобы он мог дома прочитать и выполнять полученные рекомендации.

В 7А классе была проведено психологическое обследование на выявление уровня агрессивности у подростков. Родители были ознакомлены с результатами проведенного обследования, и была проведена беседа с родителями по теме «Агрессивное поведение подростка», в конце которой были даны в устной форме рекомендации родителям по снижению уровня агрессивности у детей. Беседу проводила О.В.Маляева, а я помогала ей при подготовке к собранию.

Психопрофилактическую работу следует начинать тог­да, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. В связи с этим совместно с социальным педагогом для родителей 7 и 8 классов была проведена презентация по теме «Неформальные молодежные объединения». Из которой родители узнали о разнообразии неформальных молодежных объединениях, и о причинах вступления детей в них.

С учащимися 8Б класса была проведена профилактическая беседа по проблеме наркомании, и было проведено анкетирование с целью выявления уровня информированности подростков по этой проблеме и ее последствиях. На родительском собрании родители были ознакомлены с результатами анкетирования и были даны рекомендации.

Так же в работе с родителями используются активные формы работы. Совместно с социальным педагогом для учащихся 8 классов и родителей 7 классов была проведена деловая игра по теме «Отцы и дети». Игра проводилась с целью предупреждения конфликтных ситуаций в общении детей с родителями. В ходе этой игры родители 7 классов увидели причины возникновения конфликтов, которые их могут ожидать с их детьми в 8 классе. В конце игры каждый из участников получил памятку по правильному общению, и в завершении этой игры было проведено чаепитие со всеми участниками игры: детьми, родителями и классными руководителями.

Читайте также:  Педология это наука о целостном развитии ребенка

При работе с младшими и старшими школьниками так важно систематическое консультирование родите­лей, поддержание тесного контакта и взаимодействия с ними.

Индивидуальное консультирование родителейявляется традиционной и наиболее эффективной формой психологической работы школьного психолога с родителями. Традиционно считается, что содержание консультирования определяется запросом клиента, однако в практике школы далеко не всегда так. Особенностью психологического консультирования родителей в рамках школы является то, что они не всегда приходят на консультацию по собственному запросу.

В случае, когда родитель приходит сам, встречаются такие запросы:

— нежелание ребенка учиться, отсутствие интересов;

— плохая память;

— повышенная рассеянность, невнимательность;

— неорганизованность, несамостоятельность;

— лень;

— агрессивность;

— повышенная возбудимость или боязливость, робость;

— отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим, старшим сестрам или братьям.

Любой запрос для меня является сигналом того, что у ребенка, подростка, возможно, существует какая-то проблема.

Следует отметить, что во многих случаях жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределенный характер. Поэ­тому для вычленения точности запроса, для наполнения кон­кретным содержанием проблемы или сомнения необходимо проведение специальной беседы с человеком, сделавшим за­прос. Беседа имеет и дополнительное значение — она служит для сбора первичной информации об учащемся, помогает про­яснить его трудности перед взаимодействием с ним психолога.

Иногда, условно говоря, я могу сделать запрос сама себе по поводу какого-либо конкретного ребенка или группы детей, если особенности поведения, общения, уче­ния привлекут мое внимание, обеспокоят меня, и я почувст­вую необходимость выяснить их причины с целью коррек­ции или развития. Свой запрос я перевожу в психологическую проблему. Проблема формулируется на основании изучения всей информации о ребенке. Сбор информации обычно проис­ходит при наблюдении за ребенком во время уроков, игры, перемен, внеклассных мероприятий, бесед с классным руководителем, другими учителями, родите­лями, товарищами. Со­трудничество по поводу проблемы ребенка позволяет со­единить их знания и открывает богатые творческие воз­можности для решения проблем. В этом, наверное, основное значение консультативной работы.

Так же я обязательно обращаюсь кданным «личного дела» ребенка, в котором фиксируются все результаты психологических обследований, случаи об­ращений, ход и результаты диагностической, развивающей или коррекционной работы, а так же обращаюсь к данным истории развития ребенка.

Когда психологическая проблема становится ясной, я выдвигаю гипотезы опричинах нарушений в обу­чении, воспитании, развитии ребенка, о его потенциаль­ных возможностях, онаправленности его интересов.

Когда родитель приходит на консультацию по моему приглашению, классного руководителя или администрации, традиционный начальный этап консультирования несколько видоизменяется:беседа начинается с сообщения родителям о проблеме ребенка, что, безусловно, увеличивает вероятность появления у них сопротивления и различных защитных механизмов. Поэтому информирую родителей о проблемах ребенка максимально корректно и кратко, делая больше акцент на том, как эти трудности могут повлиять на развитие ребенка в будущем, в более взрослом возрасте. Акцент делаю на значимых для родителя сферах жизни ребенка (учебе или здоровье, например). Таким образом, я стараюсь справиться с основной задачей на этом этапе — побуждение родителей к формулированию собственных жалоб и запроса.

Когда родитель принял проблему, встает вопрос о ее причинах. И здесь я могу предложить разнообразные «классические» версии этой проблемы и предлагаю родителю самому определить причину. Это важно для снятия чувства вины, для того чтобы родитель осознал некие объективные причины происходящего. Итогом всей консультации должно стать появление у родителя готовности прежде всего к изменениям самого себя, а потом уже ребенка.

В процессе консультирования родителя стараюсь расширять его внутренние ресурсы. Для этого использую «поддерживающую», а не обвиняющую позицию в беседе. То есть, интересуюсь, чего родители уже достигли в воспитании ребенка, и каких усилий ему это стоило, или помечтать о том, как ребенок удивит в будущем, какие способности у него появятся.

Конечно, в процессе беседы с родителем все рекомендации подробно обсуждаются, приводятся примеры их применения и формы осуществления. Так же использую письменные рекомендации, для повышения ответственности родителя по отношению к ребенку.

И в завершении своего сообщения хочется сказать, что если вы видите психологические проблемы у детей, обращайтесь с запросом. Так же вы можете сделать запрос по работе с родителями.

Источник