Психологическая профилактика отклонения в развитии ребенка
Воробьёва Лариса
Профилактика нарушений психофизического развития
В структуру психологической помощи детям с отклонениями в развитии входят следующие составляющие: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика и психологическая коррекция, которая является центральным звеном в данной системе.
Психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.
Цель психопрофилактики — предотвращение возможных психологических отклонений.
Значение психопрофилактики как особого направления деятельности специального психолога основано на положении об иерархической структуре дефекта (Выготский Л. С., 1935).
Почти любое неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психическом развитии.
Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, его длительности, от наследственной структуры организма, особенностей реагирования ЦНС, а также от социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Эти факторы определяют ведущий (первичный) дефект, который может проявиться в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения.
Первичный дефект обусловливает вторичные отклонения, структура которых зависит от характера первичного дефекта (например, у детей с недостатками слуха вторично нарушается понимание обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь). Невыявленные вовремя отклонения в развитии не только задерживают темп психического развития, но способствуют формированию третичных – эмоциональных и личностных нарушений у детей. Поэтому важной задачей всех специалистов, работающих с ребенком, является предупреждение возможных вторичных, третичных отклонений в развитии, а профилактика – это не что иное, как совокупность предупреждающих мероприятий.
В специальной психологии различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.
Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.
Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.
Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка.
Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера.
Источник
Работа с родителями
Тема : «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов
Цель и задачи: Дать родителям знания о профилактике отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов, которые являются условием укрепления психического здоровья, обеспечения гармонического формирования личности ребенка ; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их, провести мастер-класс с играми по данной теме.
Форма проведения – мастер –класс
Тезисы к родительскому собранию на тему «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов»
Слайд №2. Здравствуйте, уважаемые родители! Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает выражение «Проблемные дети». (Ответы родителей) — Я хочу затронуть сегодня тему, которая не безразлична всем. «Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом» Ян Амос Коменский. Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов является условием укрепления психического здоровья, обеспечения гармонического формирования личности ребенка.
Слайд №3 Задачи: снижение уровня эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение личностных реакций, обусловленных эмоциональными расстройствами, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. В течение последних лет педагоги, медицинские работники, психологи выражают озабоченность состоянием физического и психического здоровья дошкольников. Они утверждают, что значительно увеличилось количество детей с отклонениями в поведении.
— Какие они дети с отклонениями в развитии личности? Посмотрите, пожалуйста, на экран
Слайд№ 4, 5, 6 Основными группами детей с эмоциональными нарушениями являются:
1. Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений : повышенная возбудимость, аффективные вспышки в процессе общения особенно со сверстниками;
2. Дети отличаются выраженными внутриличностными конфликтами: повышенная заторможенность, слабо выраженная общительность, необоснованные страхи, глубокое переживание обиды.
3.Для детей характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты: агрессивность, импульсивность.
— Уважаемые родители, в чем же заключаются проблемы отклонений в развитии личности детей и какие есть психолого-педагогические подходы к ним? В течение последних лет педагоги, медицинские работники, психологи выражают озабоченность состоянием физического и психического здоровья дошкольников и того, что значительно увеличилось количество детей с отклонениями в поведении. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой ребенок , имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Слайд №7 — Посмотрите на экран. Проблемы в развитии личности: проблема взаимоотношений с окружающими людьми, проблема эмоционально-волевой регуляции поведения, проблема эмоционально-волевой регуляции поведения, социально – психологические проблемы
Психологические и педагогические подходы:
· Коррекция неадекватных методов воспитания ребенка;
· Разрешение психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми,повышение социального статуса, развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
· Гармонизация психоэмоционального состояния детей
· Привлечение семьи в воспитательно –образовательный процесс взаимодействия с педагогами, с другими детьми. Атмосфера доброжелательности, открытости, взаимопонимания
Уважаемые родители, но знаете, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой ребенок, с отклонений в развитии личности может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Слайд №8 — Но чтобы обеспечить нормальное психическое и личностное развитие ребенка, нужна, система целенаправленного развивающего воздействия на ребенка и огромная помощь вас, родителей. Вы согласны со мной?
Слайд №9 — Все верно, я с вами согласна. В данном случае деятельность педагогов и родителей должна быть направлена на создание социально-психологических условий развития личности, а профилактическая деятельность — на решение конкретных проблем ребенка, связанных с профилактикой отклонений в развитии личности детей
Слайд №10 — В своей работе мы, педагоги, решаем задачи по профилактике отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов, которые является одним из основополагающих условий социальной адаптации детей в обществе, вы коллективе, в детском саду. Одним из эффективных методов является игра, так как весь наш воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на игровой деятельности детей.
Уважаемые родители, необходимость помощи детям возникает как раз на 4—5 году жизни ребенка, когда негативные качества начинают мешать его социальной адаптации. Как вы думаете, каким же образом мы можем помочь детям? Выбор конкретной формы взаимодействия с ребенком определяется уровнем развития и конкретными проблемами воспитания. В свой работе основной акцент мы делаем на игровую деятельность. Так как игра обеспечивает целостного воздействия на все многообразие мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых проявлений личности в период всего воспитательно-образовательного процесса
2 часть (практическая )
Уважаемые родители! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые формы работы, которые мы применяем в воспитательном образовательном процессе нашего ДОУ. Самыми простыми и доступными упражнениями является использование способов саморегуляции (дыхательные упражнения, релаксация) и восстановления себя. Предлагаю вам занятие по системе Йогов небольшое дыхательное упражнение, которое называется «ХА!» И так, встаньте, пожалуйста, и дышите полным дыханием…., во время вдоха поднимите руки вверх…, задержите дыхание на несколько секунд…, теперь наклонитесь вперед, разрешив рукам свободно упасть, и сделайте выдох через рот, произнося с силой «ХА!». Сделайте медленный вдох, выпрямляясь и снова поднимая руки вверх. Делайте медленный выдох через нос, опуская руки вниз. (Родители выполняют действия
– Ну что? Немного отдохнули? Теперь можно продолжить нашу встречу .
Слайд №11 Теперь можно продолжить нашу встречу. Предлагаю поучаствовать в игре «Сочини историю», которая помогает детям с затруднениями в общении . Я сейчас начну небольшую историю и хочу чтобы вы ее продолжили в двух трех словах. Например: «Как то раз…», «Однажды я…» и пр… Продолжите предложение сами … (Родители сочиняют историю )
Слайд № 12 Следующим упражнением у нас будет простая всем вам знакомая игра «Замри», которая направлена на регуляцию и снятие психоэмоционального напряжения. Поиграем? (Ответы родителей) На счет 1-2-3- «Замри» следует остановить свое движение – замереть, а на счет 1-2-3 «Отомри» можно будет занять свои места, то есть сесть. Начинаем!
(Воспитатель проговаривает слова, родители выполняют движения)
Слайд №13Вы, что вы наверно, немного разозлились, так как приходится выполнять такие, казалось бы, простые упражнения, поэтому я предлагаю вам сыграть еще в одну игру. Эта игра будет направлена на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций и называется она «Уходи, злость, уходи ». Предлагаю вам обнять себя крепко- крепко руками, еще крепче.
(Родители выполняют действия) Вот как мы себя любим! Молодцы!
Слайд №14 Уважаемые родители, все вы знаете, что чувства мы выражаем своими поступками и эмоциями. Я предлагаю вам выразить свои эмоции в игре «Изобрази чувства». Я вам раздам листы бумаги и карандаши. Прошу вас изобразить на этом листе свою эмоцию. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение, а если вдруг кто-то изобразил плохое настроение, то, пожалуйста, разорвите листочек и забудьте про него. И пусть плохое настроение останется только на клочках разорванного листа бумаги!
Слайд №15. А сейчас я предлагаю вам принять участие в игре на развитие самосознания и самооценки «Я могу». Игру мы с вами проведем в рамках нашей встречи на тему «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов». Каждый из вас может высказать свое предложение в рамках данной темы, начиная со слов «Я могу…». (Родители высказываются) Уважаемые родители! Я благодарю вас за высказывания, предложения. Я обязательно возьму их на заметку.
Слайд №16 В заключении мы предлагаем вам игру на развитие нравственных и волевых качеств «Вежливые слова» Повернитесь к соседу справа скажите ему вежливое слово или комплемент, затем к соседу слева и ему тоже сказать что-то доброе
Слайд №17,18 –раздача материала (Буклеты, листовки, памятки) Я приготовила для вас вам буклеты и листовки с информацией по теме, можете их забрать. Небольшой вывод нашей работы. Психолого-педагогическая деятельность по исправлению отклонений в развитии личности детей обладает большим арсеналом средств и методов, применение которых должно быть комплексное и систематизированное, согласовано с возрастными и индивидуальными особенностями детей, характером имеющегося отклонения у них и направлено на увеличение социальной активности, накоплению положительного опыта межличностного общения и толерантности .Но без вашей помощи и заинтересованности в этом вопросе нам не обойтись. Спасибо за внимание и за активное участие, уважаемые родители! Я если кого-то возникнут вопросы по данной теме, вы всегда можете обратиться к нам воспитателям лично. В нашей группе мы организовали почту. И вы всегда можете высказать свое мнение, пожелание, задать вопросы, мы обязательно ознакомимся с этим и всем ответим.
Слайд №19 До свидания! Рада была нашей встрече с вами. Я вам хочу подарить вот такое солнышко и пожелать здоровья вам и вашим детям.
Источник
Психокоррекционное (диагностико-развивающее) направление работы психолога – одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки психолога-практика.
В работе детского психолога психокоррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.
Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая – патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других отклонений, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами.
Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Чтобы ответить на эти вопросы, психолог должен определить норму психического развития. Выделяют три уровня анализа этой категории.
1. Нейропсихологический уровень: психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления. Такой вывод ему помогут сделать знания о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражений мозга.
2. Общепсихологический анализ содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики.
3. Возрастно-психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.
Когда определены нормы анализируемого явления, психолог может решать вопросы коррекции. Например, ребенок имеет плохую память. Как ее улучшить? Можно это сделать, ориентируясь на норму (тогда коррекция будет опираться на общие психологические закономерности и универсальные техники), или выбрать путь, ориентированный на индивидуальные возможности ребенка, используя индивидуализированные программы коррекции.
В зарубежной психологии подходы к проблеме коррекции психического развития ребенка можно условно разделить на две большие группы: психодинамическую и поведенческую. Критерием для такого деления является ориентация на ту или иную парадигму определения предмета психологии – сознание или поведение. Специфика определения предмета психологии влияет на формулирование целей, определение стратегии, тактики и методов коррекционной работы.
В рамках психодинамического подхода выделяются игротерапия, арттерапия, а также детский психоанализ (А. Фрейд).
Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).
В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход, в рамках которого коррекция рассматривается как организация специального обучения деятельности, когда ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активности. Психологическим механизмом психокоррекции является интериоризация (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин). Интериоризация – формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. В рамках этого направления была разработана методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.
Стратегия осуществления психокоррекции (выбор целей и направленности) определяется тремя основными принципами:
1) принципом нормативности развития;
2) принципом “сверху вниз”;
3) принципом системности развития психической деятельности.
Тактика коррекционной работы (выбор средств и способов достижения поставленных целей) вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.
Принцип нормативности развития постулирует существование некоторой “возрастной нормы” развития, своеобразного эталона возраста.
Принцип “сверху вниз” требует поставить в центр внимания психолога “завтрашний день развития” ребенка, а в качестве основного содержания коррекционной работы считать создание зоны ближайшего развития личности. Исходя из этого коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста; носить опережающий, предвосхищающий характер.
Принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.
Деятельностный принцип коррекции задает направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка и формирование обобщенных способов его ориентировки в различных отношениях. Такое формирование должно осуществляться путем организации деятельности ребенка, предполагающей, в свою очередь, целенаправленное изменение социальной ситуации его развития.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
Виды психокоррекции. Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по разным параметрам.
1. По характеру направленности:
симптоматическая (коррекция симптомов) – предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
каузальная – направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен во времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симтоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию может быть коррекция:
познавательной сферы;
личности;
аффективно-волевой сферы;
поведенческих аспектов;
межличностных отношений;
детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом:
индивидуальная;
групповая:
а) в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
б) в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
в) смешанная форма (индивидуально-групповая).
4. По наличию программ:
программированная;
импровизированная.
Общая коррекция – мероприятия, нормализующие микросреду клиента, нормализующие психофизические и эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, что может способствовать гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.
Частная коррекция – специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, включающие в себя набор психолого-педагогических воздействий, коррекционные приемы и методы, основанные на ведущих для определенного возраста формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в затруднении адаптации (застенчивость, агрессивность, конфликтность, неумение четко излагать свои мысли, аутизм, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, и т.д.). Специальная психокоррекция призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоничное развитие, социализацию личности.
Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками. Игровая коррекция поведения – форма коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, основанная на деятельностном подходе и использующая детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, нарушениях общения у детей.
Игровая терапия – динамическая система отношений психолога с ребенком, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение опасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное “Я” – чувства, мысли, переживания, поступки.
Выделяют две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли психолога в игре: направленную и ненаправленную.
Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их “проигрывания” в направлении социально приемлемых стандартов и норм.
Ненаправленная (недирективная) игротерапия ориентирована на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющую одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – взрослый.
В игровой комнате используются три основные группы игрушек: игрушки из реальной жизни; игрушки, помогающие отреагировать агрессию, и игрушки для творческого самовыражения детей.
Арттерапия – специализированная форма психотерапии, основанная на творческой деятельности, основная цель которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство.
Поведенческая терапия – модификация поведения как научение новым адаптивным формам поведения либо как угасание, торможение имеющихся у ребенка дезадаптивных форм.
Группы личностного роста – тренинг, ориентированный на психологические задачи самоопределения подростков. Группы личностного роста дают возможность апробировать и частично реализовать шесть основных потребностей этого возраста: в активности, безопасности, эмансипации, привязанности, успехе, самореализации и развитии собственного “Я”.
Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 3627; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8699 — | 7528 — или читать все…
Читайте также:
Источник