Психологическая помощь ребенку с нарушениями в развитии
Библиографическое описание:
Скрипкина, Н. В. Организация психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям / Н. В. Скрипкина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 785-788. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16284/ (дата обращения: 08.04.2020).
Прежде всего, необходимо отметить, что отклонения в развитии детей весьма разнообразны и вызываются различными причинами. Однако общей закономерностью детей с отклонениями в развитии является особая отягощенность условий раннего развития. Наличие отклонений в развитии обедняет контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия депривации и в сенситивный период становления и развития основных психологических функций терпит значительный ущерб. Квалифицированная и своевременная организация психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям позволяет им адекватно социализироваться в обществе и не ощущать своей ущербности среди других людей.
Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление имеющихся отклонений и их последствий. Гарантом эффективности развития являются высокие компенсаторные возможности психики ребенка и профессионализм специалистов, работающих с ним.
Своевременная психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями в развитии является важнейшим звеном в системе их социальной адаптации. Организация этого процесса базируется на основных принципах оказания психолого-педагогической помощи, таких как личностный подход к ребенку с отклонениями в развитии (когда в процессе психолого-педагогической помощи учитывается личность ребенка в целом со всеми её индивидуальными особенностями); каузальный принцип (когда сложная иерархия отношений между симптомами нарушений и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической помощи); принцип комплексности (когда помощь ребенку можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий); принцип деятельностного подхода (когда эффективность психолого-педагогической помощи зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка) [2, с. 39–40].
Коррекционные воздействия направлены как на исправление недостатков при отклоняющемся развитии ребенка, так и на создание оптимальных возможностей и условий для психического развития ребенка. Термин «коррекция психического развития» означает совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка с нарушениями. Психологическая помощь является одним из способов психологического воздействия, направленного на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств. В зависимости от причин и специфики нарушения выстраивается программа психологической коррекции. Основными направлениями психологической коррекции являются: коррекция эмоционального развития ребенка; коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности; коррекция поведения детей и подростков; коррекция развития личности.
Целями психологической коррекции могут быть: развитие различных форм деятельности ребенка; формирование возрастно-психологических новообразований; восстановление целостности личности; модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения; формирование самоуважения и адекватной самооценки; приобретение новых установок, направленных на формирование адекватных форм поведения или угасание, торможение у ребенка дезадаптивных форм поведения; формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими; развитие эмоционально-волевой регуляции поведения.
В организации психологической помощи необходимо помнить о том, что психическое развитие ребенка с отклонениями происходит в процессе его сотрудничества с взрослым. А сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы. Главная цель такой работы состоит в формировании адекватных родительских установок на отклонения в развитии ребенка и решение социально-психологической проблемы путем адекватного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
Семья, в которой растет ребенок с отклонениями в развитии, испытывает большие трудности и сама нуждается в поддержке специалистов. Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии должна осуществляться в следующих направлениях: снижение эмоционального дискомфорта в связи с отклонениями развития ребенка; укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка; коррекция детско-родительских отношений; оптимизация педагогического потенциала родителей.
Для повышения эффективности психокоррекционной работы психологу важно, что думают родители о детском развитии и каков механизм возникновения у них подобных представлений; как ведут себя родители по отношению к детям; лучше ли развиваются дети, если родители придерживаются определенного мнения по поводу их способностей.
В процессе психологической коррекции психолог изучает эмоционально-мотивационные основы родительства, формирует у родителей компетентность в отношении возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, развивает способность родителей к рефлексии собственной стратегии воспитания и способность к принятию ребенка таким, какой он есть.
Родителям самостоятельно трудно адекватно оценить состояние ребёнка, а ещё труднее подобрать эффективные методы его профилактики и коррекции. Решению этих вопросов способствует специально организованная психологическая помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям.
Психологическая коррекция понимается как перестройка, реконструкция психологических факторов риска у детей, как воссоздание гармоничных отношений в семье [3, с. 52].
Психологическая коррекция имеет как общие, так и специальные (зависящие от специфики нарушения) направления работы. Рассмотрим специальные направления работы специалистов (на примере некоторых отклонений в развитии ребенка).
Так психологическая коррекция с детьми с задержкой психического развития, в зависимости от формы нарушения, направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, самоконтроля, оптимизацию интеллектуальных функций. Эффект психокоррекционной работы зависит от того, насколько в ней задействована эмоциональная сфера ребенка. Поскольку эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья. Психологу необходимо вовлечь ребенка в общность ситуативных переживаний, помочь ему преодолеть страх неуспеха и страх новизны.
Работа специалиста по психологической коррекции с детьми с дисгармоническим развитием (ранние дисгармонии) направлена на гармонизацию личностной структуры, решение актуальных психотравмирующих проблем, развитие произвольной регуляции поведения. Структура коррекционного воздействия на данном направлении состоит из трех блоков: I блок — мотивационный, направлен на развитие у детей умения выделить, осознать и принять цели поведения; II блок — операционно-регуляторный, развивает у детей умение планировать пути достижения цели, как по содержанию, так и по времени; III блок контроля, развивает у детей умение контролировать свое поведение и вносить в поведение необходимые коррективы.
Организация психологической коррекции с детьми с расстройствами аутистического спектра направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активности. Организуя совместную деятельность с детьми с расстройствами аутистического спектра психологу важно наполнить её эмоционально-смысловым содержанием, поскольку аффективная сфера является центральным звеном нарушений психического развития при детском аутизме. В психологической коррекции с детьми с расстройствами аутистического спектра необходимо двигаться в направлении активизации и усложнения взаимодействия с миром, совершенствовании способов взаимодействия ребенка с окружающим и стабилизации его внутренних аффективных процессов. При построении программы психолого-педагогической коррекции необходимо учитывать все специфические особенности детей с расстройствами аутистического спектра и опираться на общие закономерности психического развития ребенка.
Психологическая коррекция с детьми с реактивными и конфликтными переживаниями направлена на помощь ребенку в выяснении неосознаваемых причин болезненных переживаний и проявлений, на выработку у них умения адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях. В работе с детьми с реактивными и конфликтными переживаниями необходима коррекция детско-родительских отношений. Особое внимание нужно уделить проблемам эмоциональных взаимоотношений и эмоционального контакта с родителями: нарушению эмоционального контакта с матерью; препятствиям в эмоциональном контакте с отцом. В данном направлении необходимо вовремя провести коррекционные мероприятия, направленные на преодоление создавшегося конфликта и предотвращение возможных негативных последствий.
Психологическая коррекция с соматически ослабленными детьми направлена на коррекцию самооценки, выработку более адекватных и гибких форм реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. Такая работа необходима, так как у соматически ослабленных детей в результате разных форм психической депривации наблюдаются нарушения коммуникативных функций, снижается самооценка. В систему психологической коррекции с соматически ослабленными детьми психологу необходимо включать занятия по повышению уверенности в себе и окружающем мире, повышению психической активности ребенка, развитию любознательности, активизации желания познавать мир и общаться.
Психологическая коррекция с гиперактивными детьми направлена на снятие напряжения, следование интересам ребенка и удержание внимания на каком-то занятии или предмете. Психологу важно научить ребенка осуществлять двигательный контроль, развивать умение выслушивать взрослого до конца. Важно психологическую коррекцию с гиперактивными детьми проводить в тесном контакте с родителями. Психолог рекомендует родителям сдерживать бесконечный поток замечаний в сторону ребенка, организовать режим дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, обещания и поощрения ребенку предоставлять сразу, формировать у ребенка уверенность в безусловной родительской любви [1, с. 52–54].
Общими направлениями психологической коррекции с детьми с отклонениями в развитии будут: коррекция чувства неполноценности, формирование социального интереса, коррекция установок и мотивов с целью выработки нового стиля жизни. В этом случае психолог организует работу по формированию у детей положительных установок на занятия, анализирует и прорабатывает личностную позицию ребенка, подбадривает и поощряет детей. Следовательно, при организации психологической помощи необходимо учитывать как общие, так и специальные направления работы, что позволяет варьировать подходы коррекции в зависимости от конкретных целей развития, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Таким образом, психологическая помощь детям и их семьям необходима, так как знание особенностей каждого возрастного периода, знание психологических особенностей развития детей с различными отклонениями, позволяет психологу более точно дифференцировать нормальные варианты развития от нарушений и более уверенно ориентироваться в многообразных отклонениях в развитии и их коррекции.
Литература:
1. Лютова Е. К., Монина Г. В. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Речь; М., Сфера, 2008. — 176 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
3. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая коррекция, ребенок, развитие, отклонение, психологическая помощь, психокоррекционная работа, психическое развитие ребенка, развитие ребенка, психическое развитие, эмоциональный контакт.
Источник
24 сентября, 2017
Речь идет о детях в возрасте до трех лет, имеющих тяжелую психопатологию (аутизм) или органическую патологию, в том числе врожденную (ВПС, ДЦП, СД, гидроцефалия, микроцефалия) и о случаях опухолевых заболеваний ребенка.
Всегда, когда говорят о проблеме, то имеют в виду самого ребенка, но его родители не попадают в фокус терапии. И даже когда говорят, что родители в этой ситуации нуждаются в помощи — не только в медицинской, социальной, информационной, юридической, но и в психологической — то разные авторы подразумевают под этим обучение родителей психологическим навыкам, которые должны облегчить родителям уход за больным ребенком.
Специалисты-психологи проводят работу по адаптации членов семьи к ребенку-инвалиду. В лучшем случае пишут, что родители сами нуждаются в психологической поддержке, не раскрывая, что это значит. ….(«Важно, чтобы родители как можно раньше получили поддержку специалиста, знакомого с проблемой ранних нарушений эмоционального развития, который сможет им объяснить, что происходит с ребенком, рассказать о причинах его необычного поведения. Задачи специалиста состоят также и в том, чтобы обучить родителей приемам коррекционного взаимодействия с ребенком, помочь семье наладить специальный эмоциональный режим» — «Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития» Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг 2004 г.; …»)
Мы убеждены, что психологическая поддержка должна развиваться, прежде всего, как помощь семье в ее основных заботах по воспитанию и введению в жизнь такого ребенка. Главное – объяснить родителям, что происходит с их ребенком, помочь установить эмоциональный контакт, поверить в свои силы, научиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему.» — О.С. Никольская «Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь» 2003 г.; «Во многих случаях в психологической реабилитации нуждаются не только дети, но и их родители. Этим и объясняется выбор совместной формы работы при организации студии».
— «Семейная театральная студия как форма психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии» Т.В. Афонина МГПУ г. Москва, межвузовский сборник научных трудов «Актуальные вопросы психолого-педагогической и социальной помощи детям с проблемами в развитии» 2002г.).
Эти примеры показывают, что на сегодняшний день родители получают информационную поддержку, которая , конечно, является некоторой составляющей психологической помощи, но лишь той её частью, которая касается взаимоотношений с больным ребёнком, между тем как речь идёт о человеческом переживании горя, то есть процессах, происходящих с родителями с точки зрения их личностных изменений.
Необходимо по-другому расставить акценты, иначе взглянуть на жизненную ситуацию ребёнка, а именно: дефект — дефектом, а личность – личностью. Это означает, что развитие личности происходит, несмотря на дефект, что мужества и сил такому ребенку потребуется больше и что главное условие того, что ребенок «прорвется» — это родители, которые не просто преодолевают, трудятся, не сдаются, а при этом живут полноценной счастливой жизнью – верят, надеются, радуются, мечтают, гордятся своим ребенком. Зависимость ребенка в возрасте от рождения до трех лет от психо-эмоционального состояния матери абсолютна. Если мать находится в горе, ее материнская функция искажается. Это губительный фактор для структурирования детской личности. Очевидно, что родители должны получить быструю, своевременную, но вместе с тем длительную помощь. Профессиональную психологическую помощь!
Для того, чтобы отчетливо представлять какого именно рода терапевтические мероприятия должны проводиться с родителями в данной ситуации необходимо четко классифицировать саму ситуацию, как экстремальную, стрессовую, а родителей как уцелевших. (Уцелевший – это человек, переживший предельный трансцендентный опыт. М.Ш. Магомед-Эминов «Психология уцелевшего» Вестник Московского Университета. Сер.14 Психология. 2005. №3). Тогда речь идет о психологической помощи уцелевшему.
Болезнь ребенка, катастрофическое событие в реальном плане, вызывает в родительской паре потрясение, типичное для критических ситуаций. Момент узнавания тяжелого диагноза одновременно является моментом получения психической травмы в ситуации утраты. Хотя ребенок не умирает, но в этом случае происходит потеря воображаемого ребенка, его здорового образа, мечтаний, надежд, связанных с будущим взрослением здорового ребенка. Утрачивается привычный образ жизни, «жизненный мир уцелевшего» делится «на «до-мир», «в-мир» и «пост-мир»» («Психология уцелевшего» М.Ш. Магомед-Эминов). ( В данной ситуации неизлечимой патологии «в- мир» будет длительное время (при удачном выходе родителей) и всегда (если не будет занята конструктивная жизненная позиция) совпадать с «пост-миром». Необходимо учитывать, что даже приняв реальность, родитель будет «раниться» вновь и вновь, так как существуют кризисные стадии, связанные с новыми травмирующими обстоятельствами, избегнуть которые невозможно. Речь идет о негативном отношении общества к инвалидам, о невозможности отдать ребенка в школу, в сад, ограничение социальных контактов со сверстниками, о трудностях пубертатного периода, о невозможности профессиональной самореализации и организации личной, семейной жизни). Утрачивается та часть самоидентичности, которая связана с образом себя, как «хорошего родителя», носителя жизни. С момента диагноза патологии родитель проходит предвидимые стадии «работы горя»:
— отчаяние, характеризуемое настоящим шоком и отказом принять реальность («мне показалось, что мир рухнул и я оказывалась поверить, что все это происходит со мной» — из клинических материалов автора, далее к.м.) ;
— отрицание реальности, перепроверка диагноза, бесплодный поиск чудесных вмешательств,
способных быстро разрешить проблему («я мечтала, что когда утром я проснусь, то все произошедшее окажется сном, я так сильно этого хотела, что поверила в это» — К.М.). В крайних случаях сильное отрицание реальности может привести к эмоциональному отвержению ребенка («домашний госпитализм») и даже отказу от него;
— гнев, агрессия, обвинение окружающих в том, что они продолжают жить, как ни в чем не бывало, злость, ярость на ребенка, который невольно является источником сильного болезненного напряжения для своих родителей и как следствие такого враждебного отношения неизбежное чувство вины. Это чувство вины может быть таким невыносимым, что его проецируют во вне, занимаясь поисками виновного в болезни ребенка («я до сих пор не могу спокойно пройти мимо консультации, меня трясет от ненависти – они должны были сразу определить, что с моим ребенком не все в порядке, это было видно на УЗИ» — К.М.).
— депрессия, апатия, упадок, тоска, печаль, механическое исполнение родительских обязанностей, эмоциональная скудность («это продолжалось полгода, мне не хотелось жить, я ничего не чувствовала» — К.М.).
Это ничто иное как стадии ПТСР с 1 по4 («Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса» М.Ш. Магомед-Эминов, Москва 2004 г.)
— Конечно, в каждом отдельном случае влияет целый ряд факторов – таких, как тяжесть и исправность дефекта; ситуация сообщения диагноза (в связи с этим важно, чтобы специалисты, которые сообщают диагноз, имели профессиональную подготовку по оказанию психологической помощи, например, в рамках спец.курса для студентов медицинских институтов и в рамках доп. образования для врачей) ; требуемые медицинские процедуры; неопределённость ожидания, связанная с ребенком; семейная ситуация; возможности помощи и поддержки; собственно сама личность родителя. Однако, важно учитывать, что травматические ситуации всегда актуализируют личностные особенности, в том числе деструктивные. Человек занимает позицию по отношению к себе, к своему ребенку, к своей жизненной ситуации. Позиция может быть «Это мой крест» или «Я всегда был невезучим» или залихватская типа «А мне все нипочем» или отчуждения «Я и мой ребенок никому не нужны и нам никто не нужен» и др. Речь идет о трансформации структуры личности в результате «работы горя». Личности для достижения нового интрапсихического равновесия необходимо преодолеть «хронический процесс циклического повторения отдельных фаз или продолжительную фиксацию на одной из них или регрессию на предшествующую»( М.Ш. Магомед- Эминов), а для этого ей необходимо трансформироваться. «Мы выделяем два вида этих изменений – регрессивные и прогрессивные». Результатом изменений можно считать занятие уцелевшим жизненной позиции. Жизненная позиция уцелевшего является предметом диагностики в ситуации психологической помощи родителям.
— Наличие дефекта, само по себе является трудным испытанием для ребенка, он не справится с этим в одиночку, только когда родители рядом и родители любящие, радостные, которые способны гордиться, восхищаться, видеть в нем достижения, ценности, а не болезнь, не источник страданий. В конце концов, сверх задача психологической помощи сводится к тому, чтобы уцелевший занял жизнеутверждающую позицию по отношению к своей ситуации.
— В работе «Психология уцелевшего» основные направления изменений жизненных содержаний обозначены как жизневозрождение, жизненисхождение и жизневосхождение.
«Жизневозрождение (жизневосстановление) соответствует обычному, привычному уровню жизни, социальной нише. Именно это уровень жизни имеют в виду, когда говорят о необходимости «обустройства своей жизни». Это осуществление жизненного процесса на тех содержаниях, которые человек на время оставил и к которым вернулся. Подобное возрождение можно назвать и жизнеукоренением: человеку надо не только обратно включиться в социальную систему жизни, но и выстроить свой уникальный жизненный путь в социальном пространстве, эффективно интегрироваться в свою жизнь, чтобы она обрела черты определённой полноты, благополучия. Жизненисхождение – такая форма жизнетрансформации, когда жизнь приобретает черты неукоренённости, беспочвенности.
Уцелевший блуждает по поверхности без глубоких связей с основаниями жизни, ведёт бездомное существование, скитаясь от одного жизненного пристанища к другому. Бывает и так, что некоторые прячутся от жизни, а другие борются с ней. Всё это приводит, в конце концов, к жизнеугасанию при жизни, даже в расцвете сил, т.е. к стагнации жизни. Используя пространственную метафору, жизненисхождение можно разместить на плоскости жизненных низов, в подземелье, на дне. Применима также метафора движения – регрессия, нисхождение, спуск, падение, упадок и т.д.
— С жизневосхождением – ассоциируются процессы жизненного роста, прогресс, подъём, небо и др. «горние» мотивы (Бердяев). Личность самоактуализируется, выходит за пределы наличного бытия, чтобы расширить, продвинуть свою жизнь в новые продуктивные области.
Трансценденция не отрывает человека от жизненных корней, а создает новое основание жизни для развития пробудившихся фундаменталий – экстремальных сфер личности.» (М.Ш. Магомед-Эминов).
— Это трудный путь, когда тяжесть патологии ребенка оставляет мало места для надежды, когда болезнь делает еще более сложной и тяжелой уже не легкую обязанность родителей, особенно матери, в первый период жизни: выживание ребенка действительно, требует утомительной работы по присмотру, как физической, так и душевной, а отдача не та, которую получает мать здорового ребенка . Не каждый уцелевший имеет достаточно личных ресурсов, чтобы пройти этот путь в одиночку…
— Методы и приемы психологической помощи уцелевшему, разрабатываются на факультете психологии МГУ на кафедре «Экстремальной психологии и психологической помощи» зав. проф. М.Ш. Магомед Эминов и проходят практическую апробацию в условиях работы Центра Психологической Помощи МГУ. Это отношение к подобной работе как к организованной системе подходов, мер. Это не должно быть эпизодичным, непрофессиональным или полупрофессиональным.
— Это реальная помощь родителям, и они должны иметь возможность её получить.
— Конечно, невозможно обрести здорового ребенка, эта утрата невосполнима, но можно обрести самих себя как хороших родителей, способных любить, и вновь увидеть и обрести в своем ребенке объект любви.
ВЫВОДЫ:
1.Родители в ситуации неизлечимой болезни ребёнка – это уцелевшие и им необходима профессиональная психологическая помощь.
2. Психологическая помощь родителям – это главная составляющая психологической помощи самому ребёнку.
3. Первая помощь краткосрочная должна быть оказана родителям непосредственно в момент сообщения диагноза.
4. Необходима образовательная программа по психологической помощи родителям для специалистов, помогающим детям, в рамках основного и дополнительного образования.
Подоплелова О.Н., психолог, ЦПМССДиП МГППУ, Москва, Россия
Исходные данные статьи:
Аутизм и нарушения развития
2008. № 4. С. 60–63
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/autism/2008/n4/podoplelova_full.shtml [Психологическая помощь родителям детей с тяжелыми психическими или органическими расстройствами — Аутизм и нарушения развития — 2008. № 4]
Источник