Психологическая поддержка ребенку с отклонениями в развития

Библиографическое описание:
Скрипкина Н. В. Организация психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям // Молодой ученый. 2015. №6. С. 785-788. URL https://moluch.ru/archive/86/16284/ (дата обращения: 19.02.2020).
Прежде всего, необходимо отметить, что отклонения в развитии детей весьма разнообразны и вызываются различными причинами. Однако общей закономерностью детей с отклонениями в развитии является особая отягощенность условий раннего развития. Наличие отклонений в развитии обедняет контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия депривации и в сенситивный период становления и развития основных психологических функций терпит значительный ущерб. Квалифицированная и своевременная организация психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям позволяет им адекватно социализироваться в обществе и не ощущать своей ущербности среди других людей.
Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление имеющихся отклонений и их последствий. Гарантом эффективности развития являются высокие компенсаторные возможности психики ребенка и профессионализм специалистов, работающих с ним.
Своевременная психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями в развитии является важнейшим звеном в системе их социальной адаптации. Организация этого процесса базируется на основных принципах оказания психолого-педагогической помощи, таких как личностный подход к ребенку с отклонениями в развитии (когда в процессе психолого-педагогической помощи учитывается личность ребенка в целом со всеми её индивидуальными особенностями); каузальный принцип (когда сложная иерархия отношений между симптомами нарушений и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической помощи); принцип комплексности (когда помощь ребенку можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий); принцип деятельностного подхода (когда эффективность психолого-педагогической помощи зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка) [2, с. 39–40].
Коррекционные воздействия направлены как на исправление недостатков при отклоняющемся развитии ребенка, так и на создание оптимальных возможностей и условий для психического развития ребенка. Термин «коррекция психического развития» означает совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка с нарушениями. Психологическая помощь является одним из способов психологического воздействия, направленного на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств. В зависимости от причин и специфики нарушения выстраивается программа психологической коррекции. Основными направлениями психологической коррекции являются: коррекция эмоционального развития ребенка; коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности; коррекция поведения детей и подростков; коррекция развития личности.
Целями психологической коррекции могут быть: развитие различных форм деятельности ребенка; формирование возрастно-психологических новообразований; восстановление целостности личности; модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения; формирование самоуважения и адекватной самооценки; приобретение новых установок, направленных на формирование адекватных форм поведения или угасание, торможение у ребенка дезадаптивных форм поведения; формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими; развитие эмоционально-волевой регуляции поведения.
В организации психологической помощи необходимо помнить о том, что психическое развитие ребенка с отклонениями происходит в процессе его сотрудничества с взрослым. А сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы. Главная цель такой работы состоит в формировании адекватных родительских установок на отклонения в развитии ребенка и решение социально-психологической проблемы путем адекватного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
Семья, в которой растет ребенок с отклонениями в развитии, испытывает большие трудности и сама нуждается в поддержке специалистов. Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии должна осуществляться в следующих направлениях: снижение эмоционального дискомфорта в связи с отклонениями развития ребенка; укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка; коррекция детско-родительских отношений; оптимизация педагогического потенциала родителей.
Для повышения эффективности психокоррекционной работы психологу важно, что думают родители о детском развитии и каков механизм возникновения у них подобных представлений; как ведут себя родители по отношению к детям; лучше ли развиваются дети, если родители придерживаются определенного мнения по поводу их способностей.
В процессе психологической коррекции психолог изучает эмоционально-мотивационные основы родительства, формирует у родителей компетентность в отношении возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, развивает способность родителей к рефлексии собственной стратегии воспитания и способность к принятию ребенка таким, какой он есть.
Родителям самостоятельно трудно адекватно оценить состояние ребёнка, а ещё труднее подобрать эффективные методы его профилактики и коррекции. Решению этих вопросов способствует специально организованная психологическая помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям.
Психологическая коррекция понимается как перестройка, реконструкция психологических факторов риска у детей, как воссоздание гармоничных отношений в семье [3, с. 52].
Психологическая коррекция имеет как общие, так и специальные (зависящие от специфики нарушения) направления работы. Рассмотрим специальные направления работы специалистов (на примере некоторых отклонений в развитии ребенка).
Так психологическая коррекция с детьми с задержкой психического развития, в зависимости от формы нарушения, направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, самоконтроля, оптимизацию интеллектуальных функций. Эффект психокоррекционной работы зависит от того, насколько в ней задействована эмоциональная сфера ребенка. Поскольку эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья. Психологу необходимо вовлечь ребенка в общность ситуативных переживаний, помочь ему преодолеть страх неуспеха и страх новизны.
Работа специалиста по психологической коррекции с детьми с дисгармоническим развитием (ранние дисгармонии) направлена на гармонизацию личностной структуры, решение актуальных психотравмирующих проблем, развитие произвольной регуляции поведения. Структура коррекционного воздействия на данном направлении состоит из трех блоков: I блок — мотивационный, направлен на развитие у детей умения выделить, осознать и принять цели поведения; II блок — операционно-регуляторный, развивает у детей умение планировать пути достижения цели, как по содержанию, так и по времени; III блок контроля, развивает у детей умение контролировать свое поведение и вносить в поведение необходимые коррективы.
Организация психологической коррекции с детьми с расстройствами аутистического спектра направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активности. Организуя совместную деятельность с детьми с расстройствами аутистического спектра психологу важно наполнить её эмоционально-смысловым содержанием, поскольку аффективная сфера является центральным звеном нарушений психического развития при детском аутизме. В психологической коррекции с детьми с расстройствами аутистического спектра необходимо двигаться в направлении активизации и усложнения взаимодействия с миром, совершенствовании способов взаимодействия ребенка с окружающим и стабилизации его внутренних аффективных процессов. При построении программы психолого-педагогической коррекции необходимо учитывать все специфические особенности детей с расстройствами аутистического спектра и опираться на общие закономерности психического развития ребенка.
Психологическая коррекция с детьми с реактивными и конфликтными переживаниями направлена на помощь ребенку в выяснении неосознаваемых причин болезненных переживаний и проявлений, на выработку у них умения адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях. В работе с детьми с реактивными и конфликтными переживаниями необходима коррекция детско-родительских отношений. Особое внимание нужно уделить проблемам эмоциональных взаимоотношений и эмоционального контакта с родителями: нарушению эмоционального контакта с матерью; препятствиям в эмоциональном контакте с отцом. В данном направлении необходимо вовремя провести коррекционные мероприятия, направленные на преодоление создавшегося конфликта и предотвращение возможных негативных последствий.
Психологическая коррекция с соматически ослабленными детьми направлена на коррекцию самооценки, выработку более адекватных и гибких форм реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. Такая работа необходима, так как у соматически ослабленных детей в результате разных форм психической депривации наблюдаются нарушения коммуникативных функций, снижается самооценка. В систему психологической коррекции с соматически ослабленными детьми психологу необходимо включать занятия по повышению уверенности в себе и окружающем мире, повышению психической активности ребенка, развитию любознательности, активизации желания познавать мир и общаться.
Психологическая коррекция с гиперактивными детьми направлена на снятие напряжения, следование интересам ребенка и удержание внимания на каком-то занятии или предмете. Психологу важно научить ребенка осуществлять двигательный контроль, развивать умение выслушивать взрослого до конца. Важно психологическую коррекцию с гиперактивными детьми проводить в тесном контакте с родителями. Психолог рекомендует родителям сдерживать бесконечный поток замечаний в сторону ребенка, организовать режим дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, обещания и поощрения ребенку предоставлять сразу, формировать у ребенка уверенность в безусловной родительской любви [1, с. 52–54].
Общими направлениями психологической коррекции с детьми с отклонениями в развитии будут: коррекция чувства неполноценности, формирование социального интереса, коррекция установок и мотивов с целью выработки нового стиля жизни. В этом случае психолог организует работу по формированию у детей положительных установок на занятия, анализирует и прорабатывает личностную позицию ребенка, подбадривает и поощряет детей. Следовательно, при организации психологической помощи необходимо учитывать как общие, так и специальные направления работы, что позволяет варьировать подходы коррекции в зависимости от конкретных целей развития, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Таким образом, психологическая помощь детям и их семьям необходима, так как знание особенностей каждого возрастного периода, знание психологических особенностей развития детей с различными отклонениями, позволяет психологу более точно дифференцировать нормальные варианты развития от нарушений и более уверенно ориентироваться в многообразных отклонениях в развитии и их коррекции.
Литература:
1. Лютова Е. К., Монина Г. В. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Речь; М., Сфера, 2008. — 176 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
3. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая коррекция, ребенок, развитие, отклонение, психологическая помощь, психокоррекционная работа, психическое развитие ребенка, развитие ребенка, психическое развитие, эмоциональный контакт.
Источник
https://www.pedlib.ru/Books/3/0332/3_0332-64.shtml
Мамайчук И.И.
Психологическая помощь детям с проблемами
в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
Трудности
психологической реабилитации и адаптации
детей с нарушениями в психическом
развитии в значительной степени
обусловлены сложной структурой и
степенью тяжести их дефекта, что
проявляется в своеобразных особенностях
их умственного и эмоционально-волевого
развития. Поэтому своевременная
Психолого-педагогическая помощь им
является одним из важнейших звеньев
системы их реабилитации.
В
настоящее время вопросы психологической
помощи детям и подросткам с нарушением
в развитии освещены далеко недостаточно.
На практике различные психотехнические
приемы нередко используются психологами
и педагогами без учета формы заболевания,
уровня развития интеллектуальных
процессов и особенностей эмоционально
волевой сферы ребенка.
Отсутствие
четко разработанных дифференцированных
методов психокоррекции детей, неадекватный
подбор психотехнических приемов
отрицательно сказывается на психическом
развитии ребенка, а также создает
существенные трудности в работе педагогов
и родителей.
Многолетний
опыт нашей работы показывает, что
правильно подобранные методы
психологической помощи с учетом
индивидуально психологических
особенностей детей и подростков с
проблемами в развитии оказывают
положительное влияние на динамику их
умственного и личностного развития.
Мы
рассматриваем психологическую помощь
детям и подросткам с нарушениями в
развитии как сложную систему
психологореабилитационных воздействий,
направленных на повышение социальной
активности, развитие самостоятельности,
укрепление социальной позиции личности
ребенка с нарушением в развитии,
формирование системы ценностных
установок и ориентации, развитие
интеллектуальных процессов, которые
соответствуют психическим и физическим
возможностям ребенка.
Важное
значение имеет решение частных задач:
устранение вторичных личностных реакций
на имеющийся психический или физический
дефект, неадекватный стиль семейного
воспитания, госпитализм и др.
Существующие
сегодня в мировой практике виды
психологической помощи детям и подросткам
чрезвычайно разнообразны. Они различаются
по характеру решаемых задач специалистами,
работающими с детьми и подростками:
педагогов, дефектологов, социальных
работников, врачей и др. Эти различия
формируют ту или иную модель психологической
помощи. Каждая из таких моделей опирается
на собственную теоретическую базу и
предопределяет используемые методы
работы.
По
своему характеру психологическая помощь
может состоять:
1)
в рекомендациях, связанных с дальнейшим
обучением и воспитанием ребенка.
Например, таких как направление в
специальные или вспомогательные школы,
специальные детские сады, направление
на дополнительные консультации у
психоневролога, логопеда, психолога
консультанта другого профиля и т. д.;
2)
в рекомендации методов воспитания,
обучения; в) рекомендации по профессиональной
ориентации подростков; г) в определении
готовности ребенка к школьному обучению
и выявлении причин трудностей в учении;
д) в осуществлении психотерапевтических
и психокоррекционных воздействий.
Все
указанные виды помощи являются
психологическими в том смысле, что они
нацелены на проблемы, вызванные
психологическими причинами, и основаны
на психологическом воздействии. Так,
например, помощь в устройстве умственно
отсталого ребенка во вспомогательную
школу, казалось бы. не содержит в себе
ничего психологического, а относится,
скорее, к сфере медицины и специальной
педагогики. Однако это не так:
§
во-первых, как правило, объектом помощи
оказывается прежде всего родитель,
который может остро переживать отставание
в умственном развитии своего ребенка
или не замечать его и сопротивляться
переводу ребенка во вспомогательную
школу;
§
во-вторых, определение степени и причин
умственной отсталости основано на
психологических знаниях развития
ребенка и требует психологических
методов диагностики аномалий развития.
Психологическую
по своему характеру помощь далеко не
всегда оказывают сами психологи. Среди
специалистов, деятельность которых
связана с определением такой помощи,
могут быть врачи-психиатры, психотерапевты,
психоневрологи, педагоги, социальные
работники.
В
связи с этим авторы выделяют несколько
моделей психологической помощи детям
и подросткам с нарушениями в развитии
(Сб. Семья в психологической консультации.
М., 1989).
Педагогическая
модель включает в себя оказание помощи
родителям в воспитании детей.
Педагог-консультант анализирует вместе
с родителями сложившуюся ситуацию и
вырабатывает программу мер, направленных
на ее изменение.
Диагностическая
модель. Как правило, объектом диагностики
оказываются дети или подростки с
отставанием в развитии, с трудностями
в учебе, с отклонениями в поведении.
Причем сам процесс диагностики является
комплексным и предполагает участие
группы специалистов для осуществления
медицинской, педагогической или
психологической диагностики.
Диагностическая модель широко используется
в медико-психолого-едагогических
комиссиях, где рассматривается вопрос
о дальнейшем обучении ребенка.
Социальная
модель помощи чаще используется в
семейной консультации. Такого рода
помощью может быть, например, знакомство
родителей детей с проблемами в развитии
друг с другом с целью общения, знакомство
родителей с имеющимися в городе
социальными службами, например
родительские ассоциации, семейный клубы
и др.
Медицинская
модель помощи предполагает усилия
специалистов, направленные на лечение,
реабилитацию детей с проблемами в
развитии, а также на психическую адаптацию
здоровых членов семьи к особенностям
больного ребенка.
И,
наконец, психологическая модель помощи,
опираясь на закономерности психического
развития ребенка и подростка, предполагает
анализ особенностей формирования
познавательных процессов и личности
ребенка или подростка с проблемами в
развитии и разработку адекватных методов
психологического воздействия, т. е.
оказание всесторонней психологической
помощи.
Система
психологической помощи детям и подросткам
с проблемами в развитии состоит из
следующих составляющих:
Психологическая | Психодиагностика | Психопрогностика |
Психологическое | ||
Психокоррекция | ||
Психологическая |
Блоки
этой системы взаимосвязаны, но каждый
из них имеет свою специфику и содержательную
направленность.
Психологическая
помощь детям и подросткам с проблемами
в развитии существенно отличается от
помощи здоровым детям и взрослым как
по целевой направленности, так и по
организации и динамике процесса.
В
процессе психологической помощи детям
с проблемами в развитии необходимо
учитывать сложную структуру, специфичность
их развития, характер сочетания в картине
их состояния биологических и социальных
факторов развития, особенности социальной
ситуации развития, степень выраженности
изменений личности в связи с заболеванием,
особенности межличностного общения в
семье и в социуме.
Психологическую
помощь можно рассматривать двупланово:
в широком и узком смысле этого понятия.
В
широком смысле психологическая помощь
является системой психологических
воздействий, нацеленных на исправление
имеющихся у детей недостатков в развитии
психических функций и личностных
свойств.
В
узком смысле психологическая помощь —
это один из способов психологического
воздействия, направленный на гармонизацию
развития личности ребенка, его социальной
активности, адаптации, формирование
адекватных межличностных отношений.
Сложность
и своеобразие психики ребенка с проблемами
в развитии требует тщательного
методологического подхода к процессу
психологической помощи.
Разработка
принципов как основополагающих отправных
идей незаменима в теории и практике
психологической помощи.
Чрезвычайно
важен принцип личностного подхода к
ребенку с проблемами в развитии. В
процессе психологической помощи не
учитывается какая-то отдельная функция
или изолированное психическое явление,
например низкий уровень интеллекта, а
личность в целом со всеми ее индивидуальными
особенностями. Основоположник
клиентцентрированной терапии известный
американский психотерапевт К. Роджерс
выделил три основных направления этого
принципа:
каждая
личность обладает безусловной ценностью
и заслуживает уважения как таковая;
2)
каждая личность в состоянии быть
ответственной за себя;
3)
каждая личность имеет право выбирать
ценности и цели, принимать самостоятельные
решения.
Психолог
должен принимать любого ребенка и его
родителей как уникальных, автономных
индивидов, за которыми признается и
уважается право свободного выбора,
самоопределения, право жить собственной
жизнью.
Второй
принцип — это каузальный принцип.
Психологическая помощь детям с нарушениями
в развитии должна быть больше
сконцентрирована не на внешних проявлениях
отклонений в развитии, а на действительных
источниках, порождающих эти отклонения.
Реализация этого принципа способствует
устранению причин и источников отклонений
в психическом развитии больного ребенка.
Сложная иерархия отношений между
симптомами и их причинами, структура
дефекта определит задачи и цели
психологической помощи.
Третий
принцип — это принцип комплексности.
Психологическую помощь можно рассматривать
только в комплексе клинико-психолого-педагогических
воздействий. Ее эффективность в
значительной степени зависит от учета
клинических и педагогических факторов
в развитии ребенка. Например, психолог
должен владеть полной информацией о
причинах и специфике его заболевания,
предстоящей тактике лечения, сроках
госпитализации, перспективах медицинской
реабилитации. Кроме того, психолог
должен контактировать с медицинским и
педагогическим персоналом стационара,
использовать педагогические характеристики.
Четвертый
принцип — принцип деятельностного
подхода. Психологическая помощь должна
осуществляться с учетом ведущего вида
деятельности ребенка. Если это дошкольник,
то в контексте игровой деятельности,
если школьник,— то в учебной. Кроме
того, необходимо ориентироваться также
на тот вид деятельности, который является
личностно значимым для ребенка и
подростка. Это особенно важно при работе
с детьми и подростками с выраженными
эмоциональными нарушениями. Эффективность
психологической помощи в должной мере
зависит от использования продуктивных
видов деятельности ребенка. Например,
рисования, конструирования и других.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник