Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками

Психологическая коррекция и развитие ребенка

Содержание и выбор методов
психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а
также предметом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке
трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей).
Объект психокоррекции – это отдельные сферы личности, подвергающиеся
изменению, ее предмет — та психическая реальность, на которую направлено
психокоррекционное воздействие.


Виды коррекции
 1. Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции
ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго.
Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности
личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других
негативных личностных проявлений.
 2. Коррекция познавательной сферы
направлена на формирование
познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов,
тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности,
преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
 3. Коррекция эмоциональной сферы связана со снижением психоэмоционального напряжения,
дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных
образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она
предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального
реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.
 4. Коррекция волевой сферыэто развитие произвольности психических процессов,
формирование целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности
поведения, преодоление незавершенности действий ребенка.
 5. Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции ребенка,
овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей
поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных
стереотипов.
 6. Коррекция игровой или учебной
деятельности
направлена на развитие
личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами
деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.
 7. Коррекция отношений ребенка предполагает изменение социальной ситуации развития,
ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта,
интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение
внутренних и внешних психологических конфликтов.
 8. Коррекция умственного развития:
развитие восприятия, сенсорных
способностей;
развитие наглядно-образного
(наглядно-действенного) мышления;
развитие начальных функций
произвольного внимания и памяти;
развитие речи (в рамках
логопедической помощи);
развитие познавательной
мотивации.
 9. Коррекция готовности ребенка к
обучению

коррекция внутренней позиции
ребенка;
формирование общей
успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль,
самооценка);
коррекция мелкой моторики и
пространственной ориентации (письмо);
речевая коррекция (чтение);
коррекция исходных
представлений о количестве, величине и т.п. (математика).
 10. Коррекция неорганизованности
поведения.

  а)  Мотивационный блок (целеполагание) – неумение
выделить, осознать, принять и выдержать цель действия:
  четкое выделение цели,
принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;
  удержание образца «на виду
»;
  выделение поэтапных подцелей;
  обеспечение достижения цели и
одобрения успеха;
  перенос успеха на
самостоятельное поведение;
  перенос произвольной регуляции
на фрустрирующую ситуацию;
  б) Операционно-регулятивный
блок (планирование и контроль) – неумение планировать пути достижения цели как
по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить
коррекции по ходу их выполнения:
  совместное со взрослым
планирование содержания и последовательности операций по достижению цели;
  предметное и знаковое
моделирование пути действия;
  овладение различными способами
планирования (готовая схема, моделирование, план-схема);
  распределение функций в
кооперативных формах деятельности;
  формирование мотивационной
готовности к деятельности;
  формирование действий
самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий;
введение режима с небольшим количеством требований;
  последовательная передача
функций планирования, контроля и оценки ребенку.
  11. Коррекция личностного развития
  а)   Коммуникативные проблемы в семье – с
родителями, родственниками:
  разъяснительная коррекционная
работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных
установок и стереотипов воспитания;
  родительский тренинг
(повышение родительской компетентности);
  тренинг педагогического
общения (повышение педагогической компетентности);
  коррекционные игры психолога с
ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
  организация игр ребенка с
родителями (проба на совместную деятельность).
  б)  Трудности общения вне семьи – со сверстниками,
воспитателями, учителями:
  коллективные игры
(справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
  игровая коррекция поведения
(отреагирование и выход агрессивного заряда);
  статусная психотерапия
(возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
  социальная терапия (изменения
отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка
значимым взрослым).
  в)  Проблемы самооценки, тревожность, повышенная
эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм:
  психогимнастика;
  холдинг-терапия;
  арттерапия;
  психодрама и другие формы
десенсибилизации.
  В подростково-юношеском
возрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога,
представлена следующим образом:
  акцентуации характера;
  нарушения поведения;
  трудности
подростково-юношеского возраста;
  эмоционально-личностные
проблемы;
  психофизический инфантилизм;
  социально-педагогическая
запущенность (несформированность субъекта         самосознания, общения и деятельности);
  нарушения
социально-психологической адаптации.

Классификация методов психологической коррекции

  1.  По физиологическому статусу мозга:

Бодрствование-                  Тормоз-
разъяснение;                      
самогипноз;
убеждение;                         
внушение в предсонном
состоянии
рассудочная регуляция;     (трансе);
авторитетное внушение     
внушение в просоночном
состоянии;
(директивная коррекция);
пиетативная коррекция     
внушение во сне (парадоксальная фаза);
(эмпатическое слушание,  
сочувствие);                      
внушение в гипнотическом и
наркотическом
состоянии
  2.  По биологическому гомеостазу: для
нормального состояния; для стрессового состояния;
  3.  По характеру и направленности воздействия:
развивающие; седативные; активизирующие; дезактуализирующие; активизирующие; мобилизирующие;
  4.  По преимущественному воздействию на
психические процессы:

иматотренинг (воображение);
ментальный тренинг (мышление); эмоционально-волевая
тренировка (эмоции, воля);
  5.  По количеству участников:
групповые (для макро-, микро-,
медиагрупп); индивидуальные;
  6.  По принципу воздействия: гетерогенные
(на других); аутогенные (на себя);
  7. По использованию средств искусства: изотерапия;