Психологическая коррекция и развитие ребенка
Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.
Цель коррекции
Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.
Показания для назначения
Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:
- гиперактивность, импульсивность;
- неконтролируемая агрессия;
- тревожность, мнительность;
- чрезмерная стеснительность, боязливость;
- неоправданные страхи;
- трудности запоминания;
- неусидчивость;
- нарушения мышления;
- трудности в процессе обучения.
Этапы психологической коррекции
Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:
- сбор информации;
- создание программы проведения психокоррекции;
- установочный этап;
- процесс психологической коррекции;
- завершающий этап.
Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.
Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.
Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.
Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.
Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.
Основные методы
Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.
Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.
Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.
Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.
Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.
Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).
По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.
Источник
Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками
Содержание и выбор методов
психокоррекционной работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а
также предметом коррекции, формулируемым в психологической практике на языке
трудностей клиентов (детей, педагогов и родителей).
Объект психокоррекции – это отдельные сферы личности, подвергающиеся
изменению, ее предмет — та психическая реальность, на которую направлено
психокоррекционное воздействие.
Виды коррекции 1. Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции
ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго.
Она предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности
личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других
негативных личностных проявлений.
2. Коррекция познавательной сферы
направлена на формирование
познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов,
тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности,
преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
3. Коррекция эмоциональной сферы связана со снижением психоэмоционального напряжения,
дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных
образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Она
предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального
реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у ребенка.
4. Коррекция волевой сферы – это развитие произвольности психических процессов,
формирование целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности
поведения, преодоление незавершенности действий ребенка.
5. Коррекция поведенческой сферы связана с формированием внутренней позиции ребенка,
овладением веером социальных ролей, репетицией социально одобряемых моделей
поведения, навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных
стереотипов.
6. Коррекция игровой или учебной
деятельности направлена на развитие
личностной, социальной и учебной мотивации, овладение средствами и способами
деятельности, навыками целеполагания, контроля и самооценки.
7. Коррекция отношений ребенка предполагает изменение социальной ситуации развития,
ее субъективного восприятия ребенком; развитие социального интеллекта,
интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение
внутренних и внешних психологических конфликтов.
8. Коррекция умственного развития:
развитие восприятия, сенсорных
способностей;
развитие наглядно-образного
(наглядно-действенного) мышления;
развитие начальных функций
произвольного внимания и памяти;
развитие речи (в рамках
логопедической помощи);
развитие познавательной
мотивации.
9. Коррекция готовности ребенка к
обучению
коррекция внутренней позиции
ребенка;
формирование общей
успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль,
самооценка);
коррекция мелкой моторики и
пространственной ориентации (письмо);
речевая коррекция (чтение);
коррекция исходных
представлений о количестве, величине и т.п. (математика).
10. Коррекция неорганизованности
поведения.
а) Мотивационный блок (целеполагание) – неумение
выделить, осознать, принять и выдержать цель действия:
четкое выделение цели,
принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;
удержание образца «на виду
»;
выделение поэтапных подцелей;
обеспечение достижения цели и
одобрения успеха;
перенос успеха на
самостоятельное поведение;
перенос произвольной регуляции
на фрустрирующую ситуацию;
б) Операционно-регулятивный
блок (планирование и контроль) – неумение планировать пути достижения цели как
по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить
коррекции по ходу их выполнения:
совместное со взрослым
планирование содержания и последовательности операций по достижению цели;
предметное и знаковое
моделирование пути действия;
овладение различными способами
планирования (готовая схема, моделирование, план-схема);
распределение функций в
кооперативных формах деятельности;
формирование мотивационной
готовности к деятельности;
формирование действий
самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий;
введение режима с небольшим количеством требований;
последовательная передача
функций планирования, контроля и оценки ребенку.
11. Коррекция личностного развития
а) Коммуникативные проблемы в семье – с
родителями, родственниками:
разъяснительная коррекционная
работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных
установок и стереотипов воспитания;
родительский тренинг
(повышение родительской компетентности);
тренинг педагогического
общения (повышение педагогической компетентности);
коррекционные игры психолога с
ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
организация игр ребенка с
родителями (проба на совместную деятельность).
б) Трудности общения вне семьи – со сверстниками,
воспитателями, учителями:
коллективные игры
(справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
игровая коррекция поведения
(отреагирование и выход агрессивного заряда);
статусная психотерапия
(возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
социальная терапия (изменения
отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка
значимым взрослым).
в) Проблемы самооценки, тревожность, повышенная
эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм:
психогимнастика;
холдинг-терапия;
арттерапия;
психодрама и другие формы
десенсибилизации.
В подростково-юношеском
возрасте содержательная проблематика, требующая коррекционных усилий психолога,
представлена следующим образом:
акцентуации характера;
нарушения поведения;
трудности
подростково-юношеского возраста;
эмоционально-личностные
проблемы;
психофизический инфантилизм;
социально-педагогическая
запущенность (несформированность субъекта самосознания, общения и деятельности);
нарушения
социально-психологической адаптации.
Классификация методов психологической коррекции
1. По физиологическому статусу мозга:
Бодрствование- Тормоз-
разъяснение;
самогипноз;
убеждение;
внушение в предсонном
состоянии
рассудочная регуляция; (трансе);
авторитетное внушение
внушение в просоночном
состоянии;
(директивная коррекция);
пиетативная коррекция
внушение во сне (парадоксальная фаза);
(эмпатическое слушание,
сочувствие);
внушение в гипнотическом и
наркотическом
состоянии
2. По биологическому гомеостазу: для
нормального состояния; для стрессового состояния;
3. По характеру и направленности воздействия:
развивающие; седативные; активизирующие; дезактуализирующие; активизирующие; мобилизирующие;
4. По преимущественному воздействию на
психические процессы:
иматотренинг (воображение);
ментальный тренинг (мышление); эмоционально-волевая
тренировка (эмоции, воля);
5. По количеству участников:
групповые (для макро-, микро-,
медиагрупп); индивидуальные;
6. По принципу воздействия: гетерогенные
(на других); аутогенные (на себя);
7. По использованию средств искусства: изотерапия;
Источник