Психологическая карта развития ребенка 4 лет

КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)
1. Развитие видов детской деятельности
1. Игра:
— выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер;
— участвует в разыгрывании сюжета — цепочки 2—3 действий.
2. Рисование:
— создает предметный схематический рисунок, изображение опережает замысел.
3. Аппликация:
— может составить схематическое изображение из 2—3 частей;
— выкладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу.
4. Конструирование:
— создает предметные конструкции из 3—5 деталей.
П. Развитие двигательной сферы
— может пройти по гимнастической скамейке;
— ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками (3—4 раза);
— может перекладывать мелкие предметы (со стола в коробку).
III. Умственное развитие и развитие речи
1. Умственное развитие:
— знает названия 3-4 цветов и 2-3 форм;
— может выбрать из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
— по образцу, предложенному взрослым, может выполнить постройку из 3-4 кубиков;
— по просьбе взрослого может запомнить 2-3 слова;
— не отвлекаясь, занимается чем-нибудь в течение хотя бы 5 минут;
— использует предметы-заместители (палочка как ложка, градусник, карандаш и др.).
2. Развитие представлений об окружающем:
— достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);
— самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
3. Развитие речи:
— может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква-ква, ду-ду-ду и др.), возможны дефекты звукопроизношения;
— согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени и т.д. (отдельные ошибки допустимы);
— отвечает на простые вопросы взрослого.
IV. Социальное развитие
1. Общение со сверстниками:
— проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать.
2. Усвоение социальных норм и правил:
— ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);
— замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.
КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
I. Развитие детских деятельностей
1. Игра:
— выполняет взаимосвязанные ролевые действия, называет свою роль;
— самостоятельно удерживает сюжет-цепочку из 3—4 действий.
2. Рисование:
— создает предметный рисунок с деталями, а замысел меняется по ходу изображения.
3. Аппликация:
— может работать с ножницами (держать их правильно), вырезая простые формы;
— составляет предметные изображения и наклеивает их на бумагу.
4. Конструирование:
— создает предметные конструкции из 5—6 деталей (по образцу, замыслу);
— осваивает конструирование из бумаги и природного материала.
П. Развитие двигательной сферы
— может перешагивать через рейки гимнастической лестницы;
— может подбрасывать и ловить мяч двумя руками 3—4 раза подряд;
— может нанизывать бусины на леску.
III. Умственное развитие и развитие речи
1. Умственное развитие:
— может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;
— может расположить по величине 5-7 предметов одинаковой формы;
— по предложенной взрослым схеме может выполнить постройку из 4-5 деталей;
— может запомнить по просьбе взрослого до 5 названий предметов;
— занимается чем-нибудь, не отвлекаясь, в течение 15-20 минут;
— может дать несколько (хотя бы 2—3) ответов на вопрос: «На что похожа фигурка?» — об изображении фигурки неопределенной формы.
2. Развитие представлений об окружающем:
— достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);
— самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
3. Развитие речи:
— правильно произносит все звуки (исключение могут составлять свистящие, шипящие и сонорные);
— употребляет все части речи, появляется словотворчество;
— самостоятельно рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения (возможна помощь взрослого).
IV. Социальное развитие
1. Общение со сверстниками:
— вступает в ролевое взаимодействие с детьми.
2. Усвоение социальных норм и правил:
— проявляет социально одобряемые формы поведения (может сам убирать игрушки, выполнять элементарные трудовые обязанности и т.д.);
— замечает несоответствие поведения других детей принятым нормам и правилам.
КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ (СТАРШАЯ ГРУППА)
I. Развитие детских деятельностей
1. Игра:
— выполняет ролевые действия, изображающие социальные функции людей;
— участвует в распределении ролей до начала игры.
2. Рисование:
— изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, замысел опережает изображение.
3. Аппликация:
— самостоятельно вырезывает фигуры простой формы (полоски, квадраты и т.п.);
— наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение.
4. Конструирование:
— создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (6-8 деталей);
— осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора).
II. Развитие двигательной сферы
— может пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи;
— отбивает мяч о землю одной рукой 4—5 раз подряд;
— может продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.
III. Умственное развитие и развитие речи
1. Умственное развитие:
— расставляет по величине 7-10 предметов одинаковой формы;
— на простом плане комнаты может показать стол, за которым сидит;
— по просьбе взрослого в состоянии запомнить 5-6 названий предметов;
— действует по правилу (отбирает нужные картинки, заштриховывает фигурки);
— дорисовывает незаконченное изображение, дополняет его деталями.
2. Развитие представлений об окружающем:
— достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);
— самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
3. Развитие речи:
— правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
— грамотно использует все части речи;
— использует обобщающие слова, синонимы, антонимы.
VI. Социальное развитие
1. Общение со сверстниками:
— избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми, может сотрудничать на занятиях.
2. Усвоение социальных норм и правил:
— регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям).
КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6—7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
I. Развитие детских деятельностей
1. Игра:
— отображает в игровых действиях отношения между людьми;
— участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала.
2. Рисование:
— изображает предметы с деталями, появляются элементы композиции, замысел опережает изображение.
3. Аппликация:
— владеет разными способами вырезания из бумаги;
— наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметную композицию (сюжет).
4. Конструирование:
— осваивает разные виды конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора), может сочетать их в своих работах.
II. Развитие двигательной сферы
— может бегать, преодолевая препятствия: обежать кегли, пролезть в обруч и др.;
— подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (5—7 раз);
III. Умственное развитие и развитие речи
1. Умственное развитие:
— расставляет по величине 10 и более предметов одинаковой формы;
— распределяет предметы по группам на основе ненаглядного признака (одежда, обувь, посуда);
— может запомнить по просьбе взрослого 6-7 названий предметов;
— осуществляет деятельность по правилу;
— может самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю по теме.
2. Развитие представлений об окружающем:
— достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем (разделы «Я сам», «Рукотворный мир», «Общество», «Живая и неживая природа»);
— самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).
3. Развитие речи:
— правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
— грамотно использует все части речи, строит сложные предложения;
— использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, родовые и видовые понятия.
— может объяснить значения знакомых многозначных слов.
IV. Социальное развитие
Общение со сверстниками:
— избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
— участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
— дает как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику. Усвоение социальных норм и правил:
— регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);
— отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.
КАРТА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В таблице приведены достижения детей в 6 сферах (речь, общение, рисование, культурно-гигиенические навыки, действия с предметами, моторика) в соответствии с разными возрастными этапами (21, 24, 30, 36 месяцев).
возраст
сфера
21 мес.
24 мес.
30 мес.
36 мес.
Речь
Называет 5 изображений на рисунке
Задает первые вопросы
Задает различные вопросы
Может связно рассказывать
Общение
Ищет помощи у взрослых
Общается с детьми
Может связно рассказывать
В игре входит в роль
Рисование
Черкает карандашом в рамках листа
Черкает вертикальные и горизонтальные линии
Умеет чертить кривую, замкнутую линию
Рисует шар, яблоко и другие предметы
Культурно-гигиенические навыки
Самостоятельно ест
Регулирует отправление физиологических потребностей
Регулярно сообщает о физиологической потребности
Сам раздевается и одевается
Действия с предметами
Бросает мяч в ящик
Пробует ловить брошенный мяч
Расстегивает 3 пуговицы
Ставит 10 кубиков один на другой
Моторика
Пробует бегать
Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой
Бегает значительно лучше
Поднимается и спускается по ступенькам без опоры
Источник
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА от 4 до 5 летДошкольное учреждение_____________________________________________________________
Группа____________________________________________________________________________
Фамилия, имя______________________________________________________________________
Дата рождения______________________________Группа Здоровья________________________
№
п/п
Наименование необходимых навыков и умений по образовательным областям
Оценка уровня развития в баллах
Дата мониторинга
(начало учебного года)
Дата мониторинга
(окончание учебного года)
1
Образовательная область «Здоровье»
Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости -моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).
Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полоскает рот после еды).
2
Образовательная область «Физическая культура»
Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет ; поворот переступанием, поднимается на горку.
Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
3
Образовательная область «Социализация»
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.
Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ро левые диалоги.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяс нять сверстникам правила игры.
Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) худо жественный образ.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.
Имеет простейшие представления о театральных профессиях.
4
Образовательная область «Труд»
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.
Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.
Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает мате риалы по окончании работы.
5
Образовательная область «Безопасность»
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая по мощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (спосо бы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
6
Образовательная область «Познание»
Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педа гога.
Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Формирование элементарных математических представлений.
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их ха рактерные особенности (цвет, размер, назначение).
Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в преде лах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, вы ше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их ха рактерные отличия.
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
Определяет части суток.
Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назна чение.
Называет признаки и количество предметов.
Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
7
Образовательная область «Коммуникация»
Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).
Умеет выделять первый звук в слове.
Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
8
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
9
Образовательная область «Художественное творчество»
Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, под бора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской иг рушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимонов ской росписи.
Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в кол лективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.
Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по пря мой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из несколь ких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
10
Образовательная область «Музыка»
Узнает песни по мелодии.
Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение.
Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно ме няя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движе ние парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
№
п/п
Показатели развития интегративных качеств личности ребенка
Оценка уровня развития в баллах
Дата мониторинга
(начало учебного года)
Дата мониторинга
(начало учебного года)
1
Интегративное качество «Физически развитый,
овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.
Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здоро вого образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходи мости соблюдения правил гигиены.
Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
2
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятель ности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.
Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельнос ти, экспериментированию.
3
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.
Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоцио нальное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).
4
Интегративное качество «Овладевший средствами общения
и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласо вывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правила ми и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласо вывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей.
Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер. Содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится вне ситуативной.
В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей.
Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
5
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий.
В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры.
Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) мораль ных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках).
Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого исполь зует в общении со взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству.
Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.
6
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные
и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Владеет элементарными навыками самообслуживания.
Ориентируется в пространстве детского сада.
Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры.
Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей.
Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплоще ния в театрализованных играх.
Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия).
Способен конструировать по собственному замыслу.
Способен использовать простые схематические изображения для реше ния несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространст венного расположения объектов может сказать, что произойдет в результа те их взаимодействия.
Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.
7
Интегративное качество «имеющий первичные представления
о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, Знает некоторые государственные праздники.
Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.
8
Интегративное качество «Овладевший универсальными
предпосылками учебной деятельности»
Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.
Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному за данию, стремится выполнить его хорошо.
Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение.
Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пере мазать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.
Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.
9
Интегративное качество «Овладевший необходимыми
умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в ноябре и апреле)..
Мониторинг образовательного процесса.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Данные о результатах заносятся в карту ребёнка в рамках образовательной программы -мониторинг формирования необходимых навыков и умений по образовательным областям
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом (при его наличии) дошкольного учреждения и медицинским работником.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. В ходе мониторинга детского развития психолог (с помощью педагогов и медицинского работника), а при его отсутствии — педагоги и медицинский работник заполняют таблицу показателей развития интегративных качеств личности ребенка.
При оценке уровней развития ребенка педагог ставит общий балл по каждой образовательной области и интегративному качеству в столбце, напротив строки, характеризующей необходимые навыки и умения по образовательным областям, показатели развития интегративных качеств личности ребенка ставятся
▲-если результат выше возрастных возможностей.
Данная карта развития ребенка составлена заместителем заведующего по УВР Серяпиной О.В. для заполнения педагогами при проведении мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы , реализуемой дошкольным учреждением.
Источник