Психологическая карта развития ребенка 1 класса
ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕРВОКЛАССНИКА
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕРВОКЛАССНИКА
параметры психолого—педагогического статуса школьника | конкретные поведенческие проявления |
1. ОСОБЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1.1. Произвольность психических процессов. | • Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения. • Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться • Понимает требования учителя и старается их выполнять. • При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоле |
1.2. Развитие мышления. | • На уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания. • Способен отделить существенные свойства предмета от несущественных. • Может связно рассказать о событиях своей жизни. |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий. | • Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания. • Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания. • Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на нагляд |
1.4. Развитие речи. | • Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами. • Связно выражает свои мысли. • Имеет достаточный словарный запас. |
1.5. Развитие тонкой моторики. | • Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму. • Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур. |
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. | • Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока. • Способен работать в одном темпе с классом. |
2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ. 2.1. Взаимодействие со сверстниками. | • Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий. • Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым. • Имеет постоянных приятелей в классе. |
1
2.2. Взаимодействие с педагогами. | • Может обратиться с просьбой к учителю. • Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с • Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить. | |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм. | • Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня. • Не списывает домашние задания. • Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения. | |
2.4. Поведенческая саморегуляция. | f | • При ответе у доски контролирует движения тела ( позу, положения рук, ног ). • Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения • Контролирует свои эмоции. |
2.5. Активность и независимость. | • Достаточно активен на уроке, стремится проявить свои знания. • Проявляет заинтересованность в получении новых знаний. • Самостоятельно добирается до школы. • Умеет пользоваться школьным буфетом. • Способен справляться с дежурством по классу. | |
3. ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3.1. Наличие и характер учебной мотивации. | • Редко пропускает занятия. • Проявляет заинтересованность в хорошей оценке. • Имеет на уроке все необходимые школьные принадлежности. | |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние. | • В меру переживает за оценки и критические замечания учителя. |
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Источник
Психолого-педагогическая карта ребенка, поступающего в первый класс.
Ф.И.О ребенка_______________________________________________________________________
Возраст______________ Дата обследования_____________________________________________
1. Навыки организации учебной деятельности
1.1. Планирование (возможность организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью).
Низкий уровень — действия ребенка не соответствуют поставленной цели.
Средний уровень — действия ребенка частично соответствуют поставленной цели.
Высокий уровень — действия ребенка полностью соответствуют поставленной цели.
1.2. Контроль (умение сопоставлять результаты своих действий с поставленной целью).
Низкий уровень — полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели.
Средний уровень — частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (как правило, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие).
Высокий уровень — соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (как правило, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью).
1.3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, находить закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их).
Низкий уровень — стремление ориентироваться только на те свойства предметов, которые доступны непосредственно через органы чувств.
Средний уровень — стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира — находить и использовать эти обобщения.
Высокий уровень — стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности и желание использовать их в своих действиях.
2. Психологическая и социальная готовность к школе
2.1. Желание учиться в школе:
а) ребенок хочет идти в школу;
б) особого желания идти в школу у ребенка пока нет;
в) идти в школу ребенок не хочет.
2.2. Учебная мотивация:
а) ребенок осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают для него самостоятельную привлекательность;
б) собственные цели учения ребенком не осознаются, для него привлекательной является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т.д.);
в) цели учения ребенок не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.
2.3. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
а) ребенок достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;
б) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;
в) ребенок плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
2.4. Организованность поведения:
а) поведение организованное;
б) поведение недостаточно организованное;
в) поведение неорганизованное.
3. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций
3.1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:
а) у ребенка нет нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении, речь правильна, отчетлива;
б) в фонематическом строе речи и звукопроизношении ребенка есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);
в) ребенок косноязычен (обязательно обследование логопеда).
3.2. Мелкие мышцы руки:
а) рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;
б) рука развита недостаточно хорошо — карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением;
в) рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
3.3. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
а) ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
б) у ребенка отмечаются отдельные признаки недоразвития умений по ориентации в пространстве, координации движений, недостаточная ловкость;
в) ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж, малоподвижен.
3.4. Координация в системе «глаз–рука»:
а) ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на определенном расстоянии (с классной доски);
б) графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, ребенок переносит в тетрадь с незначительными искажениями;
в) при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, ребенок допускает грубые искажения.
3.5. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контурных линий):
а) соответствует средним показателям возрастной группы;
б) ниже средних показателей возрастной группы;
в) намного ниже средних показателей возрастной группы.
4. Развитие познавательной деятельности
4.1. Кругозор:
а) представления ребенка о мире достаточно развернуты и конкретны, он может рассказать о стране, городе (селе), в котором живет, о животных и растениях, временах года;
б) представления ребенка достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
в) кругозор ребенка ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
4.2. Развитие речи:
а) речь ребенка содержательна, выразительна, грамматически правильна;
б) ребенок затрудняется в подборе слов, в выражении мыслей, в его речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
в) ответы на вопросы чаще всего односложные, в речи ребенка много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).
4.3. Развитие познавательной активности, самостоятельности:
а) ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;
б) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
в) уровень активности, самостоятельности ребенка низок, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
4.4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
а) ребенок правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
б) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, ребенок выполняет с консультационной помощью взрослого;
в) ребенок выполняет задания с организующей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;
г) при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, ребенку нужна обучающая помощь, которая чаще всего воспринимается с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
4.5. Произвольность деятельности:
а) ребенок удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;
б) ребенок удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке взрослого;
в) деятельность ребенка хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется; ребенок прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
4.6. Темп деятельности:
а) соответствует средним показателям возрастной группы;
б) ниже средних показателей возрастной группы;
в) намного ниже средних показателей возрастной группы.
4.7. Учебные знания, умения (перечислить имеющиеся, указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу, например знание букв, элементарные математические представления и др.)
5. Состояние здоровья
5.1. Особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания)
5.2. Темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить и т.п.) ___________________________________________
5.3. Состояние соматического здоровья
Характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел, сколько дней___________________________________________
Вывод: группа здоровья_____________________
6. Возможные трудности школьной адаптации
6.1. Трудности, связанные с поведением ребенка
___________________________________________
___________________________________________
6.2. Трудности, связанные с организацией учебной деятельности
___________________________________________
6.3. Наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующие подчеркнуть):
— тревожность;
— высокая утомляемость;
— раздражительность;
— чрезмерная невнимательность;
— неусидчивость;
— расторможенность;
— заторможенность;
— обидчивость;
— плаксивость;
— упрямство;
— драчливость, агрессивность;
— двигательное беспокойство;
— головные боли;
— головокружение;
— плохой аппетит;
— навязчивые привычки;
— другие признаки (указать)_________________ .
6.4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть):
— чрезмерная усталость после занятий;
— недосыпание;
— нарушение сна;
— страх темноты, одиночества;
— непослушание, конфликтность;
— беспричинный подъем температуры;
— плохой аппетит;
— тошнота;
— укачивание в транспорте;
— непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода;
— потливость;
— аллергические реакции;
— ночное недержание мочи;
— другие жалобы на состояние здоровья (указать) .
— другие признаки (указать)_________________ .
7. Заключение
Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
______________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
______________________________________________
(Дата рождения)
Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________
(наименование ДОО, город)
1 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
2 «___» класс: _________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
3 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
4 «___» класс: ________________________________________________________________
(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)
г. Сургут
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).
Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).
Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).
Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).
Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.
Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.
Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:
— обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;
— организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;
— определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;
— выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;
Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.
В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.
При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.
По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.
В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается выписка из индивидуальной карты развития.
Содержание и ведение индивидуальной карты развития
младшего школьника.
Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.
Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.
Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).
Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.
Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).
Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).
В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.
Раздел заполняется классным руководителем.
Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.
Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»
Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.
Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.
Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.
Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.
В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н- низкий); в пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» — качественные показатели.
В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.
Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.
Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.
Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.
Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.
Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.
Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.
Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.
Далее педагог прописывает участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.
Раздел заполняется классным руководителем.
Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.
В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н — низкий).
В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.
В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.
Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.
- Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.
Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».
Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.
Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.
Источник