Психологическая карта развития ребенка 1 класса

ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   КАРТА ПЕРВОКЛАССНИКА

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО—ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   КАРТА ПЕРВОКЛАССНИКА

параметры психолого—педагогического статуса школьника

конкретные   поведенческие проявления

1. ОСОБЕННОСТЬ   УЧЕБНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Произвольность психических процессов.

•        Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения.

•        Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться
ее достижения.

•        Понимает требования учителя и старается их выполнять.

•        При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоле
ния.

1.2. Развитие мышления.

•        На уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания.

•        Способен отделить существенные свойства предмета от несущественных.

•        Может связно рассказать о событиях своей жизни.

1.3. Сформированность важнейших учебных действий.

•        Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания.

•        Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания.

•        Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на нагляд
ный материал.

1.4. Развитие речи.

•        Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами.

•        Связно выражает свои мысли.

•        Имеет достаточный словарный запас.

1.5. Развитие тонкой моторики.

•        Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму.

•        Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур.

1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности.

•        Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока.

•        Способен работать в одном темпе с классом.

2. ОСОБЕННОСТИ   ПОВЕДЕНИЯ   И   ОБЩЕНИЯ.

2.1. Взаимодействие со сверстниками.

•        Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий.

•        Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым.

•        Имеет постоянных приятелей в классе.

1

2.2. Взаимодействие с педагогами.

•        Может обратиться с просьбой к учителю.

•        Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с
ним.

•        Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить.

2.3. Соблюдение социальных и этических норм.

•        Поддерживает опрятный внешний вид в течение дня.

•        Не списывает домашние задания.

•        Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения.

2.4. Поведенческая саморегуляция.

f

•        При ответе у доски контролирует движения тела ( позу, положения рук, ног ).

•        Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения
движения.

•        Контролирует свои эмоции.

2.5. Активность и независимость.

•        Достаточно активен на уроке, стремится проявить свои знания.

•        Проявляет заинтересованность в получении новых знаний.

•        Самостоятельно добирается до школы.

•        Умеет пользоваться школьным буфетом.

•        Способен справляться с дежурством по классу.

3.  ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации.

•        Редко пропускает занятия.

•        Проявляет заинтересованность в хорошей оценке.

•        Имеет на уроке все необходимые школьные принадлежности.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние.

•    В меру переживает за оценки и критические замечания учителя.

2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Психолого-педагогическая карта ребенка, поступающего в первый класс.

 Ф.И.О ребенка_______________________________________________________________________

 Возраст______________  Дата обследования_____________________________________________

1. Навыки организации учебной деятельности

1.1. Планирование (возможность организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью).

Низкий уровень — действия ребенка не соответствуют поставленной цели.

Средний уровень — действия ребенка частично соответствуют поставленной цели.

Высокий уровень — действия ребенка полностью соответствуют поставленной цели.

1.2. Контроль (умение сопоставлять результаты своих действий с поставленной целью).

Низкий уровень — полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели.

Средний уровень — частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (как правило, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие).

Высокий уровень — соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (как правило, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью).

1.3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, находить закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их).

Низкий уровень — стремление ориентироваться только на те свойства предметов, которые доступны непосредственно через органы чувств.

Средний уровень — стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира — находить и использовать эти обобщения.

Высокий уровень — стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности и желание использовать их в своих действиях.

2. Психологическая и социальная готовность к школе

2.1. Желание учиться в школе:

а) ребенок хочет идти в школу;

б) особого желания идти в школу у ребенка пока нет;

в) идти в школу ребенок не хочет.

2.2. Учебная мотивация:

а) ребенок осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают для него самостоятельную привлекательность;

б) собственные цели учения ребенком не осознаются, для него привлекательной является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т.д.);

в) цели учения ребенок не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

2.3. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

а) ребенок достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;

Читайте также:  Способы развития мышления ребенка и взрослого

б) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;

в) ребенок плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

2.4. Организованность поведения:

а) поведение организованное;

б) поведение недостаточно организованное;

в) поведение неорганизованное.

3. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

3.1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

а) у ребенка нет нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении, речь правильна, отчетлива;

б) в фонематическом строе речи и звукопроизношении ребенка есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);

в) ребенок косноязычен (обязательно обследование логопеда).

3.2. Мелкие мышцы руки:

а) рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;

б) рука развита недостаточно хорошо — карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением;

в) рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

3.3. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

а) ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;

б) у ребенка отмечаются отдельные признаки недоразвития умений по ориентации в пространстве, координации движений, недостаточная ловкость;

в) ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж, малоподвижен.

3.4. Координация в системе «глаз–рука»:

а) ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на определенном расстоянии (с классной доски);

б) графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, ребенок переносит в тетрадь с незначительными искажениями;

в) при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, ребенок допускает грубые искажения.

3.5. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контурных линий):

а) соответствует средним показателям возрастной группы;

б) ниже средних показателей возрастной группы;

в) намного ниже средних показателей возрастной группы.

4. Развитие познавательной деятельности

4.1. Кругозор:

а) представления ребенка о мире достаточно развернуты и конкретны, он может рассказать о стране, городе (селе), в котором живет, о животных и растениях, временах года;

б) представления ребенка достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;

в) кругозор ребенка ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

4.2. Развитие речи:

а) речь ребенка содержательна, выразительна, грамматически правильна;

б) ребенок затрудняется в подборе слов, в выражении мыслей, в его речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

в) ответы на вопросы чаще всего односложные, в речи ребенка много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).

4.3. Развитие познавательной активности, самостоятельности:

а) ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

б) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;

в) уровень активности, самостоятельности ребенка низок, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

4.4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

а) ребенок правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;

б) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, ребенок выполняет с консультационной помощью взрослого;

в) ребенок выполняет задания с организующей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;

г) при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, ребенку нужна обучающая помощь, которая чаще всего воспринимается с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

4.5. Произвольность деятельности:

а) ребенок удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;

б) ребенок удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке взрослого;

в) деятельность ребенка хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется; ребенок прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

4.6. Темп деятельности:

а) соответствует средним показателям возрастной группы;

б) ниже средних показателей возрастной группы;

в) намного ниже средних показателей возрастной группы.

4.7. Учебные знания, умения (перечислить имеющиеся, указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу, например знание букв, элементарные математические представления и др.)                                      

5. Состояние здоровья

5.1. Особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания)  

5.2. Темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить и т.п.)                    ___________________________________________

5.3. Состояние соматического здоровья

Характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел, сколько дней___________________________________________

Вывод: группа здоровья_____________________

6. Возможные трудности школьной адаптации

6.1. Трудности, связанные с поведением ребенка

Читайте также:  Развитие ребенка 8 месяцев ходьба

___________________________________________

___________________________________________

6.2. Трудности, связанные с организацией учебной деятельности        

___________________________________________

6.3. Наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующие подчеркнуть):

— тревожность;

— высокая утомляемость;

— раздражительность;

— чрезмерная невнимательность;

— неусидчивость;

— расторможенность;

— заторможенность;

— обидчивость;

— плаксивость;

— упрямство;

— драчливость, агрессивность;

— двигательное беспокойство;

— головные боли;

— головокружение;

— плохой аппетит;

— навязчивые привычки;

— другие признаки (указать)_________________ .

6.4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть):

— чрезмерная усталость после занятий;

— недосыпание;

— нарушение сна;

— страх темноты, одиночества;

— непослушание, конфликтность;

— беспричинный подъем температуры;

— плохой аппетит;

— тошнота;

— укачивание в транспорте;

— непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода;

— потливость;

— аллергические реакции;

— ночное недержание мочи;

— другие жалобы на состояние здоровья (указать)                             .

— другие признаки (указать)_________________ .

7. Заключение

Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

______________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

______________________________________________

(Дата рождения)

Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________

(наименование ДОО, город)

1 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

2 «___» класс: _________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

3 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

4 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

г. Сургут

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).

Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных  результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).

Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).  

Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);

— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).

Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.

Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.

Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:

— обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;

— организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;

— определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;

— выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;

Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.

В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.

При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.

По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.

В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается  выписка из индивидуальной карты развития.

Содержание и ведение индивидуальной карты развития

младшего школьника.

Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).

Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.

Читайте также:  Развитие головного мозга ребенка картинки

Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).

Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).

В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.

Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»

Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.

Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.

Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н- низкий); в пункты  «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» — качественные показатели.

В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.

Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.

Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.

Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.

Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.

Далее педагог прописывает  участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В — высокий; С – средний (соответствует норме); НС — ниже среднего; Н — низкий).

В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.

В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.

  1. Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.

Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».

Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.

    Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.

    Источник