Психологическая характеристика возрастных периодов развития ребенка

Период новорожденности
Пренатальный период — время жизни от зачатия до рождения. Нервная система формируется с 3-4-й недели внутриутробной жизни, отделы ЦНС начинают функционировать уже в материнском организме.
Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного. Его организм отвечает на это необычайно мощным выбросом в кровь гормонов стресса (адреналина и норадреналина). Считается, что большая доза этих гормонов способствует установлению привязанности между матерью и ребенком и обеспечивает активность новорожденного.
Период новорождённости длится от момента рождения примерно до конца второго месяца жизни. Главная особенность новорождённости связана со тем, что ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все его существование в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства.
К моменту рождения ребенок обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов — безусловных рефлексов, облегчающими приспособление к новым условиям жизни.
Центральным новообразованием новорождённости является появление индивидуальной психической жизни ребенка. Для нее характерны два главных момента — преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорождённый переживает как субъективные состояния.
Д.Б.Эльконин описал два парадокса детства. Первый: человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни, у него нет почти никаких готовых форм поведения, хотя по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Второй парадокс: за тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз, за это время новорожденный ребенок практически не изменился.
Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте
Младенчество (2 мес. – 12 мес.) — период, длящийся до конца первого года жизни ребенка. Будучи даже биологически беспомощным существом, зависящим от ухаживающего за ним взрослого, ребенок является максимально социальным существом. Но будучи вплетенным в социальное, он лишен основного средства общения — речи. В противоречии между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития в младенческом возрасте.
Основное новообразование младенческого возраста — первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».
Первая специфическая форма реагирования именно на человека получила название «комплекса оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации и двигательную активность младенца навстречу взрослому.
Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем — ножек и нижней части тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе они связаны.
В младенчестве появляются первые формы подражания, первые применения орудий и употребление слов, выражающих желание. Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М.И. Лисина назвала ситуативно-личностным. Фрустрация базовых социальных потребностей ребенка приводит к тяжелой форме отставания в психическом развитии — госпитализму. Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых, появляется автономная речь.
Психическое развитие ребенка в раннем детстве
Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3 лет. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, переводящие ребенка на новый этап развития.
Во-первых, автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования в форму, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.
Во-вторых, манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами по их общественно закрепленному назначению.
В-третьих, из только осваивающего самостоятельное передвижение в пространстве существа ребенок должен превратиться в существо, для которого ходьба — лишь средство для достижения других целей, а не самостоятельное действие. Соответственно, три важных новообразования раннего детства — речь, предметная деятельность и ходьба.
В раннем детстве обнаруживается связанность ребенка с конкретной ситуацией: поведение ребенка целиком определяется ситуацией, он не привносит в нее знаний о других возможных вещах и явлениях. Это связано со своеобразным единством между сенсорными и моторными функциями, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения.
Восприятие является ведущей психической функцией этого периода, что обусловливает специфику других психических функций: память проявляет себя в узнавании, мышление — как его наглядно-действенная форма и т.д. Общение со взрослым принимает в раннем детстве сначала форму ситуативно-делового, а к концу возраста — внеситуативно-познавательного общения.
Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». К трем годам обнаруживается осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в знаменитом кризисе 3 лет. Основные симптомы кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм (Л.С. Выготский).
Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет — это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и к авторитету родителей — он пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.
Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве
Дошкольный возраст длится с трех до шести-семи лет жизни. Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми — в современных исторических условиях напрямую не удовлетворяется, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игра как ведущая деятельность ребенка.
Сущность игры, по Л.С.Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия.
В игре и других видах деятельности дошкольника (рисовании, самообслуживании, общении, подвижные игры) рождаются такие новообразования, как: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений и др.
На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми. Формы этого общения: сначала внеситуативно-познавательная (3-5 лет), в конце возраста — внеситуативно-личностная (после 5 лет). Хотя взрослый остается центром мира детей примерно до 7 лет, уже в раннем дошкольном детстве появляется потребность в общении с другими детьми, удовлетворяющими потребность в доброжелательном внимании и выполняющими программу игрового сотрудничества и сопереживания.
Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.
Развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, психосексуальной идентификацией, формированием приблизительной временной перспективы, обретением более адекватной и устойчивой самооценки, появлением элементов социальной и личностной рефлексии, развитием высших чувств, дифференциацией внешнего и внутреннего мира и т.д.
По выражению Л.Н.Леонтьева, в дошкольном детстве первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения.
Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте
В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В школе система «ребенок-взрослый» дифференцируется на «ребенок — родители» и «ребенок-учитель». Последняя начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учение. Но в момент прихода в школу учебной деятельности как таковой еще нет, она должна быть создана в форме умений учиться.
Парадокс учебной деятельности состоит в том, что предметом изменения становится сам ребенок как субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем он был» и «чем он стал».
В осваиваемой учебной деятельности формируются основные возрастные новообразования: интеллектуальная рефлексия, произвольность, внутренний план действия. В рамках овладения учебной деятельностью перестраиваются, совершенствуются все психические процессы.
Вторая по значению деятельность младшего школьника — труд в двух характерных для этого возраста формах: в форме самообслуживания и в форме изготовления поделок.
Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности, ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками будущего формирования формально-логического мышления.
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта — единство личности, появление «Я-концепции». Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.
Психологические особенности подростков
Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым.
Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое».
Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство «взрослости» — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.
Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками.
Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего — личностной сферы, самосознания.
Психологические особенности старшеклассников
Юность охватывает период от 14-15 до 17-18 лет и подчеркивает в человеке момент сознательного самоопределения.
В психологических периодизациях А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина акцент ставится на новом типе ведущей деятельности — учебно-профессиональной. Л.И.Божович связывает юношество с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием.
Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности.
Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.
Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей.
В социальном плане юношам свойственны осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Расширяется круг личностно значимых социальных отношений, нарастает потребность в дружеском, интимном общении.
В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», внутреннего мира и т.д. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых.
Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость. В юношеском возрасте отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других.
На психическое развитие подрастающего индивида оказывают влияние два основных фактора – созревание и развитие его организма в различные возрастные периоды детства и социальные условия жизни и воспитания, причем с возрастом растущий человек начинает сознательно формировать себя как личность.
Развитие оформляется в психологическом возрасте, поэтому возраст образуется не как структура или результат, а как форма, которая может сменяться другой формой и замещаться ею. Освоение возрастного пространства и переход одного возрастного этапа к другому не осуществляется автоматически, а специально организуется.
Принятые в возрастной психологии подходы к периодизации основываются на понимании развития как результата преодоления и разрешения противоречий.
Основными закономерностями возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека, которые следует учитывать при обучении и воспитании подрастающего поколения.
Младенческий возраст – важнейший период адаптации к миру, закладываются стрежневые социальные характеристики ребенка.
Раннее детство – период кардинальных изменений физических возможностей ребенка, его двигательных, когнитивных и речевых навыков.
В дошкольном возрасте меняются пропорции тела ребенка, продолжается развитие грубой и мелкой моторики, обуславливающей впоследствии формирование значительного арсенала двигательных умений.
В подростковом возрасте происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка.
Юность – промежуточный этап развития между детством и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано решением задач профессионального определения и вступления во взрослую жизнь.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 14647; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10367 — | 7652 — или читать все…
Читайте также:
Источник
С момента зачатия и до 18 лет развитие человека идет наиболее активно. Все это время мы разделим на 10 крупных периодов. Каждый из них уникальный, он уже никогда не повторится. Характеристика каждого из периодов показывает, как меняется ребенок. Если сначала все уходит на рост и психическое развитие, то затем наступает период взросления, происходят личностные изменения. У всех возрастных периодов есть кое-что общее: ребенку необходимы его родители. Ваша помощь, забота и внимание научат его быть взрослым и самостоятельным. А еще никто кроме родителей не сможет правильно ответить на самые важные вопросы его жизни. Будь это крошечный малыш, дошкольник или подросток, ему всегда понадобится ваша помощь. Для ребенка на всех периодах развития нужно родительское внимание.
С первой секунды жизни
Считается, что развитие ребенка начинается не от рождения, а с момента зачатия. Это лишь секунда, но она во многом определяет всю последующую жизнь. Этот момент крайне важен: формируется уникальный хромосомный набор, который сделавет вашего ребенка неповторимым среди других, самим собой. Мама еще даже не знает, что в ней появилась новая жизнь, а эмбрион уже активно развивается.
Чем дальше, тем медленнее — такой закон развития. Если после соединения яйцеклетки и сперматозоида развитие шло со скоростью в считанные секунды и минуты, то потом счет пойдет на недели и месяцы. Взрослый человек меняется не так быстро.
Тут этапы составляют уже годы и даже десятилетия. Выделим всего 10 периодов от 0 до 18 лет. В это время с человеком много раз происходят глобальные перемены. Характеристика этих 10 периодов объяснит вам, как из крошечной клетки получается взрослый человек. Этот путь ваш ребенок проделает вместе с вами.
Зачатие
Момент зачатия ребенка называется также начальным периодом. Когда зачатие произойдет, никаких видимых признаков долгое время не будет. Как правило, если женщина готовится к материнству, то она скорее узнает о зачатии, ведь очень его ждет. Если же нет, то может пройти 1-2 месяца перед тем, как будет точно известно, что она беременна.
Этот период для ребенка критичен. Недостаточно только лишь оплодотворения яйцеклетки и деления. Необходимы соответствующие условия: если они благоприятные, то эмбрион будет формироваться. Если же нет, он просто погибнет. Сейчас все зависит от матери и ее образа жизни, готовности к беременности. Если все прошло хорошо, то зародыш движется к матке и прикрепляется к ее стенке. Образуется связь с мамой, и затем развитие эмбриона переходит на новый этап.
Эмбрион
От момента прикрепления к матке (4-6 день беременности) до конца 8 недели – это эмбриональная стадия. Сейчас зародыш совсем крошечный, даже не похож на человечка. Но у него уже есть маленькие отростки – ручки и ножки, начинают формироваться особые скопления клеток — будущие органы. Но главное, что у него появляются органы для питания, благодаря которому он сможет расти. А еще крошечное сердечко, которые уже бьется.
На стадии эмбриона тоже много опасностей. Мама все еще может не знать о том, что теперь в ней живет будущий человек. Неправильный образ жизни, несоблюдение норм питания, стрессы могут спровоцировать выкидыш. Или же закладка органов и тканей может пойти неправильно.
К сожалению, даже сам организм женщины может спровоцировать смерть эмбриона, ведь иммунная система не сразу понимает, что это будущий малыш. Для нее это нечто чужеродное, и это нечто она стремится отторгнуть. Именно поэтому самое лучшее решение — планирование зачатия. Так вы можете регулярно проходить осмотр врача, правильно питаться и принимать витамины для беременных женщин. Все это пойдет только на пользу.
Плод
Начинается 9 неделя развития. Теперь это уже не зародыш, а плод. А мама даже называет его «малышом». Он уже отдаленно напоминает младенца, хотя контуры тела еще размытые. Плодный период длится до конца беременности. Как только у мамы начнется родовой процесс, развитие ребенка переходит на следующий этап.
А сейчас из тех самых скоплений клеток формируются крошечные органы ребенка. Они усложняются, создаются необходимые полости. Теперь у плода есть кровь. Она не такая, как у взрослого человека, и даже не такая, как у его мамы. Это особая, фетальная кровь. Кислород в нее попадает через кровеносную систему матери. Сейчас ей необходимо больше бывать на свежем воздухе, гулять.
Постепенно все органы вырастают. Уже к концу второго триместра беременности они практически готовы. Дальше нужны лишь покой, отдых, хорошее питание. Органы малыша «созревают» еще 3 месяца. После окончания II триместра повышаются шансы на выживание младенца в случае преждевременных родов. С каждой неделей он все больше, сильнее. Конечно, роды до срока очень нежелательны, но чем ближе к сроку они произойдут, тем больше у малыша будет шансов на жизнь.
Беременность длится в среднем 240 дней, то есть 9 месяцев, или 40 недель. Все это время жизнь ребенка полностью зависит от матери. Поэтому ей необходимо соблюдать правила:
- правильное питание;
- никакого алкоголя, наркотиков;
- больше витаминов;
- свежий воздух;
- меньше стрессов;
- как можно меньше нагрузок.
Это дает малышу шанс сформироваться правильно. А это значит, что у вас родится здоровый ребенок. А алкоголь, наркотики, стрессы, нагрузки сильно вредят плоду. Вероятность выкидыша сохраняется все 9 месяцев беременности. Тут организм матери и ее иммунная система в первую очередь «думают» о женщине. Это значит, что если маме угрожает опасность из-за плода, то организм попытается от него избавиться.
Рождение малыша
Все прошло хорошо, 9 месяцев позади – начались схватки. Теперь пора рожать. С момента рождения начинается отсчет новых возрастных периодов в жизни малыша – уже как отдельного человека. Роды тоже несут в себе потенциальную опасность. Но сегодня у мамы и ребенка гораздо больше шансов на то, что все пройдет без проблем.
После рождения вы услышите долгожданный первый крик. Это раскрываются легкие – до этого момента они не функционировали, а были «сложены» внутри грудной клетки. И вот малыш делает первый вдох. Это необходимый момент, но он требует огромных усилий. Если представить себе, что такой стресс для организма переживает взрослый, то он бы мог просто погибнуть. А для ребенка это единственный способ начать свою жизнь. Природа позаботилась о нем, дав силы пережить этот стресс.
Неонатальный период
Первые 40 дней после рождения длится неонатальный период. Ребенок дома, и теперь родители заботятся о нем. У них появляется много обязанностей и новых умений. Например, малыш использует более 20 видов крика, чтобы сообщить маме о своем состоянии. Она скоро начнет различать, голодный он, «мокрый», устал или испуган.
Первые 4 недели жизни — время активного развития. Хотя, казалось бы, малыш почти постоянно спит: кушает по 7-8 раз в день, менять подгузник нужно столько же раз, а все остальное время уходит на сон. Но во сне идет развитие органов и психики. Он слышит, кое-что видит, улавливает запахи. Для него жизнь только начинается, и наш мир дает огромный объем информации. Чтобы усвоить его, необходима активная работа мозга. И именно во сне мозг наиболее эффективно перерабатывает информацию и совершенствуется.
Постепенно меняется кровь. Раньше она была фетальной, а теперь ребенок дышит сам – кровь полностью заменится, но не раньше 2-3 месяца жизни. Все органы работают самостоятельно. Малыш только родился, а его желудок и кишечник уже знают, что делать с пищей. Пока что материнское молоко или смесь – это единственная еда, подходящая для крохи.
Грудничок
Как только прошли 4 недели, начинается новый этап развития. Он продлится до первого дня рождения крохи. Для родителей этот период заметно интереснее. С каждым днем ребенок меняется, развивается. Его взгляд становится осмысленнее. Ко второму месяцу он уже узнает родителей, радостно дергает ножками и ручками при их появлении. К третьему месяцу он может впервые улыбнуться маме. Первый год отводится на рост тела, прибавку в весе. Тело малыша вырастает на 50-70% процентов от первоначальной длины. Также динамично развивается психика. Ребенок еще не говорит, но понимает очень многое.
Вот и первые зубки появились. Это сигнал организма крохи, что пора подумать о новой пище для него. Конечно, нельзя отменять молоко: оно все еще главный продукт питания. Появление зубов связано с развитием ЖКТ. Желудок и кишечник «натренировались» на жидкой пище – теперь нужно попробовать что-то новое. Обычно с 6 месяцев вводят по ложечке фруктовые и овощные пюре и соки. Все только натуральное, и лучше всего, если вы будете готовить сами. Пюре из кабачка и моркови, проваренное 2 раза мясо, персики и груши – это вы можете предлагать крохе уже с 7-8 месяцев.
Чем старше он становится, тем активнее его движения. Все начинается с головки. Сначала кроха держит ее всего 5 секунд. Это порыв к исследованию мира. Его инстинктивный интерес к новому заставляет развивать мышцы. Скоро он сможет вставать на коленки, затем – ползать. К концу первого года малыши уверенно стоят на ножках, а некоторые даже делают шаги.
Период раннего детства
С 1 года и до 3 лет длится один из самых важных возрастных периодов. Это активное развитие личности малыша. До трех лет нужно очень многому научиться. В первую очередь это речь. Мы не замечаем, как учимся говорить. А все дело в том, что ребенок активно слушает. С самых первых дней родители говорят с ним. Речь откладывается в мозгу, постепенно запоминается. Уже в 1 годик малыш начинает произносить более-менее осмысленные звуки и даже простые слова.
Дальше в голове формируется связь «предмет-название». Для этого родители должны продолжать общаться, читать крохе сказки, петь песенки. От того, насколько правильна и богата ваша речь, будет зависеть и речь ребенка. Тут поможет его общение с другими детьми и взрослыми. Главное – не продолжать «сюсюкать» с малышом, а говорить на простом языке. Ему нужно слышать правильные слова и интонации, чтобы учиться. Многие мамы забывают об этом, отчего развитие речи ребенка запаздывает.
Сейчас нужно многому учиться, и особенно — самостоятельности. Чем активнее малыш, тем ему интереснее все делать самому. Постепенно он становится все самостоятельнее:
- сам проводит элементарную гигиену;
- может сам одеваться;
- играет без взрослых;
- кушает сам (держит ложечку, пьет из чашки).
Многие родители в 3 годика отдают ребенка в садик. Там ему все эти навыки очень пригодятся.
Для правильного психического развития важна игра. Пока что это единственный вид деятельности, который нравится ребенку. Он все превращает в игру – так ему проще приспособиться и научиться. Главное – создать для крохи безопасные условия. Так, играя, он будет развиваться, пробовать разные виды социального взаимодействия.
Дошкольный
С 3 до 7 лет длится этот важный период. Его основные задачи – обучение, развитие психики и нервной системы. Все начинается с детского садика (для тех, кого в садик отдали). Это огромный стимул для личностного развития, ведь тут появляется новая среда. Общение, игры с другими детьми, решение первых социальных проблем. В садике детей готовят к школе, учат учиться.
Малыш развивается физически. Становится более выносливым: крепнут мышцы и кости. Еще бы, ведь подвижные игры в саду в приоритете. Вообще, детский сад идет детям на пользу. Конечно, малыш поначалу плачет, просит оставить его дома. Это период адаптации к садику – процесс психический и физический. Но постепенно малыш привыкнет.
Меняется его среда, появляются новые отношения, правила и режим. А еще приходится активно учиться, запоминать много информации. Это во всех смыслах подготовка к школе. У малыша должно активизироваться логическое мышление, увеличивается концентрация, память. А еще нужно научиться следовать многим правилам поведения. Так, «садовским» малышам бывает в школе проще, ведь они многое выучили в садике.
Младший школьный возраст
С 7 лет ребенок вступает в период младшего школьного возраста, который длится до 11 лет. Сейчас вашего малыша уже не узнать. Он стал намного самостоятельнее, разумнее. Произошли изменения его характера, личности. Теперь ребенок вполне самостоятельный в школе и дома. Конечно, первый класс станет трудным испытанием для него, но это стимулирует его дальнейшее развитие.
Часто сменяются авторитеты. Раньше только мама с папой были абсолютно и во всем правы. Теперь же появились учителя, одноклассники – с них хочется брать пример. В младшей школе дети чаще всего не любят выделяться – им важно быть частью группы. Так что девочки часто устраивают истерики, требуя такие же колготки/кофточки/рюкзак, как у других. Этот период пройдет, но сейчас постарайтесь поддержать ребенка. Ему важно знать, что он часть общества, не отличается от других.
Идет активное построение социальной составляющей личности. Не требуйте индивидуальности поведения и мыслей. Все это придет само собой, а пока что просто помогайте ребенку разобраться в том, какой он. В этот период лучше всего начинать дополнительные занятия:
- спорт;
- языки;
- творчество.
Это поможет развитию многих важных качеств личности ребенка. Например, воли. В этот период очень важно, чтобы ребенок умел делать выбор между тем, что «нужно» и тем, что «хочется». Такая перемена мышления говорит о взрослении личности.
Пубертатный период
С 11-12 лет начинается один из самых сложных и неоднозначных периодов развития. Пубертатный период — это всегда гормоны, изменения тела, мышления, интересов… Все меняется для ребенка. Да и ребенком он уже перестает быть – теперь это юноша или девушка. Девушки быстрее развиваются внутри и снаружи, меняются их контуры тела. Сейчас важно правильное питание, где будет поменьше жирного.
Подростки часто недовольны своей внешностью, отношениями с родителями, школой. Их мнения меняются очень часто и кардинально. Родителям стоит просто понять их. Активизация выработки половых гормонов воздействует не только на тело, но и на психику.
Но если ребенка правильно воспитывали и дали понятие о моральных ценностях, в итоге, после переходного возраста, проблем с ним не будет. Теперь он уже почти полностью сформирован. У молодых людей появляются стремления, а воли хватает, чтобы реализовывать желания. Конечно, сейчас им хочется быть красивыми, нравиться, притягивать внимание. Это нормально, ведь уже в 15-17 лет подростки чувствуют себя взрослыми. Для полного психического развития потребуется еще время, взросление, опыт. А в остальном это почти что взрослые люди.
Несколько советов для родителей
Будь ему 3 года, 13 или 18, это все так же ваш ребенок. Только вы можете помочь ему делать правильный выбор в жизни. Не навязывать свое мнение, а именно помогать принимать собственные обдуманные решения.
Будьте рядом
Будьте рядом, когда ему тяжело. Не отворачивайтесь от малыша или подростка, которому нужна ваша помощь. Его проблемы, конечно же, не самые серьезные для вас. Но для ребенка любая проблема воспринимается очень глобально. Старайтесь наладить со своими детьми дружеские отношения с самого раннего возраста.
Позвольте ребенку быть самостоятельным
Важная характеристика нормальной, з?