Психологическая характеристика развитие ребенка и рекомендации
Оксана Петрова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ.
Психолого-педагогическая характеристика на Лизу (2011г. р.) (имя изменено)
Проживает по адресу: ул. была зачислена в детский сад в 2014 года. Состояние здоровья Лизы соответствует основной группе. По данным медицинской карты зрение, слух, обоняние в норме.
1. Семья ребенка полная, состоит из 5 человек. Мать –ФИО, кухонный рабочий. Отец –ФИО,место работы: безработный. Семья проживает в доме с частичными коммунальными условиями. Материальное положение семьи ниже прожиточного минимума. Отношение родителей к детскому саду хорошее, мама часто интересуется успехами дочери. Режим дня ребенка в основном соблюдается.
Заключение психоневролога: ЗПР церебрально-органического генеза, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
2.Внешний вид: Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные. Лицо выразительное. Отмечаются непроизвольные подергивания лица, шеи, плеч.
3. Эмоциональная реакции и характер общения со взрослым в процессе обследования
Лиза легко идет на контакт. Знает фамилию, имя, пол и свой возраст. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организовать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуации, доброжелательна, однако постоянно что-нибудь теребит в руках, манипулирует предметами. Считает, что поведение у нее всегда хорошее, результаты своей деятельности оценивает высоко.
4. Состояние эмоционально-волевой сферы
Активная, общительная девочка. Может занять себя, но на непродолжительное время. Если что-то не нравится, то она может проявлять упрямство, плакать, кричать, но быстро успокаивается, если ее внимание переключить на другой предмет или деятельность.
Лиза демонстративна. У девочки отмечается нарушение дистанции общения, в первую очередь, со взрослыми. Очень любит, когда с ней занимаются педагоги и воспитатели, просится на занятие. Иногда мешает заниматься с другими детьми, требуя внимания только к себе.
5. Моторика
Девочка физически развита. Рост соответствует возрасту. Отмечаются нарушения осанки, общей и тонкой моторики.Выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия, плохая координация движений, наблюдаются сложности в переключении от одного движения к другому. Координация движений пальцев нарушена. Ведущая рука — правая. Артикуляционная моторика развита в соответствии с возрастной нормой.
6. Познавательное развитие
А. Внимание
Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания. Объем произвольного внимания также существенно снижен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.
Б. Восприятие
Цвет: ребенок четко опознает и называет все предъявленные цвета и оттенки Находит заданный цвет в окружающем пространстве.
Плоскостные формы: сличает все плоскостные формы. При опознании путает ромб и многоугольник.Объемные фигуры: сличает весь набор предъявляемых объемных форм (шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик). При опознании путает брусок и кирпичик. При самостоятельном назывании обозначает лишь самые элементарные формы (шар, куб).
Восприятие пространства:
свободно ориентируется в групповом пространстве. Самостоятельно показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки. При обозначении правой и левой сторон возникают проблемы, но затем девочка самостоятельно исправляется.
Представление о последовательности частей суток сформировано. Воспроизводит с опорой на картинки.
Последовательность времен года путает. У ребенка не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости месяцами времен года. Данные представления о днях недели несформированы
В. Память
Смысловая память превалирует над механической. Объем механической памяти значительно ограничен.
Г. Мышление
Наглядно-действенное мышление сформировано.
Наглядно-образное мышление — не сформировано (низкий уровень).
Представления о количестве сформированы. Есть понятия «один — много», «больше —меньше». Счет прямой до 15, обратный счет не сформирован.
Д. Речевое развитие
Может варьировать темп и интонационную выразительность речи: произносить слова громко и тихо, говорить быстро-медленно.
Фонетическая сторона речи в пределах возрастной нормы. С помощью педагога справляется с заданиями, направленными на выделение звука в слове, например выбрать игрушки, в названии которых есть звук «к».
Грамматический строй речи. Правильно употребляет слова во множественном числе. Почти всегда правильно согласует существительные с прилагательными и существительные и глаголы во времени, иногда сама исправляет свои ошибки. Девочка понимает назначение предлогов и правильно их использует в речи, но затрудняется в использовании сложных предлогов (из-под, из- за).
Лексическая сторона речи. Девочка выделяет субъект и объект действия, их признаки, часть-целое. Доступно элементарное обобщение, она объединяет предметы в родо-видовые категории, но затрудняется в дифференциации сходства и различий между ними. В то же время у Лизы отмечаются определенные сложности в усвоении абстрактных понятий (слов — действий, предметов, признаков и т. д.).
Связная речь.
Лиза может пересказать прочитанную ей сказку или небольшой рассказ, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчивает. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов. Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему.
Е. Воображение
Воспроизводящее и творческое воображение не отмечается большой оригинальностью и разнообразием. Отмечается склонность к упрощенному, схематичному изображению объектов, невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.
7. Сформированность ведущих видов деятельности
А. Общение
Лиза — общительная девочка. Она любит помогать воспитателю организовывать детей. Лизе с удовольствием выполняет поручения. Девочка контактирует со всеми детьми как своей, так и соседней группы. По отношению ко всем детям в группе Лиза проявляет чувство симпатии. В то же время если кто-то из детей в группе начинает баловаться, громко кричать или бегать, то девочка начинает делать то же самое.
Б. Сформированность элементов трудовой деятельности и навыки самообслуживания
Девочка умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, но в контроле воспитателя все же нуждается, т. к. может застегнуть не все пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не всегда аккуратно складывает свои вещи.
В. Игровая деятельность
Продолжительность пребывания в роли невелика (не более 5-7 мин). Для ролевого перевоплощения использует соответствующие атрибуты. Таким образом, уровень развития игровой деятельности можно охарактеризовать как процессуальную игру с элементами сюжетноролевого поведения.
Г. Изобразительная деятельность
У Лизы отмечено негативное отношение к изобразительной деятельности (у девочки не было увлеченности процессом рисования и речевого комментирования его ни во время рисования фломастерами, ни карандашами, ни красками). В рисунке присутствует сюжет, хотя он отображен достаточно схематично. В рисунке использует всего 3 цвета.
Выводы и рекомендации из заключения на Лизу.
Прогноз дальнейшего развития ребенка в целом благоприятен. Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы. Развивающиеся психические процессы (словесно-логическое мышление, моделирующие виды деятельности, творческое воображение) отстают от возрастных нормативов развития. Нарушение произвольного внимания приводит к дезорганизации деятельности ребенка. Отмечаются невротические реакции.
Отмечается наличие мотивации, ее вид, внушаемость, уровень целеполагания, умение (неумение) преодолевать возникающие трудности, сформированность навыков самоконтроля, особенности проявления социальных эмоций и чувств, система поведения по отношению к детям, родителям, воспитателям, выполнение правил поведения, особенности характера.
Рекомендации
Рекомендуется посещение детского сада для детей с задержкой психического развития, где будет оказываться комплексное воздействие на ребенка.
Необходимо:
1) формировать пространственно-временные представления и совершенствовать координацию движений. В процесс проведения подобных занятий включать упражнения по развитию произвольного внимания;
2) способствовать формированию и развитию сюжетно-ролевой игры, а в ней — умению культурно общаться с окружающими и основ безопасности жизнедеятельности в детском саду и на улице. В процессе игровой терапии — проводить работу по снятию невротических реакций;
3) продолжать работу над развивающимися в дошкольном возрасте психическими процессами, особенное внимание уделить развитию словесно-логического мышления, речи и воображения. Необходимо организовывать работу, направленную на формирование абстрактных, обобщающих понятий;
4) формировать мотивацию к учебной деятельности и продолжать работу по формированию произвольности поведения.
Источник
Анна Логвинова
Психолого-педагогическая характеристика дошкольника
Ф. И. О. ребёнка, дата рождения.
Ребёнок от 1-ой беременности, протекавшей с угрозой прерывания в 1-ом триместре. Роды 1-ые срочные с массой тела 3.150 г., дл. – 52 см. Находилась на естественном вскармливании до 11,5 месяцев. Наблюдается с рождения у невропатолога с диагнозом резидуальная энцефалопатия и по настоящее время. С роддома наблюдается ещё у ортопеда по поводу левосторонней мышечной кривошеи положения головы (асимметрия положения головы: наклон влево, повёрнута вправо, левая жевательная мышца укорочена). Группа здоровья 2-ая.
Семья полная, микроклимат в семье благоприятный. Проживают в двухкомнатной квартире. У Даши собственная отдельная комната. Она является единственным ребёнком в семье. Из рисунка семьи, который я попросила нарисовать Дашу, видно, что наиболее близким и эмоционально значимым членом семьи для неё является папа. Он изображён в центре рисунка, выполнен в зелёном цвете – цвет тёплый, эмоционально положительный. Мама в цвете не выполнена, что говорит, скорее всего, о её чисто «бытовой» функции. Т. е. именно с папой, на мой взгляд, ребёнок получает необходимые ему тепло, заботу и ласку.На рисунке это хорошо видно: большое внимание девочка акцентировала на папиных руках. Себя Дарья считает полноправным и равноправным членом семьи –это тоже хорошо прослеживается в рисунке: себя она изобразила одинаковым ростом с родителями.
Внешний вид. Телосложение у Даши нормальное, пропорциональное; лицо выразительное. Девочка физически развита. Рост соответствует возрасту. Отмечается нарушение осанки. Моторика соответствует возрасту.
Даша хорошо овладела основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Полоролевое развитие ребёнка. Даша идентифицирует себя с женским полом. Знает свою фамилию, имя, пол и свой возраст.
Дарья доброжелательная девочка, ведёт себя адекватно ситуации, однако на протяжении всего времени обследования что-нибудь теребит в руках, манипулирует предметами. Она считает, что поведение у неё всегда хорошее, результаты своей деятельности Даша оценивает высоко. Активная, общительная девочка, но Даша избирательно идёт на контакт с незнакомыми людьми. Ответственная, аккуратная, целеустремлённая, способна поставить цель и достигнуть её. Она может занять себя на довольно продолжительное время.Эмоционально неуравновешенная: если что-то ей не нравится, то она может проявлять упрямство, плакать, но быстро успокаивается, если её внимание переключить на другой предмет или деятельность. Дарья демонстративна. У неё отмечается нарушение дистанции общения, в первую очередь, со взрослыми. Очень любит, когда с ней занимаются педагоги и воспитатели, активна на занятиях. Любит помогать воспитателю организовывать детей. Даше нравится, когда взрослые дают ей какое-нибудь поручение, с удовольствием его выполняет. Девочка контактирует со всеми детьми как своей, так и соседней группы. По отношению ко всем детям своей группы Даша проявляет чувство симпатии.
Сформированность элементарной трудовой деятельности и навыки самообслуживания. Дарья умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, но в контроле воспитателя всё же нуждается, т. к. может застегнуть не все пуговицы, не умеет завязывать шнурки. Но в шкафу у неё всегда порядок, что лишний раз говорит о её аккуратности.
Особенности восприятия.
Цвет. Даша чётко опознаёт и называет не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный, так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). Находит заданный цвет в окружающем пространстве.
Формы. Даша успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т. п., так и их разновидность, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы. Сложнее дело обстоит с объёмными фигурами: Даша сличает весь набор предъявляемых объёмных форм (шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик, но при опознании путает брусок и кирпичик,а самостоятельно называет лишь самые элементарные формы: шар и куб. При сравнении предметов по величине Даша хорошо воспринимает даже не очень выраженные различия, то есть она уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом она ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.). Матрёшку Даша собрала путём зрительного соотнесения.
Восприятие пространства. Макропространство – может самостоятельно (без помощи воспитателя) дойти до физиокабинета или до физкультурного зала. Свободно ориентируется в музыкальном и актовом зале. Самостоятельно показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки. При обозначении правой и левой сторон проблем не возникает. Микропространство – верно сличает, опознаёт и называет все стороны и части листа, выделяет центр.
Восприятие схемы тела, его частей, сторон. Ориентировка на себе показывает – Даша показывает и верно называет все части тела, а также левые правые симметричные части тела (уши, «реснички», коленки, пятки). Девочка хорошо дифференцирует правую и левую стороны, но при назывании этих сторон на другом человеке допускает ошибки, связанные с зеркальностью этих отношений, но затем Даша самостоятельно исправляется.
У неё так же сформировано представление о последовательности частей суток и времён года, Дарья самостоятельно называет последовательность месяцев и наполняемость ими времён года. Также хорошо называет и дни недели, дифференцирует выходные и будние дни.
Когда Даше было предложено задание собрать разрезную картинку из 6 частей, то она легко и быстро справилась с этим заданием. Таким образом, данные результаты обследования свидетельствуют о высоком уровне восприятия у Даши.
Особенности внимания.
Проведя несколько методик на особенности внимания у детей, такие как «Найди и вычеркни», «Найди отличия», было выявлено, что Даша успешно справилась с предложенными ей заданиями, не допустив при этом ни одной ошибки. Это говорит об устойчивости непроизвольного внимания у девочки. Но также мною было замечено, что сосредоточенность и длительность концентрации внимания у Даши зависит от привлекательности выполняемой ею деятельности, т. е. если Даша чем-то заинтересована, то она может достаточно долго концентрировать на этом своё внимание. Таким образом, устойчивость, концентрация и объём внимания у Даши соответствуют возрасту.
Особенности памяти.
В результате проведенных методик («Запомни картинки», «Запомни слова», было выявлено, что из предложенных 8 картинок Даша назвала — 6, а из 10 слов смогла воспроизвести только 4. Способность к запоминанию стихотворений снижена, требуется до 8 повторений четверостишия. Таким образом, слуховая память у ребёнка снижена, преобладающий вид памяти – зрительная.
Особенности воображения.
Воспроизводящее и творческое воображение не отмечается у Даши большой оригинальностью и разнообразием. Когда девочке было предложено задание дорисовать рисунок (6 кругов, то она справилась с ним лишь наполовину. Даша изобразила солнце, мяч и голову. Таким образом, у девочки отмечается склонность к упрощённому, схематичному изображению объектов, невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.
Особенности мышления.
Наглядно образное мышление у Дарьи сформировано хорошо, что позволяет ей решать различные задачи, например, нахождение выхода из лабиринта она совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям. Упорядочивание предметов (сериацию) Даша осуществляет уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины, но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака, например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения. Также Дарья успешно классифицирует изображения предметов по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например,родо-видовой принадлежности: «мебель», «посуда», «дикие животные» и т. д. Как уже отмечалось, девочка с большим успехом собирает разрезные картинки из 5 – 6 частей, конструирует из 7 палочек по образцу.У Дарьи так же не вызывает затруднение работа с серией сюжетных картинок: картинки объединяются в сюжет, есть чёткое понимание начала действия и его завершения.
Представление о количестве у Даши сформировано по возрасту. У ребёнка есть понятия «один – много», «больше – меньше», она осуществляет прямой и обратный счёт от 0 до 20, счётные операции в пределах 10 выполняет вполне успешно, но не без ошибок. Таким образом, процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнения у Даши соответствуют возрасту.
Особенности речевого развития.
Даша может варьировать темп и интонационную выразительность речи: произносить слова громко и тихо, говорить быстро и медленно. Девочка с помощью воспитателя справляется с заданиями, направленными на выделение звука в слове, например, выбрать предметы, в названии которых есть звук [к].
Грамматический строй речи. Даша в основном правильно употребляет слова во множественном числе, но допускает ошибки, например, «вёдры», «стулы»; изменяет слова по падежам, но при образовании Р. п. и мн. ч.так же допускает ошибки: «ведров», «окошков». Почти всегда правильно согласует существительные с прилагательными, но тоже не без ошибок («синяя ведёрко») и существительные и глаголы во времени, иногда сама исправляет свои ошибки. Правильно образует уменьшительно-ласкательные формы слов, понимает назначение предлогов и правильно использует их в речи.
Лексическая сторона речи. Даша выделяет субъект и объект действия, их признаки, часть-целое. Доступно элементарное обобщение, она объединяет предметы в родо-видовые категории.
Связная речь. Передает своими словами впечатления из личного опыта, любит рассказывать о том, что с ней произошло за день. Но речь при этом не всегда бывает связной, что свидетельствует о среднем уровне сформированности связной речи.
Даша может пересказать прочитанную ей сказку или небольшой рассказ близко к тексту, но может наблюдаться незаконченность некоторых предложений. Основную мысль в рассказе выделяет самостоятельно.
Описательный рассказ Даша составляет только с помощью воспитателя или с опорой на схему. Может допускать ошибки в построении фраз.
Составление рассказа по серии сюжетных картин. Картинки разложила самостоятельно, последовательность картинок Даша установила, но рассказ составили с помощью воспитателя.
Чтение у Дарьи послоговое. Речь замедленна, маловыразительна, тянет [а-а-а]. Нарушено звукопроизношение [р][л].
Даша занимается с логопедом,которым было сделано следующее заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Особенности игровой деятельности.
Дарья предпочитает сюжетно-ролевые игры, в которых старается взять на себя ведущую роль. Это хорошо видно из рисунка «Как я играю со своими друзьями», на нём Даша изобразила себя с мячом. Для ролевого перевоплощения она использует соответствующие атрибуты. Стремится участвовать в подвижных играх. С удовольствием выполняет физические упражнения и имеет представление о правилах их выполнения (слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения). В целом уровень развития игровой деятельности соответствует возрасту.
Даша любознательна и активна. Она с удовольствием включается в различные виды деятельности,предлагаемые в детском саду: игру, изо, аппликацию, лепку, конструирование. Активна в периоды свободной игры, задает вопросы воспитателю, пытается рассказывать ему о событиях своей жизни. Активно интересуется окружающим миром, особенностями природы, свойствами и качествами предметов. Интересуется деятельностью взрослых, сама с удовольствием включается в эту деятельность, проявляет интерес к природным явлениям (любит наблюдать за животными, насекомыми).
Прогноз дальнейшего развития ребенка благоприятен. Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы. Необходимо особенное внимание уделить развитию словесно-логического мышления, речи и воображению.
Источник