Психологическая характеристика дошкольного периода развития ребенка

Психологическая характеристика дошкольного периода развития ребенка thumbnail

В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью.

Психология дошкольника: особенности возрастного развития

Дошкольный период подразделяется на три этапа:

  • младший дошкольный возраст (3–4 года);
  • средний (4–5 лет);
  • старший (5–7 лет).

Психологические особенности ребенка во многом зависят от того, к какой возрастной группе он относится. В психологии младшего дошкольного возраста на первый план выступает потребность в любви и внимании взрослых, половая самоидентификация. Уже в три года ребенок начинает понимать, мальчик он или девочка, восхищается родителем своего пола и пытается ему подражать. Для старших дошкольников большое значение приобретает формирование самосознания, самооценки, общение со сверстниками, развитие творческих задатков. Соответственно, подход к воспитанию должен претерпевать изменения.

Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о развитии психических процессов

Развитие мышления проходит в несколько этапов.

  1. Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) — мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.
  2. Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.
  3. Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.

Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, 4-летний кроха интересуется, когда папа придет домой. Вы объясняете, что он вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы малыш вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить занятия, события в его жизни, по завершении которых отец появится дома. Например, сейчас мы поиграем, пообедаем, поспим, посмотрим мультфильм, за окном стемнеет, и придет папа.

Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.

Произвольная память начинает формироваться в возрасте 4–5 лет. Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по данному произведению.

В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи («Дай куклу», «Хочу уйти») к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Интенсивно растет словарный запас.

В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь — комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это абсолютно нормальное явление, промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.

Овладение ребенком речью — важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно не сюсюкаться с ребенком, не коверкать слова. Наоборот, тщательно следите за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком. Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия.

Не ограничивайтесь только бытовой речью. Разучивайте вместе скороговорки, стишки — все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.

Игра, как ведущая деятельность

Игры дошкольников можно разделить на три категории:

  • подвижные (мяч, салочки, жмурки), в первую очередь способствующие развитию физического тела;
  • образовательные (пазлы, лото) — развивающие интеллект;
  • сюжетно-ролевые — наиболее популярны среди дошкольников и играют главную роль в их психологическом развитии.

В ролевой игре детьми формируются представления о различных социальных ролях, развиваются навыки нормативного поведения в распространенных жизненных ситуациях. Психология дошкольника такова, что до него легче донести смысл каких-то моральных принципов и норм через игру, чем через разъяснительную беседу.

Очень благоприятное влияние на развитие малыша оказывает драматическое обыгрывание конфликтных ситуаций как внутрисемейных, так и в компании сверстников. Например, крохе предлагается сыграть роль мамы или папы, в то время как родители изображают детей. Такой обмен ролями в игре помогает малышу преодолеть эгоцентрическое мышление, научиться соотносить собственную позицию с чувствами окружающих.

3–4-летние малыши играют, заимствуя персонажей и сюжеты из сказок. Дети среднего дошкольного возраста предпочитают игры, содержащие бытовые сцены: дочки-матери, магазин, больница. В старшем возрасте идеи для сюжета игр черпаются из мультфильмов, детских книг.

Если в игре самых младших ребят можно заметить демонстрацию характерных черт реального знакомого им человека, то по мере взросления дошкольники изображают уже не конкретных личностей, а только социальные роли — мать, дедушка, почтальон, милиционер.

Сюжетно-ролевая игра в своих наиболее продвинутых формах представляет собой коллективную деятельность. Ни при каких других занятиях общение у дошкольников не достигает такого уровня взаимодействия, как в игре.

Малышам 3–4 лет межличностное общение пока дается нелегко. Их совместные игры носит эпизодический характер, и часто заканчиваются спорами и слезами. Как правило, они объединяются в небольшие группки по несколько человек и их игры носят непродолжительный характер — не более 20 минут.

По мере взросления дошкольники начинают все больше стремиться к совместным играм. В 4–5 лет сверстник становится гораздо более желанным партнером по играм, чем взрослый. Старшие дошколята гораздо лучше младших товарищей справляются с распределением ролей и, как правило, не нуждаются в помощи взрослых. Старшие дошкольники легко собираются в большие группы (до 15 детей) и способны играть вместе часами напролет, изображать довольно сложные социальные события: свадьбу, войну, праздник.

В процессе игры дошкольники учатся координировать свои действия друг с другом, включаются в отношения лидерство/подчинение. Отказываться от сиюминутных желаний, дабы не нарушать установленные правила игры. Таким образом, развивают навыки самоконтроля и межличностного общения.

Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте: кризисные периоды

Психика дошкольника формируется неравномерно. Периоды плавного развития сменяются своего рода скачками в психологическом развитии, когда у ребенка резко меняется восприятие действительности и поведение. На дошкольное время приходятся два таких возрастных кризиса.

Кризис 3 лет

В возрасте 2–4 лет малыш начинает осознавать, что он не одно целое с мамой, а отдельная личность. Возникает стремление по любому поводу действовать наперекор родительской воле, чтобы утвердить свою самостоятельность. Ребенок становится практически неуправляемым. Ни уговоры, ни крики, ни угрозы обычно не приносят никакого результата. Малыш устраивает родителям своеобразный экзамен, чтобы прощупать границы своей свободы. В небогатом словаре крохи самыми популярными словами становятся: «не хочу», «не буду», «я сам».

Каждый ребенок легко чувствует «слабые места» родителей и может попытаться сыграть на них. Нельзя полностью идти на поводу у маленького бунтаря. Важно четко сформулировать правила, которые нельзя ни при каких обстоятельствах нарушать.

При этом ни в коем случае нельзя сердиться на ребенка за проявления упрямства и своеволия, пытаться сломить его характер. Вы можете повлиять на малыша, переключив его внимание на что-то интересное. Чтобы ребенок реже закатывал истерики, старайтесь облекать свои запреты и указания в более «дипломатичную» форму. Например, вместо категоричного заявления «надевай шапку», предоставьте малышу выбор: «Сегодня будешь в зеленой или синей шапке?».

Кризис 6–8 лет

Основными симптомами данного кризисного периода являются:

  • возникновение интеллектуальной компоненты между эмоцией и действием; потеря легкости, непосредственности;
  • замкнутость, скрытность в отношении своих чувств (симптом «горькой конфеты»);
  • развитие «социальных» эмоций (чувство гордости за хороший поступок, стыда — за плохой);
  • обесценивание прежних интересов (развивающие возможности игр исчерпали себя), формирование мотивации к учебе.

У ребенка формируется способность мыслить логически, абстрактно. Он начинает требовать от родителей более серьезной аргументации их требований. Например, в ответ на напоминание почистить зубы, может заявить: «Зачем это надо? Они молочные — все равно выпадут».

У малыша могут проявиться в поведение черты, направленные на подчеркивание взрослости. Например, девочка подражает старшей сестре и красит ногти, делает взрослую прическу, мальчик пытается всерьез рассуждать о политике.

Справиться с очередным кризисом может подготовка к поступлению в школу. В первую очередь школа привлекает дошкольников возможностью быть, как старшие ребята, а также приобрести знания, доступные «всемогущественным» взрослым.

К ребенку приходит осознание, что общество предъявляет к нему определенные требования. Ощущение благополучия начинает зависеть от характера отношений с окружающими, одобряют ли его в социальной группе. Перед поступлением в школу ребенок, как правило, имеет завышенную самооценку. Однако в учебном заведении ему предстоит заниматься новой, незнакомой деятельностью, совсем непохожей на игровую. В результате при первых трудностях и неудачах в обучении у бывшего дошкольника может резко упасть самооценка. Ребенок осознает, что может не все.

Детская психология дошкольника: формирование здоровой самооценки

В основе самооценки взрослого человека лежит «Я-концепция» — комплекс представлений о самом себе, результат оценки своего поведения в разнообразных жизненных ситуациях, сравнения с другими личностями. Когда речь идет о самооценке дошкольника, то правильнее было бы рассуждать о «Ты-концепции». Так как отношение к собственной личности у ребенка формируется на основе того, как к нему относятся в раннем детстве значимые взрослые, в первую очередь родители.

Если родители не поддерживают естественную активность, непосредственность дошкольника, то у него может сформироваться нереалистичная самооценка, как правило, заниженная. Всегда поощряйте инициативность и любознательность малыша, не отмахивайтесь от его бесконечных вопросов «почему?», «зачем?». Помните: все то, что вам кажется обыденным, элементарным и понятным, ваш ребенок воспринимает впервые.

Важно донести до ребенка особенности учебного процесса, его хода, значения промежуточных и итоговых результатов, чтобы неопытный ученик не впадал в панику из-за случайной двойки. Научить не бояться неудач, вместе разбирать ошибки и делать выводы. Нужно создать такую атмосферу, чтобы малыш чувствовал, что его любят и одобряют, несмотря на то, какую оценку он заслуживает в данный момент. Не забывайте демонстрировать ребенку уверенность, что в будущем он сможет добиться высоких результатов.

Важно, чтобы стандарты, которые прививают родители детям, не были чрезмерно завышенными. Похвала и наказание должны быть адекватны возрасту и индивидуальным особенностям малыша. Сравнивать ребенка можно только с ним самим — его вчерашние и сегодняшние достижения. Приведение в пример успехов сверстников, братьев и сестер больно бьет по самооценке. Ребенок должен воспринимать свои результаты как вариант нормы. Лишь в таком случае он сможет спокойно относиться к успехам других детей.

Помочь поднять самооценку дошкольника можно привлекая его к самостоятельному выполнению повседневных дел. Успешно выполняя несложные домашние обязанности, помогая старшим, он будет ощущать свою значимость и полезность.

Нужно следить, чтобы негативная оценка поведения ребенка не распространялась на его личность. Допустимо сказать: «Мама расстроена тем, как что ты не убрал игрушки в комнате. Теперь комната выглядит грязной и неуютной». Но не стоит называть ребенка лентяем или неряхой. Помните, что малыш понимает, как к нему относятся папа и мама не только исходя из сказанных ими слов, но и по интонации, мимике, жестикуляции родителей.

Психологические особенности дошкольного возраста: трудности развития

Психология дошкольного возраста занимается изучением ряда проблем:

  • замедленное развитие интеллектуальной сферы (сложности с запоминанием, невнимательность, задержка речевого развития);
  • нарушения в поведенческой сфере (стремление главенствовать, гиперактивность, лживость, агрессивность);
  • неврологические расстройства (нарушение сна, мигрени, повышенная утомляемость, нервные тики, энурез, заикание);
  • эмоциональные и личностные проблемы (тревожность, робость, быстрая смена настроения, страхи).

При появлении подобных проблем стоит обратиться за консультацией психологу-гипнологу, например, к Батурину Никите Валерьевичу.

Психология детей дошкольного возраста пристальное внимание уделяет детским страхам и фобиям, так как их специфика может указать на характер имеющихся проблем в психологическом развитии малыша. Например, повторяющие ночные кошмары с участием негативного женского персонажа (баба Яга, чужая тетя), могут указывать на неприятие ребенком некоторых особенностей поведения матери. Но так как родители идеализируются малышом, то негативные эмоции в их адрес вытесняются и персонифицируются в виде отрицательных героев сказок или злых незнакомцев.

Психологические особенности детей таковы, что они могут использовать страхи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Такое поведение может спровоцировать недостаточная эмоциональная отзывчивость родителей, ревность ребенка к младшему братику или сестричке.

Существует прямая связь между количеством страхов у малыша и его родителей, прежде всего матери. Каналом передачи тревоги становиться материнская забота, состоящая из одних опасений и тревог. В таком случае в терапии нуждается не столько ребенок, сколько сами родители. Привести нервы в порядок поможет прослушивание гипнотических внушений от страха и панических атак:

Помимо перечисленных факторов, детские фобии развиваются в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов. Однако не стоит думать, что любой иррациональный страх в дошкольном возрасте является патологией. Многие из детских фобий, с точки зрения дошкольной психологии, считаются природными, характерными для данного возрастного периода и по мере взросления ребенка проходят сам по себе. Например, считаются нормой страх смерти, нападения, похищения, боязнь замкнутого пространства, темноты.

Методы лечения детских страхов и других психологических проблем напоминают любимые занятия дошкольников:

  • арт-терапия (рисование, лепка);
  • игровая терапия;
  • сказкотерапия (эриксоновский гипноз).

Смысл использования подобных методик в том, что логическое мышление у дошкольников еще недостаточно развито, и рациональное объяснение ребенку беспочвенности его страха не принесет результата. Апеллировать нужно к образному мышлению — через архетипы и символы, которыми насквозь пропитано изобразительное искусство и сказки.

Источник

Дошкольный
возраст характеризуется тесной
эмоциональной привязанностью ребенка
к родителям, особенно к матери в виде
потребности в любви и уважении. В этом
возрасте ребенок еще не способен
ориентироваться в тонкостях межличностного
общения, не способен понимать причины
конфликтов между родителями, не владеет
средствами для выражения собственных
чувств и переживаний. Поэтому ссоры
между родителями воспринимаются ребенком
как тревожное событие, где он чувствует
себя виноватым в этом конфликте и
объясняет все тем, что он плохой, не
оправдывает надежд родителей и не
достоин их любви. Таким образом, частые
конфликты, громкие ссоры между родителями
вызывают у детей-дошкольников постоянное
чувство беспокойства, неуверенности в
себе, эмоционального напряжения и могут
стать источником их психического
нездоровья.

В
ситуации нормального эмоционального
общения ребенка с матерью к 3 годам у
детей формируется чувство «Я», т.е.
восприятие себя как отдельного индивида,
постепенно уменьшается чувство
зависимости от родителей.

С
3-4 лет дошкольный возраст характеризуется
появлением постепенно прогрессирующей
независимостью ребенка. Начинается
путь к решению очень важной для ребенка
задачи — обретению самостоятельности.
Излишняя родительская требовательность
к ребенку или стремление сделать за
ребенка то, что он может делать сам,
может отрицательно отразиться на
развитии ребенка — появится чувство
неуверенности в себе, стыдливость,
пассивность, несамостоятельность, так
же будут трудности в общении со
сверстниками.

До
6 лет ребенок овладевает различными
социальными ролями, сам ставит себе
цели и старается их достичь. В целом,
данный возраст можно назвать возрастом
игры — ребенок охотно экспериментирует
с разными ролями, примеряет их на себя,
либо отказывается от этого и утверждается
в кокой-то одной роли, например, “плохой”/
“хороший” мальчик/ девочка, демонстрируя
это всем окружающим и ожидая соответствующей
их реакции похвалы или порицания С 4-5
летнего возраста мыслительная активность
ребенка освобождается от обязательной
опоры на физические действия. Ребенку
становится интересно отгадывать загадки,
составлять рассказ к картинке, спрашивать,
спорить. Ориентировочные действия
вместо беспорядочно-шарящих, становятся
более организованными и подлинно
познавательными. Появляются новые
специальные виды деятельности слушание,
рассказывание, словотворчество.

В
результате детей начинает интересовать
не столько новый предмет сам по себе,
сколько его устройство, назначение и
способ использования. В этот период,
исследуя новую игрушку, они стремятся
ее разобрать и посмотреть что у нее
внутри, в результате, кроме вопросов
«что это?» появляются вопросы «почему?».

Основным
мотивом, побуждающим дошкольника
вступать в общение с взрослым, выступает
содержательность общения. Ребенок
открывает для себя, что взрослые много
знают, умеют, могут все показать и всему
научить, в итоге взрослый приобретает
для него авторитет.

Во
взаимоотношениях дошкольника со
сверстниками ему уже не достаточно
«мирного соседства» с другими
детьми, появляется желание играть с
ними, выполнять вместе различные
поручения. 

Активность
ребенка в общении, также как и познавательная
активность, приобретает у детей
управляемый, произвольный характер.

Накапливая
социальный опыт, опыт общения с людьми,
дети к концу дошкольного возраста
пользуются все более обобщенными
правилами и используют знакомые им
критерии оценок для выражения своего
отношения к разным людям: близким и
чужим, реальным и вымышленным. На основе
этого оформляются нравственные отношения
детей к окружающим.
Отличительной
особенностью формирования личности в
дошкольном возрасте является изменение
мотивов, которыми руководствуется
ребенок. Эти изменения проявляются
в следующем:

Отдельные
побуждения превращаются в систему
мотивов; в побуждениях все больше
обнаруживается определенная
последовательность, хотя последовательность
и системность действующих мотив у
школьника имеет относительный характер.

Более
отчетливо начинает выступать различная
побудительная сила разных мотивов. Пример:
Задание «найти спрятанный флажок»
имело наибольшую побудительную силу
для младших детей, а трудовое задание
«сделать игрушки для нового спектакля»
сильнее действует на старших детей.

Накопление
практического опыта дошкольника
порождает его стремление к самостоятельности.
Самостоятельность- продукт подчинения
требованиям взрослых и одновременно
собственной инициативы ребенка.
В
развитии самостоятельности можно
выделить три ступени:

Когда
ребенок действует в обычных для него
условиях, в которых вырабатывались
основные привычки, без побуждения и
помощи взрослых (Пример: сам убирает
свои игрушки, сам идет мыть руки и т.д.)

Когда
ребенок самостоятельно использует
привычные способы действия в новых,
необычных ситуациях (Пример: поставить
посуду в незнакомый шкаф, убрать не
только свою комнату, но и бабушкину).

Когда
возможен уже более далекий перенос.
Освоенное правило приобретает обобщенный
характер и становится критерием для
определения ребенка своего поведения
в любых условиях.

В
дошкольном возрасте к деятельности
органов чувств присоединяется деятельность
мышления в результате продолжается
развитие ощущений, а с ними и
чувствительности. Осмысленная деятельность
ребенка ведет к образованию у него
межанализаторских связей, способствует
разностороннему познанию предметов и
явлений. Сочетание зрительных ощущений
с тактично-двигательными имеет особое
значение для познания свойств и качеств
предмета и для освоения самого способа
его познания.

Именно
по этой причине для сенсорного развития
ребенка в этом возрасте важны такие
виды деятельности, как рисование, лепка,
танцы, дидактические игры и др.

Слово,
которое сначала сопровождало, а затем,
замещало действие непосредственного
раздражителя, ведет к следующим изменениям
процесса ощущения:

Называние
ощущаемого качества предмета обеспечивает
его быстрое вычленение среди множества
других однородных качеств: узнавание
цвета происходит значительно быстрее,
чем при действии лишь непосредственного
раздражителя.

Обозначенный
словом цвет, звук или запах из раздражения
превращается в знание соответствующего
качества предмета или явления объективного
мира.

Оперирование
знаниями качеств предметов позволяет
не только их различать, но и сравнивать
предметы по выделенным качествам (это
синий, а это белый) т.е. выполнить
элементарные мыслительные операции.

Слово,
как обобщающий сигнал позволяет ребенка
увидеть то же качество и его варианты
в новых для него предметах.

Качества,
постоянно встречающиеся у однородных
предметов, становятся средством
характеристики вещей. Так, по цвету,
ребенок узнает яблоко, свеклу, банан и
т.д.

В
дошкольном возрасте более сложную форму
приобретает процесс восприятия. Так,
восприятие цвета и формы: цвет предмета
является для ребенка опознавательным
признаком только тогда, когда форма —
более сильный признак, не получила
сигнального значения (при игре в кубики
или складывание мозаики). В восприятии
целого и части выступают диалектические
связи, т.е. узнавание части вызывает
образ предмета в целом с его названием.
В дошкольном возрасте процесс восприятия
интериоризируется, т.е. теперь ребенку
достаточно увидеть предмет и не
обязательно проводить по нему
воспринимающим органом. Восприятие
картинки ребенком в дошкольном возрасте
осуществляется еще довольно сложно. В
этом процессе большую роль играет
вопрос, задаваемый к картинке, ее
название. Что касается восприятия
пространства, то дошкольник уже может
ориентироваться в расстоянии на основе
зрительного восприятия.

Подключение
руки к работе глаза улучшает восприятие
формы. Однако отношение правого и левого
детям в этом возрасте усвоить довольно
трудно.

Еще
более сложным, чем восприятие пространства
для ребенка является восприятие времени,
т.к. для восприятия времени нет специального
анализатора. 

Если
говорить о внимании, то в дошкольном
возрасте происходят следующие изменения:

  • расширение
    объема внимания;

  • рост
    устойчивости внимания;

  • формирование
    произвольного внимания.

Эти
изменения обусловлены тем, что объектом
познания ребенка становится не только
предмет, но и связи его с другими вещами,
в первую очередь функциональные,
усиливается роль речи как объекта
внимания и т.д.

В
дошкольном возрасте ребенок приобретает
значительный опыт, который систематически
обогащается: накапливаются знания,
представления и первичные понятия, дети
приобретают навыки и умения. Все в
большем количестве и на длительное
время сохраняются следы мыслей, пережитых
чувств. Большое значение для умственного
развития ребенка имеет образная память,
которая наиболее интенсивно развивается
в дошкольном возрасте.

У
детей дошкольников значительную роль
играет действенная форма мышления. На
этом возрастном этапе происходит
перестройка отношений практического
действия к умственным и вместе с
интериоризацией мышления («переходом
во внутренний план») происходит
перестройка практического действия.

Что
касается образного мышления, то
дошкольнику свойственна до аналитическая
ступень мышления, т.к. ребенок мыслит
схемами, слитными ситуациями в соответствии
с образом, который у него сохраняется
на основе восприятия. А конкретная
образность детского мышления проявляется
в процессе развития словесных форм
мышления, прежде всего в овладении
понятиями.

Возросшие
возможности у детей способствуют
дальнейшему развитию речи, которая
выражается, прежде всего, в совершенствовании
ее понимания. 5-6 летний ребенок уже
понимает сюжет сказки, небольшого
рассказа. В этом возрасте речь сопровождает
все виды деятельности: наблюдение,
рисование, музыкальные занятия, счет,
труд и игры.

Для
детей дошкольного возраста характерно
выдумывание несуществующих слов, которые
возникают по образцу тех слов, которые
ребенку знакомы.

В
раннем дошкольном возрасте речь ребенка
еще сохраняет ситуативный характер, но
постепенно она сменяется связной. Раньше
всего дети переходят к связному изложению
спокойного повествовательного
рассказа.
Развитие разговорной связной
речи тесно связано с формированием
внутренней, которая осуществляет функцию
планирования высказываемых вслух
предложений, мыслей.

На
протяжении дошкольного возраста
происходят заметные изменения как в
содержании чувств (в том, что именно
взывает эмоциональное состояние и
переживание детей), как и в форме их
проявления. Ранее возникшие чувства
углубляются, становятся более устойчивыми,
разнообразными, легко выраженными. В
дошкольном возрасте чувство симпатии
перерастает в чувство товарищества и
начальные формы дружбы. Развиваются
новые чувства, которые раньше появлялись
эпизодически. К ним относятся прежде
всего интеллектуальные.

У
ребенка 3-5 лет возникает чувство
уверенности в своих силах, самостоятельности
в решениях благодаря накопленному к
этому возрасту опыту действий с различными
вещами. Осознавая свои возросшие
возможности, ребенок начинает ставить
перед собой смелые и разнообразные
цели, для достижения которых он вынужден
применять все больше усилий. Чтобы
выполнить какое-либо поручение, ребенку
приходится тормозить свои желания и
прекращать интересующее его в данный
момент занятие. Таким образом, это
является тренировкой воли.

В
этом возрасте (5-7 лет) ребенок уже может
предвосхищать события и стремится к
воображаемой цели, а отодвигание цели
требует большой выдержки. Следовательно,
возрастает выносливость воли.

Таким
образом, в дошкольном возрасте происходят
значительные изменения практически во
всех психических процессах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник