Психологи утверждают что основной движущей силой развития ребенка тем
Психологи утверждают, что основной движущей силой развития ребенка, тем ключиком, который позволяет полностью «включить» его в деятельность и получить максимальный эффект, является
a. планирование |
b. мотивация |
c. организация |
Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Соотнесите теории воспитания и их авторов.
Теория авторитарного воспитания Гербарт | |
Теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо | |
Кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания Ушинский |
Совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства педагога; один из источников развития педагогической науки:
a. методика преподавания |
b. педагогическая технология |
c. педагогический опыт |
Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса –
a. воспитательная работа |
b. адаптация |
c. социализация |
Под содержанием воспитания понимается:
a. все ответы верны |
b. совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности, направленная на развитие личности ребенка |
c. совокупность теоретических положений и идей научно-педагогической деятельности |
d. нет правильного ответа |
e. совокупность знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности |
Совокупность путей, способов, приемов и средств воспитания, направленных на достижение определенной воспитательной цели называется
a. формой |
b. нет правильного ответа |
c. методикой воспитания |
d. методом |
e. все ответы верны |
Поощрение относится к методам…
a. упражнения |
b. убеждения |
c. стимулирования |
d. обучения |
Осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях:
a. психологический подход в воспитании |
b. индивидуальный подход в воспитании |
c. коллективный подход в воспитании |
Что такое поощрение? Выберите правильный ответ:
a. поощрение – способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиции интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств |
b. поощрение – метод вознаграждения за хорошие поступки |
c. поощрение – метод воспитания, который предполагает вынесение воспитаннику благодарности |
Соотнесите понятия и содержание:
индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности | объект |
индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности | субъект |
индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно | личность |
Функцией цели в воспитании является:
c. все ответы верны |
b. развивающая |
c. нет правильного ответа |
d. обучающая |
e. ориентирующая |
Совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства педагога; один из источников развития педагогической науки:
a. педагогическая технология |
b. педагогический опыт |
c. методика преподавания |
Соотнесите участников воспитательного процесса, как объектов и их ролевые предписания
Под воздействием жизненных ситуаций постоянно делают тот или иной нравственный выбор Взрослые |
Подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности Дети |
Подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды Коллектив |
К основным видам воспитательной деятельности относится:
a. учебная деятельность |
b. реабилитационная деятельность |
c. все ответы верны |
d. организаторская деятельность |
e. нет правильных ответов |
Тест смешанного типа, предполагает в некоторых случаях один правильный ответ, в некоторых – несколько
Выберите из предложенного перечня одноклеточный организм, не имеющий постоянной формы тела
А человек разумный; б дриопитек; в австралопитек; г человек прямоходящий; д человек умелый
Б нормальное функционирование организма человека в системе «человек окружающая среда»
…
Задание Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ,…
При выполнении заданий 1-34 из четырех предложенных вариантов выберите один верный
Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды называют
Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется
Дайте развернутый, аргументированный ответ на вопросы (за каждый правильный ответ – 2 балла)
Источник
Âîñïèòàíèå ìëàäøåãî øêîëüíèêà êàê ÷àñòü ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà.
Îáðàçîâàòåëüíûé ïðîöåññ, êîòîðûé óñèëèÿìè ñîòåí è òûñÿ÷ ïåäàãîãîâ ñòðîèòüñÿ â ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ Ðîññèè, êàê è æèçíåäåÿòåëüíîñòü ðîññèÿí â öåëîì , ðåàëèçóåòñÿ â ñëîæíîé è âî ìíîãîì ïðîòèâîðå÷èâîé ñèòóàöèè. Èçìåíåíèå îáùåñòâåííîãî ñòðîÿ â ñòðàíå ïðèâåëî ê îáîñòðåíèþ ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèõ ïðîáëåì. Ó÷åíûå îòìå÷àþò, ÷òî íàðàñòàþò òåíäåíöèè ñîöèàëüíîé, ðåãèîíàëüíîé, ýòíè÷åñêîé è êîíôåññèîíàëüíîé äåçèíòåãðàöèè îáùåñòâà. Âîçðàñòàåò ñòåïåíü åãî êðèìèíàëèçàöèè, ðàñòåò áåçðàáîòèöà. Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü ìîëîäåæè ïîäâåðãàåòñÿ îïàñíîñòè ñòàòü íàðêîìàíàìè, ñíèæàåòñÿ óðîâåíü ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ìîëîäîãî ïîêîëåíèÿ, âñå ÷àùå ãîâîðÿò î áåçäóõîâíîñòè ìîëîäåæè.
×òî ìîæåò áûòü ðåàëüíî ïðîòèâîïîñòàâëåíî ýòèì íåãàòèâíûì òåíäåíöèÿì? Êàêèå öåëè âûáèðàòü: áëàãîäàðíûå, íî íåëåãêèå, èëè ñîìíèòåëüíûå, íî çàòî ëåãêî äîñòèæèìûå? Êàê ñîõðàíèòü èäåàëû â íàøå íåïðîñòîå âðåìÿ? Îò òîãî, êàê ðåøèò ýòè âîïðîñû ñàì ïåäàãîã, çàâèñèò åãî ñïîñîáíîñòü âîñïèòàòü ðåáåíêà. Ïîýòîìó âîñïèòàíèå äðóãèõ íàäî íà÷èíàòü ñ âîñïèòàíèÿ ñàìîãî ñåáÿ, ñ âûðàáîòêè ñâîåé ñèñòåìû öåííîñòåé.
Ïñèõîëîãè óòâåðæäàþò, ÷òî îñíîâíîé äâèæóùåé ñèëîé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, òåì êëþ÷èêîì, êîòîðûé ïîçâîëÿåò ïîëíîñòüþ âêëþ÷èòü åãî äåÿòåëüíîñòü è ïîëó÷èòü ìàêñèìàëüíûé ýôôåêò, ÿâëÿåòñÿ ìîòèâàöèÿ. Èìåííî ìîòèâ çàñòàâëÿåò ðåáåíêà âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ çàäàíèé íà óðîêå èëè èãðû â øêîëó ïîëíîñòüþ îòêëþ÷èòüñÿ îò äðóãèõ ìûñëåé è âêëàäûâàòü â ýòî äåëî âñþ ñâîþ äóøó. Ìîæíî ñ óâåðåííîñòüþ ñêàçàòü , ÷òî òîò ïåäàãîã, êîòîðûé óìååò ñîáèðàòü âíèìàíèå äåòåé, óâëåêàòü èõ ïåðñïåêòèâàìè ïðåäëàãàåìîãî äåëà, çàèíòåðåñîâûâàòü èõ , ôîðìèðîâàòü ñèëüíîå ñòðåìëåíèå ê äåÿòåëüíîñòè, ÿâëÿåòñÿ ìàñòåðîì ñâîåãî äåëà . Ôîðìèðîâàíèå ìîòèâà î÷åíü ñëîæíàÿ çàäà÷à âñåãî äëÿ òîãî , ÷òîáû ñôîðìèðîâàòü ìîòèâ, íåäîñòàòî÷íî ïîñòàâèòü ïåðåä ðåáåíêîì îäíó öåëü è ðàçúÿñíèòü åå ïðåèìóùåñòâà. Êàæäàÿ öåëü èìååò ñâîé ìàñøòàá ( ýòî è ïîáåäèòü â èãðå, íàó÷èòüñÿ ñòàâèòü ïàëàòêó èëè ãîòîâèòü êàêîå-ëèáî áëþäî, ñõîäèòü â ïîõîä âåñíîé , âûðàáîòàòü â ñåáå êàêîå-ëèáî êà÷åñòâî è ò. ä. ) è êîíå÷íî æå , ñâîé âðåìåííûé ïåðèîä.
Âîñïèòàòåëü äîëæåí áîðîòüñÿ íå ñ ïëîõèìè êà÷åñòâàìè, êîòîðûå åñòü ó ðåáåíêà, à çà õîðîøèå êà÷åñòâà, êîòîðûå ó íåãî åùå òîëüêî
áóäóò.  ýòîì îñíîâíîå îòëè÷èå ìåæäó ó÷èòåëåì-ðåìåñëåííèêîì, îòáûâàþùèì íà óðîêàõ âðåìÿ, è ìàñòåðîì, óìåþùåì íàéòè â äåòÿõ õîðîøåå. Íåäîïóñòèìî àêöåíòèðîâàòü âíèìàíèå ó÷àùèõñÿ íà èõ ïðîìàõàõ è íåäîñòàòêàõ. Ìàñòåðà âîñïèòàíèÿ äåéñòâóþò íàîáîðîò âûÿâëÿÿ è ïîääåðæèâàÿ îòäåëüíûå ïîëîæèòåëüíûå ñòîðîíû ó÷àùèõñÿ, ôîðìèðóþò ó íèõ îùóùåíèå ïîñòîÿííîãî óñïåõà, àòìîñôåðó ýìîöèîíàëüíîãî ïîäúåìà. Ñïîêîéíàÿ è óâåðåííàÿ îáñòàíîâêà, ãäå êàæäûé çàíÿò ñâîèì äåëîì, íèêòî íå ìåøàåò äðóã äðóãó, ãäå âûñîêàÿ îðãàíèçàöèÿ òðóäà è ñàì òðóä â ðàäîñòü, à îòäûõ âåñåëûé è ðàäîñòíûé, ãäå ÷óâñòâóåòñÿ ñëàæåííîñòü äåéñòâèé è çàáîòëèâîå îòíîøåíèå äðóã ê äðóãó, íå ìîæåò íå îêàçûâàòü áëàãîïðèÿòíîãî âîçäåéñòâèÿ.
Âîñïèòûâàòü ìîæåò ëþáàÿ äåÿòåëüíîñòü: óìñòâåííàÿ, ôèçè÷åñêàÿ, îðãàíèçàòîðñêàÿ. Íåîáõîäèìî òîëüêî, ÷òîáû îíà áûëà ïåäàãîãè÷åñêè èíñòðóìåíòèðîâàíà, à èìåííî ðàçâèâàëà ðåáåíêà, åãî äàðîâàíèÿ è âìåñòå ñ òåì ïîìîãàëà ðåáåíêó ïî÷óâñòâîâàòü óäîâîëüñòâèå, íàñëàæäåíèå, ðàäîñòü îò äåëàíèÿ, îò òðóäà è áëàãîäàðíîñòè îêðóæàþùèõ. Íî íå ðàçäðàæåíèå, îáèäó, îòâðàùåíèå( à ýòî áûâàåò òîãäà, êîãäà äåëî ñâÿçàíî ñ ïðèíóæäåíèåì: Äåëàé, ÷òî ãîâîðÿò, âûðàñòèøü ñïàñèáî ñêàæåøü! Çàïðåò âîñïèòàòåëþ ìîæåò áûòü òîëüêî îäèí: íåëüçÿ çàíèìàòüñÿ ñ äåòüìè ïðîòèâîçàêîííîé èëè áåçíðàâñòâåííîé äåÿòåëüíîñòüþ.
Ðàäîñòü, óäîâîëüñòâèå âîò ÷òî äåëàåò òó èëè èíóþ äåÿòåëüíîñòü ïðèâëåêàòåëüíîé äëÿ ðåáåíêà ( äà è äëÿ âçðîñëîãî). Òîëüêî ýòè ÷óâñòâà è ýìîöèè ìîãóò ïðèîõîòèòü âîñïèòàííèêà ê òîìó èëè èíîìó äåëó, âîñïèòàòü íóæíûå ïåäàãîãó è öåííûå äëÿ îáùåñòâà ìîòèâû ïîâåäåíèÿ. Óìñòâåííàÿ ðàäîñòü îò ó÷åáû, ìûøå÷íàÿ îò çàíÿòèé ôèçêóëüòóðîé, íðàâñòâåííàÿ îò äîáðîãî äåÿíèÿ. Ñåãîäíÿ íàäî ïðèçíàòü: íàøè øêîëüíèêè íå ëþáÿò ó÷èòüñÿ, íå äåëàþò ïî óòðàì çàðÿäêó, íå çàíèìàþòñÿ ñàìîâîñïèòàíèåì.
Íî ÷òî òàêîå óäîâîëüñòâèå, ðàäîñòü? Íå ïðèçûâàþ ëè ÿ ê ðàçâëå÷åíèÿì äåòåé, ê áåçäåëüþ? Êàòåãîðè÷åñêè íåò! Êñòàòè è ñàìè äåòè íå ëþáÿò ïóñòîãî âðåìÿ ïðîâîæäåíèÿ. Îò ÷åãî æå è â êàêîì ñëó÷àå ðåáåíîê èñïûòûâàåò âûñøèå óäîâîëüñòâèå è ðàäîñòü? Îò ïîáåäû íà ñîáîé! Îò óñïåõà! Îò ïðèçíàíèÿ îêðóæàþùèõ! À ïîäëèííûå ïîáåäà è óñïåõ, ñâÿçàííûå ñ òðóäíîñòÿìè, ñ èõ ïðåîäîëåíèåì, ñ óñèëèåì. Ñ òðóäîì äëÿ äðóãèõ!
Íî ñàìîå ãëàâíîå äëÿ ðåáåíêà, êîãäà ýòè ïîáåäû ëè÷íîñòíî çíà÷èìû! Êîãäà îíè ñîäåéñòâóþò ðåøåíèþ âíóòðåííèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì. Ìû çíàåì ÷òî áàçîâûå ïîòðåáíîñòè ÷åëîâåêà ýòî îñíîâíûå æèçíåííûå, ïðîãðàììíûå çàäà÷è, êîòîðûå èíäèâèä â ñâîåé æèçíè äîëæåí íàó÷èòüñÿ ðåøàòü: çàùèùàòü ñåáÿ, áûòü ïðèçíàííûì è óâàæàåìûì ñðåäè îêðóæàþùèõ, îáðåñòè öåëü è ñìûñë æèçíè, íàó÷èòüñÿ ýôôåêòèâíûì è ñîöèàëüíî-êóëüòóðíûì ñïîñîáàì ñàìîðåàëèçàöèè, íàó÷èòüñÿ ðàäîâàòüñÿ æèçíè. Êàæäàÿ èç ýòèõ ïðîáëåì ñòàíîâèòñÿ àêòóàëüíîé â ñâîå âðåìÿ, â ñîîòâåòñòâóþùåì âîçðàñòå è òðåáóåò âûðàáîòêè ñîîòâåòñòâóþùèõ óìåíèé, ñïîñîáíîñòåé (íîâîîáðàçîâàíèé), íåîáõîäèìûõ âîçðàñòó è âîçðàñòíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ.
Ïðîáëåìà ñîöèàëèçàöèè, à ñòàëî áûòü, è âîñïèòàíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíîê âîçìîæíî ñêîðåå îñîçíàë ýòî è ïîëó÷èë ïîäòâåðæäåíèå íà îïûòå. Êàæåòñÿ, âñå ïðîñòî. Âìåñòå ñ òåì, äàííàÿ ïðîáëåìà â ïåäàãîãèêå ÿâëÿåòñÿ ñàìîé ñëîæíîé. Äåëî â òîì, ÷òî ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè âûðàáîòêà è îñâîåíèå èíäèâèäóàëüíûõ ñïîñîáîâ ïîâåäåíèÿ ïðîèñõîäèò â îñíîâíîì ñòèõèéíî, ñàìèì ðåáåíêîì íå îñîçíàåòñÿ, à ìû, ïåäàãîãè, ìàëî ó÷èì ýòîìó. Ê òîìó æå ýòîò ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ çàäîëãî äî øêîëû. Ðîäèòåëè, îòïðàâëÿÿ ðåáåíêà, ÷àñòî åäèíñòâåííîãî, â êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ â äåòñêèé ñàä, ïîçäíåå â øêîëó, â ñóùíîñòè, áðîñàþò ñâîå ÷àäî â âîäó, íå íàó÷èâ åãî ïëàâàòü. È ïîëó÷àåòñÿ: âûïëûâåò ïîâåçëî, íå âûïëûâåò êàòàñòðîôà äëÿ ðåáåíêà.
 øêîëó ðåáåíîê ïðèõîäèò , ñ îäíîé ñòîðîíû, ñ ìíîãî÷èñëåííûìè ïðîáëåìàìè â ðàçâèòèè, ñ äðóãîé — ñ íåæåëàòåëüíûìè ïñèõè÷åñêèìè íîâîîáðàçîâàíèÿìè: âíóòðåííèìè ïðåïÿòñòâèÿìè, çàùèòàìè, íåàäåêâàòíûìè ðåàêöèÿìè. À ïåäàãîãè ìîãóò ïðèãîâîðèòü: ó íåãî ãåíû ïëîõèå.
Ìåæäó òåì ðåáåíîê íîðìàëüíûé, ò. å. õîðîøèé, è ãåíû ó íåãî íîðìàëüíûå. È âñåì ñâîèì ïîâåäåíèåì îí ñòðåìèòñÿ äîêàçàòü ýòî ìíîãî÷èñëåííûì ñòàðøèì. Íî ó ðåáåíêà íå ïîëó÷àåòñÿ! Îí õî÷åò, íî íå ìîæåò. Ïëîõîå, íåíîðìàëüíîå ïîâåäåíèå ó ðåáåíêà âñåãäà ïîâåäåíèå âûíóæäåííîå. Îíî ñïðîâîöèðîâàíî, åãî çàñòàâèëè!
Êòî çàñòàâèë? Ïî÷åìó? Êàê îáðàçóþòñÿ òðóäíîñòè â ïîâåäåíèè, à ñ íèìè òðóäíûå äåòè?
Ó ìíîãèõ äåòåé â ïðîöåññå ïîäîáíîé (ñòèõèéíîé) ñîöèàëèçàöèè îáíàðóæèâàþòñÿ ïðåïÿòñòâèÿ. Îíè ìîãóò áûòü ñàìûå ðàçíûå: çàèêàíüå, êîñîãëàçèå, øåïåëÿâîñòü, ðûæèé öâåò âîëîñ, âåñíóøêè, ðàçíûé öâåò ãëàç, èçëèøíèé âåñ, èçëèøíÿÿ õóäîáà, ðàñòîðìîæåííîñòü íåðâíîé ñèñòåìû è ò. ä. Êàê ýòó íå íîðìó ÷àñòî âîñïðèíèìàþò ñâåðñòíèêè? Âñïîìíèì äåòñêîå: ðûæèé, ñåðûé, êîñîëàïûé, äîõîäÿãà, æèðòðåñò è ò. ä. Äåòñêèå ïðîçâèùà òàê èçîáðåòàòåëüíû, òàê òî÷íû è òàê îáèäíû! Çàùèùàÿñü, ðåáåíîê íå âñåãäà âûáèðàåò ïðàâèëüíîå ïîâåäåíèå. È ýòî ñòàíîâèòñÿ ñåðüåçíûì ïðåïÿòñòâèåì íà ïóòè âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè.
Øêîëüíûé ÿðëûê ýòî íå áåçîáèäíîå ïðîçâèùå, ýòî ñîöèàëüíàÿ ðîëü, êîòîðóþ îáùåñòâî íàâÿçûâàåò ñâîåìó ÷ëåíó. Ýòî êëåéìî, âûææåííîå áóêâàëüíî êàëåíûì æåëåçîì äàæå íå íà ëáó, à íà äóøå, íà âñåé ïñèõèêå þíîãî ãðàæäàíèíà. Âñïîìíèì ñâîå äåòñòâî, è âû îáÿçàòåëüíî íàéäåòå â íåì ñâîþ ìàëóþ èëè áîëüøóþ äðàìó, êîòîðàÿ â òîé èëè èíîé ñòåïåíè æèâåò â âàøåé äóøå è ïîíûíå. Âåäü â òðàäèöèîííîé ìàññîâîé øêîëå õîðîøèñòîâ è îòëè÷íèêîâ íå áîëåå 10- 15 ïðîöåíòîâ. Êîíå÷íî, íå âñå äâîå÷íèêè ñòàíîâÿòñÿ ïðåñòóïíèêàìè, íî âñÿêèé ïðåñòóïíèê, êàê ïðàâèëî, âûðàñòàåò èç äâîå÷íèêà. Õîòÿ íåóäà÷íèêîì ìîæåò îùóùàòü ñåáÿ è îòëè÷íèê.
Êàê îáðàçóþòñÿ òðóäíîñòè â ïîâåäåíèè, à ñ íèìè òðóäíûå äåòè? Êàêîâû ïðè÷èíû ïñèõîñîöèàëüíîãî çàáîëåâàíèÿ ëè÷íîñòè íà ïî÷âå, ñêàæåì, íå óñïåøíîñòè â ó÷åáå ìëàäøåãî øêîëüíèêà?
Êàæäûé ïåðâîêëàññíèê ìå÷òàåò áûòü îòëè÷íèêîì, âåäü îí ïîäñîçíàòåëüíî ÷óâñòâóåò, ÷òî ó÷åáà _ ýòî ñàìàÿ ñåðüåçíàÿ ðàáîòà ïî ñðàâíåíèþ ñ òåì, ÷òî îí äåëàë ðàíüøå. Îí ñòàë óæå áîëüøèì! Íî âäðóã ó íåãî íå ïîëó÷àåòñÿ. Ïðè÷èíû ìîãóò áûòü ðàçíûå: íåäîñòàòîê ïîäãîòîâëåííîñòè (íåðàçâèòîñòü âíèìàíèÿ, óñèä÷èâîñòè, êèñòè ðóê è ò. ä. ) íåçäîðîâüå, íåñîâåðøåíñòâî ìåòîäèêè ó÷èòåëÿ è ò. ä. È âîò ó÷èòåëü íåäîâîëåí, ðîäèòåëè ðóãàþò, ðåáåíîê ðàñòåðÿí, îáèæåí, ïîäàâëåí. Îí ïðåáûâàåò â ïîñòîÿííîì ïñèõîëîãè÷åñêîì äèñêîìôîðòå. Îí ñòàðàåòñÿ, ñîáèðàåò âñå ñèëû, íî íå ïîëó÷àåòñÿ. È òàê ìîæåò áûòü äîëãèå ãîäû íà÷àëüíîé øêîëû.  ïÿòîì êëàññå ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå ïðåäìåòû, ïðèõîäèò ìíîãî ó÷èòåëåé è ðåáåíîê îáðå÷åí! Îí ïîíèìàåò: âñå áåñïîëåçíî, ÷åñòíûì ïóòåì ïðåïÿòñòâèÿ íå îäîëåòü. Îí óñòàë áîðîòüñÿ çà ñåáÿ. Èùåò âûõîä è íàõîäèò åãî â îáìàíå: â ôàíòàçèðîâàíèè, ïîääåëêå îöåíîê, âûðûâàíèè ñòðàíèö èç äíåâíèêà, óõîä ñ óðîêîâ è ò. ï.  èòîãå: îòñòàâàíèå êàòàñòðîôè÷åñêîå, êîíôëèêòû ñ ó÷èòåëÿìè, ðàçðûâ ñ ðîäèòåëÿìè. Íî ñàìîå ãóáèòåëüíîå ðåáåíîê óñâîèë îïàñíóþ ïîçèöèþ è æèçíåííóþ òàêòèêó: íå ïðåîäîëåâàòü ïðåïÿòñòâèå, à îáõîäèòü åãî, îáìàíûâàÿ âñåõ è ñåáÿ. Ðåáåíîê ñîðâàëñÿ â ñòîðîíó áåçíðàâñòâåííîãî âûáîðà. Ñòðàøíû íå äâîéêè, à ïðèîáðåòåííàÿ óñòàíîâêà, ïîòåðÿ âåðû â ñåáÿ è ïîêà òèõàÿ îáèäà íà âñåõ. À ÷óâñòâî îáèäû ýòî íå òàêîå ïðåõîäÿùåå ÷óâñòâî, êàê ðàäîñòü èëè ãðóñòü. Îáèäà íàêàïëèâàåòñÿ, ðàñòåò. Ôîðìèðóåòñÿ ïñèõè÷åñêîå íîâîîáðàçîâàíèå îáèä÷èâîñòü, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, íåàäåêâàòíàÿ ðåàêòèâíîñòü è ò. ä. Îáíàðóæèâàåòñÿ íåóñïåøíîñòü â îáùåíèè, â îòíîøåíèÿõ ñ òîâàðèùàìè. Ðåáåíêà íå ïðèíèìàþò, íå óâàæàþò, ó íåãî íåò äðóçåé, îí íå ìîæåò çàíÿòü óäîâëåòâîðÿþùèé åãî ñòàòóñ ñðåäè ñâåðñòíèêîâ. Ðàñòåò âíóòðåííèé äèñêîìôîðò, åìó ïëîõî. Îí íå ìîæåò ïîíÿòü, ïî÷åìó ó âñåõ ïîëó÷àåòñÿ , à ó íåãî íåò. Ñòàðàåòñÿ, íî ýòî íå ïðèíîñèò óñïåõà.
Ýòî òðóäíîñòü â ðåáåíêå è äëÿ ðåáåíêà. Îíà ïîêà ñêðûòà îò îêðóæàþùèõ. Ëèøü ðîäèòåëè ÷óâñòâóþò íåëàäíîå, ó÷èòåëÿ êàçåííî ñîâåòóþò íàäî áîëüøå çàíèìàòüñÿ. Êàê ïîìî÷ü ðåáåíêó?
Ðåáåíîê íóæäàåòñÿ â ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêå. Åìó íóæíî è ìîæíî ïîìî÷ü, ÷óòü-÷óòü ïîäòîëêíóòü, ÷óòü-÷óòü äîðàçâèòü. Îí ñ óäîâîëüñòâèåì îòêëèêàåòñÿ íà âàøó ïîìîùü. Ðàñöâåòàåò îò ïîõâàëû è îäîáðåíèÿ, óäåñÿòåðÿåò àêòèâíîñòü è ýíåðãèþ. Ãëàâíîå äëÿ ïåäàãîãà íå äàòü åìó ïîòåðÿòü âåðó â ñåáÿ. Óñïåõ çàâèñèò, êîíå÷íî, îò ãóìàíèçìà, ìàñòåðñòâà ïåäàãîãà, îáðàçîâàííîñòè è ÷óòêîñòè ðîäèòåëåé. Ñàì ñåáå ó÷åíèê íà÷àëüíûõ êëàññîâ ïîìî÷ü íå ìîæåò: îí áû ðàä, íî ó íåãî íå ïîëó÷àåòñÿ.
Íåò ÿâëåíèÿ áîëåå íåïîñòèæèìîãî, ÷åì ÷åëîâå÷åñêîå ïîâåäåíèå. Íåò ðàáîòû áîëåå èçíóðèòåëüíîé äëÿ ñåðäöà, ÷åì ðàáîòà ïåäàãîãà (Â. À. Ñóõîìëèíñêèé). ×òî ãîâîðèòü, íàñêîëüêî òðóäíî â ñåãîäíÿøíèõ óñëîâèÿõ ñäåëàòü òàê, ÷òîáû äëÿ ó÷åíèêîâ ñòàëà ïðèâëåêàòåëüíîé ìîäåëü ïîâåäåíèÿ, â îñíîâå êîòîðîé ëåæàò äîáðîòà, âåëèêîäóøèå, áëàãîðîäñòâî, íå ïðèíîñÿùèå áûñòðîãî ïðèçíàíèÿ èëè äåíåã.
Ãëàâíîå â âîñïèòàíèå ýòî ïåäàãîãè÷åñêàÿ èíòóèöèÿ, íðàâñòâåííîå ÷óâñòâî è ãîðÿ÷åå æåëàíèå ïîìî÷ü ðåáåíêó â åãî ñàìûé äðàìàòè÷åñêèé ïåðèîä æèçíè, çíàÿ åãî êîíêðåòíûå ïðîáëåìû. Òîò, êòî ñ÷èòàåò ïîðó ñâîåãî äåòñòâà ðîçîâîé è áåçìÿòåæíîé, èëè î÷åíü ñòàð, èëè ïðîñòî ãëóï.
Íî, ìîæåò áûòü, ñàìîå ãëàâíîå ñîáñòâåííî ÷åëîâå÷åñêèé ïðèìåð. Êîãäà ó÷åíèê âèäèò óìíîãî, îïòèìèñòè÷åñêîãî, óñïåøíîãî, óâàæàåìîãî äåòüìè è êîëëåãàìè íàñòàâíèêà, ÷åñòíûé îáðàç æèçíè, ñòèëü è íåîáûêíîâåííóþ ìàíåðó îäåâàòüñÿ, âåñòè ñåáÿ, òî Òàê ó÷èòåëü ïåðåäàåò âîñïèòàííèêàì ñàìîãî ñåáÿ! Áåçóñëîâíî, ñåãîäíÿ ( à ìîæåò áûòü, âñåãäà) âîñïèòûâàåò òîëüêî òîò ïåäàãîã, êîìó âîñïèòàííèêè îñîçíàííî èëè íåîñîçíàííî ñòðåìÿòñÿ ïîäðàæàòü, ìàíåðó ïîâåäåíèÿ êîòîðîãî õîòÿò ñäåëàòü ñâîåé.
Ëèòåðàòóðà
- Áàéáàðîäîâà Ë. Â. Âçàèìîäåéñòâèå ïåäàãîãîâ è ó÷àùèõñÿ â øêîëüíîì êîëëåêòèâå. ßðîñëàâëü :ßÃÏÓ, 1991.
- Áàéáîðîäîâà Ë. Â. , Ðîæêîâ Ì. È. Âîñïèòàòåëüíûé ïðîöåññ â ñîâðåìåííîé øêîëå. ßðîñëàâëü:ßÃÏÓ, 1997
- Áåñïàëüêî Â. Ï. Ñëàãàåìûå ïåäàãîãè÷åñêèå òåõíîëîãèè. Ì. . :Ïåäàãîãèêà, 1989.
- Ãðåáåíþê Î. Ñ. Ïåäàãîãèêà èíäèâèäóàëüíîñòè. Êàëèíèíãðàä, 1995.
- Êîð÷àê ß. Êàê ëþáèòü ðåáåíêà. Ì. , 1990.
- Ïåòðîâñêèé À. Â. Ïñèõîëîãèÿ î êàæäîì èç íàñ. Ì. , Ðîññèéñêèé îòêðûòûé óíèâåðñèòåò, 1992.
- Öóêåðìàí Ã. À. Âèäû îáùåíèÿ â îáó÷åíèè. Òîìñê, 1993.
- Ôðàíêë Â. ×åëîâåê â ïîèñêàõ ñìûñëà. Ì. , Ïðîãðåññ, 1990.
Источник
Движущие силы психического развития ребенка – это побудительные источники развития, которые заключаются в противоречиях, борьбе между отживающими формами психики и новыми; между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, уже не устраивающими его. Эти внутренние противоречия являются движущими силами психического развития. На каждом возрастном этапе они своеобразны, но существует главное общее противоречие – между нарастающими потребностями и недостаточными возможностями их реализации. Данные противоречия разрешаются в процессе деятельности ребенка, в процессе усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, освоения новых способов деятельности. В результате этого возникают новые потребности, более высокого уровня. Таким образом, одни противоречия сменяются другими и постоянно способствуют расширению границ возможностей ребенка, ведут к «открытию» им все новых и новых областей жизни, установлению все более разнообразных и широких связей с миром, преобразованию форм действенного и познавательного отражения действительности.
Психическое развитие происходит под влиянием большого количества факторов, которые направляют его ход и формируют динамику и конечный результат. Факторы психического развития можно разделить на биологические и социальные. К биологическим факторам относят наследственность, особенности внутриутробного развития, натального периода (родов) и последующее биологическое созревание всех органов и систем организма. Наследственность – свойство организмов обеспечивать органическую и функциональную преемственность в ряду поколений, обусловленную оплодотворением, половыми клетками и делением клеток. У человека функциональная преемственность между поколениями обусловливается не только наследственностью, но и передачей общественно выработанного опыта от одного поколения к другому. Это так называемая «сигнальная наследственность». Носителями генетической информации, определяющей наследственные свойства организма, являются хромосомы. Хромосомы – особые структуры ядра клетки, содержащие молекулу ДНК, связанную с белками-гистонами и не гистонами. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура определенного полипептида (белка). Совокупность всех наследственных факторов организма называют генотипом. Результатом взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды, в которой развивается индивид, является фенотип – совокупность внешних и внутренних структур и функций человека.
Под нормой реакции генотипа понимается выраженность фенотипических проявлений конкретного генотипа в зависимости от изменений условий среды. Можно выделить диапазон реакций данного генотипа до максимальных фенотипических значений в зависимости от среды, в которой индивид развивается. Разные генотипы в одной и той же среде могут иметь разные фенотипы. Обычно при описании диапазона реакций генотипа на изменение среды описывают ситуации, когда имеется типичная среда, обогащенная среда или обедненная среда в смысле разнообразия стимулов, влияющих на формирование фенотипа. Понятие диапазона реакций также предполагает сохранение рангов фенотипических значений генотипов в разных средах. Фенотипические различия между разными генотипами становятся более выраженными, если среда оказывается благоприятной для проявления соответствующего признака.
Практический пример
Если ребенок имеет генотип, который определяет математические способности, то у него будет проявляться высокий уровень способностей как в неблагоприятной, гак и в благоприятной среде. Но в благоприятной среде уровень математических способностей будет выше. В случае другого генотипа, который обусловливает низкий уровень математических способностей, изменение окружающей среды не приведет к значительным изменениям в показателях математических достижений.
Социальные факторы психического развития являются компонентом средовых факторов онтогенеза (влияние окружающей среды на развитие психики). Среда понимается как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Средовое влияние является существенной детерминантой психического развития ребенка. Окружающую среду принято делить на природную и социальную (рис. 1.1).
Природная среда – комплекс климатических и географических условий существования – влияет на развитие ребенка опосредованно. Опосредующими звеньями являются традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, что во многом определяет особенности системы воспитания и обучения детей.
Социальная среда объединяет различные формы влияния общества. Она оказывает непосредственное воздействие на психическое развитие ребенка. В социальной среде выделяют макроуровень (макросреду) и микроуровень (микросреду). Макросреда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, уровень развития науки и искусства, преобладающая идеология, религиозные течения, средства массовой информации и др. Специфика психического развития в системе «человек – общество» заключается в том, что оно происходит путем включения ребенка в различные формы и виды общения, познания и деятельности и опосредуется общественным опытом и уровнем созданной человечеством культуры.
Рис. 1.1. Средовые факторы психического развития ребенка
Влияние макросоциума на психику ребенка обусловлено в первую очередь тем, что программа психического развития создается самим обществом и реализуется через системы обучения и воспитания в соответствующих социальных институтах.
Микросреда – это ближайшее социальное окружение ребенка (родители, родственники, соседи, педагоги, друзья и др.). Влияние микросреды на психическое развитие ребенка особенно значимо, в первую очередь на ранних этапах онтогенеза. Именно родительское воспитание играет решающую роль в формировании целостной личности ребенка. Оно определяет многое: особенности общения ребенка с окружающими, самооценку, результаты деятельности, творческий потенциал ребенка и др. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка закладывает основы целостной личности. С возрастом социальное окружение ребенка постепенно расширяется. Вне социального окружения ребенок не может полноценно развиваться.
Существенным фактором развития психики ребенка является его собственная активность, включение в различные виды деятельности: общение, игру, учение, труд. Общение и различные коммуникативные структуры способствуют формированию различных новообразований в психике ребенка и по своей природе являются субъектно-объектными отношениями, стимулирующими развитие активных форм психики и поведения. С самых ранних периодов онтогенеза и на протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития имеют межличностные отношения. Прежде всего в процессе обучения и воспитания через прямое и опосредованное общение со взрослыми осуществляется передача опыта предшествующих поколений, формируются социальные формы психики (речь, произвольные виды памяти, внимания, мышления, восприятия, свойства личности и др.), создаются условия для ускоренного развития в зоне ближайшего развития.
Важнейшими детерминантами развития психики являются также игровая и трудовая деятельность человека. Игра – деятельность в условных ситуациях, в которой воспроизводятся исторически сложившиеся типичные способы действия и взаимодействия людей. Включение ребенка в игровую деятельность способствует его когнитивному, личностному и нравственному развитию, овладению общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Особое значение имеет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок берет на себя роли взрослых и выполняет определенные действия с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей посредством сюжетно-ролевых игр способствует интенсивной социализации личности, развитию ее самосознания, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер.
Трудовая деятельность – процесс активного изменения природного мира, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения человеческих потребностей и создания различных благ. Развитие человеческой личности неотделимо от трудовой практики. Преобразующее влияние трудовой деятельности на психическое развитие носит универсальный, многообразный характер и относится ко всем сферам человеческой психики. Изменения показателей различных психических функций выступают в качестве определенного результата трудовой деятельности.
Основные факторы психического развития человека имеют некоторые особенности, обусловленные требованиями общества (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Основные характеристики факторов психического развития ребенка
Первая особенность связана с образовательной программой определенного социума, которая ориентирована на формирование всесторонне развитой личности как субъекта общественно полезной трудовой деятельности. Другая особенность заключается в множественном эффекте факторов развития. В наибольшей степени он характерен для основных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), что значительно ускоряет психическое развитие. Третья особенность заключается в вероятностном характере действия различных факторов на психическое развитие по причине того, что их влияние носит множественный и разнонаправленный характер. Следующая особенность проявляется в том, что по мере формирования регулятивных механизмов психики в результате воспитания и самовоспитания в качестве факторов развития начинают выступать субъективные детерминанты (целеустремленность, стремление к реализации поставленных жизненных целей и др.). И наконец, еще одна особенность факторов психического развития проявляется в их динамичности. Для того чтобы оказывать развивающее воздействие, сами факторы должны изменяться, опережая достигнутый уровень психического развития. Это, в частности, выражено в смене ведущей деятельности.
Относительно связи между всеми факторами психического развития ребенка следует сказать, что в истории зарубежной психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое» (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Теории проблемы соотношения биологических и социальных факторов развития ребенка в зарубежной психологии
Психическое развитие зарубежными исследователями трактовалось как:
- • полностью спонтанный процесс, который не зависит ни от биологического, ни от социального факторов, а детерминируется своими внутренними законами (концепции спонтанного психического развития);
- • процесс, обусловленный только биологическими факторами (биологизаторские концепции), или только социальными условиями (социологизаторские концепции);
- • результат параллельного действия или взаимодействия биологических и социальных детерминант на психику человека и т.п.
Вместе с тем очевидно, что ребенок рождается как биологическое существо. Его организм является человеческим организмом, а его головной мозг – человеческим мозгом. При этом ребенок рождается биологически, а тем более психологически и социально незрелым. Развитие организма ребенка с самого начала осуществляется в социальных условиях, что неизбежно накладывает на него отпечаток.
В отечественной психологии решением вопроса о соотношении влияния на психику человека врожденных и социальных факторов занимались Л. С. Выготский, Д . Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов и др. (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Объяснения детерминации психического развития человека в отечественной психологии
Современные представления о соотношении биологического и социального в ребенке, принятые в отечественной психологии, преимущественно основываются на положениях Л. С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в становлении его развития. Наследственность присутствует в становлении всех психических функций ребенка, но отличается разным удельным весом. Элементарные психические функции (ощущение и восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие психические функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние биологических факторов. В то же время на психическое развитие всегда оказывает влияние окружающая среда. Никогда никакой признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственным. Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес биологических детерминант то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака является различной на разных возрастных этапах.
Таким образом, психическое развитие ребенка во всем его многообразии и сложности является результатом совокупного действия наследственности и различных факторов окружающей среды, среди которых особое значение имеют социальные факторы и те виды деятельности, в которых он выступает субъектом общения, познания и труда. Включение ребенка в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного развития личности. Единство биологических и социальных факторов развития является дифференцированным и изменяется в процессе онтогенеза. Для каждого возрастного этапа развития характерно особое сочетание биологических и социальных факторов и их динамика. Соотношение социального и биологического в структуре психики многомерно, многоуровнево, динамично и определяется конкретными условиями психического развития ребенка.
Источник