Психологи утверждают что основной движущей силой развития ребенка тем

Психологи утверждают что основной движущей силой развития ребенка тем thumbnail

Психологи утверждают, что основной движущей силой развития ребенка, тем ключиком, который позволяет полностью «включить» его в деятельность и получить максимальный эффект, является 

a. планирование
b. мотивация 
c. организация

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.  Соотнесите теории воспитания и их авторов. 

Теория авторитарного воспитания Гербарт             
Теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо             
Кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания Ушинский             

Совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства педагога; один из источников развития педагогической науки:

a. методика преподавания
b. педагогическая технология
c. педагогический опыт 

Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса –

a. воспитательная работа 
b. адаптация
c. социализация

Под содержанием воспитания понимается:

a. все ответы верны
b. совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности, направленная на развитие личности ребенка 
c. совокупность теоретических положений и идей научно-педагогической деятельности
d. нет правильного ответа
e. совокупность знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности

Совокупность путей, способов, приемов и средств воспитания, направленных на достижение определенной воспитательной цели называется

a. формой
b. нет правильного ответа
c. методикой воспитания 
d. методом
e. все ответы верны

 Поощрение относится к методам…

a. упражнения
b. убеждения
c. стимулирования 
d. обучения

Осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях:

a. психологический подход в воспитании
b. индивидуальный подход в воспитании 
c. коллективный подход в воспитании

Что такое поощрение? Выберите правильный ответ:

a. поощрение – способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиции интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств 
b. поощрение – метод вознаграждения за хорошие поступки
c. поощрение – метод воспитания, который предполагает вынесение воспитаннику благодарности

Соотнесите понятия и содержание:

индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельностиобъект
индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельностисубъект
индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненноличность

Функцией цели в воспитании является:

c. все ответы верны 

b. развивающая
c. нет правильного ответа
d. обучающая
e. ориентирующая 

Совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства педагога; один из источников развития педагогической науки:

a. педагогическая технология
b. педагогический опыт
c. методика преподавания 

Соотнесите  участников воспитательного процесса, как объектов и их ролевые предписания

Под воздействием жизненных ситуаций постоянно делают тот или иной нравственный выбор Взрослые
Подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности Дети
Подвергается постоянному воздействию взрослых и окружающей среды Коллектив

К основным видам воспитательной деятельности относится:

a. учебная деятельность
b. реабилитационная деятельность
c. все ответы верны
d. организаторская деятельность 
e. нет правильных ответов
Тест 15 Современное семейное воспитание основывается на принципах Выберите один ответ iconТест смешанного типа, предполагает в некоторых случаях один правильный…
Тест смешанного типа, предполагает в некоторых случаях один правильный ответ, в некоторых – несколькоТест 15 Современное семейное воспитание основывается на принципах Выберите один ответ iconI. Выбрать один правильный ответ
Выберите из предложенного перечня одноклеточный организм, не имеющий постоянной формы телаТест 15 Современное семейное воспитание основывается на принципах Выберите один ответ iconА. Выберите один правильный ответ
А человек разумный; б дриопитек; в австралопитек; г человек прямоходящий; д человек умелыйТест 15 Современное семейное воспитание основывается на принципах Выберите один ответ iconПроверочный тест по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» вариант…
Б нормальное функционирование организма человека в системе «человек окружающая среда»Тест 15 Современное семейное воспитание основывается на принципах Выберите один ответ iconЗадание Выполните тест. Из четырех ответов выберите один правильный
Тест 15 Современное семейное воспитание основывается на принципах Выберите один ответ iconЗадания школьного тура олимпиады по экологии. 20 12 г. 7 – 8 классы Задание 1
Задание Задание включает 15 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ,…Тест 15 Современное семейное воспитание основывается на принципах Выберите один ответ iconЗаконодательство о выборах высших должностных лиц
При выполнении заданий 1-34 из четырех предложенных вариантов выберите один верныйТест 15 Современное семейное воспитание основывается на принципах Выберите один ответ iconВыбрать один правильный ответ
Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды называютТест 15 Современное семейное воспитание основывается на принципах Выберите один ответ iconОбобщающий тест к разделу «Основы экологии»
Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называетсяТест 15 Современное семейное воспитание основывается на принципах Выберите один ответ iconВопросы и задания викторины
Дайте развернутый, аргументированный ответ на вопросы (за каждый правильный ответ – 2 балла)

Источник

Âîñïèòàíèå ìëàäøåãî øêîëüíèêà êàê ÷àñòü ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà.

Îáðàçîâàòåëüíûé ïðîöåññ, êîòîðûé óñèëèÿìè ñîòåí è òûñÿ÷ ïåäàãîãîâ ñòðîèòüñÿ â ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ Ðîññèè, êàê è æèçíåäåÿòåëüíîñòü ðîññèÿí â öåëîì , ðåàëèçóåòñÿ â ñëîæíîé è âî ìíîãîì ïðîòèâîðå÷èâîé ñèòóàöèè. Èçìåíåíèå îáùåñòâåííîãî ñòðîÿ â ñòðàíå ïðèâåëî ê îáîñòðåíèþ ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèõ ïðîáëåì. Ó÷åíûå îòìå÷àþò, ÷òî íàðàñòàþò òåíäåíöèè ñîöèàëüíîé, ðåãèîíàëüíîé, ýòíè÷åñêîé è êîíôåññèîíàëüíîé äåçèíòåãðàöèè îáùåñòâà. Âîçðàñòàåò ñòåïåíü åãî êðèìèíàëèçàöèè, ðàñòåò áåçðàáîòèöà. Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü ìîëîäåæè ïîäâåðãàåòñÿ îïàñíîñòè ñòàòü íàðêîìàíàìè, ñíèæàåòñÿ óðîâåíü ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ìîëîäîãî ïîêîëåíèÿ, âñå ÷àùå ãîâîðÿò î áåçäóõîâíîñòè ìîëîäåæè.

×òî ìîæåò áûòü ðåàëüíî ïðîòèâîïîñòàâëåíî ýòèì íåãàòèâíûì òåíäåíöèÿì? Êàêèå öåëè âûáèðàòü: áëàãîäàðíûå, íî íåëåãêèå, èëè ñîìíèòåëüíûå, íî çàòî ëåãêî äîñòèæèìûå? Êàê ñîõðàíèòü èäåàëû â íàøå íåïðîñòîå âðåìÿ? Îò òîãî, êàê ðåøèò ýòè âîïðîñû ñàì ïåäàãîã, çàâèñèò åãî ñïîñîáíîñòü âîñïèòàòü ðåáåíêà. Ïîýòîìó âîñïèòàíèå äðóãèõ íàäî íà÷èíàòü ñ âîñïèòàíèÿ ñàìîãî ñåáÿ, ñ âûðàáîòêè ñâîåé ñèñòåìû öåííîñòåé.

Ïñèõîëîãè óòâåðæäàþò, ÷òî îñíîâíîé äâèæóùåé ñèëîé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, òåì êëþ÷èêîì, êîòîðûé ïîçâîëÿåò ïîëíîñòüþ “ âêëþ÷èòü” åãî äåÿòåëüíîñòü è ïîëó÷èòü ìàêñèìàëüíûé ýôôåêò, ÿâëÿåòñÿ ìîòèâàöèÿ. Èìåííî ìîòèâ çàñòàâëÿåò ðåáåíêà âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ çàäàíèé íà óðîêå èëè èãðû “ â øêîëó” ïîëíîñòüþ îòêëþ÷èòüñÿ îò äðóãèõ ìûñëåé è âêëàäûâàòü â ýòî äåëî âñþ ñâîþ äóøó. Ìîæíî ñ óâåðåííîñòüþ ñêàçàòü , ÷òî òîò ïåäàãîã, êîòîðûé óìååò “ñîáèðàòü” âíèìàíèå äåòåé, óâëåêàòü èõ ïåðñïåêòèâàìè ïðåäëàãàåìîãî äåëà, çàèíòåðåñîâûâàòü èõ , ôîðìèðîâàòü ñèëüíîå ñòðåìëåíèå ê äåÿòåëüíîñòè, ÿâëÿåòñÿ ìàñòåðîì ñâîåãî äåëà . Ôîðìèðîâàíèå ìîòèâà – î÷åíü ñëîæíàÿ çàäà÷à âñåãî äëÿ òîãî , ÷òîáû ñôîðìèðîâàòü ìîòèâ, íåäîñòàòî÷íî ïîñòàâèòü ïåðåä ðåáåíêîì îäíó öåëü è ðàçúÿñíèòü åå ïðåèìóùåñòâà. Êàæäàÿ öåëü èìååò ñâîé ìàñøòàá ( ýòî è ïîáåäèòü â èãðå, íàó÷èòüñÿ ñòàâèòü ïàëàòêó èëè ãîòîâèòü êàêîå-ëèáî áëþäî, ñõîäèòü â ïîõîä âåñíîé , âûðàáîòàòü â ñåáå êàêîå-ëèáî êà÷åñòâî è ò. ä. ) è êîíå÷íî æå , ñâîé âðåìåííûé ïåðèîä.

Âîñïèòàòåëü äîëæåí áîðîòüñÿ íå ñ ïëîõèìè êà÷åñòâàìè, êîòîðûå åñòü ó ðåáåíêà, à çà õîðîøèå êà÷åñòâà, êîòîðûå ó íåãî åùå òîëüêî

áóäóò.  ýòîì îñíîâíîå îòëè÷èå ìåæäó ó÷èòåëåì-ðåìåñëåííèêîì, îòáûâàþùèì íà óðîêàõ âðåìÿ, è ìàñòåðîì, óìåþùåì íàéòè â äåòÿõ õîðîøåå. Íåäîïóñòèìî àêöåíòèðîâàòü âíèìàíèå ó÷àùèõñÿ íà èõ ïðîìàõàõ è íåäîñòàòêàõ. Ìàñòåðà âîñïèòàíèÿ äåéñòâóþò íàîáîðîò – âûÿâëÿÿ è ïîääåðæèâàÿ îòäåëüíûå ïîëîæèòåëüíûå ñòîðîíû ó÷àùèõñÿ, ôîðìèðóþò ó íèõ îùóùåíèå ïîñòîÿííîãî óñïåõà, àòìîñôåðó ýìîöèîíàëüíîãî ïîäúåìà. Ñïîêîéíàÿ è óâåðåííàÿ îáñòàíîâêà, ãäå êàæäûé çàíÿò ñâîèì äåëîì, íèêòî íå ìåøàåò äðóã äðóãó, ãäå âûñîêàÿ îðãàíèçàöèÿ òðóäà è ñàì òðóä â ðàäîñòü, à îòäûõ âåñåëûé è ðàäîñòíûé, ãäå ÷óâñòâóåòñÿ ñëàæåííîñòü äåéñòâèé è çàáîòëèâîå îòíîøåíèå äðóã ê äðóãó, íå ìîæåò íå îêàçûâàòü áëàãîïðèÿòíîãî âîçäåéñòâèÿ.

Âîñïèòûâàòü ìîæåò ëþáàÿ äåÿòåëüíîñòü: óìñòâåííàÿ, ôèçè÷åñêàÿ, îðãàíèçàòîðñêàÿ. Íåîáõîäèìî òîëüêî, ÷òîáû îíà áûëà ïåäàãîãè÷åñêè èíñòðóìåíòèðîâàíà, à èìåííî ðàçâèâàëà ðåáåíêà, åãî äàðîâàíèÿ è âìåñòå ñ òåì ïîìîãàëà ðåáåíêó ïî÷óâñòâîâàòü óäîâîëüñòâèå, íàñëàæäåíèå, ðàäîñòü îò äåëàíèÿ, îò òðóäà è áëàãîäàðíîñòè îêðóæàþùèõ. Íî íå ðàçäðàæåíèå, îáèäó, îòâðàùåíèå( à ýòî áûâàåò òîãäà, êîãäà äåëî ñâÿçàíî ñ ïðèíóæäåíèåì: “ Äåëàé, ÷òî ãîâîðÿò, âûðàñòèøü – ñïàñèáî ñêàæåøü!” Çàïðåò âîñïèòàòåëþ ìîæåò áûòü òîëüêî îäèí: íåëüçÿ çàíèìàòüñÿ ñ äåòüìè ïðîòèâîçàêîííîé èëè áåçíðàâñòâåííîé äåÿòåëüíîñòüþ.

Ðàäîñòü, óäîâîëüñòâèå – âîò ÷òî äåëàåò òó èëè èíóþ äåÿòåëüíîñòü ïðèâëåêàòåëüíîé äëÿ ðåáåíêà ( äà è äëÿ âçðîñëîãî). Òîëüêî ýòè ÷óâñòâà è ýìîöèè ìîãóò ïðèîõîòèòü âîñïèòàííèêà ê òîìó èëè èíîìó äåëó, âîñïèòàòü íóæíûå ïåäàãîãó è öåííûå äëÿ îáùåñòâà ìîòèâû ïîâåäåíèÿ. Óìñòâåííàÿ ðàäîñòü îò ó÷åáû, ìûøå÷íàÿ – îò çàíÿòèé ôèçêóëüòóðîé, íðàâñòâåííàÿ – îò äîáðîãî äåÿíèÿ. Ñåãîäíÿ íàäî ïðèçíàòü: íàøè øêîëüíèêè íå ëþáÿò ó÷èòüñÿ, íå äåëàþò ïî óòðàì çàðÿäêó, íå çàíèìàþòñÿ ñàìîâîñïèòàíèåì.

Íî ÷òî òàêîå óäîâîëüñòâèå, ðàäîñòü? Íå ïðèçûâàþ ëè ÿ ê ðàçâëå÷åíèÿì äåòåé, ê áåçäåëüþ? Êàòåãîðè÷åñêè íåò! Êñòàòè è ñàìè äåòè íå ëþáÿò ïóñòîãî âðåìÿ ïðîâîæäåíèÿ. Îò ÷åãî æå è â êàêîì ñëó÷àå ðåáåíîê èñïûòûâàåò âûñøèå óäîâîëüñòâèå è ðàäîñòü? Îò ïîáåäû íà ñîáîé! Îò óñïåõà! Îò ïðèçíàíèÿ îêðóæàþùèõ! À ïîäëèííûå ïîáåäà è óñïåõ, ñâÿçàííûå ñ òðóäíîñòÿìè, ñ èõ ïðåîäîëåíèåì, ñ óñèëèåì. Ñ òðóäîì äëÿ äðóãèõ!

Íî ñàìîå ãëàâíîå äëÿ ðåáåíêà, êîãäà ýòè ïîáåäû ëè÷íîñòíî çíà÷èìû! Êîãäà îíè ñîäåéñòâóþò ðåøåíèþ âíóòðåííèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì. Ìû çíàåì ÷òî áàçîâûå ïîòðåáíîñòè ÷åëîâåêà – ýòî îñíîâíûå æèçíåííûå, ïðîãðàììíûå çàäà÷è, êîòîðûå èíäèâèä â ñâîåé æèçíè äîëæåí íàó÷èòüñÿ ðåøàòü: çàùèùàòü ñåáÿ, áûòü ïðèçíàííûì è óâàæàåìûì ñðåäè îêðóæàþùèõ, îáðåñòè öåëü è ñìûñë æèçíè, íàó÷èòüñÿ ýôôåêòèâíûì è ñîöèàëüíî-êóëüòóðíûì ñïîñîáàì ñàìîðåàëèçàöèè, íàó÷èòüñÿ ðàäîâàòüñÿ æèçíè. Êàæäàÿ èç ýòèõ ïðîáëåì ñòàíîâèòñÿ àêòóàëüíîé â ñâîå âðåìÿ, â ñîîòâåòñòâóþùåì âîçðàñòå è òðåáóåò âûðàáîòêè ñîîòâåòñòâóþùèõ óìåíèé, ñïîñîáíîñòåé (íîâîîáðàçîâàíèé), íåîáõîäèìûõ âîçðàñòó è âîçðàñòíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ.

Ïðîáëåìà ñîöèàëèçàöèè, à ñòàëî áûòü, è âîñïèòàíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíîê âîçìîæíî ñêîðåå îñîçíàë ýòî è ïîëó÷èë ïîäòâåðæäåíèå íà îïûòå. Êàæåòñÿ, âñå ïðîñòî. Âìåñòå ñ òåì, äàííàÿ ïðîáëåìà â ïåäàãîãèêå ÿâëÿåòñÿ ñàìîé ñëîæíîé. Äåëî â òîì, ÷òî ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè âûðàáîòêà è îñâîåíèå èíäèâèäóàëüíûõ ñïîñîáîâ ïîâåäåíèÿ ïðîèñõîäèò â îñíîâíîì ñòèõèéíî, ñàìèì ðåáåíêîì íå îñîçíàåòñÿ, à ìû, ïåäàãîãè, ìàëî ó÷èì ýòîìó. Ê òîìó æå ýòîò ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ çàäîëãî äî øêîëû. Ðîäèòåëè, îòïðàâëÿÿ ðåáåíêà, ÷àñòî åäèíñòâåííîãî, â êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ â äåòñêèé ñàä, ïîçäíåå – â øêîëó, â ñóùíîñòè, áðîñàþò ñâîå ÷àäî â âîäó, íå íàó÷èâ åãî ïëàâàòü. È ïîëó÷àåòñÿ: âûïëûâåò – ïîâåçëî, íå âûïëûâåò – êàòàñòðîôà äëÿ ðåáåíêà.

 øêîëó ðåáåíîê ïðèõîäèò , ñ îäíîé ñòîðîíû, ñ ìíîãî÷èñëåííûìè ïðîáëåìàìè â ðàçâèòèè, ñ äðóãîé — ñ íåæåëàòåëüíûìè ïñèõè÷åñêèìè íîâîîáðàçîâàíèÿìè: âíóòðåííèìè ïðåïÿòñòâèÿìè, çàùèòàìè, íåàäåêâàòíûìè ðåàêöèÿìè. À ïåäàãîãè ìîãóò “ïðèãîâîðèòü”: ó íåãî ãåíû ïëîõèå.

Ìåæäó òåì ðåáåíîê íîðìàëüíûé, ò. å. õîðîøèé, è ãåíû ó íåãî íîðìàëüíûå. È âñåì ñâîèì ïîâåäåíèåì îí ñòðåìèòñÿ äîêàçàòü ýòî ìíîãî÷èñëåííûì ñòàðøèì. Íî ó ðåáåíêà íå ïîëó÷àåòñÿ! Îí õî÷åò, íî íå ìîæåò. Ïëîõîå, íåíîðìàëüíîå ïîâåäåíèå ó ðåáåíêà âñåãäà ïîâåäåíèå âûíóæäåííîå. Îíî ñïðîâîöèðîâàíî, åãî çàñòàâèëè!

Êòî çàñòàâèë? Ïî÷åìó? Êàê îáðàçóþòñÿ “òðóäíîñòè” â ïîâåäåíèè, à ñ íèìè – “òðóäíûå” äåòè?

Ó ìíîãèõ äåòåé â ïðîöåññå ïîäîáíîé (ñòèõèéíîé) ñîöèàëèçàöèè îáíàðóæèâàþòñÿ ïðåïÿòñòâèÿ. Îíè ìîãóò áûòü ñàìûå ðàçíûå: çàèêàíüå, êîñîãëàçèå, øåïåëÿâîñòü, ðûæèé öâåò âîëîñ, âåñíóøêè, ðàçíûé öâåò ãëàç, èçëèøíèé âåñ, èçëèøíÿÿ õóäîáà, ðàñòîðìîæåííîñòü íåðâíîé ñèñòåìû è ò. ä. Êàê ýòó “íå íîðìó” ÷àñòî âîñïðèíèìàþò ñâåðñòíèêè? Âñïîìíèì äåòñêîå: “ðûæèé”, “ñåðûé”, “êîñîëàïûé”, “äîõîäÿãà”, “æèðòðåñò” è ò. ä. Äåòñêèå ïðîçâèùà òàê èçîáðåòàòåëüíû, òàê òî÷íû è òàê îáèäíû! Çàùèùàÿñü, ðåáåíîê íå âñåãäà âûáèðàåò ïðàâèëüíîå ïîâåäåíèå. È ýòî ñòàíîâèòñÿ ñåðüåçíûì ïðåïÿòñòâèåì íà ïóòè âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè.

Øêîëüíûé ÿðëûê – ýòî íå áåçîáèäíîå ïðîçâèùå, ýòî ñîöèàëüíàÿ ðîëü, êîòîðóþ îáùåñòâî íàâÿçûâàåò ñâîåìó ÷ëåíó. Ýòî êëåéìî, âûææåííîå áóêâàëüíî êàëåíûì æåëåçîì äàæå íå íà ëáó, à íà äóøå, íà âñåé ïñèõèêå þíîãî ãðàæäàíèíà. Âñïîìíèì ñâîå äåòñòâî, è âû îáÿçàòåëüíî íàéäåòå â íåì ñâîþ ìàëóþ èëè áîëüøóþ äðàìó, êîòîðàÿ â òîé èëè èíîé ñòåïåíè æèâåò â âàøåé äóøå è ïîíûíå. Âåäü â òðàäèöèîííîé ìàññîâîé øêîëå õîðîøèñòîâ è îòëè÷íèêîâ íå áîëåå 10- 15 ïðîöåíòîâ. Êîíå÷íî, íå âñå äâîå÷íèêè ñòàíîâÿòñÿ ïðåñòóïíèêàìè, íî âñÿêèé ïðåñòóïíèê, êàê ïðàâèëî, âûðàñòàåò èç äâîå÷íèêà. Õîòÿ íåóäà÷íèêîì ìîæåò îùóùàòü ñåáÿ è îòëè÷íèê.

Êàê îáðàçóþòñÿ “òðóäíîñòè” â ïîâåäåíèè, à ñ íèìè –“òðóäíûå” äåòè? Êàêîâû ïðè÷èíû ïñèõîñîöèàëüíîãî “çàáîëåâàíèÿ” ëè÷íîñòè íà ïî÷âå, ñêàæåì, íå óñïåøíîñòè â ó÷åáå ìëàäøåãî øêîëüíèêà?

Êàæäûé ïåðâîêëàññíèê ìå÷òàåò áûòü îòëè÷íèêîì, âåäü îí ïîäñîçíàòåëüíî ÷óâñòâóåò, ÷òî ó÷åáà _ ýòî ñàìàÿ ñåðüåçíàÿ “ðàáîòà” ïî ñðàâíåíèþ ñ òåì, ÷òî îí äåëàë ðàíüøå. Îí ñòàë óæå “áîëüøèì”! Íî âäðóã ó íåãî íå ïîëó÷àåòñÿ. Ïðè÷èíû ìîãóò áûòü ðàçíûå: íåäîñòàòîê ïîäãîòîâëåííîñòè (íåðàçâèòîñòü âíèìàíèÿ, óñèä÷èâîñòè, êèñòè ðóê è ò. ä. ) íåçäîðîâüå, íåñîâåðøåíñòâî ìåòîäèêè ó÷èòåëÿ è ò. ä. È âîò ó÷èòåëü íåäîâîëåí, ðîäèòåëè ðóãàþò, ðåáåíîê ðàñòåðÿí, îáèæåí, ïîäàâëåí. Îí ïðåáûâàåò â ïîñòîÿííîì ïñèõîëîãè÷åñêîì äèñêîìôîðòå. Îí ñòàðàåòñÿ, ñîáèðàåò âñå ñèëû, íî … íå ïîëó÷àåòñÿ. È òàê ìîæåò áûòü äîëãèå ãîäû íà÷àëüíîé øêîëû.  ïÿòîì êëàññå ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå ïðåäìåòû, ïðèõîäèò ìíîãî ó÷èòåëåé è … ðåáåíîê îáðå÷åí! Îí ïîíèìàåò: âñå áåñïîëåçíî, ÷åñòíûì ïóòåì ïðåïÿòñòâèÿ íå îäîëåòü. Îí óñòàë áîðîòüñÿ çà ñåáÿ. Èùåò âûõîä è íàõîäèò åãî â îáìàíå: â ôàíòàçèðîâàíèè, ïîääåëêå îöåíîê, âûðûâàíèè ñòðàíèö èç äíåâíèêà, óõîä ñ óðîêîâ è ò. ï.  èòîãå: îòñòàâàíèå êàòàñòðîôè÷åñêîå, êîíôëèêòû ñ ó÷èòåëÿìè, ðàçðûâ ñ ðîäèòåëÿìè. Íî ñàìîå ãóáèòåëüíîå – ðåáåíîê óñâîèë îïàñíóþ ïîçèöèþ è æèçíåííóþ òàêòèêó: íå ïðåîäîëåâàòü ïðåïÿòñòâèå, à îáõîäèòü åãî, îáìàíûâàÿ âñåõ è ñåáÿ. Ðåáåíîê ñîðâàëñÿ â ñòîðîíó áåçíðàâñòâåííîãî âûáîðà. Ñòðàøíû íå äâîéêè, à ïðèîáðåòåííàÿ óñòàíîâêà, ïîòåðÿ âåðû â ñåáÿ è ïîêà òèõàÿ îáèäà íà âñåõ. À ÷óâñòâî îáèäû – ýòî íå òàêîå ïðåõîäÿùåå ÷óâñòâî, êàê ðàäîñòü èëè ãðóñòü. Îáèäà íàêàïëèâàåòñÿ, ðàñòåò. Ôîðìèðóåòñÿ ïñèõè÷åñêîå íîâîîáðàçîâàíèå – îáèä÷èâîñòü, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, íåàäåêâàòíàÿ ðåàêòèâíîñòü è ò. ä. Îáíàðóæèâàåòñÿ íåóñïåøíîñòü â îáùåíèè, â îòíîøåíèÿõ ñ òîâàðèùàìè. Ðåáåíêà íå ïðèíèìàþò, íå óâàæàþò, ó íåãî íåò äðóçåé, îí íå ìîæåò çàíÿòü óäîâëåòâîðÿþùèé åãî ñòàòóñ ñðåäè ñâåðñòíèêîâ. Ðàñòåò âíóòðåííèé äèñêîìôîðò, åìó ïëîõî. Îí íå ìîæåò ïîíÿòü, ïî÷åìó ó âñåõ ïîëó÷àåòñÿ , à ó íåãî íåò. Ñòàðàåòñÿ, íî ýòî íå ïðèíîñèò óñïåõà.

Ýòî òðóäíîñòü â ðåáåíêå è äëÿ ðåáåíêà. Îíà ïîêà ñêðûòà îò îêðóæàþùèõ. Ëèøü ðîäèòåëè ÷óâñòâóþò íåëàäíîå, ó÷èòåëÿ êàçåííî ñîâåòóþò “ íàäî áîëüøå çàíèìàòüñÿ”. Êàê ïîìî÷ü ðåáåíêó?

Ðåáåíîê íóæäàåòñÿ â ïåäàãîãè÷åñêîé ïîääåðæêå. Åìó íóæíî è ìîæíî ïîìî÷ü, ÷óòü-÷óòü “ïîäòîëêíóòü”, ÷óòü-÷óòü äîðàçâèòü. Îí ñ óäîâîëüñòâèåì îòêëèêàåòñÿ íà âàøó ïîìîùü. Ðàñöâåòàåò îò ïîõâàëû è îäîáðåíèÿ, óäåñÿòåðÿåò àêòèâíîñòü è ýíåðãèþ. Ãëàâíîå äëÿ ïåäàãîãà íå äàòü åìó ïîòåðÿòü âåðó â ñåáÿ. Óñïåõ çàâèñèò, êîíå÷íî, îò ãóìàíèçìà, ìàñòåðñòâà ïåäàãîãà, îáðàçîâàííîñòè è ÷óòêîñòè ðîäèòåëåé. Ñàì ñåáå ó÷åíèê íà÷àëüíûõ êëàññîâ ïîìî÷ü íå ìîæåò: îí áû ðàä, íî ó íåãî íå ïîëó÷àåòñÿ.

Íåò ÿâëåíèÿ áîëåå íåïîñòèæèìîãî, ÷åì ÷åëîâå÷åñêîå ïîâåäåíèå. “Íåò ðàáîòû áîëåå èçíóðèòåëüíîé äëÿ ñåðäöà, ÷åì ðàáîòà ïåäàãîãà” (Â. À. Ñóõîìëèíñêèé). ×òî ãîâîðèòü, íàñêîëüêî òðóäíî â ñåãîäíÿøíèõ óñëîâèÿõ ñäåëàòü òàê, ÷òîáû äëÿ ó÷åíèêîâ ñòàëà ïðèâëåêàòåëüíîé ìîäåëü ïîâåäåíèÿ, â îñíîâå êîòîðîé ëåæàò äîáðîòà, âåëèêîäóøèå, áëàãîðîäñòâî, íå ïðèíîñÿùèå áûñòðîãî ïðèçíàíèÿ èëè äåíåã.

Ãëàâíîå â âîñïèòàíèå ýòî ïåäàãîãè÷åñêàÿ èíòóèöèÿ, íðàâñòâåííîå ÷óâñòâî è ãîðÿ÷åå æåëàíèå ïîìî÷ü ðåáåíêó â åãî ñàìûé äðàìàòè÷åñêèé ïåðèîä æèçíè, çíàÿ åãî êîíêðåòíûå ïðîáëåìû. Òîò, êòî ñ÷èòàåò ïîðó ñâîåãî äåòñòâà ðîçîâîé è áåçìÿòåæíîé, èëè î÷åíü ñòàð, èëè ïðîñòî ãëóï.

Íî, ìîæåò áûòü, ñàìîå ãëàâíîå – ñîáñòâåííî ÷åëîâå÷åñêèé ïðèìåð. Êîãäà ó÷åíèê âèäèò óìíîãî, îïòèìèñòè÷åñêîãî, óñïåøíîãî, óâàæàåìîãî äåòüìè è êîëëåãàìè íàñòàâíèêà, ÷åñòíûé îáðàç æèçíè, ñòèëü è íåîáûêíîâåííóþ ìàíåðó îäåâàòüñÿ, âåñòè ñåáÿ, òî … Òàê ó÷èòåëü ïåðåäàåò âîñïèòàííèêàì ñàìîãî ñåáÿ! Áåçóñëîâíî, ñåãîäíÿ ( à ìîæåò áûòü, âñåãäà) âîñïèòûâàåò òîëüêî òîò ïåäàãîã, êîìó âîñïèòàííèêè îñîçíàííî èëè íåîñîçíàííî ñòðåìÿòñÿ ïîäðàæàòü, ìàíåðó ïîâåäåíèÿ êîòîðîãî õîòÿò ñäåëàòü ñâîåé.

Ëèòåðàòóðà

  1. Áàéáàðîäîâà Ë. Â. Âçàèìîäåéñòâèå ïåäàãîãîâ è ó÷àùèõñÿ â øêîëüíîì êîëëåêòèâå. ßðîñëàâëü :ßÃÏÓ, 1991.
  2. Áàéáîðîäîâà Ë. Â. , Ðîæêîâ Ì. È. Âîñïèòàòåëüíûé ïðîöåññ â ñîâðåìåííîé øêîëå. ßðîñëàâëü:ßÃÏÓ, 1997
  3. Áåñïàëüêî Â. Ï. Ñëàãàåìûå ïåäàãîãè÷åñêèå òåõíîëîãèè. Ì. . :Ïåäàãîãèêà, 1989.
  4. Ãðåáåíþê Î. Ñ. Ïåäàãîãèêà èíäèâèäóàëüíîñòè. Êàëèíèíãðàä, 1995.
  5. Êîð÷àê ß. Êàê ëþáèòü ðåáåíêà. Ì. , 1990.
  6. Ïåòðîâñêèé À. Â. Ïñèõîëîãèÿ î êàæäîì èç íàñ. Ì. , Ðîññèéñêèé îòêðûòûé óíèâåðñèòåò, 1992.
  7. Öóêåðìàí Ã. À. Âèäû îáùåíèÿ â îáó÷åíèè. Òîìñê, 1993.
  8. Ôðàíêë Â. ×åëîâåê â ïîèñêàõ ñìûñëà. Ì. , Ïðîãðåññ, 1990.

Источник

Движущие силы психического развития ребенка – это побудительные источники развития, которые заключаются в противоречиях, борьбе между отживающими формами психики и новыми; между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, уже не устраивающими его. Эти внутренние противоречия являются движущими силами психического развития. На каждом возрастном этапе они своеобразны, но существует главное общее противоречие – между нарастающими потребностями и недостаточными возможностями их реализации. Данные противоречия разрешаются в процессе деятельности ребенка, в процессе усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, освоения новых способов деятельности. В результате этого возникают новые потребности, более высокого уровня. Таким образом, одни противоречия сменяются другими и постоянно способствуют расширению границ возможностей ребенка, ведут к «открытию» им все новых и новых областей жизни, установлению все более разнообразных и широких связей с миром, преобразованию форм действенного и познавательного отражения действительности.

Психическое развитие происходит под влиянием большого количества факторов, которые направляют его ход и формируют динамику и конечный результат. Факторы психического развития можно разделить на биологические и социальные. К биологическим факторам относят наследственность, особенности внутриутробного развития, натального периода (родов) и последующее биологическое созревание всех органов и систем организма. Наследственность – свойство организмов обеспечивать органическую и функциональную преемственность в ряду поколений, обусловленную оплодотворением, половыми клетками и делением клеток. У человека функциональная преемственность между поколениями обусловливается не только наследственностью, но и передачей общественно выработанного опыта от одного поколения к другому. Это так называемая «сигнальная наследственность». Носителями генетической информации, определяющей наследственные свойства организма, являются хромосомы. Хромосомы – особые структуры ядра клетки, содержащие молекулу ДНК, связанную с белками-гистонами и не гистонами. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура определенного полипептида (белка). Совокупность всех наследственных факторов организма называют генотипом. Результатом взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды, в которой развивается индивид, является фенотип – совокупность внешних и внутренних структур и функций человека.

Под нормой реакции генотипа понимается выраженность фенотипических проявлений конкретного генотипа в зависимости от изменений условий среды. Можно выделить диапазон реакций данного генотипа до максимальных фенотипических значений в зависимости от среды, в которой индивид развивается. Разные генотипы в одной и той же среде могут иметь разные фенотипы. Обычно при описании диапазона реакций генотипа на изменение среды описывают ситуации, когда имеется типичная среда, обогащенная среда или обедненная среда в смысле разнообразия стимулов, влияющих на формирование фенотипа. Понятие диапазона реакций также предполагает сохранение рангов фенотипических значений генотипов в разных средах. Фенотипические различия между разными генотипами становятся более выраженными, если среда оказывается благоприятной для проявления соответствующего признака.

Практический пример

Если ребенок имеет генотип, который определяет математические способности, то у него будет проявляться высокий уровень способностей как в неблагоприятной, гак и в благоприятной среде. Но в благоприятной среде уровень математических способностей будет выше. В случае другого генотипа, который обусловливает низкий уровень математических способностей, изменение окружающей среды не приведет к значительным изменениям в показателях математических достижений.

Социальные факторы психического развития являются компонентом средовых факторов онтогенеза (влияние окружающей среды на развитие психики). Среда понимается как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Средовое влияние является существенной детерминантой психического развития ребенка. Окружающую среду принято делить на природную и социальную (рис. 1.1).

Природная среда – комплекс климатических и географических условий существования – влияет на развитие ребенка опосредованно. Опосредующими звеньями являются традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, что во многом определяет особенности системы воспитания и обучения детей.

Социальная среда объединяет различные формы влияния общества. Она оказывает непосредственное воздействие на психическое развитие ребенка. В социальной среде выделяют макроуровень (макросреду) и микроуровень (микросреду). Макросреда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, уровень развития науки и искусства, преобладающая идеология, религиозные течения, средства массовой информации и др. Специфика психического развития в системе «человек – общество» заключается в том, что оно происходит путем включения ребенка в различные формы и виды общения, познания и деятельности и опосредуется общественным опытом и уровнем созданной человечеством культуры.

Средовые факторы психического развития ребенка

Рис. 1.1. Средовые факторы психического развития ребенка

Влияние макросоциума на психику ребенка обусловлено в первую очередь тем, что программа психического развития создается самим обществом и реализуется через системы обучения и воспитания в соответствующих социальных институтах.

Микросреда – это ближайшее социальное окружение ребенка (родители, родственники, соседи, педагоги, друзья и др.). Влияние микросреды на психическое развитие ребенка особенно значимо, в первую очередь на ранних этапах онтогенеза. Именно родительское воспитание играет решающую роль в формировании целостной личности ребенка. Оно определяет многое: особенности общения ребенка с окружающими, самооценку, результаты деятельности, творческий потенциал ребенка и др. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка закладывает основы целостной личности. С возрастом социальное окружение ребенка постепенно расширяется. Вне социального окружения ребенок не может полноценно развиваться.

Существенным фактором развития психики ребенка является его собственная активность, включение в различные виды деятельности: общение, игру, учение, труд. Общение и различные коммуникативные структуры способствуют формированию различных новообразований в психике ребенка и по своей природе являются субъектно-объектными отношениями, стимулирующими развитие активных форм психики и поведения. С самых ранних периодов онтогенеза и на протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития имеют межличностные отношения. Прежде всего в процессе обучения и воспитания через прямое и опосредованное общение со взрослыми осуществляется передача опыта предшествующих поколений, формируются социальные формы психики (речь, произвольные виды памяти, внимания, мышления, восприятия, свойства личности и др.), создаются условия для ускоренного развития в зоне ближайшего развития.

Важнейшими детерминантами развития психики являются также игровая и трудовая деятельность человека. Игра – деятельность в условных ситуациях, в которой воспроизводятся исторически сложившиеся типичные способы действия и взаимодействия людей. Включение ребенка в игровую деятельность способствует его когнитивному, личностному и нравственному развитию, овладению общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Особое значение имеет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок берет на себя роли взрослых и выполняет определенные действия с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей посредством сюжетно-ролевых игр способствует интенсивной социализации личности, развитию ее самосознания, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер.

Трудовая деятельностьпроцесс активного изменения природного мира, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения человеческих потребностей и создания различных благ. Развитие человеческой личности неотделимо от трудовой практики. Преобразующее влияние трудовой деятельности на психическое развитие носит универсальный, многообразный характер и относится ко всем сферам человеческой психики. Изменения показателей различных психических функций выступают в качестве определенного результата трудовой деятельности.

Основные факторы психического развития человека имеют некоторые особенности, обусловленные требованиями общества (рис. 1.2).

Основные характеристики факторов психического развития ребенка

Рис. 1.2. Основные характеристики факторов психического развития ребенка

Первая особенность связана с образовательной программой определенного социума, которая ориентирована на формирование всесторонне развитой личности как субъекта общественно полезной трудовой деятельности. Другая особенность заключается в множественном эффекте факторов развития. В наибольшей степени он характерен для основных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), что значительно ускоряет психическое развитие. Третья особенность заключается в вероятностном характере действия различных факторов на психическое развитие по причине того, что их влияние носит множественный и разнонаправленный характер. Следующая особенность проявляется в том, что по мере формирования регулятивных механизмов психики в результате воспитания и самовоспитания в качестве факторов развития начинают выступать субъективные детерминанты (целеустремленность, стремление к реализации поставленных жизненных целей и др.). И наконец, еще одна особенность факторов психического развития проявляется в их динамичности. Для того чтобы оказывать развивающее воздействие, сами факторы должны изменяться, опережая достигнутый уровень психического развития. Это, в частности, выражено в смене ведущей деятельности.

Относительно связи между всеми факторами психического развития ребенка следует сказать, что в истории зарубежной психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое» (рис. 1.3).

Теории проблемы соотношения биологических и социальных факторов развития ребенка в зарубежной психологии

Рис. 1.3. Теории проблемы соотношения биологических и социальных факторов развития ребенка в зарубежной психологии

Психическое развитие зарубежными исследователями трактовалось как:

  • • полностью спонтанный процесс, который не зависит ни от биологического, ни от социального факторов, а детерминируется своими внутренними законами (концепции спонтанного психического развития);
  • • процесс, обусловленный только биологическими факторами (биологизаторские концепции), или только социальными условиями (социологизаторские концепции);
  • • результат параллельного действия или взаимодействия биологических и социальных детерминант на психику человека и т.п.

Вместе с тем очевидно, что ребенок рождается как биологическое существо. Его организм является человеческим организмом, а его головной мозг – человеческим мозгом. При этом ребенок рождается биологически, а тем более психологически и социально незрелым. Развитие организма ребенка с самого начала осуществляется в социальных условиях, что неизбежно накладывает на него отпечаток.

В отечественной психологии решением вопроса о соотношении влияния на психику человека врожденных и социальных факторов занимались Л. С. Выготский, Д . Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов и др. (рис. 1.4).

Объяснения детерминации психического развития человека в отечественной психологии

Рис. 1.4. Объяснения детерминации психического развития человека в отечественной психологии

Современные представления о соотношении биологического и социального в ребенке, принятые в отечественной психологии, преимущественно основываются на положениях Л. С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в становлении его развития. Наследственность присутствует в становлении всех психических функций ребенка, но отличается разным удельным весом. Элементарные психические функции (ощущение и восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие психические функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние биологических факторов. В то же время на психическое развитие всегда оказывает влияние окружающая среда. Никогда никакой признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственным. Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес биологических детерминант то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака является различной на разных возрастных этапах.

Таким образом, психическое развитие ребенка во всем его многообразии и сложности является результатом совокупного действия наследственности и различных факторов окружающей среды, среди которых особое значение имеют социальные факторы и те виды деятельности, в которых он выступает субъектом общения, познания и труда. Включение ребенка в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного развития личности. Единство биологических и социальных факторов развития является дифференцированным и изменяется в процессе онтогенеза. Для каждого возрастного этапа развития характерно особое сочетание биологических и социальных факторов и их динамика. Соотношение социального и биологического в структуре психики многомерно, многоуровнево, динамично и определяется конкретными условиями психического развития ребенка.

Источник