Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии thumbnail

Коррекционная
работа с детьми и их родителями
осуществляется в виде психологического
сопровождения семей, воспитывающих
детей (подростков, молодых лиц) с
отклонениями в развитии.

Семьи,
в которых воспитываются дети с отклонениями
в развитии, живут под грузом многочисленных
проблем. Это осложняет внутрисемейную
атмосферу, а порой накаляет ее до предела.
Не каждый родитель оказывается способен
принять недуг ребенка и адекватно
реагировать на его проблемы, которые
постоянно возникают в процессе жизни.

      Адекватное
восприятие проблем, связанных с воспитанием
в семье ребенка с отклонениями
в развитии, достигается не сразу и
не всеми родителями. Известно, что
пролонгированная психотравмирующая
ситуация оказывает психогенное,
фрустрирующее воздействие на психику
родителей проблемных детей и
опосредствованно негативно влияет на
их отношение к ребенку. Одни родители
переносят воздействие стресса очень
тяжело, и трагичность ситуации ломает
их судьбы. Другие находят в себе силы
противостоять возникшим трудностям,
умеют самореализоваться и достигают
максимальных успехов в социализации
ребенка. Таким образом, оказывается,
что при сходных вариантах фрустрационной
нагрузки реактивные способности и
адаптационные возможности у разных
родителей проявляются различно. Родители,
испытывающие трудности во взаимодействии
с проблемными детьми, нуждаются
в оказании им специальной психологической
помощи. Именно эти факты и объясняют
острейшую необходимость организации
и проведения психокоррекционных
мероприятий с семьями, воспитывающими
детей с отклонениями в развитии.

Принципы
коррекционной работы с детьми и их
родителями

      Основополагающими
принципами коррекционной работы с детьми
и их родителями являются
следующие.
      Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии Принцип
единства диагностики и коррекции
развития.
 Коррекционно-педагогический
процесс требует постоянного контроля
за динамикой развития ребенка и
эффективностью выполнения коррекционных
программ.
      Преодоление
выявленного нарушения зависит от
правильности и точности его
установления.
      Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии Принцип
гуманистической направленности
психологической помощи
.
Этот принцип основан на признании
самоценности личности ребенка
с отклонениями в развитии и создании
условий для его гармоничного
развития.
      Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии Принцип
интегративного использования
психолого-педагогических и
психотерапевтических методов и приемов
.
Комплексный системный подход в применении
разнообразных средств, методов и приемов
психокоррекционного воздействия
позволяет учитывать особенности
различных нарушений развития и успешно
осуществлять их коррекцию.
      Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии Принцип
гармонизации внутрисемейной атмосферы
.
Этот принцип ориентирует психокоррекционную
работу на разрешение личностных и
межличностных конфликтов между членами
семьи.
      Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии Принцип
оказания личностно-ориентированной
помощи
.
С использованием этого принципа
осуществляется психологическая коррекция
личностных девиаций у ребенка
с отклонениями в развитии, членов
его семьи и лиц, осуществляющих с ним
непосредственное взаимодействие.
      Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии Принцип
формирования положительного отношения
к ребенку с отклонениями в развитии
.
Этот принцип предполагает формирование
положительных ценностных ориентаций
и установок у родителей ребенка, принятие
его нарушений членами семьи и лицами
социального окружения.
      Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии Принцип
оптимизации воспитательных приемов,
используемых родителями во взаимоотношениях
с ребенком с отклонениями в развитии
.
С помощью реализации этого принципа
повышается педагогическая грамотность,
психологическая компетентность и общая
культура родителей. Повышение культурного
уровня родителей — фактор, обеспечивающий
укрепление адаптационных механизмов
семьи.
      Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии Принцип
единства воспитательного воздействия
семьи, образовательных учреждений и
специалистов психолого-педагогической
службы
.
Успех коррекционной работы с ребенком
возможен только при условии тесного
взаимодействия между семьей, специальным
(коррекционным) образовательным
учреждением и специалистами службы
психологической помощи семье.

      Психолого-педагогическая
коррекция

      В
психокоррекционной работе с семьями
выделяется два направления:
психолого-педагогическое и
психокоррекционное.
      Осуществляя психолого-педагогическую
коррекцию (I)
,
психолог организует занятия с больным
ребенком и его родителем (чаще матерью).
Здесь перед специалистом ставятся
следующие цели:

  • создание
    оптимальных условий для гармоничного
    развития ребенка с отклонениями
    в развитии в семье;

  • переструктурирование
    иерархии жизненных ценностей родителей
    ребенка с отклонениями в развитии,
    оптимизация их самосознания;

  • гармонизация
    психологического климата в семье;

  • коррекция
    межличностных взаимоотношений в семье
    (детско-родительских, супружеских,
    родительско-детских, сиблинговых);

  • формирование
    психолого-педагогических знаний и
    умений, повышение воспитательской
    компетентности родителей (лиц, их
    замещающих).

      Ориентируясь
на эти цели, психолог решает следующие задачи:

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

обучение
родителя (матери) специальным
коррекционным и методическим приемам,
необходимым для проведения занятий
с проблемным ребенком в домашних
условиях;

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

обучение
родителя (матери) специальным
воспитательным приемам, необходимым
для коррекции личности ребенка
с отклонениями в развитии;

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

коррекция
понимания родителем проблем его
ребенка, а именно: исключение
гиперболизации, минимизации или
отрицания наличия проблем у ребенка;

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

коррекция
внутреннего психологического состояния
родителя: состояние неуспеха, связанное
с недостаточностью ребенка, должно
постепенно перейти в понимание
возможностей ребенка, в радостъ
его «маленьких» успехов;

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

коррекция
неконструктивных форм поведения
родителя (агрессии, подавления
негативных желаний, эскапизма,
примитивизации поведения и др.), их
замена на продуктивные формы
взаимоотношений в социуме;

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

осуществление
личностного роста родителя в процессе
взаимодействия со своим ребенком,
в процессе его обучения и воспитания
с помощью психолога; переход родителя
с позиции переживания за своего
ребенка из-за его недуга в позицию
творческого поиска реализации
возможностей ребенка;

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

повышение
личностной самооценки родителя в связи
с возможностью увидеть результаты
своего титанического труда в успехах
ребенка;

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

трансформация
образовательно-воспитательного
процесса, реализуемого родителем по
отношению к ребенку, в психокоррекционный
процесс по отношению к себе самому;
созидательная деятельность родителя,
направленная на его ребенка, помогает
ему самому, излечивая от негативного
воздействия психотравмирующей
ситуации.

      1) демонстрация
родителю (матери) больного ребенка
приемов работы с ним;
      2) конспектирование
род ителем (матерью) занятий, проводимых
психологом;
      3) выполнение
домашних заданий со своим
ребенком;
      4) чтение
родителем (матерью) специальной
литературы, рекомендованной
психологом;
      5) реализация
родителем (матерью) творческих замыслов
в работе с ребенком.

Читайте также:  Разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка

      Психокоррекционное
направление (II)
 реализуется
в виде индивидуальной и групповой
психокоррекции.

      Задачами этого
направления являются:

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

формирование
новых жизненных ориентиров родителя
ребенка с отклонениями в развитии;

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

коррекция
взаимоотношений в диаде родитель —
ребенок с отклонениями в развитии;

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

коррекция
личностных нарушений у родителей
больных детей;

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

коррекция
нарушенного психологического состояния
родителей больных детей (тревоги,
ожидания перманентного неуспеха
в учебе своего ребенка, состояний,
связанных с пониманием себя как
несостоявшегося человека);

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

коррекция
неадекватных поведенческих реакций
родителей как в отношении своих
больных детей (наказание за любую
провинность, окрик, подавление личности
ребенка), так и в отношениях с социумом
(скандальное поведение, неадекватные
поведенческие реакции, агрессивное
поведение, реакции протеста);

Психокоррекционная работа с семьей ребенка с нарушениями в развитии

гармонизация
интерперсональных отношений между
диадой, представленной матерью
с больным ребенком, и членами семьи;
членами семьи и посторонними лицами.

      Следует
констатировать, что отсутствие комплексной
системы государственной психологической
помощи семьям, воспитывающим детей
с отклонениями в развитии, не
позволяет многим из них реализовать
свои важнейшие жизненные потребности,
одной из которых является потребность
в обеспечении здоровья и будущего
своего ребенка. Психологическая
травматизация родителей больных детей
с течением времени инвалидизирует
их личность; таким образом вместо одного
инвалида в социуме продуцируется
два или большее число травмированных
лиц, что в итоге, несомненно, ведет к
снижению стабильности в обществе и
государстве. Это и объясняет потребность
создания государственной системы
психологической помощи таким семьям.

Левченко
И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь
семье

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В психокоррекционной работе с семьями выделяется два направления: психолого-педагогическое и психокоррекционное.

Осуществляя психолого-педагогическую коррекцию, психолог организует занятия с ребенком с психофизическими нарушениями и его родителем (чаще матерью). На этом этапе, перед специалистом ставятся следующие цели:

— создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

— переструктурирование иерархии жизненных ценностей родителей ребенка с психофизическими нарушениями, оптимизация их самосознания;

-гармонизация психологического климата в семье;

— коррекция межличностных взаимоотношений в семье (детско-родительских, супружеских, родительско-детских, сиблинговых);

— формирование психолого-педагогических знаний и умений, повышение воспитательской компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Формы работы:

демонстрация родителям больного ребенка с психофизическими, приемов работы с ним;

конспектирование родителями занятий, проводимых психологом;

выполнение домашних заданий со своим ребенком;

чтение родителями специальной литературы, рекомендованной психологом;

реализация родителями творческих замыслов в работе с ребенком;

Психокоррекция:

В процессе проведения коррекционных занятий самосознание родителей детей с психофизическими нарушениями оптимизируется. Этот процесс направлен не столько на раскрытие ими психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными нарушениями развития может быть неизлечим), сколько на переориентировку родителей с общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у них сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности. Происходит формирование новых жизненных ориентиров у родителей относительно ребенка с психофизическими нарушениями.

68.Нарушенные взаимоотношения реб-ка и взрослого как первоисточник соц дезадаптации. Именно ощущение ребенком себя как любимого, чувство защищенности и полного принятия явл фундаментом развития здоровой психики. Важно значение первоначального отношения матери к ребенку, с возрастом эмоц опыт реб расширяется, да и отношение самой матери может меняться как по форме проявления, так и по сути.

Известно, что стиль воспитания детей в семье определяется не только любовью матери к ним, но и, в значительной мере, культурными традициями, требованиями общества, установками отца и матери в отношении меры строгости к детям. В соответствии с отечественной культурой, воспитание строится в рамках парадигмы – поощрение – наказание. За хорошие (с точки зрения воспитателя) поступки ребенка хвалят, выполняют его желания; если же действия ребенка противоречат представлениям воспитателя о хорошем поведении, они оцениваются как плохие.

Обычно негативная оценка взрослых вызывает у ребенка отрицательные эмоциональные переживания, что побуждает его к пересмотру своих действий, к коррекции поступков в том направлении, которое задано требованиями воспитателей либо предписано социальными нормами. Не находя альтернативы негативной оценке, в случае возникновения у воспитанника трудностей (и тем более отклонений) в процессе овладения социальными нормами, взрослые начинают злоупотреблять этим методом. Более того, отрицательная оценка воспитателем поступков ребенка зачастую распространяется на личность воспитанника в целом, обусловливая таким образом фрустрацию сразу двух жизненно важных социальных потребностей: потребность в положительной оценке окружающих и потребность в самоуважении, удовлетворяющей самооценке.

Таким образом, постоянная негативная оценка поведения ребенка (особенно его личности в целом) является для него тяжелой психотравмирующей ситуацией.

Известно, что потребность в положительной оценке взрослых, в общении со сверстниками, стремление занять благоприятное положение в системе межличностных отношений коллектива класса являются базовыми, ведущими для подростка. Неудачные попытки их удовлетворения создают психотравмирующую ситуацию, которая при отсутствии психологической помощи переходит в ситуацию невозможности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей.

В раннем возрасте ребенок воспринимает отношение к нему взрослого как оценку своего поведения, оценку себя в целом. Ребенок не может еще понять, что плохое или равнодушное отношение взрослого может быть вызвано различными причинами, он воспринимает такое отношение как оценку своей личности. Постоянная невозможность удовлетворения потребности ребенка в положительной оценке со стороны взрослого вызывает тяжелое эмоциональное состояние неудовлетворенности, чувство эмоционального неблагополучия.

Читайте также:  Детская игра для развития ребенка 3 года

При отсутствии психолого-педагогической помощи снятие отрицательных переживаний происходит за счет искажения представлений ребенка о своем поведении. Он становится «непроницаем» для любых отрицательных (как справедливых, так и несправедливых) оценок взрослого.

Каждое столкновение с обидой, неправдой вновь и вновь уязвляет детское сердце, и ребенок видит зло даже там, где его нет. Иными словами, неудовлетворенность значимых для человека потребностей приводит к искаженному восприятию отношений к нему окружающих. Тогда ребенок все больше замыкается в себе, противопоставляя настоящему и кажущемуся злу то, что он способен противопоставить, – непослушание, строптивость, резкость и грубость, своеволие, желание делать все не так, как требуют взрослые, чтобы напомнить о себе, заявить’ людям о своем праве на внимание.

Источник

Организация разъяснительной, психокоррекционной и реабилитационной работы с родителями детей, имеющих нарушения развития.

Семья — домашний очаг, где его всегда любят и принимают таким, какой он есть. Человека как личность, в том числе и ребенка, не оценивают по его росту, цвету глаз, длине рук или ног. Ребенка, как и любого другого человека, следует оценивать по его человеческим качествам. Здесь для родителей открывается огромное поле деятельности: воспитать в ребенке ЧЕЛОВЕКА.

В связи с ростом в последние десятилетия числа аномальных детей особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.

Трудности, которые испытывают родители, имеющие больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение больного ребенка структурно деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи ребенка, имеющего нарушения развития. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

В последние годы наметилась тенден­ция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умст­венными возможностями. Этому способство­вал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами, определенная трансформа­ция массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в меди­цинском аспекте, динамичный рост числа цен­тров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Особое внимание уделяется социально­му обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. К началу 2004 года в системе органов социальной защи­ты населения РФ действовало 305 специализи­рованных реабилитационных центров и 680 от­делений реабилитации в качестве структурных подразделений в учреждениях социального об­служивания семьи. В рамках федеральной це­левой программы «Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центров реабилитации детей с огра­ниченными возможностями получили необхо­димое реабилитационное оборудование и авто­транспорт.

Но всё это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родите­лей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тес­ный эмоциональный контакт с матерью, начи­ная с первых дней жизни, её ласка и забота яв­ляются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок — инвалид должен чувствовать, что близкие люди его лю­бят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь.

Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок является постоян­ным стрессовым фактором, особенно для мате­ри. Эмоциональные перегрузки вызывают опре­делённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на ребёнке. Получается замкну­тый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызы­вает стресс у матери, а последствия стресса усу­губляют болезнь ребёнка.

Коррекция внутреннего психологического состояния матери и коррекция взаимоотношений между матерью и ребенком:

  • коррекция внутреннего психологического состояния матери;

  • формирование у матери установки на ценность существования ребенка и ценность духовного общения с ним;

  • оказани помощи личностному росту матери в процессе взаимодействия с ребенком, в процессе его обучения и воспитания;

  • содействие трансформации установки матери из позиции переживания в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

  • способствование повышению личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;

  • трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого матерью по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к ней.

Причины ошибок в семейном воспитании детейс отклонениями в развитии

1.   Обещание больше не любить.

Эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальш. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду все равно тебя любить, но твое поведение не одобряю»

2. Безразличие. 

Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям.

Читайте также:  Ребенок 1год 1месяц питание и развитие

3. Слишком много строгости. 

Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный принцип в воспитании. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости.

4. Детей не надо баловать

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. 

5. Навязанная роль

Дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными. 

6. Денежная. 

Любовь не купить за деньги. Родители не должны чувствовать угрызения совести, если не могут исполнить любое его желание. Счастливым ребенка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый. 

7. Наполеоновские планы. 

При заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать о его желаниях, оставляя время для личных дел.

Методы работы.

  • демонстрация матери ребенка с отклонениями в развитии методических приемов работы, направленных на коррекцию нарушений его развития, формирование навыков адекватного поведения, формирование гармоничной личности;

  • конспектирование матерью занятий, проводимых психологом;

  • самостоятельное проведение отдельных занятий или части занятия под контролем психолога;

  • выполнение домашних заданий со своим ребенком;

  • изготовление наглядных пособий для проведения занятий с ребенком;

  • чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.

Проблема психолгического консультирования различным группам граждан поднимается достаточно давно, но лишь недавно психологическая помощь родителям, воспитывающим детей инвалидов, стала настолько актуальной, что была выделена в отдельное направление. Практика свидетельствует о том, что в настоящее время возникла актуальная потребность, не только в констатации, но и в разработке и реализации специализированной реабилитационной помощи, оказываемой как ребенку, так и членам его семьи.

Принцип формирования гармоничной личности:

  • принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния;

  • принцип формирования у ребенка чувства привязанности, любви к близким, уважения к старшим; внимательного наблюдения за ребенком и оценки;

  • принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации;

  • принцип формирования родителями у ребенка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей;

  • принцип выбора приоритетов в развитии задатков и способностей ребенка с отклонениями в развитии;

  • принцип формирования навыков нормативного поведения;

Реакция родителей на дефект ребенка (интеллектуальный, физический, двигательный, речевой и др.) вызывает в них ответные действия защитных механизмов, которые в зависимости от степени выраженности стресса и конституционально заданных свойств, оказывают влияние на их личностные особенности. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются неспособными справиться самостоятельно с навалившимся на них грузом проблем. Что в очередной раз доказывает необходимость рассмотрения данной проблемы и поиск ее решений.

Но прежде чем приступать к консультированию необходимо:

А) Определить степень обоснованности жалоб роди­телей на поведение и развитие ребенка.

В) В том случае, если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифици­ровать дефект развития, его природу.

С) На основании решения первых двух задач сфор­мулировать дальнейшие диагностические цели.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы.

Практический опыт работы позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя для решения проблем развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество семьи и учителя становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Взаимодействие с родителями – одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего нарушения в развитии. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Формы работы с родителями:

– демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком;

– конспектирование родителями занятий, проводимых педагогом;

– выполнение домашних заданий со своим ребёнком;

– чтение родителями литературы, рекомендованной специалистом;

– реализация творческих замыслов родителей в работе с ребёнком.

Доверяйте родителям, создавайте условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу и не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны и последовательны».

Источник