Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка

Следуя традиционным представлениям о
психологических воздейст­виях в
контексте нормального онтогенетического
развития, «психо­коррекция»
рассматривается как совокупность
психологических средств и методов по
«созданию оптимальных возможностей и
усло­вий для полноценного и своевременного
психического развития». Это существенно
расширяет само понятие «коррекция» и
позволяет говорить о комплексе
психологических воздействий. В контексте
про­фессиональной деятельности
практического психолога данный комплекс
представлен психокоррекцией,
психопрофилактикой, психогигиеной и
психореабилитацией. Психопрофилактика
обес­печивает предотвращение
нервно-психических и психосоматичес­ких
заболеваний, психогигиена сохраняет и
укрепляет нервно-пси­хическое здоровье,
а психореабилитация восстанавливает
и ком­пенсирует нарушенные психические
функции и состояния, лич­ностный и
социальный статус.

Остановимся подробнее на двух из
перечисленных направлениях деятельности
практического психолога в условиях
детского дошколь­ного учреждения:
коррекции и профилактике отклонений и
наруше­ний в психическом развитии и
поведении детей. Первоначально сле­дует
сформулировать правила психокоррекционной
деятельности:

1. Психолог не должен осуществлять
специальные коррекционные воздействия
без твердой уверенности в причинах и
источниках отклонений в развитии
ребенка.

2. Пространство коррекционных воздействий
детского практи­ческого психолога
ограничено нормой и пограничными
состояния­ми развития ребенка при
отсутствии органических и функциональ­ных
нарушений.

3. Детский практический психологне
вправе определять инди­видуальный
ход психического развития ребенка путем
радикально­го коррекционного
вмешательства.

4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется
использование гипнотических и суггестивных
средств воздействия, а также мето­дов
психотерапии, неадаптированных к
дошкольному возрасту.

К вышеперечисленным правилам добавляются
требования про­фессиональной этики:
закрытость и адаптированность информа­ции,
процедурная конфиденциальность и
позиционность взаимоотношений.

Далее обратимся к предмету коррекционной
деятельности дет­ского практического
психолога, который характеризуется
«симпто­мами и причинами отклонений
в развитии» и поведении детей
(Д.Б.Эльконин).

В целом содержание психокоррекции в
условиях дошкольного учреждения
определяется: направлением психологических
воздей­ствий (дети, семья, педагогический
коллектив), контекстом откло­нений
(общие и парциальные характеристики
психического разви­тия и поведения),
а также коррекционной задачей. Так,
психокоррекционные воздействия могут
быть направлены на познаватель­ное,
личностно-эмоциональное, коммуникативное,
психомоторное развитие, поведенческие
реакции, возрастную компетентность,
произвольную регуляцию с задачами
адаптации к образовательному учреждению,
готовности к школе, стабилизации
эмоционально-лич­ностных состояний,
структурирования мышления, активизации
па­мяти, речи, регуляции психомоторных
функций. Следует сказать несколько слов
о трудностях в психокоррекционной
деятельности содержательного и
организационного характера. Прежде
всего это проблема направленного
психологического изменения, обусловлен­ная
фактом тесной взаимосвязи структурных
компонентов психики. Именно по этой
причине сложно точно дифференцировать
область психокоррекционных воздействий.

Предположим, у
ребенка старшего дошкольного возраста
трудности операционального мышления
(обобщение, классификация и т.д.). Решать
ли эту проблему в контексте мышления
либо более широком аспекте позна­вательного
развития? Что может служить «опорой» в
коррекции: структу­рирование мышления
либо познавательные способности ребенка?
Безус­ловно, ответ будет найден в
процессе анализа индивидуальных
характеристик психического развития
данного ребенка. Также будет определено
пространство для психокоррекционных
воздействий и психологические механизмы,
их опосредствующие. Но практик-психолог
часто сталкивается с этой трудностью
и должен быть готов к ее решению. Это
может быть еще одним доводом за единство
диагностико-коррекционной системы, ее
концептуальную целостность.

Далее мы остановимся на вопросе
адаптивной формы и средствах
психокоррекционных воздействий на
детей дошкольного возраста. Оптимальная
форма определяется возрастной спецификой,
а именно типом ведущей деятельности
ребенка-дошкольника. В условиях детского
сада это игра, а также игровые занятия
с использованием развивающих и обучающих
приемов. Что касается коррекционных
средств, то перечень их в работе с детьми
достаточно широк: изобразительно-графические,
музыкально-ритмические,
двигательно-экспрессивные,
предметно-манипуляционные,
вербально-коммуникативные. Следует
отметить также, что психокоррекция
детей от 3 до 7 лет осуществляется с
опорой на определенные психологичес­кие
механизмы: проективный, рефлексивный,
релаксационный, ре­гуляционный,
идентификационный и др. Это связано с
возможно­стью относительно легкой
активизации у детей дошкольного воз­раста
психологических механизмов данного
ряда. Таким образом, сочетание (чередование)
направленности коррегирующих средств
и приемов, опосредованных специфическим
психологическим ме­ханизмом, даст
возможность специалисту-практику
обоснованно выстроить психокоррекционную
систему, адекватную возрастным
особенностям контингента.

Определим особенности организации и
проведения психокор­рекции в условиях
дошкольного учреждения. Это аспекты
формиро­вания коррекционных групп и
построения коррекционных занятий.
Коррекционные группы формируются в
зависимости от результатов предварительного
диагностического обследования, в
процессе кото­рого происходит отбор
детей, нуждающихся в психокоррекции по
тем или иным показателям. Состав групп
(количественный и качест­венный)
соотносится с характером и степенью
нарушений в психи­ческом развитии
детей (психологическим диагнозом).

При построении коррекционных занятий
необходимо следо­вать принципу
сериационности, т.е. наличию нескольких
модифи­каций основного «базового»
занятия. Это позволит варьировать
за­дачи в зависимости от возраста,
состава коррекционных групп, индивидуальных
особенностей детей, а также типов
психических нарушений и отклонений.
Данный факт немаловажен для обеспече­ния
результативности психокоррекционной
работы.

Коррекционные занятия могут проводиться
в индивидуальной и групповой форме.
Индивидуальная форма обусловлена
специфичес­кой направленностью
психокоррекционных воздействий, а также
наличием трудностей межличностного
общения. Цикл занятий может быть закрытым
(определенное количество занятий и
фикси­рованная дата окончания) и
открытым (без определения количест­ва
встреч и даты окончания). Продолжительность
коррекционного цикла зависит от многих
факторов как организационного, так и
со­держательного характера.

Таким образом, психокоррекционная
система в условиях дошкольного учреждения
представляет собой дифференцированные
циклы игр, специальных и комбинированных
занятий, направлен­ных на стабилизацию
и структурирование психического развития
детей (см. Приложение 18).

Практическому психологу, работающему
с целью сохранения «психического
здоровья» детей, параллельно с
диагностико-коррекционным циклом
рекомендуется организовать
психопрофилакти­ческие мероприятия
с систематическим и целенаправленным
воз­действием. Профилактика психических
нарушений должна охватывать все
возрастные группы дошкольного учреждения
и осущест­вляться коллективными
усилиями педагогов и психолога в форме
совместной деятельности.

Мероприятия психопрофилактического
профиля на практике объединяются в
системы типа «Психогимнастика», состоящие
из нескольких блоков традиционной
направленности:

1. Двигательно-расслабляющая (релаксационная)деятельность.

2. Двигательно-организующая (регуляционная)
деятельность.

3. Имитационно-выразительная
(идентификационная) деятель­ность.

Каждый блок специфичен по содержанию
и средствам психо­профилактических
воздействий.

В настоящее время, в связи с высокой
психофизической ослабленностью и
социальной уязвимостью детей, наблюдается
тенденция снижения уровня их
психосоматического здоровья. В результате
этого актуальным становится психомышечное
саморасслабление (ауторелаксация),
направленное на снятие психоэмоционального
напряжения и тренировку психомоторных
функций, что чаще всего является
содержанием основного блока
психопрофилактических систем.
Расслабляющие упражнения рекомендуется
вводить в повседневную жизнь возрастных
групп дошкольного учреждения. Для снятия
психоэмоционального напряжения могут
быть использованы варианты психомышечной
тренировки, разработанные А.В. Алексеевым
и адаптированные для детей дошкольного
возраста М.И. Чистяковой [99]. Для оптимизации
обучения произвольному напряжению и
расслаблению мышц тела авторы рекомендуют
разделить их на пять групп: мышцы рук,
ног, туловища, шеи и лица. Внимание
ребенка привлекается к каждой группе
мышц в определенной последовательности.
«Психофизический покой, достигаемый в
результате психомышечной тренировки»,
восстанавливает психоэнергетический
тонус (стеничность), а также способствует
усвоению и закреплению информации о
предмете, данном в установке. Практический
материал данного блока состоит из
релаксационных комплексов на расслабление
всех мышц тела с фиксацией и без фиксации
на дыхании, а также из отдельных упражнений
на снятие напряжения в одной группе
мышц.

Комплексы релаксационных упражнений
могут бытьиспользованы в качестве
заключительной части физкультурного
занятия, динамического часа и т.д.
Отдельные расслабляющие упражнения с
фиксацией на дыхании можно включать в
комплексе с организующими упражнениями,
при обучении плаваниюв бассейне,
а также использовать в качестве подготовки
к дневному сну. Упражнения без фиксации
на дыхании могут служить практическим
материалов для расслабляющих пауз,
разделяющих один вид деятельности в
слу­чае однообразно выполняемых
действий либо два вида деятельности с
высокой познавательной и моторной
(двигательной) нагрузкой.

Содержанием следующего блока
психопрофилактических воз­действий
является психомоторная организация,
направленная на предупреждение
психомоторных расстройств (гиперактивность,
гипоактивность, двигательная
расторможенность, двигательный
автоматизм), а также оптимизацию
двигательной нагрузки в повсе­дневной
жизни детей. Практический материал
психомоторной ор­ганизации состоит
из подвижных игр. Все игры подчиняют
участ­ников определенным правилам,
что способствует активизации про­извольной
регуляции у детей старшего дошкольного
возраста. Кроме того, позитивное
воздействие подвижных игр отличается
высокой устойчивостью, что благоприятствует
удержанию психо­энергетического
тонуса (нормостеничности) ребенка.
Практичес­кий материал по двигательной
организации может выноситьсянапрогулки в качестве свободных игр и
упражнений, а также исполь­зоваться
на занятиях в качестве «пауз», разделяющих
различные виды деятельности.

Содержанием заключительного в рассмотрении
блока психопро­филактических
воздействий является самовыражение,
направленное на социально-личностную
компетенцию детей. Практический матери­ал
данного блока составлен из выразительных
этюдов и имитацион­ных игр для одного,
двух, нескольких детей и тренингов
смоделиро­ванных ситуаций. Ограниченное
число активно участвующих не ос­тавляет
остальных детей группы в бездействии.
Имитационные игры и смоделированные
ситуации могут быть использованы как
мини-представления для пассивно
участвующих (зрителей). Представление
может служить стимулом к беседе-обсуждению
поведенческих реак­ций, стиля
взаимоотношений со сверстниками, а
также своеобразной «загадкой-пантомимой».
«Актерский» и «зрительский» состав
необ­ходимо периодически менять с
целью поддержания игровой моти­вации.
При формировании «актерского» состава
рекомендуется учитывать индивидуальные
особенности детей, наличие потребнос­ти
демонстрации и навыков имитационно-выразительной
деятель­ности. В «актерской» группе
должен быть один «ведущий актер» с
перечисленными качествами. Некоторые
этюды и игры сопровож­даются музыкальным
сопровождением. При отсутствии заданного
музыкального произведения возможна
его замена (при условии со­хранения
характера и программного содержания
произведения).

На основе имитационно-выразительной
деятельностиможетбыть
организована совместная деятельность
воспитателя идетейпри
фронтальной, подгрупповой и индивидуальной
формах органи­зации. Воспитатель по
мере необходимости может вносить
измене­ния в программное содержание
или проведение игры (индивидуаль­ный
поступок ребенка, негативные проявления
в поведении детей, конфликты и т.д.). Игры
с музыкальным сопровождением легко
ло­жатся на структуру музыкальных
занятий, что положительно отра­жается
на их разнообразии.

Оптимальный режим психопрофилактических
мероприятий в условиях дошкольного
учреждения — ежедневное проведение с
че­редованием форм и видов
психопрофилактических воздействий в
зависимости от возрастной группы:

— двигательно-расслабляющая деятельность
(от 5 до 10 минут);

— двигательно-организующая деятельность
(от 5 до 10 минут);

—    имитационно-выразительная
деятельность (от 10 до 30 минут).

Высокие результаты по психофизическому
оздоровлению детей достигаются при
совмещении психопрофилактических
мероприя­тий с функционированием
бассейнов, саун, фитобаров, аэрофито-салонов
в форме комплексных процедур (см.
Приложение 19).

Таким образом, в результате систематической
коррекционно-профилактической
деятельности практического психолога
в усло­виях дошкольного учреждения
становится возможным скорректи­ровать
и предупредить отклонения в психике
детей, тем самым обеспечив их полноценное
и своевременное развитие.

Источник

Психокоррекционное (диагностико-развивающее) направление работы психолога – одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки психолога-практика.
В работе детского психолога психокоррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.

Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая – патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других отклонений, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами.

Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Чтобы ответить на эти вопросы, психолог должен определить норму психического развития. Выделяют три уровня анализа этой категории.

1. Нейропсихологический уровень: психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления. Такой вывод ему помогут сделать знания о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражений мозга.

2. Общепсихологический анализ содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики.

3. Возрастно-психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.

Когда определены нормы анализируемого явления, психолог может решать вопросы коррекции. Например, ребенок имеет плохую память. Как ее улучшить? Можно это сделать, ориентируясь на норму (тогда коррекция будет опираться на общие психологические закономерности и универсальные техники), или выбрать путь, ориентированный на индивидуальные возможности ребенка, используя индивидуализированные программы коррекции.

В зарубежной психологии подходы к проблеме коррекции психического развития ребенка можно условно разделить на две большие группы: психодинамическую и поведенческую. Критерием для такого деления является ориентация на ту или иную парадигму определения предмета психологии – сознание или поведение. Специфика определения предмета психологии влияет на формулирование целей, определение стратегии, тактики и методов коррекционной работы.

В рамках психодинамического подхода выделяются игротерапия, арттерапия, а также детский психоанализ (А. Фрейд).

Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).

В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход, в рамках которого коррекция рассматривается как организация специального обучения деятельности, когда ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активности. Психологическим механизмом психокоррекции является интериоризация (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин). Интериоризация – формирование внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. В рамках этого направления была разработана методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.

Стратегия осуществления психокоррекции (выбор целей и направленности) определяется тремя основными принципами:

1) принципом нормативности развития;

2) принципом “сверху вниз”;

3) принципом системности развития психической деятельности.

Тактика коррекционной работы (выбор средств и способов достижения поставленных целей) вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.

Принцип нормативности развития постулирует существование некоторой “возрастной нормы” развития, своеобразного эталона возраста.

Принцип “сверху вниз” требует поставить в центр внимания психолога “завтрашний день развития” ребенка, а в качестве основного содержания коррекционной работы считать создание зоны ближайшего развития личности. Исходя из этого коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста; носить опережающий, предвосхищающий характер.

Принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе.

Деятельностный принцип коррекции задает направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка и формирование обобщенных способов его ориентировки в различных отношениях. Такое формирование должно осуществляться путем организации деятельности ребенка, предполагающей, в свою очередь, целенаправленное изменение социальной ситуации его развития.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Виды психокоррекции. Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по разным параметрам.

1. По характеру направленности:

симптоматическая (коррекция симптомов) – предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;

каузальная – направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен во времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симтоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию может быть коррекция:

познавательной сферы;

личности;

аффективно-волевой сферы;

поведенческих аспектов;

межличностных отношений;

детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом:

индивидуальная;

групповая:

а) в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

б) в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

в) смешанная форма (индивидуально-групповая).

4. По наличию программ:

программированная;

импровизированная.

Общая коррекциямероприятия, нормализующие микросреду клиента, нормализующие психофизические и эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, что может способствовать гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Частная коррекция – специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, включающие в себя набор психолого-педагогических воздействий, коррекционные приемы и методы, основанные на ведущих для определенного возраста формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в затруднении адаптации (застенчивость, агрессивность, конфликтность, неумение четко излагать свои мысли, аутизм, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, и т.д.). Специальная психокоррекция призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоничное развитие, социализацию личности.

Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками. Игровая коррекция поведения – форма коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, основанная на деятельностном подходе и использующая детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, нарушениях общения у детей.

Игровая терапия – динамическая система отношений психолога с ребенком, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение опасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное “Я” – чувства, мысли, переживания, поступки.

Выделяют две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли психолога в игре: направленную и ненаправленную.

Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их “проигрывания” в направлении социально приемлемых стандартов и норм.

Ненаправленная (недирективная) игротерапия ориентирована на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющую одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – взрослый.

В игровой комнате используются три основные группы игрушек: игрушки из реальной жизни; игрушки, помогающие отреагировать агрессию, и игрушки для творческого самовыражения детей.

Арттерапия – специализированная форма психотерапии, основанная на творческой деятельности, основная цель которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство.

Поведенческая терапия – модификация поведения как научение новым адаптивным формам поведения либо как угасание, торможение имеющихся у ребенка дезадаптивных форм.

Группы личностного роста – тренинг, ориентированный на психологические задачи самоопределения подростков. Группы личностного роста дают возможность апробировать и частично реализовать шесть основных потребностей этого возраста: в активности, безопасности, эмансипации, привязанности, успехе, самореализации и развитии собственного “Я”.

Дата добавления: 2015-04-30; просмотров: 3615; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9317 — | 7382 — или читать все…

Читайте также:

Источник