Психофизическое здоровье ребенка как условие нормального развития его речи

Психофизическое здоровье ребенка как условие нормального развития его речи thumbnail

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ
Тема: «Психофизическое развитие ребенка»

Подготовила: врач-интерн

Бутенко О.В.

2002 г.

Ростов – на – Дону

ПАРАМЕТРЫ НОРМАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Двигательные навыки

О.Н.Козак: Сам не может изменить положение своего тела. Не может удерживать голову в

вертикальном положении. Лежа на животе, голову не поднимает.

П.Лич: Как ни положи голого младенца, он свернется клубком, причем тело в пространстве займет положение в зависимости от того, как лежит голова. Движения будут очень ограниченными, пока он не наберет немного веса и пока не научится несколько управлять шейной мускулатурой. Может немного приподнимать голову и чуть-чуть поворачивать ее.

З.Матейчек: В течение первого месяца большинство детей лежат в особой позе на боку, с сильно напряженной одной рукой и сжатой другой – «тонический шейный рефлекс» — похож на основную стойку при фехтовании. Если мы головку ребенка повернем на другую сторону, прежде напряженная рука сожмется, а сжатая станет напряженной. Свободные движения почти всегда отрывисты и конвульсивны. Возьмем ребенка под мышки и слегка приподнимем над простынкой, потом постепенно опустим. Мы увидим, как только он коснулся простынки, сразу же уперся в ее ножками, и в таком положении, как правило, он удерживает весь свой вес. И что еще интереснее – начинает «ходить» – рефлекс хождения.

Движения рук и помощь самому себе

Л.С.Выготский: Если вложить в руки новорожденного палец или другой продолговатый предмет, новорожденный так цепко обхватывает его, что ребенка можно поднять на воздух и подержать в висячем положении около минуты.

П.Лич: Если вложить в руку ребенку свой палец или погремушку, он будет держать достаточно крепко. Если вы попытаетесь убрать палец или отнять погремушку, кулачок сожмется еще сильнее. Уровень врожденных рефлексов.

З.Матейчек: Ручки сжаты в кулачки.

Зрительное восприятие

О.Н.Козак: Если с ним заниматься, то уже на десятый день жизни может следить взглядом за передвигающимся предметом.

П.Лич: Есть свет и есть тьма, предметы, которые можно видеть, которые оказываются в фокусе его зрения и тут же расплываются. Существует врожденный механизм, заставляющий их разглядывать лица, а также предметы сложной формы или со сложным узором. Ребенок будет внимательно изучать любое лицо, любой предмет или даже рисунок, на котором изображено лицо.

Он не различает предметы вдали и мало что видит, если только не взять его на руги и не оказать ему что-либо специально, поднося предметы к его лицу на расстояние примерно 20 см. Если его взгляд сфокусируется на предмете, ребенок может выразить интерес к нему каким-либо движением.

З.Матейчек: Собственная рука в данный период бывает одним из главных предметов, на который направлено его зрительное внимание. Справочник педиатра: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение).

Т.И.Серганова: Зрительное сосредоточение 2-5 сек. – с 1,5-2 недель.

М.Я.Студеникин: Реагирует на яркий свет.

Слуховое восприятие

О.Н.Козак: Плачем реагирует на шум и сильные звуки.

З.Матейчек: Способен отличать человеческий голос от любых других звуков.

Т.И.Серганова: Кохлеопальпебральный рефлекс с первых дней жизни. Слуховое сосредоточение – со 2 недели.

М.Я.Студеникин: Слух понижен, однако на сильный звук реагирует.

Навыки общения и развитие речи

О.Н.Козак: Появляется реакция на внешние воздействия (в ответ на похлопывание, поглаживание, ласковый голос и взгляд начинает улыбаться).

Е.Ю.Протасова: Ребенок кричит, реагирует на шумы. Новорожденный отличает голос своей матери от других голосов. На шестой день повторяет выражение лица матери.

Особенности психики и игровой деятельности

О.Н.Козак: Много спит независимо от времени суток. Проявляются врожденные умения: сосание, глотание, моргание и т.д. С первого дня чувствителен к теплу, холоду и боли (чувствует, как к нему прикасаются – заботливо, ласково, грубо, уверенно, неуверенно). Хорошо различает вкус пищи (уже в недельном возрасте выплюнет еду, если она окажется горькой или соленой).

П.Лич: Период новорожденности – лишь цепь реакций на то, что для него является случайными раздражителями. У него имеются инстинкты, рефлексы, органы чувств, но он не располагает ни знаниями, ни опытом. Его поведение случайно и непредсказуемо.

Справочник педиатра: Ночной перерыв 6 ч., бодрствование 10-15 минут после кормления.

М.Я.Студеникин: Ребенок появляется на свет только с безусловными врожденными рефлексами. Глотательный, сосательный, мигательный, защитный (реакция на боль, горячее, холодное), хватательный, опоры, шаговой, ползание и др. рефлексы выражены у здорового новорожденного хорошо. Вкусовые, обонятельные, осязательные рецепторы действуют хорошо.

Четыре месяца

Прибавка в весе

Когда вашему ребенку исполнилось 4 месяца, вес его должен быть около 6 кг. Но если вес ребенка и меньше, это еще не причина, чтобы огорчаться. Физическое развитие зависит от многих условий — также и от исходных, например, от веса и длины тела при рождении ребенка; играет большую роль наследственность (имеется в виду конституция). Унаследованные физические особенности остаются на всю жизнь.

В этом возрасте прибавка в весе за неделю не всегда одинакова. В какую-то неделю прибавка может составлять 190 г, а в следующую — 230 г. Не беспокойтесь по этому поводу, это нормально.

Двигательная активность ребенка

В возрасте 4 месяцев в норме ребенок может делать следующее:

¯  лежа на животе, поворачивается на бок;

¯  когда вы берете его на руки, хорошо держит головку;

¯  когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть;

¯  во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы;

¯  лежа на животе, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище;

¯  очень интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку;

¯  определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему;

¯  пробует голос, лепечет, смеется;

¯  очень интересуется игрушками, выражает радость при появлении новой игрушки;

¯  если в соседней комнате начинает играть музыка, ребенок замирает и с любопытством вслушивается.

Первый лепет

Вы уже не раз замечали, что ребенок лепечет. Те звуки, что он произносит, пока не несут никакой смысловой нагрузки. Это только проба голоса, проба речевого аппарата. Учиться говорить, запоминать ваши слова он будет долго. Сложить определенным образом губы, прижать к десне язык и произнести некий звук — это так любопытно, это для ребенка занимательная игра.

Поучаствуйте в этой игре, задайте тон — произносите разные звуки, но чтобы ребенок видел ваши губы.

Пять месяцев

Как приучить ребенка к чашке

Некоторые мамы поступают разумно, начиная с пятого месяца приучать ребенка к чашке. Один-два глоточка сока или кипяченой воды из чашки — вот все, что для начала требуется. Но это значительно расширит кругозор ребенка. Малыш уже будет знать, что пищу можно принимать не только из груди или бутылочки. Со временем вам легче будет отнять у ребенка грудь.

Сначала вы держите чашку сами и прижимаете ее край к губам ребенка. Потом вы даете чашку в руки ребенку — например, чашку пластмассовую (если ребенок и выпустит ее, то не разобьет). Так постепенно малыш научится обращаться с чашкой самостоятельно.

Продемонстрируйте малышу, как пьете из чашки сами. Наглядный урок очень много значит для него.

Шесть месяцев

Период подражания

С шестимесячного возраста наступает новый этап в развитии ребенка. С этого времени начинается так называемый период подражания.Конечно, ребенок еще слишком мал, чтобы вести себя так, как ведет взрослый. Внешне ребенок может даже никоим образом не реагировать (в смысле подражания) на то наше поведение, что он наблюдает. Но в сознании его, в памяти, будто на матрице, запечатлеваются слова и целые выражения, сказанные нами, стиль нашего поведения, проявления чувств.

Первые зубы

В возрасте шести месяцев у некоторых детей уже могут прорезаться первые зубы — 2 резца на нижней челюсти. Постоянные зубы начинают «пробиваться» примерно с 6 лет.

В питании ребенка, независимо оттого, кормят его материнским молоком или коровьим или молочными смесями, должно содержаться достаточно таких элементов, как кальций и фосфор. Именно при их участии полноценно растет костная ткань. Также необходимо достаточное присутствие витаминов А, С, D. Замечено, что регулярные солнечные ванны благотворно действуют на образование костной ткани, в частности и зубов.

Сон ребенка в шесть месяцев

В возрасте 6 месяцев ребенок уже не должен просыпаться ночью. Начав активно двигаться, он утомляется к вечеру; кроме того, он уже больше, чем прежде, съедает за вечернее кормление и успевает проголодаться только к утру. Если же ваш ребенок просыпается ночью, следует поискать причину — почему он беспокоится. Вполне уместно будет проконсультироваться по этому вопросу у педиатра.

Семь месяцев

 Физическое и психическое развитие семимесячного ребенка

Он уже должен уметь следующее:

¯  самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут;

¯  свободно поворачиваться со спины на бок и обратно;

¯  крепко хватать рукой интересующие его предметы;

¯  уверенно и с интересом произносить разные звуки;

¯  легко узнавать знакомые лица;

¯  с удовольствием идти на контакт.

¯  У ребенка преобладает бодрое, веселое настроение.

Восемь месяцев

На восьмом месяце, как и раньше, продолжаете воспитание ребенка. В часы бодрствования играйте с ним в спокойные развивающие игры, разговаривайте. Поддерживайте улыбкой и добрым словом оптимистическое настроение малыша. В конце восьмого месяца ваш ребенок должен весить около 9 кг.

Ребенок начал ползать

На восьмом месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четверенькиНе позволяйте ребенку ползать в кроватке, в которой он спит. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием. Общение с восьмимесячным ребенком — всегда терпеливо объясняйте, чего вы хотите добиться от ребенка. Он должен слышать речь, он уже очень многое понимает. Говорите ему, что пришло время спать, и укладывайте спать; говорите, что пора на прогулку, и идите гулять. Покажите горшок и скажите, что надо постараться сходить на горшок. Ребенок должен знать, чего конкретно от него добиваются. Ребенок начал произносить слоги.

Физическое и психическое развитие восьмимесячного ребенка

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы.

Девятый месяц

Приучение к горшку

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть — уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно. Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом. В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

Ребенок начинает стоять

Вашему ребенку исполнилось 9 месяцев. В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, стоит.

Десятый месяц

Вес ребенка к десяти месяцам

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще, чем раз в 2 недели За 2 недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 г.

Количество зубов к десятому месяцу

На десятом месяце у вашего ребенка может быть 4, а то и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте 4 зубов, подождите недельку-другую: возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Одна из причин позднего прорезывания зубов — заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани

Речь и двигательная активность десятимесячного ребенка

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается. Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Одинадцатый месяц

Количество зубов к одиннадцатому месяцу

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть 6 зубов: 2 снизу и 4 сверху. Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится — чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом, как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы. Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу — когда у него прорежутся все резцы — сверху и снизу — и пара коренных зубов.

Вес и рост ребенка к одиннадцати месяцам

На одиннадцатом месяце ребенок должен прибавлять в весе, как и в десятимесячном возрасте — 70-130 г в неделю. Обратите внимание: кривая веса плавно движется вверх. В этом возрасте его рост должен быть примерно 70 см.

Двигательная активность ребенка в одиннадцать месяцев

¯  ухватившись за прутья кроватки или за стенку манежа, встать на ножки и стоять довольно долго, держась за прогулочную коляску,

¯  толкать ее вперед и идти за ней;

¯  знать назначение чашки, уметь держать ее за ручку и даже пить из нее;

¯  произносить (уже сознательно) простые слова — мама, папа;

¯  сделать несколько шагов без поддержки.

Двенадцать месяцев

Вес и рост ребенка к двенадцати месяцам

В двенадцать месяцев дети обычно утраивают свой вес при рождении, весят нескольким более 10 кг. В этом возрасте рост ребенка должен составлять примерно 72 см.

Ваш ребенок самостоятельно ходит

В годовалом возрасте большинство детей начинают ходить, а иные даже очень преуспевают в этом занятии и способны бегать. Сначала ребенок держится за вашу руку и делает несколько шагов, а потом вы убираете руку, и малыш продолжает идти — иногда со страхом и одновременно с радостью в глазах. Он очень хочет быть похож на вас.

Ребенок просится на горшок

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.

Количество зубов к году

В возрасте 12 месяцев ребенок уже может иметь 12 зубов. Это 8 резцов (по 4 сверху и снизу) и 4 коренных зуба. Если у вашего ребенка в этом возрасте еще нет 12 зубов — не страшно. Они могут прорезаться в течение ближайших 3 месяцев. И это тоже будет норма. Ваша задача состоит в том, чтобы ребенок в достаточном количестве получал соли кальция, фосфора и витамин D.

Психофизическое развитие ребенка к двенадцати месяцам

¯  встает на ноги;

¯  ходит без помощи взрослых;

¯  с помощью взрослых (когда его держат за руку) — бегает;

¯  подражая взрослому, повторяет некоторые простые действия и забавляться этим;

¯  без посторонней помощи пить из чашки;

¯  произносить отдельные простые слова;

¯  понимать, что требуют от него взрослые;

¯  называть членов семьи по имени, порой, правда, сильно коверкая эти имена;

¯  проситься на горшок

Литература

1.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: АРКТИ, 1999 г
2.Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб.: Союз, 1998. г
3. Справочник педиатра / Под ред. М.Я.Студеникина. М.: Издатель Пресс, Полиформ-3, 1997г.

Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 15987
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… развития ребенка-дошкольника, слабо владеют приемами здоровьесберегающей педагогики[6]. Одним из ключевых вопросов в системе управления дошкольным учреждением является организация медико-педагогического контроля. В практической работе применяют несколько блоков по психофизическому развитию детей. 1)  Здоровье В содержание блока включены разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и …

… , работающим как в специализированных дошкольных учреждениях, так и в специальных группах общеобразовательных детских садов. Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. По моему мнению, работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями …

… от ловящего на свои места и т. п. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.[11] Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие …

… свой домашний, настольный или теневой театр и предлагайте ребенку участвовать в этих театрализованных играх (обязательно приготовьте для этого театрализованные костюмы). Раздел IV Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей третьего года жизни   4.1 Общая характеристика психофизического развития ребенка третьего года жизни   На третьем году жизни укрепляется …

Источник

Каждому родителю необходимо ориентироваться в особенностях физического и нервно-психического развития малыша. Особую важность это приобретает в первые годы жизни. Ребенок должен быть здоровым, эмоциональным, любознательным, уметь приспосабливаться к окружающей действительность. При этом чем младше малыш, тем более интенсивно протекают у него процессы развития и роста.

Что это такое?

Педиатрия понимает физическое развитие как определенные изменения, происходящие с телом малыша. Сюда относятся увеличение роста и массы, развитие отдельных частей тела, биологическое созревание.

Чтобы верно оценить физическое развитие, используются некоторые параметры:

  • Масса. Считается важнейшей составляющей роста, остановка или замедление ее прибавки – тревожный сигнал, говорящий о том, что ребенку не хватает питательных веществ. При рождении здоровый малыш должен весить от 2,5 до 4,4 кг, далее в первые дни жизни показатель несколько уменьшается (как правило, на 5 %), что в педиатрии называется физиологической убылью веса. По завершении первой недели прибавка массы становится постоянной. В первые полгода малыш прибавляет по 150–250 г еженедельно, а затем до года – по 100–150 г. В период от года до двух прибавка снижается до 50 г еженедельно.
  • Длина (рост). Отметим, что по отношению к детям до 2 лет используют термин «длина», а затем – после достижения 24 месяцев – «рост». Новорожденные доношенные малыши имеют среднюю длину 45–55 см. В первые недели жизни наблюдается непрерывный рост, который в определенные периоды становится интенсивным, а в другие – замедляется. Так, за первые полгода своей жизни кроха вытягивается на 15–16 см, но во второе полугодие – всего на 8 см. Рост малыша в годик – около 70 см, а в 4 года – уже метр. С 4 до 10 лет большинство детей имеет весьма умеренные темпы роста, однако в период полового созревания ребенок вновь начинает интенсивно вытягиваться.
  • Окружность головы. Этот параметр физического развития малыша контролируют, как правило, педиатры, поскольку окружность помогает оценить размеры головного мозга. У новорожденных она равна 34–36 см, в первый месяц отмечается быстрый темп роста (до 5 см), но постепенно он замедляется. Так, в 3 месяца окружность обычно до 40 см, в полгода – около 43 см, в годик – до 46 см.
  • Психомоторное развитие. Сюда относятся мелкая моторика, социальные, когнитивные и эмоциональные особенности ребенка.

Рост и развитие малыша непрерывны, в интенсивном темпе в первые полгода формируется окружность грудной клетки. В 9–12 месяцев с наибольшей скоростью растут ноги и руки крохи.

Факторы развития

Важно помнить, что на рост и физическое развитие малыша оказывают влияние две группы факторов:

  • Эндогенные – состояние здоровья родителей, генетические особенности, протекание обмена веществ, эндокринный фон организма, особенности конституции тела.
  • Экзогенные – условия внешней среды (климат региона, организация питания, наличие/отсутствие движения).

Невозможно однозначно ответить, какая из групп наиболее значима, на развитие ребенка они влияют в комплексе.

Необходимые измерения

Регулярный мониторинг помогает выявить замедление развития малыша или его остановку по причине заболеваний, что поможет своевременно принять меры.

Первое измерение физических параметров ребенка производится сразу после рождения, затем – с такой периодичностью:

  • в первый год жизни – ежемесячно;
  • 1–2 года – раз в 3 месяца;
  • 2–3 года – каждые полгода;
  • от 3 лет – раз в год.

При обнаружении каких-либо отклонений могут проводиться более частые измерения.

Масса

Необходимо своевременно проводить мониторинг, позволяющий выявить наличие проблем в состоянии здоровья ребенка. Измерить массу тела малыша до 2 лет не так просто, как может показаться. Взвешивать кроху следует без одежды, чтобы получить точный результат, также недопустимо взвешивание только что поевшего ребенка.

Порядок действий таков:

  1. Настроить измерительный прибор.
  2. Взвесить пеленку, на которой будет взвешиваться кроха.
  3. Поместить малыша на среднюю часть весов (самых маленьких кладут на спинку, после 7-8 месяцев можно посадить).
  4. Из получившегося результата вычесть вес пеленки.

Для точности важно, чтобы ребенок во время взвешивания не баловался и не капризничал.

Лучше всего использовать цифровые весы. Для наибольшей точности рекомендуется проводить повторное измерение. Дети от трех лет могут взвешиваться на обычных весах для взрослых, полностью раздетыми (допускается оставить малыша в трусах и майке).

Чтобы вес ребенка соответствовал его возрастной норме, рекомендуется до 6 месяцев кормить его только грудным молоком, а до 2 лет вводить прикорм, но материнское молоко также давать. Важно, чтобы ребенок получал три элемента, дефицит которых опасен: йод, железо и витамин А. В противном случае возрастает риск задержки физического и умственного развития (кретинизма), низкая масса тела.

При избыточной массе рекомендуется сделать рацион сбалансированным, стабилизировав количество жиров и углеводов, уделять внимание физической активности крохи. Но причиной могут быть и заболевания эндокринной системы или неврологические.

Длина и рост

Не менее важно проводить замер роста. Для детей до 2 лет делается он в положении лежа, в качестве инструмента используется мерная доска.

Порядок действий таков:

  1. Снять обувь, головной убор.
  2. Положить ребенка на спину, поверхность обязательно должна быть твердой.
  3. Ноги следует распрямить легким воздействием на кожу внешней стороны стопы. Голова, спина и бедра должны касаться поверхности.
  4. Стопы, расположенные вертикально, поместить так, чтобы они упирались в вертикальную часть планки.
  5. Произвести замер расстояния от головы до пяток.

Если ребенку уже исполнилось 2 года, можно использовать вертикальный ростомер, при этом важно, чтобы малыш был без обуви. Стены должны касаться три места:

  • область между лопатками;
  • крестец;
  • пятки.

Правильное положение следует зафиксировать при помощи поднятого подбородка, после чего нужно осторожно опустить подвижную планку и прижать ее к макушке без усилия. Получившийся результат и есть рост ребенка.

Чтобы рост ребенка соответствовал возрастным особенностям, крайне важно не только уделять внимание правильному питанию, но и увеличивать время общения малыша с матерью.

Окружность головы

Для этого измерения используется сантиметровая лента, которая размещается над бровными дугами спереди и по наиболее выступающей части затылка сзади. Допустимая точность – до 5 мм, рекомендуется замер проводить дважды.

Нервно-психическое развитие (до 1 года)

Если на физическое развитие малышей эндогенные и экзогенные факторы оказывают примерно равное влияние, то для нервно-психического в большей степени значимы экзогенные. Если ребенок нормально развивался в утробе и родился естественным путем, то его нервная система будет достаточно хорошо развита. В первые недели жизни она продолжает усложняться, происходит совершенствование головного мозга и отдельных его составляющих.

Интересны и числовые данные:

  • Масса мозга новорожденного равна примерно 1/8 массы тела.
  • К году показатель меняется – 1/11.
  • В 5 лет – 1/13.
  • Взрослый человек средней комплекции имеет соотношение 1/40.

При этом масса мозга малыша постепенно увеличивается, однако развитие веса тела имеет более интенсивные темпы.

Ключевые показатели

Ознакомимся с важнейшими показателями нервно-психического развития малыша. К ним относятся:

  • физиологические рефлексы;
  • появление условных рефлексов (пищевые, слуховые, зрительные);
  • эмоциональные реакции (улыбка, смех, негативные реакции);
  • голосовые реакции (гуление, понимание речи взрослых, первые слоги и слова).

Все рефлексы развиваются быстрыми темпами, именно в этом возрасте у малыша появляются привычки, которые сохранятся у него на всю жизнь.

Этапы

Врачи-педиатры отмечают несколько этапов психофизического развития.

Новорожденный

Ребенок еще не может изменить положение своего тела или поднять голову, лежит на животе, стремится принять позу зародыша, обладает некоторыми двигательными реакциями, которые представляют собой ответы на раздражители. Движения ограничены, на уровне рефлексов малыш может сжимать кулачки.

Особенности зрительного и слухового восприятия таковы:

  • Следит взглядом за передвигающимися предметами (10-й день).
  • Способен удерживать в поле зрения яркую погремушку (14 дней).
  • Фиксирует зрение на неподвижном крупном предмете (21 день).
  • Отличает человеческий голос от других звуков.
  • Реагирует на громкие звуки.
  • Слуховое сосредоточение начинает проявляться на 14-й день жизни.

Большую часть своего времени новорожденный проводит во сне, способен проявлять врожденные умения: сосание, моргание, глотание. В этот период очень важно брать малыша на руки во время бодрствования, общаться с ним при переодевании.

1 месяц

Уже в столь раннем возрасте малыши пытаются поднимать и удерживать головку (у некоторых даже это получается на несколько секунд), могут двигать ручками и ножками. Ребенок способен фиксировать взгляд, следить за перемещающейся игрушкой. К концу месяца слуховое сосредоточение может продолжаться до 15 секунд. Здоровый малыш начинает реагировать на общение со взрослым, перестает плакать, когда к нему обращаются.

В это время дети очень любят, чтобы их носили на руках, ценят тактильные ощущения, обожают слушать голос мамы.

2 месяца

Малыш способен приподнимать головку и удерживать ее, крепко держать игрушку, зрительно сосредотачиваться на предмете до 30 секунд, поворачивать голову на звук, улыбкой реагировать на слова матери. Начинает издавать первые гласные звуки.

Поведение ребенка усложняется, он начинает испытывать недовольство, если родители не понимают его. Малыш осознает, где неодушевленные предметы, а где – одушевленные, ко вторым проявляет гораздо больший интерес. В этом возрасте дети любят слушать музыку, покачиваться, рассматривать черно-белые изображения. Сон занимает до 18 часов. Родителям необходимо наклоняться над кроваткой, в которой лежит малыш, и разговаривать с ним, улыбаться. Важно повестить игрушки таким образом, чтобы при желании кроха мог без проблем дотянуться до них.

3 месяца

Карапуз все лучше удерживает голову, при поддержке под мышки способен удержать упор ногами. Зрительное и слуховое внимание становится все более развитым, появляется гуление, ребенок улыбается и смеется, в конце месяца начинают формироваться сложные рефлексы. Продолжительность бодрствования – 4–6 часов. Для физического развития важны гимнастика и массаж, ежедневные купания, воздушные ванны.

4 месяца

Ребенок вертит головой, может перевернуться на бок, пробует сесть, хорошо двигает ручками, выпрямляет и сгибает ноги. Постепенно учится управлять своими руками –  теперь он может не только захватить погремушку, но и потрясти ее. Без проблем узнает свою мать, радуется при виде родителей.

5 месяцев

Подолгу лежит на животе, подняв корпус, сидя держит голову прямо. Может переворачиваться на бок со спины. Некоторые малыши в этом возрасте способны пить из кружки. Характерно продолжительное певучее гуление, смех, радость при виде знакомых, испуг – при появлении неизвестных людей. Многие 5-месячные крохи радуются собственному отражению в зеркале, любят играть в «Ладушки» и «Ку-ку».

6 месяцев

Полугодовалые малыши хорошо переворачиваются, сидят (часто с поддержкой), некоторые начинают ползать, передвигаются в ходунках. В речи появляются первые согласные звуки. Ребенок знает свое имя, реагирует на него.

7 месяцев

Ребенок без поддержки садится, ползает по-пластунски, пробует встать. Может взять двумя руками две разные игрушки, собирать мелкие предметы, пьет из кружки (при поддержке взрослого). Лепет становится все более сложным, появляются первые слоги. Ребенок начинает понимать вопрос «где?» и показывать глазами на место, где находится тот или иной предмет. Для физического развития показаны закаливающие процедуры и воздушные ванны.

8 месяцев

Самостоятельно сидит, ложится, переступает ножками, хорошо ползает, многие дети при звуках музыки начинают двигаться. Гуление приобретает различные интонации, количество проговариваемых слогов возрастает.

9 месяцев

Малыш способен ходить, придерживаясь за опору, сидеть длительное время, стоять без опоры. Хорошо пользуется пальцами и может пить из кружки. Поднимает небольшие предметы, различает форму и цвет, любит играть в «Ладушки», понимает речь взрослого («нельзя», «дай», «нет», «сиди», свое имя). Умеет играть в игрушки; держа в руках две, может одну отбросить, чтобы взять третью, повторяет несложные танцевальные движения взрослого.

10 месяцев

Стоит без опоры, ходит, может поднимать и опускать ногу. Любит подниматься и спускаться по лестнице, опираясь на перила. По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает и закрывает, помещает одно в другое. В речи появляются лепетные слова, малыш произносит слоги, подражая взрослому. Находит спрятанные игрушки и узнает знакомые предметы. В этом месяце дети бодрствуют около 10 часов.

11 месяцев

Развиваются умения ходить и стоять. Ребенок собирает мелкие предметы, строит башенку из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку. Умеет пить из кружки, брать ее со стола и ставить обратно, показывает пальцем. Произносит несложные слова (1–3), понимая их смысл. Учится правильно использовать ложку, расческу, может показать ручки, ножки, носик и так далее.

12 месяцев

Хорошо ходит без опоры, некоторые дети начинают бегать, рисовать каракули, просятся на горшок. Обычно в год ребенок выговаривает до 20 несложных слов, по просьбе дает маме названную конкретную игрушку. Заниматься одним делом способен до 15 минут.

Таковы особенности психофизического развития малыша первого года жизни.

Формирование психики

Принято выделять 4 этапа формирования детской психики:

  1. Моторный. В первый год жизни кроха овладевает моторными навыками.
  2. Сенсорный. Продолжается от 1 до 3 лет. Ребенок начинает делать осознанные движения.
  3. Аффективный. Охватывает возраст 3–12 лет. Деятельность становится постоянной и приобретает индивидуальность.
  4. Идеаторный. Продолжается 2 года, с 12 до 14 лет. Понятия и суждения приобретают более сложный характер, развивается абстрактное мышление.

Родителям важно знать, что при физическом и нервно-психическом развитии ребенка возможны кризисные моменты, то есть периоды, когда наиболее высок риск появления отклонений, нарушений и заболеваний. Их два: в возрасте от 2 до 3,5 лет и в 12–15 лет.

Таковы основные особенности физического и психического развития малышей, которые должны учитываться родителями. Очень важно в периоды кризисов уделять ранимым детям особое внимание, в противном случае можно нанести их психике непоправимый урон. Знание этой специфики поможет мамам и папам разработать свою стратегию, учитывающую и возрастные особенности ребенка, и его индивидуальные черты. Развитие детей должно быть всесторонним, только в этом случае они вырастут гармоничными личностями.

Источник