Психофизическое развитие ребенка в условиях дома ребенка

Психофизическое развитие ребенка в условиях дома ребенка thumbnail

Физическое и психическое развитие детей всегда волнует родителей. Основными критериями правильного развития малыша до года являются рост, вес, окружность грудной клетки и головы, а также активность. Если ребенок по каким-либо показателям начинает отставать от своей возрастной группы, родители начинают волноваться, стараясь, нагнать убежавших вперед сверстников. Надо ли это делать? Какие существуют отклонения от нормы? Как нужно оценивать психофизическое развитие детей?

Психическое развитие ребенка
Период младенчества – один из самых важных в развитии ребенка. Именно в первые 18 месяцев закладывается глубинное чувство доверия к людям, которое очень легко подорвать своими неумелыми действиями.
Первый год жизни напрямую связан с матерью. Увы, но ребенка, только что появившегося на свет, воспринимают не как личность со своими потребностями, а больше как сладкого, пухленького «пупсика», которому нужно дать вовремя попить, поесть, немного с ним поиграть, а потом убаюкать и уложить спать.
Между тем, ребенок рождается с активным восприятием реальности, с огромным желанием установить контакт с мамой, а вслед за ней – с окружающим миром. Это его самое большое желание, его базовая потребность, и малыш хочет реализовать ее в первую очередь. Другое дело, что его потребность в общении до поры до времени скрывается в маленьком теле, которым кроха еще не очень умеет владеть, да и озвучить свои желания он тоже не может.
Понаблюдайте за новорожденным, как он реагирует на человеческий голос – в норме в полгода ребенок поворачивает голову на звук и пытается поймать взгляд мамы. И когда это ему удается, он чрезвычайно радуется этой возможности общения, пусть пока и невербального. В раннем возрасте ребенок учится откликаться на свое имя, различать голоса, интонации, настроение говорящего, выражать собственные эмоции с помощью звуков и мимики.

Ошибки, приведшие к различным психологическим травмам, в основном совершаются в первый год жизни малышей их мамами, с которыми они эмоционально сильно связаны. Не даром практически во всех семьях успокоить ребенка может только мама. Порой это является основной претензией к мужу: «Почему ты не в состоянии успокоить его? Я так устала!» Мамы забывают, что для малыша в первый год жизни наибольшее значение имеют отношения именно с мамой, энергию папы ему предстоит познать несколько позже. Однако это не означает, что ответственность лежит только на плечах мамы, на отце она также лежит, даже в большей степени. Если мама не ощущает поддержку, не чувствует себя защищенной, она становится неуравновешенной, взвинченной. Автоматически это настроение передается ребенку с ее молоком, через руки, взгляды. Малыш будет копировать эмоции мамы, которые будут выражаться в беспокойстве, плаче, плохом аппетите и сне.

Если малыш видит раздраженную маму, которая с вымученной улыбкой говорит: «Сладкий мой!», то воспринимает все сигналы одновременно – и напряжение, и улыбку сквозь слезы, и желание скрыть свое истинное состояние. Но что самое удивительное – все эти эмоции кроха адресует себе. Он думает, что во всех бедах виноват именно он. И это чувство может быть пронесено через всю жизнь. Отсюда берет свои корни отношение к миру по сценарию «жертва-агрессор». Годовалые малыши еще не умеют перекладывать ответственность на других, им кажется, что весь мир крутиться вокруг них, а значит все эмоции тоже связаны только с ним. Все органы чувств малыша направлены на маму, он буквально сканирует ее и делает выводы обо всем белом свете, исходя из настроения самого дорогого и пока единственного на свете существа.
Помните, что его психическое развитие напрямую зависит от вас и вашего настроения. Любая нетерпимость, невнимательность или наоборот излишняя взбудораженность по отношению к малышу всегда приносят отрицательный результат.

Физическое развитие ребенка

Рост, вес, а также пропорциональное развитие отдельных частей тела являются основными показателями того, что физическое развитие ребенка идет нормально. Существуют таблицы, по которым дается оценка физического развития детей, но они не всегда бывают верными, так как степень физического развития зависит и от генетических особенностей, и от социальной среды.
Существуют эндогенные и экзогенные факторы, оказывающие влияние на вес, рост, размеры головы и грудной клетки малыша. К первым относят эндокринные железы, поскольку именно они вырабатывают гормоны, влияющие на рост – соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Ко вторым относятся условия, в которых пребывает ребенок: своевременное и достаточное питание, возможность двигаться, получение в достаточном количестве свежего воздуха и новых впечатлений и т.д.
Особенности физического развития детей могут быть связаны со следующими факторами: родился ли малыш доношенным, какой рост и вес имели его родители при рождении, получает ли он питание в достаточном для его возраста количестве, нет ли каких-либо нарушений, отклонений и заболеваний. Если малыш не соответствует указанным в таблицах показателям, это не значит, что он плохо развивается.

Читайте также:  Песенки малышки для развития речи у ребенка

Психофизическое развитие детей – общие показатели

Рост.
К тому моменту, как малышу исполнится год, его рост должен составлять 72-75 см, т.е. в среднем здоровый малыш прибавляет в росте за первый год 25 см. Эти показатели опираются на рост при рождении 48-52 см. Но, естественно, если родители малыша низкорослые, то его показатели могут быть ниже нормы.
Вес.
К 6 месяцам вес малыша должен удвоиться, а к году – утроиться. Средние показатели массы тела годовалых малышей колеблются около  10-10,5 кг. Но тут тоже есть свои подводные камни. Недоношенные малыши набирают вес медленнее, но к году уже догоняют своих доношенных ровесников. Также на вес влияет и генетика, то есть, если родители имеют худощавое телосложение, то и ребенок будет худощавым, и слишком большая прибавка в весе может быть сигналом начинающегося эндокринного заболевания. Естественно, на вес влияет количество еды. Не следует малыша закармливать. Он сам знает, сколько и когда ему нужно съесть пищи.

Прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни
Психофизическое развитие детей до года

В заключении хочется сказать, что физическое и психическое развитие ребенка зависит не только от того что и как он ест, но и от вашей любви. Доказано, если ребенка любят, если с ним занимаются, его развитие идет быстрее.

Автор: Елена Чуденцова

Источник

Библиографическое описание:

Попов В. Н., Рыжкова Т. Ю. Особенности социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 46-51. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/819/ (дата обращения: 20.02.2020).

По состоянию на начало 2010 года, в городе Санкт-
Петербурге функционировали 12 психоневрологических домов ребенка
мощностью 1140 мест, в которых воспитывался 981 ребенок в
возрасте от 7 дней до 4 лет (в 2006 г. – 1178 детей, в
2008 г. –1072 ребенка, в 2009 г. – 1003). Из них 746
детей являлись детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения
родителей, а 271 ребенок имел инвалидность. Данные медицинского
обследования, представленные Комитетом по здравоохранению,
свидетельствуют о высокой доле хронической патологии среди
воспитанников домов ребенка. Подавляющее число детей (951 ребенок)
отстают в психическом развитии, каждый четвертый ребенок – с
расстройством питания, 51% детей отстают в физическом развитии, 10%
детей страдают анемией [2].

Практически у всех детей неблагополучный анамнез: пороки развития,
алкогольная или наркотическая интоксикация, внутриутробная инфекция,
недоношенность. Большая часть воспитанников имеет сочетанную
патологию со стороны центральной нервной системы. Поэтому у этих
детей особенно важно контролировать уровень психомоторного и
социального развития для раннего выявления отклонений, планирования
индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание
условий для их полноценного развития.

Первым этапом организации индивидуальной абилитации малыша,
воспитывающегося в условиях психоневрологического дома ребёнка,
является своевременная и адекватная диагностика нарушений
психомоторного и социального развития. Особое значение имеет выбор
методов исследования. Лонгитюдное наблюдение и анализ этих параметров
позволяют в сочетании с клиническими данными не только оценить, но и
прогнозировать темпы нервно-психического развития [3, с.20].

В психоневрологическом Доме ребёнка № 6 работают
педагоги-психологи, врач невролог, врач восстановительной медицины,
педиатры, учителя-дефектологи, медицинский и педагогический персонал.
Основной задачей сотрудников учреждения является создание целостной
системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия
для детей с проблемами в развитии в соответствии с их возрастными и
индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического
и нервно-психического здоровья.

Целью нашего исследования было получение данных об уровне социального
развития детей в возрасте от 3-х месяцев до 4-х лет и проведение
сравнительного анализа социального развития доношенных и недоношенных
1-й степени (35- 37 неделя гестации) мальчиков и девочек,
воспитывающихся в Доме ребенка. Изучаемые дети не имели пороков
развития, грубой соматической патологии и нарушений
опорно-двигательного аппарата. Исследование проводилось в
Санкт-Петербургском ГУЗ «Психоневрологический дом ребенка №6»
Василеостровского района в течение более 6 лет (с ноября 2004 года по
настоящее время). Наблюдалась динамика развития у 109 мальчиков (84
доношенных и 25 недоношенных) и 58 девочек (46 доношенных и 12
недоношенных) в возрасте от 5 дней до 4-х лет. Диагностика уровня
социального развития детей проводилась в соответствии с эпикризными
сроками: на первом году жизни — ежемесячно, на втором году- 1 раз в 3
месяца, после 2-х лет- 1 раз в 6 месяцев. Дети обследовались по
модифицированной шкале измерения социальной компетенции Долла (Doll
E.) [1, с.82-91].

Читайте также:  Раннее развитие и питание ребенка

На базе имеющихся шкал была разработана авторская числовая шкала и
график развития ребенка, куда заносились результаты обследования. Это
позволило на каждого ребенка вычерчивать график индивидуального
развития. На основании собранного материала была составлена авторская
(Т.Ю. Рыжкова) сводная таблица социального развития. В ней были
отмечены наибольший и наименьший показатели, а также определён
средний показатель развития. Определение средних показателей развития
позволило брать на особый учет и контроль тех малышей, чьи показатели
были ниже средних. По средним показателям был изображён график
развития, на котором была отражена динамика социального развития
доношенных и недоношенных мальчиков и девочек. Исследование выявило
сходство и различия в развитии мальчиков и девочек, воспитывающихся в
условиях Дома ребенка. Это позволило более адекватно планировать
работу с детьми по стимуляции их социального развития.

Динамика социального развития детей, воспитывающихся
в условиях психоневрологического Дома ребенка № 6.

Психофизическое развитие ребенка в условиях дома ребенка

На представленных графиках социального развития
доношенных и недоношенных мальчиков можно наблюдать в 3-х месячном
возрасте значительное отставание уровня социального развития
недоношенных мальчиков от доношенных (на 12 баллов). Развитие всех
мальчиков в возрасте до 1-го года проходит по стремительно
нарастающей кривой. К 1,6 годам у них снижается темп развития. С 2-х
до 3-х лет наблюдается скачкообразное развитие как у доношенных, так
и у недоношенных мальчиков. В 2,6 года доношенные мальчики
незначительно опережают по уровню социального развития недоношенных
мальчиков (на 1 балл). К 4 годам это опережение становится отчётливым
(на 9 баллов).

Значительное отставание по уровню социального
развития недоношенных девочек от доношенных отмечается уже в возрасте
3-х месяцев. К 1 году это отставание нарастает и достигает 19 баллов.
Социальное развитие всех девочек в возрасте до 1-го года проходит по
стремительно нарастающей кривой. К 1,6 годам у них снижается темп
развития. С 2-х до 4-х лет наблюдается скачкообразное развитие как
доношенных, так и недоношенных девочек. В 3,6 года недоношенные
девочки незначительно опережают по уровню социального развития
доношенных (на 1 балл). К 4 годам доношенные девочки незначительно
(на 2 балла) опережают по уровню социального развития недоношенных
девочек.

При рассмотрении социального развития доношенных мальчиков и
доношенных девочек можно отметить следующее. В возрасте до 1 года оно
проходит у них по стремительно нарастающей кривой. В возрасте 3-х
месяцев доношенные девочки незначительно отстают по уровню
социального развития от мальчиков (на 2 балла). К 1 году доношенные
девочки незначительно опережают мальчиков (на 2 балла). К 1,6 годам у
мальчиков и девочек снижается темп развития. С 2 до 3 лет наблюдается
скачкообразное развитие, как у доношенных мальчиков, так и у
доношенных девочек. С 3 лет у доношенных мальчиков наблюдается
повышение уровня социального развития по плавно нарастающей кривой. У
доношенных девочек отмечается скачкообразное развитие. К 4 годам
доношенные девочки значительно опережают по уровню социального
развития доношенных мальчиков (на 12 баллов).

При сравнении социального развития недоношенных мальчиков и
недоношенных девочек выявляются следующие особенности. В возрасте до
1 года оно также как у доношенных детей, проходит по стремительно
нарастающей кривой. В 3-х месячном возрасте как мальчики, так и
девочки имеют равные показатели уровня социального развития. К 1 году
недоношенные мальчики значительно опережают по своим показателям
девочек (на 10 баллов). К 1,6 годам девочки и мальчики снижают темп
развития. С 2-х до 3-х лет наблюдается скачкообразное развитие, как у
недоношенных мальчиков, так и у недоношенных девочек. С 3 лет у
недоношенных девочек наблюдается повышение уровня социального
развития по нарастающей кривой. У недоношенных мальчиков отмечается
скачкообразное развитие. К 4 годам недоношенные девочки значительно
опережают по уровню социального развития недоношенных мальчиков (на
20 баллов).

Читайте также:  Коррекция развития ребенка с умственной отсталостью

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать
следующие выводы: у всех детей, воспитывающихся в
психоневрологическом Доме ребенка № 6, отмечается значительное
улучшение показателей уровня социального развития в возрасте с 3-х
месяцев до 4-х лет. Наблюдается отчётливая положительная динамика в
социальном развитии в возрасте до 1 года. Однако к полутора годам
регистрируется снижение темпов социального развития. Это объясняется
их адаптацией к новым условиям проживания в других группах с детьми,
в основном, старше их по возрасту. У всех детей с 1,6 до 3 лет имеет
место скачкообразный уровень социального развития. Следует
подчеркнуть, что девочки к 4 годам значительно опережают мальчиков по
уровню социального развития.

В заключение необходимо отметить, что результаты проведенных
исследований свидетельствуют о том, что уровень социального развития
детей, воспитывающихся в Доме ребенка ниже, чем домашних нормально
развивающихся сверстников. Тем не менее, у всех наблюдаемых малышей
констатировано значительное улучшение показателей социального
развития. Этому способствует своевременная диагностика уровня
социального и психомоторного развития детей по модифицированным
шкалам социального развития Долла (Doll
Е.). Всесторонняя оценка развития каждого ребенка позволяет более
адекватно реализовывать индивидуальные меры абилитации, направленные
на профилактику интеллектуально-личностной неполноценности.

Литература:

  1. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития
    ребенка: качество жизни (QOL) –
    новый инструмент оценки развития детей. СПб.: Речь, 2001
  2. Доклад: Аналитические материалы о положении детей в
    Санкт-Петербурге. 2009 год. Санкт-Петербургское государственное
    учреждение социальной помощи семьям и детям Комитет по социальной
    политике Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга.
    Региональный центр «Семья».Психофизическое развитие ребенка в условиях дома ребенка
    Раздел доклада: 9. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
    родителей. Пункт: Дети, находящиеся на полном государственном
    обеспечении в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты
    населения и образования.

  3. Попов В.Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами
    их абилитации в психоневрологическом доме ребёнка. Автореф. дисс.
    канд. мед. наук. СПб, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное развитие, девочка, мальчик, ребенок, нарастающая кривая, скачкообразное развитие, социальное развитие детей, темп развития, балл, возраст.

Похожие статьи

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Проводится сравнительный анализ развития и адаптации к социальным и бытовым

Для этого полученный ребенком балл делился на максимальный балл, который мог быть заработан по данному упражнению.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через…

Игра как средство развития личности ребенка младшего…

Детки разучивают движения и по команде взрослого начинают их выполнять, учитывая постоянно меняющийся темп, который задает ведущий.

Дошкольный возраст — это особенный период развития ребенка. Ребенок проводит в игре много времени.

Показатели возрастных, индивидуальных и половых особенностей…

 Изучить возрастные особенности и развитие детей дошкольного возраста (3–7 лет).

Данный параметр у мальчиков в возрасте от 8 до 11 лет с таковым показателем у девочек увеличивается интенсивно и к этому периоду развития прирост составляет 4,8 % (от 9,57±0…

Характеристика физического развития школьников сельских…

Наиболее интенсивное развитие у девочек наблюдалось в возрасте 9–14 лет, когда отмечались наиболее высокие темпы нарастания основных тотальных размеров тела.

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков

Объект исследования: развитие школьников подросткого возраста. Предмет исследования: психофизиологические особенности девочек и мальчиков подросткового возраста.

Задержка психического развития, как результат неправильного…

Обследование познавательного развития детей раннего… Задержка психического развития выступает наиболее частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте [2]. Задержка речевого развития (ЗРР) — понятие, которое отражает более медленные темпы

Гендерные особенности детей в организации образовательного…

При этом социальный опыт и мальчиков и девочек в школах оказывается обедненным в

У девочек «скачок роста» начинается и кончается на два года раньше, чем у мальчиков.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста.

Изучение строения детских фигур с целью проектирования…

В текущем столетии отмечается ускорение темпов физического развития детей и подростков — так называемая акселерация (от лат. acceleration — ускорение). Термином «акселерация» характеризуют явление ускорения роста и развития детей

Значение формирования и развития статуса «ученик»…

() При этом социальный вектор развития задается в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Хорошо изучены в педагогике, психологии процессы «скачкообразного» развития — кризисы развития, когда «внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и…

Источник