Психофизическое развитие ребенка школьного возраста

Психофизическое развитие ребенка школьного возраста thumbnail

Особенности физического и психологического развития детей младшего школьного возраста

1. Физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период проис­ходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность система­тического обучения в школе.

Младший школьный возраст время не только начало обучения в школе, но и период активной перестройки организма.

В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, дети младшего школьного возраста очень эмоциональны и непоседливы.

К 7 годам созревают отделы лобной доли головного мозга, это основа для формирования произвольного поведения в будущем.

Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Учителя начальных классов знают, что работоспособность детей через 20-25 минут урока значительно снижается, дети младшего школьного возраста устают при посещении группы продленного дня, после шумных мероприятий, требующих активного включения.

Не может не отражаться на психологическом состоянии и здоровье школьников и принципиально новая ситуация, необходимость учиться, быть дисциплинированным, сдержанным, организованным, налаживать отношения с новым коллективом.

Здоровье школьников в этот ответственный период вещь хрупкая, но поддающаяся усовершенствованию.

И что не может не радовать, по сравнению с дошкольниками дети младшего школьного возраста болеют реже. Если для здорового дошкольника нормальное количество ОРВИ и простудных заболеваний 5-6 в год, то младший школьный возраст уменьшает это число «болячек» до 4.

Дети младшего школьного возраста также имеют особенности в развитии костно-мышечной системы и организации движений. Крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие, поэтому детям сложно выполнять мелкие точные движения, необходимые при письме.

К 7 годам активно развивается двигательный организатор, дети легко выполняют размашистые и широкие движения. Спектр движений, которые младший школьный возраст делает доступными, становится более широким. Развивается координация, поэтому обучение новым видам движений проходит успешно и приносит детям искреннюю радость и удовольствие. Многие родители стараются подобрать для ребенка спортивную секцию в надежде укрепить здоровье школьника, и это правильное решение.

Дети младшего школьного возраста предпочитают те виды спорта, которые легче освоить, лучше, если занятия проходят в подвижной, игровой форме. Хуже дети справляются с однообразными упражнениями, с упражнениями, где требуется фиксация отдельных частей тела в определенных положениях.

Младший школьный возраст – время, когда спорт призван развить и укрепить мышечную систему, увеличить эффективность работы дыхательной мускулатуры, усовершенствовать координацию движений, развить навыки владения телом. Упражнения для наращивания мышечной массы и силовые виды спорта в этом возрасте неэффективны. Выбор достаточно широк: младший школьный возраст принимают наплавание и на танцы, в секции гимнастики, легкой атлетики, боевых искусств, тенниса и многие другие.

Чтобы вы не выбрали, если эти занятия нравятся ребенку, они окажут только благотворное влияние на здоровье школьника.

Не секрет, что малоподвижный образ жизни, необходимость много времени проводить в классах, а не на свежем воздухе, запрет на подвижные игры и беготню на переменах, высокая зрительная нагрузка, стрессы – все это негативно отражается на здоровье школьника. Это одна из причин, по которой дети младшего школьного возраста должны уделять время прогулкам и занятиям спортом. Физическая активность укрепляет работу всех систем органов, в том числе и нервной системы.

Выводы:

  • Правильная организация режима дня (продолжительность сна 10-12 часов, дневной сон).

  • Мотивирование ребенка на сохранение собственного здоровья (отметка за правильную посадку, здоровое питание).

  • Выбор дополнительных занятий, предполагающий активные движения и свежий воздух.

2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко меняется весь уклад его жизни, социальное положение в коллективе, семье. Его первой и важнейшей обязанностью становится отныне учение. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению как к приобретению новых знаний, умений и навыков, накоплению систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок не привык трудиться, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к школе. Для того чтобы этого не случилось, учитель и родители должны объяснять ребенку мысль, что учение – это серьезное и очень интересное дело, позволяющее узнать много нового, занимательного, нужного.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление

Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года дети много работают с наглядными образцами, то дальше объем таких заданий сокращается. Это соответствует возрастным тенденциям, но обедняет интеллект ребенка. Поэтому большое значение имеет развитие творческого мышления по средствам курса «Учусь творчески мыслить».  Хорошо, когда развивается и словесно-логическое и образное мышление.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ теоретического мышления. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка. Поэтому использование различных типов развивающего обучения дает значительный эффект.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание

 Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Ребенок в этом возрасте может сосредоточенно заниматься одним делом только 10–20 минут. Функция внимания имеет некоторые возрастные особенности. Для учащихся начальных классов основная из них – слабость произвольного внимания, при этом возможности волевого регулирования, управления им ограниченны.

Если учащиеся старших классов могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.).

Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Дети бывают невнимательными по различным причинам: у одних – леность мысли, у других – отсутствие серьезного отношения к учебе, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

Правильная организация рабочего места!

Возрастные особенности памятиразвиваются под влиянием обучения. Усиливаются роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.

Младшие школьники лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склоннык механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Поэтому необходимо учить школьников дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах, научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания.

У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания.

Продуктивность запоминания повышает также осмысливание материала. Пути осмысления различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеетсоставление плана.

Самым маленьким доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа?

Пересказ того, что было на уроках, какие сведения запомнил ребенок, какую физкультминутку разучивали и т.п.

Мотивация

Что движет ребенком, какие желания у него возникают в начале школьной жизни? Приобретая внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично.

Один из самых важных для ребенка мотивов учения связан с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребенок успешно учиться, его хвалит учитель и родители, его ставят в пример другим. Это обеспечивает ему особый статус в классе, ребенок ощущает эмоциональное благополучие.

К широким социальным мотивам помимо статуса хорошего школьника относятся также долг, ответственность, необходимость получить образование.

Как же обстоит дело с познавательной мотивацией — стремление получать знания, стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний?

Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня.

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах свойственно детям одаренным. Их немного, но родители школьников, которые проявляют повышенный интерес к изучению какой-либо дисциплины, должны обязательно поговорить с учителем и познакомиться с информацией о сопровождении одаренных детей.

Большое значение в младшем школьном возрасте имеет становление самооценки, которая напрямую зависит от оценки учителя и родителей учебной деятельности ребенка. Школьники, ориентируясь на оценки учителя, считают себя хорошо или не очень хорошо успевающими. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности и определяет социальный статус ребенка. Для успевающих детей свойственна завышенная самооценка, а для других — заниженная.

Ведущая деятельность – учебная

Центральное новообразование – чувство компетентности

Источник

Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста

Интерес к урокам физическое воспитание младшими школьниками во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках физическая культура нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.

Творчески работающие учителя физкультуры ведут поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную и физическую деятельность учеников, стимулировали быт их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в младшем возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.

Итак, под младшим школьным возрастом понимается период развития ребенка от 6 до 10 лет. В эти годы происходит дальнейшее интенсивное физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Младшие школьники переживают период интенсивного физического развития: появляется мускулатура, раздаются вширь плечи, стройнее становится фигура. И тем опаснее возможные отклонения в здоровье. Так, могут отстать в развитии отдельные группы мышц; привычка носить портфель в одной руке, неумение правильно сидеть за партой могут привести к появлению сколиоза.

Из выше перечисленного, вероятно, ясно, что за физическим развитием ребенка нужно тщательно и повседневно следить. А восполнить недостаток движения, предотвратить возможные неприятные отклонения в здоровье поможет целительница — физкультура.

«Если педагогика, — говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский, — хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Младший школьный возраст можно назвать благодатным, среди всех возрастов он выделяется наименьшей заболеваемостью. У ребенка как бы накапливается силы для перехода к следующему возрасту, заметно отличающемуся от младшего.

Для детей младшего школьного возраста характерны относительно медленные и равномерные темпы роста.

Ежегодная прибавка в весе составляет в среднем 2 кг, в росте около 4 см. Ребенок становится более сильным, выносливым, способным осознанно прилагать физические и умственные усилия.

В этот период ребенок испытывает большую потребность в общении со взрослыми. У него складываются более устойчивые и сложные взаимоотношения со сверстниками. Появляется умение сравнивать, оценивать поступки. В играх все большее значение приобретает соревновательный момент: кто сделает лучше, кто скорее добежит или догонит.

Движения детей постепенно становятся ловкими и точными. Совершенствуется бег. Дети могут прыгать в высоту и в длину, на одной ноге; у них развивается глазомер; все с большим удовлетворением участвуют они в групповых соревновательных играх и упражнениях спортивного характера. Вместе с тем организм младших школьников относительно неустойчив к различным влияниям окружающей среды, малыши быстро утомляются.

Значительное количество хрящевой ткани обуславливает гибкость костного аппарата. Суставы легко подвижны, суставные сумки и связки недостаточно прочны, мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и живота). Поэтому при долговременном сохранении неправильных положений тела (плохая посадка за партой) под влиянием односторонней нагрузки (ношение сумки в одной руке), а также в результате больших мышечных напряжений возможны различные искривления позвоночника (сутуловатость, кособокость) и тогда, сдавливание грудной клетки.

Сердце младших школьников отличается большой жизнеспособностью, хотя деятельность его еще довольна неустойчива.

Дети очень подвижны, способны проявлять большую двигательную активность, быстро утомляются, особенно при однообразных и медленных движениях, а также при выполнении заданий, требующих большой точности действий. Их внимание недостаточно устойчиво и быстро рассеивается, часто переключается с одного предмета на другой. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Наиболее ярко, полно и глубоко дети запоминают все то, что они видят, наблюдают (зрительное восприятие).

Волевые качества развиты относительно слабо. Детям не хватает выдержки. Настойчивости. Им свойственна частая смена настроения. Они легко огорчаются при неудачах, но скоро забывают свои обиды, увлекшись интересующим их занятием.

Как мы уже отмечали, в этом возрасте дети особенно остро ощущают потребность в движениях. Физические упражнения — одно из самых доступных средств для удовлетворения этой потребности. Они сопровождаются различными переживаниями, вызывают яркие эмоции и доставляют большое удовлетворение.Кроме того, в процессе занятий физическими упражнениями приобретаются и совершенствуются различные навыки, развиваются физические качества (сила, быстрота, ловкость), улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, совершенствуется способность сердца и легких к повышенной нагрузке.

Все человеческие чувства — любовь, печаль, гнев, радость — находят выражение в отношениях с другими людьми.

Человеческая деятельность чрезвычайно многообразна, всех конкретных форм ее и не перечислить. Но его всякой деятельности можно выделить субъект и объект этой деятельности, а также ее содержание и используемые в ней средства. В продуктивной трудовой деятельности объект- это окружающие нас материальные предметы. В процессе труда мы преобразуем их по заранее намеченному плану — обжигаем глину, получая кирпичи, и строим из этих кирпичей дом; и т.п. Но есть такая форма деятельности, которая обеспечивает все остальные. Человек трудится вместе с другими людьми, и чтобы труд был согласованным, координированным, тесная связь данного человека с другими совершенно необходима. Общение- это процесс, в который вовлекаются гигантские массы людей, процесс вне которого немыслима ни общественная психология, ни общественная идеология.

Физические упражнения благотворно воздействуют и на обмен веществ в организме, на состояние нервной системы. Движения способствуют хорошему росту, развитию детей, укрепляют их здоровье. Если физические упражнения выполнять систематически, можно предупреждать различные нарушения осанки, физического развития или устранять уже появившиеся. Постепенно организм приучается выполнять большую работу с меньшей затратой сил, утомление наступает намного позднее, чем обычно. Ребенок учится экономно и красиво двигаться, что благотворно сказывается на всем его развитии. Достаточная двигательная деятельность укрепляет нервную систему детей, особенно при правильном режиме дня, нормальном питании.

Нервозность детей — это результат, прежде всего, ослабленного здоровья и плохого физического развития.

В играх и физических упражнениях дети приобретают грациозность, развивают способность видеть и понимать красоту ловких, быстрых и точных движений.

Регулярные занятия физической культурой и спортом — прекрасное средство хорошего развития организма и его оздоровления. Дети, что очень важно, приучаются проявлять активность и упорство в достижении поставленной цели. Тем самым укрепляется их воля, развиваются положительные черты характера. Здоровые дети, как правило, успешнее воспринимают учебный материал, меньше устают, не пропускают уроков по болезни. Недаром гласит народная мудрость: «Здоровье — всему голова». Здоровье — бесценный дар природы, источник счастья. Нужно постоянно заботиться о физическом воспитании детей.

Источник