Психофизическое развитие ребенка с нарушением слуха

Психофизическое развитие ребенка с нарушением слуха thumbnail

Актуальные проблемы коррекционной педагогики

Психофизические особенности детей с нарушениями слуха.

Типы нарушений слуха

Вся жизнь человека, его деятельность требуют постоянной ориентировки в окружающем мире, которая во многом зависит от работы органов чувств. Люди получают с помощью органов зрения большую часть информации ,и наименьшую – через слух, обоняние, осязание и др. Когда мы воспринимаем окружающее, то слух во многом дополняет зрение и является основнымв восприятии речи и музыки.

Существуют основные типы нарушений слуха.

Кондуктивная тугоухость  нарушение прохождения звука до внутреннего уха (звукопроведения), причины которого находятся в наружном или среднем ухе. Такая тугоухость обычно исправляется путем лечения или хирургическим путем.

При таком нарушении шумы и речь воспринимаются приглушенно, но качество воспринимаемых звуков не меняется. Понимание речи ограничено, но при соответственном усилении громкости возможно. Разборчивость речи значительно снижается в области безударных слогов, окончаний слов, при этом восприятие ритмико-интонационных особенностей в основном сохраняется. Контроль собственной речи сохраняется. 

Сенсоневральная тугоухость  нарушение преобразования механических колебаний в электрические импульсы во внутреннем ухе (звуковосприятия), стойкое и необратимое поражение слуховых рецепторов (слуховых волосковых клеток) в улитке (кохлеа). Сенсоневральная тугоухость может проявиться в любом возрасте, а причины нарушения звуковосприятия – достаточно разнообразны.

Глухие  нарушение слуха не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития. Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период уже сформированной речи.

 Слабослышащие  частичное нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие( хоть минимум).

Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются

I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота.

Нарушение слуха – это не только количественное снижение возможности слухового восприятия. Это необратимые стойкие изменения слуховой системы, влияющие на всё психическое развитие ребенка. 

Особенности восприятия речи окружающих детьми с нарушенным слухом

Существуют три способа восприятия речи: слухо-зрительный, 

слуховой,

зрительный

слухо-зрительный, 

основной способ восприятия устной речи детьми с нарушениями слуха – слухо-зрительный.

При занятиях с такими детьми необходимо учитывать эту особенность.

Слуховой способ восприятия речи — при котором ребенок слушает, не глядя на собеседника (доступен только детям с незначительной степенью снижения слуха).

Зрительный способ восприятия речи чаще используют глухие дети, которые по артикуляции собеседника частично воспринимают и понимают речь. Однако зрительное

Слухо-зрительныйосновной способ восприятия устной речи детьми с нарушениями слуха .

Снижение слуха ведет к существенным отклонениям в развитии речи.

Глухие дети могут овладеть речью только в процессе специального коррекционного обучения.

 Слабослышащие по сравнению с глухими могут самостоятельно накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата эти дети достигают в процессе специально организованного обучения.

Успешность овладения любым предметом, изучаемым в школе, зависит от уровня развития речи.

Особенности познавательной сферы

Особенности внимания  характеризуются следующим образом:

●      сниженный объем внимания;

●      меньшая устойчивость;;

●      низкий темп переключения;

●      трудности в распределении внимания.

 Таким образом, особенности памяти детей с нарушениями слуха характеризуются следующим образом: 

●      словесная память развита хуже, чем образная

●      уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса.

Особенности мышления  характеризуются следующим образом:

●      преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим;

●      уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи.

Особенности коммуникации с окружающими людьми

●      плохо слышащий воспринимает речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего 

●      нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;

●      при ответе на вопрос: «Все ли понятно?» ребенок с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;

●      ребенку с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;

●      испытывает значительные трудности в ситуации диалога ;

●      у ребенка с нарушением слуха имеются психологические барьеры в общении со слышащими.

 Перед учителем встает задача вернуть устной речи ее жизненность, сделать эту речь необходимой, понятной, естественной для ребенка и перестроить всю систему его воспитания. Недоразвитие речи приводит к выпадению из коллектива, а выпадение из коллектива тормозит одновременно и общественное воспитание, и речевое развитие.

Рекомендации для учителей при обучении детей с нарушением слуха и речи.

  1. Слабослышащий многое слышит, но необязательно правильно понимает все услышанное.

  2. Помнить о том, что слабослышащий учащийся вынужден всегда сильно концентрировать свое внимание. Он не может на некоторое время отвлечься, иначе потеряет нить урока. Это очень утомительно. Чтение с губ требует дополнительных усилий, так как слабослышащий учащийся должен не только воспринять учебный материал, но и правильно понять речь как таковую.

  3. Не забывайте, что слабослышащий многое слышит, но необязательно правильно понимает все услышанное.

  4. Устные объяснения, чередовать с письменными заданиями.

  5.  Смотреть на учащегося и говорить чуть медленнее.

  6. Задания и домашнюю работу давать в начале урока.

  7. Следить за тем, чтобы слабослышащий учащийся давал правильный ответ на поставленный вопрос;

  8. Сопровождать объяснения жестами.

  9. Привлекать внимание слабослышащего учащегося, прежде чем начать говорить.

  10. Не смейтесь над слабослышащим учащимся, если он отвечает невпопад. Но позже объясните ему комичность ситуации.

  11. Перед тем как заговорить со слабослышащим, выключите радио, телевизор или магнитофон.

  12. Никогда не обращаться к слабослышащему учащемуся со спины. Он может испугаться, не услышав вашего приближения.

Источник

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком — нарушением слуха. Эти особенности не позволяют слабослышащим эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р.М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.

  • 1. Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют:
  • 2. Рано оглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;
  • 3. Позднооглохших. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.
  • 4. Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.

Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции при легкой степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 3 — 6 м от уха, разговорная — на расстоянии 6 — 8 м;

при умеренной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии 1- 3 м, разговорная — на расстоянии 4 — 6 м;

при значительной степени тугоухости шепотная речь воспринимается на расстоянии не далее 1 м, разговорная средней громкости — на расстоянии 2 -4 м;

при тяжелой степени тугоухости — шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м, разговорная речь — на расстоянии не более чем 2 м.

«Группа слабослышащих детей также неоднородна. В зависимости от степени понижения слуха и от других факторов она весьма разнообразна по уровню речевого развития детей. Для педагогических целей слабослышащие дети школьного возраста делятся на две категории:

слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;

слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.

Таким образом, на основе измерения слуха, с одной стороны, и исследования речи — с другой, выделяются 4 группы детей с недостатками слуха. Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.

Это — особый вид дизонтогенеза — дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи — функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.

Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется в процессе обучения закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Заметим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза.

Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10-11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами опосредствованного, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.

Кроме того, для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. Однако у данной категории детей образуются полноценные понятия, т.е. для них может быть доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от умственно отсталых детей, которые часто остаются во власти единичных наглядных образов).

В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две характерные закономерности.

Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.

Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной.

Вторая закономерность — отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми.

Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.

Источник

Комплексное взаимодействие специалистов по психофизическому развитию дошкольников с нарушением слуха

Васильева Т.Н,

Перевалова О.В.

Целью деятельности специального коррекционного образовательного учреждения для дошкольников с нарушением слуха является обеспечение всестороннего развития личности воспитанников. Одним из важнейших направлений в её достижении является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей (в том числе, психологического), преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии.

На протяжении многих лет в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха  проводилась интенсивная работа над созданием комплексной системы медико-психолого-педагогической поддержки физического развития и укрепления психологического здоровья ребенка с нарушением слуха, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого воспитанника и достичь оптимального для него уровня развития.

Кроме этого, много внимания уделялось совершенствованию содержания работы по физическому воспитанию детей и поиску новых форм, которые способны повысить эффективность коррекционной поддержки каждого ребенка.

Комплексная система медико-психолого-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья ребенка с проблемами в развитии была построена в соответствии с такими принципами, разработанными в отечественной и зарубежной специальной педагогике, как: принцип принятия ребенка и принцип помощи, принцип индивидуального подхода, принцип сотрудничества с семьей и принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий.

В создании режима оптимальной двигательной активности дошкольников с нарушением слуха выделяется два самым тесным образом связанных друг с другом направления: медицинское и психолого-педагогическое. В русле каждого направления проводится ряд разнообразных мероприятий, которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи.

Медицинский аспект представлен организацией лечебно-оздоровительной работы, которая проводится планомерно, систематически, охватывает всех воспитанников и включает:

а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы,  соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми, содержанию помещений, в которых они находятся, режиму двигательной активности и др.);

б)         лечение (медикаментозное лечение, физиотерапия, фитотерапия);

в)         оздоровительные мероприятия (массаж, занятия лечебной физкультурой, закаливание,  и др.).

При этом сложились разнообразные формы комплексного  взаимодействия специалистов учрежедния: психолого-медико-педагогические консилиумы, мини-педсоветы в группах, текущие обсуждения проблем отдельных воспитанников, совместные встречи с родителями и др.

Психолого-педагогический аспект создания режима оптимальной двигательной нагрузки на каждого ребенка и укрепления здоровья является одним из ведущих в нашем образовательном учреждении. Важнейшим его элементом является организация охранительного педагогического режима. Соблюдение щадящего режима в организации быта и жизни детей в учреждении, способствующего укреплению здоровья и нервной системы воспитанников, обеспечивается:

  • относительно постоянной обстановкой, в которой воспитывается ребенок;
  • планомерностью и предсказуемостью образа и ритма жизни детей;
  • рациональным чередованием обязательных и свободных игр и занятий и отдыха;
  • проведением физкультминуток в процессе занятий, физкультурных упражнений и подвижных игр в течение дня с целью обеспечения необходимого для каждой группы воспитанников двигательного режима;
  • организацией правильного питания и сна детей.

Возможность организации щадящего режима для дошкольников с проблемами в развитии в нашем учреждении обеспечивает соблюдение таких условий, как:

  • относительно небольшая наполняемость групп (от 6 до 8-10 человек),
  • наличие достаточного  количества высококвалифицированных специалистов, работающих с ребенком в течение каждого дня и недели,
  • наличие соответствующим образом оснащенных помещений, необходимых для организации коррекционно-воспитательной работы,
  • наличие развивающей среды, благодаря которой реальной становится возможность помочь ребенку достичь оптимального для него уровня развития.

В результате длительной и планомерной работы были определены наиболее действенные средства психофизического развития ребенка с нарушением слуха:

— создание особого психологического климата, в котором воспитываются дети, построенного на глубоком понимании особенностей их развития, уважении к развивающейся личности ребенка, вере в возможности психофизического развития каждого воспитанника, педагогическом оптимизме, доброжелательном и ярко положительном эмоциональном отношении к каждому ребенку и т.п.;

— наличие высококвалифицированных    специалистов, понимающих приоритетное значение работы по психофизическому развитию воспитанников и уделяющих ей большое внимание как средству эмоционального, социального, речевого и интеллектуального развития;

— организация системы работы по физическому развитию детей квалифицированным инструктором по физическому воспитанию, отвечающим за проведение основных форм работы в тесном сотрудничестве с другими специалистами;

— наличие физкультурного зала с соответствующим развивающим оборудованием;

— оснащение всех групп оборудованием и инвентарем для проведения подвижных игр и физкультурных упражнений, обеспечивающих создание оптимального для воспитанников каждой группы двигательного режима;

— четкое планирование работы по физическому воспитанию в учреждении в целом, с каждой группой детей и с каждым ребенком в отдельности;

— введение дополнительных форм работы, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья детей (в частности, использование в работе психолога элементов сенсорной комнаты);

— активное привлечение родителей к разным формам работы по физическому развитию детей;

— методическое обеспечение работы по физическому воспитанию дошкольников с разным уровнем развития.

В основе построения всей коррекционно-развивающей работы лежит  тщательное обследование каждого ребенка в начале каждого учебного года  специалистами (психологом, дефектологом, учителем по физической культуре, функциональным диагностом и др.) и динамическое обследование (промежуточный контроль) в течение учебного года, позволяющий фиксировать происходящие изменения. На плановых или внеплановых психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) результаты обследования обсуждаются совместно специалистами: учителем-дефектологом, психологом, методистом, врачом. По итогам ПМПк вырабатываются и систематизируются рекомендации по оптимизации образовательного маршрута для ребенка. Такая организация взаимодействия специалистов  позволяет сконструировать наиболее оптимальную программу индивидуальных, групповых и фронтальных занятий с детьми и вводить в нее корректировки по мере развития воспитанников. Результаты обследования могут вноситься в общую «карту развития ребенка», и вместе с другими результатами отражать динамику в психофизическом развитии воспитанника за время его пребывания в детском доме.

В результате комплексной работы по психофизическому развитию дошкольников с нарушением слуха удается к концу четвертого года обучения ребенка добиться следующих результатов:

  • выработать необходимых умений и навыков в основных движениях;
  • оптимально развить двигательные способности, тонкие манипулятивные действия рук (пальцев рук);
  • нормализовать функции движения, провести коррекцию осанки;
  • сформировать совместные двигательные действия;
  • развить психофизиологические функции;
  • нормализовать психические функции.

Источник