Психофизическое развитие ребенка 3 лет
2-3-х летний ребёнок — это уже сформировавшаяся маленькая личность.
2-3-х летний ребёнок — это уже сформировавшаяся маленькая личность. Он имеет свои привычки, требовательно поизносит «хочу» или «не хочу», узнаёт себя в зеркале, на фото и видеосъёмке. Иногда он становится упрямым, иногда — обидчивым. Часто это случается из-за того, что его оскорбили, обидели, несправедливо наказали.
Кризис 3-го года жизни
Этот период взросления у детей считается кризисным. Но процессы физиологического становления продолжаются: укрепляется нервная система, увеличивается выносливость организма.
Кроха взрослеет, он даже может иногда сдержаться и не заплакать, когда очень больно. Малыш становится усидчивее и терпеливее, учится дольше концентрировать внимание на одном занятии.
Появляется ещё одна черта: вдумчивость — теперь ребёнку труднее переключить внимание. Иногда, занимаясь своей игрой, он не сразу понимает обращённый к нему вопрос, а во время плача или капризов вам становится всё труднее переключать внимание малыша, отвлекая на яркую игрушку или птичку за окошком.
Двигательное развитие
У 2-х летнего крохи появляется больше умений в управлении своим телом и согласованности в действиях. Очень приятным событием для мам является то, что уровень развития тонкой моторики у детей 2-х лет уже позволяет им самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, держать в ручке карандаш, аккуратно орудовать ложкой за столом и даже застёгивать пуговицы.
Словарный запас
В этом возрасте он уже довольно внушителен: до 1300 слов. Разговаривая, ребёнок использует все части речи, хотя ещё и не всегда правильно. В таких случаях нужно тактично поправить его, сделав замечание. Характерным отличием речи двухлетнего малыша является «болтовня без умолку» — он проговаривает каждое своё действие, любую игровую ситуацию, делая это постоянно и с удовольствием.
Игра как основной развивающий вид деятельности
В этот период дети начинают активно играть в ролевые игры. Они примеряют на себя различные роли, изображая маму, папу или продавщицу в магазине, копируя их жесты, речь, мимику. Освоение ролевых игр является важным показателем перехода на новый уровень психического и умственного развития ребёнка.
Важнейшие мыслительные операции:
- умение выделять основные свойства предметов: цвет, размер, форму;
- умение назвать форму, размер и цвет предмета, а также его расположение (близко, далеко);
- умение проводить простейший сравнительный анализ: по цвету, размеру, форме, весу, времени (завтра, вчера, поздно, потом, сразу);
- умение координировать движения рук и глаз;
- умение формировать числовые представления: один, больше, меньше, мало, много.
Общение со взрослыми
Конечно же, это как раз тот возраст, когда малыш очень многое узнаёт об окружающем мире из пояснений взрослых.
А именно:
- явления природы: идёт дождик, снег, светит солнце, холодно, жарко, на небе облака, гремит гром;
- ребёнок с помощью взрослых познаёт растительный мир: различает и называет дерево, цветок, траву, листья;
- ребёнок имеет представления о животном мире: знает по именам всех домашних животных, имеет о них первичные представления, диких животных знает по картинкам и телепрограммам;
- различает и называет простые бытовые действия: мыть посуду, стирать, пылесосить и т. д.
Память и способность к выполнению действий
Ребёнок до 3-х лет в состоянии запомнить и выполнить 4–5 действий подряд. Например — подойти к столу, взять предмет, принести его и отдать вам. Малыш может отвечать на вопросы, повторить подряд несколько цифр, строить предложения из 6-7-ми слов.
В три годика ребёнок может нарисовать крестик, кружочек, человечка (правда, пока трудноузнаваемого). Здесь следует сказать, что успехи в рисовании напрямую зависят от обучения. Вряд ли у ребёнка получится с первого раза нарисовать какой-либо предмет, если до этого он не держал в руке карандаш.
На заметку родителям
Чтобы обеспечить вашему малышу благополучное психофизическое развитие, нужно принять на вооружение следующие моменты в воспитании:
- предоставляйте ребёнку больше свободы в действиях. Если он вполне может справиться самостоятельно, не опекайте и лишний раз не контролируйте его;
- к его самостоятельным действиям относитесь серьёзно, поощряйте;
- никаких негативных высказываний в адрес ребёнка допускать нельзя. Пусть пока неумело, постепенно, но он должен сам стремиться выполнить то или иное действие;
- давайте время на становление каждого навыка или умения, не торопите кроху;
- доверяйте, поощряйте, выражайте уверенность, что всё-всё получится;
- хвалите как можно чаще;
- пусть малыш чувствует вашу заинтересованность в том, чтобы у него всё получилось. Не проявляйте безразличия. Если усилия малыша увенчались успехом, выскажите ему свою искреннюю радость;
- если ребёнок не может справиться с поставленной задачей и просит вас помочь — помогайте, при этом не стараясь сделать всё за него, а добиваясь, чтобы основную часть задачи он выполнил сам;
- стремитесь формировать установку на преодоление трудностей, чтобы все усилия ребёнка приводили к заданной конечной цели;
- нельзя допускать таких ситуаций, где малыш заранее будет играть роль неудачника. Не ставьте перед ним неразрешимых задач;
- не занижайте и не завышайте способности ребёнка;
- старайтесь хвалить только тогда, когда малыш заслужил похвалу. Поощрение должно быть адекватно результату действия;
- формируйте интерес к занятиям, показам, играм, из которых малыш может почерпнуть образцы правильного поведения;
- активизируйте творческие возможности ребёнка, побуждая его к различным видам художественной деятельности;
- формируйте особый интерес к миру человеческих взаимоотношений, к разным видам деятельности человека;
- если у малыша в разгаре игра, а вам необходимо переключить его на другой вид деятельности, делайте это плавно, объясняя и помогая.
Источник
Муниципальное образовательное дошкольное учреждение комбинированного вида № 25
«Возрастные особенности психофизического развития детей 2-3х лет»
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт. У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем. Что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит. Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему и плохому; и правильному и не правильному. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций. Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. Речь находится на стадии формирования; Обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния; Внимание, мышление, память — непроизвольны. Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры. Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу. Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой). Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать». Возрастные особенности психического развития детей 2 – 3 лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Источник
Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом. Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует, отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.
В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком, кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.
Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому. Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3 — 4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.
Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.
Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.
Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний ребенок может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.
К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.
Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.
Ведущая деятельность — игра. Значение игры для детей 3 — 4 лет чрезвычайно велико. В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами — заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.
В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.
Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Труслейский детский сад «Теремок»
Родительское собрание на тему:
«Особенности психофизического развития детей третьего года жизни»
Подготовила: воспитатель первой младшей группы Чикинёва Т.Г.
2016-2017 учебный год
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственнуюактивность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названияокружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых,ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новыевиды деятельности: игра, рисование, конструирование.Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия,которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразитькакой-либо предмет.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка,
но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Источник