Психодиагностика нарушений развития у ребенка

Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углублённое изучение ребёнка с целью разработки индивидуальной коррекционной программы.

Каждый этап имеет свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Первый этап получил название «скрининг». Слово «скрининг» происходит от английского «screen» и означает «просеивать», «сортировать». На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребёнка без точной квалификации того, каковы характер и глубина этих отклонений.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребёнка. Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а именно: выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также выявление недостатков той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с особенностями ребёнка, вызывающими трудности в обучении и воспитании, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребёнком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу дать оценку особенностям поведения или трудностям в воспитании ребёнка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребёнка те или иные проблемы психологического плана.

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто, а по своей процедуре редко отвечает современным требованиям. Используемый при скрининге набор методик часто не отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов и психологов обычно недостаточна для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможность обеспечить всестороннее изучение особенности каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются.

Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики:

— несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно-обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни;

— при разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

— существенной проблемой при проведении скрининг-обследования является эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых* Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создаёт существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По результатам этого этапа определяется направление обучения ребёнка, вид и программа образовательного учреждения, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребёнка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по её результатам определяется направление обучения ребёнка и его организационные формы.

Задачами дифференциальной диагностики являются:

— разграничение степени и характера нарушений умственною, речевого и эмоционального развития ребёнка;

— выявление первичного и вторичного нарушений, то есть сие томный анализ структуры нарушения;

— оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

— определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется пспхолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Группа специалисток, осуществляющих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребёнка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа диагностической группы строится, но определённой системе с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей, относящихся к разным типам (категориям) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В. И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление индивидуальных особенностей ребёнка, то есть тех характеристик его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребёнку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком. Большую роль на этом этапе играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

Углубленное психолого-педагогическое изучение с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и осуществляется в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов.

Среди них можно выделить такие, как:

— выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребёнка;

— разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

— оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;

— определение условий воспитания ребёнка, специфика внутрисемейных отношений;

— помощь в ситуациях с затруднениями в учёбе;

— профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

— решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребёнка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребёнка.

Эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь, выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождении ребёнка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

— раннее выявление нарушений развития у детей;

— определение причин и характера нарушений;

— определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

— выявление индивидуальных психологических особенностей ребёнка с нарушениями развития;

— разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Дата добавления: 2014-02-05; просмотров: 15284; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10470 — | 7727 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Антошина Зульфия
Основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей дошкольного возраста

Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике.С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85 % детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30 % нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25 %, а по некоторым данным — 30—45 %; в школьном возрасте 20 —30 % детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60 % детей относятся к группе риска. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.

Для детей с нарушениями развития в нашей стране открыты специальные дошкольные и школьные образовательные учреждения. В них создаются образовательные условия, которые должны обеспечить оптимальное умственное и физическое развитие этих детей. К таким условиям прежде всего относится индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Этот подход предусматривает использование специальных образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов, дефектологов и др., сочетание обучения с необходимыми медицинскими профилактическими и лечебными мероприятиями, определенные социальные услуги, создание материально-технической базы специальных образовательных учреждений и их научно-методическое обеспечение. В настоящее время существует большое разнообразие специальных образовательных учреждений.

Наряду со специализированными детскими образовательными учреждениями (ДОУ) и специальными (коррекционными) школами I—VII I видов, в которые дети поступают вследствие тщательного отбора и в которых реализуются специальные образовательные программы, утвержденные Министерством образования РФ, открыты негосударствен-ные учреждения, реабилитационные центры, центры развития, смешанные группы и т. п., в которых находятся дети с разными нарушениями, часто разного возраста, в силу чего реализация единой образовательной программы становится невозможной и возрастает роль индивидуального психолого-педагогического со провождения ребенка. В то же время в массовых детских садах и общеобразовательных школах встречается большое количество детей, неблагополучных в психофизическом развитии. Выраженность этих отклонений может быть различна. Значительную по численности группу составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно вы являемыми отклонениями в развитии двигательной,сенсорной или интеллектуальной сферы: с нарушениями слуха, зрения, оп тико-пространственных представлений, опорно-двигательного аппарата, фонематического восприятия, с эмоциональными на рушениями, с недостатками речевого развития, с расстройства ми поведения, с задержкой психического развития, соматически ослабленные дети. Если к старшему дошкольному возрасту выраженные нарушения психического или (и) физического развития, как правило, бывают выявлены, то минимальные нарушения дли тельное время остаются без должного внимания. Однако дети с подобными проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без специально организованной коррекционно-педагогической помощи.

Несмотря на то что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Поэтому очень важно своевременно выявлять не только детей с выраженными нарушениями развития, но и детей с минимальными отклонениями от нормативного развития. Описанные тенденции в образовании детей с недостатками развития показывают, что сегодня роль психодиагностики нарушений развития очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития в популяции; определение их оптимального педагогического маршрута; обеспечение их индивидуальным сопровождением в специальном или общеобразовательном учреждении; разработка планов индивидуального обучения и программ индивидуальной коррекции для проблемных детей в массовой школе, для детей со сложными нарушениями раз вития и тяжелой степенью нарушений психического развития, для которых отсутствуют типовые образовательные программы. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого психодиагностического изучения ребенка.

Диагностика недостатков развития должна включать три этапа. Первый этап получил название скрининг (от англ. зсгееп — просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины.

Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т. е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление ин-дивидуальных особенностей ребенка, т. е. тех характеристик по-знавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, рабо-тоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений. Для успешного осуществления психолого-педагогической диагностики нарушенного развития необходимо остановиться на рассмотрении понятия «нарушенное развитие».

Источник

6.1. Общие требования к процедуре и организации обследования детей с дизонтогениями

Установление
характера дефекта и степени его
выраженности требует системного подхода
к анализу нарушений, учета структуры
дефекта в целом.

Поэтому
одной из наиболее актуальных проблем
в отношении детей с отклонениями в
развитии в настоящее время является
проблема качественной диагностики. В
задачи психологической диагностики
аномального развития входит:

  1. Определение
    первичного
    нарушения (для какой категории нарушения
    характерны обнаруженные отклонения в
    развитии).

  2. Определение
    степени
    первичного нарушения. Выявление
    индивидуально-психологических
    особенностей развития ребенка.

  3. Определение
    оптимальных
    условий воспитания и индивидуальной
    программы развития ребенка.

  4. Оценка
    динамики
    психического развития (использует ли
    помощь, перспективы развития).

Для
того чтобы диагностика отражала
действительное состояние ребенка и
способствовала правильному выбору
методов коррекционной работы с ним, при
ее проведении необходимо учитывать
следующие принципиальные
положения:

  • Обязательное
    осуществление комплексного
    подхода

    (исследуется состояние слуха, двигательной
    сферы, зрения, особенности соматического
    состояния, познавательная деятельность,
    поведение, эмоции каждого обследуемого
    ребенка).

  • Принцип
    системного,
    целостного

    изучения ребенка, который подразумевает:

  • а)
    установление причин нарушения;

  • б)
    установление
    первичного дефекта и вторичных
    отклонений.

  • Принцип
    динамического
    изучения (для этого используют
    диагностический обучающий эксперимент,
    особенно в случаях дифференциальной
    диагностики).

  • Принцип
    качественного
    анализа данных (включает в себя анализ
    отношения испытуемого к обследованию,
    анализ способов действия, анализ
    характера ошибок, анализ отношения
    ребенка к результату).

Диагностика
аномального развития может быть только
строго индивидуальной.

В
процессе психологической диагностики
нарушений развития у детей
выявляется и систематизируется
патологическая симптоматика и
определяется нарушение развития.
Проводится
структурный анализ выявленных
расстройств, выделяются первичные
симптомы, связанные с болезнью, и
вторичные нарушения, обусловленные
аномальным развитием в условиях болезни.
Разрабатывается программа коррекционных
мероприятий, дифференцированная в
зависимости от характера, природы и
механизма нарушений и направленная на
их предупреждение,
снятие или ослабление. Основной путь
решения этих задач — экспериментально-психологическое
исследование детей и подростков.

Для
проведения психологического обследования
ребенка с дизонтогенией чаще всего
используются адаптированные
методики патопсихологии или тесты,
специально разработанные для
детей. Большая часть этих методик может
быть использована также при
решении вопросов
коррекционной педагогики: при отборе
и комплектовании специальных
образовательных
учреждений, для изучения неуспевающих
школьников и т.д.

При
планировании специального психологического
обследования ребенка необходимо
учитывать
его возраст, уровень интеллектуального
и речевого развития и другие значимые
факторы
— состояние зрения, слуха, двигательной
сферы.

Например,
психологическое исследование детей с
нарушениями слуха должно учитывать не
только то, что дети не воспринимают
речевую инструкцию на слух, но также и
тот факт, что уровень развития их речи
может быть недостаточным для адекватного
восприятия и понимания письменной
инструкции. В этом случае ребенку нужно
или объяснить инструкцию жестами (если
ребенок владеет жестовой речью), или
показать необходимые действия, выполнив
их в виде образца на аналогичном задании.

Дети,
страдающие нарушениями зрения, обычно
хорошо понимают словесную инструкцию,
но в некоторых случаях не могут справиться
с заданием, требующим оперирования
наглядными материалами. Такие задания
желательно исключать из процедуры
обследования ребенка с нарушением
зрения.

Обследование
детей в возрасте до 5 лет, страдающих
речевой
патологией, следует проводить по
заданиям, не требующим развернутых
речевых объяснений.
Им должны предъявляться задания, которые
можно выполнить
в практическом плане, без обязательного
сопровождения их собственной речью.

Некоторые
дети с патологией речи недостаточно
понимают обращенную к ним речь. Это
может послужить причиной неправильного
выполнения заданий. Поэтому при ошибочном
выполнении задания такими детьми следует
повторить инструкцию, сопровождая,
объяснения жестами или даже показом,
как и в случае нарушений слуха,
аналогичного задания.

При
обследовании ребенка с выраженными
двигательными нарушениями помимо
изучения когнитивной и эмоционально-волевой
сферы необходимо ввести
задания для оценки уровня двигательного
развития, мелкой моторики и пространственных
представлений. В
этих случаях необходимо установить, в
каком положении (сидя или стоя) ребенок
удерживает
вертикальное положение, каким образом
он передвигается (в
коляске; с
костылями; с
опорой на трость; самостоятельно
в пределах помещения; самостоятельно
на значительные расстояния).
Определяется
также ведущаярука
иразвитие
манипулятивной функции. Отслеживается
участие
пораженной руки в игре и процессах
самообслуживания.

В
случаях обследования детей с тяжелыми
двигательными или психическими
нарушениями важно оценить уровень
развития навыков самообслуживания. В
том числе проверяется уровень владения
навыками
личной гигиены, самообслуживанием
в одевании и раздевании, самообслуживанием
при приеме пищи.

При
обследовании ребенка с тяжелыми
двигательными нарушениями и(или)
серьезной степенью интеллектуальной
недостаточности необходимо оценить
уровень его бытовой и социальной
адаптации. Это можно сделать с помощью
специальной шкалы навыков, которая
приведена в приложении 8.

Важной
составной частью психологического
исследования ребенка и подростка
является
изучение его социального окружения, в
первую очередь семьи. Проводя изучение
ближайшего социального окружения
ребенка необходимо оценить
следующие показатели:

  • уровень образования
    родителей;

  • общий культурный
    уровень семьи;

  • материальная
    обеспеченность;

  • жилищно-бытовые
    условия;

  • взаимоотношения
    в семье;

  • наличие вредных
    привычек у родителей;

  • состояние здоровья
    родителей.

Очень
важно также учесть желание родителей
сотрудничать со специалистами по
преодолению
имеющихся у ребенка проблем. Уровень
родительской мотивации может быть
оценен по таким параметрам:

  • адекватность
    оценки родителями состояния своего
    ребенка;

  • готовность
    к полноценному сотрудничеству в процессе
    коррекционной работы, понимание
    его важности и необходимости;

  • степень инициативы
    в плане сотрудничества;

  • продуктивность
    использования психолого-педагогических
    и медицинских рекомендаций.

Требования
к процедуре проведения обследования и
к его методам:


Установление контакта с ребенком:
расположить, внушить ему доверие к себе.


Обследование начинать с игровой
деятельности; в зависимости от возраста,
личности ребенка это могут быть или
настольные игры, или подвижные, или
ситуативные.


Беседа, диалог поддерживаются в течение
всего времени обследования («немногословие»).


Взаимодействие с ребенком во время
обследования должно быть максимально
свободным, непроизвольным, заинтересованным,
интересным по содержанию.


В нужных случаях создавать ситуацию
соревнования (кто лучше сделает, кто
быстрее выполнит, кто больше запомнит,
кто лучше нарисует). Давать ребенку
возможность выигрывать, но не всегда.


Иногда процедура проведения теста
должна носить характер урока,
(а не игры) при котором обязательно
следование строгим правилам. Например,
при работе с таблицей Шульте. При этом
надо стимулировать ребенка к деятельности,
стараться, чтобы работа была доведена
до конца.


При специальном
исследовании гнозиса, праксиса, речи
важно применять адекватный задаче
обследования показатель выполнения
теста. Например, при исследовании
фонематического слуха необходимо
исключить возможные ошибки в
звукопроизношении, а при опознании
предметных картинок ошибки называния.


Для точности постановки диагноза и
установления причины нарушения того
или иного процесса важным является
соблюдение правила предъявления объема,
не превышающего 7 
2 объекта для школьников и не более 3-5
для детей старшего дошкольного возраста.


Обязательное условие обследования –
учет сложности и знакомости предъявляемого
материала (вербального и картиночного).


В зависимости от задачи исследования
особое внимание обратить на способ
подачи материала. В одних случаях
необходим только картиночный материал
без участия речи и испытуемого, и
психолога. В других только вербальный
без подкрепления картинкой, в противном
случае смешение материала не даст
возможности понять, что помогло выполнить
задание.


Способ выполнения ребенком теста должен
соответствовать задаче исследования,
тому, что исследователь хочет узнать.


Для исследования работоспособности
ребенка необходим учет утомляемости
ребенка и ее влияния на выполнение
заданий, а также врабатываемости.


При проведении диагностического
обследования должны быть исключены
посторонние люди, шум, предметы. Обычное
обследование ( кроме случаев обследования
совсем маленького ребенка) должно
происходить в отсутствие родителей
(родственников) и посторонних людей,
т.к. их присутствие и тем более вмешательство
может исказить получаемые данные.

Для
того
чтобы составить общее мнение о ребенке,
о наличии и характере дефекта, нужно
подытожить все, что было получено во
время обследования. Для решения вопроса
о перспективах обучения необходимо
проанализировать все те материалы
обследования, на основании которых
составляется общая характеристика
ребенка. Эта характеристика является
основанием для заключения о возможности
и необходимости помещения ребенка в
специальное учреждение для глухих,
слабослышащих или для детей с нарушениями
интеллекта.

Характеристика
составляется после окончания обследования,
в отсутствие ребенка и его родителей,
но обязательно до обследования следующего
ребенка. В характеристике представлены
следующие пункты:

  1. Данные
    из истории развития ребенка, указывающие
    на возможную причину, время возникновения
    дефекта и его характер.

  2. Данные
    медицинского осмотра.

  3. Внешний
    вид ребенка.

  4. Поведение
    и его оценка.

  5. Состояние
    слуха.

  6. Состояние
    речи.

  7. Характеристика
    восприятия и интеллектуального развития.

  8. Выводы.

  9. Заключение.

Отграничение
глухих от слабослышащих, детей с
нарушениями слуха от детей с речевыми
и интеллектуальными нарушениями, детей
с задержкой психического развития от
детей с умственной отсталостью, детей
с разными степенями снижения интеллекта
друг от друга в некоторых случаях бывает
невозможно произвести в процессе
однократного обследования.

В
этих случаях необходимо организовать
диагностическое обследование в виде
обучающего эксперимента, для чего
желательно организовать диагностические
группы или классы при областных и
городских медико-педагогических
консультациях. В тех случаях, когда нет
диагностической группы, рекомендуется
назначение на повторную консультацию
через год.

Вопросы
и задания для самоконтроля

  1. Что
    входит в задачи психологической
    диагностики аномального развития?

  2. Какие
    принципы необходимо учитывать при
    осуществлении психолого-педагогической
    диагностики детей с нарушением развития?

  3. Что
    еще необходимо учитывать при планировании
    и организации специального психологического
    исследования ребенка?

  4. По
    каким параметрам оценивается уровень
    родительской мотивации?

  5. Каким
    специальным требованиям должна отвечать
    процедура проведения обследования и
    его методы?

  6. Какие
    данные на ребенка должны быть представлены
    в его характеристике?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник