Психоаналитический подход к развитию ребенка фрейд

Психоаналитический подход к развитию ребенка фрейд thumbnail

Предмет этого
подхода — человеческие эмоции и
межличностные отношения. Наиболее
известны теории Фрейда и Эриксона.

Фрейд объяснил
развитие личности действием биологических
факторов и опытом семейного общения.
Он полагал, что дети проходят 5 стадий
психосексуального развития, на каждой
из которых интересы ребенка сосредоточены
вокруг определенной части тела, служащей
источником удовольствия.

Оральная (0-2),
Анальная(2-З), фаллическая (4-5),
латентная(б-12), генитальная (12-18)

Он предложил модель
человеческой личности: она состоит из
трех основных компонентов: ОНО — наиболее
примитивный компонент, носитель
инстинктов; будучи иррациональным и
бессознательным, подчиняется принципу
удовольствия;

Я следует принципу
реальности и учитывает особенности
внешнего мира, его свойства и отношения;

СВЕРХ-Я — служит
носителем моральных норм, эта часть
личности выполняет роль критика и
цензора.

Если Я примет
решение или совершит действие в угоду
ОНО, но в противовес СВЕРХ-Я, то оно
испытает наказание в виде чувства вины,
укоров совести. Личность по Фрейду — это
взаимодействие взаимопобуждающих и
сдерживающих сил.

Динамика личности
определяется действием инстинктов. Они
состоят из 4-х компонентов: побуждение;
цель (т.е. достигнутое удовлетворение);
объект (с его помощью цель может быть
достигнута); источник (в нем побуждение
порождается). Одно из основных положений
психоаналитического учения о развитии
личности заключается в том, что
сексуальность и есть основной человеческий
мотив.

1.
Переживания раннего детства играют
критическую роль в формировании взрослой
личности. Фрейд был убежден в том, что
основной фундамент личности индивидуума
закладывается в очень раннем возрасте,
до 5 лет. 2.
Человек рождается с определенным
количеством сексуальной энергии
(либидо), которая затем проходит в своем
развитии через несколько психосексуальных
стадий, коренящихся в инстинктивных
процессах организма.

4 стадии развития:
оральная, анальная, фаллическая,
генитальная
.
В общую схему раз­вития Фрейд включил
и латентный период, приходящийся в норме
на промежуток между 6-7-м годами жизни и
началом половой зрелости. Но, строго
говоря, латентный период — это не стадия.
Первые три стадии развития охватывают
возраст от рождения до пяти лет и
называются прегенитальными стадиями,
поскольку зона половых органов не
приобрела еще главенствующей роли в
становлении личности.

Четвертая стадия
совпадает с началом пубертата. Наименования
стадий ос­нованы на названиях областей
тела, стимуляция которых приводит к
разрядке энергии либидо.

Так как Фрейд делал
основной акцент на биологических
факторах, вce стадии теснo связаны с
эрогенными зонами.

В термине
«психосексуальный» подчеркивается,
что главным фактором, определяющим
развитие человека, является сексуальный
инстинкт, прогрессирующий от одной
эрогенной зоны к другой на протяжении
всей жизни человека.

На каждой стадии
развития определенный участок тела
стремится к определенному объекту или
действиям, чтобы вызвать приятное
напряжение. Психосексуальное развитие
_ это биологически детерминированная
последовательность, присущая всем
людям. Социальный опыт индивидуума, как
правило, привносит в каждую стадию
определенный долговременный вклад в
виде приобретенных установок, черт и
ценностей.

Стадии
психосексуального развития по Фрейду

стадия

возраст

Зона сосредоточения
либидо

Задачи. Опыт
данного периода

Оральная

0 – 1,5 года

Рот
(сосание, кусание, жевание)

Отвыкание
(от груди или рожка). Отделение себя
от материнского тела

Анальная

1,5 – 3 года

Анус
(удержание или выталкивание фекалий)

Приучение
к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

3 – 6 лет

Половые
органы (мастурбация)

Идентификация
со взрослыми того же пола, выступающими
в роли образца для подражания

Латентная

6 – 12 лет

Отсутствует
(сексуальное бездействие)

Расширение
социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат

Половые
органы (способность к гетеросексуальным
отношениям)

Установление
интимных отношений или влюбленность;
внесение своего трудового вклада в
общество

Отличия теорий
Фрейда и Эриксона

1.
У Эр. сдвиг от Ид к Эго, именно эго
составляет основу поведения и
функционирования человека.

Эриксон пытается
преодолеть биологизм Фрейда и делает
акцент на значении социокультурных
условий в возникновении неврозов,
объяснении мотивационных сил и конфликтов
личности. Он выделял 8 стадий психосоциального
развития, в которых человек испытывает
специфический кризис, суть которого
составляет конфликт м/у противоположными
состояниями сознания.

+ параллельно
идет развитие ид и инстинктов
.

Подобный взгляд
на природу чел, названный эго-псuхологuей,
радикально отличается от раннего
психодина­мического мышления тем,
что эго-Ψ описывает людей как более
рацио­нальных и поэтому принимающих
осознанные решения и сознательно
решаю­щих жизненные проблемы. В то
время как Фрейд считал, что эго борется,
пытаясь разрешить конфликт между
инстинктивными побуждениями и мораль­ными
ограничениями, Эриксон доказывал, что
эго — это
автономная система, взаимодействующая
с реальностью при помощи восприятия,
мышления, внима­ния и памяти.

Эриксон
считал, что человек, взаимодействуя с
окружением в процессе своего развития,
становится все более и более компетентным.

2.
Эриксон развивает новый взгляд
относительно индивидуального
взаимоотношения с родителями и культурным
контекстом, в котором существует семья.
Если Фрейда интересовало влияние
родителей на становление личности
ребенка, то Эриксон подчеркивает
исторические
условия, в которых формируется эго у
ребенка
. Он
основывается на результатах наблюдений
за людьми, принадле­жащими к различным
культурам, чтобы показать: развитие эго
неизбежно и тесно связано с меняющимися
особенностями социальных предписаний
и системой цен­ностей.

3.
Теория
развития эго охватывает все жизненное
пространство инди­видуума (то есть
от младенчества до зрелости и старости).

Фрейд, напротив, огра­ничился влиянием
ранних детских переживании и не уделял
внимания вопросам развития за пределами
генитальной стадии.

4
Фрейда и Эриксона различные взгляды на
природу и разрешение психосексуальных
конфликтов.. Целью Фрейда было раскрытие
сущности и особенностей влияния на
личность неосознаваемой психической
жиз­ни, а также объяснение того, как
ранняя травма может привести к
психопатологиив зрелости. Эриксон,
наоборот, видел свою задачу в том, чтобы
привлечь внима­ние к способности
человека преодолевать жизненные
трудности психосоциального характера.
Его теория
ставит во главу угла качества эго, то
есть его достоинства, раскрывающиеся
в различные периоды развития.

Возможно, это последнее разли­чие
является ключевым для понимания концепции
Эриксона об организации и развитии
личности.. Зна­ние того, как человек
справлялся с каждой из значимых жизненных
проблем или как неадекватное разрешение
ранних проблем лишило его возможности
справ­ляться с дальнейшими проблемами,
составляет, по мнению Эриксона,
единствен­ный ключ к пониманию его
жизни.

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ
ПРИНЦИП (Эриксон)

Центральным для
созданной Эриксоном теории развития
эго является положе­ние о том, что
человек в течение жизни проходит через
несколько универсальных для всего
человечества стадий. Процесс развертывания
этих стадий регулируется в соответствии
с эпигенетическим принципом созревания.
Под этим Э. по­нимает следующее: ­

1) личность
развивается ступенчато, переход от
одной ступени к другой предрешен
готовностью личности двигаться в
направлении дальнейшего роста, рас­ширения
осознаваемого социального кругозора
и радиуса социального взаимодей­ствия;

2) общество, в
принципе, устроено так, что развитие
социальных возможностей человека

-принимается
одобрительно, общество пытается
способствовать сохранению этой
тен­денции, а также поддерживать как
надлежащий темп, так и правильную
последователь­ность развития

. Эпигенетическая
концепция развития (по-гречески «эпи»
означает «после», после рождения,
происхождения) базируется на представлении
о том, что каждая стадия жизненного
цикла наступает в определенное для нее
время «критический период_), а также о
том, что полноценно функционирую­щая
личность формируется только путем
прохождения в своем развитии
после­довательно всех стадий. Кроме
того, согласно Эриксону, каждая
психосоциальная стадия сопровождается
кризисом — поворотным моментом в жизни
индиви­дуумa, который возникает как
следствие достижения определенного
уровня Ψческой зрелости и социальных
требований, предъявляемых к индиви­думу
на этой стадии. Иначе говоря, каждая из
восьми фаз жизненного цикла человека
характеризуется специфичной именно
для данной фазы задачей — проблемой в
социальном развитии, ко­торая в свое
время предъявляется индивидууму, но не
обязательно находит свое разрешение.
Характерные для индивидуума модели
поведения обусловле­ны тем, каким
образом в конце концов разрешается
каждая из этих задач или как преодолевается
кризис. Конфликты
играют жизненно важную роль в теории
Эриксона
,
потому что рост и расширение сферы
межличностных отношений связаны с
растущей уязвимостью функций эго на
каждой стадии. В то же время он отмечает,
что кризис
означает «не уrрозу катастрофы, а
поворотный пункт
,
и тем самым онтогенетический источник
как силы, так и недостаточной адаптации.­

Каждый психосоциальный
кризис, если рассматривать его с точки
зрения оценки, содержит и позитивный,
и негативный компоненты. Если конфликт
разрешен удовлетворительно (то есть на
предыдущей стадии эго обогатилось
новыми положительными качествами), то
теперь эго вбирает в себя новый ­позитивный
компонент (например, базальное доверие
и автономию), и это гарантирует здоровое
развитие личности в дальнейшем. Напротив,
если конфликт остается неразрешенным
или получает неудовлетворительное
разрешение, развивающему­ся эго тем
самым наносится вред,. и в него встраивается
негативный компонент (например, базальное
недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути
развития личности возникают теоретически
предсказуемые и вполне определенные
конфликты, из этого не следует, что на
предшествующих стадиях успехи и неудачи
обязатель­но одни и те же. Качества,
которые эго приобретает на каждой
стадии, не снижаютего восприимчивости
к новым внутренним кон фликтам или
меняющимся условиям. Задача состоит в
том, чтобы человек адекватно разрешал
каждый кризис, и тогда у него будет
возможность подойти к следующей стадии
развития более адаптивной и зрелой
личностью.

Все восемь стадии
развития в Ψческой теории Эриксона
представлены в табл. Каждая стадия
основывается на разрешении и интеграции
предшествовавших психосоциальных
конфликтов. Эриксон выдвинул предположение,
согласно ко­торому все кризисы в той
или иной степени имеют место с самого
начала. постнатального периода жизни
человека и для каждого из них есть
приоритетное время наступления в
генетически обусловленной последовательности
развития.

Полагая, что
перечисленные восемь стадий представляют
собой универсальную особенность
человеческого развития, Эриксон указывает
при этом на культурные различия в
способах разрешения проблем, присvщих
каждой стадии.

Стадия

Возраст

Психосоциапьный
кризис

Сильная
сторона

1.Орально-сенсорная

Рождение-

1
год

Базальное
доверие — базальное недоверие

Надежда

2.Мышечно-анальная

1-3
года

Автономия
— стыд и сомнение

Сила
воли

3.Локомоторно-генитальная

3-6
лет

Инициативность
— вина

Цель

4.
Латентная

6-12лет

Трудолюбие
— неполноценность

Компетентность

5.
Подростковая

12-19
лет

Эго-идентичность
— ролевое смешение

Верность

6.Ранняя
зрелость

20-25
пет

Интимность
— изоляция

Любовь

7.Средняя
зрелость

26-64
года

Продуктивность
— застой

Забота

8.Поздняя
зрелость

65
лет-смерть

Эго-интеграция
— отчаяние

Мудрость

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé ïîäõîä ê ðàçâèòèþ ðåáåíêà

Ç. Ôðåéä ñ÷èòàë èñòî÷íèêîì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âëå÷åíèÿ è èíñòèíêòû. Ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ ñ îïðåäåëåííûì çàïàñîì ýíåðãèè – «ëèáèäî», êîòîðàÿ ëåæèò â îñíîâå ñåêñóàëüíûõ âëå÷åíèé ÷åëîâåêà. Âåñü ïðîöåññ äåòñêîãî ðàçâèòèÿ Ç. Ôðåéä óêëàäûâàë â 4 ñòàäèè: îðàëüíàÿ, àíàëüíàÿ, ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ, ëàòåíòíûé ïåðèîä è ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ.

Îäíàêî íåêîòîðûå ìîìåíòû â òåîðèè Ç. Ôðåéäà íå ïðèíèìàëèñü äàæå åãî ó÷åíèêàìè.  òîì ÷èñëå ÷ðåçìåðíîå óâëå÷åíèå Ç. Ôðåéäà ïðîáëåìîé ñåêñóàëüíîñòè â æèçíè ÷åëîâåêà âûçûâàëî î÷åíü ìíîãî íàðåêàíèé è ñëóæèëî ïîâîäîì äëÿ êðèòèêè.

Íà êàæäîé èç ñòàäèé «ëèáèäî» ñîñðåäîòî÷èâàåòñÿ â òîé èëè èíîé îáëàñòè òåëà, ðàçäðàæåíèå êîòîðîé ïðèâîäèò ê óäîâëåòâîðåíèþ çíà÷èìûõ äëÿ ðåáåíêà ïîòðåáíîñòåé. Òàê, íàïðèìåð, â ìëàäåí÷åñòâå ëèáèäî ñîñðåäîòî÷åíî â îáëàñòè ðòà, ÿçûêà è ãóá è ñâÿçàíî ñ êîðìëåíèåì ãðóäüþ. Ïîýòîìó íåäîñòàòî÷íîå óäîâëåòâîðåíèå ïîòðåáíîñòåé, ñâÿçàííûõ ñ îðàëüíîé îáëàñòüþ, ìîæåò çàòîðìîçèòü ðåáåíêà íà ïîñëåäóþùèõ ñòàäèÿõ, âûçâàòü ó íåãî ñîñòîÿíèå äåïðåññèè è ò. ï. Åñëè æå ïîòðåáíîñòè óäîâëåòâîðÿþòñÿ èçáûòî÷íî, ó ðåáåíêà ìîæåò ðàçâèòüñÿ èçëèøíÿÿ çàâèñèìîñòü îò îêðóæåíèÿ (êîíôîðìèçì). Òàêèì îáðàçîì, íåóäîâëåòâîðåíèå ïîòðåáíîñòåé ïðèâîäèò ê ôèêñàöèè âëå÷åíèé, ñîçäàåò ïðåäåëüíîå íàïðÿæåíèå, âûçûâàåò ëèáî íåâðîçîïîäîáíûå ñîñòîÿíèÿ, íåóâåðåííîñòü, êàïðèçû è äðóãèå áîëåçíåííûå ñèìïòîìû, ëèáî ÿâëåíèÿ ðåãðåññèè – âîçâðàò ê íèçøåìó óðîâíþ ìîòèâàöèè ïîâåäåíèÿ.

×ðåçìåðíîå óäîâëåòâîðåíèå ïîòðåáíîñòåé òàêæå ìîæåò âûçâàòü íåæåëàòåëüíûå ýôôåêòû, êîòîðûå ìû îòìå÷àëè íà ïðèìåðå îðàëüíîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ (ïîäðîáíîå èçëîæåíèå òåîðèè Ç. Ôðåéäà ñì. â êí. Ë. Õüåëë è Ä. Çèãëåð «Òåîðèè ëè÷íîñòè», ãë. 3; Ê. Ñ. Õîëë è Ã. Ëèíäñåé «Òåîðèè ëè÷íîñòè»; Ë. Ô. Îáóõîâîé «Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ: òåîðèè, ôàêòû, ïðîáëåìû»).

Ñìûñë ýòèõ òåîðèé òî÷íî âûðàçèë Ý. Ãåêêåëü: «Îíòîãåíåç åñòü êðàòêîå è ñæàòîå ïîâòîðåíèå ôèëîãåíåçà».

Êîíå÷íî, íåëüçÿ íå ïðèçíàòü äåéñòâèÿ íàñëåäñòâåííûõ ôàêòîðîâ, î ÷åì óæå ãîâîðèëîñü âûøå. Îäíàêî â ðàìêàõ ýòèõ òåîðèé ïîëíîñòüþ èãíîðèðóåòñÿ âíåøíÿÿ ñòèìóëÿöèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. À õîðîøî èçâåñòíî, ÷òî ñòèìóëÿöèÿ è äåïðèâàöèÿ âëèÿþò íà ïðîöåññû ñîçðåâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Ôðåéä Çèãìóíä (1856–1939)

Àâñòðèéñêèé ïñèõîëîã, ïñèõèàòð è íåâðîïàòîëîã, ñîçäàòåëü ïñèõîàíàëèçà. Ñ 80-õ ãã. XIX â. ðàáîòàë â îáëàñòè ïðàêòè÷åñêîé ìåäèöèíû. Íà÷àâ ñâîè èññëåäîâàíèÿ êàê ôèçèîëîã è âðà÷-íåâðîïàòîëîã, ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî èñòî÷íèêîì ìíîãèõ çàáîëåâàíèé ÿâëÿþòñÿ íå îñîçíàâàåìûå áîëüíûìè êîìïëåêñû. Îäíà èç ïåðâûõ ñåðüåçíûõ íàó÷íûõ ðàáîò èì áûëà îïóáëèêîâàíà ñîâìåñòíî ñ É. Áðåéåðîì â 1895 ã. Ýòà ðàáîòà áûëà ïîñâÿùåíà ïðîáëåìå ïðîèñõîæäåíèÿ èñòåðèè è âîçìîæíîñòè åå ëå÷åíèÿ ãèïíîçîì.  äàëüíåéøåì Ç. Ôðåéä îòêàçàëñÿ îò ïðèìåíåíèÿ ãèïíîçà è ñîçäàë ñâîé ñïîñîá ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ïðè ïîìîùè ïñèõîàíàëèçà, îñíîâàííîãî íà òîëêîâàíèè àññîöèàöèé, ñíîâèäåíèé, îøèáî÷íûõ äåéñòâèé áîëüíîãî. Íà ïîëó÷åííîì ìàòåðèàëå ñîçäàë êîíöåïöèþ î ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè, âûäåëèâ â íåé òðè óðîâíÿ: ñîçíàíèå, ïðåäñîçíàòåëüíîå è áåññîçíàòåëüíîå. Ó÷åíèå Ç. Ôðåéäà ïðèîáðåëî øèðîêóþ èçâåñòíîñòü â íà÷àëå XX â. Ó íåãî ïîÿâèëîñü ìíîãî ó÷åíèêîâ è ïîñëåäîâàòåëåé, êîòîðûå âïîñëåäñòâèè ñàìè ñîçäàëè öåëûé ðÿä èçâåñòíûõ â íàøå âðåìÿ êîíöåïöèé è òåîðèé.

Òåîðèÿ íîìîãåíåçà Ë. Ñ. Áåðãà – îáúÿñíÿåò ïðîöåññ ðàçâèòèÿ êàê ïðîÿâëåíèå è ðàçâåðòûâàíèå ñóùåñòâóþùèõ ó ÷åëîâåêà çàäàòêîâ, îáóñëîâëåííûõ äåéñòâèåì âðîæäåííîé ïðîãðàììû.
Ëèáèäî (îò ëàò. libido – æåëàíèå, âëå÷åíèå) – ïñèõè÷åñêàÿ ýíåðãèÿ, ëåæàùàÿ â îñíîâå îñíîâíûõ âëå÷åíèé ÷åëîâåêà (ñåêñóàëüíûõ è âëå÷åíèÿ ê æèçíè).
Îðàëüíàÿ ñòàäèÿ – ïåðâàÿ ñòàäèÿ ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (ïî Ç. Ôðåéäó, ïðèõîäèòñÿ íà ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò), íà ïðîòÿæåíèè êîòîðîé öåíòðîì ÷óâñòâåííûõ ñòèìóëÿöèé, íàñëàæäåíèÿ è èíòåðåñà ðåáåíêà ñòàíîâèòñÿ åãî ðîò.
×ðåçìåðíàÿ èëè íåäîñòàòî÷íàÿ ñòèìóëÿöèÿ, ïîëó÷àåìàÿ ðåáåíêîì â òå÷åíèå ïåðâîé ïîëîâèíû ïåðâîãî ãîäà æèçíè, ïî ìíåíèþ Ç. Ôðåéäà, ïðèâîäèò ê ôîðìèðîâàíèþ îðàëüíî-ïàññèâíîãî õàðàêòåðà. Ýòî âåñåëûé è îïòèìèñòè÷íûé ÷åëîâåê, îí îæèäàåò îò îêðóæàþùèõ «ìàòåðèíñêîãî» ê ñåáå îòíîøåíèÿ è ïîòîìó ïîñòîÿííî èùåò îäîáðåíèÿ ëþáîé öåíîé. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ àäàïòàöèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ äîâåð÷èâîñòüþ, ïàññèâíîñòüþ, íåçðåëîñòüþ, ÷ðåçìåðíîé çàèñèìîñòüþ. Òàêîé ÷åëîâåê «ïðîãëîòèò» âñå, ÷òî åìó ïðåäëàãàþò, ïîñêîëüêó ôèêñèðîâàí íà óäîâîëüñòâèÿõ, ïîëó÷àåìûõ â ðåçóëüòàòå òàêòèëüíîé ñòèìóëÿöèè ãóá è ðòà, àêòîâ ãëîòàíèÿ è ñïëåâûâàíèÿ.
 òå÷åíèå âòîðîé ïîëîâèíû ïåðâîãî ãîäà æèçíè ó ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ çóáû, áëàãîäàðÿ ÷åìó êóñàíèå è æåâàíèå ñòàíîâÿòñÿ âàæíûìè ñðåäñòâàìè âûðàæåíèÿ ïåðåæèâàåìîãî ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ. Ôèêñàöèÿ ðåáåíêà íà ýòèõ ïåðåæèâàíèÿõ â ïîñëåäóþùåì ïðèâîäèò, ïî ìíåíèþ Ç. Ôðåéäà, ê ôîðìèðîâàíèþ îðàëüíî-àãðåññèâíîãî õàðàêòåðà, ÷òî âûðàæàåòñÿ â òàêèõ ëè÷íîñòíûõ ÷åðòàõ, êàê ëþáîâü ê ñïîðàì, ñàðêàçì, ïåññèìèçì, â öèíè÷íîì îòíîøåíèè ê îêðóæàþùåìó.
Àíàëüíàÿ ñòàäèÿ – âòîðàÿ ñòàäèÿ ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (ïðèõîäèòñÿ íà ðàííåå äåòñòâî), â òå÷åíèå êîòîðîé ÷óâñòâåííûå íàñëàæäåíèÿ ñâÿçàíû ñ ïðîöåññàìè âûäåëåíèÿ.
Ôèêñàöèÿ íà àíàëüíîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ â ïîñëåäóþùåì ìîæåò ïðèâåñòè ê ôîðìèðîâàíèþ àíàëüíîãî õàðàêòåðà â äâóõ ñâîèõ ôîðìàõ; àíàëüíî-óäåðæèâàþùèé òèï, ÷òî íàõîäèò ñâîå âûðàæåíèå â òàêèõ ÷åðòàõ, êàê ñêóïîñòü, óïðÿìñòâî, çàïàñëèâîñòü, è àíàëüíî-àãðåññèâíûé òèï, ÷òî íàõîäèò ñâîå âûðàæåíèå â èìïóëüñèâíîñòè, íåñäåðæàííîñòè, âðàæäåáíîñòè, æåñòêîñòè, àãðåññèâíîñòè è äàæå ñàäèñòè÷åñêîé æåñòîêîñòè.
Ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ – òðåòüÿ ñòàäèÿ ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (ïðèõîäèòñÿ íà äîøêîëüíîå äåòñòâî), â òå÷åíèå êîòîðîé èñòî÷íèêîì óäîâîëüñòâèÿ è íàñëàæäåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ ãåíèòàëèè ðåáåíêà.
Ôèêñàöèÿ íà ýòîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ ïðèâîäèò ê ôîðìèðîâàíèþ ôàëëè÷åñêîãî õàðàêòåðà. Ìóæ÷èíû ñ ôàëëè÷åñêèì òèïîì õàðàêòåðà âñåãäà ñòðåìÿòñÿ ê óñïåõó, ïûòàþòñÿ äîêàçàòü ñâîþ ìóæåñòâåííîñòü è ïîëîâóþ çðåëîñòü, îíè õâàñòëèâû, äåðçêè è ÷àñòî âåäóò ñåáÿ îïðîìåò÷èâî. Îäíè æåíùèíû ñ ôàëëè÷åñêèì õàðàêòåðîì ñêëîííû ê ôëèðòó è îáîëüùåíèþ, à äðóãèå áîðþòñÿ çà ãëàâåíñòâî íàä ìóæ÷èíàìè, ïðîÿâëÿÿ ïðè ýòîì ÷ðåçìåðíóþ íàñòîé÷èâîñòü, íàïîðèñòîñòü è ñàìîóâåðåííîñòü.
Ëàòåíòíûé (ñêðûòûé) ïåðèîä – âíóòðè ÷åòûðåõ ñòàäèé ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ Ç. Ôðåéä âûäåëÿë òàê íàçûâàåìûé ëàòåíòíûé ïåðèîä (ïðèõîäÿùèéñÿ íà ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò), íà ïðîòÿæåíèè êîòîðîãî ïñèõè÷åñêàÿ ýíåðãèÿ (ëèáèäî) äðåìëåò, à âíèìàíèå ñîñðåäîòî÷åíî íà ðàçâèòèè èíòåðåñîâ è íàâûêîâ â êîíòàêòàõ ñî ñâåðñòíèêàìè òîãî æå ïîëà.
Ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ – ÷åòâåðòàÿ ñòàäèÿ ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ (ïðèõîäèòñÿ íà ïîäðîñòêîâûé ïåðèîä è âñþ ïîñëåäóþùóþ âçðîñëóþ æèçíü ÷åëîâåêà), â òå÷åíèå êîòîðîé ôîðìèðóþòñÿ è ðåàëèçóþòñÿ çðåëûå ãåòåðîñåêñóàëüíûå îòíîøåíèÿ. Ãåíèòàëüíûé õàðàêòåð – ýòî ñèìâîë èäåàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ. Ýòî çðåëûé è îòâåòñòâåííûé â ñîöèàëüíî-ñåêñóàëüíûõ îòíîøåíèÿõ ÷åëîâåê, âíîñÿùèé ñâîé âêëàä â îáùåñòâî áëàãîäàðÿ ïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè.

Источник