Психоаналитические представления о развитии ребенка
Познание детской
психики с помощью психоанализа и игровой
тех ники расширило представления об
эмоциональной жизни маленьких детей,
углубило понимание самых ранних стадий
развития и их долговременного вклада
в нормальное или патологическое развитие
психики во взрослые периоды жизни.
Детский
психоаналитик Дж. Боулби рассматривал
прежде всего эмоциональное развитие
детей2.
Его теория
привязанности основана
на синтезе современных биологических
(этологических) и психологических данных
и традиционных психоаналитических
представлений о развитии.
Ключевая
идея теории Боулби состоит в том, что
мать важна не только потому, что она
удовлетворяет первичные органические
поттребности ребенка, в частности
утоляет голод, но главное — она создает
ребенку первое чувство привязанности3.
В первые месяцы жизни крики и улыбки
ребенка гарантируют ему материнскую
заботу, внешнюю безопасность и
защищенность. Эмоционально защищенный
ребенок более эффективен в своем
исследовательском поведении, ему открыты
пути здорового психического развития.
Разнообразные нарушения первичной
эмоциональной связи между матерью и
ребенком, «расстройства привязанности»
создают риск возникновения личностных
проблем и психических заболеваний
(например, депрессивных состояний).
Идеи
Боулби сразу нашли применение и начиная
с 1950-х гт привели к практической
реорганизации системы больничного
режима
для маленьких детей, позволившей не
отрывать ребенка oт
матери.
Р. Шпиц
подчеркивает, что взаимоотношения между
ребенком и матерью в самом раннем
возрасте оказывают влияние на формирование
его личности в последующем4.
Очень показательными для психоаналитического
подхода к исследованию и коррекции
развития в детском возрасте являются
такие понятия, как «привязанность»
«безопасность», установление близких
взаимоотношений детей и взрослых,
создание условий для налаживания
взаимодействия детей и родителей в
первые часы после рождения.
Широкую
известность получила позиция Э. Фромма
по вопросу о роли матери и отца в
воспитании детей, об особенностях
материнской и отцовской любви5.
Материнская
любовь безусловна:
ребенок
любим просто за то, что он есть. Сама
мать должна иметь веру в жизнь, не быть
тревожной, только тогда она сможет
передать ребенку ощущение безопасности.
«В идеальном случае материнская любовь
не пытается помешать ребенку взрослеть,
не пытается назначить награду за
беспомощность»6.
Отцовская любовь — по большей части
это обусловленная
любовь, ее
нужно и, что важно, можно
заслужить
— достижениями, выполнением обязанностей,
порядком в делах, соответствием ожиданиям,
дисциплиной. Зрелый человек строит
образы родителей внутри себя: «В этом
развитии от матерински -центрированной
к отцовски-центрированной привязанности
и их окончательном синтезе состоит
основа духовного здоровья и зрелости»7.
Представитель
психоаналитической педагогики К. Бютнер
обращает внимание на то, что традиционная
для психоанализа сфера семейного
воспитания дополняется и даже вступает
в конкурентные, противоречивые
отношения с системой институционального,
внесемейного воспитания. Влияние
видеофильмов, мультфильмов, игр, индустрии
игрушек на внутренний мир детей
постоянно растет, и часто оно может быть
оценено резко негативно8.
Представительница
Парижской школы фрейдизма Ф. Дольто
рассматривает прохождение детьми
символических этапов становления
личности1.
В своих книгах «На стороне ребенка»,
«На стороне подростка» она анализирует
с психоаналитической точки зрения
многочисленные проблемы: характер
воспоминаний детства, самочувствие
ребенка в детском саду и школе, отношение
к деньгам и наказаниям, воспитание в
неполной семье, норма и патология
родительско-детских отношений, зачатие
в пробирке.
Детский
психоанализ оказал немалое влияние на
организацию работы с детьми в
образовательной и социальной сферах,
на работу с родителями. На его основе
созданы многочисленные программы
раннего вмешательства, варианты терапии
взаимоотношений «родители — ребенок»,
«отец — мать — ребенок» для родителей
и детей «групп риска»2.
В настоящее время существует немало
центро-психоаналитической терапии
детей. Однако, по словам одного и видных
представителей этого направления С.
Лебовичи, «и по сей день нелегко с
точностью определить, что именно
представляет собой психоанализ у
ребенка»3.
Цели современной длительной
психоаналитической терапии ребенка
формулируются в весьма широко диапазоне:
от устранения невротических симптомов,
облегчение бремени тревоги, улучшения
поведения до изменений в организации
умственной деятельности или возобновления
динамичной эволюции психических
процессов развития.
ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОПРОВЕРКИ:
1. Назовите мотивы,
лежащие в основе человеческого поведения
по мнению 3. Фрейда.
2. Опишите структуру
личности и ее развитие в процессе
онтогенеза. В чем состоят предпосылки
возникновения внутреннего конфликта
человека?
3.. Почему подход
психоанализа к пониманию психического
развития может быть охарактеризован
как преформистский?
4.
Используя фрейдовскую модель
психосексуального развития, попробуйте
объяснить поведение чрезмерно
пунктуального и опрятного человека
склонного к сквернословию и бахвальству;
человека, постоянно стремящегося вызвать
сочувствие и жалость к себе.
5. Как трансформировался
психоаналитический подход в детском
психоанализе (цели, методы, способы
коррекции)?
ЗАДАНИЕ 1
Прочитайте
отрывок из работы 3. Фрейда «О психоанализе»,
выделите тексте специфические для
психоанализа понятия,
ключевые
положения
характерные
для этого подхода, обращая внимание на
их формулировки.
«Отношение ребенка к своим
родителям далеко не свободно от
сексуального возбуждения, как это
показывают непосредственные наблюдения
над детьми и позднейшие психоаналитические
изыскания у взрослых. Ребенок рассматривает
обоих родителей, особенно одного из
них, как объект своих эротических
желаний. Обычно ребенок следует в данном
случае побуждению со стороны родителей,
нежность которых имеет очень ясные,
хотя и сдерживаемые в отношении своей
цели проявления сексуального чувства.
Отец, как правило, предпочитает дочь,
мать—сына; ребенок реагирует на это,
желая быть на месте отца, если это
мальчик, и на месте матери, если это
девочка. Чувствования, возникающие при
этом между родителями и детьми, а также
в зависимости от этих последних между
братьями и сестрами, бывают не только
положительные, нежные, но и отрицательные,
враждебные. Возникающий на этом oc-новании
комплекс предопределен к скорому
вытеснению, но тем не менее он производит
со стороны бессознательного очень
важное и длительное действие. Мы можем
высказать предположение, что этот
комплекс с его производными является
основным комплексом всякого невроза,
и мы должны быть готовы встретить его
не менее действительным и в других
областях душевной жизни. Миф о царе
Эдипе, который убивает своего отца
и женится на своей матери, представляет
собой мало измененное проявление
инфантильного желания, против которого
впоследствии возникает идея инцеста.
В основе создания Шекспиром Гамлета
лежит тот же комплекс инцеста, только
лучше скрытый.
В то время, когда ребенком владеет еще
не вытесненный основной комплекс,
значительная часть его умственных
интересов посвящена сексуальным
вопросам. Он начинает раздумывать,
откуда являются дети, и узнает по
доступным ему признакам о действительных
фактах больше, чем думают родители.
Обыкновенно интерес к вопросам
деторождения проявляется вследствие
рождения братца или сестрицы. Интерес
этот зависит исключительно от боязни
материального ущерба, так как ребенок
видит в новорожденном только конкурента.
Под влиянием тех парциальных влечений,
которыми отличается ребенок, он создает
несколько инфантильных сексуальных
теорий, в которых обоим полам приписываются
одинаковые половые органы, зачатие
происходит вследствие приема пищи, а
рождение — опорожнением через конец
кишечника; совокупление ребенок
рассматривает как своего рода враждебный
акт, как насилие. Но как раз незаконченность
его собственной сексуальной конституции
и пробел в его сведениях, который
заключается в незнании о существовании
женского полового канала, заставляет
ребенка-исследователя прекратить свою
безуспешную работу. Самый факт этого
детского исследования, равно как создание
различных теорий, оставляет свой
след в образовании характера ребенка
и дает содержание его будущему
неврозному заболеванию.
Совершенно неизбежно и
вполне нормально, что ребенок избирает
объектом своего первого любовного
выбора своих родителей. Но его libido
не должно фиксироваться на этих
первых объектах, но должно, взяв эти
первые объекты за образец, перейти
во время окончательного выбора объекта
на других лиц. Отщепление ребенка от
родителей должно быть неизбежной задачей
для того, чтобы социальному положению
ребенка не угрожала опасность. В то
время, когда вытеснение ведет к выбору
среди парциальных влечений, и впоследствии,
когда влияние родителей должно
уменьшиться, большие задачи предстоят
делу воспитания. Это воспитание,
несомненно, ведется в настоящее время
не всегда так, как следует.
Не думайте, что этим разбором
сексуальной жизни и психосексуального
развития ребенка мы удалились от
психоанализа и от лечения неврозных
расстройств. Если. хотите, психоаналитическое
лечение можно определить как продолжение
воспитания в смысле устранения остатков
детства» (Фрейд 3. О
психоанализе // Психология бессознательного:
Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М.,
1990. С. 375).
ЗАДАНИЕ 2
Просмотрите книги,
периодические издания по психологии
последних лет, выберите работу зарубежного
или отечественного психолога, автор
которой — приверженец психоаналитического
подхода.
— Прочитайте,
обращая внимание на понятийный аппарат.
— Выделите основные
исходные установки автора.
— Какие аспекты
психического и личностного развития
автор считает главными?
— Обозначьте те
практические проблемы психического
развития, образования и воспитания,
которые предлагается решить в контексте
психоаналитической теории.
— Приведите свой
собственный пример актуальной практической
си-туации подобного типа.
— Что считаете
ценным из прочитанного, что показалось
новым, что сомнительным или непонятным?
— Подготовьте
тезисное сообщение.
Дополнительная
литература:
Зейгарник
Б.В. Теории
личности в зарубежной психологии. М.,
1982. С. 6—12
30-37.
Обухов
Я.Л. Значение
первого года жизни для последующего
развития ребенка
(Обзор концепции
Д. Винникотта ) // Школа здоровья. 1997. Т.
4. №1
С. 24-39.
Фромм
Э. Психоанализ
и этика. М., 1993. Ярошевский
М.Г. История
психологии. М., 1985. С. 329-345, 377-397.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Психоанализ возник
как метод лечения, но почти сразу же был
воспринят как средство получения
психологических фактов, которые стали
основой психологической системы.
Анализ свободных
ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда
к выводу, что болезни взрослой личности
сводятся к переживаниям детства. Два
открытия 3. Фрейда — открытие
бессознательного (пациенты не осознавали
то, что говорили) и открытие сексуального
начала (детские переживания, такие как
любовь и ненависть к отцу или матери и
др., имеют сексуальную природу) —
составляют основу теоретической
концепции психоанализа.
В последней модели
личности 3. Фрейд выделил три основных
компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно»
— наиболее примитивный компонент,
носитель инстинктов, «бурлящий котел
влечений». Будучи иррациональным и
бессознательным, «Оно» подчиняется
принципу удовольствия. Инстанция «Я»
следует принципу реальности и учитывает
особенности внешнего мира, его свойства
и отношения. «Сверх-Я» служит носителем
моральных норм, выполняет роль критика,
цензора личности. Поскольку требования
к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и
реальности несовместимы, неизбежно его
пребывание в ситуации конфликта,
создающего невыносимое напряжение, от
которого личность спасается с помощью
специальных «защитных механизмов» —
таких, например, как вытеснение, проекция,
регрессия, сублимация. Только сублимация
является механизмом, приемлемым для
индивида и общества, в котором он живет.
Личность, по 3.
Фрейду, — это взаимодействие взаимно
побуждающих и сдерживающих сил. Все
стадии психического развития он сводит
к стадиям преобразования и перемещения
по различным эрогенным зонам либидозной,
или сексуальной энергии.
Оральная
стадия (0—1 год).
Основной источник удовольствия
сосредоточивается на зоне активности,
связанной с кормлением. Делится на две
фазы: ранняя — действия сосания, поздняя
— укус. Источник неудовольствия связан
с невозможностью матери удовлетворять
все желания младенца по первому
требованию. На этой стадии «Я» постепенно
дифференцируется от «Оно».
Анальная
стадия (1—3 года).
Состоит из двух фаз. Либидо концентрируется
вокруг ануса, который становится объектом
внимания ребенка, приучаемого к
опрятности. «Я» ребенка обучается
разрешать конфликты, находя компромиссы
между стремлением к наслаждению и
действительностью. На этой стадии
полностью образована инстанция «Я», и
теперь она способна контролировать
импульсы «Оно». Социальное принуждение,
наказание родителей, страх потерять их
любовь заставляют ребенка мысленно
представлять себе запреты. Таким образом,
начинает формироваться «Сверх-Я».
Фаллическая
стадия (3—5 лет)
характеризует высшую степень детской
сексуальности. Ведущей эрогенной зоной
становятся генитальные органы. Здесь
сексуальность в отличие от аутоэротичной
двух первых периодов становится
предметной. Первые люди, которые
привлекают внимание ребенка, — это
родители. Либидонозную привязанность
к родителям противоположного пола 3.
Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для
мальчиков и «комплексом Электры» для
девочек. В греческом мифе о царе Эдипе,
убившем своего отца и женившемся на
матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ
к сексуальному комплексу: мальчик
испытывает влечение к матери, воспринимая
отца как соперника, вызывающего
одновременно и ненависть, и страх.
Освобождение от «Эдипова комплекса»
совершается в конце этой стадии под
влиянием страха кастрации, который
вынуждает ребенка отказаться от влечения
к матери и идентифицировать себя с
отцом, и после этого полностью
дифференцируется инстанция «Сверх-Я».
Латентная
стадия (5—12лет).
Снижение полового интереса. Психическая
инстанция «Я» полностью контролирует
потребности «Оно», энергия либидо
переносится на освоение общечеловеческого
опыта, на установление дружеских
отношений со сверстниками и взрослыми
за пределами семейного окружения.
Генитальная
стадия (12—18лет).
По мнению 3. Фрейда, подросток стремится
к одной цели — нормальному сексуальному
общению, все эрогенные зоны объединяются.
Если осуществление нормального
сексуального общения затруднено, тогда
можно наблюдать феномены фиксации или
регресса к одной из предыдущих стадий.
На этой стадии инстанция «Я» должна
бороться против агрессивных импульсов
«Оно», которые вновь дают о себе знать.
Нормальное развитие
происходит с помощью механизма сублимации.
Другие механизмы порождают патологические
характеры.
Концепция
развития 3. Фрейда — это динамическая
концепция, в которой впервые показано,
что для развития человека главное
значение имеет другой человек. Л. С.
Выготский ценным в этой концепции считал
установление факта подсознательной
определяемое™ ряда психических явлений
(в частности, невроза) и факта скрытой
сексуальности, но справедливо критиковал
превращение сексуальности в метафизический
принцип, который проник в разные ветви
психологии.
Развитие психоанализ
получил в работах дочери 3. Фрейда —
Анны Фрейд.
Она придерживалась
классической для, психоанализа структуры
личности, но в инстинктивной ее части
выделила сексуальную и агрессивную
составляющие (психоаналитический закон
биполярности). Каждая фаза развития
ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат
разрешения конфликта между внутренними
инстинктивными влечениями и ограничительными
требованиями внешнего социального
окружения. Детское развитие она
рассматривает как процесс постепенной
социализации ребенка, подчиняющийся
закону перехода от принципа удовольствия
к принципу реальности. Продвижение
ребенка от одного принципа к другому
не может наступить раньше, чем различные
функции «Я» достигнут определенных
ступеней развития. С развитием памяти
ребенок может действовать на основе
опыта и предвидения, приобретение речи
делает его членом общества, логика
способствует пониманию причины и
следствия, и тогда приспособление к
требованиям окружающего мира становится
осознанным и адекватным.
Становление
принципа реальности и мыслительных
процессов открывает путь для новых
механизмов социализации: подражания,
идентификации, интроекции, способствующих
образованию «Сверх-Я». Именно возникновение
этой инстанции означает для ребенка
решающий прогресс в социализации.
Наблюдения за
детьми приводят к выводу, что индивидуальные
пристрастия и антипатии матери оказывают
существенное влияние на развитие
ребенка.
По глубокому
убеждению А. Фрейд, негармоничное
личностное развитие основывается на
многих причинах. Это и неравномерный
прогресс по линиям развития, и неравномерно
длящиеся регрессии, и особенности
обособления внутренних инстанций друг
от друга, и формирование связей между
ними, и многое другое. «При этих
обстоятельствах не удивительно, что
индивидуальные различия между людьми
столь велики, отклонения от прямой линии
развития заходят так далеко и определения
строгой нормы так неудовлетворительны.
Постоянные взаимовлияния прогресса и
регресса приносят с собой бесчисленные
вариации в рамках нормального развития».
Анализ движущих
сил и условий развития в психоаналитических
теориях
Проведенный С. Д.
Смирновым анализ движущих сил и условий
развития личности, представленный в
широко известных зарубежных концепциях,
показывает, как трактуются эти силы и
условия:
по
3. Фрейду, основой индивидуального и
личностного развития являются врожденные
влечения и инстинкты, где единственным
источником психической энергии
признаются биологические влечения
(либидо);по
К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация»
как дифференциация от общности. Конечная
цель индивидуализации -достижение
высшей точки «самости», целостности и
полного единства всех психических
структур;по
А. Адлеру, человеку от рождения присуще
«чувство общности» или «общественное
чувство», которое побуждает его войти
в общество, преодолеть чувство собственной
неполноценности, обычно возникающее
в первые годы жизни, и добиться
превосходства за счет разного рода
компенсаций;по
К. Хорни, основной источник энергии для
развития личности — чувство беспокойства,
неуютности, «коренной тревоги» и
порождаемое им стремление к безопасности
и т. д.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник