Психоаналитическая концепция развития ребенка кратко

Психоанализ возник
как метод лечения, но почти сразу же был
воспринят как средство получения
психологических фактов, которые стали
основой психологической системы.

Анализ свободных
ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда
к выводу, что болезни взрослой личности
сводятся к переживаниям детства. Два
открытия 3. Фрейда — открытие
бессознательного (пациенты не осознавали
то, что говорили) и открытие сексуального
начала (детские переживания, такие как
любовь и ненависть к отцу или матери и
др., имеют сексуальную природу) —
составляют основу теоретической
концепции психоанализа.

В последней модели
личности 3. Фрейд выделил три основных
компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно»
— наиболее примитивный компонент,
носитель инстинктов, «бурлящий котел
влечений». Будучи иррациональным и
бессознательным, «Оно» подчиняется
принципу удовольствия. Инстанция «Я»
следует принципу реальности и учитывает
особенности внешнего мира, его свойства
и отношения. «Сверх-Я» служит носителем
моральных норм, выполняет роль критика,
цензора личности. Поскольку требования
к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и
реальности несовместимы, неизбежно его
пребывание в ситуации конфликта,
создающего невыносимое напряжение, от
которого личность спасается с помощью
специальных «защитных механизмов» —
таких, например, как вытеснение, проекция,
регрессия, сублимация. Только сублимация
является механизмом, приемлемым для
индивида и общества, в котором он живет.

Личность, по 3.
Фрейду, — это взаимодействие взаимно
побуждающих и сдерживающих сил. Все
стадии психического развития он сводит
к стадиям преобразования и перемещения
по различным эрогенным зонам либидозной,
или сексуальной энергии.

Оральная
стадия (0—1 год).

Основной источник удовольствия
сосредоточивается на зоне активности,
связанной с кормлением. Делится на две
фазы: ранняя — действия сосания, поздняя
— укус. Источник неудовольствия связан
с невозможностью матери удовлетворять
все желания младенца по первому
требованию. На этой стадии «Я» постепенно
дифференцируется от «Оно».

Анальная
стадия (1—3 года).

Состоит из двух фаз. Либидо концентрируется
вокруг ануса, который становится объектом
внимания ребенка, приучаемого к
опрятности. «Я» ребенка обучается
разрешать конфликты, находя компромиссы
между стремлением к наслаждению и
действительностью. На этой стадии
полностью образована инстанция «Я», и
теперь она способна контролировать
импульсы «Оно». Социальное принуждение,
наказание родителей, страх потерять их
любовь заставляют ребенка мысленно
представлять себе запреты. Таким образом,
начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая
стадия (3—5 лет)

характеризует высшую степень детской
сексуальности. Ведущей эрогенной зоной
становятся генитальные органы. Здесь
сексуальность в отличие от аутоэротичной
двух первых периодов становится
предметной. Первые люди, которые
привлекают внимание ребенка, — это
родители. Либидонозную привязанность
к родителям противоположного пола 3.
Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для
мальчиков и «комплексом Электры» для
девочек. В греческом мифе о царе Эдипе,
убившем своего отца и женившемся на
матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ
к сексуальному комплексу: мальчик
испытывает влечение к матери, воспринимая
отца как соперника, вызывающего
одновременно и ненависть, и страх.
Освобождение от «Эдипова комплекса»
совершается в конце этой стадии под
влиянием страха кастрации, который
вынуждает ребенка отказаться от влечения
к матери и идентифицировать себя с
отцом, и после этого полностью
дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Латентная
стадия (5—12лет).

Снижение полового интереса. Психическая
инстанция «Я» полностью контролирует
потребности «Оно», энергия либидо
переносится на освоение общечеловеческого
опыта, на установление дружеских
отношений со сверстниками и взрослыми
за пределами семейного окружения.

Генитальная
стадия (12—18лет).

По мнению 3. Фрейда, подросток стремится
к одной цели — нормальному сексуальному
общению, все эрогенные зоны объединяются.
Если осуществление нормального
сексуального общения затруднено, тогда
можно наблюдать феномены фиксации или
регресса к одной из предыдущих стадий.
На этой стадии инстанция «Я» должна
бороться против агрессивных импульсов
«Оно», которые вновь дают о себе знать.

Нормальное развитие
происходит с помощью механизма сублимации.
Другие механизмы порождают патологические
характеры.

Концепция
развития 3. Фрейда — это динамическая
концепция, в которой впервые показано,
что для развития человека главное
значение имеет другой человек. Л. С.
Выготский ценным в этой концепции считал
установление факта подсознательной
определяемое™ ряда психических явлений
(в частности, невроза) и факта скрытой
сексуальности, но справедливо критиковал
превращение сексуальности в метафизический
принцип, который проник в разные ветви
психологии.

Развитие психоанализ
получил в работах дочери 3. Фрейда —
Анны Фрейд.

Она придерживалась
классической для, психоанализа структуры
личности, но в инстинктивной ее части
выделила сексуальную и агрессивную
составляющие (психоаналитический закон
биполярности). Каждая фаза развития
ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат
разрешения конфликта между внутренними
инстинктивными влечениями и ограничительными
требованиями внешнего социального
окружения. Детское развитие она
рассматривает как процесс постепенной
социализации ребенка, подчиняющийся
закону перехода от принципа удовольствия
к принципу реальности. Продвижение
ребенка от одного принципа к другому
не может наступить раньше, чем различные
функции «Я» достигнут определенных
ступеней развития. С развитием памяти
ребенок может действовать на основе
опыта и предвидения, приобретение речи
делает его членом общества, логика
способствует пониманию причины и
следствия, и тогда приспособление к
требованиям окружающего мира становится
осознанным и адекватным.

Становление
принципа реальности и мыслительных
процессов открывает путь для новых
механизмов социализации: подражания,
идентификации, интроекции, способствующих
образованию «Сверх-Я». Именно возникновение
этой инстанции означает для ребенка
решающий прогресс в социализации.

Наблюдения за
детьми приводят к выводу, что индивидуальные
пристрастия и антипатии матери оказывают
существенное влияние на развитие
ребенка.

По глубокому
убеждению А. Фрейд, негармоничное
личностное развитие основывается на
многих причинах. Это и неравномерный
прогресс по линиям развития, и неравномерно
длящиеся регрессии, и особенности
обособления внутренних инстанций друг
от друга, и формирование связей между
ними, и многое другое. «При этих
обстоятельствах не удивительно, что
индивидуальные различия между людьми
столь велики, отклонения от прямой линии
развития заходят так далеко и определения
строгой нормы так неудовлетворительны.
Постоянные взаимовлияния прогресса и
регресса приносят с собой бесчисленные
вариации в рамках нормального развития».

Анализ движущих
сил и условий развития в психоаналитических
теориях

Проведенный С. Д.
Смирновым анализ движущих сил и условий
развития личности, представленный в
широко известных зарубежных концепциях,
показывает, как трактуются эти силы и
условия:

  • по
    3. Фрейду, основой индивидуального и
    личностного развития являются врожденные
    влечения и инстинкты, где единственным
    источником психической энергии
    признаются биологические влечения
    (либидо);

  • по
    К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация»
    как дифференциация от общности. Конечная
    цель индивидуализации -достижение
    высшей точки «самости», целостности и
    полного единства всех психических
    структур;

  • по
    А. Адлеру, человеку от рождения присуще
    «чувство общности» или «общественное
    чувство», которое побуждает его войти
    в общество, преодолеть чувство собственной
    неполноценности, обычно возникающее
    в первые годы жизни, и добиться
    превосходства за счет разного рода
    компенсаций;

  • по
    К. Хорни, основной источник энергии для
    развития личности — чувство беспокойства,
    неуютности, «коренной тревоги» и
    порождаемое им стремление к безопасности
    и т. д.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Психоанализ (или глубинная психология) – одно из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе были глубинные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ.

Основы психоаналитической концепции были заложены австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

Без преувеличения можно сказать, что Зигмунд Фрейд во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития.

Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 г. В эти годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в значении биологических основ психики, его внимание к сексуальным и физиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работал хирургом, однако, прослушав курс по психиатрии, заинтересовался этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 г. он добился престижного положения лектора в Венском университете.

При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только помогла Фрейду понять роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу над бессознательным, продемонстрировав в сеансах гипноза роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начал исследовать динамику истерии и опубликовал несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отошел от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями.

Также настороженно Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии – психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия, той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в своих отношениях с Брюке, Шарко и особенно с Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям: с одной стороны, восхищенное поклонение, а с другой – желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовывались контуры концепции Фрейда о трансфере и эдиповом комплексе, которые затем заняли важное место в его теории личности.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а в 1897 г. он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921). Постепенно его идеи получили признание, в 1910 г. Стенли Холл пригласил его прочитать лекции в Америке, где его теория приобрела особую популярность. Его работы переводились на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывался кружок его почитателей и последователей, в который вошли К. Юнг, А. Адлер, Ш. Ференчи, О. Ранк, К. Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открылись во всем мире, психоаналитическое движение распространялось, приобретая все больше сторонников. В то же время Фрейд становился все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпел ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это привело к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей – Адлера, Юнга, Ранка.

По мере роста известности Фрейда росло и число критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 г. нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда стало опасным, он подвергся преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собрали значительную сумму денег и фактически выкупили Фрейда у немцев, которые дали ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессировала, не помогали никакие операции и лекарства, и в 1939 г. он умер, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области – метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы были его взгляды на развитие и структуру личности.

По мнению Фрейда, развитие психики ребенка есть приспособление, адаптация его к окружающей, преимущественно враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные инстинкты (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа, основой психического развития служит не интеллектуальная сфера (как у Клапареда или Пиаже), а эмоции и мотивы детей, и познавательное развитие есть следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности – Ид, которая фактически становится энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения – инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями главным образом происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается, как правило, одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, врожденные влечения – это каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики, и служит той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но много говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности – Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством «Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу, между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» в пределах своего тела, сужая таким образом объем Эго.

Третья структура личности – Супер-Эго – не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизм ее формирования – идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т.е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряженке делает их потенциальными невротиками.

Источник

Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.

3. Фрейд, анализируя свободные ассоциации пациентов, пришел к выводу, что болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства. Основу теоретической концепции психоанализа составляет открытие бессознательного и сексуального начала. К бессознательному ученый отнес неспособность пациентов понимать истинное значение того, что они говорят и что делают. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п.

В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью «защитных механизмов», таких, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.

Оральная стадия(от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.

Анальная стадия(1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая стадия(3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. 3. Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, которого убил собственный сын и впоследствии женился на своей матери, находится ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает любовь к своей матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего и ненависть, и страх. Но в конце этой стадии происходят освобождение от «эдипова комплекса» из-за страха кастрации, ребенок вынужден отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Латентная стадия(5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.

Генитальная стадия(12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать.

Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации[3] . Другие механизмы порождают патологические характеры.

Концепция развития 3. Фрейда – это динамическая концепция, в которой показано, что в развитии человека главную роль играет другой человек, а не предметы, которые его окружают. В этом – одно из главных ее достоинств.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский (1896–1934) в этой концепции считал ценным установление факта подсознательной определяемости ряда психических явлений (например, неврозов) и факта скрытой сексуальности, но критиковал превращение сексуальности в метафизический принцип, который проник в разные ветви психологии.

Психоанализом занимались такие ученые, как К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни. С.Д. Смирнов провел анализ движущих сил и условий развития личности в зарубежных концепциях. Были получены следующие данные:

• по 3. Фрейду, основой индивидуального и личностного развития являются врожденные влечения и инстинкты, где единственным источником психической энергии признают биологическое влечение (либидо);

• по К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации – достижение высшей точки «самости», целостности и полного единства всех психических структур;

• по А. Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», или «общественное чувство», которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций;

• по К. Хорни, основным источником энергии для развития личности является чувство беспокойства, неуютности, «коренной тревоги» и порождаемое им стремление к безопасности и т. д.

Дочь 3. Фрейда Анна Фрейд (1895–1982) продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. В инстинктивной части личности она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Она считала также, что каждая фаза развития ребенка есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничениями социального окружения. Детское развитие, по ее мнению, – это процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Продвижение от одного принципа к другому возможно только тогда, когда различные функции «Я» достигнут определенных ступеней развития. Примером этому может служить следующее: с развитием памяти ребенок может действовать на основе опыта и предвидения, обретение речи делает его членом общества, логика способствует пониманию причины и следствия, и поэтому приспособление к миру становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь к появлению новых механизмов социализации: имитации (подражания), идентификации (принятия роли), интроекции (принятия на себя чувств другого человека). Эти механизмы способствуют образованию «Сверх-Я». Возникновение этой инстанции означает для ребенка решающий прогресс в его социализации.

Было доказано также, что на развитие ребенка оказывают влияние индивидуальные пристрастия и антипатии матери.

По мнению А. Фрейд, негармоничное личностное развитие основывается на следующих причинах: неравномерный прогресс по линии развития, неравномерно длящиеся регрессии, особенности обособления внутренних инстанций друг от друга и формирование связей между ними и др. «При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития».

Дата добавления: 2014-02-04; просмотров: 4232; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9080 — | 7692 — или читать все…

Читайте также:

Источник