Психического развития ребенка кризиса 1 года
Кризис одного года (Кризис первого года жизни) — один из нормативных возрастных кризисов, завершающий младенческий период развития. Кризис не имеет чётких временных границ, примерная длительность — от нескольких месяцев до полугода. Длительность, выраженность и интенсивность протекания кризиса являются индивидуальными.
Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, кризис одного года относится к числу «малых кризисов», то есть возникает на рубеже двух периодов (младенчества и раннего детства), относящихся к одной эпохе (эпоха раннего детства). Кризис одного года связан с противоречием между возрастными новообразованиями, возникшими в конце периода младенчества и социальной ситуацией развития младенческого возраста.
Симптомы кризиса[править | править код]
В исследовании С. Ю. Мещериковой[1] были отмечены следующие симптомы кризиса одного года:
- «Трудновоспитуемость» — ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания.
- Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений — ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий, которые раньше спокойно выполнял.
- Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.
- Повышенная капризность.
Возрастные новообразования[править | править код]
К концу периода младенчества ребёнок обыкновенно уже умеет передвигаться в пространстве (ползать или ходить), понимать обращенную к нему речь, произносить первые слова, манипулировать с предметами, у него появляются аффективно заряженные представления, которые Л. И. Божович назвала «мотивирующими представлениями».
Ходьба[править | править код]
Именно с появлением возможности автономно передвигаться в пространстве Л. С. Выготский связывает изменение отношения ребёнка к окружающему миру. Умение ходить совершенствуется, и ребёнок вскоре может передвигаться по всему доступному пространству, манипулировать со всеми предметами, которые оказываются в зоне его доступа. Особую притягательность приобретают предметы, которыми пользуется взрослый человек. Ходьба или ползание позволяют ребёнку самостоятельно приблизиться к интересующему его объекту, не дожидаясь родительского сопровождения. Такое расширение возможностей ребёнка приводит к увеличению количества ситуаций, опасных для него, ситуаций, вызывающих беспокойство родителей. Как следствие, появляются запреты. Запрет или неудовлетворение желания вызывают дискомфорт, приводящий к сосредоточению ребёнка на состоянии стремления и ребёнок начинает «чувствовать» собственное желание, то есть происходит субъективация стремления. Однако запреты, адресованные годовалому ребёнку, редко достигают своей цели. Наиболее частым их результатом являются так называемые гипобулические реакции (Кречмер). Это тенденция, направленная против запретов. Эти реакции связаны с аффектами и волей и выражаются в форме протеста, а при неправильном воспитании перерастают в гипобулические припадки, когда происходит некоторая регрессия поведения: ребёнок падает на пол, начинает кричать и плакать, отказывается ходить (если уже умеет)[2].
Автономная речь[править | править код]
По мнению Л. С. Выготского, начало и конец кризиса одного года знаменуется появлением и исчезновением автономной речи. Л. С. Выготский считает автономную речь основным новообразованием кризиса одного года, которое исчезает в конце этого периода, уступая место социальной речи. Автономная речь отличается от обычной человеческой речи: 1) фонетически, 2) семантически (одно и то же «слово» автономной речи может иметь несколько разных смыслов, которые организованы по принципу комплексов), 3) она аграмматична, 4) она ситуативна (речь ребёнка понятна только близким людям, постоянно общающимся с ребёнком). Через этап автономной речи происходит переход от безъязычного к языковому общению. Её возникновение объясняется потребностью в общении, сформировавшейся в младенческом возрасте. Однако в период кризиса одного года непонимание со стороны взрослых, вызванное своеобразием детской речи также может вести к появлению гипобулических реакций. Л. С. Выготский считает, что именно возникновение автономной детской речи вызывает изменение отношения ребёнка к среде, а значит и переход к новой социальной ситуации развития[3].
Мотивирующие представления[править | править код]
Л. И. Божович выделяла ещё одно важное новообразование, относящееся к началу второго года жизни ребёнка. Если до того ребёнок был полностью зависим от предметов, попадающих в поле его восприятия, то теперь он начинает действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но также под влиянием образов, которые сохранились в его памяти. Л. И. Божович называет их мотивирующими представлениями. Они аффективно заряжены (привлекают ребёнка или отталкивают) и побуждают поведение ребёнка. Таким образом он действует уже не только и не столько под влиянием того, что он непосредственно видит в данным момент, сколько под влиянием собственных аффективно заряженных представлений, образов памяти. В частности, это означает, что ребёнка уже нельзя отвлечь от понравившегося ему предмета или действия простым переключением его внимания на что-то другое. Это ещё один источник гипобулических реакций[4].
Представление о себе[править | править код]
Со второго полугодия жизни развитие манипулятивной деятельности приводит к тому что ребёнок начинает более четко воспринимать результаты своих действий и себя как действующее начало. Одним из показателей наличия образа себя у ребёнка является узнавание им себя в зеркале. В исследовании Н. Н. Авдеевой[1] ребёнку незаметно ставили пятно краской на лбу или надевали ватную повязку на ухо. Если ребёнок поставленный в таком виде перед зеркалом пытался стереть пятно или снять повязку, то есть демонстрировал поведение направленное на себя, а не на свое отражение в зеркале, то делался вывод, что ребёнок узнал себя в зеркале. На качественные особенности образа себя влияет характер общения ребёнка со взрослым: опыт личностно-ориентированного общения со взрослым и наличие положительного эмоционального самоощущения приводят к успешному формированию устойчивого образа себя. Переживание ребёнком себя как действующего начала формируется как в общении со взрослым, так и в предметных действиях. Ребёнок переживает себя как активное действующее начало, в результате чего возникает характерное для кризиса одного года стремление самостоятельно совершать действия, копирующие поведение взрослого[1].
Социальная ситуация развития[править | править код]
Все вышеперечисленные новообразования приводят к ещё одному крайне важному изменению в жизни ребёнка. В период кризиса одного года исчерпывает себя та социальная ситуация развития, которая сформировалась в младенческом возрасте. Если раньше взрослый был для ребёнка посредником в его взаимодействиях с миром, то теперь ребёнку уже не нужно это посредничество. ребёнок хочет взаимодействовать с миром самостоятельно, то есть происходит своеобразная эмансипация от взрослого. Но без взрослого ребёнок не в состоянии освоить предметы человеческой культуры, их смысл. Поэтому к концу кризиса одного года и началу следующего периода — периода раннего детства — формируется новая социальная ситуация развития, в которой взрослый выступает не как посредник, а как помощник, носитель социальных способов действия с предметами, смыслов деятельности[5].
Рекомендации родителям[править | править код]
В советской и российской психологии кризис описывается как позитивное явление в развитии ребёнка, связанное с существенными преобразованиями его личности и самосознания. Внешне заметными являются в основном негативные проявления кризиса, но при этом происходят глубокие качественные изменения. При этом кризис не является одномоментным явлением, это период, не имеющий четких временных границ, его длительность зависит в том числе от социальных условий, окружающих ребёнка, от его отношений со взрослым и готовности взрослого перестроить это отношение согласно изменившимся потребностям ребёнка.
Е. Н. Корнеева в своей книге «Детские капризы» советует родителям, чьи дети переживают кризис одного года, следующее[6]:
- вместо чрезмерного количества запретов — организовать безопасную среду для ребёнка, которую от мог бы исследовать без угрозы для себя;
- вместо настаивания на своем и попыток заставить ребёнка слушаться — переключить его внимание на что-то другое;
- стать уже не посредником между ребёнком и миром, а помощником в его освоении: рассказывать и показывать, что можно делать с разными предметами;
- действовать не вместо ребёнка, а вместе с ним.
См. также[править | править код]
- Нормативные кризисы развития
- Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
- Кризис новорождённости
- Кризис трёх лет
- Кризис семи лет
- Кризис четверти жизни
- Кризис среднего возраста
Литература[править | править код]
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
- Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие — М.: Издательский дом высшей школы экономики. — 2012.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318—340.
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. — с. 166—167.
- Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2013. — с. 268—270.
- Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000.
- Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник — Москва: Гардарики. — 2005. — с. 177—181.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — с. 47.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
- ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318.
- ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 319—340.
- ↑ Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
- ↑ Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000. — c. 145—147
- ↑ Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.
Источник
Кризис 1 года у ребенка – это первое серьезное испытание для родителей. Если мама и папа знают, как проявляется кризис первого года жизни, чем он вызван, то многих ошибок в воспитании крохи можно избежать. От правильной реакции родителей на возрастное изменение поведения ребенка в период кризиса первого года зависит психологический комфорт и личностное развитие малыша.
Что такое кризис 1 года
Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:
- частые капризы, причины которых сложно понять;
- перепады настроения.
Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.
Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам. В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы. Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.
Психологическая сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в том, что малыш не может соединить в одно целое собственные желания и требования взрослых, свою потребность в самостоятельности и физиологическую зависимость от матери.
Признаки
В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:
- стремление к самостоятельности;
- бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
- попытки обозначить словом свои потребности;
- упрямство и настойчивость в получении желаемого;
- стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.
Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.
Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.
Как проявляется кризис 1 года
Распознать кризисы у детей бывает сложно, так как темпы физиологического и психологического развития у всех малышей индивидуальны. Как правило, проявления кризиса становятся заметны спустя 3–4 недели после становления навыка самостоятельной ходьбы у малыша. Кризис 1 года у ребенка проявляется как совокупность следующих новообразований:
- всплеск двигательной активности, непоседливость;
- неподдельный интерес к опасным предметам;
- появление требовательных интонаций в голосе;
- способность к переживанию обиды и разочарования;
- способность выразить недовольство;
- упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
- расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
- расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
- ревность по отношению к матери, назойливость;
- отказ от соблюдения режимных моментов.
Причины изменений в поведении
Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:
- большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
- ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
- скачок в развитии психических функций;
- слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
- первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
- необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
- большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
- утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.
Краткое описание причин кризиса 1 года у ребенка показывает, что это естественный феномен возрастной психологии, избежать которого не получится. Дальнейшее социальное развитие малыша на этапе раннего детства не будет полноценным, если исключить из онтогенеза кризис 1 года.
Что чувствует малыш
Согласно возрастной психологии, годовалый малыш пребывает в состоянии стресса от скачка в развитии психики. Теперь он осознает собственные желания, хочет заявить о них всему миру. Он чувствует, что физически стал самостоятельным: можно отпустить мамину руку и убежать от нее в другую комнату. Однако тот факт, что мама будет ходить на работу, на долгое время исчезая из поля зрения малыша против его воли, ему не нравится. Психоэмоциональная связь с мамой очень прочна, если мама уходит, малыш плачет.
Накопленный к этому времени опыт делает годовалого кроху очень восприимчивым к явлениям окружающего мира. Ему нравится находиться среди людей, он с интересом разглядывает их лица. Ему все интересно, хочется все потрогать и попробовать на вкус, ведь с опасностями этого мира он пока не знаком.
Поведение годовалого карапуза определяется взрослым, но при этом у него уже сформирована такая психологическая структура, как характер. Некоторые запреты взрослого противоречат его собственным убеждениям, поэтому и возникает бурный протест.
Для годовалого малыша взрослый является источником положительных эмоций. В этом возрасте дети способны безошибочно распознавать настроение взрослых. Родители играют с ним, кормят его, водят гулять. Ребенку нравится проводить время с мамой или с папой. Когда на него долго не обращают внимания, он скучает, хочет общения. Чтобы обратить на себя внимание взрослого, ребенок начинает хныкать.
Понять, что чувствует ребенок, совсем не трудно. Для этого нужно всего лишь признать, что он является личностью, у него есть свои предпочтения, желания и потребности.
Длительность кризиса у годовалого ребенка
Название данного возрастного кризиса весьма условно. Время его появления у ребенка зависит от становления навыка самостоятельной ходьбы. Сколько длится кризис 1 года у ребенка, как он протекает – зависит от индивидуальных особенностей крохи и реакций взрослых на негативные поведенческие сюрпризы, обусловленные переходом на новый этап развития.
По мнению Комаровского, кризис 1 года у ребенка длится с 8 до 15 месяцев. Однако известны случаи, когда ребенку удавалось успешно преодолеть кризисный этап за месяц. А кому-то для этого нужно 10-12 месяцев. Продолжительность кризиса определяется не только психофизиологией малыша, но и грамотным реагированием родителей на поведенческие вспышки.
Оптимальным временем преодоления возрастных внутриличностных противоречий малыша является период с 12 до 15 месяцев. К этому времени физиологическое созревание мозга и нервной системы приходит в равновесие с психологической ситуацией развития. Чем больше понимает ребенок, тем легче ему пережить кризисный этап онтогенеза.
Если кризис начался до 12 месяцев, родителям нужно понимать, что мозг ребенка еще не обладает достаточным количеством нейронных связей, поэтому справиться с возникающими противоречиями малышу будет трудно.
Родители отмечают, что после успешного завершения кризиса одного года, малыш делает огромный шаг вперед в своем развитии: он научается прыгать, учится подчинять свои желания правилам, его словарный запас расширяется, а в поведении прослеживается произвольность.
Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год
Детский интерес к предметам быта может привести к травме. Убрать все опасные предметы из поля зрения малыша невозможно. Важно понимать, что опасность для ребенка кроется не в самом предмете, а в том, что малыш без контроля взрослого берет эту вещь.
Полноценная картина о мире будет складываться у ребенка только тогда, когда он будет знакомиться со всеми его предметами и явлениями, в том числе и с опасными. Но делать это нужно только вместе со взрослым и под его контролем.
Лишь приблизив руку ребенка к огню, чтобы он почувствовал его температуру, получится объяснить малышу опасность пожара. Только аккуратно прикоснувшись к острому лезвию ножа, ребенок поймет, что этим инструментом можно пораниться.
При таком подходе малыш на подсознательном уровне понимает, что нужно быть осторожным. Через тактильные ощущения в мозг передается сигнал об опасности.
Как легко пережить кризис
Чтобы кризис прошел быстро и безболезненно, родителям нужно подготовиться к этому важному периоду. Психологи советуют придерживаться следующего алгоритма действий:
- Признать, что ребенок является личностью. Его требования на расширение прав естественны. Все родительские запреты должны быть аргументированы. Если ребенок хочет попробовать что-то сделать самостоятельно, нужно предоставить ему такую возможность, но под контролем взрослого.
- Важно правильно формулировать запреты. Следует отказаться от использования в запрете частицы «не». Вместо слова «нельзя» лучше использовать слово «опасно». При этом запретов не должно быть много. Прежде чем запрещать что-либо ребенку, родителям необходимо это обсудить между собой, чтобы выработать единый взгляд на воспитание в семье.
- Создать безопасные бытовые условия. Если малышу будет разрешено участвовать в бытовых делах вместе с мамой, он будет в восторге.
- Создавать условия для всестороннего развития ребенка.
- Во время игр ребенку нужно разрешать ломать постройки из кубиков, разбирать мозаику. После того, как ребенок разрушил построенную башню, нужно ее снова построить. Это развивает логическое мышление.
- Разговаривать с ребенком. Если малыш чем-то возмущен, нужно дать ему выговориться и обязательно постараться понять его чувства. Услышав спокойную речь мамы, малыш успокаивается. Свои высказывания мама может сопровождать поцелуями и поглаживаниями. Такое общение формирует доверительные отношения между ребенком и родителями.
- Соблюдение режимных моментов важно для здоровья малыша. Не стоит от них отказываться только потому, что ребенок протестует. Их можно сохранить, если использовать не строгое принуждение, а игру.
Ребенок никуда не отпускает маму – что делать
Многие мамы в кризис 1 года или в кризисы у детей после года сталкиваются с такой проблемой: нет времени делать домашние дела, так как ребенок никуда не пускает, не слезает с рук. Что делать в такой ситуации?
Прежде всего необходимо определить причину, по которой ребенок боится исчезновения мамы из поля зрения. Это могут быть:
- Очень прочная психологическая зависимость ребенка от матери. Когда мама рядом, ребенок чувствует себя в безопасности. Если же она уходит, у него появляется беспокойство. Кроме того, дети очень тонко чувствуют эмоциональный настрой матери. Если женщина переживает, волнуется, оставляя малыша, он скопирует ее состояние.
- Страх одиночества. Когда мама уходит, ребенок не знает точного времени ее возвращения. Он опасается, что она не вернется. Такое случается, если в качестве основного средства коррекции поведения родители используют угрозы: «Будешь так себя вести, уйду от тебя!» Когда мама уходит по делам, малыш полагает, что наступил тот момент, когда из-за его плохого поведения мама ушла.
- Дефицит внимания. Если мама находится рядом с ребенком, но занята своими делами, ему не хватает общения. Видя, что мама куда-то собирается, ребенок расстраивается: он ждал, что мама обратит на него свое внимание, а она уходит.
Научить малыша спокойно воспринимать отсутствие мамы можно, если почаще играть с ним в прятки. Частые визиты близких родственников и друзей семьи способствуют формированию у него спокойного отношения к тому, что не всегда с ним рядом может находиться мама. Ничего страшного в том, что иногда рядом находится другой человек, нет.
Снижению ситуативной тревожности малыша способствует фраза мамы: «Я пойду в магазин, скоро вернусь». Такие фразы формируют доверие ребенка к матери: мама сказала, что скоро вернется, и действительно пришла через несколько минут. Это лучше, чем уйти тайком. Если ребенок был занят игрой, а потом обнаружил, что мама исчезла, он рыдает в голос. Когда мать возвращается, малютка не отходит от нее ни на шаг, опасаясь, что она снова исчезнет.
Чего нельзя делать при кризисе 1 года у ребенка
В кризисный период онтогенеза не допустимы следующие действия родителей:
- паника по поводу предстоящего сложного периода жизни ребенка;
- прекращение грудного вскармливания;
- повышение голоса во время общения с ребенком;
- потакание капризам малыша;
- запрет на любые попытки проявления самостоятельности;
- наказывать за сломанную игрушку или испорченную вещь;
- игнорирование потребностей ребенка во внимании и общении.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский кризис 1 года у ребенка называет капризной порой. В работах этого автора можно найти советы по преодолению кризиса 1 года:
Прежде чем заниматься домашним хозяйством после возвращения домой, маме рекомендуется уделить полчаса ребенку: поиграть с ним, поговорить, посадив к себе на колени. Затем можно вместе отправиться на кухню. Пока мама занята приготовлением ужина, ребенок с удовольствием посидит рядом с ней, наблюдая за ее действиями или играя кастрюлями.
- Помочь ребенку смириться с тем, что маме некоторое время нужно побыть одной в ванной комнате, могут яркие картинки или фантики от конфет. Взяв с собой несколько таких картинок, мама может увлечь тревожного малыша интересной игрой: малыш с нетерпением ждет, когда из-под двери появится очередная яркая картинка. Если картинок под рукой нет, можно петь песни. Слыша голос мамы, малыш не будет переживать из-за того, что она исчезла.
- Смириться с запретами ребенку будет легче, если родители будут предлагать альтернативные разрешенные действия. Например: «Книжку нельзя рвать. Ее можно листать и смотреть картинки», «Когда кота дергают за хвост, ему больно. Кота можно только гладить».
- Стимулировать соблюдение режимных моментов помогут игрушки. Если ребенок не хочет чистить зубы, можно попросить плюшевого мишку показать, как он чистит зубки. Если перед сном девочка капризничает, можно обратить ее внимание на то, что кукла Катя уже спит, потому что она послушная.
- Эффективным способом купирования вспышки негативных эмоций является переключение внимания малыша на что-то другое.
Мои рекомендации
Новообразования психики на пороге новых этапов онтогенеза сопряжены с кризисами. Это нормально. Родителям нужно запастись терпением: пройдет немного времени, и все наладится.
Не стоит ругать малыша за негативные поведенческие реакции в период кризиса. Психологическая практика показывает, что это неэффективно. Альтернативой этому служит доверительное общение, разъяснение ребенку сути эмоциональных состояний. Малыш успокаивается, когда видит ,что мама понимает его чувства и разделяет их.
Легче преодолевают кризисы те дети, родители которых поощряют их самостоятельность. Начиная с самостоятельности в одевании и умывании, родители постепенно формируют у ребенка уверенность в себе, инициативность и любовь к порядку.
Если взгляды родителей на воспитание совпадают, супруги спокойно относятся к кризису, то его протекание будет безболезненным для семьи.
Заключение
Возрастная психология насчитывает несколько кризисов у ребенка. Первый из них – кризис одного года. Бояться его наступления не надо. Особенности протекания этого напряженного периода и его продолжительность зависят от того, как родители относятся к данному явлению. Появление кризиса 1 года свидетельствует о нормальном психическом развитии малыша.
Если ребенку исполнилось 1,5 года, а кризис еще не наступил, стоит проконсультироваться со специалистами. Это может указывать на отклонения в развитии психики.
Психолог репетиторского центра «ВМЕСТЕ»
Источник