Психического развития ребенка и смены
Купить игрушки для малышей>>
Чтобы грамотно развивать и обучать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. В этой статье мы кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста.
1. Период младенчества.
Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, ближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.
Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.
2. Период раннего детства.
В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: «ребенок – предмет – взрослый».
Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.
В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» — главная составляющая кризиса трех лет.
Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.
3. Младший дошкольный возраст (3 — 5 лет).
Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:
- произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);
- способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо, т.е. развитие чувств);
- в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
- в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.
Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы. В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры.
К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы.
4. Старший дошкольный возраст (5 — 7 лет).
Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.
Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе. При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики, но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность, опрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия.
Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с други
В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу. Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 — 6 тысяч. Но как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи. В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры. Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризисы, зная о которых можно избежать многих неприятных моментов и помочь ребенку перейти в новый период развития более мягко. Во всех случаях кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущей деятельности. Практически все возрастные кризисы сопровождаются капризностью, неуправляемостью, упрямством ребенка, его общей эмоциональной неустойчивостью. Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослого, часто его мучают дневные и ночные страхи, которые могут привести даже к психосоматическим расстройствам. 7 лет – один из таких кризисных периодов. В это время нужно отнестись к ребенку с большим вниманием, при наблюдении нарушений сна, дневного поведения и т.п. обязательно обращаться к детскому психологу.
5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет)
Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте, школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше. Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений появляется учитель — «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием. Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов.
6. Подростковый возраст (11 – 14 лет).
Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). В силу специфики нашего сайта, мы не будем затрагивать здесь тему старшего школьного возраста, рассмотрим лишь период до 14 лет, которым и завершим описание основных периодов психического развития ребенка. 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства. С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже «взрослый». С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом. Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы «нарушить границы», не принимая на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее «чувство взрослости» подростка вступает в противоречие со взглядом родителей. Лучше всего в этой ситуации использовать это новообразование на пользу ребенку. В этом возрасте человек начинает выстраивать собственное мировоззрение и планы будущей жизни. Он уже не просто моделирует, кем он станет в будущем, а предпринимает конкретные шаги в построении своей будущей жизни. Помощь в выстраивании системы мотиваций в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или будет раздавлен бесконечной борьбой с окружающими и с самим собой – это зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую изберут его родители. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение к школе: она становиться местом активных взаимоотношений. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, мораль и законы. Основное новообразование этого возраста – перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание себя как части общества (иначе сказать, переосмысленный и переработанный опыт социальных отношений). Эта новая компонента способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития. Осознание себя в качестве члена общества является необходимой ступенькой к самоопределению, к пониманию своего места в мире. У ребенка происходит быстрое расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Подросток старается конкретизировать свое положение в мире, найти свое место в обществе и определить значимость той или иной социальной позиции. Нравственные представления в этот период превращаются в развитую систему убеждений, которая приносит качественные сдвиги во всей системе потребностей и стремлений подростка. При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!
Купить игрушки для малышей>>
Источник
Закономерности
психического развития – это те механизмы,
которые определяют, объясняют, описывают
психическое развитие, опираясь на
которые можно этим развитием управлять.
Л.С. Выготский
установил четыре основные закономерности
развития:
1. Цикличность –
психическое развитие представляет
собой чередование периодов подъема,
интенсивных изменений в психике и
периодов замедления, затухания.
Примером цикличности развития
выступает чередование возрастных
кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т.д.) со
стабильными периодами развития.
2. Неравномерность
развития.Разные стороны личности, в
том числе психические функции, развиваются
неравномерно. Есть периоды, когда функция
доминирует, — это период ее наиболее
интенсивного, оптимального развития,
а остальные функции оказываются на
периферии сознания и зависят от
доминирующей функции. Каждый новый
возрастной период знаменуется перестройкой
межфункциональных связей — в центр
выдвигается другая функция, устанавливаются
новые отношения зависимости между
остальными функциями.
Первоначально, в
младенческом возрасте (до года), сознание
ребенка недифференцированно. Дифференциация
функций начинается с раннего детства.
Сначала выделяются и развиваются
основные функции, прежде всего восприятие,
затем более сложные, так что в самой
последовательности становления
функций есть свои закономерности.
Восприятие, интенсивно развиваясь,
как бы выдвигается в центр сознания и
становится доминирующим психическим
процессом.
Остальные функции
оказываются на периферии сознания,
они зависят от доминирующей. Например,
память вплетена в процесс восприятия
— ребенок до 3 лет не пытается вспомнить
что-нибудь само по себе, а в наглядной
ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает
связанные с ней события. Другие функции
как бы обслуживают восприятие, и оно
развивается в максимально благоприятных
условиях. Период, когда функция доминирует,
— это период ее наиболее интенсивного,
оптимального развития. В раннем возрасте
доминирует восприятие, в дошкольном
— память, в младшем школьном — мышление.
Ранний возраст —
период появления первоначальной
структуры сознания. Каждый новый
возрастной период связан с перестройкой
межфункциональных связей — сменой
доминирующей функции, зависимостью
от нее остальных функций, установлением
новых отношений между ними. В этой
перестройке функции дифференцируются,
не проходя через доминирующее
положение. По мере продвижения от одного
возраста к другому возрастает
сложность межфункциональных связей.
Переход от одной системы к другой
совершается иначе и сложнее, чем переход
от недифференцированного, лишенного
всякой системы сознания к первичной
системе. Перестройка старой системы
и перерастание ее в новую становится
основным путем развития психических
функций.
3. «Метаморфозы»
в детском развитии.Развитие не
сводится к количественным изменениям,
это не рост, а цепь качественных
преобразований. Психика ребенка
своеобразна на каждой возрастной
ступени, она качественно отлична от
того, что было раньше, и того, что будет
потом.
4. Сочетание
процессов эволюции и инволюции в развитии
ребенка. Процессы инволюции закономерно
включены в прогрессивное развитие. То,
что сложилось на предыдущем этапе,
отмирает или преобразуется. Например,
ребенок, научившийся говорить, перестает
лепетать.
Выделяют также
такую закономерность развития, как
комулятивность – это результат
развития каждой предшествующей стадии
включается в последующую, при этом
определенным образом трансформируясь.
Неравномерность
психического развития.
Можно выделить 2
проявления неравномерности психического
развития:
Акселерация.
Ретардация.
Инфантилизм.
Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти
психическое развитие в детском и
подростковом возрасте. Этот термин был
предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была
отмечена при сопоставлении антропометрических
данных, полученных в начале 20-х годов
XX века с данными 30-х годов XIX века, когда
начали проводить антропометрические
исследования детей.
Биологи связывают
акселерацию с физическим созреванием
организма, психологи – с развитием
психических функций, а педагоги – с
духовным развитием и социализацией
личности.
Причины акселерации:
общие темпы ускорения жизни, улучшение
материальных условий, повышение качества
питания и медицинского обслуживания,
улучшение ухода за детьми в раннем
возрасте, искоренение многих тяжелых
детских недугов.
Другие причины– радиоактивное загрязнение среды
обитания человека, ведущее на первых
порах к ускорению роста, а со временем,
как показывают опыты с растениями и
животными, к ослаблению генофонда;
уменьшение кислорода в атмосфере, что
влечет за собой расширение грудной
клетки, влекущей рост всего организма.
Вероятнее всего, акселерация обусловлена
комплексным воздействием многих
факторов.
С середины 80-х г.
акселерация во всем мире пошла на убыль,
темпы физиологического развития
несколько упали. Различают два вида
акселерации – эпохальную (присуще всему
нынешнему поколению) и внутригрупповую,
или индивидуальную – это ускоренное
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.
В настоящее время
выделяют акселерацию эпохальную и
внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического
развития современных детей и подростков
в сравнении с предшествующими поколениями.
Она проявляется уже на стадии
внутриутробного развития. У современных
новорожденных длина тела больше на
0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти
различия возрастают. У современных
детей раньше происходит становление
репродуктивных функций. Существуют
доказательства акселерации развития
сердечно-сосудистой, дыхательной и
двигательной систем. Внутригрупповая
акселерация – ускоренное физическое
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом,
большей мышечной силой и возможностями
дыхательной системы. У них значительно
быстрее происходит половое созревание,
и раньше заканчиваются процессы роста.
Таким образом, внутригрупповая акселерация
часто сочетается с повышением
физиологических возможностей организма.
Однако индивидуальная акселерация
нередко сопровождается дисгармоническим
развитием различных систем и функций,
что приводит к физиологической
дезинтеграции и снижению функциональных
возможностей. У детей с повышенными
темпами развития чаще наблюдаются
эндокринные расстройства, хронический
тонзиллит, нервные расстройства, кариес
зубов, повышенное артериальное давление.
После 60-70-х годов стали проявляться
негативные явления акселерации. В первую
очередь, диспропорциональность
физического развития, особенно в сторону
избыточности массы тела. Вторым негативным
явлением акселерации является уменьшение
жизненной емкости легких и снижение
мышечной силы. Причиной дисгармоничности
физического развития современных детей
и подростков является низкая двигательная
активность. Биологические механизмы
акселерации пока не выяснены.
Ретардация–
задержка физического развития и
формирования функциональных систем
организма. В группе и тех, и других детей
бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо
учитывать при определении школьной
готовности. Психофизиологическое
созревание обеспечивает условия для
возникновения и реализации психических
функций. По морфологическим и функциональным
показателям можно судить о процессах
созревания и степени зрелости структур
и функций организма на отдельных этапах
развития каждого ребенка. При этом
нельзя забывать, что каждому присущ
индивидуальный темп развития.
На современном
этапе изучения выделяют две основные
причины ретардации. Первая – различные
наследственные, врожденные и приобретенные
в постнатальном онтогенезе органические
нарушения; вторая – различные факторы
социального характера. Причиной
отставания могут явиться и перенесенные
заболевания, но они приводят к временной
задержке роста и после выздоровления
темпы роста становятся выше, т. е.
генетическая программа реализуется за
более короткий срок. Существенное
отрицательное влияние оказывает
социальный фактор. В меньшей степени –
низкий материальный доход семьи и в
большей – отрицательный эмоциональный
микроклимат, окружающий ребенка в семье
или в детских учреждениях. Дети,
воспитывающиеся в условиях недостаточного
внимания со стороны родителей и дети,
воспитывающиеся в детских домах и
школах-интернатах, отстают в своем
развитии на 1,5-2 года от сверстников.
Таким образом, ретардация, не зависимо
от причин, ее обусловливающих, сказывается
как на темпах физического, так и
психического развития.
Инфантилизм– это нарушение психического развития;
форма задержки при прохождении стадий
онтогенетического развития, при которой
оказываются недоразвитыми как физические,
так и психические функции. При этом
сохраняется возможность полной
компенсации психического развития в
дальнейшем. Случаи инфантилизма могут
быть обусловлены наследственными и
внутриутробными факторами, инфекционными
заболеваниями, перенесенными в раннем
детстве, авитаминозом.
Виды инфантилизма:
1. Физиологический
инфантилизм– это отставание в
физическом развитии, которое проявляется
у некоторых людей как следствие
охлаждения, отравления или инфицирования
плода в период беременности, кислородного
голодания при родах, тяжёлых заболеваний
в первые месяцы жизни, нарушения обмена
веществ и других факторов. У таких людей
замедляются рост и развитие всех
физиологических систем организма.
2. Психологический
инфантилизм– это детские черты
в поведении, мышлении и эмоциональных
реакциях, что это не соответствует
возрастным требованиям к ребенку
(подростку, молодому человеку, якобы
взрослому человеку). Психический и
психологический инфантилизм отличаются
не внешними проявлениями, а причинами
возникновения. Внешне они похожи. В
отличие от психического инфантилизма,
где эти черты следствие отставания,
задержки в развитии психики ребенка,
при психологическом инфантилизме
ребенок имеет вполне здоровую и без
отставаний психику. Такой ребенок может
быть для своего возраста достаточно
взрослым – может теоретически, а
практически этого нет. Психологически
инфантильные дети несамостоятельны и
привыкли к тому, что другие всё решают
за них. Взрослый человек с психологическим
инфантилизмом – человек-ребенок.
3. Социальный
инфантилизм– это состояние,
проявляющееся в разрыве между биологическим
и социокультурным взрослением человека.
Социальный инфантилизм вызывается
нарушением механизмов социализации,
под влиянием социокультурных условий.
Он может выражаться в неприятии молодыми
людьми новых обязанностей и обязательств,
связанных с процессом взросления.
Социальные причины инфантилизма.Дети
растут правильно, когда их поддерживают
и материнское-женское, и отцовское-мужское
начало в воспитании. Сегодня в обществе
явный перекос в женское начало и, как
следствие, инфантилизм.
Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность)
проявляется в несформированности на
достаточном для данного конкретного
возраста уровне эмоционально-волевой
сферы личности. Как правило, инфантильность
в качестве устойчивой личностной
характеристики высоко коррелирует с
такими личностными особенностями, как
внешний локус контроля, завышенные
самооценка и уровень притязаний,
эгоцентризм, готовность при любых
обстоятельствах атрибутировать
ответственность за неудачу другим,
обостренное, порой болезненное чувство
психологической незащищенности. При
этом основным компенсаторным механизмом
в данном случае оказываются попытки во
что бы то ни стало уйти от необходимости
хотя бы более или менее адекватно
оценивать объективную социальную
реальность, в том числе и путем личностного
погружения в реальность виртуальную
(например, интернет-аддикция). Следует
специально отметить, что инфантилизм
может сочетаться как с нормальным
интеллектуальным развитием, так и с
отставанием и опережением в этой сфере.
В этом плане личностный инфантилизм
вполне правомерно оценивать в качестве
своеобразного проявления гетерохронности
собственно личностного развития
индивида.
Из сказанного
ясно, что инфантилизм представляет
собой универсальное психическое явление
и в определенной степени присущ каждому
человеку. Откровенно девиантные формы
его проявления, как правило, связаны с
тотальной фиксацией личности на таком
виде психологической защиты как
регрессия.
Одна из причин
отставания в психическом развитии
человека – это депривация. В психологию
термин «депривация» вошел благодаря
английскому психологу Дж. Боулби, а
также проработан и содержательно
наполнен в работах его коллеги М.
Эйнсуорт.
Психическая
депривация— это психическое состояние,
возникающее в результате жизненных
ситуаций, когда субъекту не предоставляется
возможность для удовлетворения некоторых
его основных (жизненных) психических
потребностей в течение длительного
времени.
Проявления
психической депривации могут охватывать
широкий диапазон изменений личности
от легких странностей, совершенно не
выходящих за рамки нормальной эмоциональной
картины, вплоть до очень грубых поражений
развития интеллекта и характера.
Чаще всего выделяют
следующие формы психической депривации.
I. Депривация
стимульная (сенсорная): пониженное
количество сенсорных стимулов или их
ограниченная изменчивость.
II. Депривация
значений (когнитивная): слишком изменчивая
хаотичная структура внешнего мира без
четкого упорядочения и смысла, которая
не дает возможности понимать, предвосхищать
и регулировать происходящее извне.
III. Депривация
эмоционального отношения (эмоциональная):
недостаточная возможность для установления
эмоционального отношения к какому-либо
лицу или разрыв подобной эмоциональной
связи, если такая уже была создана.
IV. Депривация
идентичности (социальная): ограниченная
возможность для усвоения самостоятельной
социальной роли.
Например, депривация
потребности младенца в общении (внимание
со стороны матери, общение с ним) приводит
к такому явлению, как госпитализм.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник